История евреев в Китае
Китайские евреи/китайские евреи יהודים סינייםКитайские евреи | |
---|---|
Общая численность населения | |
3,000 (2021) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Кайфэн , Шанхай , Пекин , Харбин , Тяньцзинь | |
Языки | |
Иврит (литургический), английский , мандаринский диалект , кантонский диалект (ранее), иудео-персидский (исторический) | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Хуэй люди Бухарские евреи • Евреи-ашкенази • Евреи-сефарды • Евреи-мизрахи Другие еврейские этнические подразделения |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Евреи и иудаизм в Китае состоят преимущественно из евреев-сефардов и их потомков. другие еврейские этнические группы Также представлены , в том числе евреи-ашкенази , евреи-мизрахи и ряд новообращенных.
Еврейская китайская община демонстрирует широкий спектр еврейских культурных традиций, а также охватывает весь спектр еврейских религиозных обрядов. Несмотря на то, что китайские евреи составляют небольшое меньшинство, они открыто присутствуют в стране с момента прибытия первых еврейских иммигрантов в 8 веке нашей эры. Относительно изолированные еврейские общины развивались во времена династий Тан и Сун (7-13 века н. э.) на протяжении всей династии Цин (19 век), в первую очередь евреев Кайфэна (термин «китайские евреи» часто используется в ограниченном смысле). для ссылки на эти сообщества).В 19 и начале 20 веков еврейские купцы со всего мира начали торговать в китайских портах, особенно в торговых центрах Гонконга , который какое-то время был британской колонией; Шанхай ( Международное соглашение и Французская концессия ); и Харбин ( Транссибирская магистраль ). В первой половине 20 века тысячи еврейских беженцев, спасавшихся от погромов в Российской империи прибыл в Китай. К моменту создания Китайской Народной Республики в 1949 году было известно, что лишь немногие евреи сохранили свою религию и культуру.
Обзор [ править ]
Присутствие общины еврейских иммигрантов в Китае, возможно, началось где-то во времена династии Сун, хотя ряд ученых утверждали, что их присутствие там было еще во времена ранней династии Тан. В 9 веке персидский географ Ибн Хордадбе отметил путешествия еврейских купцов, называемых радханитами , чья торговля привела их в Китай по Шелковому пути через Среднюю Азию и Индию. Он упомянул присутствие еврейских торговцев в ряде китайских городов и важную экономическую роль, которую они играли в транспортировке товаров, а также в передаче научных и технологических знаний по суше и морю из Испании и Франции через Ближний Восток в Китай. [2] Средневековый итальянский исследователь Якоб Анконский , предполагаемый автор книги путешествий, был учёным еврейским купцом, писавшим на народном итальянском языке и достигшим Китая в 1271 году. [3] хотя некоторые авторы сомневаются в ее правдивости. [4] [5] [6] [7]
В период открытия Китая Западу и британского квазиколониализма первой группой, поселившейся в Китае, были евреи, прибывшие в Китай под защитой Великобритании после Первой опиумной войны . Многие из этих евреев были индийского или иракского происхождения из-за значительного британского колониализма в этих регионах. Вторая община возникла в первые десятилетия 20-го века, когда многие евреи прибыли в Гонконг и Шанхай в периоды экономического роста этих городов. Еще больше евреев прибыли в качестве беженцев от русской революции 1917 года . В конце 1930-х и 1940-х годах должна была прибыть волна евреев и еврейских семей с целью поиска убежища от Холокоста в Европе, и они были преимущественно европейского происхождения. Шанхай был известен своей особой территорией, отведенной для еврейских беженцев , большинство из которых уехали после войны, а остальные переселились до или сразу после создания Китайской Народной Республики .
Многие евреи в Китае приняли ислам и стали мусульманами хуэй. [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18]
На протяжении веков община Кайфэн стала практически неотличимой от китайского населения хуэй и хань и поэтому больше не признается китайским правительством как отдельное этническое меньшинство . Это результат сохранения уже еврейских обычаев и принятия многих ханьских китайских обычаев, включая отцовское происхождение и обширные смешанные браки с населением хуэй. [19] Поскольку их религиозные обряды считаются функционально вымершими, они не имеют права на ускоренную иммиграцию в Израиль в соответствии с Законом о возвращении, если только они явно не обратились в другую веру. [20] [19]
Сегодня многие потомки евреев ассимилировались с мусульманским населением Хуэй . Некоторые из них, а также международные еврейские общины начинают искать этих потомков, чтобы помочь им возродить интерес к своим еврейским корням. Это особенно важно в современном Китае, поскольку принадлежность к любой группе меньшинства дает ряд преимуществ, включая снижение ограничений на количество детей и упрощение условий приема в высшие учебные заведения .
История [ править ]
Некоторые утверждали, что евреи, исторически проживавшие в различных местах Китая, произошли от десяти потерянных колен изгнанного древнего Израильского царства , которые переселились в районы современного Китая. следы некоторых древних еврейских ритуалов . В некоторых местах наблюдаются [21]
Одной из хорошо известных групп были евреи Кайфэна , которые, как предполагается, путешествовали из Персии в Индию во времена династии Средняя Хань , а затем мигрировали из населенных мусульманами регионов северо-западного Китая (современная провинция Ганьсу ) в провинцию Хэнань в ранний период правления династии Хань. Династия Северная Сун (960–1127). [22]
Происхождение [ править ]
Существует устная традиция, согласно которой первые евреи иммигрировали в Китай через Персию после римским императором Титом захвата Иерусалима в 70 году нашей эры. Большое количество евреев эмигрировало из Персии во время правления императора Мин Хань (58–75 гг. Н. Э.). [23] В 1900 году отец Джозеф Брукер выдвинул гипотезу, что евреи с древних времен пришли в Китай из Индии морским путем.
Три стелы с надписями, найденные в Кайфэне, несут некоторые исторические предположения. Самая старая из них, датируемая 1489 годом, посвящена строительству синагоги (1163 год) (под названием Qīngzhēn Sì , термин, часто используемый для обозначения мечети на китайском языке), и утверждает, что евреи прибыли в Китай из Индии во времена династии Поздняя Хань (25–220 гг. н.э.). евреев ), 70 китайских фамилий , их аудиенция с «безымянным» императором династии Сун и, наконец, перечисляет передачу их религии от Авраама до пророка Ездры . Вторая табличка, датированная 1512 годом (найденная в синагоге Сюаньчжан Даоцзин Си ), подробно описывает религиозные обычаи евреев. Третья датирована 1663 годом и посвящена перестройке синагоги Цинчжэнь-сы , а также суммирует информацию из двух других стел. [22]
Отец Джозеф Брукер считал, что рукописи Маттео Риччи указывают на то, что в конце 16 - начале 17 веков в Кайфэне проживало всего около десяти или двенадцати еврейских семей, и что они, как сообщается, проживали там в течение пяти или шестисот лет. В рукописях также говорилось, что в Ханчжоу проживало большее число евреев . Это может быть воспринято как предположение о том, что лояльные евреи бежали на юг вместе с будущим коронованным императором Гаозуном в Ханчжоу . Фактически, на стеле 1489 года упоминается, как евреи «покинули Бяньлян» ( Кайфэн ) после Цзинканского инцидента .
Многие еврейские общины были созданы в Китае в средние века. Однако не все оставили доказательства своего существования. Сегодня известны следующие: Кайфэн , Ханчжоу , Нинбо , Янчжоу , Нинся , Гуанчжоу , Пекин , Цюаньчжоу , Нанкин , Сиань и Лоян . [24]
Имена [ править ]
Современный термин для обозначения евреев, используемый сегодня среди китайцев, — это Ютайрен ( китайский : 猶太人 ; пиньинь : Ютай Рен ) на китайском языке и «яу тай ян» на кантонском диалекте . Эти термины произносятся так же, как יהודאי ( Йехудай ) — арамейское слово, обозначающее еврея, — и Ἰουδαῖος ( иудайос ), греческое слово.
Было зафиксировано, что китайцы исторически называли евреев Тяо цзинь цзяо (挑筋教), что в широком смысле означает «религия, удаляющая сухожилия». [25] вероятно, имеется в виду еврейский диетический запрет на употребление в пищу седалищного нерва (из Бытия 32:32). [26]
Еврейский диетический закон ( кашрут ), который запрещает употребление в пищу, помимо других продуктов, нежвачных млекопитающих , моллюсков и рептилий , скорее всего, заставил бы еврейские общины выделиться из окружающего основного китайского населения. [ оригинальное исследование? ] поскольку китайская культура, как правило, очень свободна в выборе продуктов, которые она считает подходящими для еды. [ нужна ссылка ]
Евреев также называли хуэй с синей шляпой ( китайский : 藍帽回 ; пиньинь : Lánmào Húi ), в отличие от других групп населения хуэй, которые отождествляли себя со шляпами других цветов. [25] Различие между мусульманскими и евреями хуэй не является и исторически не было хорошо признано доминирующим ханьским населением. [ нужна ссылка ]
Современный перевод «Стел Кайфэн» показывает, что евреи называли свою синагогу «Чистым и Истиной», что по сути совпадает с термином, используемым в современном Китае для обозначения мусульманских мечетей (清真寺). lƐbàisì禮拜寺 и qīngzhēnsì清真寺 использовались евреями и мусульманами в качестве названий как синагог, так и мечетей. [27]
Согласно устной традиции, продиктованной Сюй Синем , директором Центра иудаистских исследований Нанкинского университета , в его книге «Легенды китайских евреев Кайфэна» , евреи Кайфэна называли иудаизм Yīcìlèyè jiào (一賜樂業教), букв. религия Израиля. Yīcìlèyè — это транслитерация и частичный перевод слова « Израиль ». Сюй Синь переводит эту фразу как «Избранный народ, одаренный Богом и довольный своей жизнью и работой». [ нужна ссылка ]
Ранняя запись [ править ]
Самые ранние свидетельства присутствия евреев в Китае относятся к началу VIII века: деловое письмо, написанное на иудео-персидском языке, обнаруженное Марком Аурелом Штайном . Письмо (ныне хранящееся в Британском музее) было найдено в Дандан-Уилике , важном посту на Шелковом пути на северо-западе Китая во времена династии Тан (618–907). Текст длиной в тридцать семь строк был написан на бумаге, которая тогда производилась только в Китае. Он был идентифицирован Дэвидом Сэмюэлем Марголиутом как датируемый 718 годом нашей эры. [28] [29] путешественник IX века Ибн Зейд аль-Хасан из Сирафа, арабский , сообщает, что в 878 году последователи китайского лидера повстанцев Хуан Чао осадили Кантон ( Гуанчжоу ) и убили большое количество проживавших там иностранных купцов, арабов, персов, христиан и евреев. . [30]
Китай был местом назначения для евреев-радханитов , которые привозили мальчиков и рабынь из Европы для продажи любому местному жителю, согласно « Книге дорог и королевств» ибн Хордадбеха . [31] В Дандане Оилике был найден документ VIII века, написанный на иудео-персидском языке , который был переведен Аурелом Штайном . [32]
часто принимали евреев в Китае за мусульман Источники указывают, что другие китайцы . Первое правдоподобное письменное упоминание о евреях в Китае использует термин Чжуху (竹忽) или Чжухуду (朱乎得) (возможно, от арабского Yehoud или от еврейского Yehudim , «евреи»), найденный в Анналах династии Юань в 1329 и 1354 годах. и о правительственном постановлении, согласно которому евреи массово приезжают в Пекин столицу В тексте говорилось об усилении налога, взимаемого с «несогласных» , .
Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло , посетивший Китай, находившийся тогда во времена династии Юань , в конце 13 века, описал выдающееся положение еврейских торговцев в Пекине. Подобные упоминания можно найти в записках францисканца Иоанна Монтекорвино , первого архиепископа Римско-католической архиепархии Пекина в начале 14 века, и в трудах Ибн Батуты , арабского посланника в Монгольской империи в середине 14 века. век.
Чингисхан называл и евреев, и мусульман Хуэйхуэй, когда он запретил евреям и мусульманам практиковать кошерное и халяльное приготовление пищи, назвав их обоих «рабами» и заставив их есть монгольскую пищу , а также запретил им практиковать обрезание . [33] [34]
Среди всех [подвластных] пришлых народов только хуэй-хуэй говорят: «Мы не едим монгольскую пищу». [Чингис Каан ответил:] «С помощью небес мы умиротворили вас; вы наши рабы. Но вы не едите нашу еду и питье. Как это может быть правильно?» После этого он заставил их поесть. «Если вы зарежете овец, вас будут считать виновным в преступлении». Он издал постановление на этот счет... [В 1279/1280 году при Кубилае] все мусульмане говорят: «если кто-то другой зарежет [животное], мы не едим». Поскольку бедные люди этим расстроены, отныне Мусулуман [мусульманин] Хуэйхуэй и Чжуху [еврей] Хуэйхуэй, независимо от того, кто убьет [животное], будет есть [его] и должны прекратить сами резать овец и прекратить обряд обрезание. [35]
Во времена династии Мин (1368–1644) император Мин дал евреям семь фамилий, по которым их можно узнать сегодня: Ай (艾), Ши (石), Гао (高), Цзинь (金), Ли (李). ), Чжан (張) и Чжао (趙). [36] [37] Два из них, Джин и Ши, являются эквивалентом обычных еврейских имен на Западе: Золото и Камень. [38] [39]
Первые современные западные записи о евреях, проживающих в Китае, можно найти в записях -иезуитов миссионеров 17-го века в Пекине . Выдающегося иезуита Маттео Риччи в 1605 году посетил молодой китаец-еврей. Риччи упомянул имя этого человека как Нгаи, который с тех пор был идентифицирован французским синологом Полем Пеллио как еврей по имени Ай Тьен, который объяснил, что Сообщество, к которому он принадлежал, было монотеистическим или верило только в одного Бога. Записано, что, когда он увидел христианское изображение Марии с младенцем Иисусом , он принял его за изображение Ревекки с Исавом или Иаковом , фигурами из еврейских Писаний . Нгай (Ай Тиан, Ай Тьен) заявил, что он приехал из Кайфэна , и заявил, что это место проживания большого еврейского населения. [40] Риччи послал этнического китайца-иезуита-мирянина посетить Кайфэн; [40] позже город посетили и другие иезуиты (в основном европейцы). Позже выяснилось, что у еврейской общины была синагога ( Либай си ), построенная лицом на запад и хранившая ряд письменных материалов и книг.
Евреев, управлявших синагогой, называли « муллами ». Наводнения и пожары неоднократно уничтожали книги синагоги Кайфэн. Они получили некоторые из Нинся и Нинбо, чтобы заменить их. Другой свод законов на иврите был куплен у мусульманина из Нин-Кеанг-Чоу в Шэнь-се (Шаньси), который приобрел его у умирающего еврея в Кантоне. [41]
Китайцы в древности называли мусульман, иудеев и христиан одним и тем же именем «Хуэй-хуэй» (Хуй-хуй). Крестоносцев (христиан) называли «Хуай, которые воздерживаются от животных без раздвоенной ноги», мусульман называли «Хуай, которые воздерживаются от свинины», евреев называли «Хуай, которые извлекают сухожилия (удаляют седалищный нерв )». Хуй-цзе (Хуэй цзы) или Хуй-хуй (Хуэй цзы) в настоящее время используется почти исключительно для мусульман, но евреев все еще называли Лан Маоу Хуэй цзы (Лан мао Хуэй цзы), что означает «Синяя шапка Хуэй цзы». В Кайфэне евреев называли «Теау кин кеау» «религия экстракта сухожилий». Евреи и мусульмане в Китае носили одно и то же название для синагоги и мечети, которые назывались «Цин-чин сзе» (Цинчжэнь си) «Храм чистоты и истины». ", название датируется 13 веком. Синагога и мечети были также известны как Ле-пае сзе (Либай си). Табличка указывала, что иудаизм когда-то был известен как "Йих-цзе-ло-ни-кеау" (израильская религия ) и синагоги, известные как Йих-цзе ло ни леен (израильский храм), но они вышли из употребления. [42]
Мусульманин из Нанкина рассказал Семедо, что четыре семьи евреев обратились в ислам, поскольку они были последними евреями в Нанкине, и их число сокращается. [43]
Различные китайские евреи работали на государственной службе и владели большой собственностью в Китае в 17 веке. [44]
Первая волна евреев Шанхая пришла во второй половине XIX века, многие из них были евреями-мизрахи из Ирака. Первым евреем, прибывшим туда, был Элиас Дэвид Сассун , который примерно в 1850 году открыл филиал в бомбейском доме своего отца. С этого периода евреи постепенно мигрировали из Индии в Шанхай, большинство из них были наняты из Бомбея в качестве клерков в фирме Дэвида Сассуна и Ко . Сообщество состояло в основном из «азиатских», (сефардских) немецких и русских евреев, хотя среди них было несколько евреев австрийского, французского и итальянского происхождения. Евреи принимали значительное участие в развитии торговли в Китае, некоторые из них работали в муниципальных советах, среди них был Сайлас Аарон Хардун , партнер фирмы ED Sassoon & Co. , который одновременно работал во французском и английском советах. В первые дни еврейского поселения в Шанхае евреи занимались торговлей опиумом и бомбейской хлопчатобумажной пряжей.
Новое время [ править ]
Согласно современным источникам, еврейское население Китая в 1940 году, включая Маньчжоу -Го, составляло 36 000 человек (источник: Католическая энциклопедия).
В 19 и начале 20 веков еврейские купцы со всего мира начали торговать в китайских портах, особенно в торговых центрах Гонконга , который какое-то время был британской колонией; Шанхай ( Международное соглашение и Французская концессия ); и Харбин ( Транссибирская магистраль ). В первой половине XX века в Китай прибыли тысячи еврейских беженцев, спасавшихся от погромов в Российской империи . К моменту создания Китайской Народной Республики в 1949 году было известно, что лишь немногие евреи сохранили свою религию и культуру. Еврейские общины Китая этнически разнообразны: от евреев Кайфэна и всех других портов Китая. Еврейское происхождение Кайфэна было обнаружено среди их потомков, живущих среди мусульман хуэй, например, во время паломничества в хадж хуэйская мусульманка Цзинь Сяоцзин (金效靜) узнала о своем еврейском происхождении и написала об этом в статье «Китайские евреи» (中国).的犹太人), опубликованный в журнале «Points East» в 1981 году. Ученые отметили, что мусульмане хуэй, возможно, поглотили кайфэнских евреев, а не ханьских конфуцианцев и буддистов. [45] [46] Евреев, принявших ислам и ставших мусульманами хуэй в Китае в 16 веке, называли хуэй с синей шляпой (藍帽回回), поскольку они обратились в ислам из-за сходства в своих традициях. [47] Один из семи известных мусульманских кланов хуэй в Кайфэне, еврейский клан Чжан, стал мусульманином. [48] Семья Чжан, среди нескольких мусульман-хуэйцев еврейского происхождения из Кайфэна, называет себя «фальшивыми мусульманами», поскольку они открыто гордятся своим происхождением. [49] Вместо того, чтобы быть поглощенным Хань, часть евреев Китая Кайфэна стала мусульманами хуэй. [50] В 1948 году Самуэль Ступа Ши (Ши Хун Мо) (施洪模) сказал, что видел еврейскую надпись «Религия Израиля» на иврите на надгробии на мусульманском кладбище династии Цин к западу от Ханчжоу. [51] Сообщается, что они более или менее полностью ассимилировались с мусульманским населением хуэй из-за широко распространенного смешанного брака; особенно во времена династии Мин . [52] [19] Однако в конце 20-го и начале 21-го веков некоторые международные еврейские группы, в первую очередь Шавей Исраэль, помогли китайским евреям заново открыть для себя свое еврейское наследие и воссоединиться со своими еврейскими корнями. [53]
Шанхай [ править ]
Еврейская жизнь в Шанхае по-настоящему пошла в гору с приходом британцев. Евреи-мизрахи с Ближнего Востока приехали в качестве торговцев через Индию и Гонконг и во второй половине XIX века основали некоторые из ведущих торговых компаний. Позже, после Первой мировой войны , многие евреи-ашкенази приехали из Европы. Ребе Меир Ашкенази ( Хабад-Любавич ) был главным раввином Шанхая (1926–1949).
Русские евреи [ править ]
В начале 20 века многие российские евреи, спасаясь от погромов в нескольких городах Российской империи, решили переехать на северо-восток Китая на постоянное поселение ( раввин Аарон Моше Киселев служил в Харбине с 1913 года до своей смерти в 1949 году). После русской революции 1917 года многие белые русские бежали в Харбин (бывшая Маньчжурия ). В их число входили, среди прочих, д-р Авраам Кауфман , сыгравший ведущую роль в еврейской общине Харбина после 1919 года. [54] и родители будущего премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта . По оценкам, в Харбине проживало более 20 000 евреев, которые играли ключевую роль в формировании местной политики, экономики и международной торговли. [55]
Доктор Сунь Ятсен , основатель Китайской Республики , восхищался еврейским народом и сионизмом , а также видел параллели между преследованием евреев и доминированием в Китае западных держав. Он заявил: «Хотя их страна была разрушена, еврейская нация существует и по сей день... [Сионизм] является одним из величайших движений современности. Все любители демократии не могут не поддержать всем сердцем и с энтузиазмом приветствовать это движение. восстановить вашу замечательную и историческую нацию, которая внесла такой большой вклад в мировую цивилизацию и которая по праву заслуживает [sic] почетного места в семье наций». [56]
Японская оккупация Северо-Восточного Китая в 1931 г. и создание Маньчжоу-Го в 1932 г. отрицательно сказались на еврейской общине Харбина (13 000 человек в 1929 г.). Большинство этих евреев уехали из Харбина в Тяньцзинь , Шанхай и в Палестину под британским мандатом . До 1939 года русских евреев в Шанхае было около 5000. [57]
Вторая мировая война [ править ]
Другая волна из 18 000 евреев из Германии , Австрии и Польши иммигрировала в Шанхай в конце 1930-х и начале 1940-х годов, спасаясь от Холокоста . [58] В то время Шанхай был открытым городом и не имел ограничений на иммиграцию. Некоторые китайские дипломаты, такие как Хо Фэн Шань, выдавали «защитные» паспорта, а японский дипломат Тиунэ Сугихара выдавал транзитные визы, по которым беженцы могли отправиться в Шанхай после непродолжительного пребывания в Шанхае. остаться в Японии . В 1943 году оккупационная японская армия потребовала, чтобы эти 18 000 евреев, официально известных как «беженцы без гражданства», переселились на территорию площадью 0,75 квадратных миль (1,9 км2). 2 ) в шанхайском районе Хункью (сегодня известный как район Хункоу ), где многие жили в групповых домах под названием «Хэймэ». [59] Общее число евреев, прибывших в Шанхай в этот период, равнялось общему числу евреев, бежавших в Австралию , Канаду , Индию , Новую Зеландию и Южную Африку вместе взятые. Многие евреи Китая позже переехали и основали современное государство Израиль .
Шанхай был важным убежищем для еврейских беженцев во время Холокоста, поскольку это было одно из немногих мест в мире, где не требовалась виза. Однако добраться туда было непросто. Японцы, контролировавшие город, предпочитали смотреть в другую сторону. Однако некоторые коррумпированные чиновники также воспользовались тяжелым положением евреев. К 1941 году здесь нашли приют почти 20 000 европейских евреев.
Известные евреи во время Второй китайско-японской войны включают доктора Якоба Розенфельда , Станислава Флато , Рут Вайс , Еву Сандберг (фотограф и жену коммунистического лидера Сяо Саня ) и Морриса Авраама Коэна .
В конце войны представители нацистов оказали давление на японскую армию, чтобы она разработала план по уничтожению еврейского населения Шанхая, и это давление в конечном итоге стало известно руководству еврейской общины. Однако японцы не собирались еще больше провоцировать гнев союзников после их уже печально известного вторжения в Китай и дополнительного вторжения в ряд других азиатских стран, поэтому они отложили запрос Германии до окончания войны. Благодаря заступничеству Амшеноверского ребе и переводческим навыкам Лео (Арие) Ханина японцы в конечном итоге сохранили евреев Шанхая в безопасности. [60]
В целом за период с 1845 по 1945 год более 40 000 евреев приехали в Китай для ведения бизнеса или в поисках убежища. [61]
Конец 20 века [ править ]
После Второй мировой войны и образования КНР в 1949 году большинство этих евреев эмигрировали в Израиль или на Запад , хотя некоторые остались. Три выдающихся некитайца жили в Китае с момента создания Китайской Народной Республики до современного периода: Сидней Шапиро , Исраэль Эпштейн и Рут Вайс , один американский , один польский и один австрийский эмигрант, были еврейского происхождения. Другой американец еврейского происхождения, Сидни Риттенберг, служил переводчиком многим высокопоставленным китайским чиновникам. Клара Блюм зарекомендовала себя как одна из немногих еврейских писательниц в Китае после 1949 года. [62]
Структурированная еврейская жизнь вернулась в Пекин в 1979 году с основанием Кехилат Пекин, эгалитарной светской общины, обслуживающей евреев-экспатриантов со всего мира.
Сара Имас, уроженка Шанхая, дочь президента Шанхайского еврейского клуба Лейви Имаса, стала первым китайским еврейским иммигрантом в Израиле после того, как две страны установили официальные дипломатические отношения в 1992 году. Прибыла Лейви Имас, которой пришлось покинуть Германию и переехать в Польшу в 1939 году. в Шанхае в том же году. Последние годы своей жизни он провел в Шанхае до 1962 года, до начала Культурной революции. Хотя некитайская внешность и семейное происхождение Сары Имас доставили ей много неприятностей во время Культурной революции, когда ее обвинили в том, что она иностранная капиталистка и шпионка, сегодня Сара Имас вернулась в Шанхай, работая китайским представителем израильской алмазной компании. [63] [ нужен лучший источник ]
27 июня 1985 года международная группа ученых и активистов собралась в Пало-Альто, Калифорния, чтобы основать Китайско-иудаистский институт. [64] Раввин Ансон Лайтнер является действующим президентом. [65]
Институт иудаики был основан в Нанкинском университете в 1992 году. [66]
С 1990-х годов муниципальное правительство Шанхая взяло на себя инициативу по сохранению исторической западной архитектуры, построенной во времена колониального прошлого Шанхая. Многие отели и частные дома, ранее принадлежавшие евреям, были включены в проект консервации. В 1997 году просторный палисадник Шанхайского детского дворца Кадури, ставшего резиденцией Кадури , был практически полностью убран, чтобы освободить место для строящейся городской системы путепроводов. Однодневный тур по истории еврейского присутствия в Шанхае можно организовать через Центр еврейских исследований Шанхая . [67] Раввин Шалом Гринберг из Хабад-Любавич в Нью-Йорке прибыл в Шанхай, чтобы служить этой общине в августе 1998 года. В том же году раввин Артур Шнайер, президент Фонда «Обращение к совести» Нью-Йорка, подарил общине Тору. В первый день Рош ха-Шана состоялось еврейское новогоднее богослужение . в синагоге Оэль Рахель , в сентябре 1999 года, впервые с 1952 года [68]
21 век [ править ]
По оценкам, по состоянию на 2010 год в Шанхае проживало от 2000 до 3000 евреев. [ нужна ссылка ] В мае 2010 года синагога Охель Рахель в Шанхае была временно открыта для местной еврейской общины для проведения служб по выходным. [69] Синагоги расположены в Пекине, Шанхае и Гонконге и обслуживают как коренных китайских евреев, израильтян, так и еврейские общины диаспоры по всему миру. [70]
В 2001 году раввин Шимон Фрейндлих из движения Хабад-Любавич приехал и поселился в Пекине с миссией построить и возглавить Центр Хабад-Любавич в Пекине. [68] Кехилат Пекин продолжает практику проведения еженедельных мирских субботних служб, регулярного соблюдения праздников и общественных мероприятий, включая ретриты и празднования. В 2007 году сефардская община Шанхая открыла синагогу, учебный зал , кошерную кухню и образовательные классы для детей и взрослых. В общине есть свой хахам , который выполняет функции учителя и хазана , а также раввин Эфраим Бецалель, который занимается делами местной общины и потребностями кашрута . [71] Поскольку значительное количество китайских продуктов питания и пищевых ингредиентов экспортируется на американский рынок, ряд агентств по сертификации кошерности отправляют в Китай раввинов в качестве инспекторов кошерности ( машгихим ). По состоянию на 2009 год в Китае дислоцируется более 50 машгихимов, из них 7 — от Православного Союза . [72]
По состоянию на 2019 год Харбин мог претендовать на одного жителя-еврея, профессора Дэна Бен-Ханаана, который помогал местному правительству консультировать по вопросам восстановления городских синагог и других зданий, связанных с евреями. [73]
Еврейская община Кайфэна сообщает об усилении притеснений со стороны властей с 2015 года, обращая вспять скромное возрождение, которое она пережила в 1990-х годах. Соблюдение публичных религиозных служб и празднование религиозных праздников, таких как Песах и Суккот, были запрещены, а еврейские общинные группы были закрыты. Вывески были сняты с синагоги Кайфэн, исторического места, расположенного на переулке Учения Торы, которое сейчас находится под строгим наблюдением. [74]
Небольшому числу китайских евреев удалось совершить алию и иммигрировать в Израиль с помощью частных организаций, таких как Шавей Исраэль .
люди еврейского происхождения происхождения Известные китайского
- Сон Даньдан , актриса, которая часто появляется на гала-концерте в честь китайского Нового года на канале CCTV.
- Стэнли Хо , основатель и председатель SJM Holdings , владеющего девятнадцатью казино в Макао , включая Grand Lisboa , прозванный по-разному «Крестный отец» и «Король азартных игр» , что отражает предоставленную государством монополию, которую он удерживал в игорной индустрии Макао в течение 75 лет.
- Джози Хо , дочь Стэнли Хо , голландского еврейского происхождения. Актриса из Гонконга.
- Лоуренс Трайб , американский профессор конституционного права, родившийся в семье европейских евреев.
- Рон Клингер , ведущий австралийский англоязычный писатель- бридж , родился в Шанхае в семье европейских евреев.
- Майк Медавой , американский кинопродюсер украинского еврейского происхождения.
- Чжао Инчэн , чиновник династии Мин 17 века, член еврейской общины Кайфэн.
- Сэр Майкл Дэвид Кадури , гонконгский бизнесмен -миллиардер , председатель и владелец 18% CLP Group.
- Гарри Тригубофф , австралийский магнат недвижимости
См. также [ править ]
- Антисемитизм в Китае
- Китайцы в Израиле
- История евреев в Гонконге
- История евреев на Тайване
- Кайфэнские евреи
- Десять потерянных племен
- Отношения Китайской Народной Республики и Израиля
- Религия в Китае
- Свобода религии в Китае
- Шанхайское гетто
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Еврейское население мира» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Вальд, Шалом Саломон (2004). Китай и еврейский народ . Иерусалим: Институт политики планирования еврейского народа / Издательство Gefen. п. 83. ИСБН 965-229-347-4 .
- ^ Дэвид Селбурн. Город Света. Абакус, Лондон, 1998. ISBN 978-0-349-10895-7
- ^ Спенс, Джонатан (19 октября 1997 г.). «Дырявая лодка в Китай» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Марк Хонигсбаум. Китайская подделка? Зритель, 25 октября 1997 г.
- ^ JRS Филипс. Средневековая экспансия Европы. Издательство Оксфордского университета, 1998, стр. 289. ISBN 978-0-19-820740-5
- ^ «Дэвид Л. Голд. Свежее эссе о долге и ответственности. 2008» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 августа 2010 г. Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ Либерман, Филипп И., изд. (2021). Кембриджская история иудаизма: Том 5, Евреи в средневековом исламском мире . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781009038591 .
... еврейское присутствие в городе началось еще до этого года.242 Согласно надписи 1489 года, основатели Кайфэна... в то время как другие утверждают, что евреи Пекина и Нанкина обратились в ислам.249 Тот же Риччи был первым, кто ...
- ^ Эрлих, М. Аврум; Лян, Пинган (2008). «Часть V ЕВРЕЙСКИЕ ПОТОКИ КАЙФЭНГА 14 СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСКИХ ПОТОМКОВ КАЙФЭНГА» . В Эрлихе, М. Аврум (ред.). Еврейско-китайская связь: встреча цивилизаций . Серия исследований иудаики Рутледжа (иллюстрированное издание). Рутледж. п. 194. ИСБН 978-1134105533 .
Говорят, что из семи первоначальных кланов евреев Кайфэна клан Чжан принял ислам в начале двадцатого века из-за упадка общины и проблем того периода истории Китая.
- ^ Дубов, Кальман. Путешествие в Китайскую Народную Республику; Обзор и анализ . Кальман Дубов.
Большая часть Чжан приняла ислам. Евреев, управлявших синагогами, называли муллами. Во времена династии Мин большое количество евреев Кайфэна сдали сложный экзамен на государственную службу Китая. Четыре надписи 1489, 1512,...
- ^ Гольдштейн, Джонатан, изд. (1998). Евреи Китая . Я Шарп. п. 119. ИСБН 076563631X .
Постановление 1757 года в книге рекордов Парадези гласило: «Если израильтянин или гер [очевидно, новообращенный из-за пределов Кочина] женится на женщине из дочерей... мшухраримов, то сыновья, рожденные у них, идут вслед за... ..
- ^ Гольдштейн, Джонатан; Шварц, Бенджамин И. (2015). Евреи Китая: т. 1: Исторические и сравнительные перспективы (иллюстрированное издание). Рутледж. ISBN 978-1317456049 .
Некоторые ритуалы предков, возможно, до сих пор проводятся группами еврейского происхождения в Кайфэне; есть надежда, что продолжающийся... новообращенный из-за пределов Кочина] женится на женщине из дочерей... мшухраримов, сыновей, которые у них родились...
- ^ Барон, Сало Виттмайер (1952). Социальная и религиозная история евреев: позднее средневековье и эпоха европейской экспансии, 1200-1650 гг . Том. 18. Издательство Колумбийского университета. п. 617. ИСБН 0231088558 .
Характерно, однако, что еврейский народ не соблюдал специальных поминальных дней для большей части своих древних и... Никто, кажется, не подвергал серьезному сомнению допустимость кайфэнских евреев жениться более чем на одной жене.
- ^ Лесли, Дональд Дэниел (2017). «ИНТЕГРАЦИЯ, АССИМИЛАЦИЯ И ВЫЖИВАНИЕ МЕНЬШИНСТВ В КИТАЕ: ПРИМЕР КАЙФЕНСКИХ ЕВРЕЕВ» . В Малеке, Роман (ред.). От Кайфэна до Шанхая: евреи в Китае . Рутледж. п. 68. ИСБН 978-1351566292 .
В любом случае евреи Кайфэна не выделялись как экзотическая община, поскольку там было большое количество мусульман... и они не вступали в смешанные браки.93 По мнению большинства авторитетных источников, многие евреи в конце концов ассимилировались с исламом.
- ^ Шапиро, Сидни (2001). Евреи в Старом Китае: исследования китайских ученых . Гиппокреновые книги. п. 233. ИСБН 0781808332 .
Мусульманские религиозные ограничения требовали от любого мужчины или женщины, вступившего в брак с мусульманином, принять ислам. ... Ан Сан, кайфэнский еврей, за заслуги перед судом был удостоен звания третьего класса... -последователи не ассимилировались с ханьским населением. Евреи, вступившие в брак с мусульманами, должны были принять ислам. Это одна из причин ассимиляции евреев.
- ^ Бенджамин Исадор Шварц; Фрэнк Джозеф Шульман (1999). Гольдштейн, Джонатан (ред.). Евреи Китая: исторические и сравнительные перспективы . Книга Восточные ворота. Том. 1. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп. п. 119. ИСБН 0765601036 .
Постановление 1757 года в книге рекордов Парадези гласило: «Если израильтянин или гер (вероятно, новообращенный из-за пределов Кочина) женится на женщине из дочерей... мшухраримов, то сыновья, рожденные у них, идут вслед за . ..
- ^ Точки Востока, Тома 1–7 . Китайско-иудейский институт. 1986. с. 8.
Даже первое поколение смешанного брака часто находит потомство счастливым, чтобы уйти в не-... Хотя евреи обратились в ислам, они, по-видимому, сохранили еврейскую окраску, во многом как евреи, принявшие...
- ^ Майкл Поллак; Бет ха-тефуцот (1984). קהילת קאפינג: Китайские евреи на берегах Желтой реки [ Евреи Кайфэна ]. Тель-Авив, Израиль: Бет Хатефуцот, Музей еврейской диаспоры Нахума Гольдмана.
Сообщество также было ослаблено повторяющимися природными, военными и экономическими катастрофами, которые Кайфэн пережил на протяжении веков. Огонь и наводнение сделали свое дело,
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эйкенбург, Джоселин (28 февраля 2011 г.). «Являются ли еврейские женщины более склонными выходить замуж за китайцев?» . Кстати о Китае .
- ^ "Правда о матрилинейном происхождении"
- ^ «NOVA Online | Потерянные колена Израиля | Где десять потерянных колен? (3)» . Pbs.org . Проверено 18 июля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайс, Тибериу. Надписи на камне Кайфэн: наследие еврейской общины в Древнем Китае . Нью-Йорк: iUniverse, 2006 ( ISBN 0-595-37340-2 )
- ^ Альфред Эдельсхайм. История еврейского народа после разрушения Иерусалима при Тите. Кессинджер Паблишинг, 2004, с. 71. ISBN 1-4179-1234-0
- ^ Пан, Гуан (2005). Евреи в Китае . п. 22. ISBN 9787508507507 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл Брумхолл (1910). Ислам в Китае: забытая проблема . Морган и Скотт, Лимитед. п. 176 .
- ^ Католическая энциклопедия.
- ^ Маршалл Брумхолл (1910). Ислам в Китае: забытая проблема . Морган и Скотт, Лимитед. стр. 176–177 .
- ^ Сюй Синь, Евреи Кайфэна, Китай. История, культура и религия . с.153, Издательство «Ктав», 2003. ISBN 0-88125-791-5 ISBN 978-0-88125-791-5
- ^ Энциклопедия диаспор. Культуры иммигрантов и беженцев во всем мире. Том. Я, Еврейская диаспора в Китае, Сюй Синь, стр. 153, Эмбер, Мелвин; Эмбер, Кэрол Р.; Скоггард, Ян (ред.), Springer, 2004 г. ISBN 0-306-48321-1
- ^ Габриэль Ферран, изд. (1922). Путешествие арабского купца Сулеймана по Индии и Китаю, написанное в 851 году, с последующими заметками Абу Зайда Хасана (около 916 года) . Парижские издания Bossard. п. 76 .
- ^ Элизабет Колдуэлл Хиршман; Дональд Н. Йейтс (29 апреля 2014 г.). Ранние евреи и мусульмане Англии и Уэльса: генетическая и генеалогическая история . МакФарланд. стр. 51–. ISBN 978-0-7864-7684-8 .
- ^ Марк Аурел Штайн; Сэр Аурел Штайн (1907). Древний Хотан: Подробный отчет об археологических исследованиях в Китайском Туркестане . Кларендон Пресс. стр. 572 –.
- ^ Майкл Диллон (1999). Мусульманская община Китая хуэй: миграция, расселение и секты . Ричмонд: Curzon Press. п. 24. ISBN 0-7007-1026-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Йохан Эльверског (2010). Буддизм и ислам на Шелковом пути (иллюстрированное ред.). Издательство Пенсильванского университета. п. 228 . ISBN 978-0-8122-4237-9 . Проверено 28 июня 2010 г.
халяль, чингисхан, ты наши рабы.
- ^ Дональд Дэниел Лесли (1998). «Интеграция религиозных меньшинств в Китае: случай китайских мусульман» (PDF) . Пятьдесят девятая лекция Джорджа Эрнеста Моррисона по этнологии. п. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 24 ноября 2010 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ М. Аврум Эрлих (Ред.). Еврейско-китайская связь: встреча цивилизаций. Рутледж, Великобритания, 2008 г. ISBN 978-0-415-45715-6
- ^ Чанг, Сян Вэнь (1945). «Ранний китайский источник о еврейской общине Кайфэн». Фольклористика . 4 : 327–331. дои : 10.2307/3182906 . JSTOR 3182906 .
- ^ Визит в Кайфэн доктора философии Беверли Френд.
- ^ «Потомки евреев Кайфэна» . Архивировано из оригинала 29 октября 2009 г. Проверено 1 июня 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б De Christiana expeditione apud Sinas , Книга первая, Глава 11. Страницы 107–111 в английском переводе: Галлахер (1953). «Китай в шестнадцатом веке: журналы Маттео Риччи», Random House, Нью-Йорк, 1953.Оригинальный текст на латыни De Christiana экспедиции apud Sinas suscepta ab Societate Jesu можно найти в Google Книгах . Соответствующий текст находится на страницах 131 и далее первой книги латинского текста.
- ^ Китайское и японское хранилище фактов и событий в области науки, истории и искусства, касающихся Восточной Азии, Том 1 . сн 1863. с. 48 . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Китайское и японское хранилище фактов и событий в области науки, истории и искусства, касающихся Восточной Азии, Том 1 . сн 1863. с. 18 . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Китайское и японское хранилище фактов и событий в области науки, истории и искусства, касающихся Восточной Азии, Том 1 . сн 1863. с. 49 . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Сэр Томас Уокер Арнольд (1896). Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры . А. Констебль и компания. п. 249 . Проверено 29 мая 2011 г.
мусульманское сообщество пополнило свою численность присоединением китайских евреев, принявших ислам.
- ^ Купфер (2008) , с. 47: «Позже, в 19 и 20 веках, вполне вероятно, как предполагают многие ученые, что некоторые из кайфэнских евреев действительно обратились в ислам, а не просто были поглощены буддистской или конфуцианской толпой. Сегодня ряд Мусульмане (и, возможно, немусульмане) обнаружили, что их предками были евреи Кайфэна.108... 108 Цзинь Сяоцзин 金效靜, 1981, переведено в Points East 1.1 (январь 1986 г.), 1, 4-5. спускаться во время хаджа в Мекку!»
- ^ Цзинь Сяоцзин;;Евреи в Китае[J];Фронт социальных наук;1981, выпуск 04
- ^ Купфер (2008) , с. 196: «Исламские произведения, переведенные на китайский язык, сыграли очень важную роль в популяризации ислама. В то же время многие евреи, не желавшие отказываться от своей традиции, обратились в ислам и были известны как «Хуэйхуэй в синих шляпах» A藍帽回回» . Миссионерская деятельность христиан начала XVII века и китайская Библия на них не повлияли».
- ^ Купфер (2008) , с. 106: «Другие говорили, что он действительно может быть из клана Чжан, но этот клан (одна из «Семи фамилий»), очевидно, принял ислам более века назад».
- ^ Купфер (2008) , с. 18: «26 Некоторые из тех, кто принял ислам, такие как семья Чжан, похоже, до сих пор также берегут это прошлое и считают себя «фальшивыми мусульманами». Это было подтверждено Чжан Цяньхуном и Ли Цзинвэнь в «Некоторые наблюдения.. .», 2000, с. 165.»
- ^ Купфер (2008) , с. 48: «Это также требует сложного изучения отношений, существовавших между евреями Кайфэна и мусульманами там. Ряд потомков евреев обратились в ислам, а не растворились в общей массе населения. Каково их отношение к иудаизму сейчас?»
- ^ Купфер (2008) , с. 50: «Из более поздних описаний Ши ясно, что многие из надгробий, которые он видел, были мусульманскими, а не еврейскими, хотя на одном из них, как он утверждал, было написано «Религия Израиля» на иврите. В Ханчжоу, по словам Риччи в 1608 году, были синагога. Мы можем только гадать, было ли там у евреев отдельное кладбище или мусульмане приняли их на своем особом кладбище».
- ^ Уолгроув, Аманда (25 марта 2011 г.). «Еврейская история в Китае способствует развитию китайско-израильских отношений» . Момент .
- ^ «Прекращение репрессий против китайских евреев – Мнение – Иерусалим Пост» . Jpost.com. 08.09.2016 . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^ Энциклопедия диаспор. Культуры иммигрантов и беженцев во всем мире. Том. Я, Еврейская диаспора в Китае, Сюй Синь, стр. 159, Эмбер, Мелвин; Эмбер, Кэрол Р.; Скоггард, Ян (ред.), Springer, 2004 г. ISBN 0-306-48321-1
- ^ Патрик Фулян Шан, «Гордая и творческая еврейская община: Харбинская диаспора, еврейская память и китайско-израильские отношения», American Review of China Studies, осень 2008 г., стр. 15-29.
- ^ Бертон, Питер. Эволюция китайско-израильских отношений. Израильский журнал иностранных дел, Vol. IV, № 3. Сентябрь 2010 г., стр. 69–80.
- ^ Шанхайские евреи глазами китайцев
- ^ Адам Минтер (15 января 2006 г.). «Возвращение шанхайского еврея» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Бывшие еврейские беженцы вновь посещают Шанхайский ковчег» . Жэньминь жибао / Синьхуа . 11 ноября 2005 г.
- ^ Токайер, Марвин; Шварц, Мэри (31 мая 2004 г.). План Фугу: нерассказанная история японцев и евреев во время Второй мировой войны . ООО Издательский дом «Гефен» ISBN 9789652293299 .
- ^ Энциклопедия диаспор. Культуры иммигрантов и беженцев во всем мире. Том. Я, Еврейская диаспора в Китае, Сюй Синь, стр. 155, Эмбер, Мелвин; Эмбер, Кэрол Р.; Скоггард, Ян (ред.), Springer, 2004 г. ISBN 0-306-48321-1
- ^ Мессмер, Матиас (26 июня 2008 г.). «Реалии Китая глазами «иностранных экспертов» ». В Эрлихе, М. Аврум (ред.). Еврейско-китайская связь: встреча цивилизаций . Рутледж. ISBN 978-1-134-10553-3 .
- ^ Рассказ китайского еврея о невзгодах и триумфе.
- ^ «Китайско-иудаистский институт» . www.sino-judaic.org . Архивировано из оригинала 29 июня 2020 г. Проверено 02 сентября 2020 г.
- ^ «Китайско-иудаистский институт» . www.sino-judaic.org . Архивировано из оригинала 29 июня 2020 г. Проверено 02 сентября 2020 г.
- ^ «Журнал религии; профессор из Нанкина занимается еврейскими исследованиями», Густав Нибур, New York Times, 13 марта 2007 г., полный текст
- ^ Однодневный частный тур по еврейской культуре в Шанхае. Архивировано 19 января 2019 г. в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энциклопедия диаспор. Культуры иммигрантов и беженцев во всем мире. Том. Я, Еврейская диаспора в Китае, Сюй Синь, стр. 162, Эмбер, Мелвин; Эмбер, Кэрол Р.; Скоггард, Ян (ред.), Springer, 2004 г. ISBN 0-306-48321-1
- ^ «Евреи Шанхая празднуют открытие исторической синагоги» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2010 г. Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Синагоги в Китае
- ^ Еврейская община Шанхая
- ^ Маркс, Патриция (05 января 2009 г.), «Кошерная еда на вынос: контроль за бумом производства продуктов питания» , The New Yorker
- ^ «Ледяные города Дары Хорн: сообщение из замерзшего Харбина, где евреи когда-то процветали, а затем растаяли» . Планшетный журнал . 19 апреля 2019 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Миллер, доктор Иветт Альт (4 октября 2016 г.). «Преследование Китаем еврейской общины Кайфэна» . аишком . Проверено 9 декабря 2020 г.
Источники [ править ]
- Цитируемые работы
- Купфер, Питер, изд. Ютай - Присутствие и восприятие евреев и иудаизма в Китае . FASK, публикации факультета прикладной лингвистики и культурологии Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга в Гермерсхайме: трактаты и антологии. Том 47. Университет Майнца. ISBN 978-3631575338 . ISSN 0941-9543 .
- Лоу, Майкл (1988). «Еврейское присутствие в императорском Китае». Еврейские исторические исследования . 30 : 1–20. JSTOR 29779835 .
- Общие ссылки
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "Китай" . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Эта статья включает в себя текст из китайского и японского хранилища фактов и событий в области науки, истории и искусства, касающихся Восточной Азии, том 1 , публикации 1863 года, которая сейчас находится в свободном доступе в Соединенных Штатах.
- В эту статью включен текст из книги сэра Томаса Уокера Арнольда «Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры» , публикации 1896 года, которая сейчас находится в свободном доступе в Соединенных Штатах.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Адлер, Маркус Н. «Китайские евреи». Еврейское ежеквартальное обозрение 13.1 (1900): 18-41. онлайн
- Эбер, Ирен и Кэтрин Хеллерштейн, ред. Евреи в Китае: культурные беседы, изменение представлений (2021), отрывок
- Эрлих, М. Аврум. Евреи и иудаизм в современном Китае (Routledge, 2009).
- Финн, Джеймс. Евреи в Китае: их синагога, их Священные Писания, их история (1843 г.) - очень старый онлайн- путеводитель .
- Кац, Йосси. «Евреи Китая и их вклад в создание еврейского национального очага в Палестине в первой половине двадцатого века». Ближневосточные исследования 46.4 (2010): 543-554.
- Кауфман, Джонатан. Последние короли Шанхая: соперничающих еврейских династий, которые помогли создать современный Китай (2021) отрывок из
- Лайтнер, Энсон и Джордан Пейпер, Китайские евреи Кайфэна: тысячелетие адаптации и выносливости (Lexington Books, 2017).
- Лоу, Майкл (1988). «Еврейское присутствие в императорском Китае». Еврейские исторические исследования . 30 : 1–20. JSTOR 29779835 .
- Левенталь, Рудольф. «Номенклатура евреев в Китае». Монумента Серика 12.1 (1947): 97–126.
- Малек, Роман. От Кайфэна до Шанхая: евреи в Китае (Routledge, 2017).
- Нойбауэр, Адольф. «Евреи в Китае». Еврейское ежеквартальное обозрение 8.1 (1895): 123–139. онлайн
- Бумага, Джордан. Богословие евреев Кайфэна, 1000–1850 гг. (Уилфрид Лорье, UP, 2012)
- Перльманн С.М. История евреев в Китае (Р. Мазин, 1913) онлайн .
- Поллак, Майкл. Мандарины, евреи и миссионеры: еврейский опыт в Китайской империи (Нью-Йорк: Weatherhill, 1998), ISBN 978-0-8348-0419-7 .
- Вальд, Шалом Саломон. Китай и еврейский народ (2004)
- Уайт, Уильям Чарльз. Китайские евреи (2-е изд., Paragon, 1966).
- Сюй, Синь. Евреи Кайфэна, Китай: история, культура и религия (2003). онлайн
- Сюнь, Чжоу. Китайское восприятие евреев и иудаизма: история ютаев (Routledge, 2013).
- Зейн, Николас. Евреи в Китае: история борьбы (2019) отрывок
Историография и память [ править ]
- Гольдштейн, Джонатан и Бенджамин И. Шварц. Евреи Китая: т. 1: Исторические и сравнительные перспективы (Routledge, 2015).
- Гольдштейн, Джонатан. Евреи Китая: т. 2: Справочник и исследовательское руководство (Routledge, 2018) онлайн
- Райскин, Шломий. «Библиография китайского еврейства», Морешет Исраэль (Журнал иудаизма, сионизма и Эрец-Исраэль), № 3 (сентябрь 2006 г.), стр. 60–85.
- Росс, Джеймс Р. и др. ред. Образ евреев в современном Китае (2019) , отрывок
- Шапиро, Сидни. Евреи в Старом Китае, Исследования китайских ученых , (Hippocrene Books, 1984), онлайн
- Шульман, Фрэнк Джозеф. «Китайские евреи и еврейские диаспоры в Китае с периода Тан (618–906 гг. Н. Э.) до середины 1990-х годов: избранная библиография». Евреи Китая (Routledge, 2018), стр. 157–183.
- Сун, Лихун. «От «евреев в Китае» к «евреям и Китаю». Журнал современных еврейских исследований 17.4 (2018): 487-495.
Внешние ссылки [ править ]
- Шнориентализм: Дао евреев , Еврейский вперед