Jump to content

История евреев в Кыргызстане

История евреев Кыргызстана связана с историей бухарских евреев Узбекистана напрямую . До 20 века большинство евреев, проживавших на территории Киргизии, принадлежали к бухарской еврейской общине. Однако в течение 20-го века большое количество европейских евреев начало эмигрировать в Кыргызстан , который тогда был частью Советского Союза , и небольшое количество из них все еще живет в стране.

Археологические находки позволяют предположить, что еврейские торговцы из Хазарии начали посещать территорию Киргизии примерно в VI веке нашей эры.

термин «Джит», похожий, например, на польский жид В кыргызской традиции для описания евреев использовался , и он упоминается в кыргызской эпической поэме «Манас» , датируемой 10 веком нашей эры. В Манасе описывается несколько городов Центральной Азии, в которых есть еврейские общины, в том числе Самарканд , Бухара и Багдад , хотя ни один из них никогда не был заселен большинством кыргызов и не входил в состав кыргызской территории.

Согласно переписи 1896 года, евреи составляли около 2% от общей численности населения региона. Можно предположить, что почти 100% этих евреев были бухарскими евреями или, по крайней мере, евреями-сефардами , а это означает, что ни одного еврея-ашкенази до 20 века на территории Киргизии не проживало . Во время Второй мировой войны многие евреи бежали из европейских частей Советского Союза в Среднюю Азию, включая Кыргызстан, в результате чего еврейская община Кыргызстана объединилась из ашкеназской общины и бухарско-сефардской общины. Две общины функционировали раздельно, и хотя это иногда случалось, смешанные браки ашкенази и сефардов не были обычным явлением.

Бухарские евреи [ править ]

Бухарские евреи , также известные как «бухарские евреи» или «бухарские евреи» — евреи из Центральной Азии, говорящие на бухори , диалекте таджикского языка . Их название происходит от названия бывшего среднеазиатского эмирата Бухара , в котором когда-то проживала значительная еврейская община. После распада Советского Союза подавляющее большинство эмигрировало в Израиль и Соединенные Штаты, а другие эмигрировали в Европу или Австралию.

Средневековый период [ править ]

В своих мемуарах Марко Поло упоминает о существовании еврейских торговцев на Шелковом пути , проходившем через территорию современного Кыргызстана, которые строили синагоги и говорили на арамейском языке . Известный арабский географ Аль-Макдиси (946−1000 гг.) упоминал города Ош , Узген , Тараз и другие как города, где проживали еврейские общины.

Современный период [ править ]

Евреи-ашкенази впервые прибыли в Кыргызстан после его завоевания русскими. В городе Караколе в 1885 году был записан один еврей. К 1900 году в городе проживало семь евреев, а к 1910 году в городе проживал 31 еврейский житель. Если в 1885 году в Бишкеке проживало восемь евреев, то к 1913 году в Бишкеке проживало 43 еврея. В городе Ош проживало самое большое количество евреев в Кыргызстане до 20-го века из-за его сефардской еврейской общины, у которой даже было собственное еврейское кладбище за пределами города.

В начале 20-го века многие еврейские бизнесмены владели бизнесом в Киргизии, в том числе Юрий Давыдов, владевший хлопчатобумажными фабриками в Ферганской долине, Борис Каган, основавший сеть книжных магазинов, и братья Поляковы, основавшие филиал Азово -Донской коммерческий банк . Из-за потребности в врачах, учителях и инженерах многие евреи-ашкенази начали эмигрировать в Кыргызстан из европейской части России.

Религиозная жизнь [ править ]

Известно, что еврейская община Оша купила свитки Торы у соседней общины узбекской Бухары .

До 1915 года в Киргизии не было синагог. Ближайший из них находился в Верном (ныне Алматы в Казахстане), Ташкенте , Самарканде и Фергане в Узбекистане . Отдельное еврейское кладбище действовало только в Оше, тогда как во всех остальных городах евреев хоронили на отдельных участках общих мусульманских/христианских кладбищ.

Хотя в Кыргызстане не было еврейского образования, некоторые евреи-сефарды в Оше отправляли своих детей учиться в Хедер в Самарканде. Евреи-ашкенази публично не исповедовали иудаизм и отправляли своих детей в русские школы.

После Первой мировой войны [ править ]

После Первой мировой войны в Кыргызстан приезжало все больше и больше евреев-ашкенази. Среди них много представителей различных политических партий, сосланных в Среднюю Азию, или правительственных чиновников, которых попросили работать в сельских районах, таких как Кыргызстан. С

  1. С началом большевистской революции многие политические активисты были отправлены в Кыргызстан для пропаганды коммунистических идей и большевистского правления многие из них были евреями или еврейского происхождения (из крайне западной части бывшей Российской империи ), такие как Г. Бройдо, который был председатель Бишкекского горсовета , а также Пинчасов, Лифшиц и Фрей, входившие в состав местных городских советов Оша, Джалал-Абада и Токмака . В 1920 году местное министерство образования инициировало создание еврейского института под руководством Симона Диманштейна, предназначенного для алфавитизации евреев-сефардов. В 1929 году Александр Володарский, бывший студент ешивы из Витебска , стал лидером ашкеназской еврейской общины Оша, после ссылки из Белоруссии из-за своей религиозной практики.

Вторая мировая война и далее [ править ]

Во время Второй мировой войны более 20 000 евреев-ашкенази бежали в Кыргызстан из оккупированных нацистами западных частей Советского Союза. Еврейская театральная труппа Варшавы вместе с известной актрисой еврейско-польского происхождения Идой Каминьской (1899–1980) была эвакуирована в Бишкек, а после войны ее вернули в Европу. За это время театр выступал в Бишкеке на идиш и русском языке .

К 1945 году около 70 евреев Бишкека ежедневно посещали местную синагогу. В праздники около 2500. [ нужны разъяснения ] Евреи посетили синагогу. Позже в синагоге стали проводиться также сефардские молитвы за сефардскую общину города. В 1950-е годы еврейская община Бишкека составляла около 3% от общей численности населения города. Евреи стали доминировать в местных университетах, клиниках и школах, проживая в основном в центре Бишкека. В других городах меньшие общины евреев также жили в основном в центре. [1]

В 1970-е годы некоторые евреи начали эмигрировать в Израиль , хотя советское правительство затрудняло им эмиграцию. Позже, особенно с 1989 года и далее, подавляющее большинство еврейской общины Кыргызстана эмигрировало в Израиль, в результате чего по состоянию на 2018 год в стране проживало около 400 евреев. [2]

раввина Арье Райхмана, члена Альянса раввинов исламских государств, направило В 2000 году движение Хабад служить еврейской общине Бишкека в качестве главного раввина. Еврейские и еврейские тексты. Сообщество характеризуется межрелигиозными браками и светской практикой.

Кладбища [ править ]

Еврейские могилы можно найти на старых и новых кладбищах Бишкека, на определенных участках. Работники местных кладбищ обычно знают об этих местах. В Джалал-Абаде на местном кладбище по всей территории разбросаны еврейские могилы, отмеченные обычно знаком « Маген Давид» .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Евреи Кыргызстана - Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  2. ^ «Еврейская община Кыргызстана» . dbs.anumuseum.org.il/ .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98c37684cc353d69af210d1208e82290__1716208320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/90/98c37684cc353d69af210d1208e82290.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Kyrgyzstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)