Испанская дорога

Испанская дорога ( испанский : Camino Español , немецкий : Spanische Straße ) была военной дорогой и торговым маршрутом в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков, связывая Миланское герцогство , Франш-Конте и Испанские Нидерланды , все из которых находились в временные территории Испанской империи под властью Габсбургов . [1] Он был также известен как Дорога испанцев ( Camino de los Españoles ), Дорога испанских терсиос ( Camino de los Tercios Españoles ) или Сардинский коридор ( Corredor Sardo ) на испанском языке.
Испанская дорога была создана при Филиппе II как жизненно важная артерия для испанских военных действий во время Восьмидесятилетней войны против Голландской республики . Для Испании было бы гораздо быстрее доставлять войска и припасы напрямую из Испании в Нидерланды – парусник того времени обычно мог преодолевать около 200 километров (120 миль) в день, тогда как средний темп солдат, марширующих по Спэниш-роуд проходила всего 23 км (14 миль) в день. Однако испанским судам, идущим вверх по Ла-Маншу, придется выдержать смертельную строй атак со стороны французов , англичан и голландцев , которые большую часть этого периода были враждебны Испании. Поэтому для Испании было гораздо безопаснее переправить свои армии через относительно безопасные воды Западного Средиземноморья в Италию дороги длиной 1000 км (620 миль) вдоль Испанской , а затем провести их по суше , которая в то время была Испанские территории.
Во время Восьмидесятилетней войны , между 1567 и 1633 годами, около 123 000 человек были перевезены в Испанские Нидерланды по этому сухопутному маршруту, по сравнению с 17 600, перевезенными по морю. [2] В конечном итоге дорога была отрезана для использования в испанских военных целях после того, как Королевство Франция присоединилось к Тридцатилетней войне на стороне Нидерландов и оккупировало испанские территории вдоль маршрута.
Фон
[ редактировать ]Конфликт между между Филиппом II Испанским и голландскими повстанцами в испанских Нидерландах , кульминацией которого стала Восьмидесятилетняя война , был частью более широкой европейской борьбы за власть в 16 веке католиками и протестантами . [3] К 1550 году войны против немецких протестантов и (католической) Франции сильно истощили финансы Испании, что потребовало введения новых налогов на испанские Нидерланды. Вызванное этим негодование усугубилось неурожаем в 1565 году, что привело к голоду в 1566 году (известному как «Год голода» или «Год чудес»). В том же году социальные, политические и религиозные волнения достигли кульминации с « Компромиссом дворян» и Бельденской бурей очевидно поставив под угрозу правительство регента Филиппа в Брюсселе , Маргариты Пармской . Испанские войска под командованием герцога Альбы были отправлены, чтобы восстановить порядок и наказать предполагаемых повстанцев, что спровоцировало голландское восстание и более широкую Восьмидесятилетнюю войну. [4] [5] Поскольку эти войска не могли быть перевезены по морю, Филипп был вынужден найти способ перебросить войска из своих гарнизонов в Ломбардии по суше в Испанские Нидерланды. [1] : 48–51 Испанская дорога была обследована и нанесена на карту в 1566 году, а Альба воспользовалась ею в июле 1567 года. [6] [1] : 51–57
История
[ редактировать ]1567–1601: Савойский маршрут.
[ редактировать ]Первоначальный маршрут Испанской дороги пролегал на северо-запад от Миланского герцогства через герцогство Савойское , союзника Испании, к испанскому Франш-Конте , а оттуда прямо на север через герцогство Лотарингское , еще одного союзника Испании, к Люксембургу в Испанские Нидерланды . Это был путь, по которому прошли войска Альбы в 1567 году, и испанские войска продолжали использовать его без значительных перерывов в течение следующих тридцати лет.
Однако на рубеже веков Савойя потерпела поражение от Франции во франко-савойской войне (1600–1601) . По условиям Лионского договора (1601 г.) Савойя была обязана уступить две свои самые северные провинции, Бюже и Бресс , Франции, а это означало, что значительный участок Испанской дороги теперь лежал на французской земле. В этот период Франция в целом была враждебна Испании (два королевства находились в состоянии войны еще в 1598 году), и таким образом движение испанских войск по Дороге было заблокировано.
Поскольку старый путь через Бюже и Бресс был перекрыт французами, испанцы спонсировали попытку Карла Эммануила I, герцога Савойского, завоевать Женевскую республику . Причиной этого было то, что республика граничила как с Савойей, так и с Франш-Конте, и ее присоединение к Савойе позволило бы испанским войскам обойти французов и снова достичь Франш-Конте прямо из Савойи. Однако в этом случае попытка Шарля-Эммануэля захватить Женеву эскаладой провалилась; Провал штурма Савойи, совершенного в ночь на 12 декабря 1602 года, до сих пор празднуется женевцами на фестивале Л'Эскалада .
1601–1609: швейцарские и вальтеллийские маршруты.
[ редактировать ]

Поражение савойской атаки на Женеву разбило последние надежды на восстановление старого маршрута Испанской дороги через Савойю, и поэтому испанцы впоследствии начали искать альтернативу на востоке.
Самым простым вариантом было направить войска на север от Милана через перевал Сен-Готард , а затем через Центральную Швейцарию к Высокому Рейну . Пересечение Рейна привело бы испанские армии в Дальнюю Австрию , которая была дружественной территорией, поскольку австрийские Габсбурги были двоюродными братьями и близкими союзниками собственной королевской семьи Испании Габсбургов . Из Дальней Австрии испанцы могли затем пройти напрямую через соседний Верхний Эльзас , еще одно владение австрийских Габсбургов, в Лотарингию и далее в Испанские Нидерланды . Швейцарская Конфедерация в принципе была готова допустить испанские войска на свою территорию, но присутствие на швейцарской земле католических войск, направлявшихся для борьбы с протестантской Голландской республикой, вызвало значительное беспокойство в протестантских кантонах и грозило спровоцировать новую фазу сектантской деятельности в Швейцарии. гражданские войны . Чтобы сделать испанские войска как можно более незаметными, Конфедерация поэтому наложила ряд условий на их транзит через Швейцарию - например, договор, заключенный в 1604 году, предусматривал, что на швейцарской земле испанские солдаты должны будут маршировать без оружия и группами. одновременно не более двухсот человек. Строгость этих ограничений мешала Испании эффективно перебрасывать войска через Швейцарию, и они отправили по этому маршруту всего шесть крупных экспедиций, прежде чем окончательно отказались от него. [7] : 158–9
Альтернативой для испанцев было пойти еще дальше на восток и провести свои армии на северо-восток от Милана через Вальтеллину , самую южную территорию Трех Лиг . На восточном конце Вальтеллины находился перевал Стельвио , а на дальней стороне от него располагалось графство Тироль , еще одна территория австрийских Габсбургов , откуда испанские войска могли продвигаться на северо-запад через Дальнюю Австрию в Верхний Эльзас, а затем на север через Лотарингию к Испанские Нидерланды, как описано выше. Действительно, испанский губернатор Милана граф Фуэнтес еще в 1592 году заключил сделку с Тремя лигами на использование этого маршрута.
Однако «Три лиги» были, как и Швейцарская Конфедерация, двухконфессиональной федерацией, состоящей из лоскутного одеяла католических и протестантских округов, и последние возмущались испанским присутствием в своих границах по тем же причинам, что и их швейцарские единоверцы; более того, их враждебность к Испании подогревалась по геополитическим причинам врагами Испании-католиками Францией и Венецией . В 1603 году венецианцы убедили Лиги предоставить им эксклюзивный доступ к Вальтеллине, тем самым аннулировав соглашение, которое Лиги подписали с Фуэнтесом одиннадцатью годами ранее. В ответ губернатор построил форт Фуэнтес на границе Милана и Вальтеллии в попытке запугать Три лиги и заставить их отказаться от венецианского договора, но без особого эффекта.
Таким образом, к 1610 году все три варианта Испанской дороги стали практически непроходимыми для испанских войск из-за французской аннексии Бюже и Бресса, жестких ограничений, наложенных на транзит через Швейцарскую Конфедерацию, а также венецианского договора с Тремя лигами. Однако в краткосрочной перспективе это нарушение не имело большого значения, поскольку в 1609 году Двенадцатилетнее перемирие вступило в силу , приостановившее боевые действия в Восьмидесятилетней войне и временно устранившее необходимость для Испании поддерживать постоянный поток подкреплений в Армия Фландрии .
1619–1635: Вновь открыт Вальтеллинский маршрут.
[ редактировать ]
Двенадцатилетнее перемирие было нарушено в 1619 году (на два года раньше предполагаемой даты истечения срока его действия), и поэтому Испания оказалась вынужденной снова начать отправлять большие армии в Нидерланды. Поэтому стало крайне важно найти способ как можно скорее вновь открыть Испанскую дорогу.
Поэтому герцог Ферия , преемник Фуэнтеса на посту губернатора Милана, спровоцировал католическое восстание в Трех лигах , вызвав религиозную гражданскую войну, Bündner Wirren (Graubünden Disturbances) внутри федерации. Пока лиги сражались между собой, он затем вторгся в Вальтеллину, пытаясь полностью аннексировать территорию и тем самым вновь открыть Испанскую дорогу через Тироль . Это встревожило Францию, которая направила в Вальтеллину экспедиционный корпус под командованием знаменитого специалиста по горной войне Лесдигьера . В результате Вальтеллинская война зашла в тупик, и по Монсонскому договору (1626 г.) Испания была вынуждена вернуть Вальтеллину Трем лигам, но, что особенно важно, дорога через Вальтеллину к перевалу Стельвио была вновь открыта, что позволило передвижению войск по Испанской дороге резюме. [7] : 159–61, 383–4
Многочисленные испанские армии путешествовали по вновь открытой Испанской дороге в конце 1620-х и начале 1630-х годов, некоторые на традиционное поле битвы в Нидерландах, а другие в Германию , где сейчас бушевала Тридцатилетняя война , чтобы поддержать осажденных австрийских Габсбургов . Одной из испанских армий, использовавших Дорогу в этот период, была армия кардинала-инфанте Фердинанда , которая одержала ряд важных побед в Германии, включая Первую битву при Нёрдлингене .
1635–1648: Конец пути.
[ редактировать ]
Победы Габсбургов в Германии встревожили главного министра Франции кардинала Ришелье , который в 1635 году втянул Францию в Тридцатилетнюю войну против Австрии, а также объявил войну Испании . В конце 1630-х годов Анри де Роган организовал вторую французскую экспедицию в Вальтеллину, препятствуя передвижению испанских войск через долину, в то время как другие французские войска вторглись в Верхний Эльзас , который они завоевали и навсегда присоединили к Франции после победы над австрийцами в битве при Брайзахе . Таким образом, Испанская дорога была перерезана в двух точках: на юге между Миланом и Тиролем и на севере между Дальней Австрией и Лотарингией . [7] : 646–7, 522
Поскольку Испанская дорога была закрыта, испанцы были вынуждены вместо этого начать переброску своих армий в Нидерланды по морю. В 1639 году один из этих конвоев был атакован у английского побережья голландским адмиралом Маартеном Тромпом , что привело к битве при Даунсе , в которой Тромп уничтожил испанский флот, сопровождавший военные корабли. Это катастрофическое поражение подорвало военно-морскую мощь Испании. [ нужна ссылка ] , что делает практически невозможным для Испании получение подкреплений и припасов для армии Фландрии. [ нужна ссылка ] , и эта стратегическая катастрофа сыграла важную роль в окончательном прекращении Восьмидесятилетней войны заключением Мюнстерского мира . [ нужна ссылка ]
Логистика
[ редактировать ]Организованной системы размещения войск, маршировавших по Испанской дороге, не существовало. Офицерам иногда удавалось оставаться в городах вдоль маршрута, но их солдатам приходилось спать под кустами или строить для себя временные хижины в конце дневного марша. Местные жители обычно боялись проходивших солдат из-за репутации, которую все армии того периода имели в отношении грабежей и воровства, даже находясь на дружественной территории. В 1580 году офицеры испанского терсио заняли дом во Франш-Конте только для того, чтобы обнаружить, что внутри не было мебели, поскольку жители дома вынесли все это, чтобы исключить возможность его вандализма, сожжения или кражи. [1]
Армии маршировали по Испанской дороге максимум один или два раза в год, и из-за этого на этом маршруте не было никаких обычных военных складов. [1] Однако существовала система этапов для снабжения войск продовольствием в определенных точках с использованием комиссаров, посланных губернаторами Испанских Нидерландов или Милана для разработки деталей цен. Первый тип этапе был обнаружен только в Савойе и представлял собой постоянную перевалочную станцию, где солдаты и купцы, путешествующие по Дороге, имели доступ к пище и приюту, когда они проходили через нее. Второй тип, обнаруженный во Франш-Конте , Лотарингии и Испанских Нидерландах , был организован на разовой основе через частных подрядчиков, которые рассчитывали платежи и количество необходимой еды на основе ожидаемого размера и графика каждой отдельной экспедиции. [1]
Эффекты
[ редактировать ]Хотя Испанская дорога изначально имела чисто военную функцию, она также стала важным торговым путем, соединяющим Средиземноморье с Северной Европой , подобно средневековой Виа Империи . Дорога также побудила испанцев укрепить свои дипломатические контакты в Альпийском регионе, что привело к открытию постоянных посольств в Савойе и Швейцарской Конфедерации, которые контролировались из Милана. [1]
Одним из непредвиденных последствий Испанской дороги стало распространение чумы среди солдат и торговцев, путешествующих по ней, особенно в Вальтеллине после Вальтеллинской войны . [7] : 646–7, 522
Записанные экспедиции, 1567–1593 гг.
[ редактировать ]Записанные экспедиции между 1567 и 1593 годами. | |||||||
Год | Главный | Солдаты | Начинать | Прибытие | Дни | ||
1567 | Альба | 10,000 | 20/06 | 15/08 | 56 | ||
1573 | Акуна | 5,000 | 04/05 | 15/06 | 42 | ||
1578 | Фигероа | 5,000 | 22/02 | 27/03 | 32 | ||
1578 | Сербеллони | 3,000 | 02/06 | 22/07 | 50 | ||
1582 | Мир | 6,000 | 21/06 | 30/07 | 40 | ||
1582 | Кардуини | 5,000 | 24/07 | 27/08 | 34 | ||
1584 | Шаги | 5,000 | 26/04 | 18/06 | 54 | ||
1585 | Бобадилья | 2,000 | 18/06 | 29/08 | 42 | ||
1587 | Сунига | 3,000 | 13/09 | 01/11 | 49 | ||
1587 | Керальт | 2,000 | 07/10 | 07/12 | 60 | ||
1591 | Толедо | 3,000 | 01/08 | 26/09 | 57 | ||
1593 | Мексика | 3,000 | 02/11 | 31/12 | 60 |
См. также
[ редактировать ]- Синий банан
- Бургундский круг
- Восьмидесятилетняя война
- История Бургундии
- Королевство Бургундия
- Средняя Франция
- Оньятский договор
- Тридцатилетняя война
- Лионский договор (1601 г.)
- Монсонский договор
- Вальтеллинская война
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Паркер, Джеффри (2004). Армия Фландрии и испанская дорога 1567–1659: Логистика испанской победы и поражения в войнах Нидерландов (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. В мягкой обложке.
- ^ Уилсон, Питер Х. (2009). Тридцатилетняя война: трагедия Европы . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03634-5 .
- ^ Джонатан И. Израиль, Голландская республика и латиноамериканский мир, 1606–1661 (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1989), 1–11.
- ^ Герман Ван дер Ви, Низкие страны в мире раннего Нового времени , пер. Элизабет Факелман (Великобритания: Ashgate Publishing Limited, 1993), 26 лет.
- ^ Герберт Х. Роуэн, изд. Нидерландские страны в раннее Новое время (Нью-Йорк: Harper and Row, Publishers, Inc., 1972), xviii.
- ^ Уильям Гонт, Фламандские города: их история и искусство (Великобритания: Уильям Гонт и Пол Элек Productions Limited, 1969), 103.
- ^ Jump up to: а б с д Уилсон, Питер (2010). Трагедия Европы: новая история Тридцатилетней войны . Книги о пингвинах .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Сесил Джон Каду, Филипп Испании и Нидерландов . Хамден, Коннектикут: Archon Books, 1969. стр. 64–67.
- Чиро Паолетти, Военная история Италии (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Praeger, 2007).