Jump to content

Папа

Папа
Статуя Папе работы Клиффа Фрагуа (2005 г.), представляющая Нью-Мексико в Национальном зале скульптур.
Рожденный в. 1630 г.
Умер
в. 1692 г.
Национальность Тева

Попе или По'пай ( / ˈ p p / ; ок. 1630 - ок. 1692) был лидером тева религиозным из Окай Овинге (переименованного испанцами в Сан-Хуан Пуэбло в колониальный период), который возглавил восстание пуэбло в 1680 г. против испанского колониального господства. В ходе первого успешного восстания против испанцев пуэбло изгнали колонистов и не пускали их на территорию в течение двенадцати лет.

Испанское правление индейцев пуэбло в долине Рио-Гранде в Нью-Мексико началось в 1598 году. Хотя в то время они насчитывали от 40 000 до 80 000 человек, многие независимые города, часто говорящие на разных языках и враждебно настроенные друг к другу, не смогли объединиться в оппозиции. испанцам. [ 1 ] Восстания против испанского правления были частыми, но испанцы безжалостно подавляли инакомыслие. Пуэбло подвергались насилию со стороны испанских правителей, солдат, священников и их союзников-индейцев, многие из которых были выходцами из Тласкалы . В частности, испанцы подавляли религиозные церемонии пуэбло. Последствия насилия, принудительного труда и европейских болезней (против которых у них не было иммунитета) к последним годам 17 века численность населения Пуэбло сократилась примерно до 15 000 человек. [ 2 ]

По'пай появляется в истории в 1675 году как один из 47 религиозных лидеров северного Пуэбло, арестованных правительством Хуана Франсиско Тревино за «колдовство». Трое были казнены, а один покончил жизнь самоубийством. Остальных избили, заключили в тюрьму в Санта-Фе и приговорили к продаже в рабство . Семьдесят воинов-пуэбло появились в офисе губернатора и вежливо, но настойчиво потребовали освобождения По'пая и остальных. Губернатор подчинился, вероятно, отчасти потому, что колония подвергалась серьезному нападению со стороны враждующих сторон апачей и навахо , и он не мог позволить себе рисковать восстанием пуэбло. [ 3 ] По'пай описывался как «жестокий и динамичный человек… который внушал уважение, граничащее со страхом, у тех, кто имел с ним дело. [ 4 ]

После освобождения По'пай удалился в отдаленный Таос-Пуэбло и начал планировать восстание. [ 5 ] Послание По'пая было простым: уничтожить испанцев и их влияние и вернуться к старому образу жизни, который дал пуэбло относительный мир, процветание и независимость. Восстание пуэбло продемонстрировало «все классические характеристики движения возрождения… появление харизматического лидера, развитие основной группы последователей, которые распространяли послание пророка среди широкой публики; и, в конечном итоге, успешную трансформацию культур пуэбло. и сообщества». [ 6 ] [ 7 ]

По'пай начал секретные переговоры с лидерами всех остальных пуэбло. Они согласились начать восстание 13 августа 1680 года, и в каждый пуэбло были отправлены гонцы с завязанными веревками, количество узлов соответствовало дням, оставшимся до начала восстания. [ 8 ] На самом деле восстание началось еще раньше. О степени ненависти пуэбло к испанцам свидетельствует тот факт, что ему удалось сохранить планы в секрете, хотя в них участвовало множество разных лидеров и городов. По'пай убил своего зятя Николаса Буа, потому что боялся, что тот может выдать заговор испанцам. Только район Тигекс , расположенный недалеко от центра испанской власти в Санта-Фе и, возможно, самый культурный из пуэбло, отказался присоединиться к восстанию. Южных Пиросов, очевидно, не пригласили присоединиться к восстанию. [ 9 ]

Восстание

[ редактировать ]

Последние несколько лет были относительно спокойными и свободными от внутренних разногласий, и испанцы в столице Санта-Фе были удивлены, когда рано утром 10 августа губернатору пришло сообщение о том, что испанский священник был убит в Пуэбло. всего в девяти милях от Санта-Фе. [ 10 ] К 15 августа 1000 испанцев укрылись во дворце губернатора в Санта-Фе и были осаждены армией пуэбло во главе с Попе, которую они оценили (или переоценили) в 2500 человек. Другие выжившие испанцы нашли убежище в дружественных пуэбло на острове Айлета, откуда они бежали на юг.

21 августа испанцы вырвались из дворца и начали долгий путь на юг, оставив Нью-Мексико позади и не останавливаясь, пока не достигли Эль-Пасо . Пуэбло не приставали к уезжающим колонистам. Выживших насчитывалось около 2000 человек. Восстание унесло жизни 400 испанцев, в том числе 21 из 33 священников в Нью-Мексико. [ 11 ]

После восстания

[ редактировать ]

По'пэй сумел изгнать испанцев из Нью-Мексико и, согласно более поздним сообщениям, возможно, предвзятым, объявил себя единственным правителем всех пуэбло. Он пытался уничтожить все следы испанского присутствия в Нью-Мексико. «Бог христиан мертв», — заявил он. «Он был сделан из гнилого дерева». [ 12 ]

Испанский отряд численностью 300 человек попытался восстановить плацдарм в Нью-Мексико в 1681 году, но был отброшен армией По'пая. Еще одна попытка испанцев в 1687 году также потерпела неудачу. Но изгнание испанцев не принесло пуэбло мира и процветания. Возврат к традиционной религии не принес дождя и не облегчил засуху, уничтожившую посевы. Апачи усилили набеги на пуэбло, а индейцы вспомнили , и навахо что испанцы обеспечили некоторую защиту от налетчиков. Традиционное соперничество разделило деревни пуэбло. Попытки По'пая править всеми пуэбло вызвали возмущение, и многие пуэбло считали его тираном. Более того, среди пуэбло были искренние христиане, связанные семейными и дружескими узами с испанцами. Оппозиция испанскому правлению дала пуэбло стимул к объединению, но не средство сохранить единство после победы над их общим врагом.

По'пай умер, вероятно, в 1688 году, когда объединенное государство Пуэбло, которое он представлял себе, было разделенным и слабым. В 1692 году губернатор Диего де Варгас с армией из 150 испанских солдат и происпанских воинов-пуэбло предпринял попытку завоевания. Варгас мудро пообещал помилование, а не наказание, и большинство пуэбло постепенно присоединились к испанскому правлению, хотя яростное сопротивление испанскому правлению продолжалось в течение нескольких лет. Только далекие хопи , жившие на территории современной Аризоны , сохранили свою независимость, хотя многие пуэбло также поселились среди навахо и апачей. [ 13 ]

Последствия и оценка По'пая

[ редактировать ]

Как заявил Мэтью Мартинес из родного города По'пая в Пуэбло, Окай Овинге , «потребовался уникальный человек, чтобы организовать восстание в двух дюжинах общин, говорящих на шести разных языках и раскинувшихся на расстоянии почти 400 миль». [ 14 ] То немногое, что мы знаем о По'Пее, искажено через призму испанских летописцев и их индийских информаторов, большинство из которых были против По'Пая.

И испанцы, и пуэбло были уничтожены восстанием и его последствиями. Однако можно сказать с уверенностью, что отношения между испанцами и пуэбло после восстания сильно отличались от тех, что были до него. Ужасающая система энкомьенды (принудительный труд) была запрещена в Нью-Мексико. Францисканские священники не вмешивались в религиозные церемонии пуэбло при условии, что пуэбло соблюдали внешние формы католицизма. Воин-пуэбло и испанский солдат стали союзниками в борьбе против своих общих врагов — апачей, навахо, утесов и новой, еще большей угрозы выживанию Нью-Мексико — команчей . [ 15 ] Таким образом, Нью-Мексико стал смесью испанской культуры и культуры пуэбло.

Признание

[ редактировать ]
Медвежий фетиш и завязанный шнур
шрамы на спине

22 сентября 2005 года была открыта статуя По'пая для Национального скульптурного зала в ротонде здания Конгресса США. Художник Клифф Фрагуа был первым художником из числа американских индейцев, установившим статую в Зале скульптур. Статуя, немного больше натуральной величины, изображает По'Пая, держащего в левой руке завязанный шнур - сигнал к началу восстания. В его правой руке фетиш медведя, а за ним горшок, символизирующий мир и религию пуэбло. На его спине шрамы от порки, которую он получил за соблюдение религиозных церемоний пуэбло. Герман Агойо из Окай Овинге сказал: «Для местных жителей Пуэбло По'пай - наш герой. Племена были на грани потери своей культурной самобытности, когда восстание Пуэбло вернуло все на круги своя для нашего народа». [ 14 ] Это одна из двух статуй, подаренных Нью-Мексико коллекции Национального скульптурного зала . В настоящее время он выставлен в Центре посетителей Капитолия.

По'пай упоминается скандальным таосским священником отцом Мартинесом в книге Уиллы Катер « Смерть приходит за архиепископом . » как лидер индийского восстания, которое «так добавило испанскому мартирологу» Попе также является именем «дикаря» из Нью-Мексико в Хаксли « романе-антиутопии О дивный новый мир» , в котором он, как известно, придерживается традиционных верований.

По'пай - главный герой оперы композитора Саймона Эндрюса «Шрамы на спине» , в которой изображены события, приведшие к восстанию пуэбло и последовавшие за ним . [ 16 ]

  1. ^ Фрэнк, Росс, «Демографические, социальные и экономические изменения в Нью-Мексико», в « Новых взглядах на историю приграничья» , изд. Роберт Х. Джексон. Альбукерке: Университет Нью-Мексико, 1998, 43–44.
  2. ^ Райли, Кэрролл Л. Река Севера, Солт-Лейк-Сити: U of Utah Press, 1994, 266.
  3. ^ Джон, Элизабет А.Х., Бури, назревающие в мирах других мужчин , Линкольн: Университет Неб Пресс, 1975, 94.
  4. ^ Макдональд, Присцилла, « Папа: человек, стоящий за легендой». [ постоянная мертвая ссылка ] », Университет Лурда, по состоянию на 1 мая 2010 г.
  5. Понсе, Педро, « Проблемы для испанцев: восстание пуэбло 1680 года. Архивировано 16 сентября 2008 г. в Wayback Machine », по состоянию на 14 апреля 2010 г.
  6. ^ Либманн, Мэтью (2008). «Инновационная существенность движений за возрождение: уроки восстания пуэбло 1680 года» (PDF) . Американский антрополог . 110 (3): 360–372. дои : 10.1111/j.1548-1433.2008.00045.x . S2CID   9469508 .
  7. ^ Макдональд, 6.
  8. ^ Макдональд, 6
  9. ^ Джон, 99 лет; Райли, 267 лет
  10. ^ Макдональд, 7
  11. ^ Райли, 268; Джон 101
  12. ^ Макдональд, 11.
  13. ^ Джон, 121-147.
  14. ^ Jump up to: а б «Офис государственного историка Нью-Мексико: Попе» . Newmexicohistory.org. 21 мая 2005 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 15 октября 2011 г.
  15. ^ «Запад – Папа» . ПБС . Проверено 15 октября 2011 г.
  16. ^ «Шрамы на спине – Саймон Эндрюс» .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Папе, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5216a721f1aa2fd2f6140cdd44d15e7__1712628540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/e7/e5216a721f1aa2fd2f6140cdd44d15e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Popé - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)