Чирикауа
Общая численность населения | |
---|---|
4,079 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты , ( Оклахома , Нью-Мексико ) | |
Форт Силл | 1,662 |
Нью-Мексико | 149 |
Мексика ( Сонора , Чихуахуа , Коауила ) | |
Языки | |
Язык чирикауа-апачи , английский , испанский | |
Религия | |
Христианство , индейская церковь , традиционная племенная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Равнинные апачи , хикарилла-апачи , липан-апачи , мескалеро-апачи , западные апачи , навахо |
Чирикауа ( / ˌ tʃ ɪr ɪ ˈ k ɑː w ə / CHIRR -i- KAH -wə ) — группа апачей коренных американцев .
базирующиеся на южных равнинах Чирикауа (Цоканенде), и юго-западе США, связаны с другими группами апачей: ндендахе (моголлон, карризаленьо), чихенде (мимбреньо), сехенде (мескалеро), липанами, салинеро, равнинами и западными апачами. Чирикауа исторически имели общую территорию, язык, обычаи и переплетенные семейные отношения со своими собратьями-апачами. На момент контакта с европейцами их территория составляла 15 миллионов акров (61 000 км²). 2 ) на юго-западе Нью-Мексико и юго-востоке Аризоны в США, а также в Северной Соноре и Чиуауа в Мексике .
Сегодня чирикауа живут в Северной Мексике и в Соединенных Штатах, где они принадлежат к трем признанным на федеральном уровне племенам : племени апачей Форт-Силл , расположенному недалеко от Апачи, Оклахома , с небольшой резервацией за пределами Деминга, Нью-Мексико ; [ 2 ] племя апачей мескалеро из резервации Мескалеро недалеко от Руидосо, штат Нью-Мексико ; и племя апачей Сан-Карлос на юго-востоке Аризоны.
Имя
[ редактировать ]Апачи Чирикауа, также называемые Чирикагуи , Апачи де Чирикауи , Чирикауэс , Чиликаге , Чиликагес и Чирикагуа , получили это имя от испанцев. Апачи Койотеро Белой горы , в том числе Сибеку и Билас группы западных апачей , называли чирикауа именем Ха'и'а́ха , в то время как апачи Сан-Карлоса называли их Хак'а́йе , что означает «Восточный восход» или «Люди». на Востоке». Иногда они адаптировали это название и называли себя также Хаишу На гуканде («Люди восхода солнца»). Апачи Мескалеро называли группы западных апачей и чирикауа на своем западе Шаи'аодэ («Западные апачи», «Люди заката», «Люди Запада»), когда речь шла только о чирикауа, они использовали Ch. 'úk'ânéõde («Люди хребта или горного склона [сделанные из рыхлых камней]») или иногда Tã'aa'ji k'ee'déõkaa'õde («Те, кто покрыт [набедренными повязками]»). Навахо называют чирикауа Чиши («Южные люди»).
чирикауа Автоним , или имя, под которым они называют себя, просто (в зависимости от диалекта) Нде, Не, Ненде, Хенде , Хен-де или Онине («Люди, Мужчины», «Люди»); они никогда не называли себя «апачи». Чирикауа называли посторонних, таких как американцы, мексиканцы или другие индейцы, Эне , ⁿдаа или Инда / Ндаа . Это слово имеет два возможных значения, первое из которых — «странные люди, не- Народ апачей» или «враг», но еще одно — «глаз». Иногда говорят, что все апачи называли американцев и европейских поселенцев (за исключением мексиканцев) Bi'ndah-Li'ghi' / Bi'nda- li'ghi'o'yi («Белоглазые»), но, похоже, это имя от групп мескалеро и липан-апачей, поскольку группы чирикауа называли их Daadatlijende , что означает «люди с голубыми / зелеными глазами», или Indaaɫigáí / Indaaɫgánde, что означает «белокожие». или бледноцветные люди» или буквально «Странные люди, не принадлежащие к апачам, с белой кожей»). Łigáí означает «он белый». [ 3 ] или его можно перевести как «бледный». Буква í в конце обычно переводится как «тот, кто есть», но в контексте людей может означать «группа, которая есть».
Язык
[ редактировать ]Язык чирикауа (нди бияти) — южноатабаскский язык из языковой семьи на-дене . Он очень тесно связан с мескалеро и более отдаленно связан с западными апачами . Он считается национальным языком Мексики и регулируется Национальным институтом коренных народов . [ 4 ]
Культура и организация
[ редактировать ]Несколько слабо связанных групп апачей стали ошибочно называться чирикауа. В их число входили Чоконен ( recte : Tsokanende), Чихенне (recte: Tchihende), Неднаи ( Nednhi ) и Бедонкохе (recte, оба вместе: Ндендахе). Сегодня их всех обычно называют чирикауа, но исторически они не были ни одной группой, ни одним и тем же подразделением апачей, а правильнее было бы назвать их все вместе «центральными апачами».
Многие другие группы и группы носителей апачского языка расселились по восточной Аризоне и юго-западу Америки. Банды, которые сегодня объединены под термином Чирикауа, имели долгую совместную историю: они вступали в брак и жили бок о бок друг с другом, а также время от времени воевали друг с другом. Они образовывали как краткосрочные, так и долгосрочные союзы, что побудило ученых классифицировать их как один народ. [ 5 ]
Группы апачей и народы навахо были частью миграции атабасков на североамериканский континент из Азии, через Берингов пролив из Сибири . [ 6 ] По мере того как люди перемещались на юг и восток в Северную Америку, группы разделялись и со временем стали различаться по языку и культуре. Некоторые антропологи полагают, что липан-апачи и навахо были вытеснены на юг и запад, на территории нынешних Нью-Мексико и Аризоны, под давлением других индейцев Великих равнин , таких как команчи и кайова . Среди последних таких расколов были те, которые привели к образованию различных групп апачей, с которыми столкнулись более поздние европейцы: юго-западных групп апачей и навахо. Хотя обе говорящие формы южного атабаскского языка, навахо и апачи, стали культурно разными.
«Чихенне (Чихенде)», «Неднаи / Недни (Ндендахе)» и «Бедонкохе» иногда вступали в брак с бандами мескалеро из Нью-Мексико и Чиуауа и заключали с ними союзы; поэтому их родственники из Мескалеро знали названия банд и местных групп чирикауа: Чихейде («Люди красной церемониальной краски», «Люди красной церемониальной краски»), Нде'ндаа'õде / Нде'ндааодэ («Люди апачей» ( которые живут среди) врагов») и Bidáõ'kaõde / Bidáõ'kahéõde («Люди, которых мы встретили», «Люди, с которыми мы столкнулись»), Мескалеро используют термин -õde, -éõde, -néõde или - héõde («народ») вместо чирикауа Nde, Ne, Néndé, Héndé, Hen-de или õne («народ»).
Танцы
[ редактировать ]Чирикауа из Мексики каждый год участвуют в Fiesta de los Remedios в Комонфорте , Гуанахуато, представляя и исполняя свои традиционные танцы и другие церемонии. [ 7 ]
Религия
[ редактировать ]Главного божества чирикауа зовут Уссен, всемогущая фигура-творец. Среди других фигур в мифологии Чирикауа — Белокрашенная женщина, девственница, принесшая себя в жертву, чтобы положить конец засухе, и ее сын, Дитя Вод. [ 6 ]
Ходдентин , церемониально приготовленная пыльца рогоза , используется во многих ритуалах чирикауа. Джон Грегори Бурк записал, что чирикауа предлагали ходдентин солнцу, бросали его вслед змеям и использовали в лечебных танцах и рядом с умирающими людьми. [ 6 ]
Другие традиционные практики включают ритуалы смерти и церемонии полового созревания молодых женщин. Пещеры, водные пути и места рождения имеют особое духовное значение. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Великая миграция
[ редактировать ]Атабаскские предки народа чирикауа мигрировали на юг из Канады вдоль Скалистых гор . Историки расходятся во мнениях относительно точных дат миграции: по оценкам, они варьируются от начала 1100-х годов до примерно 1500 года. Историк Джек Д. Форбс предполагает, что за этот период времени могло произойти две или более массовых миграций. [ 6 ]
18 век
[ редактировать ]Дивизию апачей Цоканенде Тебока ( Чирикауа ) когда-то возглавляли, с начала 18 века, такие вожди, как Писаго Кабесон , Реллес , Посито Морага , Ириголлен , Тапила , и , , Вивора , Мигель Нарбона , Эсквиналин наконец, Кочизе (чье имя ), произошло от апачского слова Cheis, означающего «имеющий качество дуба») и, после его смерти, его сыновей Тахзая , а позже и Найче , под опекой военного вождя Кочизе и зятя Нахилзая , и независимые вожди Чиуауа , Ульзана , Скинья и Пионсенай ; Народом Чихенде ( Мимбреньо ) в тот же период руководили такие вожди, как Хуан Хосе Компа , Форт, также известный как Свирепый солдат , Красные Рукава , Черный Нож , Тонкий , Понсе, Нана , Победа , Сумасшедший , Мангус ; Тем временем народ апачей Ндендахе ( Моголлон и Карризаленьо/Янеро ) возглавлял Махко , а после него - Мано Мокка , Йеллоу Колето , Луис , Ласерес , Фелипе , Натиза и, наконец, Юх и Гойяле (известные американцам как Джеронимо). После смерти Викторио Нана, Джеронимо, Мангус (младший сын Мангаса Колорадаса) и младший сын Кочизе. Найче были последними лидерами центральных апачей, а их смешанная группа апачей была последней, которая продолжала сопротивляться контролю правительства США над юго-западом Америки . [ 8 ]
Европейско-апачские отношения
[ редактировать ]С самого начала отношений Европы и апачей между ними возник конфликт. Эти две группы оспаривали контроль над землей и торговыми путями в Апачерии , а их культурные различия часто затрудняли заключение договоров и политики между ними. Их встречам предшествовали более 100 лет испанских колониальных и мексиканских вторжений и поселений на землях апачей, которые вытеснили племена апачей на север и усугубили воинственный характер их общества. [ 9 ] Поселенцы Соединенных Штатов были новичками в борьбе за землю и ресурсы на Юго-Западе , но они унаследовали его сложную историю и принесли с собой свое собственное отношение к американским индейцам и к тому, как использовать землю. По договору Гуадалупе-Идальго 1848 года США взяли на себя ответственность предотвращать и наказывать трансграничные вторжения апачей, совершавших набеги на Мексику. [ 10 ]
Апачи относились к колонистам Соединенных Штатов двойственно и в некоторых случаях в первые годы привлекали их в качестве союзников против мексиканцев. В 1852 году США и часть чирикауа подписали договор, но он не имел длительного эффекта. [ 11 ] В 1850-х годах американские горняки и поселенцы начали переселяться на территорию Чирикауа, начав вторжение, которое возобновилось во время миграции на юго-запад в предыдущие два десятилетия.
Это заставило апачей изменить свою жизнь на кочевничество, свободное на земле. Армия США победила их и вынудила жить в условиях резервации, на землях, плохо приспособленных для натурального хозяйства, которые США предлагали в качестве модели цивилизации. Сегодня чирикауа максимально сохраняют свою культуру, одновременно налаживая новые отношения с окружающими их народами. Чирикауа — живая и яркая культура. [ 12 ] часть великого американского целого, но при этом отличающаяся своей историей и культурой.
Военные действия
[ редактировать ]Хотя они жили мирно с большинством американцев на территории Нью-Мексико примерно до 1860 года, [ 13 ] Чирикауа становились все более враждебными по отношению к американскому вторжению на юго-запад после того, как между ними произошел ряд провокаций.
В 1835 году Мексика объявила награду за скальпы апачей, что еще больше обострило ситуацию. В 1837 году Мимбреньоса Уорм-Спрингс главный вождь и знаменитый налетчик Сольдадо Фиеро , также известный как Фуэрте, был убит мексиканскими солдатами гарнизона в Яносе (всего в двух днях пути от Санта-Рита-дель-Кобре), и его сын Кучилло Негро сменил его на посту главы. вождь и ради мести пошел войной на Чиуауа. В том же 1837 году американец Джон (также известный как Джеймс) Джонсон пригласил мимбреньос Коппермайн в районе Пинос-Альтос торговать со своей партией (около рудников в Санта-Рита-дель-Кобре , штат Нью-Мексико) и, когда они собрались вокруг одеяла на котором для них был положен пиноле (молотая кукурузная мука), Джонсон и его люди открыли огонь по Чиэнне из винтовок и скрытой пушки, заряженной железным ломом, стеклом и куском цепи. Они убили около 20 апачей, в том числе вождя Хуана Хосе Компа . [ 14 ] Мангас Колорадас Говорят, что стал свидетелем этого нападения, которое на многие годы разожгло в нем и других воинах апачей жажду мести; он вывел выживших в безопасное место и впоследствии вместе с Кучилло Негро отомстил Мимбреньо. Историк Рекс В. Стрикленд утверждал, что апачи пришли на встречу с собственным намерением атаковать партию Джонсона, но были застигнуты врасплох. [ 15 ] охотника за скальпами Джеймса Киркера, В 1839 году Роберт Макнайт нанял чтобы вновь открыть дорогу в Санта-Рита-дель-Кобре.
После завершения американо-мексиканской войны (1848 г.) и покупки Гадсдена (1853 г.) американцы начали въезжать на территорию в большем количестве. Это увеличило вероятность инцидентов и недоразумений. Апачи, в том числе Мангас Колорадас и Кучилльо Негро, поначалу не относились враждебно к американцам, считая их врагами своих собственных мексиканских врагов.
Кучилльо Негро вместе с Понсе, Дельгадито , Викторио и другими вождями мимбреньо подписали договор в форте Вебстер в апреле 1853 года, но весной 1857 года армия США начала кампанию под руководством полковника Бенджамина Л.Е. Диксон С. Майлз (3-й кавалерийский полк из форта Торн) и полковник Уильям В. Лоринг (командующий конным стрелковым полком из Альбукерке) против апачей Моголлон и Койотеро: индейские разведчики-пуэбло Лоринга обнаружили и атаковали ранчерию апачей в Каньоне де Лос. Муэртос Карнерос (25 мая 1857 г.), где Кучилльо Негро и несколько апачей-мимбреньо отдыхали после набега на навахо. Некоторые апачи, в том числе сам Кучилло Негро, были убиты.
В декабре 1860 года, после нескольких инцидентов, спровоцированных шахтерами во главе с Джеймсом Х. Тевисом в районе Пинос-Альтос, Мангас Колорадас отправился в Пинос-Альтос, штат Нью-Мексико , чтобы попытаться убедить горняков покинуть район, который он любил, и отправиться в путь. в Сьерра-Мадре и искать там золото, но его привязали к дереву и сильно избили. [ 16 ] Его последователи Мимбреньо и Ндендахе и связанные с ними банды Чирикауа были возмущены обращением со своим уважаемым вождем. Мангас в расцвете сил (в 1830-е и 1840-е годы) был таким же великим вождем, как и Кучилльо Негр, каким тогда становился Кочиз. [ 17 ]
В 1861 году армия США схватила и убила некоторых родственников Кочиза возле перевала Апач в ходе так называемого « Дела Баскома» . Вспомнив, как Кочизе удалось сбежать, чирикауа назвали этот инцидент «разрезанием палатки». [ 18 ] В 1863 году генерал Джеймс Х. Карлтон возглавил новую кампанию против апачей Мескалеро, а капитан Эдмунд Ширланд (10° Калифорнийской кавалерии) пригласил Мангаса Колорадаса на «переговоры», но после того, как он вошел в лагерь США, чтобы договориться о мира, великий вождь мимбреньо был арестован и осужден в форте Маклейн , где, вероятно, по приказу генерала Джозефа Р. Уэста, Мангас Колорадас был убит американскими солдатами (18 января 1863 г.). Его тело было изуродовано солдатами, а его люди были в ярости от его убийства. Чирикауа стали рассматривать американцев как «врагов, которых мы идем против них». С этого времени они вели почти постоянную войну против американских поселенцев и армии в течение следующих 23 лет. Кочиз , его зять Нахилзай (военный вождь народа Кочизе), Чиуауа , Скинья , Пионсенай , Ульзана и другие воюющие вожди стали кошмаром для поселенцев, военных гарнизонов и патрулей. Тем временем великие Викторио , Дельгадито (вскоре убитый в 1864 году), Нана , Локо , молодой Мангус (последний сын Мангаса Колорадаса) и другие второстепенные вожди повели на тропу войны мимбреньос, двоюродных братьев и союзников Чирикауа, и Джу возглавил Ндендахе (Недни и Бедонкохе вместе).
В 1872 году генералу Оливеру О. Ховарду с помощью Томаса Джеффордса удалось заключить мир с Кочизом . 14 декабря 1872 года президент Улисс Грант издал указ о создании резервации Чирикауа на юго-востоке территории Аризоны, охватывающей горы Чирикауа, границу Мексики и США и границу территории Нью-Мексико . [ 19 ] [ 20 ] Джеффордс и Джон Клам были назначены индейскими агентами США в резервации Чирикауа, проживающей недалеко от перевала Апач, штат Аризона, и форта Боуи . Он оставался открытым около 4 лет, в течение которых вождь Кочиз умер (естественной смертью). [ 21 ] В 1876 году, примерно через два года после смерти Кочиза, США переселили чирикауа и некоторые другие группы апачей в индейскую резервацию апачей Сан-Карлос , которая все еще находилась в Аризоне. [ 22 ] Это было ответом на общественный резонанс после убийства Оризобы Спенса и Николаса Роджерса в Салфер-Спрингс. [ 23 ] Горцы ненавидели пустынную среду Сан-Карлоса, и некоторые из них стали часто покидать резервацию и иногда совершали набеги на соседних поселенцев.
Они сдались генералу Нельсону Майлзу в 1886 году. Самым известным воинским лидером «отступников», хотя он и не считался «вождем», был сильный и влиятельный Джеронимо . Он и Найче (сын Кочиза и наследственный лидер после смерти Тахзая) вместе возглавляли многих участников сопротивления в течение последних нескольких лет свободы.
Они создали опорный пункт в горах Чирикауа , часть которых сейчас находится на территории Национального памятника Чирикауа , и через промежуточный Плайя Уиллкокс на северо-востоке, в Драгунских горах (все на юго-востоке Аризоны). В поздние пограничные времена чирикауа простирались от Сан-Карлоса и Белых гор в Аризоне до прилегающих гор на юго-западе Нью-Мексико вокруг того, что сейчас называется Сильвер-Сити, и до горных святилищ Сьерра-Мадре (северная Мексика). Там они часто присоединялись к своим родственникам -неднай- апачам.
Генерал Джордж Крук , тогда отряд генерала Майлза, при помощи разведчиков-апачей из других групп преследовал изгнанников, пока они не сдались. Мексика и Соединенные Штаты заключили соглашение, позволяющее их войскам, преследующим апачей, продолжать проникать на территории друг друга. [ 24 ] Это помешало группам Чирикауа использовать границу в качестве пути отхода, и, поскольку у них было мало времени, чтобы отдохнуть и обдумать свой следующий шаг, усталость, истощение и деморализация постоянной охоты привели к их сдаче.
Последние 34 уцелевших, включая Джеронимо и Найче, сдались частям сил генерала Майлза в сентябре 1886 года. Со станции Боуи, штат Аризона, они были увезены вместе с большинством других оставшихся чирикауа (а также армейских разведчиков-апачей). ), и сослан в Форт-Мэрион , Флорида . По крайней мере, два воина-апачи, Массаи и Серая Ящерица, сбежали из своей тюремной машины и вернулись в Сан-Карлос, штат Аризона, совершив путешествие длиной 1200 миль (1900 км) к землям своих предков.
После ряда смертей Чирикауа в тюрьме Форт-Мэрион недалеко от Сент-Огастина, Флорида , выжившие были перевезены сначала в Алабаму , а затем в Форт-Силл, Оклахома . Капитуляция Джеронимо положила конец индейским войнам в Соединенных Штатах. [ 25 ] Однако другая группа чирикауа (известная также как « Безымянные» или «Бронко-апачи» ) не была захвачена американскими войсками и отказалась сдаться. Они бежали через границу с Мексикой и поселились в отдаленных горах Сьерра-Мадре . Там они строили скрытые лагеря, совершали набеги на дома в поисках скота и других запасов продовольствия, а также периодически участвовали в перестрелках с подразделениями мексиканской армии и полиции. Большинство из них в конечном итоге были схвачены или убиты солдатами или частными владельцами ранчо, вооруженными и уполномоченными мексиканским правительством. [ 26 ]
В конце концов, выжившие заключенные Чирикауа были переведены в военную резервацию Форт Силл в Оклахоме. В августе 1912 года постановлением Конгресса США они были освобождены от статуса военнопленных, поскольку считалось, что они больше не представляют угрозы. Хотя им была обещана земля в форте Силл, они встретили сопротивление местных жителей, не принадлежащих к апачам. Им был предоставлен выбор: остаться в Форт-Силл или переехать в резервацию Мескалеро недалеко от Руидосо, штат Нью-Мексико. Две трети группы, 183 человека, решили поехать в Нью-Мексико, а 78 остались в Оклахоме. [ 27 ] Их потомки до сих пор проживают в этих местах. В то время им не разрешили вернуться в Аризону из-за враждебности, вызванной длительными войнами. В 1912 году множество различных групп апачей вернулись на земли апачей Сан-Карлос после их освобождения из резервации апачей Форт-Силл.
Группы
[ редактировать ]В культуре чирикауа «группа» как единое целое имела гораздо большее значение, чем Американское или европейское понятие «племя». Чирикауа не имели своего названия (автонима) как народа. Название Чирикауа, скорее всего, является испанским переводом Опата слова Чиуикауи или Чигуикагуи («гора дикой индейки»), обозначающего горы Чирикауа , позже преобразованного в Чирикауи/Чирикауа. Территория племени Чирикауа охватывала сегодняшнюю юго-восточную Аризону, юго-запад Нью-Мексико, северо-восточную Сонору и северо-западный Чиуауа. Хребет Чирикауа простирался на восток до долины Рио-Гранде в Нью-Мексико и на запад до долины реки Сан-Педро в Аризоне, к северу от Магдалены , чуть ниже современного коридора шоссе I-40 в Нью-Мексико и с город Сьюдад-Мадера (276 км к северо-западу от столицы штата Чиуауа и 536 км к юго-западу от Сьюдад-Хуареса (ранее известного как Пасо-дель-Норте ) на границе Мексики и США ), как их самый южный ареал. [ 28 ]
По словам Морриса Э. Оплера (1941), чирикауа состояли из трех групп:
- с горячими Коппермайн , , Апачи Люди с красной краской (также известные как Восточные Чирикауа, Апачи Уорм-Спрингс, глазами Гиленьос, Апачи Медный рудник, Плетеные , Плетеные , Моголлоны, Чиенде),
- Чирикауа или Чирикауа (также известные как Центральный Чирикауа, Чирикауа , Апачи Кочиз, собственно Чирикауа , Чирикагуис, Ткоканене ) или Люди Восхода Солнца;
- У вас нет или вам не нужны «враги» или «народ апачей (которые живут среди) врагов» [ 29 ] известные как южные чирикауа, сосновые апачи, бронко-апачи, ненаи ), или «те, кто впереди в конце».
Шредер (1947) перечисляет пять групп:
- Моголлон
- Медный рудник
- Плетеные
- Теплая весна
- Собственно Чирикауа
Племя апачей Чирикауа -Уорм-Спрингс Форт Силл в Оклахоме утверждает, что у них есть четыре банды в Форт Силл: (некоторые из аризонских апачей не вернулись в Сан-Карлос или Форт Апач, воин-апач Белой горы Ресница похоронена на кладбище Форт Силл, Южный Тонто Вождь апачей / разведчик Хосай похоронен на кладбище Форт-Апач, сегодня у Хосэя есть семья в Форт-Силл и Сан-Карлосе)
- Чиэне (recte Tchi-he-nde , более правильно известный как группы Варм-Спрингс и Коппермайн Мимбреньо, Чинде ),
- Чукунен (recte Tsoka-ne-nde , также известный как группа Чирикауа, Чоконенде),
- Биданку (recte Bedonkohe Ndendahe , также известный как Биданку, Бронко),
- Ндендай (прямо Недни Ндендахе , также известный как Нденай, Неднаи).
Сегодня они используют слово Chidikaágu (происходящее от испанского слова Chiricahua ) для обозначения чирикауа в целом, а слово Indé — для обозначения апачей в целом.
В других источниках перечислены эти и дополнительные группы (только местные группы чоконен и чихуикауи из группы чоконен считались членами племени чирикауа настоящим народом чирикауа ):
- Чоконен , Чукуненде или Цоканенде [ 30 ] (также известный как Чоканен, Цока-не-нде, Ткоканене, Чу-ку-нде, Чукунен, Чуканень, Чуконенде или Чук'анэн - «Хребет горных людей», собственно или Центральный Чирикауа) [ 31 ]
- Местная группа Чоконен (проживала к западу от Саффорда , штат Аризона, вдоль верховьев реки Хила , вдоль реки Сан-Франциско на севере до гор Моголлон в Нью-Мексико на востоке и долины Сан-Саймон на юго-западе, северо-восточная местная группа - возглавляется вождем Чиуауа (Кла-еш) и его сегундо (военным вождем) и братом Улзаной )
- Группа Чиуикауи (проживала на юго-востоке Аризоны в горах Уачука («Горы Ва-ЧУ-ка»; имя апачей означает «громовая гора») к западу от реки Сан-Педро , на северо-западе вдоль линии сегодняшних рек Бенсон , Джонсон, Уиллкокс , и на север вдоль реки Сан-Симон к востоку от юго-запада Нью-Мексико, контролировал южный Пиналеньо , Винчестер , Дос-Кабесас , Чирикауа, Драгун. и Горы Мул , также известные как Апачи Гор Уачука или по апачьему имени Шайахене («Западные люди», «Люди заката»), юго-западная местная группа, возглавляемая Кочизом (Кучиш) («[дубовый] лес») и после его сыновья, поэтому известные как Чишхэне («Люди леса», «Лесные люди») или Кочиз-апачи .)
- Местная группа Кай-а-хе-не («Люди солнца заходит, т. е. люди Запада», были самой западной из всех Чиуикауи, западной местной группой)
- Местная группа Tse-ga-ta-hen-de / Tséghát'ahéõne («Карманные люди в скалах», «Люди у скал», «Люди на стороне скал», жили в горах Чирикауа )
- Местная группа Дзил-дун-ас-ле-н / Цетагуагане («Скалы у подножия травы-простора», «Люди равнин среди скал», «Люди скалистых равнин», «Люди среди белых скал»). , жили в Драгунских горах – по словам Кристиана Найша-младшего, это была местная группа Кочизе.)
- Местная группа Дзилмора (на юго-западе Нью-Мексико, в Аламо-Уэко , Литтл-Топор и в горах Биг-Топор (которые были известны апачам как Дзилмора ), юго-восточная местная группа)
- Местная группа анимас (жила к югу от Рио-Хила и к западу от долины Сан-Симон в горах Пелончилло (называемых апачами Дзилтилчил - «Черная гора») вдоль границы Аризоны и Нью-Мексико на юг до каньона Гуадалупе и на восток в Анимас. Долина и горы Анимас на юго-западе Нью-Мексико, южная местная группа )
- местная группа (сегодня уже не известная по имени) (проживала на северо-востоке Соноры и прилегающей к ней Аризоне, в каньоне Гуадалупе, вдоль реки Сан-Бернардино , северо-западной части Сьерра -Сан-Луиса , в долине Батепито с Сьерра-Питайкачи , к востоку от Фронтераса , как их оплот)
- местная группа (сегодня уже не известная по имени) (жила к востоку от Фронтераса в Сьерра -Пиларес-де-Терас в Соноре)
- местная группа (сегодня уже не известная по имени) (жила в Сьерра-де-лос-Ахос к северо-востоку от реки Сонора , вдоль реки Бависпе в направлении Фронтераса на севере)
- Бедонкохе , Биданку или Биданканде ( Би-дан-ку – «Люди перед концом», Би-да-а-нака-энда или Бедонкохе Ндендахе – «Стоящие перед врагом», жили в Западном Нью-Мексико между Река Сан-Франциско на западе и река Хила на юго-востоке жили в горах Тулароса и в своей цитадели, горах Моголлон , поэтому часто называемых Моголлон-апачами , также были известны — вместе с другими местными группами апачей, живущими вдоль реки Хила и в горах Хила - как Гиленьос / Хила-апачи , северо-восточный Чирикауа - к этому племени принадлежал Джеронимо , видный вождь и знахарь (но не вождь)
- местная группа (сегодня уже не известная по имени) (жила в горах Моголлон)
- местная группа (сегодня уже не известная по имени) (жила также в горах Моголлон)
- местная группа (сегодня уже не известная по имени) (жила в горах Тулароза)
- Chihenne , Chihende или Tchihende (также известные как Chi-he-nde, Tci-he-nde, Chíhéne, Chííhénee', Chiende - «красноокрашенные люди», их автоним может быть связан с минерально-красной окраской медьсодержащей племенной территории) . , часто называемый Медным рудником, Охо Кальенте / Варм-Спрингс, Мимбреньос / Мимбрес и Гиленьос / Хила-Апачи , неправильно Восточный Чирикауа)
- Апачи Уорм-Спрингс (окрестности горячего источника на юге Нью-Мексико, известного как Охо Калиенте (по-испански «Горячий источник»), были их любимым местом отдыха и были известны апачам как Тих-го-тель - «четыре широкие равнины»)
- северная местная группа Уорм-Спрингс (жила на северо-востоке Бедонкохе в горах Датил , Магдалена и Сокорро , на равнинах Сан-Агустина и от сегодняшнего Кемадо на восток в сторону Рио-Гранде , северная местная группа — возглавляемая Викторио ) [ 32 ]
- Местная группа южной части Уорм-Спрингс (собственно Уорм-Спрингс, поселилась вокруг теплого источника, известного как Охо Кальенте, недалеко от современного Монтичелло, Нью-Мексико). [ 33 ] вдоль реки Каньяда-Аламоса , между ручьем Кучилльо-Негро и ручьем Анимас, контролировал Сан-Матео, а также Черный хребет (Дзил-Дилхил) к западу от Рио-Гранде до Рио-Хила, использовал теплые источники в окрестностях Истины или Последствий. - отсюда и название Уорм Спрингс или апачи Охо Кальенте, южная местная группа - возглавляемая Кучилло Негро )
- Гиленьос / Хила-Апач (часто используется как собирательное название для различных групп апачей, живущих вдоль реки Хила; иногда для всех местных групп Чирикауа, а иногда для Аравайпа / Ариваипа-апачей и Пиналеньо / Пиналь-Апачей западных апачей )
- Местная группа Не-бе-ке-йен-де («Страна людей» или «Люди Земли, которой они владеют», предположительно смешанная местная группа Чихенне-Бедонкохе, жила к юго-западу от реки Хила, сосредоточенная вокруг источников Санта-Люсия в Маленький Берро и Горы Большой Берро , контролировали горы Пинос-Альтос, горы Пирамид и окрестности Санта-Рита-дель-Кобре вдоль реки Мимбрес на востоке, тогда называемые Гиленьос / Хила-Апачи , после открытия прибыльных медных рудников в Санта-Рита-дель-Кобре они были под названием «Апачи Медного рудника» , западная местная группа — возглавляемая Мангасом Колорадасом , бедонкохе по происхождению, а позже — Локо ) [ 34 ]
- Местная группа Мимбреньо/Мимбрес (жила на юго-востоке центральной части Нью-Мексико, между рекой Мимбрес и Рио-Гранде, в горах Мимбрес и хребте Кука , отсюда и название Мимбреньо/Апачи Мимбрес , восточная местная группа; часто имя Мимбреньос используется для обозначения идентифицируйте весь народ чихенн, иногда его рассматривают просто как скопление некоторых семей, принадлежащих народу чихенн, вокруг агентства мимбрес, созданного временным индийским агентом Джеймсом М. Смитом в 1853 году)
- местная группа (сегодня уже не известная по имени) (проживала на юге Нью-Мексико в горах Пирамид и горах Флориды (называемых Чихенне Дзилноконе – Длинная висячая гора) переселилась в Рио-Гранде на востоке и юге до мексиканской границы, на юге группа)
- Апачи Уорм-Спрингс (окрестности горячего источника на юге Нью-Мексико, известного как Охо Калиенте (по-испански «Горячий источник»), были их любимым местом отдыха и были известны апачам как Тих-го-тель - «четыре широкие равнины»)
- Nednhi , Nednhi или Nednhi (также известный как Nednhi, Nednhi, Nedna'i, Nednhi, Nednhi, Nednhi – «Враждебный народ», «Люди, которые создают проблемы», мексиканцы переняли его как Bronco Apache – «Дикие, неукротимые апачи», жили в Западной Сьерра-Мадре и пустынях северо-запада Чиуауа, Северной Соноры и юго-восточной Аризоны, поэтому их часто называли апачами Сьерре-Мадре , Южным Чирикауа) [ 35 ]
- Недни/Ндендахе Апачи (они были разделены на три локальные группы)
- Местная группа Джанеро (также известная как настоящий Недни , жила на северо-западе Чиуауа и северо-востоке Соноры, на юге, в Сьерра-Сан-Луис , Сьерра-дель-Тигре , Сьерра-де-Каркай, Сьерра-де-Бока-Гранде, на западе от реки Арос до Бависпе, на востоке вдоль реки Янош). Река и река Касас-Грандес в направлении озера Гусман в северной части бассейна Гусмана , поскольку они торговали в президио Яноса, их называли Джанерос-апачи , потому что они предпочитали жить в почти недоступной Западной Сьерра-Мадре, их автонимом было Дзилтдаклиженде. или Дзил Дклишенде – «Люди Голубых гор, т.е. люди Сьерра-Мадре», северная местная группа – во главе с Джухом )
- Местная группа Ту-нца-нде («Люди большой воды, т.е. люди вдоль реки Арос», их оплот под названием Гуайнопа находился в излучине реки Папигочич (река Арос) к востоку от границы Соноры, в окрестностях горы, который назывался апачами Дзил-да-на-тал – «Гора, держащая голову вверх и выглядывающая», самая маленькая местная группа)
- Местная группа Хайахенде («Люди восходящего солнца, т.е. люди Востока») жила в горах Пелончилло, горах Анимас и горах Флориды на юго-востоке Аризоны и в Нью-Мексико-Бутиле , а также на юге, в пустынях и горах северо-востока Соноры и Мексиканское плато на северо-западе Чиуауа, восточная локальная группа)
- Местная группа Хакайе (была частью гор Сьерра-Мадре в Соноре, Мексика)
- Местная группа Карризаленьос (известная другим чирикауа как Гол-га-хе-не - «Люди открытых мест» или Гуль-га-ки - «Люди луговых собачек»), жила исключительно в Чиуауа, между президиумами Яноса на западе и Каррисалем. и озеро Санта-Мария на востоке, на юге в направлении Корралитос, Касас-Грандес и Агуа-Нуэвас в 60 милях (97 км) к северу от Чиуауа , контролировало южную часть бассейна Гусмана и горы вдоль рек Касас-Грандес, Санта-Мария и Кармен . вероятно, называется Цебекиненде - «Люди каменного дома» или «Люди каменного дома», юго-восточная группа)
- Местная группа Пиналеньос / Сосновый лес (жила к югу от Бависпе , между рекой Бависпе и рекой Арос на северо-востоке Соноры и северо-западе Чиуауа, контролировала Сьерра-Уачинера , Сьерра-де-лос-Алисос и Сьерра-Накори-Чико , в горах был большой запас соснового леса апачей - поэтому их называли Pinaleños / Pinery Apache , юго-западная местная группа).
- Недни/Ндендахе Апачи (они были разделены на три локальные группы)
У Чоконен, Чиэнне, Недни и Бедонкохе, вероятно, было до трех других групп, названных соответственно в честь их лидеров или родины. К концу XIX века выжившие апачи уже не идентифицировали эти группы. Возможно, они были уничтожены (как Пиналеньо-Недни) или присоединились к более могущественным группам. Например, остатки Карризаленьо-Недни разбили лагерь вместе со своими северными родственниками Джанеро-Недни.
Карризалено-Недни делили перекрывающуюся территорию в окрестностях Касас-Грандес и Агуас-Нуэвас с Цебекиненде , южной группой мескалеро часто называли Агуас-Нуэвас (которую испанцы ). Испанцы называли группу апачей тем же именем Цебекиненде. Эти две разные группы апачей часто путали друг с другом. (Похожая путаница возникла при различении джанерос-недни чирикауа ( Dzilthdaklizhéndé ) и дзитинандэ мескалеро.
Известные люди чирикауа-апачи
[ редактировать ]Для людей после 19 века см. страницы конкретных племен: Племя апачей Форт-Силл , Племя апачей Мескалеро из резервации Мескалеро и Племя апачей Сан-Карлос .
- Джеронимо (1829–1909), воин, знахарь банды Бедонкохе Ндендахе.
- Милдред Клегхорн (племя апачей Форт-Силл) была первым председателем племени апачей Форт-Силл , избранным в 1976 году.
- Чато , также Бидаяджисинли или Педес-клинье (1854–1934), воин, разведчик
- Чиуауа , также Чевава, Клаеш, Тлаиэс (ок. 1825–1901)
- Кочисе , вождь местной группы народа Цоканенде в Чиуикауи.
- Байшан , Кучилло Негр (ок. 1796–1857) военный вождь местной группы народа Чихенде на юге Уорм-Спрингс и главный их вождь после смерти своего отца (Фуэрте / Сольдадо Фиеро).
- Дахтесте (Тахдесте) , женщина-воин и спутница Лозена; сестра Ильт-гоз-ая, жена Чиуауа,
- Дельгадито (ок. 1810–1864), главный вождь местной группы народа чихенде на Медном руднике.
- Гуен (ок. 1857–1903), женщина из группы народа чихенде из Варм-Спрингс.
- Джу (ок. 1825–1883), знахарь и руководитель местной группы Джанеро банды Недни.
- Лозен , «Ловкий конокрад» (ок. 1840–1890), женщина-воин и пророк народа чихенде.
- Мангас Колорадас (ок. 1793–1863) был главой местной группы народа Чиенде на Медных рудниках и главным вождем после смерти Хуана Хосе Компа.
- Массаи , также известный как Мах-сии (ок. 1847–1906/1911), воин банды Мимбрес Чихенде.
- Найче (ок. 1857–1919), второй сын Кочизе, был последним потомственным вождем местной группы народа Цоканенде в Чиуикауи.
- Нана (ок. 1805/1810?–1896), военный вождь народа чихенде из Варм-Спрингс.
- Тахзай (ок. 1843–1876), сын Кочизе и его преемник на посту вождя местной группы народа Цоканенде Чиуикауи.
- Цо-ай , также Панайотишн, Пе-нел-тишн, «Персики», разведчик генерала Крука.
- Ульзана (ок. 1821–1909), военачальник чихуахуа местной группы чоконен народа цоканенде.
- Победа , также Биду-я, Бедуят (Тот, кто проверяет свою лошадь) (ок. 1825–1880), вождь народа Чихенде (Мимбреньо) Теплых источников.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Изучите данные переписи» .
- ^ «Племя апачей Форт-Силл получило прокламацию о резервации в США после 125-летнего ожидания» . Рейтер . 23 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ Хойер, Гарри (1943). «Высотный акцент в апачских языках». Язык . 19 (1): 38–41. дои : 10.2307/410317 . JSTOR 410317 .
- ^ «Национальный каталог языков коренных народов Мексики» .
- ^ Дебо, стр. 9–13.
- ^ Jump up to: а б с д и Стокель, Генриетта (15 сентября 2022 г.). Спасение через рабство: апачи и священники чирикауа на испанской колониальной границе . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 16. ISBN 978-0-8263-4327-7 .
- ^ «Данза Апач Чирикауа в Комонфорте» . Ютуб .
- ^ Трапп, с. 366.
- ^ Трапп, стр. 6–8.
- ^ Трапп с. 7
- ^ Трапп с. 19
- ^ «Индийская нация чирикауа-апачи» . Chiricahuaapache.org . Проверено 11 марта 2010 г.
- ^ Я должен стр. 42.
- ^ Робертс: с. 36.
- ^ Стрикленд, Рекс В. (осень 1976 г.) «Рождение и смерть легенды: резня Джонсона 1837 г.»], Аризона и Запад , Vol. 18, № 3. С. 257–86.
- ^ Робертс с. 37
- ^ Робертс с. 35
- ^ Робертс, стр. 21–29.
- ^ Грант, Улисс С. (1912). «Резервация Чирикауа ~ 14 декабря 1872 г.» [Указы относительно индейских резервов с 14 мая 1855 г. по 1 июля 1902 г.]. Интернет-архив . Типография правительства США. стр. 5–6. LCCN 34008449 .
- ^ «Карта территории Аризоны, 1876 год» . Библиотека Конгресса США . Главное земельное управление США. LCCN 99446141 .
- ^ Трапп с. 168
- ^ Грант, Улисс С. (1912). «Указ от 14 декабря 1872 г. — Земли резервации Чирикауа возвращены в общественное достояние — 30 октября 1876 г.» [Указы, касающиеся индейских резерватов, с 14 мая 1855 г. по 1 июля 1902 г.]. Интернет-архив . Типография правительства США. п. 6. LCCN 34008449 .
- ^ «Том Джеффордс» . SouthernArizonaGuide.com . 28 ноября 2016 г.
- ^ Робертс, стр. 223–24.
- ^ Трапп, стр. 366–67.
- ↑ Салопек, Пол, Мексиканцы вспоминают последних апачей, живущих в Сьерра-Мадре , Chicago Tribune, 7 сентября 1997 г.
- ^ Я должен стр. 447–48
- ^ «Племя апачей Форт-Силл - территория племени» . Fortsillapache-nsn.gov . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «История племени» . Fortsillapache-nsn.gov . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ перечислены три варианта названий групп Чирикауа: первый: т.е. Чоконен теперь является распространенной / обычной формой, второй: Чукуненде используется племенем апачей Форт-Силл в Оклахоме, третий: Цоканенде - еще одна транскрипция.
- ^ Эдвин Р. Суини: Кочиз: вождь чирикауа-апачей , University of Oklahoma Press 1995, ISBN 978-0-8061-2606-7
- ^ Кэтлин П. Чемберлен, Викторио: воин и вождь апачей , Норман: University of Oklahoma Press, 2007. ISBN 978-0-8061-3843-5
- ↑ Монтичелло (первоначально называвшийся Каньяда-Аламоса , что по-испански означает «Коттонвуд-Каньон») был штаб-квартирой Южного агентства апачей до того, как в 1874 году был открыт пост в соседнем Охо-Кальенте. В 1870 году в Каньяда-Аламоса проживало около 500 апачей. Кочиз и его чирикауа посетили этот район в 1871 году. К 1877 году большая часть апачей исчезла. Чирикауа называли его Кеготои - «Поврежденные дома».
- ^ Эдвин Р. Суини. Красные рукава: вождь апачей чирикауа , Норман: University of Oklahoma Press, ISBN 978-0-8061-3063-7
- ^ Уильям Б. Гриффен: Апачи в войне и мире: Президио Яноса 1750–1858 , University of Oklahoma Press 1998, ISBN 978-0-8061-3084-2
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дебо, Энджи. (1976) Джеронимо: Человек, его время, его место, Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-1828-8 .
- Робертс, Дэвид. (1993) Однажды они двинулись как ветер, Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-702211
- Трапп, Дэн Л. (1988) Завоевание Апачерии, Норман: University of Oklahoma Press. ISBN 0-8061-1286-7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кастеттер, Эдвард Ф. и Оплер, Моррис Э. (1936). Этнобиология апачей чирикауа и мескалеро: использование растений в пищу, напитки и наркотики . Этнобиологические исследования на Юго-Западе Америки (Том 3); Биологическая серия (Том 4, № 5); Бюллетень Университета Нью-Мексико, целиком (№ 297). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико.
- Хойер, Гарри и Оплер, Моррис Э. (1938). Тексты апачей Чирикауа и Мескалеро . Публикации Чикагского университета по антропологии; Лингвистический сериал. Чикаго: Издательство Чикагского университета. (Перепечатано в 1964 году в Чикаго: University of Chicago Press; в 1970 году в Chicago: University of Chicago Press; и в 1980 году под руководством Х. Хойера в Нью-Йорке: AMS Press, ISBN 0-404-15783-1 ).
- Оплер, Моррис Э. (1933). Анализ социальной организации мескалеро и чирикауа-апачей в свете их систем взаимоотношений . Неопубликованная докторская диссертация, Чикагский университет.
- Оплер, Моррис Э. (1935). Концепция сверхъестественной силы среди апачей чирикауа и мескалеро. Американский антрополог , 37 (1), 65–70.
- Оплер, Моррис Э. (1936). Системы родства южных атабаскиязычных племен. Американский антрополог , 38 (4), 620–33.
- Оплер, Моррис Э. (1937). Схема общественной организации чирикауа-апачей. В Ф. Игане (ред.), Социальная антропология североамериканских племен (стр. 171–239). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Оплер, Моррис Э. (1938). Отчет чирикауа-апачей о кампании Джеронимо 1886 года. Историческое обозрение Нью-Мексико , 13 (4), 360–86.
- Оплер, Моррис Э. (1941). Образ жизни апачей: экономические, социальные и религиозные институты индейцев чирикауа . Чикаго: Издательство Чикагского университета. (Перепечатано в 1962 году Чикаго: University of Chicago Press; в 1965 году Нью-Йорком: Cooper Square Publishers; в 1965 году Чикаго: University of Chicago Press; и в 1994 году Линкольном: University of Nebraska Press, ISBN 0-8032-8610-4 ).
- Оплер, Моррис Э. (1942). Личность апачей Мансо. Американский антрополог , 44 (1), 725.
- Оплер, Моррис Э. (1946). Материалы чирикауа-апачей, касающиеся колдовства. Первобытный человек , 19 (3–4), 81–92.
- Оплер, Моррис Э. (1946). Горные духи чирикауа-апачей. Мастерключ , 20 (4), 125–31.
- Оплер, Моррис Э. (1947). Заметки о культуре чирикауа-апачей, I: Сверхъестественная сила и шаман. Первобытный человек , 20 (1–2), 1–14.
- Оплер, Моррис Э. (1983). Чирикауа Апач. В А. Ортисе (ред.), Southwest (стр. 401–18). Справочник североамериканских индейцев (Том 10). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
- Оплер, Моррис Э.; И Френч, Дэвид Х. (1941). Мифы и сказания индейцев чирикауа-апачи . Мемуары американского фольклорного общества, (Том 37). Нью-Йорк: Американское фольклорное общество. (Перепечатано в 1969 году Нью-Йорком: Kraus Reprint Co.; в 1970 году Нью-Йорком; в 1976 году Милвудом, штат Нью-Йорк: Kraus Reprint Co.; и в 1994 году под руководством ME Opler, Morris Линкольном: University of Nebraska Press. ISBN 0-8032-8602-3 ).
- Оплер, Моррис Э.; И Хойер, Гарри. (1940). Язык набегов и военных действий апачей чирикауа. Американский антрополог , 42 (4), 617–34.
- Шредер, Альберт Х. (1974). Исследование индейцев апачей: части IV и V. Индейцы апачи (№ 4), этноистория американских индейцев, индейцы Юго-Запада. Нью-Йорк: Гарленд.
- Сеймур, Дени Дж. (2002) Завоевание и сокрытие: после фазы Эль-Пасо в Форт-Блисс. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет Одинокой горы 525/528. Этот документ можно получить, связавшись с [email protected] .
- Сеймур, Дени Дж. (2003) Протоисторическое и раннеисторическое временное разрешение. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет Одинокой горы 560–003. Этот документ можно получить, связавшись с [email protected] .
- Сеймур, Дени Дж. (2003) Комплекс Серро Рохо: уникальный комплекс коренных народов в районе Эль-Пасо и его последствия для ранних апачей. Материалы XII конференции Хорнада Моголлон в 2001 году. Geo-Marine, Эль-Пасо.
- Сеймур, Дени Дж. (2004) Разведение скота в районе Великих апачей: свидетельства межкультурного взаимодействия на территории Ред-Хилл. Равнинный антрополог 49 (190): 153–92.
- Сеймур, Дени Дж. (2004) До появления испанских хроник: ранние апачи на южном юго-западе, стр. 120–42. В книге «Древний и исторический образ жизни в Скалистых горах Северной Америки». Материалы антропологической конференции Скалистых гор 2003 года, Эстес-Парк, Колорадо, под редакцией Роберта Х. Брансвига и Уильяма Б. Батлера. Кафедра антропологии Университета Северного Колорадо, Грили.
- Сеймур, Дени Дж. (2007) Военные преступления на сексуальной почве или стратегии структурированных конфликтов: археологический пример юго-запада Америки. В Техасе и Пойнтс-Уэст: статьи в честь Джона А. Хедрика и Кэрол П. Хедрик, под редакцией Редже Н. Уайзмана, Томаса К. О'Лафлина и Корделии Т. Сноу, стр. 117–34. Документы Археологического общества Нью-Мексико № 33. Археологическое общество Нью-Мексико, Альбукерке.
- Сеймур, Дени Дж. (2007) Апачи, испанцы и протоисторическая археология в Форт-Блисс. Отдел охраны окружающей среды, Управление окружающей среды, Форт-Блисс. Отчет Одинокой горы 560–005. С Тимом Чёрчем
- Сеймур, Дени Дж. (2007) Археологический взгляд на континуум Хохокам-Пима. Бюллетень археологии Старого Пуэбло № 51 (декабрь 2007 г.): 1–7. (Речь идет о раннем присутствии атапасков.)
- Сеймур, Дени Дж. (2008) Деспобладо или Хартленд Атапаски: методологический взгляд на использование ландшафтов предков апачей в районе Саффорда. Глава 5 в книге «Перекресток юго-запада: культура, этническая принадлежность и миграция в бассейне Саффорд в Аризоне», стр. 121–62, под редакцией Дэвида Э. Перселла, Cambridge Scholars Press, Нью-Йорк.
- Сеймур, Дени Дж. (2008) Залог мира: свидетельства лагеря по Договору Кочиз-Ховарда. Историческая археология 42 (4): 154–79. С Джорджем Робертсоном.
- Сеймур, Дени Дж. (2008) Apache Plain и другие простые программы на сайтах Apache на южном юго-западе. В «Интуитивной прозорливости: статьи в честь Фрэнсис Джоан Матиен» под редакцией Р. Н. Уайзмана, Т. К. О'Лафлина, К. Т. Сноу и К. Трэвиса, стр. 163–86. Документы Археологического общества Нью-Мексико № 34. Археологическое общество Нью-Мексико, Альбукерке.
- Сеймур, Дени Дж. (2008) Серфинг за волной: дискуссия о контрапункте, относящаяся к «Ранчерии в Гран-Апачерии». Равнинный антрополог 53(206):241–62.
- Сеймур, Дени Дж. (2008) Атапаски до дифференциации (протоапачи) на южном юго-западе 13 и 14 веков. Глава в отредактированном томе в стадии подготовки. Также доклад на симпозиуме: «Самые ранние атапаски на южном юго-западе: последствия для миграции», организованный и возглавленный Дени Сеймур, Общество американской археологии, Ванкувер.
- Сеймур, Дени Дж. (2009) Оценка свидетельств очевидцев коренных народов вдоль тропы Коронадо от международной границы до Сиболы. Исторический обзор Нью-Мексико 84 (3): 399–435.
- Сеймур, Дени Дж. (2009) Отличительные места, подходящие пространства: концептуализация продолжительности работы мобильных групп и использования ландшафта. Международный журнал исторической археологии 13 (3): 255–81.
- Сеймур, Дени Дж. (2009) Апачские викиупы девятнадцатого века: исторически задокументированные модели археологических свидетельств жилищ мобильных людей. Античность 83(319):157–64.
- Сеймур, Дени Дж. (2009) Комментарии к генетическим данным, касающимся атапасских миграций: последствия Малхи и др. Исследование апачей и навахо. Американский журнал физической антропологии 139 (3): 281–83.
- Сеймур, Дени Дж. (2009) Участок Серро Рохо (LA 37188) - большое место обитания предков апачей на вершине горы на юге Нью-Мексико . Проект цифровой истории. Офис государственного историка Нью-Мексико.
- Сеймур, Дени Дж. (2010) Циклы обновления, транспортируемые активы: аспекты жилищного ландшафта предков апачей. Принят в Plains Anthropologie.
- Сеймур, Дени Дж. (2010) Контекстуальные несоответствия, статистические выбросы и аномалии: ориентация на незаметные профессиональные события. Американская древность. (Зима, в печати)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Племя апачей Форт Силл , официальный сайт
- Племя Мескалеро Апачи , официальный сайт
- Тексты апачей Чирикауа и Мескалеро
- Аллан Хаузер, художник чирикауа-апачей
- Чирикауа-Апачи , Служба национальных парков