Тепехуанское восстание
Тепехуанское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восстаний коренных народов в Мексике. | |||||||
![]() В 1616 году тепеуан жили в основном на территории нынешнего штата Дуранго , на восточных склонах Западной Сьерра-Мадре. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Испанцы баски африканцы Американские союзники |
Тепеуанес | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Капитаны: Диего Мартинес де УрдайдБартоломе Хуарес Онтиверос Кастанеда Агирре Гора Москеро |
Военачальники: Франсиско ГогокситоМатео Канелас Дон Маркос Дон Педро де Мескиталь Дон Хуан Атотонилько Хуан Маркос де Мильпильяс |
вспыхнуло Восстание Тепеуан в Новой Испании в 1616 году, когда коренной народ Тепеуан попытался вырваться из-под испанского владычества. Восстание было подавлено к 1620 году после больших человеческих жертв с обеих сторон.
Народ Тепеуан
[ редактировать ]Народ тепеуан жил на суровых восточных склонах и в долинах Западной Сьерра-Мадре , главным образом в будущем штате Дуранго . Они говорили на юто-ацтекском языке и в основном зависели от сельского хозяйства как источника средств к существованию. Таким образом, они отличались от своих соседей по пустыням на востоке, чичимека, которые были кочевым и полукочевым охотниками-собирателями.
Тепехуан, Аксаси и Сисимэ на западе имели общие черты, такие как
«выращивание кукурузы, бобов, тыквы, чили и хлопка вблизи рассредоточенных небольших деревень и поселений;… частые войны с сопутствующим ритуальным каннибализмом; многобожие и идолопоклонство; присутствие шаманов или специалистов по ритуалам (хечицерос); и децентрализованная политическая структура, которая опиралась на руководство старейшин в мирное время и на военных лидеров в борьбе с посторонними». [ 1 ]
За годы до восстания тепеуан перенес серию разрушительных эпидемий болезней, занесенных европейцами. Известно, что эпидемии случались в их регионе в 1594, 1601–1602, 1606–1607, 1610 и 1616–1617 годах. [ 2 ] Из-за эпидемий численность тепеуанцев и их соседей могла сократиться более чем на 80 процентов: с доколумбовой численности населения, составлявшей более 100 000 человек, до менее 20 000 человек, из которых тепеуан, возможно, составляли половину этой общей численности. [ 3 ]
Во время войны Чичимека (1550–1590) тепеуан оставался нейтральным, хотя чичимека убеждали его присоединиться к ним в сопротивлении испанской экспансии. Испанцам не удалось победить чичимека в военном отношении, и они ввели новую политику под названием «мир через покупку», согласно которой католические миссионеры станут основным инструментом умиротворения враждебных и полувраждебных коренных народов. Коренные народы должны были быть снабжены продовольствием и инструментами и переселены в города. Миссионеры, а не военные, возьмут на себя большую часть ответственности за интеграцию коренных народов в новоиспанское и христианское общество. [ 4 ] Акакси и Шисиме были первыми , к кому применили эту новую испанскую политику, а следующим был Тепеуан. [ 5 ]
Каутлатас и иезуиты
[ редактировать ]Испанские поселенцы начали прибывать в страну Тепехуан в 1570-х годах для добычи серебра и разведения скота. Иезуиты в начали миссионерскую работу среди тепеуанцев в 1596 году, основав миссии в Сантьяго Папаскьяро и Санта-Катарина-де-Тепеуанес , а затем и Эль-Запе . Тепеуане казались относительно восприимчивыми к миссионерам, хотя они сопротивлялись жить рядом с миссиями и работать на испанских рудниках и гасиендах, а также часто совершали набеги на американских индейцев, дружественных испанцам. Тем не менее, к 1615 году один иезуит заявил, что тепеуане «показали большой прогресс и были в делах нашей святой веры muy ladino » (во многом как и испанцы). [ 6 ]
Однако в 1616 году среди тепеуанцев появился мессианский лидер по имени Куаутлатас , который был крещен как христианин. Куоллатас путешествовал по горам, его символом был сломанный крест, проповедуя, что боги разгневаны тем, что тепеуанцы покинули их, и что они должны убить или изгнать всех испанцев, особенно миссионеров, со своих земель. Обращение Куоллатаса к своему народу сочетало в себе христианские и коренные верования. Он назвал себя епископом и пообещал, что все убитые испанцами воскреснут через семь дней и что после того, как испанцы будут убиты, старые боги благословят их землю хорошим урожаем и откормленным скотом – скот был привезен испанцами. [ 7 ] Послание Куаутлатаса было типичным для милленаристских движений, возникающих в обществах, находящихся в условиях крайнего стресса. Другие примеры в Америке и во всем мире включают восстание пуэбло , танец призраков и восстание боксеров . [ 8 ]
Пытаясь объяснить причину восстания Тепеуана, иезуиты отрицали какую-либо ответственность Испании. Скорее, они считали влияние Испании благотворным. «С тех пор, как здесь поселились испанцы, здесь было изобилие еды, одежды, богатства и других материальных благ», — сказал священник Андрес Перес де Рибас . [ 9 ] Чего иезуиты не увидели, так это связи в сознании тепеуана между прибытием испанцев и смертью. Иезуиты прославляли души, спасенные крещением на смертном одре, но тепеуан говорили, что «отцы принесли им болезнь и смерть крещением, потому что после крещения они заболели и умерли». Практика иезуитов по объединению коренных народов в меньшее количество и более крупные поселения способствовала распространению болезней. [ 10 ] По мнению иезуитов, возможность жить в городе была характеристикой цивилизации и должна была поощряться – или навязываться – коренным народам. [ 11 ] Более того, иезуиты тесно сотрудничали с испанскими энкомендеро и горняками, чтобы обеспечить им постоянный приток рабочих из числа коренного населения. [ 12 ]
Поскольку испанцы поняли, что они приносят тепеуану как земные, так и небесные блага, они объяснили это тем, что восстание было делом рук дьявола . « Здесь вмешался Сатана , с чистым замыслом и замыслом… Наиболее ярко это продемонстрировали дьявольские шаманы, имевшие интимные отношения с Дьяволом и являвшиеся главной силой и зачинщиками восстания». Куаутлатас отождествлялся с Антихристом , и утверждение иезуитов о том, что восстание было делом рук дьявола, сняло с испанцев вину. [ 13 ] Со своей стороны, тепеуанцы боролись за возвращение к своему традиционному образу жизни, надеясь, что поклонение своим старым богам и соблюдение старой культуры остановят ужасающую гибель людей из-за европейских болезней и их фактическое порабощение испанскими священниками, шахтерами и энкомендерос.
Восстание
[ редактировать ]16 ноября 1616 года обоз, направлявшийся в Мехико, был атакован тепеуаном недалеко от Санта-Катарина-де-Тепеуанес , небольшой деревни в восточных предгорьях Западной Сьерра-Мадре . Так началось то, что историк-иезуит Андрес Перес де Рибас назвал восстанием.
«одна из величайших вспышек беспорядков, потрясений и разрушений, которые наблюдались в Новой Испании … со времен завоевания».
Прежде чем он был завершен четыре года спустя, более 200 испанцев, 10 миссионеров, неизвестное количество американских индейцев, черных рабов и метисов, связанных с испанцами, и, возможно, 4000 тепеуанцев умерли, многие из которых умерли от голода и болезней, а имущество, оцененное как около миллиона песо. [ 14 ]
Нападение Тепеуана на испанцев под руководством шести военачальников, в первую очередь Франсиско Гогоксито, было хорошо скоординировано, поскольку почти одновременные нападения на миссии и испанские поселения происходили по всему региону. 100 человек были убиты в церкви в Эль-Запе и столько же погибло в Сантьяго-Папаскьяро . Только один миссионер-иезуит на территории Тепеуана пережил первые нападения. При первом сообщении о вспышке и опасаясь нападения на сам Дуранго (Гвадиана), губернатор Гаспар де Альвеар арестовал 75 местных лидеров коренных народов и приказал их казнить. [ 15 ] В декабре он возглавил экспедицию, пересекающую страну Тепеуан, и спас 400 союзников-испанцев и коренных народов. Другая экспедиция, состоящая из 67 испанских кавалеристов и 120 союзников из числа коренных народов Кончо, выступила из Гвадалахары в марте 1617 года, вступила в бой и выиграла несколько сражений с тепеуаном. В войне против тепеуана испанцы отказались от своей примирительной политики «покупки мира» и вместо этого вели войну «огня и крови» ( fuego y sangre ). Они нацелились на шесть военачальников и убили последнего из них, Гогоксито, в марте 1618 года во время третьей крупной испанской кампании. [ 16 ] Куаутлатас также был убит во время испанских кампаний. [ 17 ] Однако смерть военачальников и Каутлатаса не положила конец боевым действиям. Тепехуан продолжал совершать набеги на испанские поселения, а затем в поисках безопасности отступил в горы. В результате одного рейда тепехуанцев на Мапими погибло около 100 человек. [ 18 ]
Несмотря на первоначальные успехи, тепеуан не смогли убедить соседние группы коренных жителей присоединиться к их восстанию, и испанцы победили. В 1618 году миссионерам, иезуитам и францисканцам , разрешили вернуться к своим миссиям. Губернатор, однако, заявил, что провинция «разрушена и опустошена, почти лишена испанцев. Церкви были сожжены. Серебряные рудники и их оборудование также были сожжены». Пройдет полвека, прежде чем регион вернется к прежнему процветанию. Восстание Тепеуана также привело к пересмотру политики Испании по отношению к коренным народам. В дальнейшем миссии и поселения будут лучше защищены военными. [ 19 ]
Официально восстание было объявлено об окончании в 1620 году, но иезуиты потратили годы, пытаясь убедить многих из выживших тепеуанцев спуститься с гор и жить на миссионерских станциях. Они все еще сталкивались с враждебностью, когда пытались основать миссию среди тепеуанцев в 1707 году, и только в 1745 году стало известно о большом количестве крещений тепеуанцев. Постепенно тепеуан были потеснены испаноязычными и поглощены обществом метисов. Но выжили три группы: северный тепеуан в Чиуауа и юго-восточный и юго-западный тепеуан на юге Дуранго . Они до сих пор сохраняют некоторые свои старые обычаи. [ 20 ] В 2005 году северный Тепеуан насчитывал 6200 человек; юго-восточный - 10 600 и юго-западный - 8 700. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шредер, Сьюзен, Местное сопротивление и колониальный мир в Новой Испании . Линкольн: Университет Неб Пресс, 1996, стр. 4
- ^ Шмаль, Джон П. «История коренных народов Дуранго». http://www.houstoncultural.org/mexico/durango.html ; Дидс, Сьюзен М. Вызов и уважение на колониальном севере Мексики . Остин: Техасский университет Press, 1003, стр. 16.
- ^ Рефф, Дэниел Т. «Затруднительное положение культуры» и отчеты испанских миссионеров о восстаниях Тепехуана и Пуэбло». Этноистория 42:1 (зима 1995 г.), с. 70; Шредер, с. 8
- ^ Филип В. Пауэлл, Солдаты, индейцы и серебро: продвижение Новой Испании на север, 1550–1600 , Беркли: University of California Press, 1952.
- ^ Грейди, Шарлотта М., Восстание Тепехуана 1616 года. Солт-Лейк-Сити: University of Utah Press, 2000, стр. 32
- ^ Грейди, с. 148
- ^ Грейди, 149
- ^ http://www.essaytown.com/paper/taiping-rebellion-boxer-rebellion-introduction-last-centuries-13703 , по состоянию на 10 февраля 2011 г.; Грациано, Фрэнк, «Тысячелетний новый мир» . Нью-Йорк: Oxford U Press, 1999, стр. 115–119.
- ^ Перес де Рибас, Андрес, тр. Рефф, Дэниел История торжества нашей святой веры среди самых варварских и свирепых народов Нового Света. Тусон, Университет штата Аризона, 1999, стр. 574
- ^ Грейди, с. 26
- ^ Перес де Рибас и Рефф, Дэниел, с. 38
- ^ Грейди, с. 121
- ^ Рефф, Дэниел Т. «Затруднительное положение культуры» и отчеты испанских миссионеров о восстаниях Тепехуана и Пуэбло». Этноистория 42:1 (зима 1995 г.), стр. 66-67, 81.
- ^ Грейди, с. 1
- ^ Хакетт, Чарльз Уилсон в книге «Северо-мексиканская граница» , изд. Бэзила К. Хедрика, Дж. Чарльза Келли и Кэрролла Л. Райли. Карбондейл: S Ill U Press, 1971, стр. 145–146.
- ^ Хакетт, 152
- ^ Хименес Нуньес, Альфредо Великий север Мексики: имперская граница в Новой Испании. Мадрид: Редакция Тедор, 2006, стр. 124-125
- ^ Грейди, 153-172.
- ^ Грейди, 173–175.
- ^ Грейди, 17-183.
- ^ «Язык тепеуан и индейское племя тепеуан (тепекано, тепеуано, одами) » www.native-languages.org . Получено 13 февраля ,
Ссылки
[ редактировать ]Грейди, Шарлотта М. (2000) Восстание Тепехуаня 1616 года . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты.
Райли, Кэрролл Л. и Уинтерс, Ховард Д. (1963) «Доисторический тепеуан Северной Мексики». Юго-западный журнал антропологии , 19(2):177-185. (Лето).
- 1610-е годы в Новой Испании
- 1620 г. в Новой Испании.
- 1620 г. в Северной Америке.
- Восстания 17 века
- Конфликты 1610-х годов
- Конфликты 1620 года
- Восстания в Мексике
- 17 век в Мексике.
- Восстания коренных народов против Испанской империи
- Войны с участием коренных народов Северной Америки
- Мезоамериканская война
- Милленаризм
- Тепеуа