Цоциль
Общая численность населения | |
---|---|
550,274 (2020) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мексика ( Чьяпас ) | |
Языки | |
Цоциль и мексиканский испанский | |
Родственные этнические группы | |
Другие люди майя |
Цоцили , — коренные народы майя проживающие в центральном высокогорье штата Чьяпас , Мексика. [ 2 ] По состоянию на 2000 год их насчитывалось около 298 000 человек. Муниципалитетами с наибольшим населением цоцилей являются Чамула (48 500 человек), Сан-Кристобаль-де-лас-Касас ) и Зинакантан (24 300 человек) в мексиканском штате Чьяпас (30 700 человек . [ 3 ] [ 4 ]
Язык цоциль , как и цельталь и чол , произошел от прото-чола, на котором говорили в поздний классический период в таких местах, как Паленке и Яшчилан . [ 5 ] Слово цоциль первоначально означало « люди летучих мышей » или «люди летучих мышей» на языке цоциль (от соц «летучая мышь»). [ 6 ] Сегодня цоцили называют свой язык баци коп , что означает «истинный язык». [ 7 ] : I:с.162, 234
Одежда
[ редактировать ]Дома традиционно строились из плетня, глины или пиломатериалов , обычно с соломенными крышами. Традиционная мужская одежда состоит из рубашки, коротких брюк, шейного платка, шляпы и шерстяного пончо . Традиционная женская одежда — блузка или длинное платье ( уипиль ), индиго юбка цвета ( энредо ), хлопковый пояс и шаль. [ 8 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]Основываясь на лингвистических и археологических данных, ученые полагают, что общие предки современных народов цоциль и цельталь прибыли в Чьяпас между 100 г. до н.э. и 300 г. н.э. Согласно испанским хроникам, незадолго до испанского завоевания цоцили экспортировали перья кецаля и янтарь в ацтеков столицу Теночтитлан . Они также добывали соль из колодцев недалеко от Икстапы и торговали ею по всему высокогорью Чьяпаса и продолжали делать это после завоевания. [ 2 ]
Испанские завоеватели встретили в Чьяпасе сравнительно небольшое сопротивление. В 1522 году сеньор Зинакантана Кускакуатль обратился к испанцам с предложением верности, и его подданные впоследствии помогли испанскому полководцу Луису Марину подчинить соседние племена. С другой стороны, выходцы из Чамулы упорно сражались с испанцами. Они и жители Уикстлана в конце концов бежали, не оставив ничего, чем могли бы воспользоваться захватчики. Не имея возможности получить от этих людей услуги или дань, испанцы вернулись на побережье Персидского залива , а цоцили вернулись к своим землям и образу жизни. Другие испанские вторжения в следующее десятилетие в целом пощадили цоцилей, но их численность значительно сократилась из-за болезней и голода. Многие деревни были насильственно переселены, а местные жители были назначены вассалами энкомьенд ( земельных даров), предоставленных испанской короной завоевателям. [ 3 ]
После испанского завоевания цоцили на протяжении веков эксплуатировались в качестве рабочих сначала испанцами, а затем ладино ( городскими испаноговорящими людьми испанского и коренного происхождения), которые владеют большей частью земли и доминируют в торговле. На протяжении большей части этого периода жесткая кастовая система резко отделяла туземцев от ладино, обладая совершенно разными правами и обязанностями. Угнетение привело их к восстаниям в 1528, 1712 и 1868 годах. [ 3 ] Положение цольцилей значительно ухудшилось в 1863 году, когда законы, принятые Бенито Хуаресом, лишили индийские города их корпоративных земель, вынудив многих зинакантеко стать наемными рабочими на фермах, принадлежащих ладино.
Чувство национальной гордости среди цоцилей усилилось с 1940 года, поскольку коренные жители все чаще стали занимать местные административные посты и использовать свою культурную самобытность в политических целях. В то время как в некоторых городах появились значительные общины цоцилей, другие города цоцили подвергаются «реиндианизации», поскольку ранее доминирующие меньшинства ладино мигрировали в более крупные города. [ 3 ]
После падения цен на кофе в 1980-х годах многим жителям высокогорья стало трудно найти устойчивую работу. Поскольку как население, так и иностранный туризм выросли, продажа ремесленных товаров заменила другие виды экономической деятельности. Цоцили обычно продают свою продукцию в близлежащих городах Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Комитан и Симоховель . В последнее время, и все чаще, многие майя из горной местности Чьяпаса нашли миграцию в другие части Мексики и нелегальную иммиграцию в Соединенные Штаты способом покончить с натуральным сельским хозяйством и ужасными зарплатами. [ нужна ссылка ]
Проблемы, связанные с социальной интеграцией, сохраняются, особенно среди ладино. Поддержка сапатистского движения, [ 4 ] а также для других ненасильственных оппозиционных групп, таких как Лас Абехас , [ 10 ] силен среди цоцилей.
Родная религия
[ редактировать ]Испанский летописец описал Зинакантан как народ с «бесконечным числом богов; они поклонялись солнцу и приносили жертвы ему, полноводным рекам, источникам, деревьям с густой листвой и высоким холмам, которые они давали». благовония и дары... их предки обнаружили каменную летучую мышь, считали ее Богом и поклонялись ей» (Хименес 1929-1931, 360). [ 2 ]
Цоцили представляют мир как квадрат, в центре которого находится «пуп», земляной холмик, расположенный в церемониальном центре. Мир покоится на плечах Вашика , аналогичного Четырехугольным Богам или Несущим Неба древних Майя. Эта космическая модель отражена в совершаемых жрецами церемониальных обходах вокруг домов и полей, которые проходят против часовой стрелки по четырем углам и заканчиваются в центре, где приносятся подношения богам. Подземный мир Цоциль, населенный расой гномов, созданных богами во время их попыток создать человечество. [ 2 ]
Солнце – «Наш Отец Тепло», а Луна – «Наша Святая Мать». Планету Венеру называют «Подметающей Путь», поскольку она предшествует Солнцу на его пути по всему миру. Местные холмы и горы являются домами семейных пар, Тотилмеилов или «Отцов-Матерей», самых важных богов цоцилей. Следующее по значимости божество — Повелитель Земли. В наше время его изображают большим толстым и богатым ладино, живущим под землей, владеющим всей землей и ее природными ресурсами. Цоциль, использующий любой из этих ресурсов — водоемы, деревья, грязь для своего дома, известняк вместо извести — должен вознаградить Повелителя Земли соответствующими подношениями во время церемонии. [ 2 ]
Цоцили верят, что у каждого человека есть две души: чулель и вейхель . Чулель — это внутренняя, личная душа, расположенная в сердце и крови, помещенная в нерожденный эмбрион богами-предками. Он состоит из тринадцати частей, и человек, потерявший одну или несколько из этих частей, должен пройти церемонию исцеления, проводимую шаманом, чтобы восстановить их. « Потеря души » может быть вызвана страхом упасть или увидеть демона темной ночью; как наказание богов предков за плохое поведение; или быть проданным в рабство Повелителю Земли посредством злого колдовства. [ 2 ] После смерти внутренняя душа покидает тело и отправляется в Катибак , мир мертвых в центре Земли. Там он останется на тот же период времени, что и в человеческом мире, проживая свою жизнь наоборот, все моложе и моложе, пока боги-предки не передадут его другому новорожденному противоположного пола. [ 11 ] : с.131, 198–9. [ 12 ] Крещёные младенцы и женщины, умирающие при родах, отправляются прямо в Винаджель, расположенный на Солнце. Люди, которые утонули, были убиты или в которых ударила молния, не идут в Катибак. [ 11 ] : стр.42–3 У животных и деревьев тоже есть душа чулель , которая проходит тот же цикл. [ 11 ] : стр.249
Другая душа, вэйджел , — это дух-животное, общий с чанулом , диким животным. На протяжении жизни каждого человека все, что происходит с животным духом, происходит и с человеком, и наоборот. Этих духов-компаньонов, состоящих из ягуаров , оцелотов , койотов и более мелких животных, таких как белки и опоссумы , боги-предки содержат в четырех загонах внутри «Старшей Большой Горы» на восточной стороне мира. Если дух животного выпущен из загона богами предков, человек подвергается смертельной опасности и должен пройти длительную церемонию, чтобы собрать чанул и вернуть его в загон. [ 2 ] Только у людей есть странная душа. [ 11 ] : стр.249
Каждый город связан со священной горой. Бог Манохел-Тойел создал людей, выведя их из пещер первоначальных холмов. [ 11 ] : стр.237 Согласно мифу, каждый из богов-покровителей «поселился на холме по приказу богов четырех сторон земли». [ нужны разъяснения ] [ 2 ] : стр.35
Яхваль Баламиль — бог, живущий внутри земли. Он ездит на олене со змеиными уздечками и освобождает наполненные водой облака изнутри Земли через пещеры. Он заявляет о себе кваканьем лягушек». [ 2 ] : с.35, 94
Синкретизм
[ редактировать ]За столетия, прошедшие после испанского завоевания , под влиянием католицизма , цоцили стали ассоциировать Солнце с Богом-Отцом или Иисусом Христом, а Луну с Девой Марией. Они также почитают резные деревянные или гипсовые изображения и изображения католических святых, одетых в одежду в стиле колониального стиля и зинакантеко. [ 2 ]
Эпонимы
[ редактировать ]Цоцили упоминаются в научном названии вида мексиканской гадюки Cerrophidion tzotzilorum . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ИНЕГИ .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Фогт, Эвон З. (1983). Подношения богам: символический анализ зинакантических ритуалов . Мексика: Фонд экономической культуры. Цитируется Альфредом Лопесом Остином (1997), с. 133, 148 и последующие.
- ^ Перейти обратно: а б с д Родригес, Мария Консепсьон Обрегон (2003). Цоцилес (PDF) . Мексика: ПРООН. ISBN 970-753-007-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Фонд «Народы мира» (1009). Цоциль Онлайн-версия , доступ к которой осуществлен 16 августа 2009 г.
- ^ Коу, Майкл Д. (1999). Майя (6-е изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 100-1 134–136. ISBN 0-500-28066-5 .
- ^ Лафлин, Роберт М. (1975). Большой словарь цоциль Сан-Лоренцо Зинакантан . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института.
- ^ Лафлин, Роберт М. (1988). Большой словарь цоциль Санто-Доминго-Зинакантан . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института.
- ^ Британская энциклопедия (2009), Цоциль . Доступ к онлайн-записи осуществлен 16 августа 2009 г.
- ^ Карен Юэлл (2005), Мексиканский текстиль - Цоциль из Чьяпаса . Доступ 16 августа 2009 г.
- ^ Таванти, Марко. Лас-Абежас: пацифистское сопротивление и синкретическая идентичность в глобализирующемся штате Чьяпас. Нью-Йорк: Рутледж, 2003.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гитерас-Холмс, Каликста (1965). Опасности души: взгляд цоциля на мир . Мексика: Фонд экономической культуры. Цитируется Альфредо Лопесом Остином (1997), с. 146 и последующие.
- ^ Остин, Альфред Лопес (1997). Тамоанчан, Тлалокан Места тумана – Серия «Мезоамериканские миры». Перевод Бернарда Р. Ортиса; Тельма Ортис из Монтеллано. Источник: Университетское издательство Колорадо . ISBN 0-87081-445-1 . OCLC 36178551 .
- ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN 978-1-4214-0135-5 . («Цоциль», стр. 269).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лафлин, Роберт М. (2003). Остерегайтесь Великого Рогатого Змея!: Чьяпас под угрозой Наполеона . Исследования IMS по культуре и обществу, вып. 8. Олбани, Нью-Йорк: Институт мезоамериканских исследований , Университет Олбани, SUNY ; распространяется издательством Техасского университета . ISBN 0-942041-19-4 . OCLC 52341702 .
- Остин, Альфред Лопес ; Лухан, Леонард Лопес (2001). Коренное прошлое Мексики . Цивилизация из сериала американских индейцев, нет. 240. Перевод Бернарда Р. Ортиса. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-3214-0 . OCLC 45879556 .