Jump to content

Радханит

Карта Евразии, показывающая торговую сеть радханитов (синим цветом), ок. 870 г. н.э. , как сообщается в рассказе Ибн Хордадбеха в « Книге дорог и королевств» ; другие торговые пути того периода показаны фиолетовым цветом.

Раданиты арабский или раданиты ( иврит : רדנים , латинизированный : Раданим ; : , الرذنية : латинизированный , ар-Раданийя ) были купцами раннего средневековья еврейскими активно участвовавшими в торговле между христианским миром и мусульманским миром примерно с 8 по 10 века.Многие торговые пути, ранее проложенные при Римской империи, продолжали функционировать в тот период, во многом благодаря их усилиям. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы , Северной Африки , Ближнего Востока , Центральной Азии , а также части Индии и Китая .

Этот термин используется лишь в ограниченном количестве первоисточников, и остается неясным, относились ли они к конкретной гильдии , клану или вообще к еврейским купцам в трансевразийской торговой сети.

Для слова «радханит» было предложено несколько этимологий. Многие ученые, в том числе Барбье де Мейнард и Моше Гиль , полагают, что это относится к району в Месопотамии, называемому « землей Радхана » в арабских и еврейских текстах того периода. [1]

Другая гипотеза предполагает, что название могло произойти от города Рэй (Рагес) на севере Ирана . Третьи полагают, что это имя, возможно, происходит от персидских терминов rah «путь, путь» и dān «тот, кто знает», что означает «тот, кто знает путь». [2]

Два западных еврейских историка, Сесил Рот и Клод Каэн , предположили связь с названием долины реки Роны во Франции , которое является Роданом на латыни и Роданосом (Ῥοδανός) на греческом языке . Они утверждают, что центр деятельности радханитов, вероятно, находился во Франции, поскольку именно там начинались все их торговые пути. [3]

Англоязычные и другие западные источники добавили суффикс -ite к этому термину , как это делается с этнонимами или названиями, производными от географических названий. [4]

Деятельность

[ редактировать ]

Деятельность радханитов задокументирована Ибн Хордадбехом почтмейстером , начальником полиции (и начальником шпионской сети) провинции Джибаль при аббасидском халифе аль-Мутамиде – когда он написал «Китаб аль-Масалик валь-Мамалик» ( «Книга Дороги и королевства ), примерно в 870 году. Ибн Хордадбе описывал радханитов как утонченных и многоязычных. Он выделил четыре основных торговых пути, которыми пользовались радханиты в своих путешествиях; все четыре начались в долине Роны на юге Франции и завершились на восточном побережье Китая . Радханиты в основном торговали товарами, которые сочетали небольшие объемы и высокий спрос, включая специи , парфюмерию , ювелирные изделия и шелк . Их также описывают как перевозящих масла , благовония , стальное оружие, меха и рабов .

Текст рассказа Ибн Хордадбеха

[ редактировать ]

В своей «Книге дорог и королевств» ( араб . كِتَاب ٱلْمَسَالِك وَٱلْمَمَالِك , Китаб аль-Масалик ва-л-Мамалик ) Ибн Хордадбех перечислил четыре маршрута, по которым путешествовали радханиты, в следующем отчете. [1]

Эти купцы говорят по-арабски , по-персидски , по-римски , [5] Франк , [6] испанский и славянский языки. Они путешествуют с Запада на Восток, с Востока на Запад, частично по суше, частично по морю. Они везут с Запада евнухов , рабынь, мальчиков, парчу , касторку , куницу и другие меха, а также мечи . Они садятся на корабль из Фираньи (Франция). [7] ) , на Западном море , и направляйтесь к Фараме ( Пелусию ) . Там они грузят свои товары на верблюдов и отправляются по суше в аль-Кользум ( Суэц ), на расстояние двадцати пяти фарсахов . Они отправляются в Восточное море и плывут из аль-Кользума в аль-Джар и аль-Джидду , затем направляются в Синд , Индию и Китай . По возвращении из Китая они везут мускус , алоэ , камфору , корицу и другие продукты восточных стран в аль-Кользум и привозят их обратно в Фараму, где снова отправляются в Западное море. Некоторые направляются в Константинополь, чтобы продать свои товары римлянам ; другие идут во дворец короля франков, чтобы разместить свои товары. Иногда эти еврейские купцы, отправляясь из страны франков на Западном море, направляются в Антиохию (в верховьях реки Оронт ) ; оттуда по суше в аль-Джабию ( аль-Ханайю на берегу Евфрата ) , куда они прибывают после трехдневного перехода. Там они переходят Евфрат и достигают Багдада , откуда плывут вниз по Тигру , к аль-Оболле . Из Аль-Оболлы они плывут в Оман , Синд , Хинд и Китай .
Эти различные путешествия также можно совершать по суше. Купцы, отправляющиеся из Испании или Франции, едут в Сус-эль-Акса Марокко ) , а затем в Танжер , откуда идут пешком в Кайруан и столицу Египта . Оттуда они направляются в Ар- Рамлу , посещают Дамаск , Эль- Куфу , Багдад и Басру , пересекают Ахваз , Фарс , Керман , Синд, Хинд и прибывают в Китай.
Иногда они также следуют путем за Римом и, пройдя через страну славян , достигают Хамлиджа , столицы хазар . Они отправляются по Иорданскому морю , прибывают в Балх , оттуда переправляются через Окс и продолжают путь к Юрту, Тогузгузу , а оттуда в Китай. [8]

Историческое значение

[ редактировать ]
Караван дромадеров в Алжире . Большая часть сухопутной торговли радханитов между Танжером и Месопотамией осуществлялась на верблюдах.

В эпоху раннего средневековья мусульманские государства Ближнего Востока и Северной Африки, а также христианские королевства Европы часто запрещали торговцам друг друга заходить в свои порты. [9] Каперы обеих сторон по своему желанию совершали набеги на корабли своих противников. Радханиты действовали как нейтральные посредники, сохраняя открытыми пути сообщения и торговли между землями старой Римской империи и Дальним Востоком . Благодаря доходам, которые они приносили, еврейские купцы пользовались значительными привилегиями при ранней династии Каролингов во Франции и во всем мусульманском мире, и этот факт иногда раздражал местные церковные власти.

Хотя большая часть торговли между Европой и Восточной Азией исторически велась через персидских и центральноазиатских посредников, радханиты были одними из первых, кто создал торговую сеть, которая простиралась от Западной Европы до Восточной Азии. [10] Они занимались этой торговлей регулярно и в течение длительного периода времени, за столетия до того, как Марко Поло и ибн Баттута поделились своими рассказами о путешествиях по Востоку христианам и мусульманам соответственно. Считается, что Ибн Баттута путешествовал вместе с мусульманскими торговцами, которые путешествовали на Восток по маршрутам, аналогичным тем, которыми пользовались радханиты.

В то время как традиционно многие историки полагали, что искусство изготовления китайской бумаги было передано в Европу через арабских купцов, которые получили секрет от военнопленных, взятых в битве при Таласе , некоторые полагают, что еврейские купцы, такие как радханиты, сыграли важную роль в распространении изготовления бумаги. запад. [11] Иосифу Испанскому , возможно, радханиту, некоторые источники приписывают введение так называемых арабских цифр из Индии в Европу. [12] Исторически еврейские общины использовали аккредитивы для перевозки больших сумм денег без риска кражи, по крайней мере, с классических времен. [13] Эта система была разработана и введена в действие в беспрецедентных масштабах средневековыми еврейскими купцами, такими как радханиты; если это так, то их можно причислить к предшественникам банков , возникших в период позднего средневековья и раннего Нового времени . [14]

Некоторые ученые полагают, что радханиты, возможно, сыграли роль в обращении хазар в иудаизм. [15] Кроме того, они, возможно, помогали создавать еврейские общины в различных точках своих торговых путей и, вероятно, участвовали в раннем еврейском заселении Восточной Европы , Центральной Азии, Китая и Индии.

Большая часть торговли радханитов в Индийском океане осуществлялась через прибрежные грузовые суда, такие как это дау .

Помимо ибн Хордадбеха, радханиты упоминаются поименно в нескольких источниках. Ибн аль-Факиха начала X века Они упоминаются в «Книге стран» , но большая часть информации Ибн аль-Факиха была получена из работы ибн Хордадбеха. Сефер ха-Диним , еврейский отчет о путешествиях Иегуды Ха-Коэна бен Меира из Майнца , называет Пшемысль и Киев торговыми центрами на пути радханитов. В начале XII века франко-еврейский торговец по имени Исаак бен Дорболо писал, что он путешествовал с купцами-раданитами в Польшу . [16]

Исчезновение

[ редактировать ]

Деятельность радханитов, похоже, прекратилась в 10 веке. Причинами могли быть падение Танского Китая в 908 году, за которым последовал крах Хазарского государства от рук Руси примерно шестьдесят лет спустя (около 968–969).Торговые пути стали нестабильными и небезопасными, ситуация усугублялась ростом экспансионистских тюрко-персидских государств , а Шелковый путь в значительной степени рухнул на протяжении веков. В этот период наблюдался подъем торговых итальянских городов-государств , особенно морских республик , Генуи , Венеции , Пизы и Амальфи , которые рассматривали радханитов как нежелательных конкурентов.

К концу 10 века радханиты практически исчезли; Были предположения, что коллекция еврейских свитков XI века, обнаруженная в пещере в афганской провинции Саманган в 2011 году, может представлять собой остатки радханитов в этом районе. [17]

Экономика Европы сильно пострадала от исчезновения радханитов. Например, документальные данные свидетельствуют о том, что многие специи, регулярно использовавшиеся в раннем средневековье, полностью исчезли с европейских столов в X веке. Раньше евреи в значительной части Западной Европы пользовались фактической монополией на торговлю пряностями . [18] Работорговлю , по-видимому, продолжали и другие агенты, например, в 1168 году фон Босау сообщает, что 700 порабощенных датчан были выставлены на продажу в Мекленбурге славянскими Гельмольд пиратами. [2] В Черноморском регионе работорговля, судя по всему, перешла в руки татар , в основном продававших порабощенных славян туркам-османам. [3]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гил 299–328.
  2. ^ Прил. Всемирной торговли , «Радханиты» 763–4.
  3. ^ Барекет 558–560.
  4. ^ Гил 299–310.
  5. ^ То есть язык Византийской империи , греческий .
  6. ^ Неясно, о каком конкретно языке говорит Ибн Хордадбе. Слово «Фирандж» может использоваться для обозначения « франк », и поэтому, скорее всего, речь идет либо о вульгарном латинском диалекте, который в конечном итоге превратился во французский, либо о германском языке, на котором первоначально говорили франки, который называют старофранкским лингвисты . Однако в средние века Фирандж был общим термином, который арабы (и восточные христиане) использовали для обозначения жителей Западной Европы в целом. Вполне возможно, что Ибн Хордадбе использует слово «франк» как противопоставление слову «римлянин» ( византийский греческий язык ), указывая на то, что радханиты говорили на языках как восточных, так и западных христиан.
  7. Хотя некоторые, такие как Моше Гиль, утверждают, что «Фиранджа», используемая в этом контексте, относится к оккупированным франками областям Италии , а не к собственно Франции. Гил 299–310.
  8. ^ Адлер 2–3; альтернативные переводы см., например, De Goeje 114; Рабинович 9–10; Среди незначительных различий между отчетами - перевод Рабиновичем слова «Хамлиф» вместо «Хамлидж» и его ссылка на «юртов тогозгузов» в отличие от юрта и тогузгузов как отдельных образований. Версия Рабиновича в переводе означает «Палатки уйгуров». См. также Данлоп 138, 209, 230.
  9. ^ Бендинер 99–104.
  10. ^ См., например , Enc. Всемирной торговли , «Китай».
  11. ^ например, Enc. Всемирной Торговли , «Раданиты» 764.
  12. ^ Адлер х.; Вайссенброн 74–78; см. также Энциклопедию мировой торговли — от древнейших времен до наших дней , «Раданиты» 764.
  13. ^ Древности 18.6.3
  14. ^ Рабиновиц 91.
  15. ^ например , Enc. Всемирной торговли , «Раданиты» 764; см. также Прицак 265.
  16. ^ Брук 77; Шкипер 116.
  17. ^ Рабиновиц 150–212.
  18. Шефлер, Гил «Свитки поднимают вопросы об истории афганских евреев» , «Джерузалем Пост» , Иерусалим, 2 января 2012 г.
  1. ^ Великое море: человеческая история Средиземноморья, Дэвид Абулафия, издательство Оксфордского университета.
  2. ^ Гельмольд фон Босау: Славянская летопись . 6-е издание. Научное книжное общество, Дармштадт, 2002, с. 377; Роберт Бартлетт: Рождение Европы из духа насилия. Завоевание, колонизация и культурные изменения 950–1350 гг . Киндлер, 1996, с. 366.
  3. ^ Александр Скирда: Работорговля. Белое рабство с 8 по 18 века. Les Éditions de Paris, Париж, 2010 г., с. 171. Роберт К. Дэвис: Христианские рабы, мусульманские хозяева: Белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800 гг . Пэлгрейв Макмиллан, 2004.
  • "Китай." Энциклопедия мировой торговли: от древних времен до наших дней, том. 1, изд. Синтия Кларк Нортруп, с. 29. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 2005.
  • Адлер, Элькан . Еврейские путешественники в средние века . Нью-Йорк: Dover Publications, 1987.
  • Бендинер, Элмер . Взлет и падение рая . Нью-Йорк: Путнэм Букс, 1983.
  • Барекет, Элиноар . «Радханиты». Средневековая еврейская цивилизация: Энциклопедия . Норман Рот, изд. Рутледж, 2002. стр. 558–561.
  • Брук, Кевин . Евреи Хазарии. 2-е изд. Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2006 г.
  • Де Гойже, Майкл . Библиотека арабских географов . Лейден, 1889. Том VI.
  • Данлоп, Дуглас. История еврейских хазар, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1954.
  • Фоссье, Роберт, изд. Кембриджская иллюстрированная история средневековья, том. 1: 350–950. Кембриджский университет. Пресс, 1997.
  • Готтейл, Ричард и др. «Коммерция». Еврейская энциклопедия . Функ и Вагналлс, 1901–1906.
  • Гиль, Моше . «Радханитские торговцы и земля Радхана». Журнал экономической и социальной истории Востока 17:3 (1976). 299–328.
  • Григорий Турский . Де Глория Мартирорум .
  • Иосиф Флавий . Древности евреев .
  • Рабиновиц, Луис . Еврейские купцы-авантюристы: исследование раданитов . Лондон: Эдвард Голдстон, 1948.
  • «Раданиты». Энциклопедия мировой торговли : от древних времен до наших дней, том. 3, изд. Синтия Кларк Нортруп, с. 763–764. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 2005.
  • Прицак, Омельян . «Обращение Хазарского царства в иудаизм». Гарвардские украинские исследования 3:2 (сентябрь 1978 г.).
  • Шиппер, Ицхак . «Экономическая история евреев Короны и Литвы в период до раздела». Евреи в возрожденной Польше , изд. А. Хаффтка и др. Варшава, 1936 год.
  • Вайсенборн, Герман Об истории появления Гербертом нынешних цифр в Европе: исследование , Берлин: Mayer & Müller, 1892.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17960b828ff5cf8ea1aba0c8a5fdb0c0__1722596940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/c0/17960b828ff5cf8ea1aba0c8a5fdb0c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Radhanite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)