Восстание комунеров (Парагвай)

Revolución Comunera Парагвае вице - ) — серия восстаний поселенцев в против в королевстве Перу испанских властей в 1721–1725 и 1730–1735 годах. Основной причиной беспорядков были сильные антииезуитские настроения среди парагвайцев и неприязнь к любому губернатору, который, как считалось, поддерживал иезуитов. При возобновлении восстания в 1730 году на первый план вышли и экономические проблемы. Повстанческая организация раскололась на втором этапе, когда сельская беднота и городская элита сформировали свои собственные фракции с одинаковыми обидами на иезуитов, но с несовместимой политикой. В Парагвае существовала необычайно сильная традиция самоуправления; у колонистов не было традиции строгого подчинения всему, что постановлял губернатор испанской короны. Эта независимость помогла продвинуть восстание вперед.
Поначалу восстание было квазилегальным. Хосе де Антекера-и-Кастро (1690–1731), судья Real Audiencia of Charcas , был отправлен в Асунсьон в 1721 году для рассмотрения обвинений в неправомерном поведении против проиезуитского губернатора Диего де лос Рейеса Бальмаседы . Антекера пришел к выводу, что обвинения обоснованны, вынудил Рейеса покинуть страну, а затем заключил его в тюрьму и объявил себя губернатором властью Ауденсии в 1722 году. Антекера также обвинил иезуитов в различных преступлениях, потребовал, чтобы миссионерские индейцы, находящиеся под их опекой, были порабощены и распределены. гражданам Парагвая и изгнал иезуитов из их колледжа в Асунсьоне. Все эти действия были поддержаны гражданами Асунсьона, а губернаторы и раньше были свергнуты и заменены без каких-либо жалоб со стороны центрального правительства. Однако вице-король Перу Диего Морсильо , проживающий в Лиме, не одобрил действия Антекеры и приказал восстановить Рейеса на посту губернатора. При поддержке поселенцев Антекера отказался, сославшись на то, что авторитет Ауденсии выше авторитета вице-короля. Вражда между Антекерой и вице-королевством продолжилась после того, как вице-короля Морсильо сменил маркиз Кастельфуэрте в качестве вице-короля Перу. Парагвайское ополчение Антекеры атаковало и разгромило союзные силы индейцев иезуитской миссии и испанских колониальных сил во время противостояния. Однако битва запятнала легитимность претензий Антекеры на пост губернатора, и Кастельфуэрте послал второй отряд против движения, которое теперь считается явно предательским. Антекера подал в отставку в 1725 году и бежал в Чаркас, хотя порядок в провинции, казалось, был восстановлен. Антекера был арестован, заключен в тюрьму на пять лет в Лиме и казнен.
В Парагвае в течение 5 лет царило спокойствие при временном губернаторе Мартине де Баруа , которого считали дружелюбным поселенцам и враждебным иезуитам. Однако, когда его сменил Игнасио де Сороэта , Парагвай отказался от своего нового губернатора. Фернандо де Момпокс-и-Зайас распространял среди населения идеи о том, что власть народа - коммуны - превосходит власть губернатора и даже короля. Комунеро провели новые выборы в городской совет Асунсьона, получили места и возобновили самоуправление. Новый губернатор, посланный в 1732 году, Агустин де Руйлоба , был убит коммунеросами. Однако движение комунеро несколько раз раскололось. Знатные люди Асунсьона, которые были счастливы бросить вызов колониальным властям, когда они управляли городским советом, теперь опасались полного нарушения порядка, поскольку более бедные парагвайцы начали грабить поместья и собственность любой знатной знати, которая не считалась достаточно про-коммунеро. Неспособность Асунсьона торговать с остальной частью Испанской империи также привела к экономическому кризису. Когда колониальные силы наконец двинулись на Асунсьон, разделенные комунеры разбежались и бежали, при этом большая часть фракции Асунсьона присоединилась к правительственным силам в надежде на помилование.
Фон
[ редактировать ]Традиция самоуправления
[ редактировать ]Парагвай был одной из частей Испанской империи, наиболее слабо контролируемой Короной, с сильной независимой чертой руководства. Частично это произошло из-за причуды истории 1537 года. Вскоре после того, как были созданы первые поселения на Рио-де-ла-Плата , умер губернатор Педро де Мендоса. Впоследствии корона издала Королевский указ ( Cédula Real ), в котором говорилось, что, если Мендоса назначит преемника, этот преемник будет утвержден на посту губернатора. Однако, если Мендоса не назвал преемника — или преемник был мертв — замена должна быть «мирно избрана». [1] [2] Выборы были уникальной привилегией в американских колониях Испании; историк Адальберто Лопес называет это «странным», поскольку король Карл V был безжалостным централизатором, который большую часть своего правления провел, ограничивая автономию различных владений Испании, тем более что в то время считалось, что Парагвай все еще владеет драгоценными металлами. [3] Еще одна странность заключается в том, что указ не ограничивал использование выборов только разовой необходимостью. Граждане Парагвая использовали этот указ для избрания губернатора и будут использовать его еще много раз, чтобы не только избрать новых губернаторов, но и сместить неугодных назначенных губернаторов. [3] Указ 1537 года был снова использован в 1544 году для оправдания переворота против Альвара Нуньеса Кабеса де Вака , который правил на посту губернатора всего два года. Кабеса де Вака пытался контролировать жестокое обращение поселенцев с коренными индейцами, чем вызвал неприязнь многих колонистов. Его арестовали, назначили нового губернатора и отправили обратно в Испанию в цепях, обвиняя его в ряде вероятных ложных преступлений. Некоторые парагвайские историки позже попытаются связать этот переворот 1544 года с восстанием комунеров в Кастилии с 1520 по 1521 год и назовут его «первым восстанием комунеров Парагвая». По словам Лопеса, хотя Кабеса де Вака был частью роялистских сил в той ранней борьбе и помог победить кастильских комунерос, маловероятно, чтобы современные парагвайцы идентифицировали себя с кастильскими комунерами. [3] Поскольку заговорщики надеялись добиться легитимности своего выбора губернатора в глазах короля, отождествление себя с презираемыми повстанцами было бы контрпродуктивно. Скорее, основные современные упоминания о парагвайцах, называющих себя comuneros, исходят из источников, дружественных Кабесе де Вака, стремящихся дискредитировать переворот в глазах короля. [3]
Действующие губернаторы были более сдержанными, чем где-либо еще в Испанской империи. [4] Непопулярным губернаторам грозила отставка посредством Указа 1537 г.; но даже когда столь радикальные меры не были применены, власть губернатора была урезана. Кабильдо . (городской совет) Асунсьона был могущественным, и губернаторам часто было трудно обеспечить соблюдение или соблюдение их указов, если они действовали, не посоветовавшись с кабильдо и не заручившись его согласием [5] Испания предоставила Парагваю относительно мало войск, чиновников, средств или вооружения, и после того, как было установлено, что регион на самом деле не богат драгоценными металлами или другими ресурсами, иммиграция замедлилась. [6] Однако внутренние районы Южной Америки были опасны: работорговцы, связанные с португальцами , и враждебные индейские племена угрожали парагвайцам. Парагвай постоял за себя с помощью вооруженной милиции . Это также ограничило влияние губернатора, поскольку именно члены кабильдо сплотили ополчение. [5]
Иезуитские миссии
[ редактировать ]первые миссионеры Общества Иисуса В 1588 году в Асунсьон по приглашению поселенцев и губернатора прибыли . Они принялись за обращение индейцев в этом районе. Они также построили выдающуюся церковь и колледж; училище было единственным сколько-нибудь важным учебным заведением в губернии. [7] Иезуиты собрали под своей опекой большое количество индейцев, где они смогли заняться их христианизацией и ознакомлением индейцев с элементами испанской цивилизации. Самое главное, иезуиты смогли предложить находящимся под их опекой индейцам определенную защиту от других белых. Индейцев, выполняющих свою миссию, не будут продавать в рабство, выманивать у них имущество или брать их женщин в качестве дополнительных жен. Со временем была создана целая «империя внутри империи», и иезуиты взяли на себя обязанности, выходящие далеко за рамки религиозного образования. Чтобы платить королевские налоги индейцам, иезуиты вели экономику и продавали товары на рынке. Чтобы защититься от португальских работорговцев и враждебных индейцев, иезуиты собирали оружие и обучались военному искусству. [8] Это вооружение индейцев миссии огнестрельным оружием вызвало большие споры, против него выступили парагвайские поселенцы, но постоянная угроза португальского вторжения означала, что испанская корона дала свое согласие, рассматривая иезуитов как защитников границы. [8] [9]
Со временем отношения между поселенцами и иезуитами испортились. [10] Коренное население индейцев гуарани , изначально большое по сравнению с числом испанских поселенцев, значительно сократилось. Частично это произошло из-за злоупотреблений и переутомления, порожденных системой энкомьенды , правовой базы, аналогичной рабству, а частично из-за испанских законов, которые объявляли потомков испанцев и их жен гуарани самими испанцами и, таким образом, имели право на свою собственные местные рабы под энкомьендой. По мере того, как иммиграция замедлялась, провинция стала густо заселена потомками метисов (смешанной крови) испанцев и гуарани, которые из-за растущей недоступности чистокровных гуарани, которые могли бы претендовать на роль слуг, стали новым классом «белых бедняков». Тем временем гуарани в миссиях иезуитов процветали, и многие гуарани активно предпочитали миссионерскую жизнь сохранению независимости или риску попасть в систему энкомьенды. [8] Результатом стала ощущаемая «нехватка» дешевой рабочей силы энкомьенды - нехватка, которую можно было бы исправить, если бы индейцев миссии иезуитов взяли и внедрили в энкомьенда. [11] Кроме того, миссии иезуитов были экономическим конкурентом поселенцев Парагвая, поскольку основным экспортным товаром обоих был мате , используемый для производства напитка с кофеином . Сорт йербы, выращиваемой на землях миссии (yerba caaminí), считался превосходящим йербу, собранную в гражданской провинции (yerba de palos), что еще больше снижало маржинальность Парагвая. [6] Поскольку земли миссии были закрыты для почти всех парагвайцев, среди парагвайцев легко распространялись дикие слухи о деятельности иезуитов на них. Рассказы о спрятанных великих сокровищах и секретных прибыльных рудниках, разрабатываемых пленными индейцами, не были редкостью. [11]
К началу 1600-х годов средний парагвайец презирал иезуитов. Некоторые призывали правительство принять меры против них, и, по крайней мере, об идее расширения дальнейших «привилегий» не могло быть и речи. [12] С 1640 по 1650 год произошла серия интриг, когда проиезуитский губернатор Грегорио де Хинестроса соперничал с антииезуитским епископом Бернардино де Карденас , францисканцем . [13] Карденас был сослан в Корриентес , но по окончании губернаторства Инестросы вернулся в Асунсьон. Новый губернатор Диего де Эскобар-и-Осорио пытался оставаться нейтральным в конфликте между иезуитами и поселенцами, которых теперь поддерживали вернувшиеся Карденасы, и какое-то время успешно избегал кровопролития, но в 1649 году Осорио умер. Кабильдо, воспользовавшись указом 1537 года, сразу же избрало Карденаса новым губернатором и при его поддержке исключило иезуитов из их колледжа в Асунсьоне. [13] В объяснение своих действий они писали, что иезуиты уничтожают провинцию, и защищаться от агрессии было «естественным правом» людей. [14] Губернатор-епископ Карденас, используя аналогичный протодемократический язык, сказал: «Голос народа – это голос Бога». [14] Власти были недовольны, и иезуиты с разрешения правительства послали армию индейцев-миссионеров, чтобы свергнуть Карденаса. Карденас и парагвайское ополчение решили оказать сопротивление, и в битве 5 октября 1649 года армия иезуитов численностью примерно 700 индейцев одержала полную победу. Парагвайцы были рассеяны, Карденас и его ближайшие сторонники были арестованы, а граждане Асунсьона подверглись унижениям со стороны оккупационной армии индейцев, патрулировавших их улицы и насаждающих правила нового губернатора. Эта рана так и не зажила. К 1721 году ненависть к иезуитам стала еще более сильной, чем в начале 1600-х годов. [14]
1721–1725: оспариваемое губернаторство Антекеры.
[ редактировать ]В 1717 году Диего де лос Рейес Бальмаседа стал губернатором Парагвая. Он купил эту должность у испанских властей, и эта практика получила распространение в то время. Рейес был купцом, который заработал состояние на торговле мате из Парагвая и импорте различных дешевых и необходимых товаров обратно в Парагвай, поэтому испанская корона считала его подходящим для этой должности. [15] Рейес был открытым поклонником иезуитов. Двое дядей его жены были членами ордена иезуитов, а некоторые из его самых важных советников были иезуитами. Поселенцы также считали его политику проиезуитской. [15] Советники-иезуиты Рейеса подстрекали его отдать приказ о нападении на индейцев пайягуа в Чако, несмотря на хрупкое перемирие, заключенное тремя годами ранее, в 1717 году; все захваченные пайагуа были переданы иезуитам для обращения в христианство и миссионерской жизни. [16] Поселенцы не получили ни одного пленника для энкомьенды, хотя именно ополчение поселенцев рисковало своей жизнью, сражаясь с пайягуа, а колониальная торговля и отдаленные фермы теперь оказались под угрозой ответных набегов пайягуа. Пайягуа, жившие в Гран-Чако , значительно реже угрожали иезуитам, чьи миссии находились дальше к востоку от гражданской провинции Парагвай. [16] Рейес приобрел репутацию человека, который обогащался, используя полномочия своего офиса для контроля над торговлей. [16] Рейес также обложил налогом важных членов парагвайской элиты для финансирования строительства оборонительных укреплений. В результате Рейес стал крайне непопулярным губернатором, который обнаружил, что большинство кабильдо Асунсьона активно добиваются его смещения. [15] Стремясь сохранить свою позицию, Рейес обвинил своих главных противников в измене и заключил их в тюрьму. Знатные люди Асунсьона подали жалобу в Real Audiencia of Charcas , обвинив Рейеса как в заключении в тюрьму членов кабильдо без уважительной причины, так и в общем незаконном поведении на посту губернатора. [15]
Audiencia of Charcas взялась за расследование дела Рейеса. Ауденсия, судебная система колониальной Испании, имела широкую степень свободы и независимости от наместника. Чаркас (ныне известный как Сукре ) находился довольно далеко от столицы вице-короля Лимы, что еще больше усиливало власть суда. В 1721 году аудиенция отправила судью Хосе де Антекера-и-Кастро в Асунсьон, чтобы вершить правосудие по своему усмотрению. Антекера был молодой восходящей звездой двора, и даже самые яростные его критики писали, что он был симпатичным, красивым, умным и необычайно хорошо образованным для того времени. [17] Аудиенсия предоставила Антекере запечатанный документ, который он мог открыть, если он признает Рейеса виновным. Рейес прибыл в Асунсьон 23 июля 1721 года. Аудиенсия и Антекера приказали Рейесу освободить членов совета, которых он заключил в тюрьму, и никоим образом не вмешиваться в расследование. Опросив свидетелей, обвинявших Рейеса в правонарушениях, Антекера пришел к выводу, что доказательства настолько убедительны, что требуют немедленного ареста Рейеса в сентябре 1721 года. [18] [19] Антекера представил кабильдо запечатанный документ, который ему передала Аудиенсия. Документ давал Антекере должность губернатора, которую он занял, несмотря на возражения оставшихся сторонников Рейеса. [18] В апреле 1722 года Антекера официально признал Рейеса виновным и уволил его с поста губернатора, хотя Рейес немедленно сбежал из Асунсьона в тот же день, когда был вынесен приговор. Антекера приступил к конфискации большей части имущества Рейеса, а также приказал арестовать многих друзей и сторонников Рейеса, а также забрал их имущество для продажи на публичном аукционе. Всеми этими действиями Антекера заслужил поддержку и уважение большинства жителей провинции, хотя его ненавидели те, кто преуспел при Рейесе. [18] Антекера завоевал свою популярность, выступив против ненавистных иезуитов; он поддержал требования поселенцев о том, чтобы миссионерские индейцы были распределены по энкомьендам, чтобы светские священники (оплачиваемые испанским правительством) были назначены во главе миссий иезуитов и чтобы была создана таможня для обеспечения соблюдения ограничений на экспорт иезуитами мате-йербы. . [18] Историку Джеймсу Сагеру Антекера кажется в основном человеком с благими намерениями; он искренне верил, что наложение гражданской власти на независимые иезуитские миссии принесет пользу Империи. [20]
Вполне возможно, что дело закончилось бы преемственностью Антекеры на посту губернатора Парагвая до тех пор, пока в провинции не был бы назначен новый королевский губернатор. Однако друзья Рейеса добрались до Лимы, где обратились в суд вице-короля. При поддержке влиятельных иезуитов они убедили вице-короля Перу Диего Морсильо , что Рейес стал жертвой заговора ревнивых парагвайцев и амбициозного Антекеры. [21] Вице-король Морсильо вел бурную переписку с Ауденсией Чаркас, обвиняя их в превышении своих полномочий и в том, что предоставление главному судье по делу против Рейеса полномочий сменить его на посту губернатора было незаконным. Трижды с 1721 по 1723 год он требовал восстановления Рейеса на посту губернатора. Ауденсия ответила, что это судебное дело, и что вице-король превысил свои полномочия. [21] Иезуиты провели церемонию провозглашения сбежавшего Рейеса законным губернатором. Рейес также отправился в Корриентес , где власти признали его требование и начали конфисковывать тележки и товары торговцев, которые отказались поддержать заявление Рейеса. Торговля между Парагваем и остальной частью Испанской империи была прервана. [21] Ситуация еще больше ухудшилась после того, как группа людей, лояльных Антекере, пришла в Корриентес и ночью похитила Рейеса, утащив его обратно в Асунсьон, что было в высшей степени незаконным действием в глазах жителей Корриентес и вице-короля, как это сделало правительство Парагвая. никакой законной власти в Корриентесе. В ярости вице-король, наконец, сделал выбор в пользу военной силы, приказав губернатору Буэнос-Айреса Завале подготовить армию для марша на Асунсьон, чтобы свергнуть Антекеру. [22]
В ответ Антекера сплотил парагвайское ополчение, в то время как Савала послал своего вице-губернатора Бальтазара Гарсиа Роса, чтобы собрать индейцев иезуитской миссии, свои собственные войска из Буэнос-Айреса и подкрепления из Вилья-Рики . Завала надеялся, что мирное решение все еще возможно, но парагвайцы не очень хорошо приняли Гарсиа Роса. Он некоторое время занимал пост временного губернатора Парагвая с 1706 по 1707 год и был известен как большой сторонник иезуитов. Раньше он работал с иезуитскими армиями индейских миссий, сражаясь с португальцами , где иезуиты заслужили его восхищение своей поддержкой; он также якобы проигнорировал королевскую награду 300 индейцев-миссионеров поселенцам в энкомьенде, будучи временным губернатором, чтобы угодить иезуитам. [23] Тем временем в Асунсьоне толпа горожан выгнала иезуитов из колледжа, и кабильдо дал им 3 часа на то, чтобы уйти. [24] Армии обменялись враждебными письмами, и на какое-то время показалось, что демонстрация силы может убедить другую сторону отступить. 25 августа 1724 года парагвайцы неверно истолковали празднование индейцами праздника Святого Луиса как подготовку к военному нападению. [примечание 1] Парагвайцы атаковали танцующих и шествующих индейцев и одержали полную победу с элементом внезапности. Сотни индейцев были убиты, все оружие, боеприпасы и документы были изъяты, а королевская армия была вынуждена полностью отступить. Группа жителей Вилья-Рики, опоздавшая в качестве подкрепления, немедленно сдалась и увидела казнь своего лидера. Победа также оказалась неожиданно дешевой; только пять поселенцев были убиты и 20 ранены. [24] 150 захваченных в плен миссионерских индейцев были розданы поселенцам в энкомьендском рабстве. [24]

Однако победа парагвая была мимолетной. Новый вице-король Перу, маркиз Кастельфуэрте , был преданным сторонником абсолютистской монархии и не собирался допускать, чтобы неповиновение законным властям задерживалось и распространялось. Ауденсия Чаркас получила последнее предупреждение о том, что дальнейшее вмешательство в парагвайские дела недопустимо; возможно, напуганные как связями нового вице-короля в Испании, так и битвой Антекеры против испанских войск, Ауденсия отступила и прекратила кампанию от имени Антекеры. [26] Вторая экспедиция была организована лично Завалой с большими силами, в то время как епископ Асунсьона, который никогда не поддерживал Антекеру, самым решительным образом умолял кабильдо отступить и принять Завалу без боя. Более сильная сила дала понять, что продолжение борьбы будет бесплодным. Завала также гарантировал, что индейцы миссии иезуитов на этот раз не войдут на гражданскую территорию, если поселенцы подчинятся мирно. Завала также не упомянул о возмездии или арестах. Кабильдо решил подчиниться Завале; Антекера бежал в Чаркас, где был арестован. [26]
1725-1730: Временный мир.
[ редактировать ]Завала проводил примирительную политику с парагвайскими поселенцами, не желая обострять ситуацию. Были вынесены выговоры, но штрафов было мало, арестов, ссылок и казней не было. Члены кабильдо сохранили свои посты. Больного и истощенного бывшего губернатора Рейеса тихо освободили из-под более чем года содержания в условиях, приближенных к одиночному заключению , но сказали, что во избежание неприятностей было бы лучше, если бы он больше никогда не появлялся в провинции. Завала ушел всего через два месяца в Асунсьоне, назначив Мартина де Баруа временным губернатором. [27] Баруа будет губернатором до 1730 года, поскольку первые два сменных губернатора не прибыли в Асунсьон; один был арестован после того, как избил свою жену, а другой умер при транспортировке в Атлантическом океане. Баруа сочувствовал поселенцам и враждебно относился к иезуитам; он отправил иезуитам письма с угрозами расследовать предполагаемые злоупотребления в отношении миссионерских индейцев, а также написал вице-королю с аналогичными опасениями по поводу иезуитских миссий. Он заверил вице-короля, что парагвайцы являются верными слугами короны и что бремя защиты Парагвая от враждебных индейских набегов будет облегчено, если иезуиты разделят свою миссию среди индейцев с энкомьендами. [28]
Главным спором во время правления Баруа было возвращение иезуитов в их колледж в Асунсьоне. Вице-король приказал восстановить иезуитов, но Завала не сразу подчинился, опасаясь возобновления восстания, а Баруа и поселенцы активно враждебно относились к возвращению иезуитов. Баруа откладывал выполнение приказа вице-короля, поскольку происходил обмен письмами; только когда в 1728 году Баруа подчинился крайне резкому приказу, требовавшему немедленного восстановления в должности иезуитов со всей помпой и торжественностью, необходимой для этого случая. Однако антагонизм продолжался. В 1730 году губернатор Баруа и иезуиты обменялись обвинениями в должностных преступлениях на землях иезуитов в отчетах, отправленных в Мадрид. [28]
Баруа также пригласил странствующего оратора Фернандо де Момпокс-и-Зайас стать одним из своих советников в 1730 году. Происхождение Момпокса туманно, но он был образован и, вполне возможно, был юристом. В Лиме он приобрел репутацию нарушителя спокойствия. Момпокс был заключен там, возможно, встретившись с Антекерой в тюрьме, но в какой-то момент либо сбежал, либо был сослан. В конце концов он добрался до Парагвая, где распространял свои идеи о правительстве и роли народа, которые в то время считались радикальными. По мнению Момпокса, парагвайцы имели право, свергнув Рейеса и бросив вызов Гарсиа Росу; политическая власть основывалась на согласии común , сообщества. Власть народа, по словам Момпокса, была больше, чем даже у короля или Папы. [29]
1730-1735: Простолюдины
[ редактировать ]В конце 1730 года в Парагвай пришли новости о том, что приближается третий сменный губернатор, Игнасио де Сороэта . Распространились слухи, что Сороэта был другом иезуитов и Рейеса. Момпокс сплотил своих последователей, призвал комунеров и собрал отряд из 300 человек за пределами города. Делегация комунеров, отправленная в кабильдо, потребовала запретить новому губернатору во въезде. Баруа потребовал расформирования комунеров; когда они отказались, он в отчаянии оставил свой пост. Комунеро потребовали новых выборов кабильдо, которые, что неудивительно, они выиграли. Только те члены, которые приняли линию повстанцев, были переизбраны, в то время как другие члены кабильдо были заменены комунерами. Когда Сороэта прибыл, ему сообщили, что он не разыскивается, и ему разрешили остаться в Асунсьоне только на четыре дня под фактически домашним арестом. Убежденный, что ничего не поделаешь, Сороэта ушел; Баруа и епископ Асунсьона Палос также уехали. Город находился полностью под контролем общин. Несмотря на новое влияние комунеро на кабильдо, Момпокс желал еще более радикальных изменений. Он, очевидно, чувствовал, что не может отменить кабильдо напрямую; вместо этого он создал свою собственную параллельную правительственную структуру, Хунта Гобернатива , члены которой избирались народом. [30]
Однако это был слишком большой шаг к государственной измене для некоторых членов кабильдо, которые, как предполагал Момпокс, были бы послушны. Новый мэр Асунсьона Хосе Луис Баррейро (Барейро) построил свою собственную базу власти в Асунсьоне, поскольку общины раскололись и разделились на фракции. Фракция комунеров Момпокса контролировала сельские районы, а фракция Баррейро видела в нем угрозу. Баррейо организовал тихий арест Момпокса, пока тот был один, и отправил его к иезуитам, от которых он в конце концов попал в тюрьму в Буэнос-Айресе. Момпокс вскоре снова сбежал из тюрьмы, но вместо того, чтобы вернуться в Парагвай, он сбежал в Бразилию. Победа Баррейро была недолгой; в то время как фракция комунеров Момпокса была в замешательстве на несколько месяцев, в конце концов они сплотились, и он нашел несколько членов ополчения Асунсьона, готовых сражаться против них. Баррейро и его сторонники были вынуждены бежать в миссии иезуитов, а более радикальные комунеры снова правили как Асунсьоном, так и сельскими районами. [30]
Весть об отказе губернатора Сороэты дошла до Лимы, что обрекло оборону заключенного Антекеры. Убедившись, что за новым восстанием стоит Антекера, суд был ускорен, и Антекера был приговорен к смертной казни. Францисканцы, дружественные Антекере, организовали толпу, требующую его помилования, и заблокировали путь к месту публичной казни 5 июля 1731 года, поэтому вместо этого Антекера был застрелен по дороге туда. Казнь Антекеры привела в уныние некоторых видных граждан Асунсьона, потому что был казнен не только Антекера, но и один из его союзников, который принимал в этом значительно меньшее участие, что, возможно, подразумевало предстоящую чистку любого из сторонников Антекеры. [31] Отношения между поселенцами и иезуитами снова рухнули. Иезуиты собрали индийскую армию, но не пересекли реку Тебикуари на земли поселенцев и заверили поселенцев, что это делается только в целях самообороны. Хотя на ранних стадиях дела комунеро иезуитская коллегия игнорировалась, теперь комунеры снова исключили иезуитов из их колледжа в Асунсьоне. Разгневанный этим вмешательством в дела церкви, епископ Асунсьона наложил на провинцию интердикт и отлучил повстанцев от церкви за разграбление церкви иезуитов, хотя он был временно отменен, когда для борьбы с индейцами пайягуа потребовалась группа колонистов. [31] Армия комунеро и индейская армия иезуитов были близки к столкновению, но после серии напряженных переговоров оба отступили и согласились на перемирие. [31]
Должность губернатора Парагвая по-прежнему оставалась вакантной. Хотя вице-король Перу выбрал предпочтительного кандидата, который, по его мнению, мог восстановить порядок в провинции, его неосознанно опередил король, который выбрал Агустина де Руйлобу новым губернатором Парагвая. Хотя Руйлоба получил отряд из 300 солдат от губернатора Завалы в Буэнос-Айресе, он оставил его, решив поверить обещаниям, которые парагвайцы послали о своей лояльности королю. [32] Он прибыл в Асунсьон, был принят кабильдо в качестве нового губернатора и заявил в своей речи, что создание Губернаторской хунты было изменой, и любой, кто попытается возродить ее, будет публично казнен. Руйлоба подождал три недели, оценив ситуацию, а затем начал вершить правосудие, как приказал вице-король. Все выборы в кабильдо с 1730 года были признаны недействительными, а кабильдо и руководство ополчения были подвергнуты чистке. Руйлоба также начал подготовку к возвращению иезуитов в их колледж в Асунсьоне. Для жителей Асунсьона это действовало слишком уверенно и быстро; Слабая поддержка Руйлобы на посту губернатора рухнула, и комунеры снова начали объединяться в сельской местности, при этом Руйлоба по большей части не обращал на это внимания. [32] Когда Руйлоба узнал об армии комунеро, он сплотил ополчение Асунсьона, чтобы выехать и встретить ее, но обнаружил, что его собственная армия массово покидает его, не желая сражаться со своими соотечественниками. Руйлоба встретился с лидерами повстанцев, и священник Арреги, известный своей симпатией к обеим сторонам, посоветовал ему согласиться хотя бы на некоторые изменения. Руйлоба отказался идти на какие-либо уступки. Ради чести, Руйлоба после этого все же вышел в бой со своим пистолетом, несмотря на то, что почти вся его армия дезертировала, и был убит в коротком бою с повстанцами. [32]
Комунерос немедленно поехали в Асунсьон, восстановили хунту, объявили все действия Руйлобы недействительными и разграбили собственность сторонников Руйлобы. Они также избрали восьмидесятилетнего епископа Буэнос-Айреса Хуана де Арреги номинальным губернатором. Правительство Асунсьона раскололось на три части: старая официальная структура правления, возглавляемая Арреги, которая в значительной степени представляла собой штамп, но обеспечивала прикрытие легитимности; городское руководство, в котором доминировали богатые семьи, которые избежали ограбления из-за недостаточной поддержки сообщества; и сельские жители, на которых больше всего повлияла философия самоуправления Момпо. [33] Что касается фракции Асунсьона, то цель восстания была достигнута со смертью Руйлобы, и дела могли возобновиться в обычном режиме с, как мы надеемся, более сговорчивым губернатором. Однако восстание бедных сельских общин не закончилось. Война превратилась в войну бедных против богатых; были совершены набеги на ранчо богатых людей, партии мате были конфискованы, а скот украден. Знатные люди Асунсьона считали сельских лидеров неграмотными политическими ничтожествами, «сельскими варварами», согласно одному из рассказов, которых невозможно было сдержать, если они были выпущены на свободу. Людей, осмелившихся выступить против них, особенно в сельской местности, убивали. Торговля застопорилась, поскольку обе стороны отказались разрешить торговлю; Хунта не позволяла никому покинуть страну без их разрешения под страхом смерти, а Завала заблокировал провинцию. По мере углубления экономического кризиса кабильдо Асунсьона не только полностью порвало с хунтой, но и приготовилось сражаться с ней самостоятельно, считая их скатившимися к сельским бандитам. [33]
Ожидаемый колониальный вооруженный ответ был отложен из-за ряда факторов, в первую очередь из-за голода и чумы, поразивших миссии иезуитов, что затруднило мобилизацию их армии. Однако к 1735 году Завала был готов снова переехать сюда. Хотя некоторые комунеры собирали армию для демонстрации силы, на самом деле никаких сражений не велось; без поддержки Асунсьона и против опытного участника кампании с превосходящими силами армии комунеро растаяли, и их солдаты попытались бежать. [34] Армия Завалы отбила Асунсьон. В отличие от своей предыдущей оккупации Асунсьона, на этот раз Завала стремился подавить любое будущее восстание более суровыми репрессиями. Многие из лидеров фракции Асунсьон были арестованы, несмотря на то, что они в последнее время поддерживали королевскую армию; произошла череда ссылок и казней. Все действия кабильдо после смерти Руйлобы были признаны недействительными, как и любые действия хунты. Завала заявил, что, поскольку королевский указ 1537 года не был упомянут в публикации 1680 года «Законов индийских королевств» ( Recopilacion de Leyes de las Indias ), он больше недействителен и любая попытка снова избрать губернатора будет пресечена. измена. [34] В октябре иезуиты снова вернулись в свой колледж в Асунсьоне. [34]
Позднее влияние
[ редактировать ]
Хотя некоторые идеологии самоуправления, поддерживаемые коммунерос, кажутся прообразом более поздних демократических восстаний против испанского колониального правления, особенно среди сельской ветви восстания, историки Адальберто Лопес и Джеймс Скофилд Сагер предупреждают, что придание этому кажущемуся сходству слишком большого веса было бы быть ошибкой. По словам Саегара, восстание было намного ближе к традициям 16 и 17 веков и «было в основном местным восстанием, возглавляемым местными корыстными группами и не связанным с важными изменениями в Испанской империи, начавшимися в 18 веке». [35] Оно имело мало общего с восстанием комунеров Новой Гранады или восстанием Тупака Амару II, произошедшим в 1780-х годах. [35] Лопес согласен с тем, что восстание комунерос не было «настоящей революцией», направленной на фундаментальные изменения в Парагвае; большинство парагвайцев считали себя верными слугами Короны и не пытались фундаментально изменить политическую или экономическую структуру провинции. [36] Скорее, они пытались установить контроль над иезуитами, которые, как считалось, подрывают провинцию и усугубляют ее бедность. [36]
Парагвай оставался бедным и несколько недовольным после подавления восстания. Более высокие налоги, введенные позже, еще больше сократили экспортные доходы региона, а миссии иезуитов продолжали оставаться ненавистным конкурентом, снижающим цены на товарный урожай Парагвая. Антекера стал народным героем и мучеником. Новый кабильдо, пытаясь подавить разговоры о нем, неразумно приказал публично сжечь все «опасные» документы в городских архивах в 1740 году. [37] В 1747 году был обнаружен потенциальный переворот против губернатора, организованный некоторыми, кто до этого был дружелюбен к комунерам; заговорщики были арестованы, признаны виновными в государственной измене и казнены. [37]
Конфликт нанес ущерб и альянсу гуарани и иезуитов, который поддерживал миссии. Вожди гуарани традиционно вступали в союз с иезуитами, чтобы получить защиту как от португальцев, испанских энкомьенд, так и от враждебных индейцев; но конфликт унес многих из их лучших и самых надежных работников во время чрезвычайной ситуации. Население местных редукций рухнуло; В одном отчете переписи населения говорится, что в 1732 году в миссионерских городах проживало 141 000 человек, а в 1740 году - всего 74 000, то есть почти вдвое меньше. Хотя большая часть этих потерь населения была вызвана тремя последовательными эпидемиями болезней, она также была результатом голода, поскольку сельскохозяйственные рабочие были перераспределены для борьбы с повстанцами, а также с гуарани, которые, находясь вдали от контроля миссионерских городов, дезертировали и бежали, чтобы стать беженцами. и независимые. Обученные военному делу и часто вооруженные огнестрельным оружием, некоторые из этих недавно обретших независимость гуарани становятся грабителями скота и бандитами, что еще больше ухудшает отношения с парагвайскими поселенцами. Враждебный Пайягуа воспользовался беспорядками 1732–1740 годов, чтобы усилить набеги на гуарани, взяв пленников в обмен на рабов и другие товары. [38]
Иезуиты увидели, что их ранее прочная поддержка в королевских дворах католической Европы ослабла в середине 18 века по ряду причин. Теократические миссии иезуитов, ожидавшие полного подчинения отцам, противоречили ценностям Просвещения , которые завоевывали популярность среди интеллектуалов. И иезуиты, и их враги сходились во мнении, что иезуиты богаты и процветают: по мнению их врагов, благодаря незаконному хищению лучших земель и коррупции; по мнению иезуитов, благодаря своим способностям, интеллекту и трудолюбию. [39] Влияние, деньги и почти монополия иезуитов на образование способствовали возникновению негативной реакции против них. Иезуиты потеряли поддержку португальского правительства в 1750 году после того, как они выступили против Мадридского договора 1750 года , который привел к войне Гуарани ; они были полностью изгнаны из Португальской империи в 1758 году. В следующий раз иезуиты потеряли поддержку Карла III Испании после бунтов в Эскилаче , голодных бунтов в Мадриде в 1766 году. Карл III на время бежал из Мадрида, и его министры убедили его, что беспорядки был организован иезуитами в рамках заговора. [39] Иезуиты были изгнаны из Испанской империи. В 1767 году их исключили из колледжа в Асунсьоне, к восторгу его граждан; к концу 1768 года иезуиты были изгнаны из миссий в Парагвае и заменены светскими администраторами. Лучшие земли на бывших миссионерских территориях были быстро захвачены белыми поселенцами; стада крупного рогатого скота были захвачены и сократились; и миссии индейцев рассеялись и уменьшились. [39] За короткий период времени иезуитские миссии в Парагвае остались всего лишь воспоминанием. [39]
Репутация комунеров была реабилитирована; Испанское правительство, уже будучи народными героями в глазах народа, смягчило свою позицию и в отношении комунерос. Новое расследование в Мадриде пришло к выводу, что Антекера стала жертвой заговора иезуитов. 1 апреля 1778 года король Карл III подписал документ, в котором провозглашалось, что Антекера был преданным и верным слугой короны, и предусматривал пенсии для некоторых из его родственников. И в Лиме, и в Асунсьоне есть улицы, названные в честь Антекеры. Памятник на холме в Асунсьоне чтит Антекеру и всех тех, кто сражался и погиб во время Восстания коммунерос как предшественников освободительного движения Латинской Америки . [39] [40]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Однако источники различаются. Обе стороны в своих документах изображают себя действующими в целях самообороны, а другая — инициатором боевых действий. В документах кабильдо говорится, что это не было неправильным толкованием, и миссия гуарани действительно продвигалась в атаку, а не праздновала праздник, тогда как в иезуитских документах Педро Лосано говорится, что это был просто парад и празднование. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абенте, Диего (1989). «Либеральная республика и крах демократии». Америки . 45 (4): 525–526. дои : 10.2307/1007311 .
- ^ Риварола, Хуан Баутиста (1952). королевский указ от 12 сентября 1537 года: борьба за свободу ] Город Асунсьон и (на испанском языке). Асунсьон, Парагвай: AG, Impr. Военный. ОСЛК 10830133 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лопес 2007 , стр. 6–12
- ^ Лопес 2007 , стр. 13–21
- ^ Перейти обратно: а б Лопес 2007 , стр. 30–32
- ^ Перейти обратно: а б Сагер 1972 , с. 217
- ^ Лопес 2007 , стр. 34–35
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес 2007 , стр. 36–40
- ^ Авельянеда 2014 , стр. 92–92. Авельянеда отмечает, что разрешение на ношение огнестрельного оружия было на какое-то время отозвано короной, но позже восстановлено.
- ^ Фундук 2014 , стр. 107-1. 122–125
- ^ Перейти обратно: а б Сагер 1972 , с. 218
- ^ Лопес 2007 , стр. 48–58
- ^ Перейти обратно: а б Зинни, Антонио (1887). История правителей Парагвая, 1535–1887 гг. (на испанском языке). Буэнос-Айрес. стр. 72 –80.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Лопес 2007 , стр. 60–63
- ^ Перейти обратно: а б с д Лопес 2007 , стр. 79–80
- ^ Перейти обратно: а б с Сагер 1972 , стр. 219–220.
- ^ Лопес 2007 , с. 85
- ^ Перейти обратно: а б с д Лопес 2007 , стр. 84–89
- ^ Фундук 2014 , стр. 107-1. 140–144
- ^ Сагер 1972 , с. 224
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес 2007 , стр. 90–92
- ^ Лопес 2007 , с. 94
- ^ Сагер 1972 , с. 226
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес 2007 , стр. 97–100
- ^ Авельянеда 2014 , с. 161
- ^ Перейти обратно: а б Лопес 2007 , стр. 101–105
- ^ Лопес 2007 , стр. 106–107
- ^ Перейти обратно: а б Лопес 2007 , стр. 108–111
- ^ Лопес 2007 , стр. 112–113
- ^ Перейти обратно: а б Лопес 2007 , стр. 113–118
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес 2007 , стр. 126–130
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес 2007 , стр. 135–139
- ^ Перейти обратно: а б Лопес 2007 , стр. 146–150
- ^ Перейти обратно: а б с Лопес 2007 , стр. 153–156
- ^ Перейти обратно: а б Сагер 1972 , с. 229
- ^ Перейти обратно: а б Лопес 2007 , с. 157
- ^ Перейти обратно: а б Лопес 2007 , стр. 160–161
- ^ Фундук 2014 , стр. 107-1. 230–237, 253–255
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лопес 2007 , стр. 162–163
- ^ «Начата кампания по восстановлению и защите культурного наследия страны» . Муниципалитет Асунсьона. 1 октября 2013. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 30 декабря 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Авельянеда, Мерседес (2014). Гуарани, криолло и иезуиты: борьба за власть в общинных революциях Парагвая, 17 и 18 веков (на испанском языке). Асунсьон: Редакция Tiempo de Historia. ISBN 978-99967-743-2-4 .
- Лопес, Адальберто (2007) [впервые опубликовано в 1976 году]. Колониальная история Парагвая: восстание коммунерос, 1721–1735 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 978-0-7658-0745-8 .
- Сагер, Джеймс Шофилд (1972). «Истоки восстания Парагвая». Латиноамериканское историческое обозрение . 52 (2). Издательство Университета Дьюка: 215–229. дои : 10.2307/2512428 . JSTOR 2512428 .