Кватлата
Куаутлатас (произношение на севере Тепеуана: /quäutlˈätäs/) был религиозным лидером Тепеуана , вдохновившим кровавое восстание Тепеуана против испанцев в Мексике в 1616 году. Куаутлатас был известен как «Пророк Тепеуана».
Кватлата | |
---|---|
Рожденный | ? |
Умер | в. 1616 |
Национальность | Тепеуа |
Занятие | Религиозный лидер (восстания Тепеуана) |
Тепеуан и испанцы
[ редактировать ]Тепеуан были земледельцами, которые жили в основном в будущем мексиканском штате Дуранго на восточных склонах Западной Сьерра-Мадре . Ранние испанские исследователи описывали их как многочисленные, но, судя по всему, серия эпидемий завезенных из Европы болезней сократила их численность более чем на 80 процентов. К моменту восстания их численность могла составлять всего около 10 000 человек. [ 1 ] Испанские добытчики серебра и владельцы ранчо начали селиться на землях Тепеуан в 1570-х годах, а миссионеры- иезуиты начали работать среди них в 1596 году. вещи нашей святой веры очень латиноамериканские. [ 2 ]
Чего иезуиты и другие испанцы не до конца осознавали, так это того, что тепеуанцы находились в состоянии огромного стресса. Повторяющиеся эпидемии разорили их и разрушили веру в традиционную культуру. Миссионеры пытались обратить их в христианство, отменив их религиозные обычаи, заменив их лидеров христианами и введя испанские обычаи. И миссионеры, и энкомендеро требовали своей работы в шахтах, миссиях и на ранчо. Миссионеры считали, что они совершают дело Божие, крестя умирающих от болезней индейцев; индейцы приравнивали крещение к смерти. [ 3 ]
Пророк
[ редактировать ]В начале 1616 года пожилой традиционный религиозный лидер Куаутлатас стал лидером среди тепеуанцев и пообещал вывести их из рабства. Куаутлатас был крещен христианином, и его послание к своему народу содержало в себе христианские элементы. Он называл себя епископом и носил сломанный крест как своего кумира. По его словам, чтобы умилостивить богов, тепеуанцам «придется перерезать глотки» всем христианам. «Если бы они этого не сделали, то получили бы ужасное наказание в виде болезней, моров и голода. Но если они подчинятся ему, он обещает им… победу над испанцами. Даже если некоторые из них погибнут в бою, он пообещал им, что в течение семи дней они будут воскрешены… Бог создаст штормы на море, потопит испанские корабли и, таким образом, не позволит новым испанцам достичь этих земель». [ 4 ]
Послание Куаутлаты было типичным для тысячелетних движений, таких как восстание пуэбло, возглавляемое другим мессианским деятелем, Попе , в том же веке, а также гораздо более поздние события, такие как « Танец призраков» в США и восстание боксеров в Китае . Куаутлатас пообещал божественное вмешательство, чтобы вернуться в идеализированное прошлое, в котором эпидемии и страдания, принесенные тепеуану испанцами, исчезнут.
Главный летописец восстания Тепеуан , священник-иезуит Андрес Перес де Рибас , назвал дьявола виновником восстания. Не жестокое обращение со стороны испанцев вызвало восстание, а, скорее, « Сатана , который вмешался сюда с чистым замыслом и замыслом, который был принят этими слепыми людьми». Их дух возмутился, когда они подняли оружие против веры Христовой и всего, что было христианством… Наиболее ярко это продемонстрировали дьявольские шаманы, имевшие интимные отношения с Дьяволом и являвшиеся главной силой и зачинщиками восстания». Перес де Рибас сравнил Куаутлатаса с антихристом . [ 5 ]
Восстание
[ редактировать ]Куаутлатас не возглавил восстание тепеуанов, которое началось в ноябре 1616 года. Шесть военачальников провели серию скоординированных атак, в результате которых погибли сотни испанцев, в том числе десять священников, а также их союзники из числа коренных народов (американские индейцы) и африканские рабы. (См. Восстание Тепеуана ). Испанская контратака в 1617 и 1618 годах была жестокой. Многие тепеуанцы, которые не были убиты или порабощены, бежали в самую отдаленную часть гор, где они избегали контактов с испанцами более 100 лет. [ 6 ] Куаутлатас, по-видимому, был убит испанцами или умер вскоре после начала войны. Восстание оставило провинцию «разрушенной и опустошенной, почти лишенной испанцев. Это была одна из трех самых кровавых и разрушительных попыток Индии свергнуть контроль Испании над северо-западной Новой Испанией» (две другие — Микстонская война и война в Чичимеке ). [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грейди, Шарлотта М. Восстание Тепехуана 1616 года. Солт-Лейк-Сити: U of UT Press, 2000, стр. 22–23.
- ^ Грейди, с. 148
- ^ Грейди, с. 26
- ^ Перес де Рибас, тр. Рефф, Дэниел Т. История триумфа нашей святой веры среди самых варварских и свирепых народов Нового Света . Тусон: U of AZ Press, 1999, стр. 594–595.
- ^ Цитируется из Реффа, Дэниела Т. «Затруднительное положение культуры» и отчеты испанских миссионеров о восстаниях Тепеуана и Пуэбло». Этноистория 42:1 (зима 1995 г.), с. 67
- ^ Шмаль, Джон П. «История коренных народов Дуранго». http://www.houstoncultural.org/mexico/durango.html , по состоянию на 27 января 2011 г.
- ^ Цитируется по Шмалю, Джону П. http://www.houstoncultural.org/mexico/durango.html , по состоянию на 27 января 2011 г.