Испанские миссии в Америке
![]() Часть серии о |
Испанские миссии в Америке католической церкви |
---|
![]() |
Миссии в Северной Америке |
Миссии в Южной Америке |
Связанные темы |
![]() |
Испанские миссии в Америке были католическими миссиями, основанными Испанской империей в 16-19 веках, в период испанской колонизации Америки. Многие сотни миссий , долговечных и эфемерных, созданных многочисленными католическими религиозными орденами , были разбросаны по всей территории испанских колоний, простиравшихся на юг от США и Мексики до Аргентины и Чили .
Связь между испанской колонизацией и канонизацией Америки неразрывна. Обращение коренных народов Америки считалось решающим фактором для колонизации. Миссии, созданные членами католических орденов, часто располагались на самых отдаленных границах колоний. Миссии способствовали расширению Испанской империи за счет религиозного обращения коренных народов, населявших эти территории. В то время как испанская корона доминировала в политической, экономической и социальной сферах Америки и коренных народов региона, католическая церковь доминировала в религиозной и духовной сфере. В некоторых регионах миссионеры пытались создать поселения коренного населения, управляемые католическими миссионерами и подчиняющиеся короне, но независимые от светских колониальных властей.
Миссионеры обычно следовали стратегии сокращения численности коренного населения в поселениях испанского типа, в которых их обучали христианству и испанским обычаям. В целом и на протяжении столетий благодаря сокращениям удалось добиться широкого принятия коренными народами христианства и испанских обычаев. Испанские власти и миссионеры заставляли коренное население жить в редукциях. Сопротивление и восстания против миссионеров были частыми. Миссионеры с переменным успехом помогали защитить коренное население от налетчиков рабов и испанских колонистов, желающих эксплуатировать труд коренных народов. Однако концентрация коренного населения в редукциях способствовала распространению таких болезней Старого Света, как оспа . Эпидемии были частыми и часто сокращали численность миссий более чем наполовину.
История
[ редактировать ]Королевский попечительский совет
[ редактировать ]Patronato Real , или Королевский патронаж, представлял собой серию папских булл, построенных в 15 и начале 16 веков, которые установили светские отношения между испанской короной и католической церковью, фактически провозглашая контроль испанского короля над церковью в Америке. Он разъяснил ответственность Короны за содействие обращению коренных американцев в католицизм, а также полную власть над церковью, образовательными и благотворительными учреждениями. Он разрешал Короне контролировать доход Церкви от десятины, налог, взимаемый с сельскохозяйственного производства и домашнего скота, а также поддержание церковной иерархии, физических объектов и деятельности. Он предоставлял Короне право одобрять или накладывать вето на отправления Папы в Америку, чтобы гарантировать их приверженность Patronato Real. Он определял основание церквей, монастырей, больниц и школ, а также назначение и оплату труда светского духовенства. [1]
Очевидно, что Patronato Real предоставил испанской короне беспрецедентный уровень власти над католической церковью. [ по мнению кого? ] Это демонстрирует сложную связь политической экспансии колоний с католицизмом. Расширение католических миссий по всей Америке дало Короне растущие доходы от взимаемых налогов и контроля над доходом от десятины. [ нужна ссылка ] Этот экономический интерес - наряду с контролем Короны над образовательными и благотворительными учреждениями Церкви, которые напрямую взаимодействовали и глубоко влияли на большую часть коренного населения, которое они колонизировали, - послужил аргументом в пользу заинтересованности Короны во включении католической церкви в свою колонизацию. Америки.
францисканцы
[ редактировать ]Францисканские миссионеры первыми прибыли в Новую Испанию в 1523 году после экспедиций Кортеса в Мексику и вскоре после этого начали открывать миссии по всему континенту. [2] [3] Францисканские миссионеры были разделены поровну и отправлены в Мексику, Тескоко и Тласкалу. [4] : 138 Помимо своей основной цели — распространения христианства, миссионеры изучали родные языки, учили детей читать и писать, а также обучали взрослых таким ремеслам, как столярное дело и керамика.
Педро де Ганте был фламандским францисканским миссионером, который желал ассимиляции индейских общин для дальнейшего образовательного дискурса среди коренных народов. Он оказал такое влияние в своей работе, что стал известен как «Первый учитель Америки». [5] Первоначально Пеетер Ван дер Мёре, Педро де Ганте, приехал в Новую Испанию , в 1523 году также известную как Мексика. Миссионер Педро де Ганте хотел распространить христианскую веру среди своих родных братьев и сестер. В то время менталитет испанцев запрещал наделять коренное население знаниями, поскольку они считали, что это побудит их принять ответные меры против испанских правителей. Тем не менее, Педро де Ганте видел ритуальные практики коренных народов, которые традиционно включали в себя человеческие жертвоприношения (особенно со стороны враждебных племен), и как миссионер видел необходимость изменения веры. Он решил, что лучший подход — адаптироваться к их образу жизни. Он выучил их язык и участвовал в их разговорах и играх. [6] Несмотря на заикание, он был успешным переводчиком с науатля и испанского языка. [5] Кроме того, Педро де Ганте был активным сторонником образования молодежи, открывая школы по всей Мексике для обслуживания коренных общин. [7] Его влияние было настолько широким, что другие, подобные ему, последовали примеру. Из будущих миссионеров, приехавших в Америку, приехали как минимум трое его соотечественников. [8]


К 1532 году около 5000 местных детей получили образование у францисканских миссионеров в недавно построенных монастырях, разбросанных по всей центральной Мексике. Многие из этих детей проживали в таких городах, как Чолула, Тлалманалько, Тескоко, Уэхоцинго, Тепеака, Куаутитлан, Тула, Куэрнавака, Койоакан, Тласкала и Акапистла. Было зарегистрировано, что у Педро Де Ганте был самый большой класс из примерно 600 коренных жителей Мехико. [4] : 146 Первыми миссионерами, прибывшими в Новый Свет, были монахи-францисканцы из соблюдающей фракции, верившие в строгую и ограниченную религиозную практику. Поскольку монахи считали, что обучение и практика могут осуществляться только посредством «медитации и созерцания», францисканцы не смогли обратить в свою веру столько людей так быстро, как того хотели испанцы. Это вызвало напряженность между колониальными правительствами и монахами-францисканцами, что в конечном итоге привело к бегству нескольких монахов в современную западную Мексику и роспуску францисканских приходов. Распаду францисканских приходов также способствовали и другие проблемы, в том числе обет бедности и обвинения со стороны колониальных правительств. Однако испанские миссии часто использовали деньги короля для финансирования миссий. То, что монахи брали деньги, вызывало споры в церкви. Кроме того, колониальное правительство заявило, что миссионеры плохо обращались с коренными жителями, работающими в миссиях. С другой стороны, францисканские миссионеры утверждали, что испанское правительство порабощало коренное население и плохо обращалось с ним. Сегодняшние усилия направлены на то, чтобы показать, как францисканские миссионеры защищали коренное население от испанской жестокости и поддерживали расширение прав и возможностей коренных народов. [9]
Иезуиты
[ редактировать ]Иезуиты редукциями имели широкое влияние с момента их прибытия в Новый Свет примерно в 1570 году до их изгнания в 1767 году. Иезуиты, особенно в юго-восточной части Южной Америки, следовали широко распространенной испанской практике создания поселений, называемых « » , для концентрации широко распространенное коренное население, чтобы лучше управлять, христианизировать, эксплуатировать их труд и защищать коренное население. [10] Иезуитские редукции представляли собой социалистические общества, в которых каждая семья имела дом и поле, а людей одевали и кормили в обмен на работу. Кроме того, в состав общин входили школы, церкви и больницы, а также местные лидеры и управляющие советы, которыми руководили два миссионера-иезуита в каждом сокращении. Как и францисканцы, миссионеры-иезуиты изучали местные языки и обучали взрослых европейским методам строительства, производства и, в определенной степени, сельского хозяйства. [11] К 1732 году на территории от Северной Мексики до Парагвая насчитывалось тридцать деревень, в которых проживало примерно 140 000 индейцев. [12] Испанским поселенцам было запрещено жить или работать в условиях сокращений. Это привело к натянутым отношениям между миссионерами-иезуитами и испанцами, поскольку в окружающих испанских поселениях людям не гарантировались еда, кров и одежда. [13]
Еще одним крупным достижением иезуитов была работа Эусебио Кино С.Дж. , в регионе, тогда известном как Пимерия Альта – современная Сонора в Мексике и южная Аризона в Соединенных Штатах . [14]
Доминиканцы
[ редактировать ]Доминиканцы . были централизованы в Карибском бассейне и Мексике и, несмотря на гораздо меньшее представительство в Америке, имели одну из самых заметных историй активизма в защиту прав коренных народов Бартоломе де лас Касас был первым доминиканским епископом в Мексике и сыграл ключевую роль в отмене практики «энкомендеро» с принятием Новых законов в 1542 году . Эти законы были предназначены для предотвращения эксплуатации и жестокого обращения с коренными народами Америки со стороны энкомендеро путем строгого ограничения их власти и господства над группами туземцев. [15]
Расширение прихода
[ редактировать ]Чтобы способствовать обращению, католические миссионеры в Америке получили королевское одобрение на создание провинций или приходов. Эти приходы повторяли структуру европейских городов, созданных с явным намерением обратить в свою веру коренные народы, которые строили их и жили в них. Эти территории были отделены от юрисдикции Короны и имели отдельные законы и структуры. Папство издало несколько религиозных приказов о создании городов в приграничных районах. [16] чтобы не допустить того, чтобы один орден стал слишком могущественным. Сначала францисканцы основали приходы, затем доминиканцы, августинцы и иезуиты. Более подробно эти заказы обсуждаются ранее в этой статье.
Чтобы начать процесс строительства нового прихода, священники вошли в деревню коренных народов и сначала обратили в свою веру лидеров и дворян, называемых касики . Эти преобразования часто были публичными. После того как касики были обращены в другую веру, духовенство в сотрудничестве с элитой построило часовню, часто на вершине разрушенного храма, посвященного местной духовности. Эта часовня сыграла роль в привлечении к Церкви остальных жителей города. Францисканцы, в частности, хотели иметь местное духовенство и построили школы, чтобы обучать коренную элиту гуманистическим наукам.
Духовенство было больше всего заинтересовано в обращении душ коренных жителей любыми возможными способами. Поэтому во многих случаях духовенство использовало религии коренных народов, чтобы завоевать доверие и легитимность. Фактически, многие представители духовенства выучили языки коренных народов, чтобы они могли быть более доступными и понятными для тех, кто хотел принять христианство. Они даже выбрали языки коренных народов для использования в качестве лингва-франка в регионах, где существует языковое разнообразие. В Новой Испании, которая является современной Мексикой и Центральной Америкой, монахи преподавали науатль коренным американцам, которые раньше на нем не говорили, чтобы установить общий язык. Они перевели гимны, молитвы и религиозные тексты на науатль, чтобы сделать католицизм более широким и понятным. Духовенство в Перу использовало кечуа и аймара аналогичным образом. [1]
На раннем этапе существования общины европейское духовенство сформировало cofradía, то есть братство мирян, призванное собирать средства для строительства и поддержки приходской церкви, оказывать помощь бедным, престарелым или немощным, а также вдовам и сиротам, а также организовывать религиозные шествия и фестивали к католическим праздникам. [17] Тем не менее, создание прихода также зависело от труда недавно обращенных коренных жителей по строительству школ, офисов, домов и другой инфраструктуры для экономического производства. Эта потребность в рабочей силе привела к конфликту с энкомендеро, на которых Корона возложила исключительную задачу по эксплуатации рабочей силы коренных народов.
Приходское хозяйство
[ редактировать ]Католические ордена получили огромную выгоду от расширения приходов и обращения коренных народов, а также от эксплуатации их труда. [ нужна ссылка ] богатыми . В результате иезуиты, среди других орденов, стали чрезвычайно [ нужна ссылка ] Иезуиты приобрели земельные владения в 17 веке, став видными владельцами собственности во всех колониях. В отличие от других методов накопления собственности, таких как захват земли или королевский грант, иезуиты получали собственность путем покупки и дарения. Иезуиты также накопили богатство за счет десятины и церковных гонораров, а также за счет прибыли, полученной от производства сельскохозяйственной и другой коммерческой продукции. Иезуиты, наряду с другими религиозными орденами, в полной мере участвовали во внутренней торговой экономике Америки и получали от нее прибыль. [1]
Местные восстания
[ редактировать ]Помимо системы энкомьенд, агрессивное осуществление миссий и их насильственное создание редукций и конгрегаций приводило к сопротивлению, а иногда и восстанию среди колонизируемого коренного населения. Многие туземцы согласились присоединиться к сокращениям и общинам из страха, но многим поначалу все же разрешили спокойно продолжать некоторые из своих религиозных обрядов. Однако по мере того, как обращение с туземцами ухудшалось и подавление местных обычаев усиливалось, росло и сопротивление туземцев.
Примером восстания против колонизации и миссионеров является восстание пуэбло в 1680 году, в ходе которого зуни , хопи , а также тива , тева , това , тано и керес -говорящие пуэбло взяли под свой контроль Санта-Фе и изгнали испанских колонистов Нью-Йорка. Мексика с тяжелыми потерями с испанской стороны, включая убийство 21 из 33 францисканских миссионеров в Нью-Мексико. Регион оставался независимым под контролем туземцев до 1692 года, когда он был отвоеван испанцами, чей режим после этого стал менее репрессивным.
Тепехуанское восстание с 1616 по 1620 год также было спровоцировано военными действиями против миссионеров, которые возникли из-за одновременного и резкого роста заболеваемости, сопровождавшего их прибытие. [18] Тепехуане энкомандеро напрямую связывали рост смертности с этими миссионерами и их сокращением, которые распространяли болезни и облегчали эксплуататорский труд и шахтеров. [19] Восстание привело к тяжелым потерям с обеих сторон. Во время конфликта испанцы отказались от своей политики «мира путем покупки (дани)» в пользу «войны огня и крови». [20]
Эпидемии в миссиях
[ редактировать ]Из-за сопротивления и восстаний коренное население резко сократилось с появлением испанских миссий. Однако основным фактором огромных потерь стали эпидемии в миссиях. Несмотря на то, что здания пострадали до начала миссий, они позволили грызунам проникать в жилые помещения и быстрее распространять болезни. Среди наиболее распространенных заболеваний были тиф, корь и оспа. [21] Многие туземцы жили в тесных помещениях, с плохой гигиеной и плохим питанием. Это привело не только к высокой смертности, но и к низкой рождаемости. В конкретных областях, где туземцы были рассредоточены по различным регионам, монахи создавали новые деревни, чтобы отделить туземцев от европейцев и одновременно систематизировать их учение. [22] Подсчитано, что примерно каждые 20 лет новая эпидемия уничтожала взрослое население туземцев во многих миссиях, не оставляя шансов на выздоровление. [23] В данный момент крайне важно проиллюстрировать гибель коренного населения на примере небольшой провинции, известной как Джемез в Нью-Мексико. Ученые утверждают, что к моменту прибытия испанских миссионеров в 1541 году в Хемезе проживало примерно от 5000 до 8000 туземцев. Изучая растения в деревне, ученые смогли определить возрастную разницу в жизни растений, чтобы лучше понять потерю взаимодействия человека с растительностью. К 1680 году учёные пришли к выводу, что в деревне Джемез проживало примерно 850 туземцев. Это сокращение численности населения на 87% иллюстрирует трагические последствия болезней того времени в сочетании с появлением новой культуры под влиянием испанских миссионеров. [21]
Будущая территория США
[ редактировать ]Первые африканские рабы-католики, прибывшие на территорию, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, в основном шли под испанским флагом. Эстебан , африканский католик, порабощенный испанцами, был среди первой европейской группы, вошедшей в регион в 1528 году через территорию, которая впоследствии стала Флоридой . Он продолжил службу в различных других североамериканских экспедициях. [24]
Еще в 17 веке испанская Флорида служила прибежищем для беглых рабов из южных колоний . Испанские колониальные власти во Флориде освобождали рабов, достигавших их территории, если они обращались в католицизм. Большинство таких вольноотпущенников поселились в районе Святого Августина в Грасиа-Реаль-де-Санта-Тереза-де-Мозе (Форт Мозе), первом поселении бывших рабов в Северной Америке . [25]
Испания также заселила регион Калифорнии рядом африканцев и католиков- мулатов , в том числе по крайней мере десять из недавно вновь открытых Лос Побладорес , основателей Лос-Анджелеса в 1781 году. [26]
Практики
[ редактировать ]Католические миссии были открыты по всей Америке с целью интегрировать коренное население как часть испанской культуры; с точки зрения монархии, граждане Америки рассматривались как подданные Короны, нуждающиеся в заботе, обучении и защите со стороны военных и поселенцев, многие из которых стремились к богатству, земле и дворянским титулам. Целью миссионеров было обратить местных жителей в христианство, поскольку распространение христианства считалось требованием религии. Испанские вице-королевские владения в Америке имели ту же структуру, что и вице-королевские титулы в испанских провинциях. Католическая церковь зависела от королей в административном отношении, но в доктрине, как всегда, подчинялась Риму. Испания вела долгую борьбу с маврами, а католицизм был важным фактором, объединившим испанцев против мусульман. Кроме того, испанцев встревожила религиозная практика коренных жителей Америки, поэтому они запретили и преследовали эту практику. Роль миссионеров заключалась в первую очередь в замене местных религий христианством, что способствовало интеграции коренного населения в испанские колониальные общества. [27] Одним из символических примеров этого была практика строительства церквей и соборов, таких как Санта-Доминго и соборная базилика Успения Богоматери , на вершине разрушенных местных храмов. [28] За созданием миссий часто следовало внедрение системы энкомьенды вице-королевскими властями, которая заставляла местную рабочую силу работать на земле, предоставленной европейцам испанской короной, и приводила к угнетению.
Патерналистская защита
[ редактировать ]Большая часть заявленных целей распространения католицизма заключалась в спасении душ коренных народов. И Церковь, и Корона рассматривали роль и присутствие Церкви в Америке как буфер против коррумпированных энкомендеро и других европейских поселенцев. Церковь и ее духовенство должны были защищать интересы коренных народов, а также оказывать им социальные услуги. Для этого у местных приходов были разные законы, разная экономика, разные стили правления, и все это с целью сохранить их отдельность и защиту от европейского общества. Коренные американцы считались Короной и Церковью несовершеннолетними, поэтому во многом мотивация такого патернализма проистекает из желания Церкви защитить своих «детей» от суровых и коррумпированных европейцев. [1]
Культурные изменения
[ редактировать ]При обращении туземцев миссионерам приходилось находить различные способы проведения среди них сакраментальных практик. Некоторые таинства , например Крещение , уже были похожи на ритуалы науатля во время родов, обычно совершаемые акушеркой. Многие миссионеры даже позволяли туземцам сохранять некоторые аспекты их первоначального ритуала, например, давать ребенку или новорожденному небольшой наконечник стрелы или метлу, чтобы символизировать их будущую роль в обществе, при условии, что это соответствовало католическим верованиям. Другие таинства, такие как бракосочетание , сильно отличались от местных обычаев. Многие туземцы были полигамными. Чтобы совершить таинство бракосочетания, монахи-францисканцы заставляли мужа приводить в церковь своих многочисленных жен и заставляли каждую излагать свои причины быть единственной истинной женой. Затем монахи решили, кто будет женой, и совершили причастие. [29]
Помимо религиозных изменений, испанские миссионеры также произвели светские изменения. С каждым поколением туземцев происходили постепенные изменения в том, что они ели, носили и как работала экономика внутри миссий. Поэтому молодое поколение туземцев было наиболее важным в глазах испанской миссии. Миссионеры начали обучение местной молодежи, отделяя детей от их семей и помещая их в христианские школьные системы. Чтобы охватить свою аудиторию, испанские миссионеры много времени уделяли изучению местной культуры. Этот культурный сдвиг лучше всего можно увидеть в самом первом трехъязычном словаре, датируемом 1540 годом в Мексике. В этой обнаруженной книге была использована печатная версия словаря автора Антонио Небрихи под названием «Грамматика и словарь» (с упором на испанский и латинский переводы) и добавлены рукописные переводы с языка науатль в документ. Хотя автор этих правок неизвестен, это реальный пример того, как испанские миссионеры начали процесс католической трансформации на коренных территориях. [30] Миссионеры представили глинобитные дома для кочевых туземцев и домашних животных для мяса, а не дичи. Испанские колонисты также привезли больше продуктов питания и растений из Европы и Южной Америки в регионы, которые изначально не имели контактов с местными народами. Туземцы начали одеваться в европейскую одежду и переняли испанский язык, часто превращая его в науатль и другие родные языки. [31]
См. также
[ редактировать ]- Списки испанских колониальных миссий Римско-католической церкви в Америке
- Президио
- Испанские колониальные пуэбло и виллы в Северной Америке
- Альта Калифорния
- Серро-де-ла-Саль , францисканские миссии в перуанской Амазонии.
- Францисканские миссии к майя
- Луизиана (Новая Испания)
- Санта-Роза-де-Окопа , Перу
- Испанская Флорида
- Снабжение францисканских миссий в Нью-Мексико
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Буркхолдер, Марк А.; Джонсон, Лайман Л. (2019). Колониальная Латинская Америка (Десятое изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-064240-2 . OCLC 1015274908 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пейдж, Мелвин Э (2003). Колониализм: международная социальная, культурная и политическая энциклопедия . Зонненбург, Пенни М. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 418. ИСБН 978-1576073353 . OCLC 53177965 .
- ^ Хайэм, Кэрол Л. (9 мая 2016 г.). «Христианские миссии к американским индейцам» . Оксфордская исследовательская энциклопедия американской истории . дои : 10.1093/акр/9780199329175.013.323 . ISBN 9780199329175 .
- ^ Перейти обратно: а б Моралес, Франциско (2008). «Встреча коренных народов с христианством: францисканцы и науа в Мексике шестнадцатого века». Америки . 65 (2): 137–159. дои : 10.1353/там.0.0033 . JSTOR 25488103 . S2CID 201769342 .
- ^ Перейти обратно: а б Л. Филдс. Гент, Питер Де. Детройт: Гейл, 2007, 89.
- ^ Липп, Соломон. Уроки, извлеченные из Педро де Ганте. Американская ассоциация преподавателей испанского и португальского языков. Испания, 1947, 194.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии. Петр Гентский. Британская энциклопедия, Inc., 1998.
- ^ Проано, Агустин Морено. Влияние Педро де Ганте на южноамериканскую культуру. Искусство Мексики: Маргарита де Орельяна, 1972.
- ^ Шваллер, Джон Ф. (октябрь 2016 г.). «Францисканская духовность и миссия в Новой Испании, 1524–1599: конфликт под платаном (Луки 19:1–10), Стивен Э. Терли (обзор)». Америки . 73 (4): 520–522. дои : 10.1017/tam.2016.85 . S2CID 151894143 .
- ^ Караман, Филип (1976), Потерянный рай: Республика иезуитов в Южной Америке , Нью-Йорк: Seabury Press.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Сокращения Парагвая» . www.newadvent.org . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Буркхолдер, Марк А. и Лайман Л. Джонсон. Колониальная Латинская Америка. 9-е изд., Oxford University Press, 2014. Колониальная Латинская Америка. стр. 109
- ^ «Бартоломе де Лас Касас | Биография, цитаты и значение» . Британская энциклопедия . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Уитакер, Артур П. (1982). «Край христианского мира: биография Эусебио Франсиско Кино, пионера Тихоокеанского побережья Герберта Юджина Болтона Эусебио Франсиско Кино». Тихоокеанский исторический обзор . 6 (4): 381–383. дои : 10.2307/3633889 . ISSN 0030-8684 . JSTOR 3633889 .
- ^ «Бартоломе де Лас Касас | Биография, цитаты и значение» . Британская энциклопедия . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Хямяляйнен, Пекка; Труэтт, Сэмюэл (2011). «На пограничье». Журнал американской истории . 98 (2): 9–30. дои : 10.1093/jahist/jar259 .
- ^ Макалистер, Лайл (1984). «Инструменты колонизации: кастильский муниципалитет». Испания и Португалия в Новом Свете, 1492–1700 : 133–152.
- ^ Грейди, Шарлотта М. (2000). Тепеуанское восстание 1616 года: милитаризм, евангелизация и колониализм в Новой Бискайе семнадцатого века . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. п. 26. ISBN 978-0874806229 . OCLC 44964404 .
- ^ Грейди, Шарлотта М. (2000). Тепеуанское восстание 1616 года: милитаризм, евангелизация и колониализм в Новой Бискайе семнадцатого века . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. п. 121. ИСБН 978-0874806229 . OCLC 44964404 .
- ^ Пауэлл, Филип В. (1952). Солдаты, индейцы и серебро: продвижение Новой Испании на север, 1550–1600 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Лиззи. «Население американских индейцев в Нью-Мексико сократилось через 100 лет после прибытия европейцев». ScienceMag, 25 января 2016 г., https://www.science.org/content/article/new-mexicos-american-indian-population-crashed-100-years-after-europeans-arrived . По состоянию на 14 января 2020 г.
- ^ Буркхолдер, Марк А. и Лайман Л. Джонсон. Колониальная Латинская Америка. 9-е изд., Oxford University Press, 2014. Колониальная Латинская Америка. стр. 106
- ^ Ньюсон, Линда. «Демографическое воздействие колонизации». Кембриджская экономическая история Латинской Америки . Том. 1. Кембридж: Кембриджский университет, 2005.
- ^ Херрик, Деннис (15 января 2019 г.). «Сбежавший раб, открывший Америку» . Общественная площадь Сокало . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ «Забудьте все, что вы знаете о 1619 году, — говорят историки. Рабство началось за полвека до Джеймстауна» . usatoday.com . 17 декабря 2019 года . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ «История» . Округ Лос-Анджелес . 2 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2020 г. Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ «История испанских колониальных миссий | Миссионерская инициатива» . Missions.arizona.edu . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «Собор города Куско» . www.qosqo.com . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Рейли, Пенелопа. Монах и Марипоса: францисканская аккультурация в Мексике 1520–1550 (2016).
- ^ «Христианизация науа». Ацтеки и создание колониальной Мексики, https://publications.newberry.org/aztecs/section_3_home.html . По состоянию на 14 января 2020 г.
- ^ Джексон, Роберт Х. и Эдвард Д. Кастильо. Индейцы, францисканцы и испанская колонизация: влияние миссионерской системы на индейцев Калифорнии . 1-е изд. Альбукерке: Университет Нью-Мексико, 1995.
- Логан Вагнер, Э. Непрерывность священного городского открытого пространства: содействие обращению индейцев в католицизм в Мезоамерике. Остин: Религия и искусство, 2014.
- Юнес Винке, Э. «Книги и кодексы. Транскультурация, распространение языка и образование в произведениях монаха Педро Де Ганте». Докторская диссертация (2015): Докторская диссертация, UCL (Университетский колледж Лондона). Веб.