Jump to content

Сума люди

Добавление
Общая численность населения
вымерло как племя [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Мексика ( Чиуауа ), США ( Техас ) [ 1 ]
Языки
Сумский язык
Религия
Религия коренных народов, католицизм [ 1 ]
Родственные этнические группы
Пятница

Сума коренной Аридоамерики народ . У них было две ветви: одна жила в северной части мексиканского штата Чиуауа , а другая — недалеко от современного Эль-Пасо, штат Техас . [ 1 ] Это были полукочевые охотники-собиратели , которые практически не занимались сельским хозяйством. Сума объединилась с апачей группами [ 2 ] и метисы северной Мексики вымерли как отдельный народ. [ 3 ] [ 4 ]

Сума часто включают в термин Джуманос . Их имена были написаны как Бума, Суна, Зума, Зумана, [ 1 ] и Суме. [ 2 ] Их еще называют Шуман и Зума.

Идентичность и средства к существованию

[ редактировать ]

Распространена путаница в отношении сложной смеси коренных народов, живших недалеко от Рио-Гранде на западе Техаса и на севере Мексики. Их часто называют Джуманос , имя, которое можно было применить только к индейцам равнин , которые жили в долинах рек Пекос и Кончо в Техасе, но путешествовали и торговали с людьми в долине Рио-Гранде. [ 5 ] Рядом с Ла-Хунта-де-лос-Риос, слиянием рек Рио-Гранде и Рио-Кончос , располагалось большое количество фермерских деревень, жителям которых испанцы дали более дюжины названий. Неясно, принадлежали ли индейцы Ла-Хунты к одной этнической группе и говорили на одном языке, или же они представляли собой смесь языков и народов. Также неясно, были ли они родственниками более кочевого Джумано.

Примерное расположение индейских племен в западном Техасе и прилегающей Мексике, ок. 1600

Выше по течению Рио-Гранде от Ла-Хунты жили люди, которых стали называть сума, а дальше вверх по течению от Эль-Пасо на север жили индейцы мансо . У мансо и сума, судя по всему, были схожие культуры, хотя неясно, говорили ли они на одном или схожих языках. Одна из теорий состоит в том, что индейцы регионов Эль-Пасо и Ла-Хунта были перемешаны, когда прибыли испанцы, и что испанцы разделили их на группы для «облегчения управления и усиления контроля». Предполагается также обратное: индейцы мансо, сума, хумано и ла-хунта могли смешаться вместе в ответ на угрозу со стороны испанцев и их сокращение населения из-за набегов рабов и болезней, занесенных европейцами. [ 6 ]

Сума жили, по крайней мере зимой, в 130 милях (210 км) к юго-востоку (ниже по течению) от Эль-Пасо. Их ареал простирался на запад от долины Рио-Гранде примерно на 200 миль (320 км) до будущих муниципалитетов Янос и Нуэво-Касас-Грандес , штат Чиуауа. Народы янос и джомес на северо-западе Чиуауа, вероятно, были подплеменами или были тесно связаны с сума. [ 7 ] Будучи охотниками-собирателями, сума не имели постоянного жилья. Летом они рассредоточились небольшими группами для эксплуатации растительных и животных ресурсов этой территории. Сума, по словам первых посетителей, «охотники; они едят все виды дичи, диких рептилий и желуди… мескитовую фасоль, тунца и другие плоды кактусов, корни, семена и неспецифическую дичь. У них нет никаких знаний о сельском хозяйстве, не иметь постоянного дома или ранчо и жить беззаботной жизнью». [ 8 ]

Сума также совершали набеги на своих сельскохозяйственных соседей Опату , на западе, в Соноре. [ 9 ]

Язык сума неизвестен. Ученые предположили, что он принадлежит к юто-ацтекской языковой семье. Джек Д. Форбс предположил, что их языком был южно-атабаскский язык ( апачи ), [ 10 ] но эта связь, скорее всего, возникла из-за их более поздних связей с народом апачей. [ 2 ]

Население

[ редактировать ]

К 1744 году Сумы насчитывали 50 семейных групп. В 1765 году, вероятно, из-за оспы , здесь проживала всего 21 семья. Только один человек в 1897 году в Сенеку, штат Чиуауа, идентифицировал себя как Сума. [ 1 ]

Считается, что сума и их соседи мансо являются потомками культуры хорнада-моголлон . Около 1450 года пуэбло Моголлон возле Эль-Пасо были заброшены, и народ Моголлон, похоже, отказался от сельского хозяйства, чтобы стать охотниками/собирателями. [ 11 ]

Сума не были политически едиными, а представляли собой группу тесно связанных автономных групп и подплемен, каждое из которых действовало независимо. С сума, вероятно, столкнулся Кабеса де Вака в 1535 году, но первое определенное упоминание о них было сделано Антонио де Эспехо в 1583 году, который назвал их кагуатами. Его радушно приняли более тысячи из них возле Рио-Гранде. [ 12 ]

Первое упоминание о них под названием «Сума» произошло в 1630 году. Сума в то время находились в состоянии войны с Опата в Соноре и ставили под угрозу францисканские миссии . В 1659 году была учреждена миссия для мансо и «зуманов» в современном центре города Сьюдад-Хуарес , а в 1663 году для них была учреждена ещё одна миссия недалеко от города Чиуауа . [ 13 ] Некоторые из сума, мансо и хумано искали защиты у Испании от растущей опасности набегов апачей. [ 14 ] Другие, похоже, продолжили свой кочевой образ жизни и присоединились к апачам.

К 1680 году миссии в Эль-Пасо служили более чем 2000 индийцам, включая Сумаса. Но восстание пуэбло в Нью-Мексико заставило еще 2000 испанцев и индейцев-союзников искать убежища в Эль-Пасо и истощило ресурсы до предела. В 1683–1684 годах начался голод, а в 1684 году индейцы восстали и бежали из миссий. Некоторые из сума вернулись на миссию позже в том же году, не сумев найти достаточно еды, чтобы выжить. [ 15 ] Однако некоторые из сума, яносов и йокомесов продолжали враждебно относиться к испанцам, найдя опорный пункт в горах Чирикауа в Аризоне , связавшись с апачами и со временем поглотившись ими. Группа чирикауа-апачей , Чоконе или Ксоконе, может быть названа в честь Джокомов. [ 16 ]

В 18 веке сума, жившие в миссии Сан-Лоренцо недалеко от Эль-Пасо, были слугами священников, выращивали урожай, работали чернорабочими и переняли многие испанские обычаи. Они также часто восставали в 1710, 1726, 1745 и 1749 годах, спасаясь от миссии и укрываясь в горах, часто вместе с апачами . В 1750-х годах в миссии Сан-Лоренцо проживало 300 человек, из которых 150 были сума. Эпидемия оспы в 1780-х годах унесла жизни большинства сума, проживавших в миссии, и вскоре они утратили свою этническую идентичность. [ 15 ]

Последний известный человек, назвавшийся Сумой, умер в 1869 году. [ 17 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Фредерик Уэбб Ходж, Справочник американских индейцев к северу от Мексики: Новая Зеландия , стр. 649.
  2. ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, Томас Н. (1 июля 1995 г.). «Индейцы Сума» . Справочник Техаса . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 2 февраля 2023 г.
  3. ^ Джеральд, Рекс Э. «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса». У индейцев апачей III . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., 1974, стр. 80
  4. ^ Мартинес, Альфредо; Каравео, Карлос. «Архив Идальго дель Парраля» . digitalcommons.com . Проверено 23 сентября 2014 г.
  5. ^ «Горы и бассейны Транс-Пекос: кем были Джумано?» . Техас за пределами истории . Январь 2008 года . Проверено 2 февраля 2023 г.
  6. ^ Локхарт, Билл. «Протоисторическая путаница: культурное сравнение индейцев мансо, сума и джумано региона Пасо-дель-Норте». Журнал Юго-Запада . Том 39, нет. 1 (весна 1997 г.), стр. 113.
  7. ^ Форбс, Джек Дуглас (1957). «Индейцы Янош, Йокомес, Мансос и Сума». Исторический обзор Нью-Мексико . 32 (4): 319–334, стр. 322.
  8. ^ Локхарт, с. 123
  9. ^ Джеральд, «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», стр. 69-71.
  10. ^ Джеральд. «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», с. 72-73
  11. ^ «Фейерверк Пуэбло: Хорнада Моголлон» . Техас за пределами истории . Проверено 2 февраля 2023 г.
  12. ^ "Индейцы Кагуат". Справочник Техаса онлайн. https://tshaonline.org/handbook/online/articles/bmc11 , по состоянию на 26 февраля 2012 г.
  13. ^ Джеральд, «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», стр. 76
  14. ^ Ньюкомб-младший, WW Индейцы Техаса . Остин: Университет Техаса Пресс, 1961, стр. 233
  15. ^ Jump up to: а б «Индейцы, миссионеры, солдаты и поселенцы: история долины Эль-Пасо» . Техас за пределами истории . Проверено 2 февраля 2023 г.
  16. ^ Форбс, стр. 324
  17. ^ Джеральд, «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», стр. 80
  • Джеральд, Рекс Э. «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса». У индейцев апачей III . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., 1974.
  • Ходж, Фредерик Уэбб (1912). Справочник американских индейцев севера Мексики: Новая Зеландия . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 87.
  • Локхарт, Билл. «Протоисторическая путаница: культурное сравнение индейцев мансо, сума и джумано региона Пасо-дель-Норте». Журнал Юго-Запада . Том. 39, нет. 1 (весна 1997 г.).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Болтон, HE (1912). Индейцы Джумано в Техасе, 1650–1771 гг. Ежеквартальный журнал Исторической ассоциации штата Техас , 20 , 66–84.
  • Болтон, HE (1916). Испанские исследования на юго-западе, 1542-1706 гг . Нью-Йорк.
  • Гриффин, Уильям Б. (1983). «Южная периферия: Восток». В А. Ортисе (ред.), Справочнике североамериканских индейцев: Юго-запад (том 10, стр. 329–342). Стертевант, У.К. (общ. ред.). Вашингтон, округ Колумбия; Смитсоновский институт.
  • Ходж, Фредерик Уэбб. (1911). «Индейцы Джумано». Труды Американского антикварного общества , 20 , 249–268.
  • Хикерсон, Нэнси Пэррот. (1994). Джуманос: Охотники и торговцы Южных равнин. Остин: Издательство Техасского университета.
  • Келли, Дж. Чарльз. (1947). Хумано и Патарабуайе: отношения в Ла Хунта де лос Риос . (Докторская диссертация, Гарвардский университет).
  • Келли, Дж. Чарльз. (1955). Хуан Сабеата и распространение среди аборигенов Техаса . Американский антрополог , 57, вып. 5, 981–95.
  • Зауэр, Карл. (1934). Распространение аборигенных племен и языков на северо-западе Мексики . Иберо-Американа (№ 5). Беркли: Калифорнийский университет.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 907678817304e62ca49db0361b3ad610__1715231220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/10/907678817304e62ca49db0361b3ad610.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Suma people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)