Jump to content

Тепехуанское восстание

Тепехуанское восстание
Часть восстаний коренных народов в Мексике.

В 1616 году тепеуан жили в основном на территории нынешнего штата Дуранго , на восточных склонах Западной Сьерра-Мадре.
Дата 1616 - 1620
Расположение
Результат Тепеуанес победил
Воюющие стороны
Испанцы
баски
африканцы
Американские союзники

Тепеуанес
Союзники Тепехуана:

Командиры и лидеры

Капитаны:

Диего Мартинес де Урдайд
Бартоломе Хуарес
Онтиверос
Кастанеда
Агирре
Гора
Москеро

Военачальники:

Франсиско Гогоксито
Матео Канелас
Дон Маркос
Дон Педро де Мескиталь
Дон Хуан Атотонилько
Хуан Маркос де Мильпильяс

вспыхнуло Восстание Тепеуан в Новой Испании в 1616 году, когда коренной народ Тепеуан попытался вырваться из-под испанского владычества. Восстание было подавлено к 1620 году после больших человеческих жертв с обеих сторон.

Народ Тепеуан

[ редактировать ]

Народ тепеуан жил на суровых восточных склонах и в долинах Западной Сьерра-Мадре , главным образом в будущем штате Дуранго . Они говорили на юто-ацтекском языке и в основном зависели от сельского хозяйства как источника средств к существованию. Таким образом, они отличались от своих соседей по пустыням на востоке, чичимека, которые были кочевым и полукочевым охотниками-собирателями.

Тепехуан, Аксаси и Сисимэ на западе имели общие черты, такие как

«выращивание кукурузы, бобов, тыквы, чили и хлопка вблизи рассредоточенных небольших деревень и поселений;… частые войны с сопутствующим ритуальным каннибализмом; многобожие и идолопоклонство; присутствие шаманов или специалистов по ритуалам (хечицерос); и децентрализованная политическая структура, которая опиралась на руководство старейшин в мирное время и на военных лидеров в борьбе с посторонними». [ 1 ]

За годы до восстания тепеуан перенес серию разрушительных эпидемий болезней, занесенных европейцами. Известно, что эпидемии случались в их регионе в 1594, 1601–1602, 1606–1607, 1610 и 1616–1617 годах. [ 2 ] Из-за эпидемий численность тепеуанцев и их соседей могла сократиться более чем на 80 процентов: с доколумбовой численности населения, составлявшей более 100 000 человек, до менее 20 000 человек, из которых тепеуан, возможно, составляли половину этой общей численности. [ 3 ]

Во время войны Чичимека (1550–1590) тепеуан оставался нейтральным, хотя чичимека убеждали его присоединиться к ним в сопротивлении испанской экспансии. Испанцам не удалось победить чичимека в военном отношении, и они ввели новую политику под названием «мир через покупку», согласно которой католические миссионеры станут основным инструментом умиротворения враждебных и полувраждебных коренных народов. Коренные народы должны были быть снабжены продовольствием и инструментами и переселены в города. Миссионеры, а не военные, возьмут на себя большую часть ответственности за интеграцию коренных народов в новоиспанское и христианское общество. [ 4 ] Акакси и Шисиме были первыми , к кому применили эту новую испанскую политику, а следующим был Тепеуан. [ 5 ]

Каутлатас и иезуиты

[ редактировать ]

Испанские поселенцы начали прибывать в страну Тепехуан в 1570-х годах для добычи серебра и разведения скота. Иезуиты в начали миссионерскую работу среди тепеуанцев в 1596 году, основав миссии в Сантьяго Папаскьяро и Санта-Катарина-де-Тепеуанес , а затем и Эль-Запе . Тепеуане казались относительно восприимчивыми к миссионерам, хотя они сопротивлялись жить рядом с миссиями и работать на испанских рудниках и гасиендах, а также часто совершали набеги на американских индейцев, дружественных испанцам. Тем не менее, к 1615 году один иезуит заявил, что тепеуане «показали большой прогресс и были в делах нашей святой веры muy ladino » (во многом как и испанцы). [ 6 ]

Однако в 1616 году среди тепеуанцев появился мессианский лидер по имени Куаутлатас , который был крещен как христианин. Куоллатас путешествовал по горам, его символом был сломанный крест, проповедуя, что боги разгневаны тем, что тепеуанцы покинули их, и что они должны убить или изгнать всех испанцев, особенно миссионеров, со своих земель. Обращение Куоллатаса к своему народу сочетало в себе христианские и коренные верования. Он назвал себя епископом и пообещал, что все убитые испанцами воскреснут через семь дней и что после того, как испанцы будут убиты, старые боги благословят их землю хорошим урожаем и откормленным скотом – скот был привезен испанцами. [ 7 ] Послание Куаутлатаса было типичным для милленаристских движений, возникающих в обществах, находящихся в условиях крайнего стресса. Другие примеры в Америке и во всем мире включают восстание пуэбло , танец призраков и восстание боксеров . [ 8 ]

Пытаясь объяснить причину восстания Тепеуана, иезуиты отрицали какую-либо ответственность Испании. Скорее, они считали влияние Испании благотворным. «С тех пор, как здесь поселились испанцы, здесь было изобилие еды, одежды, богатства и других материальных благ», — сказал священник Андрес Перес де Рибас . [ 9 ] Чего иезуиты не увидели, так это связи в сознании тепеуана между прибытием испанцев и смертью. Иезуиты прославляли души, спасенные крещением на смертном одре, но тепеуан говорили, что «отцы принесли им болезнь и смерть крещением, потому что после крещения они заболели и умерли». Практика иезуитов по объединению коренных народов в меньшее количество и более крупные поселения способствовала распространению болезней. [ 10 ] По мнению иезуитов, возможность жить в городе была характеристикой цивилизации и должна была поощряться – или навязываться – коренным народам. [ 11 ] Более того, иезуиты тесно сотрудничали с испанскими энкомендеро и горняками, чтобы обеспечить им постоянный приток рабочих из числа коренного населения. [ 12 ]

Поскольку испанцы поняли, что они приносят тепеуану как земные, так и небесные блага, они объяснили это тем, что восстание было делом рук дьявола . « Здесь вмешался Сатана , с чистым замыслом и замыслом… Наиболее ярко это продемонстрировали дьявольские шаманы, имевшие интимные отношения с Дьяволом и являвшиеся главной силой и зачинщиками восстания». Куаутлатас отождествлялся с Антихристом , и утверждение иезуитов о том, что восстание было делом рук дьявола, сняло с испанцев вину. [ 13 ] Со своей стороны, тепеуанцы боролись за возвращение к своему традиционному образу жизни, надеясь, что поклонение своим старым богам и соблюдение старой культуры остановят ужасающую гибель людей из-за европейских болезней и их фактическое порабощение испанскими священниками, шахтерами и энкомендерос.

Восстание

[ редактировать ]

16 ноября 1616 года обоз, направлявшийся в Мехико, был атакован тепеуаном недалеко от Санта-Катарина-де-Тепеуанес , небольшой деревни в восточных предгорьях Западной Сьерра-Мадре . Так началось то, что историк-иезуит Андрес Перес де Рибас назвал восстанием.

«одна из величайших вспышек беспорядков, потрясений и разрушений, которые наблюдались в Новой Испании … со времен завоевания».

Прежде чем он был завершен четыре года спустя, более 200 испанцев, 10 миссионеров, неизвестное количество американских индейцев, черных рабов и метисов, связанных с испанцами, и, возможно, 4000 тепеуанцев умерли, многие из которых умерли от голода и болезней, а имущество, оцененное как около миллиона песо. [ 14 ]

Нападение Тепеуана на испанцев под руководством шести военачальников, в первую очередь Франсиско Гогоксито, было хорошо скоординировано, поскольку почти одновременные нападения на миссии и испанские поселения происходили по всему региону. 100 человек были убиты в церкви в Эль-Запе и столько же погибло в Сантьяго-Папаскьяро . Только один миссионер-иезуит на территории Тепеуана пережил первые нападения. При первом сообщении о вспышке и опасаясь нападения на сам Дуранго (Гвадиана), губернатор Гаспар де Альвеар арестовал 75 местных лидеров коренных народов и приказал их казнить. [ 15 ] В декабре он возглавил экспедицию, пересекающую страну Тепеуан, и спас 400 союзников-испанцев и коренных народов. Другая экспедиция, состоящая из 67 испанских кавалеристов и 120 союзников из числа коренных народов Кончо, выступила из Гвадалахары в марте 1617 года, вступила в бой и выиграла несколько сражений с тепеуаном. В войне против тепеуана испанцы отказались от своей примирительной политики «покупки мира» и вместо этого вели войну «огня и крови» ( fuego y sangre ). Они нацелились на шесть военачальников и убили последнего из них, Гогоксито, в марте 1618 года во время третьей крупной испанской кампании. [ 16 ] Куаутлатас также был убит во время испанских кампаний. [ 17 ] Однако смерть военачальников и Каутлатаса не положила конец боевым действиям. Тепехуан продолжал совершать набеги на испанские поселения, а затем в поисках безопасности отступил в горы. В результате одного рейда тепехуанцев на Мапими погибло около 100 человек. [ 18 ]

Несмотря на первоначальные успехи, тепеуан не смогли убедить соседние группы коренных жителей присоединиться к их восстанию, и испанцы победили. В 1618 году миссионерам, иезуитам и францисканцам , разрешили вернуться к своим миссиям. Губернатор, однако, заявил, что провинция «разрушена и опустошена, почти лишена испанцев. Церкви были сожжены. Серебряные рудники и их оборудование также были сожжены». Пройдет полвека, прежде чем регион вернется к прежнему процветанию. Восстание Тепеуана также привело к пересмотру политики Испании по отношению к коренным народам. В дальнейшем миссии и поселения будут лучше защищены военными. [ 19 ]

Официально восстание было объявлено об окончании в 1620 году, но иезуиты потратили годы, пытаясь убедить многих из выживших тепеуанцев спуститься с гор и жить на миссионерских станциях. Они все еще сталкивались с враждебностью, когда пытались основать миссию среди тепеуанцев в 1707 году, и только в 1745 году стало известно о большом количестве крещений тепеуанцев. Постепенно тепеуан были потеснены испаноязычными и поглощены обществом метисов. Но выжили три группы: северный тепеуан в Чиуауа и юго-восточный и юго-западный тепеуан на юге Дуранго . Они до сих пор сохраняют некоторые свои старые обычаи. [ 20 ] В 2005 году северный Тепеуан насчитывал 6200 человек; юго-восточный - 10 600 и юго-западный - 8 700. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шредер, Сьюзен, Местное сопротивление и колониальный мир в Новой Испании . Линкольн: Университет Неб Пресс, 1996, стр. 4
  2. ^ Шмаль, Джон П. «История коренных народов Дуранго». http://www.houstoncultural.org/mexico/durango.html ; Дидс, Сьюзен М. Вызов и уважение на колониальном севере Мексики . Остин: Техасский университет Press, 1003, стр. 16.
  3. ^ Рефф, Дэниел Т. «Затруднительное положение культуры» и отчеты испанских миссионеров о восстаниях Тепехуана и Пуэбло». Этноистория 42:1 (зима 1995 г.), с. 70; Шредер, с. 8
  4. ^ Филип В. Пауэлл, Солдаты, индейцы и серебро: продвижение Новой Испании на север, 1550–1600 , Беркли: University of California Press, 1952.
  5. ^ Грейди, Шарлотта М., Восстание Тепехуана 1616 года. Солт-Лейк-Сити: University of Utah Press, 2000, стр. 32
  6. ^ Грейди, с. 148
  7. ^ Грейди, 149
  8. ^ http://www.essaytown.com/paper/taiping-rebellion-boxer-rebellion-introduction-last-centuries-13703 , по состоянию на 10 февраля 2011 г.; Грациано, Фрэнк, «Тысячелетний новый мир» . Нью-Йорк: Oxford U Press, 1999, стр. 115–119.
  9. ^ Перес де Рибас, Андрес, тр. Рефф, Дэниел История торжества нашей святой веры среди самых варварских и свирепых народов Нового Света. Тусон, Университет штата Аризона, 1999, стр. 574
  10. ^ Грейди, с. 26
  11. ^ Перес де Рибас и Рефф, Дэниел, с. 38
  12. ^ Грейди, с. 121
  13. ^ Рефф, Дэниел Т. «Затруднительное положение культуры» и отчеты испанских миссионеров о восстаниях Тепехуана и Пуэбло». Этноистория 42:1 (зима 1995 г.), стр. 66-67, 81.
  14. ^ Грейди, с. 1
  15. ^ Хакетт, Чарльз Уилсон в книге «Северо-мексиканская граница» , изд. Бэзила К. Хедрика, Дж. Чарльза Келли и Кэрролла Л. Райли. Карбондейл: S Ill U Press, 1971, стр. 145–146.
  16. ^ Хакетт, 152
  17. ^ Хименес Нуньес, Альфредо Великий север Мексики: имперская граница в Новой Испании. Мадрид: Редакция Тедор, 2006, стр. 124-125
  18. ^ Грейди, 153-172.
  19. ^ Грейди, 173–175.
  20. ^ Грейди, 17-183.
  21. ^ «Язык тепеуан и индейское племя тепеуан (тепекано, тепеуано, одами) » www.native-languages.org . Получено 13 февраля ,

Грейди, Шарлотта М. (2000) Восстание Тепехуаня 1616 года . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты.

Райли, Кэрролл Л. и Уинтерс, Ховард Д. (1963) «Доисторический тепеуан Северной Мексики». Юго-западный журнал антропологии , 19(2):177-185. (Лето).

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27eef4446e564fdf6ea60403a08274fa__1718959440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/fa/27eef4446e564fdf6ea60403a08274fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tepehuán Revolt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)