Радханит
Раданиты арабский или раданиты ( иврит : רדנים , латинизированный : Раданим ; : , الرذنية : латинизированный , ар-Раданийя ) были купцами раннего средневековья еврейскими активно участвовавшими в торговле между христианским миром и мусульманским миром примерно с 8 по 10 века.Многие торговые пути, ранее проложенные при Римской империи, продолжали функционировать в тот период, во многом благодаря их усилиям. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы , Северной Африки , Ближнего Востока , Центральной Азии , а также части Индии и Китая .
Этот термин используется лишь в ограниченном количестве первоисточников, и остается неясным, относились ли они к конкретной гильдии , клану или вообще к еврейским купцам в трансевразийской торговой сети.
Имя
[ редактировать ]Для слова «радханит» было предложено несколько этимологий. Многие ученые, в том числе Барбье де Мейнард и Моше Гиль , полагают, что это относится к району в Месопотамии, называемому « землей Радхана » в арабских и еврейских текстах того периода. [1]
Другая гипотеза предполагает, что название могло произойти от города Рэй (Рагес) на севере Ирана . Третьи полагают, что это имя, возможно, происходит от персидских терминов rah «путь, путь» и dān «тот, кто знает», что означает «тот, кто знает путь». [2]
Два западных еврейских историка, Сесил Рот и Клод Каэн , предположили связь с названием долины реки Роны во Франции , которое является Роданом на латыни и Роданосом (Ῥοδανός) на греческом языке . Они утверждают, что центр деятельности радханитов, вероятно, находился во Франции, поскольку именно там начинались все их торговые пути. [3]
Англоязычные и другие западные источники добавили суффикс -ite к этому термину , как это делается с этнонимами или названиями, производными от географических названий. [4]
Деятельность
[ редактировать ]Деятельность радханитов задокументирована Ибн Хордадбехом – почтмейстером , начальником полиции (и начальником шпионской сети) провинции Джибаль при аббасидском халифе аль-Мутамиде – когда он написал «Китаб аль-Масалик валь-Мамалик» ( «Книга Дороги и королевства ), примерно в 870 году. Ибн Хордадбе описывал радханитов как утонченных и многоязычных. Он выделил четыре основных торговых пути, которыми пользовались радханиты в своих путешествиях; все четыре начались в долине Роны на юге Франции и завершились на восточном побережье Китая . Радханиты в основном торговали товарами, которые сочетали небольшие объемы и высокий спрос, включая специи , парфюмерию , ювелирные изделия и шелк . Их также описывают как перевозящих масла , благовония , стальное оружие, меха и рабов .
Текст рассказа Ибн Хордадбеха
[ редактировать ]В своей «Книге дорог и королевств» ( араб . كِتَاب ٱلْمَسَالِك وَٱلْمَمَالِك , Китаб аль-Масалик ва-л-Мамалик ) Ибн Хордадбех перечислил четыре маршрута, по которым путешествовали радханиты, в следующем отчете. [1]
- Эти купцы говорят по-арабски , по-персидски , по-римски , [5] Франк , [6] испанский и славянский языки. Они путешествуют с Запада на Восток, с Востока на Запад, частично по суше, частично по морю. Они везут с Запада евнухов , рабынь, мальчиков, парчу , касторку , куницу и другие меха, а также мечи . Они садятся на корабль из Фираньи (Франция). [7] ) , на Западном море , и направляйтесь к Фараме ( Пелусию ) . Там они грузят свои товары на верблюдов и отправляются по суше в аль-Кользум ( Суэц ), на расстояние двадцати пяти фарсахов . Они отправляются в Восточное море и плывут из аль-Кользума в аль-Джар и аль-Джидду , затем направляются в Синд , Индию и Китай . По возвращении из Китая они везут мускус , алоэ , камфору , корицу и другие продукты восточных стран в аль-Кользум и привозят их обратно в Фараму, где снова отправляются в Западное море. Некоторые направляются в Константинополь, чтобы продать свои товары римлянам ; другие идут во дворец короля франков, чтобы разместить свои товары. Иногда эти еврейские купцы, отправляясь из страны франков на Западном море, направляются в Антиохию (в верховьях реки Оронт ) ; оттуда по суше в аль-Джабию ( аль-Ханайю на берегу Евфрата ) , куда они прибывают после трехдневного перехода. Там они переходят Евфрат и достигают Багдада , откуда плывут вниз по Тигру , к аль-Оболле . Из Аль-Оболлы они плывут в Оман , Синд , Хинд и Китай .
- Эти различные путешествия также можно совершать по суше. Купцы, отправляющиеся из Испании или Франции, едут в Сус-эль-Акса (в Марокко ) , а затем в Танжер , откуда идут пешком в Кайруан и столицу Египта . Оттуда они направляются в Ар- Рамлу , посещают Дамаск , Эль- Куфу , Багдад и Басру , пересекают Ахваз , Фарс , Керман , Синд, Хинд и прибывают в Китай.
- Иногда они также следуют путем за Римом и, пройдя через страну славян , достигают Хамлиджа , столицы хазар . Они отправляются по Иорданскому морю , прибывают в Балх , оттуда переправляются через Окс и продолжают путь к Юрту, Тогузгузу , а оттуда в Китай. [8]
Историческое значение
[ редактировать ]В эпоху раннего средневековья мусульманские государства Ближнего Востока и Северной Африки, а также христианские королевства Европы часто запрещали торговцам друг друга заходить в свои порты. [9] Каперы обеих сторон по своему желанию совершали набеги на корабли своих противников. Радханиты действовали как нейтральные посредники, сохраняя открытыми пути сообщения и торговли между землями старой Римской империи и Дальним Востоком . Благодаря доходам, которые они приносили, еврейские купцы пользовались значительными привилегиями при ранней династии Каролингов во Франции и во всем мусульманском мире, и этот факт иногда раздражал местные церковные власти.
Хотя большая часть торговли между Европой и Восточной Азией исторически велась через персидских и центральноазиатских посредников, радханиты были одними из первых, кто создал торговую сеть, которая простиралась от Западной Европы до Восточной Азии. [10] Они занимались этой торговлей регулярно и в течение длительного периода времени, за столетия до того, как Марко Поло и ибн Баттута поделились своими рассказами о путешествиях по Востоку христианам и мусульманам соответственно. Считается, что Ибн Баттута путешествовал вместе с мусульманскими торговцами, которые путешествовали на Восток по маршрутам, аналогичным тем, которыми пользовались радханиты.
В то время как традиционно многие историки полагали, что искусство изготовления китайской бумаги было передано в Европу через арабских купцов, которые получили секрет от военнопленных, взятых в битве при Таласе , некоторые полагают, что еврейские купцы, такие как радханиты, сыграли важную роль в распространении изготовления бумаги. запад. [11] Иосифу Испанскому , возможно, радханиту, некоторые источники приписывают введение так называемых арабских цифр из Индии в Европу. [12] Исторически еврейские общины использовали аккредитивы для перевозки больших сумм денег без риска кражи, по крайней мере, с классических времен. [13] Эта система была разработана и введена в действие в беспрецедентных масштабах средневековыми еврейскими купцами, такими как радханиты; если это так, то их можно причислить к предшественникам банков , возникших в период позднего средневековья и раннего Нового времени . [14]
Некоторые ученые полагают, что радханиты, возможно, сыграли роль в обращении хазар в иудаизм. [15] Кроме того, они, возможно, помогали создавать еврейские общины в различных точках своих торговых путей и, вероятно, участвовали в раннем еврейском заселении Восточной Европы , Центральной Азии, Китая и Индии.
Помимо ибн Хордадбеха, радханиты упоминаются поименно в нескольких источниках. Ибн аль-Факиха начала X века Они упоминаются в «Книге стран» , но большая часть информации Ибн аль-Факиха была получена из работы ибн Хордадбеха. Сефер ха-Диним , еврейский отчет о путешествиях Иегуды Ха-Коэна бен Меира из Майнца , называет Пшемысль и Киев торговыми центрами на пути радханитов. В начале XII века франко-еврейский торговец по имени Исаак бен Дорболо писал, что он путешествовал с купцами-раданитами в Польшу . [16]
Исчезновение
[ редактировать ]Деятельность радханитов, похоже, прекратилась в 10 веке. Причинами могли быть падение Танского Китая в 908 году, за которым последовал крах Хазарского государства от рук Руси примерно шестьдесят лет спустя (около 968–969).Торговые пути стали нестабильными и небезопасными, ситуация усугублялась ростом экспансионистских тюрко-персидских государств , а Шелковый путь в значительной степени рухнул на протяжении веков. В этот период наблюдался подъем торговых итальянских городов-государств , особенно морских республик , Генуи , Венеции , Пизы и Амальфи , которые рассматривали радханитов как нежелательных конкурентов.
К концу 10 века радханиты практически исчезли; Были предположения, что коллекция еврейских свитков XI века, обнаруженная в пещере в афганской провинции Саманган в 2011 году, может представлять собой остатки радханитов в этом районе. [17]
Экономика Европы сильно пострадала от исчезновения радханитов. Например, документальные данные свидетельствуют о том, что многие специи, регулярно использовавшиеся в раннем средневековье, полностью исчезли с европейских столов в X веке. Раньше евреи в значительной части Западной Европы пользовались фактической монополией на торговлю пряностями . [18] Работорговлю , по-видимому, продолжали и другие агенты, например, в 1168 году фон Босау сообщает, что 700 порабощенных датчан были выставлены на продажу в Мекленбурге славянскими Гельмольд пиратами. [2] В Черноморском регионе работорговля, судя по всему, перешла в руки татар , в основном продававших порабощенных славян туркам-османам. [3]
См. также
[ редактировать ]- Янтарная дорога
- Бенджамин Туделский
- Кочинские евреи
- Кайфэнские евреи
- Красные евреи
- Караван-сарай
- Эльдад ха-Дани
- История евреев в Китае (евреи Кайфэна произошли из периода династии Тан)
- История евреев в Польше до 18 века.
- Евреи Билад-эль-Судана
- Джозеф Раббан
- Петахия из Ратисбона
- Торговый путь из варяг в греки
- Транссахарская торговля
- Волжский торговый путь
- Джентльмены с дороги (роман Майкла Шейбона, 2007 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гил 299–328.
- ^ Прил. Всемирной торговли , «Радханиты» 763–4.
- ^ Барекет 558–560.
- ^ Гил 299–310.
- ^ То есть язык Византийской империи , греческий .
- ^ Неясно, о каком конкретно языке говорит Ибн Хордадбе. Слово «Фирандж» может использоваться для обозначения « франк », и поэтому, скорее всего, речь идет либо о вульгарном латинском диалекте, который в конечном итоге превратился во французский, либо о германском языке, на котором первоначально говорили франки, который называют старофранкским лингвисты . Однако в средние века Фирандж был общим термином, который арабы (и восточные христиане) использовали для обозначения жителей Западной Европы в целом. Вполне возможно, что Ибн Хордадбе использует слово «франк» как противопоставление слову «римлянин» ( византийский греческий язык ), указывая на то, что радханиты говорили на языках как восточных, так и западных христиан.
- ↑ Хотя некоторые, такие как Моше Гиль, утверждают, что «Фиранджа», используемая в этом контексте, относится к оккупированным франками областям Италии , а не к собственно Франции. Гил 299–310.
- ^ Адлер 2–3; альтернативные переводы см., например, De Goeje 114; Рабинович 9–10; Среди незначительных различий между отчетами - перевод Рабиновичем слова «Хамлиф» вместо «Хамлидж» и его ссылка на «юртов тогозгузов» в отличие от юрта и тогузгузов как отдельных образований. Версия Рабиновича в переводе означает «Палатки уйгуров». См. также Данлоп 138, 209, 230.
- ^ Бендинер 99–104.
- ^ См., например , Enc. Всемирной торговли , «Китай».
- ^ например, Enc. Всемирной Торговли , «Раданиты» 764.
- ^ Адлер х.; Вайссенброн 74–78; см. также Энциклопедию мировой торговли — от древнейших времен до наших дней , «Раданиты» 764.
- ^ Древности 18.6.3
- ^ Рабиновиц 91.
- ^ например , Enc. Всемирной торговли , «Раданиты» 764; см. также Прицак 265.
- ^ Брук 77; Шкипер 116.
- ^ Рабиновиц 150–212.
- ↑ Шефлер, Гил «Свитки поднимают вопросы об истории афганских евреев» , «Джерузалем Пост» , Иерусалим, 2 января 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Великое море: человеческая история Средиземноморья, Дэвид Абулафия, издательство Оксфордского университета.
- ^ Гельмольд фон Босау: Славянская летопись . 6-е издание. Научное книжное общество, Дармштадт, 2002, с. 377; Роберт Бартлетт: Рождение Европы из духа насилия. Завоевание, колонизация и культурные изменения 950–1350 гг . Киндлер, 1996, с. 366.
- ^ Александр Скирда: Работорговля. Белое рабство с 8 по 18 века. Les Éditions de Paris, Париж, 2010 г., с. 171. Роберт К. Дэвис: Христианские рабы, мусульманские хозяева: Белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800 гг . Пэлгрейв Макмиллан, 2004.
- "Китай." Энциклопедия мировой торговли: от древних времен до наших дней, том. 1, изд. Синтия Кларк Нортруп, с. 29. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 2005.
- Адлер, Элькан . Еврейские путешественники в средние века . Нью-Йорк: Dover Publications, 1987.
- Бендинер, Элмер . Взлет и падение рая . Нью-Йорк: Путнэм Букс, 1983.
- Барекет, Элиноар . «Радханиты». Средневековая еврейская цивилизация: Энциклопедия . Норман Рот, изд. Рутледж, 2002. стр. 558–561.
- Брук, Кевин . Евреи Хазарии. 2-е изд. Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2006 г.
- Де Гойже, Майкл . Библиотека арабских географов . Лейден, 1889. Том VI.
- Данлоп, Дуглас. История еврейских хазар, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1954.
- Фоссье, Роберт, изд. Кембриджская иллюстрированная история средневековья, том. 1: 350–950. Кембриджский университет. Пресс, 1997.
- Готтейл, Ричард и др. «Коммерция». Еврейская энциклопедия . Функ и Вагналлс, 1901–1906.
- Гиль, Моше . «Радханитские торговцы и земля Радхана». Журнал экономической и социальной истории Востока 17:3 (1976). 299–328.
- Григорий Турский . Де Глория Мартирорум .
- Иосиф Флавий . Древности евреев .
- Рабиновиц, Луис . Еврейские купцы-авантюристы: исследование раданитов . Лондон: Эдвард Голдстон, 1948.
- «Раданиты». Энциклопедия мировой торговли : от древних времен до наших дней, том. 3, изд. Синтия Кларк Нортруп, с. 763–764. Армонк, Нью-Йорк: М.Э. Шарп, 2005.
- Прицак, Омельян . «Обращение Хазарского царства в иудаизм». Гарвардские украинские исследования 3:2 (сентябрь 1978 г.).
- Шиппер, Ицхак . «Экономическая история евреев Короны и Литвы в период до раздела». Евреи в возрожденной Польше , изд. А. Хаффтка и др. Варшава, 1936 год.
- Вайсенборн, Герман Об истории появления Гербертом нынешних цифр в Европе: исследование , Берлин: Mayer & Müller, 1892.