Jump to content

Цоциль

Цоциль
Соцлеб
Общая численность населения
550,274 (2020) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Мексика (  Чьяпас )
Языки
Цоциль и мексиканский испанский
Родственные этнические группы
Другие люди майя

Цоцили , коренные народы майя проживающие в центральном высокогорье штата Чьяпас , Мексика. [ 2 ] По состоянию на 2000 год их насчитывалось около 298 000 человек. Муниципалитетами с наибольшим населением цоцилей являются Чамула (48 500 человек), Сан-Кристобаль-де-лас-Касас ) и Зинакантан (24 300 человек) в мексиканском штате Чьяпас (30 700 человек . [ 3 ] [ 4 ]

Язык цоциль , как и цельталь и чол , произошел от прото-чола, на котором говорили в поздний классический период в таких местах, как Паленке и Яшчилан . [ 5 ] Слово цоциль первоначально означало « люди летучих мышей » или «люди летучих мышей» на языке цоциль (от соц «летучая мышь»). [ 6 ] Сегодня цоцили называют свой язык баци коп , что означает «истинный язык». [ 7 ] : I:с.162, 234

Дома традиционно строились из плетня, глины или пиломатериалов , обычно с соломенными крышами. Традиционная мужская одежда состоит из рубашки, коротких брюк, шейного платка, шляпы и шерстяного пончо . Традиционная женская одежда — блузка или длинное платье ( уипиль ), индиго юбка цвета ( энредо ), хлопковый пояс и шаль. [ 8 ] [ 9 ]

Основываясь на лингвистических и археологических данных, ученые полагают, что общие предки современных народов цоциль и цельталь прибыли в Чьяпас между 100 г. до н.э. и 300 г. н.э. Согласно испанским хроникам, незадолго до испанского завоевания цоцили экспортировали перья кецаля и янтарь в ацтеков столицу Теночтитлан . Они также добывали соль из колодцев недалеко от Икстапы и торговали ею по всему высокогорью Чьяпаса и продолжали делать это после завоевания. [ 2 ]

Испанские завоеватели встретили в Чьяпасе сравнительно небольшое сопротивление. В 1522 году сеньор Зинакантана Кускакуатль обратился к испанцам с предложением верности, и его подданные впоследствии помогли испанскому полководцу Луису Марину подчинить соседние племена. С другой стороны, выходцы из Чамулы упорно сражались с испанцами. Они и жители Уикстлана в конце концов бежали, не оставив ничего, чем могли бы воспользоваться захватчики. Не имея возможности получить от этих людей услуги или дань, испанцы вернулись на побережье Персидского залива , а цоцили вернулись к своим землям и образу жизни. Другие испанские вторжения в следующее десятилетие в целом пощадили цоцилей, но их численность значительно сократилась из-за болезней и голода. Многие деревни были насильственно переселены, а местные жители были назначены вассалами энкомьенд ( земельных даров), предоставленных испанской короной завоевателям. [ 3 ]

После испанского завоевания цоцили на протяжении веков эксплуатировались в качестве рабочих сначала испанцами, а затем ладино ( городскими испаноговорящими людьми испанского и коренного происхождения), которые владеют большей частью земли и доминируют в торговле. На протяжении большей части этого периода жесткая кастовая система резко отделяла туземцев от ладино, обладая совершенно разными правами и обязанностями. Угнетение привело их к восстаниям в 1528, 1712 и 1868 годах. [ 3 ] Положение цольцилей значительно ухудшилось в 1863 году, когда законы, принятые Бенито Хуаресом, лишили индийские города их корпоративных земель, вынудив многих зинакантеко стать наемными рабочими на фермах, принадлежащих ладино.

Чувство национальной гордости среди цоцилей усилилось с 1940 года, поскольку коренные жители все чаще стали занимать местные административные посты и использовать свою культурную самобытность в политических целях. В то время как в некоторых городах появились значительные общины цоцилей, другие города цоцили подвергаются «реиндианизации», поскольку ранее доминирующие меньшинства ладино мигрировали в более крупные города. [ 3 ]

После падения цен на кофе в 1980-х годах многим жителям высокогорья стало трудно найти устойчивую работу. Поскольку как население, так и иностранный туризм выросли, продажа ремесленных товаров заменила другие виды экономической деятельности. Цоцили обычно продают свою продукцию в близлежащих городах Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Комитан и Симоховель . В последнее время, и все чаще, многие майя из горной местности Чьяпаса нашли миграцию в другие части Мексики и нелегальную иммиграцию в Соединенные Штаты способом покончить с натуральным сельским хозяйством и ужасными зарплатами. [ нужна ссылка ]

Проблемы, связанные с социальной интеграцией, сохраняются, особенно среди ладино. Поддержка сапатистского движения, [ 4 ] а также для других ненасильственных оппозиционных групп, таких как Лас Абехас , [ 10 ] силен среди цоцилей.

Родная религия

[ редактировать ]

Испанский летописец описал Зинакантан как народ с «бесконечным числом богов; они поклонялись солнцу и приносили жертвы ему, полноводным рекам, источникам, деревьям с густой листвой и высоким холмам, которые они давали». благовония и дары... их предки обнаружили каменную летучую мышь, считали ее Богом и поклонялись ей» (Хименес 1929-1931, 360). [ 2 ]

Цоцили представляют мир как квадрат, в центре которого находится «пуп», земляной холмик, расположенный в церемониальном центре. Мир покоится на плечах Вашика , аналогичного Четырехугольным Богам или Несущим Неба древних Майя. Эта космическая модель отражена в совершаемых жрецами церемониальных обходах вокруг домов и полей, которые проходят против часовой стрелки по четырем углам и заканчиваются в центре, где приносятся подношения богам. Подземный мир Цоциль, населенный расой гномов, созданных богами во время их попыток создать человечество. [ 2 ]

Солнце – «Наш Отец Тепло», а Луна – «Наша Святая Мать». Планету Венеру называют «Подметающей Путь», поскольку она предшествует Солнцу на его пути по всему миру. Местные холмы и горы являются домами семейных пар, Тотилмеилов или «Отцов-Матерей», самых важных богов цоцилей. Следующее по значимости божество — Повелитель Земли. В наше время его изображают большим толстым и богатым ладино, живущим под землей, владеющим всей землей и ее природными ресурсами. Цоциль, использующий любой из этих ресурсов — водоемы, деревья, грязь для своего дома, известняк вместо извести — должен вознаградить Повелителя Земли соответствующими подношениями во время церемонии. [ 2 ]

Цоцили верят, что у каждого человека есть две души: чулель и вейхель . Чулель это внутренняя, личная душа, расположенная в сердце и крови, помещенная в нерожденный эмбрион богами-предками. Он состоит из тринадцати частей, и человек, потерявший одну или несколько из этих частей, должен пройти церемонию исцеления, проводимую шаманом, чтобы восстановить их. « Потеря души » может быть вызвана страхом упасть или увидеть демона темной ночью; как наказание богов предков за плохое поведение; или быть проданным в рабство Повелителю Земли посредством злого колдовства. [ 2 ] После смерти внутренняя душа покидает тело и отправляется в Катибак , мир мертвых в центре Земли. Там он останется на тот же период времени, что и в человеческом мире, проживая свою жизнь наоборот, все моложе и моложе, пока боги-предки не передадут его другому новорожденному противоположного пола. [ 11 ] : с.131, 198–9. [ 12 ] Крещёные младенцы и женщины, умирающие при родах, отправляются прямо в Винаджель, расположенный на Солнце. Люди, которые утонули, были убиты или в которых ударила молния, не идут в Катибак. [ 11 ] : стр.42–3 У животных и деревьев тоже есть душа чулель , которая проходит тот же цикл. [ 11 ] : стр.249

Другая душа, вэйджел , — это дух-животное, общий с чанулом , диким животным. На протяжении жизни каждого человека все, что происходит с животным духом, происходит и с человеком, и наоборот. Этих духов-компаньонов, состоящих из ягуаров , оцелотов , койотов и более мелких животных, таких как белки и опоссумы , боги-предки содержат в четырех загонах внутри «Старшей Большой Горы» на восточной стороне мира. Если дух животного выпущен из загона богами предков, человек подвергается смертельной опасности и должен пройти длительную церемонию, чтобы собрать чанул и вернуть его в загон. [ 2 ] Только у людей есть странная душа. [ 11 ] : стр.249

Каждый город связан со священной горой. Бог Манохел-Тойел создал людей, выведя их из пещер первоначальных холмов. [ 11 ] : стр.237 Согласно мифу, каждый из богов-покровителей «поселился на холме по приказу богов четырех сторон земли». [ нужны разъяснения ] [ 2 ] : стр.35

Яхваль Баламиль — бог, живущий внутри земли. Он ездит на олене со змеиными уздечками и освобождает наполненные водой облака изнутри Земли через пещеры. Он заявляет о себе кваканьем лягушек». [ 2 ] : с.35, 94

Синкретизм

[ редактировать ]

За столетия, прошедшие после испанского завоевания , под влиянием католицизма , цоцили стали ассоциировать Солнце с Богом-Отцом или Иисусом Христом, а Луну с Девой Марией. Они также почитают резные деревянные или гипсовые изображения и изображения католических святых, одетых в одежду в стиле колониального стиля и зинакантеко. [ 2 ]

Цоцили упоминаются в научном названии вида мексиканской гадюки Cerrophidion tzotzilorum . [ 13 ]

  1. ^ ИНЕГИ .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фогт, Эвон З. (1983). Подношения богам: символический анализ зинакантических ритуалов . Мексика: Фонд экономической культуры. Цитируется Альфредом Лопесом Остином (1997), с. 133, 148 и последующие.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Родригес, Мария Консепсьон Обрегон (2003). Цоцилес (PDF) . Мексика: ПРООН. ISBN  970-753-007-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Перейти обратно: а б Фонд «Народы мира» (1009). Цоциль Онлайн-версия , доступ к которой осуществлен 16 августа 2009 г.
  5. ^ Коу, Майкл Д. (1999). Майя (6-е изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 100-1 134–136. ISBN  0-500-28066-5 .
  6. ^ Лафлин, Роберт М. (1975). Большой словарь цоциль Сан-Лоренцо Зинакантан . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института.
  7. ^ Лафлин, Роберт М. (1988). Большой словарь цоциль Санто-Доминго-Зинакантан . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института.
  8. ^ Британская энциклопедия (2009), Цоциль . Доступ к онлайн-записи осуществлен 16 августа 2009 г.
  9. ^ Карен Юэлл (2005), Мексиканский текстиль - Цоциль из Чьяпаса . Доступ 16 августа 2009 г.
  10. ^ Таванти, Марко. Лас-Абежас: пацифистское сопротивление и синкретическая идентичность в глобализирующемся штате Чьяпас. Нью-Йорк: Рутледж, 2003.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Гитерас-Холмс, Каликста (1965). Опасности души: взгляд цоциля на мир . Мексика: Фонд экономической культуры. Цитируется Альфредо Лопесом Остином (1997), с. 146 и последующие.
  12. ^ Остин, Альфред Лопес (1997). Тамоанчан, Тлалокан Места тумана – Серия «Мезоамериканские миры». Перевод Бернарда Р. Ортиса; Тельма Ортис из Монтеллано. Источник: Университетское издательство Колорадо . ISBN  0-87081-445-1 . OCLC   36178551 .
  13. ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN   978-1-4214-0135-5 . («Цоциль», стр. 269).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81fff97f0496eed779fe904fb2e9f1a7__1714921620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/a7/81fff97f0496eed779fe904fb2e9f1a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tzotzil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)