История евреев в Кыргызстане
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
История евреев Кыргызстана связана с историей бухарских евреев Узбекистана напрямую . До 20 века большинство евреев, проживавших на территории Киргизии, принадлежали к бухарской еврейской общине. Однако в течение 20-го века большое количество европейских евреев начало эмигрировать в Кыргызстан , который тогда был частью Советского Союза , и небольшое количество из них все еще живет в стране.
Археологические находки позволяют предположить, что еврейские торговцы из Хазарии начали посещать территорию Киргизии примерно в VI веке нашей эры.
термин «Джит», похожий, например, на польский жид В кыргызской традиции для описания евреев использовался , и он упоминается в кыргызской эпической поэме «Манас» , датируемой 10 веком нашей эры. В Манасе описывается несколько городов Центральной Азии, в которых есть еврейские общины, в том числе Самарканд , Бухара и Багдад , хотя ни один из них никогда не был заселен большинством кыргызов и не входил в состав кыргызской территории.
Согласно переписи 1896 года, евреи составляли около 2% от общей численности населения региона. Можно предположить, что почти 100% этих евреев были бухарскими евреями или, по крайней мере, евреями-сефардами , а это означает, что ни одного еврея-ашкенази до 20 века на территории Киргизии не проживало . Во время Второй мировой войны многие евреи бежали из европейских частей Советского Союза в Среднюю Азию, включая Кыргызстан, в результате чего еврейская община Кыргызстана объединилась из ашкеназской общины и бухарско-сефардской общины. Две общины функционировали раздельно, и хотя это иногда случалось, смешанные браки ашкенази и сефардов не были обычным явлением.
Бухарские евреи [ править ]
Бухарские евреи , также известные как «бухарские евреи» или «бухарские евреи» — евреи из Центральной Азии, говорящие на бухори , диалекте таджикского языка . Их название происходит от названия бывшего среднеазиатского эмирата Бухара , в котором когда-то проживала значительная еврейская община. После распада Советского Союза подавляющее большинство эмигрировало в Израиль и Соединенные Штаты, а другие эмигрировали в Европу или Австралию.
Средневековый период [ править ]
В своих мемуарах Марко Поло упоминает о существовании еврейских торговцев на Шелковом пути , проходившем через территорию современного Кыргызстана, которые строили синагоги и говорили на арамейском языке . Известный арабский географ Аль-Макдиси (946−1000 гг.) упоминал города Ош , Узген , Тараз и другие как города, где проживали еврейские общины.
Современный период [ править ]
Евреи-ашкенази впервые прибыли в Кыргызстан после его завоевания русскими. В городе Караколе в 1885 году был записан один еврей. К 1900 году в городе проживало семь евреев, а к 1910 году в городе проживал 31 еврейский житель. Если в 1885 году в Бишкеке проживало восемь евреев, то к 1913 году в Бишкеке проживало 43 еврея. В городе Ош проживало самое большое количество евреев в Кыргызстане до 20-го века из-за его сефардской еврейской общины, у которой даже было собственное еврейское кладбище за пределами города.
В начале 20-го века многие еврейские бизнесмены владели бизнесом в Киргизии, в том числе Юрий Давыдов, владевший хлопчатобумажными фабриками в Ферганской долине, Борис Каган, основавший сеть книжных магазинов, и братья Поляковы, основавшие филиал Азово -Донской коммерческий банк . Из-за потребности в врачах, учителях и инженерах многие евреи-ашкенази начали эмигрировать в Кыргызстан из европейской части России.
Религиозная жизнь [ править ]
Известно, что еврейская община Оша купила свитки Торы у соседней общины узбекской Бухары .
До 1915 года в Киргизии не было синагог. Ближайший из них находился в Верном (ныне Алматы в Казахстане), Ташкенте , Самарканде и Фергане в Узбекистане . Отдельное еврейское кладбище действовало только в Оше, тогда как во всех остальных городах евреев хоронили на отдельных участках общих мусульманских/христианских кладбищ.
Хотя в Кыргызстане не было еврейского образования, некоторые евреи-сефарды в Оше отправляли своих детей учиться в Хедер в Самарканде. Евреи-ашкенази публично не исповедовали иудаизм и отправляли своих детей в русские школы.
После Первой мировой войны [ править ]
После Первой мировой войны в Кыргызстан приезжало все больше и больше евреев-ашкенази. Среди них много представителей различных политических партий, сосланных в Среднюю Азию, или правительственных чиновников, которых попросили работать в сельских районах, таких как Кыргызстан. С
- С началом большевистской революции многие политические активисты были отправлены в Кыргызстан для пропаганды коммунистических идей и большевистского правления – многие из них были евреями или еврейского происхождения (из крайне западной части бывшей Российской империи ), такие как Г. Бройдо, который был председатель Бишкекского горсовета , а также Пинчасов, Лифшиц и Фрей, входившие в состав местных городских советов Оша, Джалал-Абада и Токмака . В 1920 году местное министерство образования инициировало создание еврейского института под руководством Симона Диманштейна, предназначенного для алфавитизации евреев-сефардов. В 1929 году Александр Володарский, бывший студент ешивы из Витебска , стал лидером ашкеназской еврейской общины Оша, после ссылки из Белоруссии из-за своей религиозной практики.
Вторая мировая война и далее [ править ]
Во время Второй мировой войны более 20 000 евреев-ашкенази бежали в Кыргызстан из оккупированных нацистами западных частей Советского Союза. Еврейская театральная труппа Варшавы вместе с известной актрисой еврейско-польского происхождения Идой Каминьской (1899–1980) была эвакуирована в Бишкек, а после войны ее вернули в Европу. За это время театр выступал в Бишкеке на идиш и русском языке .
К 1945 году около 70 евреев Бишкека ежедневно посещали местную синагогу. В праздники около 2500. [ нужны разъяснения ] Евреи посетили синагогу. Позже в синагоге стали проводиться также сефардские молитвы за сефардскую общину города. В 1950-е годы еврейская община Бишкека составляла около 3% от общей численности населения города. Евреи стали доминировать в местных университетах, клиниках и школах, проживая в основном в центре Бишкека. В других городах меньшие общины евреев также жили в основном в центре. [1]
В 1970-е годы некоторые евреи начали эмигрировать в Израиль , хотя советское правительство затрудняло им эмиграцию. Позже, особенно с 1989 года и далее, подавляющее большинство еврейской общины Кыргызстана эмигрировало в Израиль, в результате чего по состоянию на 2018 год в стране проживало около 400 евреев. [2]
раввина Арье Райхмана, члена Альянса раввинов исламских государств, направило В 2000 году движение Хабад служить еврейской общине Бишкека в качестве главного раввина. Еврейские и еврейские тексты. Сообщество характеризуется межрелигиозными браками и светской практикой.
Кладбища [ править ]
Еврейские могилы можно найти на старых и новых кладбищах Бишкека, на определенных участках. Работники местных кладбищ обычно знают об этих местах. В Джалал-Абаде на местном кладбище по всей территории разбросаны еврейские могилы, отмеченные обычно знаком « Маген Давид» .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Евреи Кыргызстана - Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ «Еврейская община Кыргызстана» . dbs.anumuseum.org.il/ .