Тепеуа
![]() Мать, отец и ребенок Тепеуан из Дуранго. Карл Лумгольц , 1893 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
примерно 35 000–40 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
О'отам , науатль и испанский | |
Религия | |
Тепеуанская мифология, шаманизм , анимизм , пейотизм и католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Акакси , Маунтин Пима , Тохоно О'одхам , Тараумара , [ 2 ] Тепеканос, Чичимекас , Кора , Уичоль , Мексиканская [ 1 ] Ксимес , Акимел О'одхам и Тоторамес |
Тепеуан — коренной народ Мексики . Они живут на северо-западе, западе и некоторых частях северо-центральной Мексики. Коренной язык тепеуан имеет три ветви: северный тепеуан , юго-восточный тепеуан , юго-западный тепеуан . Сердце территории тепеуанцев находится в долине Гвадиана в Дуранго , но со временем они распространились на южный Чиуауа , восточный Синалоа и северный Халиско , Наярит и Сакатекас . Ко времени испанского завоевания Империи ацтеков земли Тепеуана охватывали большую территорию вдоль Западной Сьерра-Мадре . Группы Тепеуан делятся на Одами (Северный Тепеуан), Аудам (Юго-Западный Тепеуан) и О'дам (Юго-Восточный Тепеуан), каждая из которых имеет свой собственный язык, культуру и верования.
Имя
[ редактировать ]Тепехуан , иначе Тепегуан , происходит от науатль термина Tēpēhuanih , что означает «горцы» или « горные люди ». Элемент тепе происходит от науатле тепетль (горы), а хуан происходит от немохуайан (жилище) или от мачехуалтин (люди). Эндонимы языка тепеуан включают О'дам (юго-восточный Тепеуан), Одам (юго-западный Тепеуан) и Одами (Северный Тепеуан).
Одежда
[ редактировать ]Сегодня большинство мужчин носят джинсы, рубашки, ковбойские шляпы и сандалии. Традиционная одежда, которую носят некоторые мужчины и женщины, очень проста в первом случае и очень красочна во втором. Мужской наряд состоит из рубашки, брюк и одеяла. Одеяла в Северном Тепехуане называются кутум и савира соответственно. В большинстве общин эти предметы имеют простой декор разноцветной нитью, используемой для сшивания краев и складок. Даже в таких местах, как Сан-Франциско-де-Окотан, принято прикреплять к брюкам различные разноцветные тканевые повязки от подола до колена. Традиционная шляпа, известная как бонам , сделана из соевой ткани и имеет круглую форму. В разных сообществах есть некоторые различия. Как и в случае с традиционной одеждой, очень немногие люди в наши дни используют кожаные хуарачи Сусак с тремя отверстиями , хотя в некоторых общинах их использование является обязательным на церемониях в качестве митотэ. Женское платье состоит из трех основных частей: юбки или весенней юбки, блузки с длинными рукавами и фартука вокруг талии. Ткани похожи на атлас, украшены кружевом и цветными лентами. Очень широко распространено использование длинных носков ярких цветов, поджаренных, как пластиковые туфли. Наряд дополняют длинные гребни для волос, ожерелья и серьги из бисера или другие аксессуары. Мужчины и женщины используют традиционные сумки, чтобы дополнить свой наряд.
Группы Тепеуана
[ редактировать ]Они до сих пор сохраняют некоторые свои традиционные обычаи. [ 3 ] В 2005 году на севере Тепеуана проживало 18 249 человек, на юго-востоке - 10 600, а на юго-западе - 8 700 человек. [ 4 ] Сегодня в Мексике проживают следующие группы тепеуана:
Северный Тепеуан
[ редактировать ]Одами , что означает «Люди гор», «Мы, люди» или «Люди этой земли», живут на юге штата Чиуауа . Тепехуанцы – это горцы. Одами используют термин обхаи для обозначения метисов или иностранцев.
Правительство
[ редактировать ]Правительство Тепехуана состоит из генерального мастера, нескольких губернаторов, шести заместителей, капитанов, сержантов, капралов, судебных исполнителей и прокуроров. Наряду с капитан-генералом губернаторы отправляют правосудие и вмешиваются в разрешение конфликтов между людьми. Другие члены правительства Одами также участвуют в отправлении правосудия, а прокуроры занимаются уборкой церквей и вечеринок, обустройством алтаря.
Вечеринки
[ редактировать ]В каждой общине есть кольцо других партий, введенных после колониальной евангелизации, в которых спонсируются стюарды, избираемые на год вперед, чтобы собрать необходимые средства для оплаты украшений и забоя говядины в подношениях памяти святых.
Южный Тепеуан
[ редактировать ]О'дам означает «Люди гор», «Мы, люди» или «Люди этой земли» на юго-востоке Тепеуана, а Одам означает «Мы, люди» или «Люди этой земли» на юго-западе Тепеуана, обе группы живут в Сьерре. Западная Мадре в южном Дуранго и Сакатекасе , северном Наярите , Халиско . О'дамы, также известные как Южные Тепеуанес или Южные Тепегуанос, представляют собой этнолингвистическую группу. Название Тепеуанес или Тепегуанес (как их называли в колониальные времена) имеет происхождение науатль и было навязано как носителями этого языка, так и испанцами в шестнадцатом веке. С лингвистической точки зрения О'дам и Аудам принадлежат к тепиманской ветви юто-ацтекской языковой семьи , в той же ветви, что и Одами (Северный Тепеуан).
Хотя жители Южного Тепехуа имеют историческое и языковое родство с народом Одами на юге Чиуауа, сегодня они представляют собой отдельные группы с разными культурами и языками.
Географические и демографические данные
[ редактировать ]Южные тепеуане проживают в муниципалитетах Мескиталь, Пуэбло-Нуэво, Тепеуанес и Чинакатес в штате Дуранго, в городе Уахикори в Наярите. Река Эль-Мескиталь-Сан-Педро разделяет территорию, образуя две области, в которых тепеуанес говорят на другом языковом варианте. Она служит названием собственным для группы, поскольку название «Тепеуан» или «Тепеуанес» — слово происхождения науатль, навязанное другими Индейцы и испанцы в колониальные времена. На восточном берегу реки мы находим говорящих на языке о'дам; на западной стороне выступы Адама. Вначале в общинах Санта-Мария-де-Окотан и Ксоконостле, Сан-Франциско и Сантьяго-де-Окотан-Тенерака, в муниципалитете Мескиталь, Дуранго. Audam в Санта-Мария-Магдалена-Таксикаринга в том же муниципалитете; Чико Милпильяс Сан-Бернардино и Сан-Франциско де Лахас в Пуэбло-Нуэво, Дуранго; а в городе Уахикори, Наярит, находится община Сан-Андрес-Мильпильяс-Гранде. Тогда языком этой группы является южный тепеуан с двумя лингвистическими вариантами: О'дам (или юго-восточный тепеуан) и аудам (или юго-западный тепеуан). По данным переписи населения и жилищного фонда, INEGI, 2005 г., за 5 лет на «Южном Тепеуане» (отличном от Северного Тепеуана) говорили в общей сложности 21 720 человек, из которых 17 499 человек также говорят по-испански.
- Юго-восточный Тепеуан (около 10 600 говорящих, живут на юго-востоке Дуранго и прилегающих территориях, их культурным и религиозным центром была Санта-Мария-Окотан)
- Юго-западный Тепеуан (около 8700 говорящих, живут на юго-западе Дуранго и прилегающих районах)
Население
[ редактировать ]Согласно данным последней переписи населения, из 37 953 жителей Тепеуанес, 18 699 человек говорят на испанском языке в дополнение к своему родному языку, а 3 573 человека говорят только на одном языке. Вы часто будете видеть случаи, когда тепеуане говорят на трех языках, особенно в этнических районах, где некоторые из них изучают другой язык коренных народов, будь то частое лечение или воссоединение с семьями (приводятся браки между тепеуанесами, тараумара, мексиканеро, уичоли, индейцами кора и метисами).
Убеждения
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Смесь тепехуанцев и католических верований, церемоний, обычаев и мифов представляет собой своего рода «народный католицизм» с сильными аборигенными компонентами. Единого творца, называемого «Бог-Отец наш», сопровождает ряд других божеств древнего происхождения. Повелителя оленей зовут Кукудули , и он отвечает за успех на охоте. Когда кто-то умирает, Угай — это дух, который появляется в виде света в небе, а другой бог в горах принимает облик совы как вестника смерти. Есть также дух, повелитель ветра. Мифология включает в себя рассказы о Кокотиомах , группе гигантов, которые ели детей. Церковь и погост являются центром воскресных собраний, которые важны для отправления правосудия и обмена информацией и традициями.
Практикующие
[ редактировать ]В качестве духовного посредника шамана-целителя называют бахадиос , «тот, кто низводит Бога». Этот термин произошел от испанского языка. Тараумара специалиста называют этого оверуаме ; в языке тепехуанцев должен быть аналогичный термин, но в литературе он не зафиксирован. Шаман не только диагност и целитель болезней, он считается способным видеть невидимое, и к нему обращаются во многих случаях, например, когда ценный предмет был утерян. Шаман обращается к сверхъестественному , проводя своего рода сеанс. Дальнейшие действия часто открываются ему впоследствии во сне. Тесгуино (кукурузное пиво) помимо своих общественных функций используется для лечения и благословения.
Церемонии
[ редактировать ]Как и общины метисов в регионе, тепехуанцы наблюдают и разыгрывают традиционные католические пастырские драмы, представленные иезуитами в колониальные времена, во время Рождества , Страстной недели и октябрьских праздников в Сан-Франциско. Праздники состоят из городской фазы, фазы метисов и фазы Тепехуан, при этом две группы иногда работают вместе. Фиесты состоят из ритуальных действий, связанных с защитой и окончательным уничтожением фигуры Иуды и групп участников, называемых фарисеями , которые участвуют в ложных битвах . Существуют также церемонии, проводимые шаманом с просьбой о хорошем урожае, проявлении почтения к умершим и обращении с просьбой о физическом благополучии как людей, так и животных. Праздник представляет собой оживленное мероприятие с множеством танцев, размещением подношений еды перед крестом и обильным запасом тесгуино , алкогольного напитка из ферментированных ростков кукурузы. Некоторые церемонии проводятся тайно, исключая всех посторонних. В одном из ритуалов Одами все члены общины делают круг вокруг огня, и каждый дает табак для Священной Трубки, люди (тепеуанос, а также другая племенная группа), присутствующие во время ритуального курения Священной Трубки. Священная трубка предназначалась/есть для заключения договоров с другими племенами, подготовки к войне или для того, чтобы угодить богам.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Тепехуанцы приняли католицизм, сохранив при этом аспекты своих первоначальных религиозных заповедей, что является примером того, что антропологи называют «компартментализмом». Это означает, что две религии исповедуются отдельно в разное время года, с разными ритуалами и с разными целями. Католиков обслуживает постоянный священник в Сан-Бернардино, который также обслуживает прилегающие районы. Другие общины обслуживаются приезжими миссионерами, которые приезжают до пасхального воскресенья и остаются там на несколько недель.
Традиционный пантеон богов по названию и ритуалам синкретизирован с католическими религиозными деятелями. Диос Падре (Бог-Отец) ассоциируется с солнцем, тогда как Иисус Назарено (Иисус Назарянин) отождествляется с луной. Мадре Мария (Святая Мать) представлена несколькими фигурами, одна из которых — Дева Гваделупская. Как и другие индейцы Мексики, южные тепеуанцы отмечают христианские святые дни Пасхи, праздник Девы Гваделупской (12 декабря), Рождество и дни деревенских святых энергичными фиестами преимущественно мексиканского характера, во время которых стандартные праздники маташины танцуют.
элоте (нежной кукурузы) Фиеста первых фруктов - это нехристианский праздник, который проводится в начале октября; Свежую кукурузу нельзя есть до проведения этого фестиваля. Эта фиеста представляет собой церемонию благодарения и одну из церемоний, которая отличает тепехуанцев от культуры метисов в Дуранго. Такие характерные тепехуанские церемонии плодородия или благодарения называются митотес по-испански или ксиоталь на языке тепехуань. Шаманы действуют как руководители этих священных церемоний во время праздников и как целители. Пять дней постятся и много молятся. На пятую ночь проводится грандиозное представление ритуальных танцев, а с восходом солнца празднующие прерывают пост, съедая пищу, разложенную в качестве подношений в восточной части танцевальной площадки, на алтаре, посвященном восходу солнца. солнце. Митоты не так часты и не так экстравагантны, как в прошлом.
Сегодня митоты проводятся в среднем три раза в год в соответствии с сельскохозяйственным циклом (для обращения за защитой от суровой засушливой зимы, для благословения весеннего сева, для благодарения за осенний урожай) и по другим поводам, в том числе благословение вновь избранных должностных лиц. Во время засухи можно дать специальный Митоте с просьбой о дожде. Традиционные местные митотес — это более благоговейные случаи воздержания и молитвы, тогда как праздники, вдохновленные метисами, — это возможности для веселья и питья мескаля.
У каждой семьи и общины есть внутренний дворик, где проводятся церемонии. И на уровне деревни, и на уровне группы апеллидо есть офицер, называемый шефом дель патио, который организует и возглавляет Митотес. Руководитель группы апеллидо – почти всегда пожилой мужчина-шаман – отвечает за специальные фестивали апеллидо, которые отмечаются изготовлением ксиоталя в мае и октябре. В это время недавно родившиеся дети ритуально вводятся в группу апеллидо, а молодые люди в возрасте 15 лет признаются взрослыми этой группы. Некоторые считают, что шаманы обладали правящей властью в древней культуре Тепехуань. Традиционно как в группах апеллидос, так и в территориальных деревнях есть женщина-шефе дель патио, которая руководит делами женщин-членов.
Искусство
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Музыка играет важную роль в жизни тепехуанцев. Старые испанские мелодии матачин , песни на тепехуанские темы, исполняемые на тепехуане, и популярные испанско-мексиканские песни исполняются на танцах и праздниках на самодельных скрипках , тыквенных погремушках , погремушках на щиколотках , тростниковых флейтах , грубых палочках и барабанах . Устная традиция продолжается некоторыми взрослыми членами общин в энергичном исполнении фольклора. Истории включают сказки о животных регионального происхождения, а также местные интерпретации знакомых сказок происхождения Старого Света.
Промышленное искусство
[ редактировать ]Ремесла и промышленность включают плетение корзин и циновок, а также изготовление веревок и шляп. Существует также производство маленьких скрипок - искусство, которому научились у иезуитов. Опытные резчики изготавливают чаши, утварь, луки и стрелы, используемые в основном для костюмов и церемоний, а также многие другие деревянные изделия. Шкуры различных животных идут на изготовление сандалий, ковриков, корзин для переноски и других предметов, полезных в повседневной деятельности. Фляги, миски и ковшики изготавливаются из обычных тыкв. Кастрюли искусно изготовлены из глины. Из домашней шерсти или шьют из покупной ткани плетут самую разнообразную одежду, украшения и другие предметы домашнего обихода, например одеяла.
О'дам и Одам
[ редактировать ]По сообщениям иезуитов, доколониальные музыкальные инструменты, на которых играли во время танцев и церемоний, включали грубые палки, погремушки, а также тростниковые или керамические флейты. Эти инструменты вместе с музыкальным смычком, на котором играют на эхолоте из тыквы, до сих пор используются для воспроизведения музыки во время церемониального митоте. Барабан и скрипка, инструмент испанского происхождения, добавляются при исполнении корридос и других популярных мексиканских песен на праздниках. Глиняные трубки и курильницы, похожие на раскопанные доиспанские предметы, иногда используются целителями для своих лечебных ритуалов. Хотя некоторая керамика все еще производится, по большей части она строго функциональна и не украшена, а ткачество практически исчезло.
Медицина, смерть и загробная жизнь
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]В болезнях и смерти обвиняют духов и колдовство , которые раскрываются или проявляются в пении одной из трех птиц в горах. Трех птиц зовут Тукурай, Кукувури и Токови . Существует широкий спектр лекарственного лечения с использованием местных растений . Различные припарки, растворы и чаи изготавливаются из огромного количества корней, листьев, семян и стеблей по меньшей мере пятидесяти шести семейств растений и многих других, которые до сих пор не идентифицированы посторонними.
Душа существует в сердце, но покидает тело, когда человек спит или находится без сознания. После смерти душа задерживается в доме умершего на месяц, пока не проводится фиеста как способ попрощаться. После этого дом можно покинуть из страха перед злой волей вернувшейся души. Если все пройдет хорошо, душа отправится жить на небо. Церковное кладбище является обычным местом захоронения . Последовательное описание тепехуанской концепции загробной жизни еще не зарегистрировано.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Когда случается болезнь, любой член семьи больного может молиться о сверхъестественном, но более серьезные состояния требуют усилий шаманов-целителей. Эти люди наделены даром исцеления, могут быть любого пола, но обычно мужчины, и специализируются на лечении определенных недугов. Соседи-метисы часто консультируются с известными целителями. Молодой человек, призванный стать шаманом, будет обучаться пять лет в качестве ученика шамана старшего возраста. В это время он изучает ритуальные молитвы и каждый год совершает аскетический затвор в течение одного месяца, питаясь только простыми лепешками, водой, медитацией и молитвой.
Лечение представляет собой долгую и сложную церемонию, которая обычно длится пять дней. Целитель постится, молится и произносит давно рутинные речи. Больному массируют и обдувают его тело дымом из трубки целителя. Типичный для шаманского исцеления в этой части мира ритуал включает в себя высасывание материального объекта, вызвавшего болезнь, из тела пациента, использование орлиных перьев для подметания пациента, заклинания, в том числе обращения к католическим святым, символическое использование крест и изображения святых, а также использование различных трав. Ритуализированная исповедь пациента, участие других членов семьи в качестве бенефициаров исцеления и специальные митоты исцеления, в ходе которых большое количество людей исцеляется в массовом порядке духовно заряженной аурой церемонии, — вот лишь некоторые из лечебных практик, имеющих более широкое распространение. социальные измерения.
Считается, что болезнь, приносящая смерть, имеет как духовную, так и физическую природу и является результатом болезни и колдовства. На протяжении жизненного цикла интервалы в пять имеют важное символическое значение: обратите внимание на продолжительность добрачных посещений родителей (пять дней подряд), период обучения шамана (пять лет) и митотес (пять дней). Особая пятидневная церемония, которую проводит шаман и в которой принимают участие выжившие члены семьи, знаменует конец жизни на земле и завершается изгнанием души из тела на небеса. В качестве распорядителя похорон роль шамана интерпретируется как роль практикующего, основная ответственность которого состоит в том, чтобы не допустить возвращения души в ее материальный дом. Обычным местом захоронения умерших является деревенский могильник, который обычно располагается на погосте.
Поселения
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Сегодня северный тепехуан ближе к культурному образцу тараумара, чем к южному тепеуану, и связи с тараумара совершенно очевидны. В некоторых общинах эти две группы живут вместе в условиях бикультурности и двуязычия, но точные отношения между ними неясны. Северные тепеуанцы проживают в муниципалитетах Гуадалупе-и-Кальво, Морелос и Бальеса на южной окраине страны Тараумара, через Рио-Верде. Земля находится в совместной собственности в Эхидосе или Комунидадесе , при этом Тепехуан владеет титулом отдельно, а иногда и метисами. Они живут группами небольших названных поселений, называемых ранчериа, окружающих пуэбло или небольших городков, которые действуют как социальные и политические центры. Ранчерии небольшие и широко разбросанные, состоящие из отдельных жилищ четырех или пяти семей. Дома на Тьерра Темплада построены из древесины небольшими группами на огромных горах. В Tierra Caliente они построены из каменно-глиняного раствора и обычно располагаются вдоль ручьев, спускающихся в каньоны.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Каждый Комунидад представляет собой территориальную и политическую единицу. В центре Комунидада находится главный город, который является религиозно-политическим центром для окружающих анексос (названных деревень) и изолированных ранчерий, принадлежащих Комунидаду. Ранчерия состоит из сгруппированных домов, окруженных широко разбросанными небольшими фермерскими участками. Города выступают в качестве центральных центров правительственных, социальных и религиозных ритуалов и являются официальными штаб-квартирами для проведения выборов и обсуждения вопросов, затрагивающих Комунидад. Помимо общественных и административных зданий в городе есть также церковь или часовня, школа и общественная кухня. Избранные должностные лица живут в этих центрах в течение срока своих полномочий.
Типичное жилище Южного Тепехуана представляет собой прямоугольную двухкомнатную постройку, построенную на земляной платформе, подготовленной путем постоянного полива, подметания и выдалбливания. Стены сделаны из камня и самана, а крыша покрыта травой. Одна комната используется для приготовления пищи, а другая для сна. В разных деревнях существуют различия в строительстве домов в зависимости от имеющихся материалов. Там, где есть лесопилки, пиломатериалы используются при строительстве общественных и жилых зданий.
Экономика
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Практически каждое домохозяйство выращивает продукты питания для собственного потребления на небольших участках. Основными культурами являются кукуруза, тыква и фасоль, тогда как также широко выращиваются пшеница, ячмень, картофель, овес и горох. В низинах выращивают табак и перец чили. Палка и деревянные плуги, запряженные волами, являются вспомогательными средствами земледелия. Палочка для дабла — это заостренный шест, которым пробивают ямку в вспаханной земле или выжженный участок для посева семян. В высокогорьях для выращивания доступен один сезон, а в более жарких низинах - два. Поля кукурузы возделываются отдельно от садовых участков, предназначенных для выращивания других овощей. Фруктовые деревья Старого Света, завезенные миссионерами, также выращиваются вблизи поселений. В высокогорье растут небольшие рощи инжира, граната, персика и яблони, а в жарких землях каньона растут апельсиновые и лимонные деревья. Сбор дикой пищи по-прежнему остается важным занятием. Собираются сезонные дикие фрукты, орехи пиньон, грецкие орехи и съедобные виды желудей, а также сырой мед. Некоторые насекомые, рептилии, личинки и иногда гремучая змея дополняют выбор потребляемых неодомашненных ресурсов. Охота и ловля животных также дополняют рацион, а олени и дикие индейки являются наиболее ценной дичью.
Разведение кур и, в меньшей степени, индеек и свиней обеспечивает дополнительный источник существования. Животноводство – источник богатства и престижа. Лошади, на которых ездят в качестве транспорта, а также ослики и мулы, используемые в качестве вьючных животных, очень ценятся. Здесь много овец и коз, которые ценятся за шерсть и служат пищей во время праздников. По большей части семья является единицей производства и потребления, но эта конфигурация меняется. Одна из частых закономерностей — неудачный круг потребностей. В трудные времена часть урожая кукурузы продается, но поскольку большинство семей выращивают в своих садах только достаточно, чтобы прокормить себя, кукурузу выкупают по завышенной цене перед следующим урожаем. Несельскохозяйственный доход обычно состоит из низкой оплаты неквалифицированного труда. Те, кто устраиваются на работу в шахтах, получают немного большую зарплату. Лесное хозяйство становится все более важным экономическим фактором в регионе.
Торговля
[ редактировать ]Существует мало свидетельств активной торговли и коммерческого обмена. Между индейцами и метисами велась мелкая торговля предметами первой необходимости. Домохозяйство является основной производственной единицей, но обмен рабочей силой (например, для строительства домов или сбора урожая) сопровождает фестивали употребления пива, подобные тесгинадам тараумара.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Большой перепад высот (от 600 метров в самой глубокой точке огромного каньона Мескиталь до 3250 метров в вершине Серро-Гордо) приводит к большому разнообразию растений и дикой природы. Выбор возделываемых культур крайне ограничен из-за нехватки воды и верхнего слоя почвы; Еще одним определяющим фактором является пересеченная местность, прорезанная двумя полноводными реками, текущими на юг через Наярит в Тихий океан. Глубокие каньоны создают различные экосистемы и определяют виды сельскохозяйственных культур, которые можно выращивать. Сосновые и лиственные леса покрывают высокие плато. Глубокие долины с жарким, сухим климатом и тропической флорой и фауной в низинах чередуются с более высокими зонами с умеренным климатом, где летом выпадают обильные дожди, а зимой - морозы.
Сельское хозяйство и скотоводство являются основными экономическими ресурсами, хотя лесная промышленность вносила незначительный вклад примерно с 1980 года. Кукуруза, фасоль и два вида кабачков являются традиционно выращиваемыми культурами и остаются основными продуктами питания, учитывая, что скалистые горы и дефицит воды оставляет лишь незначительное количество пахотных земель и практически не допускает диверсификации. Несмотря на важность кукурузы как основного продукта питания, жители Южного Тепехуана не выращивают ее в достаточном количестве, чтобы прокормить себя. Примерно в начале двадцатого века сообщалось, что хлопок выращивали в церемониальных целях, но от этой практики отказались. Диета тепехуанцев, богатая лепешками, фасолью, сыром и другими сельскохозяйственными продуктами, не нуждающимися в орошении, подкрепляется большим количеством собранных продуктов. К ним относятся корни, дикорастущие клубни, плоды, зелень и грибы. Земельные ограничения сильно влияют как на экономику, так и на модели расселения и миграции.
Наряду с соснами, которые поддерживают лесную промышленность, растут банановые, сливовые и авокадо, произрастающие в этом районе, а также завезенные виды яблонь и персиков. Также в более тропических районах встречаются манго и плоды гуаябо. Большинство семей держат кур. Крупный рогатый скот и козы довольно распространены, и их скопление является признаком богатства. Другие домашние животные включают овец, индеек, свиней, лошадей и ослов. Охота и рыбалка сегодня менее важны, чем в прошлом. Огнестрельное оружие для охоты – роскошь, которую не многие могут себе позволить. Крупный рогатый скот и большинство доступных диких животных, таких как олени, сохраняются для церемониального использования.
Торговля
[ редактировать ]Южный Тепехуань занимается скромной торговлей и коммерцией. Фрукты, домашний скот, кукуруза и мескаль привозятся на мексиканские рынки для продажи или обмена. Товары для дома, такие как ткань, кухонная утварь и инструменты, приобретаются время от времени на рынках.
Разделение труда
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Разделение труда в семье по полу и возрасту в целом эгалитарно, за исключением того, что женщины Тепехуа имеют более многочисленные и разнообразные обязанности, работая как дома, так и вокруг него, а также на полях. Наряду с обычными домашними и семейными делами женщины также ткут, изготавливают гончарные изделия и корзины, доят коров и коз, участвуют в уборке кукурузы. Большую часть тяжелой работы, например, распиловку и заготовку бревен, строительство домов и подготовку полей, выполняют мужчины. Изготовление шляп, плетение корзин и изготовление веревок также обычно являются мужскими занятиями. Женщины ткут одеяла и пояса на горизонтальном ткацком станке.
Землевладение
[ редактировать ]Эхидос — это общинная собственность, созданная в соответствии с конституцией Мексики после революции 1917 года. Крупные поместья были раздроблены, и во владение вступили либо коренные жители, либо крестьяне. Соседи или заинтересованные лица могут подать заявку на членство. Членство не передается по наследству — продолжение членства зависит от места жительства и дальнейшего использования земли — но правила меняются в отношении отсутствующих друзей или родственников. Земля может оставаться в собственности семьи в течение длительного периода времени, но поскольку для большинства участков требуется длительный период пара, земля часто переходит из рук в руки между семьями.
Комунидады — это более старый тип общественной организации, встречающийся как в Дуранго, так и в Чиуауа. Членство полностью коренное, в отличие от эхидо. Члены, обычно мужчины, утверждаются для членства асамблеей, которая является руководящим органом. Иногда метисам разрешается членство в сообществе из-за смешанных браков и давней лояльности к нему. Членство в коммунидаде сохраняется и передается вдове, в отличие от членства в эхидо.
Закон о землевладении, обнародованный в 1992 году (статья 27 конституции Мексики), включает изменения, которые повлияют на будущее сельского населения и коренного населения. Коммунальные земли теперь стали сдаваться в аренду, могут быть разделены и принадлежать индивидуально, а также проданы или заложены в качестве залога для кредитов. Каждый эхидо или община сможет принимать решение среди своих членов, сохранять ли право собственности на свои земли индивидуально или коллективно. Коренные общины и эхидо, судя по всему, отдают предпочтение варианту принятия статуса общины вместо приватизации.
Родство
[ редактировать ]Сообщается, что происхождение и наследование являются патрилатеральными, за исключением случаев передачи имущества дочерям. Это может быть не так, поскольку коренная модель соседних групп является двусторонней и гендерно эгалитарной: мужчины и женщины наследуют землю на двусторонней основе, а супруги строят дома на одном или обоих участках унаследованной земли. На сообщаемую патрилатеральность и, конечно же, отчество, могут влиять доминирующий образец метисов и систематическая ошибка выборки. Родство, вероятно, считается двусторонним, то есть родственниками считаются родственники со стороны отца и матери. Нет никаких родословных, кланов, группировок или других подобных групп происхождения.
Терминология родства
[ редактировать ]Терминология родства носит описательный характер (имеет тенденцию объединять элементарные термины) с различиями, проводимыми между каждым из четырех дедушек и бабушек Эго: матерью, сестрой матери, братом матери, отцом, сестрой отца и братом отца. Эти родственники также классифицируются по возрасту и полу, но в поколении Эго кузены, братья и сестры не различаются по полу или каким-либо другим образом. За исключением поколения Эго, в котором зять и невестка обозначаются одним и тем же термином, термины родственного родства носят описательный характер. Дети Эго различаются по полу, а не по относительному возрасту. Техническое задание и условия обращения различаются. К старшему брату, например, обращаются с особым уважением. В других случаях используются испанские личные имена. На условия родства не влияет пол говорящего. Крестные родители ( падринос ) выбираются при крещении детей в церкви, но поскольку церковных венчаний и конфирмаций нет, то и других крестных родителей нет.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Эти торговые предприятия и большинство других экономических вопросов являются исключительной прерогативой мужчин. По большей части разделение труда по полу соответствует тому же принципу, что и у северного тепехуаня. Мужчины выполняют тяжелую работу в сельском и лесном хозяйстве, а женщины ведут домашнее хозяйство, ткут одежду и предметы домашнего обихода из шерсти, хлопка и волокна магуи и участвуют в сборе урожая. В очень раннем возрасте дети начинают пасти коз и крупный рогатый скот. Обмен рабочей силой происходит внутри больших семей, и для выполнения определенных задач требуется совместный труд, особенно во время общественных ритуалов.
Родство
[ редактировать ]Домохозяйство является основной единицей производства и потребления, к которому время от времени добавляются другие члены, казалось бы, расширенной патрилинейной семьи, часто локализованной в том же ранчерии, районе или деревне. Наряду с офисами и лояльностью городов и анексо существуют альянсы групп апеллидо, которые пересекают границы деревень. Это ассоциации (иногда три или четыре в деревне) людей, носящих одну и ту же испанскую фамилию. Дети одних и тех же родителей часто имеют разные фамилии. Группы апеллидо могут быть остатками оболочек нелокализованных патрилинейных кланов древности.
Брак и семья
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Ни церковь, ни государство не влияют на браки, за исключением тех случаев, когда ранчерии расположены рядом с действующими миссиями. Брак обычно заключается по обоюдному согласию и приводит к хрупкому союзу. Некоторые этнологи сообщают, что браки не устраиваются семьями, а обычно заключаются посредством обычая «ограбления» — старой латиноамериканской практики, распространенной в сельских районах Мексики, при которой жених тайно приводит невесту в дом своего отца и держит ее там. пока гнев ее семьи не утихнет. За исключением аккультурных семей, модель тепехуанцев во многом напоминает модель жизни окружающих групп: браки — это сожительство по обоюдному согласию, за которым следует социальное признание со стороны непосредственной социальной группы, и в любой момент после этого они легко разрываются любой из сторон.
Внутренний блок
[ редактировать ]Домохозяйство состоит из нуклеарной семьи, состоящей из родителей и детей, с периодическим добавлением других дальних родственников, таких как овдовевший родитель. Ранчерии, состоящие из соседних домохозяйств, могут включать родственников любого из родителей. Супруги живут с родителями мужа около года, пока жених не получает от отца землю, на которой возводится отдельное жилище. Однако идеальная модель патрилокальности часто модифицируется за счет приобретения земли у другой части эхидо или у родителей девочки.
Наследование
[ редактировать ]Некоторые этнологи считают наследование отцовским, но земля и имущество могут передаваться дочерям в отсутствие наследников мужского пола. Фактический образец, вероятно, двусторонний, что соответствует окружающим образцам аборигенов и совпадает с выбором двустороннего проживания парой после брака.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Ограничений на брак было зафиксировано немного, если таковые вообще были. Браки обычно заключаются родителями пары до того, как жениху или невесте исполнится 20 лет, а зачастую и в более молодом возрасте. Родители будущего жениха пять ночей подряд наносят торжественные визиты семье избранницы невесты, а на пятую ночь родители девушки решают, принять или отклонить предложение руки и сердца. Раньше молодожён пять месяцев работал у родственников жены. После этого пара либо переехала жить к его семье, либо завела собственное хозяйство. Это не единственный образец брака; другие варианты могут включать в себя появление жениха перед местным чиновником, называемым искаем, со связанными руками. После краткого заклинания мужчину развязывают, и пара отправляется жить в отчий дом жениха. В кратчайшие сроки супруги строят собственный дом недалеко от отцовской резиденции жениха.
Домашняя единица и наследование
[ редактировать ]Люди живут либо как нуклеарные, либо как расширенные семьи по отцовской линии, в которые добавляются члены, связанные либо по происхождению, либо по браку. Дома и частная земельная собственность обычно передаются от отца к сыну.
Социализация
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Лучший способ изобразить социально-политическую организацию тепехуанцев — это представить ее как вложенную в иерархические слои национальных, государственных, местных и культурных социополитических систем. Ситуация еще больше осложняется наличием смешанного населения тепеуанцев, тараумара и метисов, где должностные лица представляют собой доминирующую группу в любой отдельной общине. Есть представители различных агентств на национальном уровне и уровне штата, от тех, кто контролирует дела Индии, до тех, кто обслуживает дороги, и членов судебной системы штата. На местном уровне сложность организации начинается с муниципалитета. В число избранных лидеров входят президент муниципалитета и лица, отвечающие за полицейскую деятельность и другие службы. Организации по землевладению, такие как ejidos и comunidades, имеют структуру руководства и ответственность за землю и контроль над ней; Комунидад, скорее всего, будет иметь полную индийскую автономию. Эхидо управляются президентом комиссии эхидо, секретарем, казначеем и президентом наблюдательного совета (consejo de vigilancia). В состав Комунидадес входят губернатор (gobernador), вице-губернатор (segundo gobernador), вспомогательный секретарь (seer exario auxiliar) и комиссар полиции (comisario de policía). Они принимают решения на групповых собраниях (асамблеях), на которых голосуют все мужчины и некоторые женщины.
Пуэбло — это поселки, которые действуют как центры управления окружающими ранчериями. Иерархия пуэбло сочетает в себе элементы древних и колониальных ритуалов и бюрократии. Каждая гобернансия (пуэбло) избирает губернатора, его помощника сроком на два года и других должностных лиц, занимающихся полицейской деятельностью. Генерал-капитан, назначаемый губернаторами, наблюдает за всеми шестью регионами и вместе с помощником и семью юстициями является хранителем порядка и справедливости. Традиционно наказанием за серьёзные проступки была публичная порка на кладбище — очевидно, ещё один европейский обычай, перенятый испанскими миссионерами. Заседания проводятся каждое второе воскресенье, когда гобернадор созывает юстициасов для рассмотрения и разрешения жалоб. Чиновники более низкого уровня служат на более короткие сроки и выполняют церемониальные обязанности, связанные с содержанием церкви и организацией праздников. Жилые единицы, ранчерии, не имеют структуры управления. Единственный человек, обладающий квазиавторитетом и влиянием, — это местный целитель.
Некоторые города разделены на подразделы общими ссылками на «людей аррибы» (тех, кто живет вверх по течению) и «людей абахо» (тех, кто живет ниже по течению). Это разделение наиболее очевидно в лояльности и соперничестве, которые выражаются во время церемоний, популярных бегах и играх с мячом, которые происходят во время праздников, а также в сложной политической иерархии. Различия между арриба и абахо распространены во всех небольших городах Латинской Америки и не являются разделением на группы в строго этнологическом смысле; однако они могут использоваться таким образом некоторыми группами коренных народов.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Социально-политическая организация осложняется наличием порой противоречивых форм землевладения и систем, введенных в разное время испанцами и мексиканцами, которые пересекают традиционную организацию. В регионе существуют две формы общинного землевладения. Комунидад — это более древняя, коренная форма, при которой земля принадлежит по отцовской линии и передается по наследству сыновьям или вдовам. Эхидо — это форма общинной системы землевладения, предусмотренная конституцией 1917 года после Мексиканской революции. Он выделил общинные земли заявителям — будь то индейцы, метисы или все вместе — чтобы удерживать их до тех пор, пока земля используется экономно. Согласно системе эджидала, земля не подлежит официальному или юридическому наследованию, но реальная практика часто нарушает это положение. Избираемый орган должностных лиц управляет эхидо и его экономической деятельностью. Жилые единицы, расположенные на территории эхидо и коммунидадес, включают города и ранчерии.
Комунидадес управляются всенародно избранной асамблеей (собранием членов с правом голоса), которые принимают решения по представленным вопросам и выбирают второстепенных политических и экономических чиновников. В состав офицеров асамблеи входят традиционный губернатор, представители каждого анексоса и другие лица, которые действуют как помощники полиции и церкви, а также те, кто объявляет и проводит религиозные церемонии и аналогичные мероприятия. Эту группу пересекают и конфликтуют с ними офицеры-эхидали в тех случаях, когда эхидо контролирует систему землевладения. Комисарио избирается сроком на три года для ведения дел с лесозаготовительными компаниями (где есть лесопилки, эксплуатирующие лесные угодья Эхидала); другие должностные лица контролируют лесопилки, работают в лесу, следят за эксплуатацией лесов в соответствии с установленными правилами и общаются с должностными лицами Secretaría de la Reforma Agraria, федерального агентства, которое контролирует и выносит решения по вопросам, касающимся эхидос.
Традиционный гобернадор (икскай) отвечает за общественные работы, надзор за общественными работами, поддержание общественного порядка и церемонии в честь святого покровителя общины. В некоторых общинах он также отвечает за ритуал ксиотал (см. «Религия и выразительная культура»), судит мелкие преступления и семейные споры и при необходимости налагает наказания. Второй гобернадор исполняет обязанности первого в его отсутствие. Регидорес действуют как посланники губернатора. Альгуасилес отвечает за поддержание порядка и в некоторых случаях назначение наказаний (например, порки). Топиль – помощник. Должность тепортадо занимает юноша, который сопровождает губернатора во время праздников и созывает общину, ударяя в барабан. Капчину поручены дела, связанные с границами. Альферес и другие являются помощниками в общинных религиозных и политических вопросах, например, в поддержании порядка во время Страстной недели.
Религиозные праздники проводятся в дни, назначенные католической церковью (например, Страстная неделя), а также в честь дня святого покровителя. Майордомиас, офицеры в иерархии грузовой системы, отвечают за этот важный фестиваль. Все контролируют майордомо с помощниками, называемыми приостами; пасионерос сопровождает изображение святого, а фискал - это ризничий, отвечающий за изображения святых. Численность и обязанности этих должностных лиц варьируются от сообщества к сообществу. Как правило, они отвечают за соответствующее традиционное проведение церемоний, работу общественных кухонь и поддержание порядка во время ритуала.
На политическую систему накладываются системы личного влияния, муниципальные юрисдикции и должностные лица, а также политическая деятельность, связанная с национальными, государственными и муниципальными выборами. Неофициальное управление, влияние и власть также навязываются касиком, местными боссами, которые обеспечивают соблюдение своего правления посредством насилия и пыток. Муниципалитет разделен на мансаны, или куартелес, каждый из которых имеет назначенного руководителя, который может действовать как параллельный орган власти и часто заменяет традиционный ишкай. Верховный совет Тепехуана был создан, чтобы обеспечить единый голос для всего Южного Тепехуана, но, похоже, у него мало полномочий. Политические партии, такие как Мексиканская партия народа (PPM) и другие, появляются в некоторых общинах, чтобы противостоять правящей государственной партии, Институциональной революционной партии (PRI).
История
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Сегодняшняя относительная безвестность противоречит очевидно давнему и когда-то заметному присутствию Тепехуа в регионе. Тепеуан Чиуауа являются северными потомками группы аборигенов, чья обширная территория простиралась от севера Рио-Верде в Чиуауа на юг через Дуранго до современных штатов Наярит и Халиско. Архивные данные свидетельствуют о том, что на момент прибытия испанских завоевателей тепеуанцы были, вероятно, самым крупным и важным племенем в Западной Сьерра-Мадре. Примерно за полтысячелетия до Завоевания их предки охотились и собирались в пустынном регионе недалеко от границы между Аризоной и Сонорой, а затем мигрировали вместе с другими южными группами уто-ацтеков на юг, в горные районы северо-запада Мексики, где они начали полагаться на по сельскому хозяйству. [ нужна ссылка ]
После завоевания центральной части Империи ацтеков испанцы двинулись на север, занимаясь разработкой полезных ископаемых и создавая гасиенды и миссии в Сакатекасе и Дуранго. В Дуранго они нарушили единство Северного и Южного Тепехуана, уничтожив центральные группы Дуранго на север до Чиуауа. К концу шестнадцатого века несколько шахтеров, миссионеров и солдат проникли на юг Чиуауа. Францисканцы в 1560 году были первыми, кто начал сотрудничать с тепеуанцами в регионе Санта-Барбара на юге Чиуауа. Иезуиты ранее служили Тепеуану в центральном и южном Дуранго. Они вошли на северную территорию в 1610 году и начали собирать тепеуанцев в миссионерские города, а к 1708 году основали миссии в Баборигаме, Набогаме и Гуадалупе-и-Кальво. За изгнанием иезуитов в 1767 году последовала более чем столетняя изоляция. Перенапряженные францисканцы, теперь ответственные за весь регион, сохраняли скромное влияние. Иезуиты вернулись в начале двадцатого века. Тепехуанцев обычно называют «номинально католиками», учитывая, что исповедуемая религия представляет собой сочетание латиноамериканских и коренных элементов. Некоторые группы коренных народов не исповедуют какую-либо форму католицизма. Возможно, самым важным последствием отношений тепехуанцев с церковью является приобретение местных европейских растений, домашнего скота и технологий.
Сближение культур индейцев и метисов было процессом, обусловленным экономической эксплуатацией ресурсов. Первая шахта и первая гасиенда Чиуауа были основаны тридцатью испанскими семьями в 1575 году, что положило начало добыче полезных ископаемых и выпасу скота как будущим основным отраслям промышленности региона. Иногда индейцы работали на шахтах и фермах по собственному выбору, но чаще всего они были подневольными работниками или рабами. Поначалу шерстяная одежда очень привлекала чернорабочих-добровольцев, но тяжелый труд и жестокое обращение вскоре стали невыносимыми. Начиная с первого десятилетия семнадцатого века, восстания под руководством тепеуанцев привели к жестоким репрессиям со стороны испанцев. Вскоре Санта-Барбара с населением 7000 человек стала крупнейшим городом провинции Нуэва-Бискайя, даже больше, чем город Дуранго на юге. С этого форпоста подчинение северной территории продолжалось в течение следующего столетия. Весь семнадцатый век был годом восстаний на северной границе практически всех индейских групп, живших к северу от Дуранго. Испанцы отступили на защищенные аванпосты. Священники приняли мученическую смерть. Вскоре эти восстания были подавлены, и в девятнадцатом веке экспансия на север продолжилась. Были созданы шахты, новые города и президиумы, иезуиты были изгнаны, а все коренные народы, за исключением нескольких отдаленных групп, в целом были умиротворены.
За исключением нескольких поселений, таких как Баборигаме и Гуадалупе-и-Кальво, регион северного Тепеуана оставался в основном изолированным и малозаселенным, что позволяло коренным народам вести простой образ жизни, относительно спокойно ведя его. Даже в неспокойный девятнадцатый век, когда революция и независимость охватили большую часть Мексики, коренные народы остались в одиночестве из-за оккупированной Мексики. Независимость от Испании в 1821 году привела к ожесточенной борьбе в центральном правительстве, поскольку противоборствующие партии боролись за контроль. Недостаток средств означал, что солдатам на дальней северной границе не платили зарплату, и было трудно влиять на политику в таких отдаленных регионах, не предоставляя минимума услуг. Для Мексики девятнадцатый век завершился потерей более трети своей территории в пользу Соединённых Штатов. В девятнадцатом веке захватчики-апачи начали вбивать клин между людьми, живущими в высокогорной Сьерре, и культурами Пима-Альта на севере. Будучи горными жителями, северные тепеуанцы, как и тараумара, смогли защитить себя от перемещения этих налетчиков-апачей. Однако в основном они находились далеко от основных центров набегов апачей на севере Чиуауа.
Двадцатый век оказался еще менее благоприятным. Тепехуанцы оставались изолированными, за исключением последних десятилетий. В 1952 году была предпринята попытка вовлечь тепеуанцев в лоно основной культуры и экономики, когда федеральное правительство открыло Индейский координационный центр в Гуачочи, через Рио-Верде от родины тепеуанцев. Через Центр Национальный институт индейцев проводит политику ассимиляции. Он управляет различными социальными и социальными услугами, но этому препятствует удаленность региона. На юго-западе Чиуауа численность индейцев превышает численность метисов в три раза, и это соотношение увеличивалось по мере роста экономических предприятий в 1970 и 1980-х годах. Вырубка леса в этой густо засаженной деревьями местности стала особенно важной в качестве альтернативы интенсивно эксплуатируемым лесам Тараумара к северу от Рио-Верде. Лесные дороги и асфальтированное шоссе от Паррала до Гуадалупе-и-Кальво также открыли регион для негативных последствий незаконного сбора и транспортировки наркотиков. Торговцы наркотиками оказывают глубокое влияние на местные коренные народы, и многие индийцы бегут в более отдаленные регионы, чтобы вести образ жизни, связанный с охотой и собирательством.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Тепехуанцы были охотниками и собирателями, пришедшими из нынешней границы между современными штатами Сонора и Аризона, откуда родом все говорящие на тепиманском языке. [ нужна ссылка ] В своем нынешнем местоположении они находились под влиянием мезоамериканской культуры, культуры более урбанизированных народов юга, особенно в их принятии сельского хозяйства, керамики, платформенной архитектуры и религии. Ко времени прибытия испанцев в регион Дуранго в середине шестнадцатого века тепеуанцы были садоводами, которые в определенное время года дополняли свое существование охотой и собирательством.
Испанцы ввели использование волов в земледелии; разведение крупного рогатого скота, овец и коз; использование удобрений животного происхождения; и новые религиозные и политические формы и стили одежды. Испанская оккупация и контроль центральной части современного штата Дуранго, вокруг города Дуранго и непосредственно на севере, привели к расколу между Южным и Северным Тепехуаном. Хотя в ранних испанских записях нет четкого разделения двух тепеуанцев, нет реальных доказательств того, что во время завоевания они были гораздо ближе в культурном отношении, чем сейчас. Расстояния в несколько сотен километров между двумя подразделениями, возможно, было достаточно, чтобы создать существующие сейчас культурные и языковые различия. Если рассматривать их отдельно, то становится очевидным, что для возникновения такого замечательного языкового различия был необходим длительный период изоляции. Хотя обычно считается, что северный тепехуан ближе к культурному образцу индейцев Большого Юго-Запада, а южный тепеуан ближе к культурному образцу Мезоамерики, если оценивать его в целом, тепехуан выступают своего рода мостом между ними. Сегодня южный тепеуан кажется особенно близким к кора и уичоль в соседних штатах Наярит и Халиско.
По прибытии испанцы немедленно подчинили себе индейцев, заставив их работать в шахтах и на фермах, установив фактическое рабство, жестокость и изнасилования, а также конфисковав их имущество и земли. После эпохи искателей золота процесс миссионерства в Дуранго стал согласованным и интенсивным усилием в период с 1607 по 1615 год. После создания миссий и расселения индейцев в городах испанцы построили гарнизоны для защиты своих поселений и гасиенды для ведения сельского хозяйства и ухаживать за скотом. Это посягательство не было воспринято пассивно. Непрерывные беспорядки завершились кровавым восстанием 1616–1618 годов, первым крупным – и, возможно, самым разрушительным – восстанием индейцев в приграничных регионах в семнадцатом веке. Испанское поселение, которое сейчас является городом Дуранго, подверглось осаде, и шли бои при Мескитале на юге и при Канатлане на севере. К началу 1621 года умиротворение уже шло достаточно хорошо, чтобы позволить испанцам назначить сорок шесть политических чиновников тепехуа для управления индейскими общинами. Хотя спорадические восстания продолжались (набеги на испанские фермы и ранчо были обычным явлением в окрестностях Мескиталя), последующие два десятилетия рассматриваются как время решительных усилий по подавлению значительного сопротивления.
Засуха и широкомасштабные эпидемии в городах Южного Тепехуана в конце семнадцатого века сократили население и вынудили многих тепехуанцев покинуть свои родные дома и приблизиться к испанским поселениям и влияниям или дальше в южные горы. После того, как испанская колониальная администрация изгнала иезуитов в 1767 году, период относительной изоляции позволил Южному Тепехуану создать единую, самобытную культуру. Продолжающееся вторжение культуры метисов, захват земель и продолжающаяся нищета, а также изоляция в суровой стране гарантировали, что эта особая культура будет развиваться без вмешательства со стороны внешних правительственных учреждений. Самой большой угрозой культурной целостности и выживанию сегодня являются изменения в национальных законах о землевладении, эксплуатация лесов, продолжающаяся трудовая миграция и, что наиболее разрушительно, вторжение на земли Тепехуана наркобаронов, которые вводят режим принудительного труда.
доколумбовый период
[ редактировать ]Тепехуан, Аксаси и Сисимэ на западе имели общие черты, такие как
«выращивание кукурузы, бобов, тыквы, чили и хлопка вблизи рассредоточенных небольших деревень и поселений;… частые войны с сопутствующим ритуальным каннибализмом ; многобожие и идолопоклонство; присутствие шаманов или специалистов по ритуалам ( хечицерос и курандеро ); и децентрализованная политическая структура, которая опиралась на руководство старейшин в мирное время и на военных лидеров в борьбе с посторонними». [ 5 ]
За годы до восстания тепеуан перенес серию разрушительных эпидемий болезней, занесенных европейцами. Известно, что эпидемии случались в их регионе в 1594, 1601–1602, 1606–1607, 1610 и 1616–1617 годах. [ 6 ] Из-за эпидемий численность тепеуанцев и их соседей могла сократиться более чем на 80 процентов: с доколумбовой численности населения, составлявшей более 100 000 человек, до менее 20 000 человек, из которых тепеуан, возможно, составляли половину этой общей численности. [ 7 ]
Индейцы тепеуан во время войны Чичимека
[ редактировать ]Во время войны Чичимека (1550–1590) тепеуан оставался нейтральным, хотя чичимека призывали присоединиться к ним в сопротивлении испанской экспансии. Испанцам не удалось победить чичимека в военном отношении, и они ввели новую политику под названием «мир через покупку», согласно которой католические миссионеры станут основным инструментом умиротворения враждебных и полувраждебных индейцев. Индейцев должны были снабдить продовольствием и инструментами и переселить в города. Миссионеры, а не военные, возьмут на себя большую часть ответственности за интеграцию индейцев в колониальную Новую Испанию и христианское общество. [ 8 ] Акакси были первыми , и Шисиме к кому применили эту новую испанскую политику, а следующим был Тепеуан. [ 9 ]
Тепехуанское восстание
[ редактировать ]с Восстание Тепеуан 1616 по 1620 год было кровавой и в конечном итоге неудачной попыткой Тепеуана, вдохновленной мессианским лидером по имени Куаутлатас , избавить свою территорию от испанцев. [ нужна ссылка ] 16 ноября 1616 года обоз, направлявшийся в Мехико, был атакован тепеуаном недалеко от Санта-Катарина-де-Тепеуанес , небольшой деревни в восточных предгорьях Западной Сьерра-Мадре . Так началось то, что историк-иезуит Андрес Перес де Рибас назвал восстанием.
«одна из величайших вспышек беспорядков, потрясений и разрушений, которые наблюдались в Новой Испании … со времен завоевания».
Прежде чем он был завершен четыре года спустя, более 200 испанцев, 10 миссионеров, неизвестное количество индейцев, черных рабов и метисов, связанных с испанцами, и, возможно, 4000 тепеуанцев умерли, многие из которых умерли от голода и болезней, а имущество, оцененное как около миллиона песо. [ 10 ] Хотя туземцы хорошо приняли испанцев, испанцы стремились к обогащению и власти. Они считали себя высшей расой не только по цвету кожи, но и по силе своего оружия. Они поработили и поработили туземцев ради своих частных услуг. Через девятнадцать лет после основания миссии в Тепеуанесе в начале 17 века началось восстание тепеуанцев, возглавляемое жестокими и чарующими Куаутлатами , которые убили нескольких священников, а также 70 черных рабов и 200 испанцев всех возрастов и состояний. и бесчисленное множество новообращенных, которые настолько приняли свою веру, что предпочли смерть отказу от нее.
Ориентация
[ редактировать ]Одами
[ редактировать ]Северные тепехуане называют себя «одами». Хотя этимология названия «Тепехуан» до сих пор является предметом споров, это слово почти наверняка происходит от «тепетль», слова на языке науатль, означающего «гора». Северные тепехуане разбросаны по малонаселенным высокогорным лесам и каньонам в юго-западной части северного мексиканского штата Чиуауа. Южный тепехуан отделен от северного несколькими сотнями километров и обитает в суровой местности южного Дуранго.
Верхним периметром территории Северного Тепеуана является река Рио-Верде, текущая на запад в Синалоа и прорезающая глубокие ущелья в этой отдаленной части Западной Сьерра-Мадре. Средняя высота составляет около 2350 метров, но из-за сильно различающихся высот скалистая местность поразительно сурова и изолирована. Путешествие в регион с грубыми контурами и внутри него затруднено; несколько дорог обеспечивают лишь ограниченную доступность. На возвышенностях находятся покрытые соснами возвышенности, называемые местными жителями tierra templada (умеренная зона). Ниже по склону находится tierra Caliente (теплая страна), просторы каньона с более бедной почвой, покрытые кустарниками и травами.
Помимо языкового сходства и некоторого общего типа общинной организации, северный и южный тепехуань теперь заметно различаются по социокультурным признакам. Это разделение двух групп, носящих одно и то же имя и занимающих параллельное и, возможно, пороговое положение на пороге между мезоамериканской и юго-западной культурными областями, распространило загадку, которую еще предстоит прояснить окончательными исследованиями. На момент написания этой статьи эти группы, чья родина сурова и далека, остаются малоизвестными и изученными.
Демография
[ редактировать ]В настоящее время в Чиуауа проживает около 10 000 тепеуанцев. (Перепись 1990 года зафиксировала в Чиуауа 2980 говорящих на тепехуанском языке в возрасте 5 лет и старше.) Из-за трудностей с передвижением и недостаточности государственных услуг в этом бедном и изолированном регионе Мексики трудно провести точный подсчет. Как это часто бывает в других частях страны, неуловимость цифр также объясняется неуловимостью определений этнической принадлежности, относительно которой индийцы, метисы и переписчики придерживаются противоречивых взглядов. Различные аспекты принадлежности, связи и идентичности могут отрицаться, приниматься или игнорироваться как счетчиками, так и подсчитываемыми. В прошлом неопытные или неосведомленные наблюдатели, принимавшие тонкую сложность за ассимиляцию, часто искажали северных тепехуанцев как полностью метисизированных или просто смешивали их с тараумара, другой местной группой. Однако более поздние исследования установили, что они остаются отдельной культурой с отдельным языком, живущей как коренная группа, отдельная и сосуществующая с несколькими тысячами тараумара и десятками тысяч соседей-метисов.
Лингвистическая принадлежность
[ редактировать ]Тепеуанцы говорят на утто-ацтекском языке. На языках юто-ацтекской семьи говорят более широко, чем на языках пяти других основных языковых семей юго-запада США и северо-запада Мексики. Язык Северного Тепехуана наиболее близок языку Южного Тепехуана, хотя точка их расхождения лингвистами не определена. Наряду с пима и папаго (на которых говорят в Аризоне и северной Соноре), эти языки составляют тепиманскую или пиманскую группу сонорской ветви юто-ацтекской языковой семьи.
О'дам и Одам
[ редактировать ]Западная Сьерра-Мадре пересекает север Мексики с севера на юг, разделяя штат Дуранго на восточную и западную части. На крайнем юго-западе Дуранго, в нескольких сотнях километров к югу от земли Северного Тепеуана штата Чиуауа, за этим горным ущельем проживают южные тепеуанцы. Возвышенное разнообразие вершин и каньонов, оторванных от земли двумя реками, Мескиталь и Уасамота, и их притоками, передает диссонирующую красоту некоторых из самых суровых и чудесных земель Мексики. Такая местность делает возможным сообщение только по неухоженным грунтовым дорогам и тропам. Подобно северному тепехуану, члены южной группы называют себя «О'дам и Аудам («Мы, люди» или «те, кто живет в этом месте»). Название «Тепехуан» происходит от слова науатль «тепетль» (холм). Этнографические работы в этом отдаленном районе редки, и хотя они, вероятно, жили здесь около тысячи лет, тепехуане относительно неизвестны посторонним.
На территории Южного Тепехуана есть семь общин. Санта-Мария-Окотан, Сан-Франциско Окотан, Сантьяго-Тенерака и Санта-Мария-Магдалена-де-Таксикаринга находятся в муниципалитете Мескиталь, Дуранго. Сан-Бернардино-де-Мильпильяс-Чико и Сан-Франциско-де-Лахас находятся в муниципалитете Пуэбло-Нуэво, Дуранго. Дальше на юг, в муниципалитете Уахикори, Наярит, находится община Сан-Андрес-де-Мильпильяс-Гранде. Санта-Мария-Окотан была основана как эхидо. Каждая община представляет собой город, который действует как центральный политический и религиозный центр для нескольких анексо (небольших поселений) и множества ранчериас.
Демография
[ редактировать ]Небольшая часть из 1,3 миллиона человек, живущих в малонаселенном штате Дуранго, составляют индийцы — около 24 000, из которых около 16 000 — тепехуанцы. Другими коренными группами в этом районе являются уичоль и говорящие на науатле индейцы-мексиканцы. Небольшое количество тепеуанцев проживает по ту сторону границы в штатах Наярит и Сакатекас. Как и в случае с тепеуанцами Чиуауа, недальновидные предположения об ассимиляции и аккультурации часто приводили к тому, что ранние исследователи вычеркивали их из этнографического настоящего и ошибочно полагали, что жизнеспособная культура тепеуанцев в Дуранго больше не существовала. Регион плохо обслуживается федеральными агентствами и агентствами штата, а сезонное перемещение населения в поисках наемной рабочей силы является еще одним препятствием для точной оценки.
Лингвистическая принадлежность
[ редактировать ]Язык южного тепеуана, вероятно, более тесно связан с вымершим языком тепекано, на котором говорили в северной части штата Халиско, чем с тремя другими языками (северный тепеуан, его ближайший из ныне живущих родственников; пима; и папаго из Соноры и южная Аризона), которые составляют тепиманскую или пиманскую ветвь сонорского подразделения утто-ацтекской семьи. Есть как минимум два взаимопонятных диалекта. Юго-восточный тепеуан, на котором говорят в основном в муниципалитете Эль-Мескиталь, является наиболее изученным и лучше всего понятным лингвистами. Другой диалект находится в юго-западном муниципалитете Пуэбло-Нуэво.
Религия и мифология
[ редактировать ]Религиями северных и южных тепеуанцев являются тепеуанская мифология, католические , анимистические и шаманистские верования. Традиции и религия Смерть и мертвые в трех культурах тепеуана во все времена имели важное значение. Родственники наносят вред своим умершим, когда они не соблюдают религиозные правила. Когда кто-то умирает, умершему отрезают пальцы, символически надевая черную нить на шею и не видя ее, когда кладут в яму. Через год, а затем и следующий следует «забрать душу» мертвого, чтобы он перестал беспокоить живых. В порыве души собравшиеся родственники услышали, как госпожа призывает умерших поесть вместе с родственниками подношенную еду по вашему выбору, а затем приказывает уйти навсегда. В День мертвых на часах продолжают звонить колокола: на закате приносят подношения крошечной еды как детям, так и взрослым, а ночь проходит мимо церкви, где они остаются velandolos . И Северный (Одами), и Южный (О'дам и Одам) используют пейот в тепехуанской мифологии, анимистических и шаманских ритуалах.
Мифология Тепеуана
[ редактировать ]Религия тепеуанцев — многобожие . Они представляли мир населенным богами, обитавшими в идолах и цветных фетишах или резных камнях и костях. Эти духи или боги пришли из-под земли, из источников всей жизни, и поскольку они обеспечивали все, что делало жизнь тепеуанес возможной, тепеуане, в свою очередь, несли ответственность за существование богов. Богов почитали не только за их силу, но и потому, что они были дарами предков тепеуанцев. Боги также могли обеспечивать личную защиту и другие блага. Миссионеры сообщили, что тепеуане носили с собой фетиши в качестве талисманов от смерти или других средств, помогающих выполнять определенные задачи. Некоторые идолы представляли собой просто цветные камни, которые, как считалось, обладали магическими свойствами и иногда могли говорить со своими владельцами. На других были вырезаны формы черепах, птиц, орлов, львиных голов или человеческих лиц. Иезуиты описали главного идола по имени Убумарай, который стоял на холме над тепеуанским городом под названием Убумариано, переименованным в Санта-Каталина-де-Тепеуанес иезуитов. Он был высотой в пять ладоней (семнадцать футов) и представлял собой человеческую голову, покоившуюся на каменном столбе или колонне. Тепеуане приносили ему в жертву стрелы, глиняные горшки, кости животных, фрукты и цветы. Эта практика намекает на двухуровневый пантеон: один состоит из деталей сообщества (аналогично широкому горизонту верований и практик, предложенному Нэнси Фаррис для майя до завоевания), а второй состоит из множества личных богов в форме чар и фетишей, которые могли оказать человеку помощь и защиту. Николас де Арная выделил семь богов, почитаемых тепеуанесами, все из которых указывают на возможную связь с мезоамериканскими божествами:
- Создатель и защитник народа тепеуан (Убумари)
- бог ветра ( Эхекатль )
- бог огня ( Шиутекутли ), также называемый «старым богом», один из самых древних в меданерическом пантеоне
- бог дождя или воды и бог града ( Тлалок и связанные с ним боги)
- бог киловатт ( Центеотль , бог кукурузы и земледелия)
- «боги, нуждающиеся в питании кровью Солнца» ( Тонатиу , а позднее Уицилопочтли ).
Анимизм
[ редактировать ]Одами анимисты , в отличие от южных тепеуанцев, которые в основном католики. Анимизм — одна из первоначальных религий тепеуанцев, следующая за шаманизмом и мифологией тепеуанцев. Одами просят духов о хорошем урожае и защите всего народа Одами. У Одами и Рарамури есть общие ритуалы пения и танцев, чтобы доставить удовольствие духам. Самые популярные духи соседствуют с такими фигурами, как Бог-Олень, Горные духи, Утренняя звезда и культурный герой, напоминающий Кецалькоатля из ацтекского мифа.
Шаманизм
[ редактировать ]Среди народов Одами и О'дам (более известных посторонним как Северный Тепехуан и Южный Тепехуан) процесс инициации включает в себя обучение новичков двум основным навыкам: тому, как делать и использовать свои ритуальные принадлежности и как «хорошо мечтать». Первый состоит в основном из набора различных видов стрел, которые представляют собой божества, предков и самих шаманов в ритуальном контексте и представляют собой мощные магические инструменты. Последнее относится к способности сознательно и намеренно вмешиваться в сферу сновидений, поскольку шаманские онейрические переживания имеют длительные последствия в бодрствующей жизни. Поскольку терапевтические процессы, применяемые Одам манкагим, реализуются в сфере сновидений, они составляют одну из наиболее важных арен действия шаманского целительства.
католицизм
[ редактировать ]Католиков обслуживает постоянный священник в Сан-Бернардино, который также обслуживает прилегающие районы. Другие общины обслуживаются приезжими миссионерами, которые приезжают до пасхального воскресенья и остаются там на несколько недель. Архиепископ ежегодно приезжает из Дуранго, чтобы крестить и конфирмовать детей. Никакие другие священники или представители протестантских религий не миссионерствуют и не посещают этот регион.
Язык
[ редактировать ]Языки тепеуан , включающие северный тепеуанский , юго-восточный тепеуанский и юго-западный тепеуанский языки , являются частью утто-ацтекской языковой семьи и родственны пима баджо и тохоно о'одхам . [ 2 ]
Известный Тепечуан
[ редактировать ]- Кристина Ви - актриса озвучивания и режиссер
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Тепехуань, юго-восток». Этнолог. Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Тепехуань, Северный». Этнолог. Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Грейди, 17-183.
- ^ "Тепехуан". Родные языки. По состоянию на 13 февраля 2011 г.
- ^ Шредер, Сьюзен, Местное сопротивление и колониальный мир в Новой Испании . Линкольн: Университет Неб Пресс, 1996, стр. 4
- ^ Шмаль, Джон П. «История коренных народов Дуранго». http://www.houstoncultural.org/mexico/durango.html ; Дидс, Сьюзен М. Вызов и уважение на колониальном севере Мексики . Остин: Университет Техаса, 1003, стр. 16.
- ^ Рефф, Дэниел Т. «Затруднительное положение культуры» и отчеты испанских миссионеров о восстаниях Тепехуана и Пуэбло». Этноистория 42:1 (зима 1995 г.), с. 70; Шредер, с. 8
- ^ Филип В. Пауэлл, Солдаты, индейцы и серебро: продвижение Новой Испании на север, 1550–1600 , Беркли: University of California Press, 1952.
- ^ Грейди, Шарлотта М., Тепехуанское восстание 1616 года. Солт-Лейк-Сити: U of UT Press, 2000, стр. 32
- ^ Грейди, с. 1
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дела, Сьюзен. Неповиновение и уважение на колониальном севере Мексики: индейцы под властью Испании в Нуэва-Бискайя . (2003) Техасский университет Press, Остин, Техас. ISBN 0-292-70551-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]