Jump to content

Рарамури

(Перенаправлено с народа тараумара )

Тараумара
Рарамури
Двое мужчин тараумара сфотографированы в Туарипе, Чиуауа, в 1892 году Карлом Лумгольцем.
Общая численность населения
Неизвестно: оценки различаются
Регионы со значительной численностью населения
Мексика ( Чиуауа , Дуранго , Сонора )
Языки
Тараумара , испанский
Религия
Анимизм , пейотизм и католицизм
Родственные этнические группы
Сума , Гуарихио , Уичоль , Тепеуан , Майо , Яки

Рарамури проживающих или тараумара — группа коренных народов Америки, в штате Чиуауа в Мексике. Они известны своей формой молитвы, которая включает в себя бег в течение длительных периодов времени. [ 1 ]

Первоначально жители большей части Чиуауа, рарамури отступили в высокие горы и каньоны, такие как Медный каньон в Западной Сьерра-Мадре, после прибытия испанских колонизаторов в 16 веке. [ 2 ] Район Западной Сьерра-Мадре, где они сейчас обитают, часто называют Сьерра-Тараумара из-за их присутствия.

По оценкам, население Рарамури в 2006 году составляло от 50 000 до 70 000 человек. Большинство из них по-прежнему ведут традиционный образ жизни, в том числе населяя естественные убежища (пещеры или выступы скал). Основными культурами являются кукуруза и бобы ; однако многие из рарамури до сих пор практикуют отгонное животноводство , выращивая крупный рогатый скот , овец и коз. Почти все рарамури мигрируют из одного места в другое в течение года.

Язык рарамури принадлежит к юто-ацтекской семье. Хотя он находится в упадке под давлением испанского языка, на нем все еще широко говорят. На языке рарамури эндонимический термин рарамури относится конкретно к мужчинам; женщин называют муки (индивидуально) и омуги или игомале (вместе).

Считается, что рарамури произошли от народа культуры Моголлон . [ 3 ] Рарамури отразили нападение и так и не были завоеваны испанскими конкистадорами или полностью обращены миссионерами-иезуитами. Когда испанцы прибыли в 1500-е годы, они назвали этих коренных жителей «тараумара». [ 4 ] К началу 17 века испанцы основали рудники на территории Тараумара и совершили несколько набегов рабов, чтобы получить рабочих для рудников. Иезуит Хуан Фонте основал миссию Сан-Пабло Бальеса в южной части территории Тараумара, расширив миссионерскую работу с тепеуанцами на юг. Яростное сопротивление тепеуанцев испанскому вторжению во время восстания тепеуанцев 1616 года привело к гибели Фонте и семи других миссионеров-иезуитов, что привело к закрытию миссии более чем на десять лет. [ 5 ] [ 6 ]

Открытие рудников Паррала, штат Чиуауа , в 1631 году увеличило испанское присутствие на землях тараумара, что привело к увеличению количества набегов рабов и миссионеров-иезуитов. Миссии были созданы в Лас-Бокасе, Уэхотитане , Сан-Фелипе и Сатево . [ 7 ] В 1648 году тараумара вели войну против испанцев. Они собрались в Фариаиче , а затем разрушили миссию Сан-Франциско де Борха . Двое лидеров этой атаки были схвачены испанцами и казнены. Вскоре после этого испанцы основали Виллу де Агилар в самом сердце страны Верхняя Тараумара.

С тех пор тараумара разделились на две группы. Члены миссий низшего уровня продолжали переходить к общему католическому населению и в значительной степени утратили свою племенную идентичность. Жители верхних районов вступили в войну под предводительством Тепораки и других, изгнав иезуитов и испанских поселенцев из этого района. Иезуиты вернулись в 1670-х годах и в конечном итоге крестили тысячи тараумара, но эти люди сохранили отдельную идентичность. Тепорака был казнен испанцами в 1690 году. [ 8 ] С 1696 по 1698 год тараумара снова вели войну против испанцев, но потерпели поражение. Важный отчет иезуитов 1691 года касался сопротивления тараумара евангелизации, Historia de la tercera rebelión tarahumara . [ 9 ] [ 10 ]

К 1753 году иезуиты передали нижние миссии Тараумара светским священникам, а в 1767 году иезуиты были изгнаны с испанских территорий. Большинство миссий в стране Тараумара прекратили работу [ 11 ] или были переданы францисканцам . Несмотря на самоотверженные и восторженные усилия, францисканцы не смогли сравниться с подвигами иезуитов, и миссии сократились. Иезуиты восстановили миссии в начале 20 века.

Культура

[ редактировать ]

Спортивные навыки

[ редактировать ]

Само слово тараумара, Рарамури , означает «бегуны пешком» или «те, кто быстро бегает» на их родном языке, согласно некоторым ранним этнографам, таким как норвежец Карл Лумгольц , хотя эта интерпретация не была полностью согласована. Имея широко рассредоточенные поселения, эти люди развили традицию бега на длинные дистанции до 200 миль (320 км) за одну сессию в течение двух дней по своей родине, суровой стране каньонов, для междеревенской связи, транспорта и охота. [ 12 ]

Использование тараумара хуарачей , их традиционной формы сандалий, во время бега было предметом научных исследований. [ 13 ] [ 14 ] и публицистический дискурс. [ 15 ] [ 16 ] В своей книге «Рожденный бегать » автор Кристофер Макдугалл приводит доводы в пользу гипотезы бега на выносливость и бега босиком , основываясь на своем времени с народом тараумара и их беге в хуараче. [ 17 ] Сандалии Тараумара стали синонимом во многих минималистских беговых кругах США, и многие компании начали с того, как книга Макдугалла популяризировала этот стиль. [ 18 ]

Традиция бега на длинные дистанции также имеет церемониальный и соревновательный аспекты. Часто мужчины пинают деревянные мячи во время бега в «метании ногами», рараджипари , соревнованиях, а женщины используют палку и обруч. Гонки в метаниях ног представляют собой эстафеты, в которых бегуны бьют мячи и передают их следующему бегуну, в то время как товарищи по команде бегут вперед к следующей точке эстафеты. Эти гонки могут длиться от нескольких часов до пары дней без перерыва. [ 19 ]

Тараумара обычно охотятся с луком и стрелами, но также известны своей способностью догонять оленей и диких индеек. Антрополог Джонатан Ф. Кассель описывает охотничьи способности тараумара: «Тараумара буквально забивают птиц до смерти в ходе так называемой настойчивой охоты . Вынужденная совершить серию быстрых взлетов без достаточных периодов отдыха между ними, тяжелая птица нет сил улететь или убежать от охотника-тараумара». [ 20 ]

Религиозные верования

[ редактировать ]

Религия Рарамури представляет собой смесь обычаев коренных народов и римского католицизма . В конце 1600-х и начале 1700-х годов действовала активная миссионерская деятельность иезуитов, которая встретила сопротивление. Позже, когда орден иезуитов был изгнан, Рарамури получили свободу интерпретировать, изменять, поддерживать или пропагандировать католические верования, символы и обычаи с минимальным вмешательством извне. [ 21 ]

Хотя местные религиозные элементы сохранены, существуют испанские католические ритуальные элементы, демонстрирующие «истинную интеграцию с жизненно важными культурными интересами». [ 22 ] Наиболее важными существами являются: Бог ( Риози ), жена Бога, которая представляет собой преобразованную христианскую Деву Марию. [ нужна ссылка ] , и дьявол ( Риабло) . Риози Считается, что - это коренное божество Оноруаме («Великий Отец»), а Дева Мария - Иеруаме («Великая Мать»). Коренные аналоги Отца-Солнца и Матери-Луны пересекаются соответственно с этими концепциями Бога и жены Бога.

Другой вариант, о котором сообщается, заключается в том, что у Бога есть жена, которая живет с ним на небесах, вместе с их сыновьями, так называемыми сукристо (от испанского Jesucristo ) и их дочерьми, Санти . Эти существа имеют прямую связь с физическим миром через католическую иконографию, распятия и медальоны святых соответственно.

Хотя Риабло поддерживает дьявола, Рарамури не верят в существо, которое полностью воплощает Зло. [ 21 ] Вместо этого он запятнан своими связями с Чабочи (не Рарамури). Говорят, что Дьявол иногда сотрудничает с Богом, чтобы организовать соответствующие наказания, и его можно умилостивить посредством жертвоприношений. В некоторых случаях Дьявола можно убедить действовать как доброжелательная сущность.

Некоторые религиозные практики Рарамури имеют смысл конемы (т. е. кормления Бога), преобладает чувство возвращения Богу немного из того, что он дал.

Некоторые тараумары придерживаются убеждения, что загробная жизнь является зеркальным отражением мира смертных и что добрые дела следует совершать не ради духовного вознаграждения, а ради улучшения жизни на земле.

Рарамури, как и другие уто-ацтекские племена, разделяют почитание пейота . [ 23 ]

Флейта в стиле тараумара, собранная Ричардом В. Пейном, из коллекции Клинта Госса.

Музыка и танцы глубоко интегрированы в социальную жизнь тараумара. Классический пианист Ромейн Уилер пишет, что «Музыка освящает момент жизни всех Тараумара» и «Все наши действия имеют музыкальное значение». [ 24 ] В конце годового цикла Тараумара играют на скрипках, которые искусно вырезаны, но не покрыты лаком. Мелодии известны как пьесы матачин и исполняются танцорами, богато одетыми в яркие одежды, напоминающие североафриканские одежды, и сопровождаются погремушками ( саурака ). Во время Великого поста играют на трехдырчатых флейтах из речного тростника и на барабанах. [ 25 ]

Традиционные платья рарамури выставлены в Музее популярного искусства в Мехико:

Основными культурами тараумара являются кукуруза, фасоль, зелень, тыква и табак. Чили, картофель, помидоры и сладкий картофель появляются в мексиканизированных регионах. Кукурузу сажают в феврале и марте с использованием быков, которых часто дают взаймы, поскольку они есть не у каждого. Кукуруза начинает цвести в августе; к ноябрю его собирают, готовят или хранят. [ 26 ] Распространенными блюдами из кукурузы являются пиноле , лепешки , атоле , тамалес , а также вареные и жареные початки. [ 27 ] Бобы являются одним из основных богатых белком продуктов тараумара, и их обычно подают жареными после варки. Тамале и бобы — обычная еда, которую тараумара берут с собой в путешествия. Пшеница и фрукты были завезены миссионерами и являются второстепенным источником питания. Фрукты, выращиваемые тараумара, включают яблоки, абрикосы, инжир и апельсины.

Тараумара также едят мясо, но оно составляет менее 5% их рациона. Большую часть мяса, которое они потребляют, составляют рыба, курица и белки. [ 28 ] В церемониальных случаях домашних животных, таких как коровы, овцы и козы, убивают и едят. Тараумара практикуют настойчивую охоту на оленей и диких индеек, преследуя их в устойчивом темпе в течение одного или двух дней, пока животное не упадет от изнеможения. [ 29 ]

По словам Уильяма Коннорса, исследователя-диетолога, было обнаружено, что их традиционная диета связана с низким уровнем заболеваемости такими заболеваниями, как диабет 2 типа. Однако состояние здоровья тараумара меняется в регионах, где обработанные товары начали заменять их традиционные продукты питания. [ 30 ]

Фестивали Тесгуино и Тесгуинадас

[ редактировать ]

Тесгуино — это ферментированный напиток, который круглый год готовят из проросшей кукурузы. Иногда его также готовят из еще зеленых стеблей, плодов некоторых кактусов, кустарников, пшеницы и деревьев, когда кукурузы мало. Процесс начинается с соложения кукурузы и ее раскладывания в неглубокой корзине, покрытой сосновыми иголками, каждый день в течение четырех или пяти дней. Его сохраняют влажным до тех пор, пока кукуруза не прорастет, а к этому моменту крахмал в кукурузе превратится в более мелкие сахара. Затем его растирают и варят восемь часов. Различные травы измельчают и смешивают с водой до состояния пасты, которую затем ферментируют на огне в течение ночи. Затем пасту соединяют с кукурузной жидкостью и ферментируют еще три-четыре дня. Употребление алкогольного напитка обычно происходит вскоре после его приготовления, поскольку тесгуино может испортиться в течение 24 часов. [ 31 ] [ 32 ]

Собрания для торжеств, гонок и религиозных церемоний часто проводятся в рамках тесгинадаса, пивного фестиваля в стиле тараумара. Эти собрания происходят круглый год, но большинство из них происходят зимой и представляют собой общественные мероприятия между соседними народами тараумара. [ 33 ] Мероприятия в Тесгуинаде включают праздники дождя, церемонии сбора урожая, праздники исцеления, Гуадалупе праздник , Страстную неделю , скачки и воскресные собрания. Некоторые из этих событий происходят во время и после совместной деятельности, например, когда соседи помогают семьям друг друга обрабатывать поля или строят большие постройки, такие как зернохранилища, дома и загоны. Церемонии сбора урожая и дождя проводятся в сельскохозяйственные месяцы, чтобы обеспечить хороший урожайный сезон. Для этих мероприятий также требуется шаман, курандеро или певец. Работа шамана и курандеро чисто религиозная, поскольку курандеро призван диагностировать и лечить больных общины, а певцы руководят тесгуинадами песнопениями и ритмами, сопровождающими церемонии. [ 34 ]

Тесгуинадас - важный аспект культуры тараумара, поскольку зачастую это единственное время, когда мужчины вступают в половой акт со своими женами. Они действуют как социальная смазка , поскольку тараумара очень застенчивы и замкнуты. Антрополог Джон Кеннеди описывает институт тесгуинада как важную социальную структуру культуры тараумара, которую он называет « сетью тесгуино ». Он также заявляет, что «средний тараумара проводит не менее 100 дней в году, непосредственно занимаясь тесгуино, и большую часть этого времени находится под его влиянием или последствиями». [ 35 ]

Религиозная роль тесгуино — очень важный аспект тесгуинады. Прежде чем выпить оллу тесгуино , необходимо посвятить ее Оноруаме. Во время церемонии исцеления олла должна лежать перед крестом, пока церемония не закончится. В 14 лет мальчику впервые разрешают выпить тесгуино после короткой проповеди о его мужских обязанностях. Эти ритуалы иногда могут длиться до 48 часов. Тесгуинады обычно сопровождаются танцами и игрой на скрипках, флейтах, барабанах и гитарах. [ 36 ]

Известный Рарамури

[ редактировать ]

Факторы окружающей среды

[ редактировать ]
Мужчина-тараумара собирает дрова

Лесозаготовка ведется с конца 1800-х годов, когда появились первые лесорубы. Позднее либерализация законодательства в 1990-е годы привела к истощению ресурсов. [ 38 ] В 1995 году было объявлено, что «после ста лет вырубки осталось только два процента (300 000 акров; 120 000 га) этих уникальных лесов», в результате чего осталась одна из самых биологически разнообразных экосистем в Северной Америке, содержащая сотни лекарственных растений, дуба. и виды сосны, находящиеся под угрозой исчезновения. [ 38 ] Мексиканская комиссия солидарности и защиты прав человека в 2000 году подготовила отчет, в котором отмечалось отсутствие исследований правительства о том, как производство пиломатериалов влияет на экосистему. Аналогичным образом, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) стимулировало иностранные инвестиции, что привело к приватизации общинных земель и рыночным механизмам экологического регулирования. [ 38 ]

В январе 2017 года Исидро Бальденегро Лопес (лауреат Экологической премии Голдмана в 2005 году ), лидер общины тараумара, был застрелен в Мексике. Балденегро провел большую часть своей жизни, защищая древние леса региона Сьерра-Мадре от разрушительных последствий вырубки леса.

Засуха также затрагивает регион в течение десяти лет и усилилась в последние годы. 2011 год был самым засушливым годом в Мексике за всю историю наблюдений: выпало всего 12 дюймов (300 мм) дождя по сравнению со средним историческим показателем в 21 дюйм (530 мм). [ 39 ] Наиболее сильно пострадал регион Сьерра-Мадре. Сельскохозяйственные потери в Чиуауа оцениваются в 25 миллионов долларов; Из-за растущей нехватки осадков в регионе уже погибло 180 000 голов крупного рогатого скота. [ 38 ]

Из-за нехватки воды были уничтожены посевы и распространился голод. В сочетании с низкими температурами холодного фронта условия жизни рарамури стали плохими. Их зависимость от окружающей среды ухудшает ситуацию, поскольку у них нет возможностей трудоустройства для получения дохода в несельскохозяйственной деятельности. [ 40 ] Более того, усиление контактов с внешним миром может нанести ущерб, поскольку создает зависимость. Эти коренные народы сталкиваются с крайней нищетой, о чем свидетельствует Мексиканский индекс человеческого развития (ИЧР), который в Сьерра-Мадре является самым низким в стране: на 49,1% ниже среднего показателя по стране. [ 41 ] Альберто Эррера, мексиканский директор Amnesty International, заявил, что коренные народы в его стране пережили «постоянную дискриминацию, изоляцию и маргинализацию». [ 42 ]

Горное дело

[ редактировать ]

Добыча полезных ископаемых датируется 950 годом нашей эры во времена цивилизаций тольтеков и майя . [ 43 ] Со времени испанского завоевания тысячи тонн ртути и свинца были выброшены в горнодобывающий пояс Мексики, который простирается от Оахаки до Соноры на северо-западе. Часть этого пояса Сьерра-Мадре является одним из самых богатых в мире районов добычи золота и серебра. [ 44 ] Георгиус Агрикола упомянул в 1556 году, что добыча полезных ископаемых привела к вырубке лесов , исчезновению дикой природы и загрязнению водораздела. [ 45 ] Большие площади были вырублены для разработки месторождений металлов. Реформы 1990-х годов разрешили иностранную собственность и привели к возобновлению работы шахт и увеличению добычи. По данным Секретаря экономики, в 2006 году 204 горнодобывающие компании с прямыми иностранными инвестициями реализовали 310 текущих проектов в Мексике. В 2010 году добыча полезных ископаемых в Мексике достигла высокого уровня: здесь добывалось 19% мирового производства серебра, а горнодобывающий пояс был самый продуктивный район мира, каким он был исторически. [ 46 ] Воздействие на окружающую среду является драматичным, что приводит к изменению ландшафта и распространению тяжелых металлов.

Эффект наркотического насилия

[ редактировать ]

Насилие, связанное с наркотиками , выращивание наркотиков и торговля в этом регионе повлияли на образ жизни Рарамури, учитывая близость людей и Сьерра-Мадре, одного из самых продуктивных регионов выращивания наркотиков на Земле. Вырубка леса не только контролируется правительством Мексики, но также незаконно практикуется лесорубами и наркобаронами, которые используют леса для выращивания марихуаны или опиума или в качестве места для своей деятельности. Наркокартели обычно связаны с лесозаготовительными компаниями, которые отмывают деньги, полученные от торговли наркотиками. [ 47 ] Наркоторговля тяжелым бременем ложится на тараумара, поскольку наркобароны заставляют фермеров выращивать наркотики вместо собственного урожая. [ 48 ] Картели воспользовались репутацией тараумара как бегунов на длинные дистанции, заставляя их переправлять нелегальные наркотики в Соединенные Штаты. [ 49 ]

Принудительное перемещение

[ редактировать ]
Две женщины Рарамури (одна с грудным ребенком) на озере Арареко недалеко от Крила, Чиуауа . Женщины тараумара носят традиционную яркую одежду, которой они знамениты. Эти женщины изготавливают и продают изделия ручной работы на озере.

Условия насилия, в которых они живут, вынуждают население Рарамури бежать из мест своего происхождения, часто подвергаясь запугиванию со стороны преступных группировок и горнодобывающих компаний, как мексиканских, так и иностранных.

Отдаленная местность Сьерра-Мадре издавна служила убежищем тараумара. Однако дороги и туризм расширились, принося возможности одним и проблемы другим. По иронии судьбы, сами Рарамури редко стремились к такой известности. [ 50 ] В 1800-х годах были предприняты попытки построить железную дорогу. В настоящее время эта линия используется поездом Чиуауа-Пацифико или Эль-Чепе для перевозки туристов, соблазненных ложными представлениями об этом районе как о чистом и нетронутом, к местам осмотра достопримечательностей. [ 51 ] Он останавливается возле многих деревень тараумара, привлекая посетителей, ожидающих увидеть «первобытных туземцев» (легенда о тараумара). Наряду с новыми автомобильными дорогами, построенные в этом районе железные дороги способствовали развитию лесозаготовок и туризма, что ускорило темпы модернизации среди рарамури. [ 52 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Приди, Майкл (1 июня 2021 г.). «Рецензия на книгу: Упражнения: наука о физической активности, отдыхе и здоровье профессора Дэниела Либермана» . Новости физиологии . дои : 10.36866/122.12 .
  2. ^ Пеннингтон, Кэмпбелл В. (1963) Тараумары Мексики, их окружающая среда и материальная культура . Университет Юты Пресс.
  3. ^ «Тараумара» (PDF) . lebaronsprimitives.com . Музей Хаббарда американского Запада Руидосо Даунс . Проверено 23 сентября 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ «Мексиканская вырубка лесов в Сьерра-Мадре» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2012 года . Проверено 15 марта 2012 г.
  5. ^ Уильям Дирк Рат (1996). Сьерра-Тараумара в Мексике: фотоистория жителей окраин Университет Оклахомы Пресс. стр. 100-1 56–57. ISBN  978-0-8061-2815-3 .
  6. ^ Питер М. Данн (1991). «Томас де Гвадалахара, миссионер Тарумареса» . В Чарльзе В. Полцере (ред.). Иезуитские миссии Северной Мексики . Тейлор и Фрэнсис. п. 232. ИСБН  978-0-8240-2096-5 .
  7. ^ Спайсер , стр. 25–29.
  8. ^ Спайсер , стр. 30–33.
  9. ^ Томас де Гвадалахара (?), История третьего восстания тараумара . Роберто Рамос, изд. Чихуахуа 1950 года.
  10. ^ Дж. Бенедикт Уоррен, «Вводный обзор светских сочинений в европейской традиции о колониальной Средней Америке, 1503-1818», запись 107. «Иезуитские миссии на северо-западе Мексики» в Справочнике индейцев Средней Америки, том 13, Путеводитель по этноисторическим Источники . Говард Ф. Клайн, редактор тома Остин: Техасский университет, 1973, стр. 95.
  11. ^ Спайсер , стр. 37.
  12. ^ Иригойен, Фруктуозо и Мануэль Пальма, Хесус (1995). Рараджипари, гонка по кикболу индейцев тараумара . Пресса.
  13. ^ Рикс, Джеффри А.; Галло, Роберт А.; Сильвис, Мэтью Л. (2012). «Дебаты о босиках: может ли минималистская обувь уменьшить риск бега…: текущие отчеты спортивной медицины» . Текущие отчеты спортивной медицины . 11 (3): 160–165. дои : 10.1249/JSR.0b013e31825640a6 . ПМИД   22580495 . S2CID   13254054 .
  14. ^ Либерман, Дэниел Э. (1 июня 2014 г.). «Вариации типа удара среди индейцев тараумара в минимальных сандалиях по сравнению с обычными кроссовками» . Журнал спорта и науки о здоровье . Специальный выпуск «Бег босиком и в минимальной обуви». 3 (2): 86–94. дои : 10.1016/j.jshs.2014.03.009 .
  15. ^ «Исследование: беговая форма индейцев тараумара» . Мир бегуна . 12 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 г. . Проверено 23 ноября 2015 г.
  16. ^ «Как бегать с идеальной формой, как в племени тараумара» . Бионер . 16 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
  17. ^ Паркер-Поуп, Тара (26 октября 2009 г.). «Человеческое тело создано для расстояния» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2015 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
  18. ^ «Минималистский бег – это не так просто, как снять обувь. Как бегать естественно и безопасно» . Журнал Покипси . 31 августа 2021 г. Проверено 17 марта 2022 г.
  19. ^ Либерман, Дэниел; Махаффи, Микки; Кубезаре Кимаре, Сильвино; Холовка, Николас; Уоллес, Ян; Баггиш, Аарон (июнь 2020 г.). «Бег в культуре Тараумара (Рарамури)» . Современная антропология . 61 (3): 356–379. дои : 10.1086/708810 . S2CID   219067151 .
  20. ^ Кассель, Джонатан (1969). Индейцы тараумара . США: Компания Нейлор. п. 96.
  21. ^ Перейти обратно: а б Арриета, Оливия (1 января 1992 г.). «Религия и ритуалы индейцев тараумара в Северной Мексике: поддержание культурной автономии посредством сопротивления и трансформации колонизирующих символов». Обзор Wíčazo Ša . 8 (2): 11–23. дои : 10.2307/1408992 . JSTOR   1408992 .
  22. ^ Зингг, Роберт М. (1 января 1942 г.). «Подлинные и ложные ценности в культуре тараумара». Американский антрополог . 44 (1): 78–92. дои : 10.1525/aa.1942.44.1.02a00080 . JSTOR   662830 .
  23. ^ Энтони Кейлс; Честер М. Пирс; Милтон Гринблатт (29 апреля 1992 г.). Мозаика современной психиатрии в перспективе . Спрингер Нью-Йорк. стр. 121–129. ISBN  978-0-387-97760-7 .
  24. ^ Ромейн Уилер (1993). Жизнь глазами тараумара . Редакционный Камино. п. 161.
  25. ^ Клинт Госс (2011). «Флейты Тараумара» . Флутопедия . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 15 января 2012 г.
  26. ^ Беннетт, Венделл (1935). Тараумара: индейское племя северной Мексики . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  27. ^ Фонтана , с. 51
  28. ^ Фонтана , с. 60
  29. ^ Балке, Бруно (1965). «Антропологические и физиологические наблюдения за бегунами на выносливость тараумара». Американский журнал физической антропологии . 23 (3): 293–301. дои : 10.1002/ajpa.1330230317 . ПМИД   5861226 .
  30. ^ Либерман, Дэниел Э.; Махаффи, Микки; Кубезаре Кимаре, Сильвино; Холовка, Николас Б.; Уоллес, Ян Дж.; Баггиш, Аарон Л. (1 июня 2020 г.). «Культура бега в Тараумаре (Рарамури): упорная охота, бег, танцы, работа и заблуждение спортивного дикаря» . Современная антропология . 61 (3): 356–379. дои : 10.1086/708810 . ISSN   0011-3204 . S2CID   219067151 .
  31. ^ Фонтана , с. 54
  32. ^ Нитхаммер, Кэролин (1974). Еда и знания американских индейцев . Нью-Йорк: Компания Simon & Schuster Macmillan. п. 145. ИСБН  0-02-010000-0 .
  33. ^ Фрид, Джейкоб (1951). Идеальные нормы и социальный контроль в обществе тараумара . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. п. 93.
  34. ^ Фонтана , с. 57
  35. ^ Кеннеди, Джон (1978). Тараумара Сьерра-Мадре: пиво, экология и социальная организация . Арлингтон-Хайтс, Иллинойс: Издательская корпорация AHM. п. 111.
  36. ^ Кеннеди, Джон (1978). Тараумара Сьерра-Мадре: пиво, экология и социальная организация . Арлингтон-Хайтс, Иллинойс: Издательская корпорация AHM. стр. 115–116.
  37. ^ «Бойцы» . Акции Golden Boy. Архивировано из оригинала 30 июля 2010 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Лесная промышленность в Сьерра-Мадре штата Чиуауа: социальные, экономические и экологические последствия. Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine . De los Derechos Humanos, AC Chihuahua, Мексика и Техасский центр политических исследований (2000), стр. 5–6.
  39. ^ «Северная Мексика погибает из-за самой сильной засухи за всю историю наблюдений» . Одесса Американ Онлайн . Ассошиэйтед Пресс. 2 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2011 года . Проверено 4 января 2023 г.
  40. Засуха и голод: взгляд на Тараумара. Архивировано 9 ноября 2012 года в Wayback Machine . Текглобалист . 3 марта 2012 г.
  41. ^ Кризис в Тараумаре: Что, как и почему происходит продовольственный кризис в Тараумаре? Архивировано 24 июня 2013 года в Wayback Machine . Oxfammexico.org. Проверено 22 августа 2014 г.
  42. ^ Виар, Асела. Туземцы, пострадавшие от самой сильной засухи в Мексике за 7 десятилетий. Архивировано 6 марта 2014 года в Wayback Machine . Laht.com. Проверено 22 августа 2014 г.
  43. ^ Вассер, Трей (12 марта 2007 г.). «Младшие горнодобывающие компании: сокровища Сьерра-Мадре» . ищуalpha.com . В поисках Альфа. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 года . Проверено 4 января 2023 г.
  44. ^ «UC Resources – финансовые, коммерческие и экономические прогнозы для инвестиций и бизнеса» . Архивировано из оригинала 12 мая 2012 года . Проверено 5 мая 2012 г. Проверено 21 мая 2012 г.
  45. ^ Студницки-Гизберт, Давикен (2009) Истощение Сьерра-Мадре: долгосрочные тенденции воздействия горнодобывающей промышленности на окружающую среду в Мексике. Проект переосмысления регулирования добывающей промышленности, лишения собственности и новых претензий. Архивировано 22 декабря 2014 г. в Wayback Machine . Йоркский университет. стр. 1, 5
  46. ^ Сегодняшняя добыча полезных ископаемых в Мексике. Архивировано 4 мая 2012 года в Wayback Machine . Firstmajestic.com. Проверено 22 августа 2014 г.
  47. ^ Бидл, Кристиан (15 июля 2010 г.). «Уничтожение наркотиков в Мексике, часть II» . Тихоокеанский стандарт . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 4 января 2023 г.
  48. ^ Лосось, Энрике. Незаконный оборот наркотиков в Сьерра-Тараумара. Архивировано 25 сентября 2012 года в Wayback Machine . Culturesurvival.org. Проверено 22 августа 2014 г.
  49. ^ Голдберг, Райан (25 июля 2017 г.). «Торговец наркотиками» . Техасский ежемесячник . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года . Проверено 28 июля 2017 г.
  50. ^ Леви, Джером М. (февраль 1999 г.). «Скрытые записи среди рарамури: культура, сопротивление и межэтнические отношения в Северной Мексике». Американский этнолог . 26 (1): 90–113. дои : 10.1525/ae.1999.26.1.90 . JSTOR   647500 .
  51. ^ «Люди тараумара - журнал National Geographic» . Нэшнл Географик . 17 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2012 г. Проверено 21 мая 2012 г.
  52. ^ Уэст, Роберт (1 января 1980 г.). «Обзор Рарамури: Колониальные хроники Тараумара, 1607–1791 ; Тараумара: Где ночь - это день луны ». Латиноамериканское историческое обозрение . 60 (3): 493–495. дои : 10.2307/2513286 . JSTOR   2513286 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Введение в историю и культуру тараумара.
    Краткий обзор культуры и истории тараумара.
    Подробный отчет о мировоззрении Рарамури.
    Подробный пример церемониального исцеления Тараумара.
    Современное издание первого подробного отчета о тараумаре, написанного хорватским миссионером в 17 веке. Издается на хорватском , немецком и латинском языках .
    Отчет о визите Арто к Тараумаре в середине 1930-х годов и о его опыте с пейотом.
    Отчет о пребывании Биггерса среди тараумара в конце 1990-х годов.
    Отчет о путешествии Уэмплера по железной дороге Чиуауа-аль-Пасифико, которая вьется вдоль Барранка-дель-Кобре через земли тараумара.
    Ранний антропологический отчет 1890-х годов о народах отдаленных гор северо-запада Мексики, включая тараумара.
    В другом тексте, «La montaña de los Signos» («Гора знаков»), Арто говорит, что рарамури произошли от заблудших людей Атлантиды , вымышленного острова, описанного Платоном. [ 1 ]
    Содержит классическую базовую этнографию этой группы начала 20 века.
  • Антонен Арто : Танец пейота (перевод Хелен Уивер ; Фаррар, Штраус и Жиру, Inc., 1976)
  • Беннетт В. и Зингг Р. (1935) Тараумара. унив. из Чикаго Пресс. Перепечатано Rio Grande Press, 1976 г.
  • Карл Софус Лумгольц : Неизвестная Мексика: отчет о пятилетних исследованиях среди племен Западной Сьерра-Мадре; На Огненной Земле Тепика и Халиско; и среди тарасков Мичоакана (Нью-Йорк: Scribner's and Sons, 1902)
  • Кристофер МакДугалл : «Мужчины, которые живут вечно», Men's Health , апрель 2008 г.
  • Кристофер МакДугалл : Рожденные для бега: скрытое племя, суператлеты и величайшая гонка , которую мир никогда не видел (Кнопф, 2009. ISBN   0-307-26630-3 )
  • Синтия Горни: «Народ друг от друга», журнал National Geographic, ноябрь 2008 г.
  • Дон Берджесс. Фотографии Дона Бёрджесса и Боба Шалквейка : Могли бы вы жить, как тараумара? Могли бы вы жить как тараумара? , (Таос, Нью-Мексико: Barranca Press, 2015. ISBN   9781939604-187 )
  • Урожайный Иригойен Раскон. Серокауи, община в Тараумаре. 40 лет спустя. Don Quixote Editions/Amazon Kindle. 2011.
  • Иван Раткай : Отчеты Тараумара (Загреб: Артрезор, 1998)
  • Джефф Биггерс : В Сьерра-Мадре (University of Illinois Press, 2006)
  • Джером М. Леви: «Тараумара (Рарамури)», В: Дэвид Карраско, главный редактор. Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур, Vol. 3 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001: 183–185.
  • Джозеф Уэмплер : «Большой Каньон» Мексики: регион и история индейцев тараумара и футбольного клуба Чиуауа аль-Пасифико (Беркли: самостоятельно опубликовано, 1978. ISBN   0-935080-03-1 )
  • Кеннеди, Дж. Г. (1978) Тараумара из Сьерра-Мадре; Пиво, экология и социальные организации, AHM Publishing Corp, Арлингтон-Хайтс, Иллинойс. Переиздано под названием «Тараумара Сьерра-Мадре: Выжившие на краю каньона» в 1996 году.
  • Леви, Джером М. (1999). «Воплощение действующей идентичности: сила и процесс в ритуальном исцелении Рарамури». Журнал культуры и исследований американских индейцев . 23 (3): 13–46. дои : 10.17953/aicr.23.3.n54560014066th1h .
  • Лумгольц, К. (1902) Неизвестная Мексика. 2 тома. Сыновья Скрибнера, Нью-Йорк. Переиздано на английском и испанском языках.
  • Пеннингтон, К. (1963) Тараумары Мексики, их окружающая среда и материальная культура. унив. из Юты Пресс. Перепечатка редакции Editorial Agata, Гвадалахара, 1996 г.
  • Шалквейк, Боб. (2014) Тараумара. Мексика, DF: RED, Конакульта. 168 страниц. Испанский и английский. Обширная коллекция фотографий Боба Шалквейка и предисловие Аны Паулы Пинтадо.
  • Венделл К. Беннетт и Роберт М. Зингг: Тараумара: индейское племя северной Мексики (Чикаго: University of Chicago Press, 1935)
  • Уильям Л. Меррилл: Души Рарамури: знания и социальные процессы в Северной Мексике (Вашингтон, округ Колумбия: Scholarly Press Смитсоновского института, 1988)
  • Виндхэм, Феличе С. (2009). «Сферы отношений, линии взаимодействия 2009 года: тонкая экология ландшафта Рарамури в Северной Мексике. (Специальный выпуск: Традиционное управление ресурсами и окружающей средой: прошлое, настоящее и будущее; Дана С. Лепофски, ред.)». Журнал этнобиологии . 29 (2): 271–295. дои : 10.2993/0278-0771-29.2.271 . S2CID   86139607 .
  • Виндхэм, Феличе С. (2010). «Среда обучения 2010: детские знания о растениях Рарамури и опыт обучения, семьи и ландшафтов в Сьерра-Тараумара, Мексика». Экология человека . 38 (1): 87–99. дои : 10.1007/s10745-009-9287-5 . S2CID   145077598 .
[ редактировать ]


  1. ^ Йепес, Эриберто (2013) [2007]. «Часть II: Со-Оксидентная Империя Кинь-Времени». Империя неомемори [El Imperio de la neomemory] . Перевод Хофера, Джен; Наглер, Кристиан; Уайтнер, Брайан. ЦепиЗвенья.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dab8fc3a8039816b6f47726f400a793a__1714411500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/3a/dab8fc3a8039816b6f47726f400a793a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rarámuri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)