Jump to content

Верблюжий поезд

Современный караван верблюдов для перевозки соли на озере Карум в регионе Афар , Эфиопия.
Древнеримская мозаика, изображающая купца, ведущего караван верблюдов. Босра , Сирия
«Караван приближается к городу в бескрайней пустыне Сахары», из книги Х.Б. Скаммеля «Стэнли и белые герои в Африке» , 1890 г.
Верблюжий поезд, перевозящий дом, Калгурли, Западная Австралия, ок. 1928 год
Верблюды с хауда , Эмиль и Адольф Руарг, 1855 год.
Конвой верблюдов в Иорданской рифтовой долине , май 2010 г.

, Верблюжий поезд караван или верблюжья верёвка — это серия верблюдов , перевозящих пассажиров и товары на регулярном или полурегулярном сообщении между пунктами. Несмотря на то, что верблюды редко передвигались быстрее скорости человеческой ходьбы, на протяжении веков способность верблюдов выдерживать суровые условия делала их идеальными для общения и торговли в пустынных районах Северной Африки и Аравийского полуострова . Поезда на верблюдах также редко использовались в других частях земного шара. С начала 20 века их в значительной степени заменили моторизованные транспортные средства или воздушное движение. [1]

Африка, Азия и Ближний Восток

[ редактировать ]

Безусловно, наибольшее использование верблюжьих поездов наблюдается между Северной и Западной Африкой туарегами как , шува и хассания , а также такими культурно связанными группами, тубу , хауса и сонгай . Эти верблюжьи поезда осуществляют торговлю в пустыне Сахара и Сахеле и вокруг них . Поезда курсируют на юг до центральной Нигерии и северного Камеруна на западе, а также до северной Кении на востоке континента. В древности Аравийский полуостров был важным путем для торговли с Индией и Абиссинией .

Поезда на верблюдах также уже давно используются в некоторых частях трансазиатской торговли, включая Шелковый путь . Еще в начале двадцатого века караваны верблюдов играли важную роль, связывая регион Пекин / Шаньси восточного Китая с монгольскими центрами ( Урга , Улиастай , Кобдо ) и Синьцзяном . Маршруты проходили через Внутреннюю и Внешнюю Монголию. По словам Оуэна Латтимора , который провел пять месяцев в 1926 году, пересекая северную окраину Китая (от Хух-Хото до Гучэна через Внутреннюю Монголию) с караваном верблюдов, спрос на караванную торговлю увеличился только за счет прибытия иностранных пароходов в китайские порты и строительство первых железных дорог в восточном Китае, поскольку они улучшили доступ на мировой рынок для такой продукции западного Китая, как шерсть. [2]

Австралия

[ редактировать ]

В англоязычном мире термин «верблюжий поезд» часто применяется к Австралии , особенно к поезду, который когда-то соединял железнодорожную станцию ​​в Уднадатте в Южной Австралии с Алис-Спрингс в центре континента. Обслуживание прекратилось, когда в 1929 году железнодорожная линия Центральной Австралии была продлена до Алис-Спрингс; этот поезд называется «Ган» , сокращенная версия «Афганского экспресса», а его логотип — верблюд и всадник, в честь «афганских погонщиков верблюдов», проложивших этот маршрут. [3]

Северная Америка

[ редактировать ]
Соединенные Штаты

История верблюжьих поездов в Соединенных Штатах состоит в основном из эксперимента армии США. 29 апреля 1856 года тридцать три верблюда и пять погонщиков прибыли в Индианолу, штат Техас . Хотя верблюды были пригодны для работы в качестве транспорта на юго-западе Америки, эксперимент провалился. Их упрямство и агрессивность сделали их непопулярными среди солдат, и они пугали лошадей. Многие верблюды были проданы частным владельцам, другие сбежали в пустыню. Этих диких верблюдов продолжали встречать в начале 20-го века, последний раз сообщалось о их наблюдении в 1941 году недалеко от Дугласа, штат Техас . [4]

Британская Колумбия, Канада

Верблюды использовались с 1862 по 1863 год в Британской Колумбии , Канада, во время Золотой лихорадки Карибу . [5]

Организация верблюжьего каравана

[ редактировать ]

Хотя организация верблюжьих караванов менялась с течением времени и на проходимой территории, рассказ Оуэна Латтимора о караванной жизни в северном Китае в 1920-х годах дает хорошее представление о том, на что похож верблюжий транспорт. В своей книге «Дорога через пустыню в Туркестан» он описывает в основном караваны верблюдов, которыми управляют ханьские китайцы и хуэйские фирмы из восточного Китая ( Хух-Хото , Баотоу ) или Синьцзяна ( Цитай (тогда называвшийся Гучэн), Баркол ), курсирующие по маршрутам, соединяющим эти два региона через пустыню Гоби. через Внутреннюю (или, до обретения Монголией независимости, Внешнюю ) Монголию. До фактической независимости Внешней Монголии от Китая (около 1920 г.) те же фирмы также осуществляли перевозки караванов в Ургу , Улясутай и другие центры Внешней Монголии, а также до российской границы в Кяхте , но с созданием международной границы эти маршруты стали отклонить. Менее важные караванные маршруты обслуживали различные другие районы северного Китая, такие как большинство центров сегодняшних Ганьсу , Нинся и северного Цинхая . Некоторые из старейших караванных фирм, базирующихся в Хух-Хото, имели историю, относящуюся к раннему периоду. Династия Цин . [2]

Верблюды

[ редактировать ]
Изображение (главы) каравана, приближающегося к Пекину , выполненное современным скульптором, в комплекте с погонщиком верблюдов и конным хозяином каравана, старшим поваром или сяньшэном , едущим рядом с ним. В пустынях Монголии нельзя было увидеть путешествующего высокопоставленного чиновника в паланкине , а верблюжонок не сопровождал бы свою мать. [6] Однако Милдред Кейбл и Франческа Френч в своей книге «Пустыня Гоби » (1942) описывают, как молодого верблюда можно носить в деревянной колыбели на спине его матери. Через первую неделю он может ходить рядом с ней, периодически отдыхая в колыбели; по мере взросления он становится способен нести груз более легких вещей, необходимых для каравана, но в четыре года может нести полную нагрузку. [7]

Караваны, идущие с обоих концов пути Хух-Хото-Гучэн, состояли из двугорбых двугорбых верблюдов , подходящих для климата данной местности, хотя очень изредка можно было увидеть одногорбых дромадеров, привезенных на этот путь уйгурами («тюрками», в На языке Латтимора) караванщики из Хами [8] Караван обычно состоит из нескольких группировок ( китайский : , лиан ), по 18 верблюдов в каждой. Каждый из рядовых караванщиков, известных как погонщики верблюдов ( китайский : 拉骆驼的 , ла луото-де ), отвечал за одну такую ​​шеренгу. Во время марша работа погонщика заключалась в том, чтобы вести первого верблюда в своей шеренге за веревку, привязанную к колышку, прикрепленному к его носу, при этом каждого из остальных верблюдов в шеренге вел с помощью такой же веревки верблюд, идущий впереди. этого. Две шеренги ( лиан ) образовывали ба , и погонщики верблюдов из двух шеренг помогали друг другу при погрузке груза на верблюдов в начале каждого дневного перехода или при его разгрузке при остановке. Чтобы правильно выполнять свою работу, тянущие верблюдов должны были быть экспертами по верблюдам: как комментирует Латтимор, «поскольку для него [верблюда], когда он болен, не существует хорошего врача, они должны научиться поддерживать его здоровье». Забота о здоровье верблюдов включала в себя возможность найти для них лучший доступный пастбище и держать их подальше от ядовитых растений; знание того, когда нельзя позволять верблюду пить слишком много воды; как парковать верблюдов на ночь, чтобы они могли получить наилучшее укрытие от заносимого ветром снега зимой; как правильно распределить нагрузку, чтобы она не навредила животному; и как лечить легкие травмы верблюдов, такие как волдыри или герпесы. [9]

Погрузку верблюдов описали Милдред Кейбл и Франческа Френч в книге «Через Нефритовые ворота и Центральная Азия» (1927): «При погрузке верблюда его ворчание начинается, как только ему на спину кладут первый тюк, и продолжается непрерывно до тех пор, пока не будет нагрузка равна его силе, но как только она проявляет признаки превышения, ворчание вдруг прекращается, и тогда возница говорит: «Хватит! Не кладите больше этого зверя!»» [10] [11]

Караван с солью Азалай , практикуемый торговцами- туарегами в пустыне Сахара . Французы сообщили, что караван 1906 года насчитывал 20 000 верблюдов.

Караванные люди

[ редактировать ]

Караван мог состоять примерно из 150 верблюдов (8 и более рядов), с погонщиком верблюдов на каждый ряд. Помимо погонщиков верблюдов в караван также входил сяньшэн (先生, буквально «сэр», «мистер») (обычно это пожилой мужчина с большим опытом работы по погонщику верблюдов, который теперь играет роль генерального менеджера). , один или два повара и хозяин каравана, чья власть над караваном и его людьми была столь же абсолютной, как и власть капитана на корабле. Если владелец каравана не путешествовал с караваном сам, он послал бы с собой супергруза — человека, который позаботится о распоряжении грузом по прибытии, но не имел никаких полномочий во время пути. Караван также мог перевозить несколько платных пассажиров, которые поочередно ехали верхом на верблюде и шли пешком. [2]

Зарплата верблюдов была довольно низкой (около 2 серебряных таэлей в месяц в 1926 г., чего не хватало даже на обувь и одежду, которые он изнашивал во время прогулок с верблюдами), хотя их тоже кормили и давали места в палатках на расходы владельца каравана. Эти люди работали не столько ради заработной платы, сколько ради того, чтобы перевезти какой-то груз — половину верблюжьего вьюка или полный — свой на верблюдах каравана; в случае успешной продажи в пункте назначения это принесет хорошую прибыль. Что еще более важно, если погонщик верблюдов мог позволить себе купить верблюда или нескольких собственных, ему разрешалось включить их в свое дело и получать деньги за перевозку груза (назначенного владельцем каравана), который они бы понесли. Как только погонщик разбогател настолько, что стал владеть почти полной стаей из 18 верблюдов, он мог присоединиться к каравану не как наемный работник, а как своего рода партнер – теперь вместо заработной платы он будет платить деньги (около 20 таэлей) . за проезд туда и обратно в 1926 г.) владельцу (остальной части) каравана в пользу присоединения к каравану, дележа продовольствия и т.п. [2]

Пища караванщиков в основном состояла из овсяной и пшенной муки с небольшим количеством животного жира. У монголов покупали овцу и время от времени забивали, а чай был обычным ежедневным напитком; поскольку свежих овощей было мало, цинга . опасность представляла собой [2] Помимо платного груза, еды и снаряжения для людей, верблюды также везли с собой изрядное количество фуража (обычно сушеный горох при движении на запад и ячмень при движении на восток; это самые дешевые виды корма для верблюдов в Хух-Хото). и Гучэн соответственно). Было подсчитано, что при выходе из пункта отправления на каждые 100 грузовых грузов караван перевозил около 30 грузовых партий фуража. Когда этого было недостаточно (особенно зимой), можно было купить больше корма (очень дорого) у торговцев, которые приезжали к популярным местам остановки караванного пути из населенных пунктов Ганьсу или Нинся на юге. [12]

Типичным грузом, перевозимым караванами, были такие товары, как шерсть, хлопчатобумажные ткани или чай, а также различные промышленные товары для продажи в Синьцзяне и Монголии. Опиум также перевозили, как правило, небольшими тайными караванами, обычно зимой (поскольку в жаркую погоду опиум слишком легко можно было обнаружить по запаху). К более экзотическим грузам можно отнести нефрит из Хотана , [13] лосиные рога, ценимые в китайской медицине , или даже трупы караванщиков и торговцев Шаньси , которые случайно умерли в Синьцзяне. В последнем случае тела сначала «временно» хоронили в Гучэне в легких гробах, а когда, примерно через три года в могиле, плоть в основном «истлела » , купеческая гильдия отправила тела в на восток специальным караваном. Из-за особенностей груза за таких «мертвых пассажиров» взималась более высокая ставка провоза. [14] Верблюды исторически использовались для перевозки незаконных наркотиков среди легальных торговых товаров. [15] Поскольку в некоторых местах верблюжье мясо запрещено, сами верблюды ввозятся контрабандой. В Индии ритуальные жертвоприношения и обычный забой подпитывают контрабанду верблюдов.

Скорость

[ редактировать ]

Согласно дневнику Латтимора, караванное путешествие во Внутренней Монголии не всегда происходило по регулярному графику. Караваны шли или разбивали лагерь в любое время дня и ночи, в зависимости от погоды, местных условий и необходимости отдыха. Поскольку караван двигался со скоростью пешехода, расстояние, пройденное за день («этап»), обычно составляло от 10 до 25 миль (от 16 до 40 км), в зависимости от дорожных и погодных условий, а также расстояния между источниками воды. . Иногда в лагере проводили несколько дней, не продвигаясь вперед из-за плохой погоды. Поездка в один конец из Хух-Хото в Гучэн (от 1550 до 1650 миль или от 2490 до 2660 км по подсчетам Латтимора). [16] ) может занять от трех до восьми месяцев. [17]

Меньшие караваны, принадлежащие монголам Алашаня ( самая западная Внутренняя Монголия) и укомплектованные ханьскими китайцами из Чжэньфаня , могли совершать более длинные марши (и, таким образом, быстрее преодолевать большие расстояния), чем типичные ханьские китайские или хуэйские караваны, потому что монголы могли всегда использовать «свежих» верблюдов (выбранных из своего большого стада всего на одно путешествие), каждому человеку предоставлялся верблюд для езды, а грузы были намного легче, чем в «стандартных» караванах (редко превышали 270 фунтов (редко превышали 270 фунтов ( 122,5 кг). Эти караваны обычно путешествовали днем, от восхода до заката. [18] Такой верблюжий поезд описан в отчетах о путешествии Питера Флеминга и Эллы Майяр по пустыне Гоби в середине 1930-х годов.

Логистика

[ редактировать ]

постоялые дворы, называемые караван-сараями По пути долгого караванного пути располагались . Эти придорожные гостиницы специализировались на обслуживании путешественников, путешествующих по установленным торговым маршрутам, таким как Шелковый путь и Королевская дорога . Поскольку такие длинные торговые пути часто проходили через негостеприимные пустынные регионы, путешествие было бы невозможно завершить успешно и с прибылью без караван-сараев, обеспечивающих необходимые припасы и помощь купцам и путешественникам.

Верблюдам необходимо было проводить не менее двух месяцев между длительными поездками, чтобы восстановить силы, и лучшее время для этого восстановления было в июне-июле, когда верблюды линяют и лучше всего пастбища. Поэтому лучше всего было отправлять караван из Хух-Хото в августе, сразу после пастбищного сезона; Достигнув Гучэна, более слабые верблюды могли оставаться там до следующего лета, выпасая любую растительность, доступную зимой, в то время как более сильные, после нескольких недель восстановления на зерновой диете (зерно в Синьцзяне дешевле, чем в восточном Китае), будут их отправят обратно в конце зимы/начале весны, взяв с собой достаточно зерна на фураж и вернув их в Хух-Хото до следующего пастбищного сезона. И наоборот, можно было покинуть Хух-Хото весной, провести летний пастбищный сезон в Синьцзяне и вернуться поздней осенью того же года. В любом случае, караванщики и их лучшие верблюды смогут совершить полный путь туда и обратно в течение года. Однако такое идеальное планирование не всегда было возможным, и часто случалось, что караван, отправленный из Хух-Хото в августе, в конечном итоге оставался на другом конце маршрута до и в течение следующего пастбищного сезона, возвращаясь в Хух-Хото примерно на час. через полтора года после его ухода. [17]

Потеря верблюдов; торговля верблюжьей шерстью

[ редактировать ]

Почти в каждом путешествии в каждом караване терялось немало верблюдов. На особенно утомительном участке пути животное, уже измученное многими неделями ходьбы или случайно отравленное поеданием ядовитого растения, опускалось на колени и больше не поднималось. Поскольку убийство верблюда считалось плохой кармой караванщиками , безнадежное животное, смерть которого, если бы оно принадлежало отдельному погонщику верблюдов, была бы огромной материальной потерей для его владельца, просто оставляли умирать, «выбрасывая» на Гоби», как сказали бы люди-верблюды. [19]

Поскольку верблюды линяют летом, владельцы верблюдов получали дополнительный доход, собирая несколько фунтов шерсти, оброненной их животными во время летнего выпаса (и сезона линьки); В северном Китае торговля верблюжьей шерстью началась примерно в 1880-х годах. Позже караванщики научились искусству вязания спицами и крючком у побежденных белых русских (находившихся в изгнании в Синьцзяне после Гражданской войны в России ), а изготовленные ими изделия переправлялись в восточный Китай караваном верблюдов. Хотя сброшенная или собранная у верблюдов шерсть, конечно, считалась собственностью владельцев верблюдов, работники караванов имели право использовать часть волос для изготовления трикотажных изделий для себя (чаще носков) или на продажу. Латтимор в 1926 году наблюдал, как погонщики верблюдов «вязали на марше; если у них заканчивалась пряжа , они возвращались к первому верблюду в верблюде, который вели, выдергивали пригоршню волос с шеи и скатывали их в ладонях». в начало пряжи; к ней был прикреплен груз и его крутили, чтобы начать прядение, и человек продолжал вставлять шерсть в нить, пока не сплел достаточно пряжи, чтобы продолжить вязание». [20]

«Пекинесский верблюд»; фотография Джона Томсона [21]

Культурные ассоциации

[ редактировать ]

«В пустыне» («Верблюды», буквально «Верблюды») — «традиционная русская» песня, исполненная Дональдом Суонном . После каждой строки он предоставляет перевод на английский язык. Песня чрезвычайно повторяется («Приближается еще один верблюд»), что делает перевод во многом излишним: «Приближается целый караван верблюдов». [22]

Фриц Мюленвег написал книгу под названием In geheimer Mission durch die Wüste Gobi (часть первая на английском языке «Big Tiger and Compass Mountain »), опубликованную в 1950 году. Позже она была сокращена и переведена на английский язык под названием « Big Tiger and Christian» ; речь идет о приключениях двух мальчиков, пересекающих пустыню Гоби .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ BBC: «Умирающая торговля верблюжьим поездом в Сахаре» (2006)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Латтимор, Оуэн [1928/9] Пустынная дорога в Туркестан . Лондон, Метуэн и Ко; и различные более поздние издания. Логистика и организация караванов обсуждаются в гл. VIII, «Все люди-верблюды»; Карты маршрутов находятся внутри задней обложки.
  3. ^ «Ган; история» . Великая Южная железная дорога. Архивировано из оригинала 2 февраля 2012 года . Проверено 18 февраля 2012 г.
  4. ^ Смитсоновский институт: «Что случилось с дикими верблюдами Запада?»
  5. ^ Cabiroo.com: Верблюды
  6. ^ Согласно Латтимору (1928/9, стр. 207), хотя беременные верблюдицы могли путешествовать в составе каравана с полной нагрузкой, от любого верблюжонка, рожденного в пустыне, пришлось бы отказаться, поскольку, если бы верблюжья корова была чтобы нянчить детеныша, она стала бы слишком худой для работы.
  7. ^ Кейбл, М. и Френч, Ф. (1942) Пустыня Гоби . Лондон: Ходдер и Стоутон; п. 162
  8. ^ Латтимор (1928/9), с. 151.
  9. ^ Латтимор (1928/9), стр. 108–115.
  10. ^ Кейбл, М. и Френч, Ф. (1937) Через Нефритовые ворота и Центральную Азию ; 6-е изд. Лондон: Ходдер и Стоутон; п. 21
  11. ^ Кейбл, М. и Френч, Ф. (1942) Пустыня Гоби . Лондон: Ходдер и Стоутон; стр. 161–164
  12. ^ Латтимор (1928/9), с. 74
  13. ^ Латтимор (1928/9), стр. 156–157.
  14. ^ Латтимор (1928/9), стр. 230–231.
  15. ^ Ирвин (2010), Верблюд. Книги реакции, Лондон. п. 57.
  16. ^ Латтимор (1928/9), с. 100
  17. ^ Перейти обратно: а б Латтимор (1928–29), стр. 50–51.
  18. ^ Латтимор (1928/9), с. 168.
  19. ^ Латтимор (1928/9), с. 104.
  20. ^ Латтимор (1928/9), с. 52.
  21. ^ Джон Томсон: «В определенные времена года можно встретить десятки тысяч верблюдов, пересекающих пустыню Гоби, нагруженных кирпичным чаем, на пути к российской границе. Этот кирпичный чай в отсутствие металлической валюты образует среду обращения в Монголии, Сибири и Тибете. и другие товары, из одной части провинции в другую, и они очень ценятся монголами, так как ими легко управлять, и они могут совершать длительные путешествия по засушливым регионам со скудными запасами еды и воды, как и многие из моих. Читатели знают, что верблюды физически приспособлены для передвижения по песчаным равнинам Азии, где они обитают в наибольшем количестве. Желудок снабжен пузырями, позволяющими животному переносить запас пресной воды, а также горбами. снабжены запасами пищи в виде жировых веществ, которые могут быть поглощены в случае необходимости».
  22. Фландерс и Суонн, « В ​​чужой шляпе » (1964)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Флеминг, Питер (1936) Вести из Татарии: путешествие из Пекина в Кашмир . Лондон: Джонатан Кейп (отчет Питера Флеминга о его попытке 1935 года пройти по древнему торговому пути из Китая в Индию, известному как «Шелковый путь»).
  • Латтимор, Оуэн (1928) Пустынная дорога в Туркестан . Лондон: Метуэн и Ко.
  • Латтимор, Оуэн (1929) Пустынная дорога в Туркестан . Бостон: Литтл, Браун и компания
  • Майяр, Элла (1936) Запретные оазисы: от Пекина до Кашмира . Париж: Грассе
  • Майяр, Элла (1937) Запретное путешествие: из Пекина в Кашмир . Лондон: Хайнеманн (перевод Oasis interdites )
  • Майяр, Элла (1942) Круизы и караваны . Лондон: Дент
  • Мишо, Роланд и Сабрина (1978) Караваны в Татарию . Лондон: Темза и Гудзон ISBN   0-500-27359-6 (перевод с французского "Caravanes de Tartarie", du Chêne, 1977)
  • Толстой, Александра (2003) Последние тайны Шелкового пути: четыре девушки следуют за Марко Поло через 5000 миль . Лондон: профильные книги ISBN   978-1-86197-379-5
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d83e4509732d848b1bee70295b0179b2__1707897660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/b2/d83e4509732d848b1bee70295b0179b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Camel train - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)