Клуб
Уипил [ˈwipil] ( науатль : huīpīlli [wiːˈpiːlːi] ; Ч'орти ': b'ujk ; [ нужна ссылка ] Chuj : nip ) — наиболее распространенная традиционная одежда, которую носят женщины коренных народов от центральной Мексики до Центральной Америки .
Это туника свободного покроя , обычно сделанная из двух или трех прямоугольных кусков ткани, которые затем соединяются с помощью стежков, лент или полосок ткани, с отверстием для головы и, если боковые стороны сшиты, отверстиями для рук. . Традиционные уипили , особенно церемониальные, обычно изготавливаются из ткани, сотканной на ткацком станке , и украшаются узорами, вплетенными в ткань, вышивкой, лентами, кружевом и многим другим. Однако некоторые хуипили также изготавливаются из коммерческой ткани.
может Длина уипиль варьироваться от короткой блузки до одежды, достаточно длинной, чтобы доходить до пола. Стиль традиционных уипилей обычно указывает на этническую принадлежность и общину владельца, поскольку у каждого есть свои методы создания ткани и украшений. Церемониальные уипили подходят для свадеб, погребений, женщин высокого ранга и даже для украшения статуй святых.
Уипиль носили коренные мезоамериканские женщины как высокого, так и низкого социального положения задолго до испанского вторжения . Характерный предмет ацтекской одежды , он остается самой распространенной женской одеждой коренных народов, которая до сих пор используется. [1] [2] Чаще всего его можно увидеть в мексиканских штатах Чьяпас , Юкатан , Кинтана-Роо , Оахака , Табаско , Кампече , Идальго , Мичоакан (где его называют уаненго ), Веракрус и Морелос . [1] [2] В Центральной Америке его чаще всего используют у майя в Гватемале . [3]
В Куэтсалане , Пуэбла, ежегодно проводится фестиваль кофе и уипиль под названием Feria del Huipil y Café , который начался в 1949 году. [4]
История
[ редактировать ]

После испанского завоевания Империи ацтеков и последующей испанской экспансии уипиль выжил, но развивался, включая элементы из других регионов и Европы. [3] Одним из старейших известных существующих уипилей является « Ла Малинче », названный так потому, что, как полагали, его носила Ла Малинче , переводчик Эрнана Кортеса, поскольку он очень похож на те, что изображены на ее изображениях в Лиенцо де Тласкала и Флорентийский кодекс . Однако тесты на углерод-14 датируют его XVIII веком. Он уникален не только для своего возраста, подобного ему нет ни в одной коллекции, а его размеры больше обычного — 120 на 140 см. Он изготовлен из хлопка с перьями, воском и золотой нитью. В дизайне преобладает изображение двуглавого орла, демонстрирующее как местное, так и испанское влияние. Он является частью коллекции Национального музея антропологии . [5]
Некоторые уипилы, например, с перешейка Теуантепек, демонстрируют азиатское влияние из-за ткани, привезенной с Филиппин . [6] Кроме того, в колониальный период уипиль стали носить с другой одеждой, особенно с европейскими юбками. Это привело к изменениям в самой одежде и способах ее использования. В некоторых случаях уипиль становился короче и служил своего рода блузкой, а не платьем. В том же регионе уипиль также превратился в длинный струящийся, а иногда и объемный головной убор, обрамляющий лицо. [6]
По сей день самые традиционные уипили изготавливаются из ткани ручной работы на ткацком станке. Однако появление коммерческих тканей сделало это дорогостоящим, и многие женщины из числа коренного населения перестали производить эту ткань или изготавливали более простые версии. К началу 1800-х годов женщины начали носить неукрашенные хуипиль или блузки в европейском стиле. К концу XIX века большинство женщин майя полностью забыли технику плетения парчи . [3]
Уипиль сохранился во многих общинах коренных народов, если не как повседневная одежда, то как одежда для церемоний или особых случаев. Когда женщина надевает уипиль, особенно церемониальный или очень традиционный, это своего рода ритуал. Она становится центром символического мира, когда ее голова проходит через отверстие на шее. Руками она образует крест и окружена мифом как между небом и подземным миром. [7]
Описание
[ редактировать ]
Уипиль — это одежда, похожая на тунику, изготовленная путем сшивания от одного до пяти кусков ткани. Самым распространенным волокном является хлопок, но есть также волокна из шерсти и шелка. [2] [7] Большинство уипилей состоят из двух или трех частей, обычно одинакового размера, за одним исключением являются изделия из высокогорья Чьяпаса, где центральная часть шире боковых. Панели не сшиваются в обычном смысле швами, а соединяются с помощью лент, небольших полосок ткани или сложной строчки, при которой края панелей соприкасаются или почти соприкасаются. Это добавляет элемент декора одежде. [1] [2]

Большинство классических уипильей шире, чем длинны, хотя в последние годы ширина уменьшилась. [1] Уипили могут быть длиной до талии или доходить до лодыжек или где-то между ними, но большинство из них длиной чуть выше или чуть ниже колена. [1] [2] Длинная или короткая, она не предназначена для облегающей одежды. [7] Вырез может быть круглым, овальным, квадратным или простым разрезом. [2] Большинство из них пришиты по бокам, оставляя в верхней части отверстие для прохождения рук. Некоторые хуипили не пришиты по бокам, особенно самые короткие. [8] [1] В то время как сегодня уипиль изготавливается из коммерческой ткани, самые традиционные изготавливаются из ткани ручной работы, изготовленной на ткацком станке. [2] Детали, из которых будет изготовлен уипиль, ткутся по размеру и никогда не разрезаются. [1] [3] Несмотря на свою простоту, ткацкий станок с ремешком позволяет вплетать в ткань больше типов техник и рисунков, чем другие типы ткацких станков. [1] На большую часть тканей ручной работы вплетены узоры, особенно на ткани, предназначенные для церемониальных уипилей. Декоративные элементы могут обозначать историю, культурную самобытность, что-то личное в владельце и многое другое. [2] Поскольку большинство коренных народов происходят из сельскохозяйственных обществ, дизайн одежды обычно связан с миром природы. [8] Самые сложные узоры обычно известны лишь немногим мастерам-ткачам старшего возраста. [3] [9] Помимо рисунков, встроенных в ткань, другие декоративные элементы могут включать вышивку, ленты, перья, кружево и многое другое. [7]
Изготовление традиционных уипиль является важным культурным и экономическим занятием для амузго , особенно в Сочистлауаке , где большинство людей до сих пор носят традиционную одежду. Девочки начинают изучать это ремесло еще в раннем возрасте, изучая техники и узоры у своих матерей и бабушек. Ткачество является важным источником дохода, поскольку сельского хозяйства недостаточно для удовлетворения потребностей большинства семей. Хотя они работают над другими предметами, такими как скатерти и другие предметы одежды, самым популярным и ценным остается уипиль. [9] Женщины Амузго достигли определенного уровня известности: такие ткачихи, как Флорентина Лопес де Хесус, получили признание на конкурсе ремесел ЮНЕСКО 2001 года для Латинской Америки и Карибского бассейна. [10] [9]
Вариации в разных регионах
[ редактировать ]
Традиционные уипиль обычно идентифицируют коренную группу и сообщество владельца, поскольку у каждого есть свои собственные дизайны как для ткачества, так и для вышивания. [2] [3] В некоторых общинах, таких как Джамильтепек в Оахаке, существует табу на то, чтобы сделанные там хуипиль носили женщины из других регионов. [6]
За исключением очень длинных хуипилей, их обычно носят с другими предметами одежды, такими как юбка или комбинезон. Большинство уипиль висят свободно, но некоторые можно завязать на талии или заправить в юбку, как блузку. [1] В некоторых случаях, например, в Сан-Хуан-Копале , Оахака, дополнительная длина уипила закатывается на талию при ношении с юбкой. [7]

У женщин обычно есть повседневные уипили, а те, которые надевают только в особых случаях, например на свадьбах. [7] Декоративные элементы часто располагаются горизонтальными полосами, но встречаются и с вертикальной ориентацией. В ряде общин коренных народов экстравагантные уипили, изготовленные для свадьбы женщины, затем аккуратно убирают и хранят, чтобы использовать их позже на ее похоронах. В других с этой целью по достижении женщиной определенного возраста начинают специальный уипиль. [1] [9] Изготавливаются также церемониальные уипили для украшения изображений святых. Во время праздников этих святых можно одевать в многослойные уипили, придавая им откормленный вид. [1]
Эта одежда распространена среди различных групп майя. Для женщин майя в Гватемале рисунки уипиль на передней части спины и плечах могут определить, какой тип майя и из какого сообщества. [8] Церемониальные уипили майя носят только статуи святых и жены религиозных деятелей. [3]
Чинантека уипиль представляет собой сложную конструкцию, вся одежда покрыта ткаными и вышитыми геометрическими узорами различных цветов, а края дополнительно украшены лентами. [7] [2] [11] В Охитлане , штат Оахака, женщины Чинантека на свадьбу носят специальные уипили, разделенные на три класса. Первый называется «гала» или «красный» и раньше был традиционным свадебным платьем. Однако из-за дороговизны немногие семьи могут себе это позволить. Второй тип называется «паво» и используется для особых случаев. Он похож на первый, но имеет менее насыщенный красный цвет и меньший дизайн. Третий тип, называемый «pájaros y palomas» (птицы и голуби), является наиболее экономичным из трех, и его довольно легко найти на рынках. Он белого цвета с фигурками птиц и других животных ярких и контрастных цветов. Раньше это было предназначено для женщин среднего возраста и старше, но с тех пор его переняли многие. [7]
Коренные женщины перешейка Теуантепек известны тем, что носят два уипиль. Первый представляет собой короткий бархатный хуипиль, густо расшитый цветочными мотивами, а второй — для особых случаев, обычно белого цвета, обрамляет лицо, а затем надевается на голову, закрывая шею и плечи. [2] [11] Блузка «huipil» имеет длину всего около 60 см и демонстрирует современное, европейское и даже азиатское влияние. Обычно ее носят с объемной юбкой в европейском стиле, которая также богато украшена. Головной убор называется «уипиль де тапар» (покрывающий уипиль) или биданиро. [6]
Уипилы Санта-Мария-Магдалена, штат Чьяпас, богаты символикой с изображениями богов, цветов, лягушек и других изображений, имеющих мифологическое значение. Он также включает в себя набор символов, которые служат своеобразной подписью ткача. Церемониальный уипиль Магдалины имеет рисунки, изображающие вселенную в форме креста, где восток представлен на правом плече, а запад — на левом. Юг представлен на груди, а север – на спине. Одевшись, женщина становится центром вселенной. Этот уипиль используют только женщины самого высокого социального положения, а также им одевают статуи святых. [7] [2]
Уипили Амузго изготавливаются из парчовой ткани. [11] Уипилы Amuzgo имеют изысканный набор дизайнов, основанных на животных, растениях, геометрических фигурах и многом другом. [7] Некоторые из рисунков неочевидны, например, использование двух соединенных треугольников для изображения бабочек, но все они имеют особое значение. [9] [2]
Церемониальный уипиль Зинакантана , штат Чьяпас, также отличается своим изготовлением и символизмом. Оно выполнено из белого хлопка с квадратным вырезом или с вертикальным вырезом на пуговице. Область груди отмечена красной линией, внутри которой аккуратно скреплены белыми, синими или зелеными нитками белые куриные перья. Нижняя кайма украшена бахромой из тех же материалов и цветов. Сегодня это единственная одежда в Мексике, в которой используется доиспанское искусство плетения перьев. Этот уипиль часто используют на свадьбах, поскольку считается, что он обеспечивает хороший брак. [7] Другие белые свадебные уипили можно найти в Пинотепа Насьональ , Чопане и Коцоконе в Оахаке. [7] В Pinotepa Nacional декоративные элементы включают животных, цветы, человеческие фигурки, резьбу , луны, солнца, рыб и насекомых. [6]
Церемониальные уипили цоцилей сохранили аспекты доиспанского перьевого искусства: белые перья встречаются на груди и нижней части подола. [2]
В Окотепеке и Кукиле в Оахаке, высоко в горах Миштек , уипильи делают из шерсти для защиты от холода, а хлопчатобумажные обычно носят в праздничных случаях. [1]
Ялалтекские уипилы в Оахаке просты и украшены только на груди и задней панели различными цветами и некоторой бахромой. [2] [7]
См. также
[ редактировать ]- Капак , различная одежда майя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рут Лечуга (10 августа 2010 г.). « Эль-уипиль, многовековая одежда » (на испанском языке). Мехико: журнал Mexico Desconocido . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот "Уипиль " Популярте (на испанском языке). Веракрус, Мексика: Университет Веракрусаны. Архивировано из оригинала 17 октября . Получено мая 5 ,
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Уипиль» . Изображения майя . Флоридский музей естественной истории . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Джудит Сегура (29 сентября 1996 г.). «Estrene un huipil y tomese un cafe» [Покажите huipil и выпейте кофе]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 11.
- ^ Ана Моника Родригес (27 апреля 2011 г.). « Зрители смогут узнать загадку La Malinche Huipil » . День . Мехико. п. 4 . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бернардо Эрнандес (24 апреля 1997 г.). «Mexicanisimas novias» («Очень мексиканские невесты»). Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Эль-Уипиль» (на испанском языке). Мехико: журнал Artes e Historia México. Архивировано из оригинала 25 мая 2012 года . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Коллекции: Искусство Америки: женская блузка или уипиль» . Бруклинский музей . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Уипиль, символика, передающаяся из поколения в поколение» (на испанском языке). Мексика: ФОНАРТ . 16 декабря 2011. Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Лупита Агилар (28 февраля 2004 г.). «Reclaman indigenas apoyo» [Поддержка спроса коренных народов]. Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 4.
- ^ Jump up to: а б с Беатрис Веласко (7 сентября 2002 г.). «Уипиль». Реформа (на испанском языке). Мехико. п. 1.