Школа Куско
Школа Куско ( Escuela cuzqueña ) или Школа Куско — римско-католическая художественная традиция, основанная в Куско , Перу (бывшая столица Империи инков ) в колониальный период, в 16, 17 и 18 веках. Оно не ограничивалось только Куско, но распространилось и на другие города в Андах , а также на нынешние Эквадор и Боливию . [1]
Многие картины колониальной школы Куско сохранились, большинство из них в настоящее время находятся в Куско, а также в других районах Перу, городе Каламарка (Боливия), а также в музеях Бразилии, США и Англии.
История
[ редактировать ]Традиция зародилась после испанского завоевания Перу в 1534 году . [1] и он считается первым художественным центром, который систематически обучал европейским художественным техникам в Америке . [1] Испанский в и в целом европейский вклад начинается школу живописи Куско был дан с самого раннего времени, когда строительство собора Куско . Однако приезд итальянского художника Бернардо Битти в 1583 году положил начало развитию искусства Кускеньо. Иезуит представил в Куско одно из модных течений в Европе того времени — маньеризм , основными характеристиками которого было несколько вытянутое обращение с фигурами, с света фокусированием на них .
Во время своих двух пребываний в Куско Битти было поручено изготовить главный алтарь церкви его Ордена, замененный другим после землетрясения , и написать несколько шедевров, таких как «Коронация Богородицы », которая в настоящее время находится в музее церкви Ла Мерсед и Дева Пахарито в соборе.
Другим великим представителем маньеризма Кускеньо является художник Луис де Рианьо , родившийся в Лиме и ученик итальянского художника Анджелино Медоро . По словам боливийских историков Хосе де Меса и Терезы Гисберт , авторов наиболее полной истории искусства Кускеньо, лорды Рианьо в местной художественной среде между 1618 и 1640 годами оставили среди других работ фрески церкви Андауайлильяс . Еще одним выдающимся человеком первых десятилетий 17-го века является художник-монументалист Диего Кусиуаман , работавший в церквях Чинчеро и Уркос .
Присутствие стиля барокко в живописи Кускенья в основном является результатом влияния тенебризма через творчество Франсиско де Сурбарана и вдохновения от гравюр фламандского искусства из Антверпена . Маркос Рибера , родившийся в Куско в 1830 году, является основным представителем этой тенденции. Пять его работ апостолов можно увидеть в церкви Сан-Педро , два в алтаре и еще один в боковом перередосе. В монастыре Санта-Каталины Арекипы хранятся Ла-Пьедад и Св. Франциск, некоторые полотна, иллюстрирующие жизнь основателя Ордена, принадлежащие различным авторам.
Растущая активность художников-индейцев-кечуа и метисов к концу 17 века заставляет термин «школа Куско» более строго соответствовать этому художественному движению. Эта картина называется «Кускенья» не только потому, что она вышла из рук местных художников, но главным образом потому, что она уходит от влияния преобладающих тенденций европейского искусства и следует своим собственным путем.
Это новое искусство Кускеньо тематически характеризуется интересом к предметам костюмеров, таким как шествие Тела Христова, а также впервые присутствием андской флоры и фауны . Также появляется серия портретов индейских касиков, а также генеалогические и геральдические картины. Что касается технической обработки, то здесь наблюдается непонимание перспективы, дополненное фрагментацией пространства на несколько параллельных пространств или отдельных сцен. Новые хроматические решения с пристрастием к интенсивным цветам — еще одна типичная черта зарождающегося живописного стиля.
Событие, произошедшее в конце 17 века, стало решающим для направления живописи Кускенья. В 1688 году, после непрерывных конфликтов, в корпорации художников произошел раскол, завершившийся удалением художников-индейцев-кечуа и метисов, по их мнению, из-за эксплуатации, которой они подвергались со стороны своих испанских коллег. [2] С этого момента, свободные от навязывания корпорации, художники-индейцы и метисы руководствовались собственными чувствами и переносили на холст свой менталитет и свое мировоззрение.
Самой известной серией Школы Куско, несомненно, является серия из шестнадцати картин серии Корпус-Кристи, которые первоначально находились в церкви Санта-Ана , а сейчас находятся в Музее религиозного искусства архиепископства Куско , за исключением трех, которые в Чили . Эти полотна анонимного художника конца XVII века (некоторые исследователи относят их к мастерским Диего Киспе Тито и Пумакальяо) считаются настоящими шедеврами из-за богатства колорита, качества рисунка и того, насколько хорошо они выполнены. портреты главных героев каждой сцены. Серия имеет огромную историческую и этнографическую ценность, поскольку в ней подробно показаны различные социальные слои Колониального Куско, а также многие другие элементы фестиваля, уже занимавшего центральное место в жизни города.
Самым оригинальным и важным американским художником является Диего Киспе Тито , родившийся в приходе Сан-Себастьян , недалеко от Куско, в 1611 году и работавший почти до конца века. Именно в работах Диего Киспе Тито заложены некоторые характеристики живописи Кускенья, такие как определенная свобода в обращении с перспективой, ранее неизвестная роль пейзажа и обилие птиц среди лиственных деревьев, являющихся частью того же самого. Мотив птиц, особенно попугая леса Амазонки, интерпретируется некоторыми исследователями как отсылка к знати инков.
Самая ценная часть творчества Киспе Тито находится в церкви его родного города Сан-Себастьян . Одним из ярких моментов является серия из двенадцати композиций о жизни святого Иоанна Крестителя в главном нефе церкви. Большим мастерством являются также два огромных полотна, посвященных святому Себастьяну : «Асаетамиенто» и «Смерть святого». Также известна серия Зодиака , которую художник нарисовал для собора Куско около 1680 года.
Другой выдающийся художник школы Куско — Базилио Санта-Крус Пумакальяо , коренного происхождения, как и Киспе Тито, но в отличие от него, гораздо более привязанного к канонам западной живописи в рамках течения барокко. Работавший во второй половине 17 века, Санта-Крус оставляет лучшие свои работы в соборе Куско, так как ему было поручено украсить стены со стороны хора и рукава трансепта. На изображении Вефильской Богоматери , расположенном в хоре, изображен портрет епископа и покровителя Мануэля де Моллинедо-и-Ангуло , который помогал развитию Школы живописи Куско и города. [3]
Такова слава, достигнутая картиной Кускенья 17 века, которая в следующем столетии произвела уникальное явление, которое любопытным образом оставило свой след не только в искусстве, но и в местной экономике . Промышленные мастерские изготавливали холсты в больших количествах для купцов, которые продавали эти работы в таких городах, как Трухильо , Аякучо , Арекипа и Лима , или даже в гораздо более отдаленных местах, в нынешних Аргентине , Чили и Боливии . Например, художник Маурисио Гарсия , работавший в середине 18 века, подписал контракт на поставку около пятисот холстов за семь месяцев. Это была так называемая «обычная» живопись, чтобы отличать ее от росписи тонкой парчи с гораздо более сложным и красочным рисунком.
Самым выдающимся художником 18 века является Маркос Сапата . Его живописное творчество, охватывающее более 200 картин, датируется периодом с 1748 по 1764 год. Лучшими являются пятьдесят больших полотен, покрывающих высокие арки собора Куско и характеризующихся обилием флоры и фауны в качестве декоративного элемента.
Авторы
[ редактировать ]Картины Кускенья были формой религиозного искусства , основная цель которой была дидактической. [1] Испанцы, стремившиеся обратить инков в католицизм, отправили в Куско группу религиозных художников. [1] Эти художники сформировали школу для народа кечуа и метисов, обучая их рисованию и живописи маслом . [1] Однако название «Кускенья» не ограничивается городом Куско или местными художниками, поскольку художники Белого криолло также участвовали в этой традиции.
Основным покровителем художников Куско был епископ Мануэль де Моллинедо-и-Ангуло, который собирал европейское искусство и предоставил свою коллекцию перуанским художникам. Он продвигал и финансово помогал таким художникам Кускенья, как Базилио Санта-Крус Пумакальяо , Антонио Синчи Рока Инка и Маркос Ривера. [4]
Стиль
[ редактировать ]Считается, что определяющие характеристики стиля Кускенья возникли в искусстве художника кечуа Диего Киспе Тито . [5] [6]
Картины Кускенья характеризуются использованием исключительно религиозных сюжетов, отсутствием перспективы и преобладанием красного, желтого и землистого цветов. [1] Они также примечательны щедрым использованием сусального золота. [7] особенно с изображениями Девы Марии . Хотя художники Кускеньо были знакомы с гравюрами византийского , фламандского и итальянского искусства Возрождения , их работы были более свободными, чем работы их европейских наставников; они использовали яркие цвета и искаженные, драматические изображения. Они часто адаптировали темы, чтобы изобразить местную флору и фауну в качестве фона в своих работах. [1]
Ангелы-воины стали популярным мотивом в картинах Кускенья. [4]
Большинство картин Кускенья были созданы анонимно из-за доколумбовых традиций, определявших искусство как коллективное. [1] Исключением является один из последних членов школы Куско Маркос Сапата (ок. 1710–1773). Среди других известных художников школы Куско — Диего Кусиуаман, Грегорио Гамарра, Базилио Санта-Крус Пумакальяо (1635–1710) и Антонио Синчи Рока Инка . Со школой связан Мастер Каламарки , работавший в 18 веке в Боливии.
Коллекции
[ редактировать ]Самая большая коллекция картин Школы Куско находится в Кафедральном соборе Куско . В Художественном музее Лимы и Музее инков также хранятся важные коллекции.
Большое количество картин школы Куско сохранилось с колониальных времен. В последние годы как со стороны латиноамериканских коллекционеров произведений искусства, так и со стороны некоторых музеев значительно возрос спрос на картины школьного периода Куско. В 2010 году американское правительство репатриировало в Перу две картины в стиле Куско и Лимы, которые были незаконно ввезены в Соединенные Штаты в 2005 году. [8]
- «Тайная вечеря» , 1753 год, картина Маркоса Сапаты , в соборе Куско . Праздничное животное, которое нужно съесть, — это морская свинка .
- Редкая картина, на которой Иисуса Христа , представляющая священную троицу, 16 век, частная коллекция - Бразилия. трижды изображена фигура
- Брак капитана Мартина де Лойолы с Беатрис Нюстой , деталь, ок. 1675-1690, Церковь Общества Иисуса, Куско.
- Богоматерь Вефилемская , аноним, 18 век.
- Архангел Уриил , аноним, 18 век.
- Мастер Каламарки , Ангел со стеблями пшеницы из церкви Каламарки.
- Святой Иосиф с Младенцем , аноним, холст, масло, 40,5 x 32,2 дюйма, 18 век.
- Поклонение волхвов , анонимно, ок. 1740-1760 гг.
- Поклонение пастухов , аноним, 18 век.
- Брак капитана Мартина Гарсиа де Лойолы и инки-нюсты Беатрис Клары Койя , дочери Сайри Тупака ; родители первой маркизы Оропеса. Картина 17 века, расположенная в церкви Общества Иисуса, Куско . [9] [10] [11]
- Кормящая Мадонна , колониальная живопись Куско
- Легенда о Санта-Софронии , круг Диего Киспе Тито , 2-я половина 17 века ( Бруклинский музей искусств )
- Пример боливийской живописи (часть школы Куско): Ангел-аркебузир ; Мастером Каламарки ; 17 век
- Христос, несущий крест, называемый «Владыка падения», сделанный в Куско, ок. 1770–75, в Метрополитен-музее .
- Сент-Люси , Метрополитен-музей
Художники школы Куско
[ редактировать ]- Людовик Радужный 1596 — ок. 1667, Но
- Василий Санта-Крус-Пумакальяо , 1635–1710, Перу.
- Антонио Синчи Рока Инка , 17 век, Перу
- Диего Куси Уаман , 17 век, Перу.
- Диего Киспе Тито , 1611—1681, Перу.
- Маркос Сапата , ок. 1710–1773, Перу.
- Мастер Каламарки , 18 век, Боливия.
Современные интерпретации
[ редактировать ]Признанный на национальном уровне проект «Vírgenes Urbanas» направлен на воссоздание картин школы Куско, заменяя фигуры коренных жителей, а также ангелов из числа коренных народов, Девы Марии и святых, таких как Роза Лимы, новыми лицами коренных народов, чтобы представить перуанское население. Помимо картин, художники выполняют фотомонтажи коренных народов на воссозданных картинах. По их мнению, школа Куско является символом власти колонизатора, «представляющим образы с кавказскими чертами, навязывающими идеи, религию и западные стереотипы», и проект переосмысливает их новыми знаками, которые напрямую относятся к потомкам прежних жертвы. [12]
Эти новые картины также выставлены во многих музеях по всей стране. [13] [14]
На протяжении всей своей жизни художник Рэй Мартин Абейта создавал работы, вдохновленные стилем живописи Мадонны школы Куско, создавая гибрид традиционных и современных латиноамериканских сюжетов, представляющих колониалистские встречи между европейцами и мезоамериканцами. [15] [16]
Разнообразный
[ редактировать ]Сегодня местные перуанские художники рисуют копии колониальных картин Куско, которые продаются туристам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Искусство Кускеньи». Архивировано 5 мая 2016 г. в Wayback Machine . Национальном историческом музее Бразилии
- ^ Фейн, стр. 39-40.
- ^ Орасио Вильянуэва Уртеага, «МОЛЛИНЕДО и ИСКУССТВО КОЛОНИАЛЬНОГО КУСКО» , портал журналов PUCP
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фейн, с. 38
- ^ Бетелл, с. 742
- ^ Бэйкуэлл, с. 268
- ^ Фейн, с. 40
- ^ «Восстановление культурного наследия: картины XVIII века возвращены в Перу» . «Истории» ФБР . 8 апреля 2010 года . Проверено 8 октября 2013 г.
- ^ Соня Альконини, Р. Алан Кови (2 апреля 2018 г.). Оксфордский справочник инков . Издательство Оксфордского университета . п. 663. ИСБН 978-0190908034 .
- ^ Ана Мария Лоранди (2014). Испанский король инков: Эпическая жизнь Педро Бооркеса . Университет Питтсбурга. п. 62. ИСБН 978-0822970897 .
- ^ «Женитьба дона Мартина Гарсиа де Лойолы на Беатрис Нюста» . Культурный центр Инки Гарсиласо .
- ^ ГОРОДСКИЕ ДЕВСТВЕННИЦЫ
- ^ «Городские девственницы. Путешествие девственниц по Перу» , Virginesurbanas.wordpress.com
- ^ "EXPOSICIÓN "VÍRGENES URBANAS" " , Информационная система искусств Перу - INFOARTES. Министерство культуры Перу
- ^ Уильямс, Стивен П. (5 августа 2007 г.). «Искусство поражает, как и автомобили» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Робертс, Кэтэлин (29 июня 2014 г.). «Музей истории Нью-Мексико представляет редкие колониальные картины Марии» . Журнал Альбукерке . Проверено 9 апреля 2019 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бейкуэлл, Питер Дж. История Латинской Америки: с 1450 года по настоящее время. Издательство Блэквелл , 2003.
- Бетелл, Лесли. Кембриджская история Латинской Америки. Издательство Кембриджского университета , 1995. ISBN 0-521-24516-8 .
- Фейн, Диана, изд. Конвергенция культур: искусство и идентичность в испанской Америке. Нью-Йорк: Harry N. Abrams Inc. , 1996. ISBN 0-87273-134-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, Говен Александр. Искусство колониальной Латинской Америки . Лондон: Файдон 2005. ISBN 0-631-23161-7 .
- Кастедо, Леопольдо, Круг Куско . 1976.
- Коссио дель Помар, Фелипе, Перуанское колониальное искусство: Школа живописи Куско . Нью-Йорк, распространяется Wittenborn [1964]
- Глория в превосходном виде: Богородица и ангелы в живописи вице-королевства Перу и Боливии . Нью-Йорк: Художественная галерея Центра межамериканских отношений, 1984. Каталог выставки.
- Келемен, Пал. Исчезающее искусство Америки . Нью-Йорк: Уокер, 1977.
- Меса, Хосе де и Тереза Гисберт, История живописи Кускеана . 2 рейса 1982 год
- Фиппс, Елена; и др. (2004). Колониальные Анды: гобелены и изделия из серебра, 1530-1830 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 1588391310 .
- Научные статьи на английском языке о школе Куско, 18 век, в Галерее старых мастеров Испании.