Сума люди
Общая численность населения | |
---|---|
вымерло как племя [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Чиуауа ), США ( Техас ) [ 1 ] | |
Языки | |
Сумский язык | |
Религия | |
Религия коренных народов, католицизм [ 1 ] | |
Родственные этнические группы | |
Пятница |
Сума — коренной Аридоамерики народ . У них было две ветви: одна жила в северной части мексиканского штата Чиуауа , а другая — недалеко от современного Эль-Пасо, штат Техас . [ 1 ] Это были полукочевые охотники-собиратели , которые практически не занимались сельским хозяйством. Сума объединилась с апачей группами [ 2 ] и метисы северной Мексики вымерли как отдельный народ. [ 3 ] [ 4 ]
Имя
[ редактировать ]Сума часто включают в термин Джуманос . Их имена были написаны как Бума, Суна, Зума, Зумана, [ 1 ] и Суме. [ 2 ] Их еще называют Шуман и Зума.
Идентичность и средства к существованию
[ редактировать ]Распространена путаница в отношении сложной смеси коренных народов, живших недалеко от Рио-Гранде на западе Техаса и на севере Мексики. Их часто называют Джуманос , имя, которое можно было применить только к индейцам равнин , которые жили в долинах рек Пекос и Кончо в Техасе, но путешествовали и торговали с людьми в долине Рио-Гранде. [ 5 ] Рядом с Ла-Хунта-де-лос-Риос, слиянием рек Рио-Гранде и Рио-Кончос , располагалось большое количество фермерских деревень, жителям которых испанцы дали более дюжины названий. Неясно, принадлежали ли индейцы Ла-Хунты к одной этнической группе и говорили на одном языке, или же они представляли собой смесь языков и народов. Также неясно, были ли они родственниками более кочевого Джумано.
Выше по течению Рио-Гранде от Ла-Хунты жили люди, которых стали называть сума, а дальше вверх по течению от Эль-Пасо на север жили индейцы мансо . У мансо и сума, судя по всему, были схожие культуры, хотя неясно, говорили ли они на одном или схожих языках. Одна из теорий состоит в том, что индейцы регионов Эль-Пасо и Ла-Хунта были перемешаны, когда прибыли испанцы, и что испанцы разделили их на группы для «облегчения управления и усиления контроля». Предполагается также обратное: индейцы мансо, сума, хумано и ла-хунта могли смешаться вместе в ответ на угрозу со стороны испанцев и их сокращение населения из-за набегов рабов и болезней, занесенных европейцами. [ 6 ]
Сума жили, по крайней мере зимой, в 130 милях (210 км) к юго-востоку (ниже по течению) от Эль-Пасо. Их ареал простирался на запад от долины Рио-Гранде примерно на 200 миль (320 км) до будущих муниципалитетов Янос и Нуэво-Касас-Грандес , штат Чиуауа. Народы янос и джомес на северо-западе Чиуауа, вероятно, были подплеменами или были тесно связаны с сума. [ 7 ] Будучи охотниками-собирателями, сума не имели постоянного жилья. Летом они рассредоточились небольшими группами для эксплуатации растительных и животных ресурсов этой территории. Сума, по словам первых посетителей, «охотники; они едят все виды дичи, диких рептилий и желуди… мескитовую фасоль, тунца и другие плоды кактусов, корни, семена и неспецифическую дичь. У них нет никаких знаний о сельском хозяйстве, не иметь постоянного дома или ранчо и жить беззаботной жизнью». [ 8 ]
Сума также совершали набеги на своих сельскохозяйственных соседей Опату , на западе, в Соноре. [ 9 ]
Язык
[ редактировать ]Язык сума неизвестен. Ученые предположили, что он принадлежит к юто-ацтекской языковой семье. Джек Д. Форбс предположил, что их языком был южно-атабаскский язык ( апачи ), [ 10 ] но эта связь, скорее всего, возникла из-за их более поздних связей с народом апачей. [ 2 ]
Население
[ редактировать ]К 1744 году Сумы насчитывали 50 семейных групп. В 1765 году, вероятно, из-за оспы , здесь проживала всего 21 семья. Только один человек в 1897 году в Сенеку, штат Чиуауа, идентифицировал себя как Сума. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Считается, что сума и их соседи мансо являются потомками культуры хорнада-моголлон . Около 1450 года пуэбло Моголлон возле Эль-Пасо были заброшены, и народ Моголлон, похоже, отказался от сельского хозяйства, чтобы стать охотниками/собирателями. [ 11 ]
16 век
[ редактировать ]Сума не были политически едиными, а представляли собой группу тесно связанных автономных групп и подплемен, каждое из которых действовало независимо. С сума, вероятно, столкнулся Кабеса де Вака в 1535 году, но первое определенное упоминание о них было сделано Антонио де Эспехо в 1583 году, который назвал их кагуатами. Его радушно приняли более тысячи из них возле Рио-Гранде. [ 12 ]
17 век
[ редактировать ]Первое упоминание о них под названием «Сума» произошло в 1630 году. Сума в то время находились в состоянии войны с Опата в Соноре и ставили под угрозу францисканские миссии . В 1659 году была учреждена миссия для мансо и «зуманов» в современном центре города Сьюдад-Хуарес , а в 1663 году для них была учреждена ещё одна миссия недалеко от города Чиуауа . [ 13 ] Некоторые из сума, мансо и хумано искали защиты у Испании от растущей опасности набегов апачей. [ 14 ] Другие, похоже, продолжили свой кочевой образ жизни и присоединились к апачам.
К 1680 году миссии в Эль-Пасо служили более чем 2000 индийцам, включая Сумаса. Но восстание пуэбло в Нью-Мексико заставило еще 2000 испанцев и индейцев-союзников искать убежища в Эль-Пасо и истощило ресурсы до предела. В 1683–1684 годах начался голод, а в 1684 году индейцы восстали и бежали из миссий. Некоторые из сума вернулись на миссию позже в том же году, не сумев найти достаточно еды, чтобы выжить. [ 15 ] Однако некоторые из сума, яносов и йокомесов продолжали враждебно относиться к испанцам, найдя опорный пункт в горах Чирикауа в Аризоне , связавшись с апачами и со временем поглотившись ими. Группа чирикауа-апачей , Чоконе или Ксоконе, может быть названа в честь Джокомов. [ 16 ]
18 век
[ редактировать ]В 18 веке сума, жившие в миссии Сан-Лоренцо недалеко от Эль-Пасо, были слугами священников, выращивали урожай, работали чернорабочими и переняли многие испанские обычаи. Они также часто восставали в 1710, 1726, 1745 и 1749 годах, спасаясь от миссии и укрываясь в горах, часто вместе с апачами . В 1750-х годах в миссии Сан-Лоренцо проживало 300 человек, из которых 150 были сума. Эпидемия оспы в 1780-х годах унесла жизни большинства сума, проживавших в миссии, и вскоре они утратили свою этническую идентичность. [ 15 ]
19 век
[ редактировать ]Последний известный человек, назвавшийся Сумой, умер в 1869 году. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Фредерик Уэбб Ходж, Справочник американских индейцев к северу от Мексики: Новая Зеландия , стр. 649.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, Томас Н. (1 июля 1995 г.). «Индейцы Сума» . Справочник Техаса . Историческая ассоциация штата Техас . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Джеральд, Рекс Э. «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса». У индейцев апачей III . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., 1974, стр. 80
- ^ Мартинес, Альфредо; Каравео, Карлос. «Архив Идальго дель Парраля» . digitalcommons.com . Проверено 23 сентября 2014 г.
- ^ «Горы и бассейны Транс-Пекос: кем были Джумано?» . Техас за пределами истории . Январь 2008 года . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Локхарт, Билл. «Протоисторическая путаница: культурное сравнение индейцев мансо, сума и джумано региона Пасо-дель-Норте». Журнал Юго-Запада . Том 39, нет. 1 (весна 1997 г.), стр. 113.
- ^ Форбс, Джек Дуглас (1957). «Индейцы Янош, Йокомес, Мансос и Сума». Исторический обзор Нью-Мексико . 32 (4): 319–334, стр. 322.
- ^ Локхарт, с. 123
- ^ Джеральд, «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», стр. 69-71.
- ^ Джеральд. «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», с. 72-73
- ^ «Фейерверк Пуэбло: Хорнада Моголлон» . Техас за пределами истории . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ "Индейцы Кагуат". Справочник Техаса онлайн. https://tshaonline.org/handbook/online/articles/bmc11 , по состоянию на 26 февраля 2012 г.
- ^ Джеральд, «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», стр. 76
- ^ Ньюкомб-младший, WW Индейцы Техаса . Остин: Университет Техаса Пресс, 1961, стр. 233
- ^ Jump up to: а б «Индейцы, миссионеры, солдаты и поселенцы: история долины Эль-Пасо» . Техас за пределами истории . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Форбс, стр. 324
- ^ Джеральд, «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса», стр. 80
Ссылки
[ редактировать ]- Джеральд, Рекс Э. «Индейцы сума Северного Чиуауа и Западного Техаса». У индейцев апачей III . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., 1974.
- Ходж, Фредерик Уэбб (1912). Справочник американских индейцев севера Мексики: Новая Зеландия . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. п. 87.
- Локхарт, Билл. «Протоисторическая путаница: культурное сравнение индейцев мансо, сума и джумано региона Пасо-дель-Норте». Журнал Юго-Запада . Том. 39, нет. 1 (весна 1997 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болтон, HE (1912). Индейцы Джумано в Техасе, 1650–1771 гг. Ежеквартальный журнал Исторической ассоциации штата Техас , 20 , 66–84.
- Болтон, HE (1916). Испанские исследования на юго-западе, 1542-1706 гг . Нью-Йорк.
- Гриффин, Уильям Б. (1983). «Южная периферия: Восток». В А. Ортисе (ред.), Справочнике североамериканских индейцев: Юго-запад (том 10, стр. 329–342). Стертевант, У.К. (общ. ред.). Вашингтон, округ Колумбия; Смитсоновский институт.
- Ходж, Фредерик Уэбб. (1911). «Индейцы Джумано». Труды Американского антикварного общества , 20 , 249–268.
- Хикерсон, Нэнси Пэррот. (1994). Джуманос: Охотники и торговцы Южных равнин. Остин: Издательство Техасского университета.
- Келли, Дж. Чарльз. (1947). Хумано и Патарабуайе: отношения в Ла Хунта де лос Риос . (Докторская диссертация, Гарвардский университет).
- Келли, Дж. Чарльз. (1955). Хуан Сабеата и распространение среди аборигенов Техаса . Американский антрополог , 57, вып. 5, 981–95.
- Зауэр, Карл. (1934). Распространение аборигенных племен и языков на северо-западе Мексики . Иберо-Американа (№ 5). Беркли: Калифорнийский университет.