Jump to content

Испанская дорога

Карта Испанской дороги. Коричневые стрелки — основные маршруты, проходящие через Франш-Конте ; синие стрелки — альтернативные маршруты вдоль Рейна . Территории Габсбургской Испании окрашены в оранжевый цвет; Бургундия , включая испанскую Франш-Конте и испанские Нидерланды , окрашена в фиолетовый цвет.

Испанская дорога ( испанский : Camino Español , немецкий : Spanische Straße ) была военной дорогой и торговым маршрутом в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков, связывая Миланское герцогство , Франш-Конте и Испанские Нидерланды , все из которых находились в временные территории Испанской империи под властью Габсбургов . [1] Он был также известен как Дорога испанцев ( Camino de los Españoles ), Дорога испанских терсиос ( Camino de los Tercios Españoles ) или Сардинский коридор ( Corredor Sardo ) на испанском языке.

Испанская дорога была создана при Филиппе II как жизненно важная артерия для испанских военных действий во время Восьмидесятилетней войны против Голландской республики . Для Испании было бы гораздо быстрее доставлять войска и припасы напрямую из Испании в Нидерланды – парусник того времени обычно мог преодолевать около 200 километров (120 миль) в день, тогда как средний темп солдат, марширующих по Спэниш-роуд проходила всего 23 км (14 миль) в день. Однако испанским судам, идущим вверх по Ла-Маншу, придется выдержать смертельную строй атак со стороны французов , англичан и голландцев , которые большую часть этого периода были враждебны Испании. Поэтому для Испании было гораздо безопаснее переправить свои армии через относительно безопасные воды Западного Средиземноморья в Италию дороги длиной 1000 км (620 миль) вдоль Испанской , а затем провести их по суше , которая в то время была Испанские территории.

Во время Восьмидесятилетней войны , между 1567 и 1633 годами, около 123 000 человек были перевезены в Испанские Нидерланды по этому сухопутному маршруту, по сравнению с 17 600, перевезенными по морю. [2] В конечном итоге дорога была отрезана для использования в испанских военных целях после того, как Королевство Франция присоединилось к Тридцатилетней войне на стороне Нидерландов и оккупировало испанские территории вдоль маршрута.

Конфликт между между Филиппом II Испанским и голландскими повстанцами в испанских Нидерландах , кульминацией которого стала Восьмидесятилетняя война , был частью более широкой европейской борьбы за власть в 16 веке католиками и протестантами . [3] К 1550 году войны против немецких протестантов и (католической) Франции сильно истощили финансы Испании, что потребовало введения новых налогов на испанские Нидерланды. Вызванное этим негодование усугубилось неурожаем в 1565 году, что привело к голоду в 1566 году (известному как «Год голода» или «Год чудес»). В том же году социальные, политические и религиозные волнения достигли кульминации с « Компромиссом дворян» и Бельденской бурей очевидно поставив под угрозу правительство регента Филиппа в Брюсселе , Маргариты Пармской . Испанские войска под командованием герцога Альбы были отправлены, чтобы восстановить порядок и наказать предполагаемых повстанцев, что спровоцировало голландское восстание и более широкую Восьмидесятилетнюю войну. [4] [5] Поскольку эти войска не могли быть перевезены по морю, Филипп был вынужден найти способ перебросить войска из своих гарнизонов в Ломбардии по суше в Испанские Нидерланды. [1] : 48–51  Испанская дорога была обследована и нанесена на карту в 1566 году, а Альба воспользовалась ею в июле 1567 года. [6] [1] : 51–57 

Савойя , 1500–1800 гг. Бюже и Бресс — это заштрихованные красным области в левом верхнем углу.

1567–1601: Савойский маршрут.

[ редактировать ]

Первоначальный маршрут Испанской дороги пролегал на северо-запад от Миланского герцогства через герцогство Савойское , союзника Испании, к испанскому Франш-Конте , а оттуда прямо на север через герцогство Лотарингское , еще одного союзника Испании, к Люксембургу в Испанские Нидерланды . Это был путь, по которому прошли войска Альбы в 1567 году, и испанские войска продолжали использовать его без значительных перерывов в течение следующих тридцати лет.

Однако на рубеже веков Савойя потерпела поражение от Франции во франко-савойской войне (1600–1601) . По условиям Лионского договора (1601 г.) Савойя была обязана уступить две свои самые северные провинции, Бюже и Бресс , Франции, а это означало, что значительный участок Испанской дороги теперь лежал на французской земле. В этот период Франция в целом была враждебна Испании (два королевства находились в состоянии войны еще в 1598 году), и таким образом движение испанских войск по Дороге было заблокировано.

Поскольку старый путь через Бюже и Бресс был перекрыт французами, испанцы спонсировали попытку Карла Эммануила I, герцога Савойского, завоевать Женевскую республику . Причиной этого было то, что республика граничила как с Савойей, так и с Франш-Конте, и ее присоединение к Савойе позволило бы испанским войскам обойти французов и снова достичь Франш-Конте прямо из Савойи. Однако в этом случае попытка Шарля-Эммануэля захватить Женеву эскаладой провалилась; Провал штурма Савойи, совершенного в ночь на 12 декабря 1602 года, до сих пор празднуется женевцами на фестивале Л'Эскалада .

1601–1609: швейцарские и вальтеллийские маршруты.

[ редактировать ]
Миланское герцогство испанские Нидерланды, часть Испанской дороги. На этой карте отмечены савойский и вальтеллийский варианты маршрута.
Неудачный ночной штурм Женевы войсками Савойского герцогства 12 декабря 1602 года.

Поражение савойской атаки на Женеву разбило последние надежды на восстановление старого маршрута Испанской дороги через Савойю, и поэтому испанцы впоследствии начали искать альтернативу на востоке.

Самым простым вариантом было направить войска на север от Милана через перевал Сен-Готард , а затем через Центральную Швейцарию к Высокому Рейну . Пересечение Рейна привело бы испанские армии в Дальнюю Австрию , которая была дружественной территорией, поскольку австрийские Габсбурги были двоюродными братьями и близкими союзниками собственной королевской семьи Испании Габсбургов . Из Дальней Австрии испанцы могли затем пройти напрямую через соседний Верхний Эльзас , еще одно владение австрийских Габсбургов, в Лотарингию и далее в Испанские Нидерланды . Швейцарская Конфедерация в принципе была готова допустить испанские войска на свою территорию, но присутствие на швейцарской земле католических войск, направлявшихся для борьбы с протестантской Голландской республикой, вызвало значительное беспокойство в протестантских кантонах и грозило спровоцировать новую фазу сектантской деятельности в Швейцарии. гражданские войны . Чтобы сделать испанские войска как можно более незаметными, Конфедерация поэтому наложила ряд условий на их транзит через Швейцарию - например, договор, заключенный в 1604 году, предусматривал, что на швейцарской земле испанские солдаты должны будут маршировать без оружия и группами. одновременно не более двухсот человек. Строгость этих ограничений мешала Испании эффективно перебрасывать войска через Швейцарию, и они отправили по этому маршруту всего шесть крупных экспедиций, прежде чем окончательно отказались от него. [7] : 158–9 

Альтернативой для испанцев было пойти еще дальше на восток и провести свои армии на северо-восток от Милана через Вальтеллину , самую южную территорию Трех Лиг . На восточном конце Вальтеллины находился перевал Стельвио , а на дальней стороне от него располагалось графство Тироль , еще одна территория австрийских Габсбургов , откуда испанские войска могли продвигаться на северо-запад через Дальнюю Австрию в Верхний Эльзас, а затем на север через Лотарингию к Испанские Нидерланды, как описано выше. Действительно, испанский губернатор Милана граф Фуэнтес еще в 1592 году заключил сделку с Тремя лигами на использование этого маршрута.

Однако «Три лиги» были, как и Швейцарская Конфедерация, двухконфессиональной федерацией, состоящей из лоскутного одеяла католических и протестантских округов, и последние возмущались испанским присутствием в своих границах по тем же причинам, что и их швейцарские единоверцы; более того, их враждебность к Испании подогревалась по геополитическим причинам врагами Испании-католиками Францией и Венецией . В 1603 году венецианцы убедили Лиги предоставить им эксклюзивный доступ к Вальтеллине, тем самым аннулировав соглашение, которое Лиги подписали с Фуэнтесом одиннадцатью годами ранее. В ответ губернатор построил форт Фуэнтес на границе Милана и Вальтеллии в попытке запугать Три лиги и заставить их отказаться от венецианского договора, но без особого эффекта.

Таким образом, к 1610 году все три варианта Испанской дороги стали практически непроходимыми для испанских войск из-за французской аннексии Бюже и Бресса, жестких ограничений, наложенных на транзит через Швейцарскую Конфедерацию, а также венецианского договора с Тремя лигами. Однако в краткосрочной перспективе это нарушение не имело большого значения, поскольку в 1609 году Двенадцатилетнее перемирие вступило в силу , приостановившее боевые действия в Восьмидесятилетней войне и временно устранившее необходимость для Испании поддерживать постоянный поток подкреплений в Армия Фландрии .

1619–1635: Вновь открыт Вальтеллинский маршрут.

[ редактировать ]
Форт Фуэнтес , построенный испанцами, чтобы запугать Трех Лиг и заставить их вновь открыть восточный маршрут через Вальтеллину .

Двенадцатилетнее перемирие было нарушено в 1619 году (на два года раньше предполагаемой даты истечения срока его действия), и поэтому Испания оказалась вынужденной снова начать отправлять большие армии в Нидерланды. Поэтому стало крайне важно найти способ как можно скорее вновь открыть Испанскую дорогу.

Поэтому герцог Ферия , преемник Фуэнтеса на посту губернатора Милана, спровоцировал католическое восстание в Трех лигах , вызвав религиозную гражданскую войну, Bündner Wirren (Graubünden Disturbances) внутри федерации. Пока лиги сражались между собой, он затем вторгся в Вальтеллину, пытаясь полностью аннексировать территорию и тем самым вновь открыть Испанскую дорогу через Тироль . Это встревожило Францию, которая направила в Вальтеллину экспедиционный корпус под командованием знаменитого специалиста по горной войне Лесдигьера . В результате Вальтеллинская война зашла в тупик, и по Монсонскому договору (1626 г.) Испания была вынуждена вернуть Вальтеллину Трем лигам, но, что особенно важно, дорога через Вальтеллину к перевалу Стельвио была вновь открыта, что позволило передвижению войск по Испанской дороге резюме. [7] : 159–61, 383–4 

Многочисленные испанские армии путешествовали по вновь открытой Испанской дороге в конце 1620-х и начале 1630-х годов, некоторые на традиционное поле битвы в Нидерландах, а другие в Германию , где сейчас бушевала Тридцатилетняя война , чтобы поддержать осажденных австрийских Габсбургов . Одной из испанских армий, использовавших Дорогу в этот период, была армия кардинала-инфанте Фердинанда , которая одержала ряд важных побед в Германии, включая Первую битву при Нёрдлингене .

1635–1648: Конец пути.

[ редактировать ]
Битва при Даунсе . Закрытие Испанской дороги вынудило Испанию вместо этого отправить подкрепления в Нидерланды по морю.

Победы Габсбургов в Германии встревожили главного министра Франции кардинала Ришелье , который в 1635 году втянул Францию ​​в Тридцатилетнюю войну против Австрии, а также объявил войну Испании . В конце 1630-х годов Анри де Роган организовал вторую французскую экспедицию в Вальтеллину, препятствуя передвижению испанских войск через долину, в то время как другие французские войска вторглись в Верхний Эльзас , который они завоевали и навсегда присоединили к Франции после победы над австрийцами в битве при Брайзахе . Таким образом, Испанская дорога была перерезана в двух точках: на юге между Миланом и Тиролем и на севере между Дальней Австрией и Лотарингией . [7] : 646–7, 522 

Поскольку Испанская дорога была закрыта, испанцы были вынуждены вместо этого начать переброску своих армий в Нидерланды по морю. В 1639 году один из этих конвоев был атакован у английского побережья голландским адмиралом Маартеном Тромпом , что привело к битве при Даунсе , в которой Тромп уничтожил испанский флот, сопровождавший военные корабли. Это катастрофическое поражение подорвало военно-морскую мощь Испании. [ нужна ссылка ] , что делает практически невозможным для Испании получение подкреплений и припасов для армии Фландрии. [ нужна ссылка ] , и эта стратегическая катастрофа сыграла важную роль в окончательном прекращении Восьмидесятилетней войны заключением Мюнстерского мира . [ нужна ссылка ]

Логистика

[ редактировать ]

Организованной системы размещения войск, маршировавших по Испанской дороге, не существовало. Офицерам иногда удавалось оставаться в городах вдоль маршрута, но их солдатам приходилось спать под кустами или строить для себя временные хижины в конце дневного марша. Местные жители обычно боялись проходивших солдат из-за репутации, которую все армии того периода имели в отношении грабежей и воровства, даже находясь на дружественной территории. В 1580 году офицеры испанского терсио заняли дом во Франш-Конте только для того, чтобы обнаружить, что внутри не было мебели, поскольку жители дома вынесли все это, чтобы исключить возможность его вандализма, сожжения или кражи. [1]

Армии маршировали по Испанской дороге максимум один или два раза в год, и из-за этого на этом маршруте не было никаких обычных военных складов. [1] Однако существовала система этапов для снабжения войск продовольствием в определенных точках с использованием комиссаров, посланных губернаторами Испанских Нидерландов или Милана для разработки деталей цен. Первый тип этапе был обнаружен только в Савойе и представлял собой постоянную перевалочную станцию, где солдаты и купцы, путешествующие по Дороге, имели доступ к пище и приюту, когда они проходили через нее. Второй тип, обнаруженный во Франш-Конте , Лотарингии и Испанских Нидерландах , был организован на разовой основе через частных подрядчиков, которые рассчитывали платежи и количество необходимой еды на основе ожидаемого размера и графика каждой отдельной экспедиции. [1]

Хотя Испанская дорога изначально имела чисто военную функцию, она также стала важным торговым путем, соединяющим Средиземноморье с Северной Европой , подобно средневековой Виа Империи . Дорога также побудила испанцев укрепить свои дипломатические контакты в Альпийском регионе, что привело к открытию постоянных посольств в Савойе и Швейцарской Конфедерации, которые контролировались из Милана. [1]

Одним из непредвиденных последствий Испанской дороги стало распространение чумы среди солдат и торговцев, путешествующих по ней, особенно в Вальтеллине после Вальтеллинской войны . [7] : 646–7, 522 

Записанные экспедиции, 1567–1593 гг.

[ редактировать ]
Записанные экспедиции между 1567 и 1593 годами.
Год Главный Солдаты Начинать Прибытие Дни
1567 Альба 10,000 20/06 15/08 56
1573 Акуна 5,000 04/05 15/06 42
1578 Фигероа 5,000 22/02 27/03 32
1578 Сербеллони 3,000 02/06 22/07 50
1582 Мир 6,000 21/06 30/07 40
1582 Кардуини 5,000 24/07 27/08 34
1584 Шаги 5,000 26/04 18/06 54
1585 Бобадилья 2,000 18/06 29/08 42
1587 Сунига 3,000 13/09 01/11 49
1587 Керальт 2,000 07/10 07/12 60
1591 Толедо 3,000 01/08 26/09 57
1593 Мексика 3,000 02/11 31/12 60

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Паркер, Джеффри (2004). Армия Фландрии и испанская дорога 1567–1659: Логистика испанской победы и поражения в войнах Нидерландов (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. В мягкой обложке.
  2. ^ Уилсон, Питер Х. (2009). Тридцатилетняя война: трагедия Европы . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-03634-5 .
  3. ^ Джонатан И. Израиль, Голландская республика и латиноамериканский мир, 1606–1661 (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1989), 1–11.
  4. ^ Герман Ван дер Ви, Низкие страны в мире раннего Нового времени , пер. Элизабет Факелман (Великобритания: Ashgate Publishing Limited, 1993), 26 лет.
  5. ^ Герберт Х. Роуэн, изд. Нидерландские страны в раннее Новое время (Нью-Йорк: Harper and Row, Publishers, Inc., 1972), xviii.
  6. ^ Уильям Гонт, Фламандские города: их история и искусство (Великобритания: Уильям Гонт и Пол Элек Productions Limited, 1969), 103.
  7. ^ Jump up to: а б с д Уилсон, Питер (2010). Трагедия Европы: новая история Тридцатилетней войны . Книги о пингвинах .

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Сесил Джон Каду, Филипп Испании и Нидерландов . Хамден, Коннектикут: Archon Books, 1969. стр. 64–67.
  • Чиро Паолетти, Военная история Италии (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Praeger, 2007).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0a666e81d5b0d0ff48b8a13cb420d37__1716421380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/37/e0a666e81d5b0d0ff48b8a13cb420d37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish Road - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)