Янтарная дорога
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2013 г. ) |
Янтарный путь был древним торговым путем для перевозки янтаря из прибрежных районов Северного в и Балтийского морей Средиземное море . [1] Доисторические торговые пути между Северной и Южной Европой определялись торговлей янтарем.
В качестве важного товара, который иногда называют «золотом севера», янтарь транспортировался с побережья Северного и Балтийского морей по суше через реки Висла и Днепр в Италию , Грецию , Черное море , Сирию и Египет. в течение определенного периода тысяч лет.
Античность [ править ]
Самая старая торговля янтарем началась с Сицилии . Торговля сицилийским янтарем направлялась в Грецию, Северную Африку и Испанию. Сицилийский янтарь был также обнаружен в Микенах археологом Генрихом Шлиманом и появлялся в местах на юге Испании и Португалии. Его распространение аналогично распространению слоновой кости, поэтому не исключено, что янтарь из Сицилии попал на Пиренейский полуостров через контакты с Северной Африкой. После спада потребления и торговли янтарем в начале бронзового века , около 2000 г. до н.э., влияние балтийского янтаря постепенно вытеснило сицилийский янтарь на всем Пиренейском полуострове примерно с 1000 г. до н.э. Новые доказательства получены из различных археологических и геологических мест на Пиренейском полуострове. [ нужна ссылка ]
По крайней мере, с 16 века до нашей эры янтарь был перемещен из Северной Европы в Средиземноморье. [2] [3] Нагрудный орнамент египетского фараона Тутанхамона ( ок. 1333–1324 до н. э.) содержит крупные бусы из балтийского янтаря. [4] [5] [6] Шлиман нашел бусы из балтийского янтаря в Микенах, как показали спектроскопические исследования. [7] Количество янтаря в королевской гробнице Катны в Сирии не имеет себе равных среди известных памятников второго тысячелетия до нашей эры в Леванте и на Древнем Ближнем Востоке . [8] Янтарь был отправлен из Северного моря в храм Аполлона в Дельфах в качестве подношения. Из Черного моря торговля могла бы продолжаться в Азию по Шелковому пути , еще одному древнему торговому маршруту.
Во времена Римской империи основной маршрут пролегал на юг от побережья Балтийского моря (современная Литва ), по всей длине современной Польши с севера на юг (вероятно, через железного века поселение Бискупин ), через землю Бойев ( современная Чехия) . и Словакия ) до истока Адриатического моря ( Акилея у современного Венецианского залива ). Вместе с янтарем римлянам экспортировались и другие товары, такие как мех и кожа животных, мед и воск, в обмен на римское стекло , латунь , золото и цветные металлы, такие как олово и медь, импортированные в ранний Балтийский регион. [9] Поскольку эта дорога была прибыльным торговым путем, соединяющим Балтийское море со Средиземным морем, вдоль этого пути были построены римские военные укрепления для защиты купцов и торговцев от германских набегов. [10]
Старопрусские на Балтике были города Кауп и Трусо отправными точками пути на юг. [11] [12] В Скандинавии янтарный путь, вероятно, дал начало процветающей нордической культуре бронзового века , принесшей влияние Средиземного моря в самые северные страны Европы. [13]
Калининградскую область иногда называют на русском языке Янтарным краем , что означает «янтарный край» (см. Калининградский областной музей янтаря ). [14]
Известные дороги по странам [ править ]
В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эстония [ править ]
Маршрут старой прибрежной Янтарной дороги проходит по шоссе E67 от Рейу в волости Хяэдемеэсте на юге Пярнумаа, где продолжается как дорога местного значения 331 между деревнями Раннаметса и Икла.
Польша [ править ]
Самая короткая (и, возможно, самая старая) дорога обходит альпийские районы и вела от побережья Балтийского моря (ныне Литва и Польша ), через Бискупин, Милич , Вроцлав , Клодзковскую долину (реже через Моравские ворота ), пересекала Дунай возле Карнунтума в Провинция Норикум направлялась на юго-запад мимо Поетовио , Селеи , Эмоны , Наупорта и достигала Патавиума и Аквилеи на Адриатическом побережье. Одно из древнейших направлений последнего этапа Янтарного пути к югу от Дуная, отмеченное в мифе об аргонавтах , использовало реки Саву и Купу , заканчиваясь короткой континентальной дорогой от Наупортуса до Тарсатики в Риеке на побережье. Адриатики.
Германия [ править ]
Несколько дорог соединяли Северное и Балтийское моря, особенно город Гамбург с перевалом Бреннер , идя на юг в Бриндизи (ныне Италия) и Амбрацию (ныне Греция).
Швейцария [ править ]
В швейцарском регионе имеется ряд альпийских дорог, концентрирующихся вокруг столицы Берна и, вероятно, берущих свое начало на берегах Роны и Рейна .
Нидерланды [ править ]
Небольшой участок, включавший Баарн , Барневельд , Амерсфорт и Амеронген , соединял Северное море с Нижним Рейном .
Бельгия [ править ]
Небольшой участок вел на юг от Антверпена и Брюгге к городам Брэн-л'Алле и Брэн-ле-Конт , оба первоначально назывались «Бренния-Бренна». [15] Маршрут продолжился по реке Маас в направлении Берна в Швейцарии.
Франция Южная Испания и
Маршруты соединяли места добычи янтаря в Амбаресе (недалеко от Бордо ), ведущие в Беарн и Пиренеи . Маршруты, соединяющие места добычи янтаря на севере Испании и в Пиренеях, были торговым путем к Средиземному морю.
Монголия [ править ]
Источники археологических находок предполагают, что маршруты, возможно, также соединяли Монголию с Восточной Европой в период Китань/Ляо . [16]
Современное использование [ править ]
пролегает туристический маршрут Вдоль побережья Балтийского моря из Калининграда в Латвию под названием «Янтарный путь».
Сайты «Янтарной дороги» — это:
- Галерея-музей янтаря Мизгириса в Ниде ;
- Янтарный залив в Юодкранте ;
- Музей истории Малой Литвы;
- Место сбора янтаря в Каркле, Литва;
- Палангский музей янтаря в Паланге ;
- Открытая янтарная мастерская в Паланге;
- Музей янтаря в Гданьске ; и
- Жемайтийская Алка в Швянтойи . [17]
- Месторождение янтаря из Партинице - датируется месторождением янтаря I века до нашей эры, найденным во Вроцлаве . Это крупнейшая в мире археологическая находка янтаря, вес которой оценивается в 1240–1760 кг. В настоящее время он находится в Археологическом музее во Вроцлаве.
В Польше автомагистраль А1 с севера на юг официально называется Янтарным шоссе. [18]
EV9 Янтарный путь — это велосипедный маршрут на большие расстояния между Гданьском (Польша) и Пулой (Хорватия), который следует по маршруту Янтарного пути.
Современный Балтийско-Адриатический коридор соединяет два моря по маршрутам, примерно повторяющим Янтарный путь.
Ссылки [ править ]
- ^ Певица Грасиела Гестосо. «Грасиела Гестосо Певица, «Янтарь на Древнем Ближнем Востоке», i-Medjat № 2 (декабрь 2008 г.). Papyrus Electronique des Ankou» .
- ^ де Наварро, JM (декабрь 1925 г.). «Доисторические маршруты между Северной Европой и Италией, определяемые торговлей янтарем». Географический журнал . 66 (6): 481–503. дои : 10.2307/1783003 . JSTOR 1783003 .
- ^ Хардинг, Энтони Ф. (2001). «Реформация и варварство в Европе, 1300–600 до н.э.». В Канлиффе, Барри В. (ред.). Оксфордская иллюстрированная история доисторической Европы . Оксфорд, Великобритания: Oxford U. Press. ISBN 978-0-19-285441-4 – через Google Книги.
- ^ Ривз, Китай (1990). Полный Тутанхамон: Царь, гробница, королевское сокровище . Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон .
- ^ Серпико, М.; Уайт, Р. (2000). «Смолы, янтарь и битум». В Николсоне, ПТ; Шоу, И. (ред.). Древнеегипетские материалы и технологии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . Часть II, глава 18, стр. 430–475, особенно. 451–454. по словам Гестосо Сингера
- ^ Худ, С. (1990). «Янтарь в Египте». Написано в Либлице, PL. Ин Бек, штат Вашингтон; Бузек, Дж. (ред.). Янтарь в археологии . Вторая международная конференция «Янтарь в археологии». Институт археологии. Прага, PL: Чешская академия наук. стр. 230–235.
- ^ Бек, Курт В.; Саутард, Гретхен К.; Адамс, Одри Б. (15 декабря 1972 г.). «Анализ и происхождение минойского и микенского янтаря, [часть] IV Микены» . Греческие, римские и византийские исследования . 13 (4): 359–385. ISSN 2159-3159 . Проверено 4 августа 2023 г. - через Университет Дьюка .
- ^ Мукерджи, Анна Дж.; и др. (2008). «Лев Катна: Научное подтверждение наличия балтийского янтаря в Сирии позднего бронзового века» (PDF) . Античность . 82 : 49–59.
- ^ Йовайша, Э. (2001). "Балты и янтарь" (PDF) . Acta Academiae Artium Vilnensis . 22 : 149–156.
- ^ Шахингер, Урсула (2020). «Монета находка в результате обследования и раскопок в Штреберсдорфе (Бургенланд, Австрия) на Янтарной дороге (2008–2017 гг.)» . Весник Археологического музея в Загребе . 53 (1): 123–159 . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ «Широта: 54°.2667 с.ш., долгота: 19°.2636 в.д.» . GPS-координаты Трусо, Польша. Широта.to . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Джонс, Гвин (2001). История викингов . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 167. ИСБН 0-19-280134-1 .
- ^ Кристиансен, Кристиан; Суховска-Дюк, Паулина (2015). «Связанные истории: динамика взаимодействия и торговли бронзового века 1500–1100 гг. До н.э. » . Труды Доисторического общества . 81 : 361–392. дои : 10.1017/пп.2015.17 .
- ^ Биллок, Дженнифер (28 августа 2019 г.). «Следуйте по древней Янтарной дороге» . Путешествовать. Смитсоновский журнал . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Нортруп, Синтия; и др. (2015). Энциклопедия мировой торговли: с древнейших времен до наших дней . Том. 1. Рутледж. п. 30.
- ^ Хансен, Валери (2013). «Международный фифтинг и китанский мир, 907–1125». Журнал исследований Сун-Юань . 43 : 298–301.
- ^ «Объекты янтарной дороги | Янтарь найден в Балтийском море» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2014 г.
- ^ «Автострада Бурштынова А1» (на польском языке). Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 г. Проверено 19 февраля 2015 г.