Чичимекская война
Чичимекская война | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть испанской колонизации Америки и войн с мексиканскими индейцами. | |||||||
![]() Кодекс 1580 года, изображающий битву при Сан-Франциско Чамакуэро в современном штате Гуанахуато. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Конфедерация Чичимека | Союзники и вспомогательные силы: | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
|
Война Чичимека (1550–1590 гг.) — военный конфликт между Испанской империей и Конфедерацией Чичимека, возникшей на территориях, сегодня известных как Центрально-Мексиканское плато , названное конкистадорами Ла Гран Чичимека . Эпицентром боевых действий стал регион, ныне называемый Бахио . Война Чичимека считается самой продолжительной и дорогостоящей военной кампанией, противостоящей Испанской империи и коренным народам Аридоамерики . Сорокалетний конфликт был урегулирован посредством нескольких мирных договоров, заключенных испанцами, которые привели к умиротворению и, в конечном итоге, к упорядоченной интеграции коренного населения в общество Новой Испании . [1] [2]
Война Чичимека (1550–1590) началась через восемь лет после двухлетнего Микстонского восстания . Это можно считать продолжением восстания, поскольку за прошедшие годы боевые действия не прекратились. Война велась на территории современных мексиканских штатов Сакатекас , Гуанахуато , Агуаскальентес , Халиско , Керетаро и Сан -Луис-Потоси .
Прелюдия
[ редактировать ]

8 сентября 1546 года туземцы недалеко от Серро-де-ла-Буфа в месте, которое впоследствии стало городом Сакатекас, показали испанцу Хуану де Толосе несколько кусков богатой серебром руды. Весть о серебряной забастовке вскоре распространилась по Новой Испании. Мечта о быстром богатстве заставила большое количество испанцев мигрировать из южной Мексики в современный город Сакатекас в центре Ла Гран Чичимека. [3] Вскоре были открыты рудники Сан-Мартин, Чальчихуитес, Авино, Сомбререте, Фреснильо, Масапиль и Ньевес. Народы Чичимека возмущались вторжением испанцев на их суверенные исконные земли. Вскоре испанские солдаты начали совершать набеги на родную территорию, пытаясь приобрести рабов для рудников. Для снабжения шахт и связи с ними в Сакатекасе и его окрестностях были построены новые дороги из Керетаро и Халиско через земли Чичимека. Караваны с товарами, идущие по дорогам, были экономической целью воинов Чичимека. [4]
Чичимекас
[ редактировать ]
Чичимека были кочевым и полукочевым народом, населявшим большую пустынную котловину, простирающуюся от современных Сальтильо и Дуранго на севере до Керетаро и Гвадалахары на юге. На этой территории площадью около 160 000 квадратных километров (62 000 квадратных миль) чичимеки жили в основном охотой и собирательством, особенно мескитовых бобов, съедобных частей агавы, а также плодов (тунцов) и листьев кактусов. В предпочтительных районах некоторые чичимека выращивали кукурузу и другие культуры. Население чичимека трудно оценить, хотя, исходя из средней плотности кочевых культур, оно, вероятно, насчитывало от 30 000 до 60 000 человек. [5] Чичимека жили в ранчериях с грубыми укрытиями или естественными укрытиями, такими как пещеры, часто перемещаясь из одного места в другое, чтобы воспользоваться сезонной едой и охотой. Чичимека называли себя «Детями Ветра», религиозно живущими на естественной земле. Испанцы больше всего отмечали в них то, что и женщины, и мужчины носили мало одежды, отращивали длинные волосы, красили и татуировали свои тела. Их часто обвиняли в каннибализме, хотя это обвинение оспаривалось из-за попытки испанцев оклеветать туземцев дикарями, чтобы оправдать насильственное обращение в католицизм со стороны Испании во время мексиканской инквизиции . [6]
Конфедерация Чичимекас состояла из четырех основных наций: Гуачичилес, Памес, Гуамарес и Сакатекос. Эти страны имели децентрализованное правительство и были скорее независимыми государствами. [7] Из-за децентрализованного политического единства их территории пересекались, и другие чичимеки присоединялись к тем или иным набегам.
Территория Гуачичиле располагалась вокруг того , Сан - что впоследствии стало городом Луис-Потоси . Похоже, они были самой многочисленной из четырех этнических групп и фактическими лидерами чичимека. Их имя означало «рыжие волосы» из-за пигмента, который они также наносили на кожу и одежду. Живя в непосредственной близости от серебряной дороги между Керетаро и Сакатекасом, они были самыми опасными из местных разбойников. [8]
Памес , жили к северу от современного штата Керетаро а также к югу и востоку от Гуачичилес. Они были наименее воинственными и воинственными из чичимеков. Они впитали некоторые религиозные и культурные традиции более урбанизированных коренных народов. [9]
Гуамарес жили в основном на территории современного штата Гуанахуато . Возможно, у них было больше политического единства, чем у других чичимека, и один писатель считал их самыми «коварными и разрушительными из всех чичимеков и самыми проницательными». [10] Гуамарес и метисы Долорес Идальго , находившиеся на серебряной дороге в Сан-Мигель-де-Альенде , также инициировали мексиканскую войну за независимость , а затем вскоре после этого отправили батальон подкреплений в битву при Пуэбле во время французской интервенции в Мексику .
Сакатекасы жили на территории современных штатов Сакатекас и Дуранго . Они участвовали в предыдущей Микстонской войне и, таким образом, были опытными бойцами против испанцев. Некоторые жители Сакатекоса выращивали кукурузу; другие были кочевниками.
Кочевая культура чичимека мешала испанцам победить их. Лук был их основным оружием, и один опытный наблюдатель сказал, что сакатеко были «лучшими лучниками в мире». Их луки были короткими, обычно менее четырех футов в длину, а стрелы были длинными и тонкими, сделанными из тростника и с наконечниками из обсидиана, вулканической породы, острее, чем современная бритва. Несмотря на хрупкость обсидиановых стрел, они обладали превосходными проникающими свойствами даже против испанских доспехов, которые были обязательными для солдат, сражавшихся с Чичимека. Многослойный доспех из оленьей кожи предпочитали кольчуге, поскольку обсидиановые стрелы проникали в звенья кольчуги. [11]
Лук и стрелы Чичимека были искусно изготовлены и позволяли пробивать испанские доспехи. Пауэлл пишет в своей книге два испанских описания навыков стрельбы из лука чичимека:
- Однажды я видел, как они подбросили апельсин в воздух и выпустили в него столько стрел, что, продержав его в воздухе долгое время, он наконец развалился на мелкие кусочки» (Пауэлл 48). «Один из дона Алонсо» Солдаты де Кастильи пропустили стрелу через голову его лошади, включая корону из двойной оленьей кожи и металла, в его грудь, поэтому он упал с лошадью мертвой на земле, «это видели многие, кто еще жив» ( Пауэлл 48).
Чичимека были кочевой культурой, что делало их очень мобильными и знатоками пересеченной местности с покрытыми растительностью (в основном кактусами) землями, в которых они всегда искали укрытия. «Длительное использование пищи, родной для Гран Чичимека, дало ему гораздо большую мобильность, чем оседлый захватчик, который был привязан к домашнему скоту, сельскому хозяйству и импортным запасам. Чичимека могли и действительно перерезали эти запасы, уничтожили домашний скот и таким образом парализовать экономическую и военную жизнеспособность захватчиков, это редко было возможно в обратном направлении» (Пауэлл 44). Они нападали небольшими группами численностью от пяти до двухсот воинов. Согласно одному отчету, имея всего пятьдесят воинов Сакатеко, чичимека убили двести испанских солдат в одном сражении. У них не было недостатка в рейдовых отрядах, поскольку ценные припасы привлекали воинов издалека, что позволяло продавать товары высочайшего качества.
По мере эскалации войны и испанцы, и чичимека адаптировали и совершенствовали свою оборонительную и наступательную тактику. «Он [Чичимека] посылал шпионов в испанские города для оценки планов и сил врага; он разработал обширную систему наблюдателей и разведчиков (аталайи); и в крупных атаках поселения были смягчены предварительными и, по-видимому, систематическими убийствами. и кража лошадей и другого домашнего скота, причем это попытка, иногда успешная, превратить предполагаемую жертву из всадника в пехотинца» (Пауэлл 46). Когда они напали, они использовали очень хорошую тактику, которая напугала животных и напугала испанцев. Гуачичили особенно маскировались под гротескных животных, используя головы животных и краску, а затем кричали, как сумасшедшие звери, заставляя испанцев терять контроль над лошадьми и домашним скотом. Испанцы начали строить множество фортов, покупали наемников и старались использовать как можно больше рабов.
Тактика боя Чичимека заключалась в основном в засадах и набегах на испанцев. Некоторые из их рейдов совершались численностью до 200 человек, чаще встречались группы от 40 до 50 воинов, размером примерно с современную пехотную роту или взвод с приданными соответственно. Во время войны чичимека научились ездить на лошадях и использовать их на войне. Возможно, это был первый раз, когда испанцы в Северной Америке столкнулись с конными воинами коренных народов. [12] Неоспоримым преимуществом для испанцев было использование ими лошадей и других вьючных животных, которых они завезли в Америку. Лошади были неизвестны в Америке до того, как испанцы импортировали их в 1519 году.
Ход войны
[ редактировать ]
Конфликт оказался гораздо более сложным и продолжительным, чем ожидали испанцы. Первая вспышка военных действий произошла в конце 1550 года, когда Сакатекос атаковал пути снабжения Пурепеча . Несколько дней спустя они атаковали испанские колонии менее чем в 10 милях (16 км) к югу от современного Сакатекаса. В 1551 году к ним присоединились гуачичиле и гуамарес, убив 14 испанских солдат на заставе Сан-Мигель-де-Альенде и вынудив ее покинуть. Сообщается, что в результате других рейдов возле Тлалтенанго за несколько месяцев погибло 120 испанцев. Некоторые решающие рейды в первые годы войны произошли в 1553 и 1554 годах, когда многие обозные поезда, идущие по дороге в Сакатекас, были атакованы, все испанцы в пути были убиты, а очень значительные суммы в 32 000 и 40 000 песо были захвачены или уничтожен. (Для сравнения, годовая зарплата испанского солдата составляла всего 300 песо.) По оценкам, к концу 1561 года чичимека убили более 4000 испанцев и их местных союзников. Цены на импортированные продукты питания и другие товары в Сачетакасе выросли вдвое или втрое из-за опасности транспортировки товаров в город. В 1570-х годах восстание распространилось, когда Памес начал набеги на Керетаро. [13]
Испанское правительство сначала предприняло меры кнута и пряника, чтобы попытаться смягчить войну, но, потерпев неудачу, в 1567 году оно приняло политику «войны огня и крови» ( guerra a fuego ya sangre ) – обещая смерть, порабощение или нанесение увечий чичимекам. Одним из приоритетов испанцев на протяжении всей войны было сохранение открытыми дорог в Сакатекас и серебряные рудники, особенно Камино-Реаль из Сан-Мигель-де-Альенде. Если бы эти важнейшие экономические пути не были открыты, испанцы не смогли бы финансировать войну или продолжать поддерживать поселения. Для этого они создали дюжину новых пресидио (фортов), укомплектованных испанскими солдатами и местными солдатами-союзниками, и призвали больше испанцев селиться в новых районах, включая места, которые станут ядром будущих городов Селая , Леон , Агуаскальентес , и Сан-Луис-Потоси .
Первые основные форты были в Сан-Мигеле и Сан-Фелипе в 1562 году и в Номбре-де-Дьосе в 1563 году. Но даже тогда Чичимеке удалось добиться успехов. К 1571 году большинство народов Чичимека совершали набеги на города и важные экономические пути. В письме отбившегося Гильермо де Санта-Мария к сражающемуся Алонсо де Альварадо говорилось: «Позже те же самые Сакатекос предприняли еще одно нападение на Онате и Ибару, один этап от Зенагилья-дель-Монте и три от шахтерского городка Сакатекас, из которых они совершили много повреждений» (Санта 220 (1)). После 1560 года, и особенно в десятилетие 1570-х годов, чичимеки начали совершать набеги на несколько городов. В письме, написанном 31 октября 1576 года, наместник Новой Испании сообщил королю Испании Фелипе II, что:
- «Нам нужно отправить некоторое количество солдат и выплатить им королевское жалованье, согласованное ВМ, из которого ВМ отправит на выплату треть Королевской гасиенды (в Мехико), а также шахтеры и заинтересованные лица» (Эрнандес 326 (2)).
Также в том же письме сообщается:
- «Никто не может выдержать войну, цена слишком велика, ни оружием, ни эскадрильями мы не сможем выдержать войну. Ситуация очень критическая, у нас нет оружия, эскадронов, еды, потому что каждый день наш скот крадут или убивают. из которых содержание скота было очень трудным. У нас недостаточно средств, чтобы люди были счастливы. Все согласны с тем, что нам нужна поддержка из королевской ложи» (Эрнандес 326 (3)).
Даже после того, как наступления полностью финансировались королевской казной; с 1575 по 1585 год чичимека начали атаковать с еще большей военной силой. В письме вице-короля Новой Испании Конде де Корунья Фелипе II от 1 апреля 1581 года: «Я дал ВМ понять о событиях, связанных с войной в Чичимеке, и о том, насколько ужасна ситуация, что все мины в этих районы, где туземцы участвуют в боях, и в таком большом количестве, что многие шахты в Сакатекасе закрыты» (Эрнандес 340 (4)). Испанцы не добились большего успеха, даже когда попробовали другие тактики хитрости и обмана. Королевская дорога была разрушена, и на территории Гуачихиле не было ни одного испанского форта, который не был бы также разрушен.
Увеличение числа испанских солдат в Гран-Ччимека было не совсем благоприятно для военных действий, поскольку солдаты часто пополняли свой доход за счет набегов рабов, тем самым усиливая враждебность Чичимека. Несмотря на приток испанских поселенцев и солдат из Южной Мексики в Гран-Ччимека, испанцам всегда не хватало солдат по сравнению с постоянно растущим набором рейдеров в Чичимека, часто укомплектовывая свои президио всего тремя испанцами. Испанцы, даже при помощи других местных солдат и вспомогательных сил, особенно каксканцев , пурепеча и отоми , не могли соперничать с Конфедерацией Чичимека. Местные союзники были вознаграждены колонизированными испанцами землями, а местным солдатам было разрешено ездить на испанских лошадях и носить испанские мечи, которые ранее были запрещены для использования местными союзниками. [14]
Покупка ради мира
[ редактировать ]Поскольку война продолжалась, стало ясно, что испанская политика войны огня и крови провалилась. Королевская казна опустошалась требованиями войны. Церковники и другие люди, которые первоначально поддерживали войну огня и крови, теперь поставили под сомнение эту политику. Жестокое обращение и порабощение испанцами женщин, детей и мужчин Чичимека все чаще стали рассматриваться как причина войны. В 1574 году доминиканцы , в отличие от августинцев и францисканцев , заявили, что война Чичимека была несправедливой и вызвана испанской агрессией. [15] Таким образом, чтобы положить конец конфликту, испанцы начали менять государственную политику, чтобы купить мир у чичимека и ассимилироваться с ними.

В 1584 году епископ Гвадалахары предложил «христианское средство» от войны: создание новых городов со священниками, солдатами и дружественными индейцами для постепенной христианизации чичимека. Вице-король Альваро Манрике де Сунига последовал этой идее в 1586 году, проведя политику удаления многих испанских солдат с границы, поскольку они считались скорее провокацией, чем средством правовой защиты. Вице-король начал переговоры с лидерами Чичимека и договорился об инструментах, еде, одежде и земле, чтобы воодушевить их «мягким убеждением». Он запретил дальнейшие неудачные военные операции. Одним из ключевых людей, стоящих за этими переговорами, был Мигель Кальдера , капитан испанского и гуашичилийского происхождения. Начиная с 1590 года и в течение нескольких десятилетий испанцы реализовали программу «Покупка ради мира», отправляя большое количество товаров на север для распределения среди чичимека. В 1590 году вице-король объявил программу успешной и дороги в Сакатекас безопасными впервые за 40 лет. [16]
Следующим шагом, в 1591 году, стал новый вице-король Луис де Веласко , с помощью других, таких как Кальдера, убедить 400 семей тлашкаланских индейцев, старых союзников испанцев, основать восемь поселений в районах Чичимека. Они служили христианским примером для чичимеков и обучали их животноводству и сельскому хозяйству. В обмен на переезд к границе тлашкальцы получили от испанцев уступки, в том числе земельные гранты, свободу от налогов, право на ношение оружия и продовольствие на два года. Испанцы также предприняли шаги по ограничению рабства на северной границе Мексики, приказав арестовать членов семьи Карабахал и Гаспара Кастаньо де Соса . Важной частью их стратегии было обращение Чичимека в католицизм. Францисканцы отправили священников на границу, чтобы помочь в усилиях по умиротворению. [17]
Программа «Покупка ради мира» способствовала снижению уровня боевых действий, и большинство чичимека постепенно стали оседлыми, католиками или номинально католиками.
Важность
[ редактировать ]Политика Испании, направленная на заключение мира с чичимека, состояла из четырех компонентов: переговоры о мирных соглашениях; приветствовать, а не принуждать к обращению в католицизм; поощрение местных союзников к заселению границы, чтобы они служили примером и образцом для подражания; и предоставление еды, других товаров и инструментов потенциально враждебным местным жителям. Это установило образец испанской политики по ассимиляции туземцев на их северной границе. Основные компоненты политики покупки мира будут продолжаться почти три столетия и не будут столь успешными, как более поздние угрозы со стороны враждебных туземцев, таких как апачи и команчи продемонстрировали .
Чичимекас сегодня
[ редактировать ]Со временем большинство людей Чичимека изменили свою этническую идентичность и абсорбировались католическим населением и более ассимилировались в основном обществе до и во время мексиканской войны за независимость . Большая часть населения гуачихиль от Ла-Монтесы до Милагроса мигрировала в более крупные города Сакатекас или Агуаскальентес, а также на территории Калифорнии, Колорадо и Техаса.
Считается, что Виксарика или Уичоле являются потомками Гуачичиле. [18] [19] Около 20 000 из них живут в изолированной зоне на границах Халиско и Наярита . Они известны своей консервативностью, успешно сохраняя (Виксарика) свой язык , религию и культуру. [19] [20]
В Мексике около 10 000 человек говорят на языках паме , в основном в Санта-Мария-Акапулько в муниципалитете Санта-Катарина на юго-востоке Сан-Луис-Потоси. Они консервативные и номинальные католики, но в основном все еще исповедуют свою традиционную религию и обычаи. [21] [22] Другая группа из примерно 1500 чичимека Джонас проживает в штате Гуанахуато. [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пауэлл, Филип Уэйн, Мексиканец Мигель Кальдера: Укрощение первой границы Америки, 1548–1597, University of Arizona Press, 1977, ISBN 0816505691
- ^ LatinoLA | Comunidad: Коренные народы Сакатекаса. Архивировано 14 марта 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ Бэйкуэлл, П. Дж. Добыча серебра и общество в колониальной Мексике: Сакатекас, 1546–1700 гг . Кембридж: Cambridge U Press, 1971, стр. 4–14.
- ^ Шмаль, Джон П. « Коренные жители Сакатекаса. Архивировано 14 марта 2016 года в Wayback Machine ». , по состоянию на 10 января 2011 г.
- ^ Марлоу, Фрэнк В. «Охотники-собиратели и эволюция человека». Эволюционная антропология. Том 14, 2005 г., с. 57. Средняя и медианная плотность населения Нового Света.
- ^ Пауэлл, Филлип Уэйн Солдаты, индейцы и серебро. Беркли: Университет Калифорнии Press, 1952, стр. 39–41.
- ^ Пауэлл, стр. 33-35.
- ^ Пауэлл, стр. 35-37.
- ^ Пауэлл, с. 37
- ^ Пауэлл, с. 38
- ^ Пауэлл, с. 48
- ^ Пауэлл, стр. 43-54.
- ^ Пауэлл, стр. 29–30, 60–62, 124.
- ^ Пауэлл, стр. 158-171.
- ^ Грейди, Шарлотта М. Восстание Тепехуана 1616 года. Солт-Лейк-Сити: U of UT Press, 2000, стр. 47
- ^ Пауэлл, стр. 182-190.
- ^ Пауэлл, стр. 191-199.
- ^ Шефер, Стейси Б. и Ферст, Питер Т. Люди пейота: Уичоль (Виксарика) История, религия и выживание Индии , Альбукерке: U of NM Press, 1997, стр. 40-41
- ^ Перейти обратно: а б Отчет «Этнолог» для языкового кода: hch. Архивировано 3 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Шефер и Ферст, с. 40
- ^ Места в Мексике - Санта-Мария-Акапулько. Архивировано 5 марта 2016 г., в Wayback Machine.
- ^ http://davidmarkham.org/updates/1992_06.htm [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Шмаль, Джон П. « Взгляд в прошлое Гуанахуато. Архивировано 15 ноября 2016 года в Wayback Machine ».
- Источники
- Пауэлл, Филип Уэйн . Солдаты, индейцы и серебро: продвижение Новой Испании на север, 1550–1600 гг . Беркли, Калифорния: University of California Press, 1952 (переиздано в 1969 году).
- Шмаль, Джон П. История Сакатекаса . Хьюстонский институт культуры. 2004.
- Шмаль, Джон П. Коренные жители Халиско шестнадцатого века . 2004.
- Эрнандес, Мануэль Г. «Письма из Индии: публикуйте их впервые» Ministryio De Formento 1877. 326–340. Мадрид. Распечатать.
- Санта-Мария, Гильермо де. «Война чичимеков: Мексика 1575 г. - Зиросто 1580 г.» Палеография Каррильо Казареса, Альберто. 2-е изд. Университет Гвадалахары, Колледж Мичоакана, Университет Норте, Университет Лос-Лагоса, 220. Колледж Сан-Луиса, 2003 г. Печать.
(1) Перевод с:«После этих же Сакатекасов в течение нескольких дней они совершили еще один прыжок на некоторых поездах из Кристобаля де Онате и Диего де Ибарры, за одну лигу до Зенагуллы-дель-Монте и за три от Сакатекаса, в которых они нанесли большой ущерб». (2) Перевод с:«Речь идет о том, чтобы создать определенное количество солдат, которым будет выплачиваться зарплата на основании Королевского указа ВМ, в котором ВМ приказывает, чтобы одна треть выплачивалась из королевской казны, а две другие - горняками. и заинтересованные люди»(3) Перевод с:«Никто не может выдержать войну с двумя или тремя лошадьми, а берег очень велик, как и оружие и лошади, и никто не может выдержать войну с двумя или тремя лошадьми, а берег очень велик, так как Что касается лошадей и еды, то они умирают и убивают каждый день, а работа настолько велика, что каждый так сильно переживает по поводу того, сколько им придется платить, что если бы я мог компенсировать это тем, сколько я иметь «Я бы сделал, чтобы избежать недовольства людей, чтобы всем казалось, что им приходится платить из королевской казны». (4) Перевод с:«Я уже дал Вашему Величеству подробный отчет о войне чичимеков и о том, что за ней последовало во всех рудниках этого округа, где эти индейцы так буйны, в таком количестве и в таком беспорядке; и так далее». мне сообщили, что в Сакатекасе много закрытых шахт».