Акакси Восстание
Акакси Восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть мексиканских индейских войн | |||||||
![]() Карта Мексики, показывающая расположение Акакси в штатах Синалоа и Дуранго. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Испанцы | Ачае Тепеуанос Ксисимы |
было Восстание Акакси восстанием против испанского правления в Мексике Акакси в 1601 году . индейцев Акакси пытались изгнать испанцев с их земель, восстановить их независимость и сохранить свою традиционную культуру, которой угрожали принудительный труд и иезуиты. навязанные им миссионеры- испанцами. Они убили около 50 испанцев и на два года прекратили добычу серебра на своей территории. В 1603 году испанская армия вместе с индийскими союзниками разгромила Акакси, захватила и казнила большинство их лидеров. Последующие эпидемии оспы убили большую часть выживших Акакси.
Акакси
[ редактировать ]Акакси говорили на уто-ацтекском языке и жили в горах, Западной Сьерра-Мадре и каньонах восточно-центрального Синалоа и западного Дуранго , к востоку от города современного города Кулиакан . Их территория составляла около 125 миль с севера на юг и 50 миль с востока на запад. называли эту местность Топией и Тепеуаной. Испанцы [1] Акакси и их соседи разделяли общие черты культуры, которые ученая Сьюзен М. Дидс определила как
выращивание кукурузы, фасоли, тыквы, перца чили и хлопка вблизи небольших деревень и поселков…; частые войны с сопутствующим ритуальным каннибализмом; многобожие и идолопоклонство; присутствие шаманов или специалистов по ритуалам…; и децентрализованная политическая структура, которая опиралась на руководство старейшин в мирное время и на военных лидеров в борьбе с посторонними. [2]
Рассредоточенная деревенская культура акакси во время первого контакта с испанцами в конце 16 века, возможно, была остатком более сложного иерархического общества, которое было уничтожено болезнями ранее в том же веке. [3] Эпидемия охватила регион в 1576–1577 годах, унеся жизни многих тысяч индейцев, включая, возможно, многих акакси, а дополнительные эпидемии вспыхнули в 1590 и 1596–1597 годах. [4] Таким образом, ко времени восстания акаксиев, вероятно, насчитывалось всего несколько тысяч. Более того, на их способность противостоять испанцам отрицательно повлияла их эндемичная война с Сисимэ на юге и Тепехуаном на востоке.
Испанцы
[ редактировать ]Испанцы обнаружили месторождения серебра на территории Акакси в 1580-х годах и основали несколько шахтерских лагерей. Несколько сотен испанцев, африканских и индийских рабов, а также индийских рабочих мигрировали в страну Аксаси. Им требовалась дополнительная рабочая сила для работы в шахтах. Через систему энкомьенды индейцев заставляли работать на испанских рудниках. Однако рассредоточенность поселений Акакси препятствовала использованию индийской рабочей силы. [5]
Миссионеры- иезуиты помогли сконцентрировать акакси в более крупных поселениях (испанская политика под названием «сокращение» ) направлена на христианизацию, контроль и эксплуатацию труда индейцев. В плане «Мир путем покупки» по разрешению войны в Чичимеке в 1590 году испанцы признали полезность миссионеров в умиротворении северных границ Новой Испании . Иезуиты были относительными новичками в Мексике, а индейцы Синалоа и Дуранго были их первыми крупными миссионерами. В 1600 году миссионер Эрнандо де Сантарен совершил поездку по региону вместе с местным энкомендеро капитаном Диего де Авила. Вместе они заставили акакси согласиться с требованиями Испании, которые включали переселение туда, где им сказали испанцы, строительство церквей, стрижку длинных волос, ношение одежды и уничтожение их религиозных изображений и идолов. Взамен испанцы пообещали защитить их от врагов и предоставить их общинам инструменты, семена и школы. По словам Дидса, индейцы, сопротивлявшиеся требованиям Испании, были избиты. [6]
Восстание
[ редактировать ]Индийский лидер по имени Перико инициировал восстание в конце 1601 года. Используя смесь испанских и индийских религиозных практик, он пообещал своим последователям, что испанцы могут быть истреблены. Восстание «характеризовалось мессианским руководством и обещаниями тысячелетнего искупления в период жестоких потрясений и катастрофического демографического спада из-за болезней». Восстание было направлено на «восстановление доколумбовых социальных и религиозных элементов, которые были разрушены испанским завоеванием». [7]
В результате атак индейцев за первые несколько недель погибло около 50 испанцев. Акакси сожгли испанские шахтерские лагеря и здания, в том числе 40 церквей, и осадили 40 испанцев в церкви в Сан-Андресе. Осада была снята, когда из Дуранго прибыло подкрепление. Священник Сантарен возглавил мирную делегацию, но несколько членов его группы были убиты, как и члены другой делегации, возглавляемой епископом. [8]
Акакси заняли сильные позиции в горах и почти на два года прекратили большую часть добычи серебра и другую экономическую деятельность на своей родине. В 1603 году испанцы собрали армию энкомендеро и союзников-индейцев и подавили Акакси, казнив Перико и 48 их лидеров, а остальных продав в рабство. [9]
После войны иезуиты приобрели еще большее влияние, объединив Акакси в несколько поселений, назначив их лидеров и попытавшись дать образование индейским детям и вывести их из-под влияния родителей. В 1607 году эпидемия оспы в сочетании с одновременным появлением кометы Галлея , предвестника катастрофы, похоже, стерла большинство оставшихся следов независимости Акакси, хотя некоторые из них присоединились к восстанию Тепеуан в 1616 году. [10] [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дела, Сьюзен М. Вызов и уважение на колониальном севере Мексики . Остин: Университет Техаса Press, 2003, стр. 14.
- ^ Шредер, Сьюзен. Местное сопротивление и колониальный мир в Новой Испании . Линкольн: Университет Неб Пресс, 1998, стр. 4
- ^ Шредер, с. 4
- ^ Дела, с. 16
- ^ Дела, с. 21
- ^ Дела, стр.21-22.
- ^ Сьюзан М. Дидс, цитата из Шмаля, Джона П. «История коренных народов Дуранго». http://www.houstoncultural.org/mexico/durango.html , по состоянию на 27 января 2011 г.
- ^ Бэнкрофт, Хьюберт Хоу. История штатов Северной Мексики , Том 1, 1531–1800, Сан-Франциско: Bancroft & Co., 1884, стр. 314-315
- ^ Дела, с. 24
- ^ Дела, с. 25
- ^ Грейди, Шарлотта М. Восстание Тепехуана 1616 года. Солт-Лейк-Сити: U of UT Press, 2000, стр. 160-161.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дела, Сьюзен. Неповиновение и уважение на колониальном севере Мексики: индейцы под властью Испании в Нуэва-Бискайя . (2003) Техасский университет Press, Остин, Техас. ISBN 0-292-70551-4