Ацтекская одежда


Ацтекскую одежду носили ацтеки , и она различалась в зависимости от таких аспектов, как социальное положение и пол. Одежду ацтеков носили и другие доколумбовые народы центральной Мексики, которые имели схожие культурные особенности. Строгие законы о роскоши в ацтекском обществе диктовали тип волокна, орнамент и способ ношения ацтекской одежды. [ 1 ] Одежда и ткань имели огромное значение в культуре.
Важность ткани
[ редактировать ]Ткань и одежда имели первостепенное значение для ацтеков в период расцвета империи. Эту важность можно увидеть, если отметить процессы изготовления одежды и то, как эти волокна были ключевой частью социальной структуры ацтеков. [ 2 ] Эти активы имели первостепенное значение в культуре, поскольку они служили одновременно важным рыночным товаром и важным предметом дани. [ 3 ] Как отмечает ученый Росс Хассиг , Кодекс Мендосы указывает, что ткань и одежда были представлены как карги в системе дани. [ 4 ] Ткань, подаваемая в качестве дани или используемая в церемониях дани, по оценкам, насчитывает около 250 000 кусков этих волокон на протяжении всей империи ацтеков. [ 3 ] Ткань и одежда, от нарядной до простой, были наиболее широко распространенными предметами дани во время испанского завоевания, однако почти ни один из этих тканей до завоевания не сохранился до наших дней. [ 5 ] Большая часть произведений искусства, созданных в Империи ацтеков до испанского вторжения, прекратила производство, за исключением одежды. [ 5 ]
Ученые смогли идентифицировать ключевые элементы одежды благодаря их тщательному изображению в рукописях , выполненных с использованием пиктографической системы. [ 2 ] Ткань и одежда имели решающее значение для людей всех социальных статусов в империи, люди различного социального положения, от простолюдинов до дворян , имели как это изобилие одежды для переговоров о своем статусе, так и о социальном положении внутри империи. [ 3 ] Волокна использовались не только для согласования социального положения, но и обменивались ими, чтобы отметить важные события в жизни, такие как брак, рождение или даже смерть. [ 3 ] Эти волокна использовались для обозначения таких событий из-за большого количества труда, необходимого для изготовления этих изделий. [ 6 ]
Различные типы волокон пользовались разным уровнем престижа среди социальных групп ацтеков. Ткань и ее многочисленные различные значения уступают место ее известности в ацтекском обществе в отношении таких аспектов, как пол и этническая идентичность, а также ритуальных и социальных функций. [ 6 ] Значение процесса ткачества при изготовлении одежды также проявляется в мотивах и иконографии, которые присутствуют в других произведениях искусства. Одним из основных примеров является включение ткацкого инструмента в обычаи конкретных божеств. [ 2 ]
Изготовление ацтекской одежды.
[ редактировать ]

Со временем первоначальный, преимущественно родственный стиль текстильного производства уступил место более мастерскому и классовому производству. [ 7 ] Производство волокон для изготовления одежды было очень гендерной операцией. [ 3 ] То, как ткачество вошло в жизнь женщин империи ацтеков, можно увидеть в игрушках, которые получали девочки, и в том, что после смерти они хоронили свое ткацкое оборудование вместе с собой. [ 3 ]
Хлопок имел важное значение в культуре ацтеков. Его использовали не только при изготовлении одежды, но и в религиозных жертвоприношениях, брачных выплатах и мумификации.
Затем происходил огромный процесс доставки хлопка с полей через рынки и попадание в дома людей, которые пряли и ткали из волокон настоящую одежду. [ 8 ] Каждое домашнее хозяйство отвечало за собственное ткачество и производство волокон, а также за создание одежды, которая использовалась для дани. [ 2 ]
Повседневное платье
[ редактировать ]В Империи ацтеков существовало пять различных предметов одежды, составляющих самую базовую одежду. Они состояли из драпированной одежды, без шнуровки, открытой сшитой одежды, закрытой сшитой одежды и одежды, закрывающей конечности. [ 2 ] Основная одежда и доспехи мужчин назывались макстлатль. [ 9 ] [ˈmaːʃt͡ɬat͡ɬ] на науатле . Эта одежда похожа на набедренную повязку, и ее носили ацтекские мужчины всех социальных слоев внутри империи. [ 2 ] Макстлатль называемой часто носили под плащом или накидкой, тилмахтли . [ 2 ] [tilˈmaʔt͡ɬi] (также называемый тильма на испанском и английском языках). Существовали различные стили тилматли , которые указывали на статус владельца. [ 10 ]
Только людям, считавшимся высокопоставленными, разрешалось носить хлопчатобумажную одежду и мантии, обычно украшенные цветами и перьями, в то время как среднему воину разрешалось носить только очень простые мантии. [ 2 ] Файл:Vestimenta Femenina Mexica.svg а: молодой человек носит только макстлатль; б: простых людей ( мачеуальтин одежда ); в: одежда благородного ( пипилтин ) или воина высокого ранга; г: правящие классы и духовенство; е: менее распространенный способ ношения тилматли; е: военная одежда.
Ацтекские женщины носили блузку под названием уипилли. [ 11 ] [wiːˈpiːɬːi] (также называемый huipil на испанском и английском языках) и длинная юбка [ 10 ] называется cuēitl [ˈkʷeːit͡ɬ] называется энредо ( в наше время ). Женщины держали на себе юбку с поясом. [ 11 ] называется цихуа некуитлалпилони [ˈsiwa nekʷit͡ɬaɬpilˈu˕ni] . [ 12 ] В науатль классическом языке двустишие cuēitl huīpīlli «юбка [и] блузка» использовалось метафорически для обозначения «женщины». [ 9 ]
Ацтеки носили разную одежду в зависимости от возраста. [ 13 ] Дети младше трех лет не носили одежды. [ 13 ] С трех лет девочки носили блузки, а мальчики – накидки. [ 13 ] С четырех лет девочки дополнительно носили короткие юбки. [ 13 ] Одежда девочек обычно представляла собой упрощенную версию одежды, которую носили их матери. [ 2 ] С пяти лет короткие юбки для девочек заменялись более длинными. [ 13 ] В 13 лет мальчики наконец начали носить набедренные повязки. [ 13 ]
Сандалии , называемые кактусами [ˈkakt͡ɬi] , были признаком статуса . В основном они были ограничены благородными мужчинами. Те, кто входил в храмы или предстал перед императором, должны были быть босиком .
Элитное платье
[ редактировать ]
По сравнению с повседневной одеждой жителей империи ацтеков, законы о роскоши внутри империи предъявляли к одежде разных классов определенные стандарты. [ 14 ] В строго контролируемой среде, связанной с одеждой, социальный статус, связанный с профессией и классом, сильно отражался на одежде, которую носили. [ 2 ] Социальные различия между каждым уровнем ацтеков были четко определены, и это можно увидеть в одежде. [ 15 ] Ученым известно около двадцати конкретных нарядов, которые будет разрешено носить аристократам высокого уровня Империи в дополнение к другим двадцати типам нарядов, показанным для элиты более низкого уровня. [ 15 ] Элита империи носила такие волокна, как лен, по сравнению с шерстью простых людей, этот лен обеспечивал больший комфорт в теплую погоду. [ 14 ] В более холодную погоду льняные волокна переплетались с другими разноцветными нитями, что также помогало показать богатство, приобретенное этими элитными людьми. [ 14 ]
Помимо того, что социальный статус показывается по типу волокон, используемых для изготовления одежды, которую носит элита, также использовалось включение в одежду других предметов роскоши. Такие предметы, как бирюза , нефрит , золото , перья и ракушки, переплетались в волокнах одежды, чтобы продемонстрировать роскошь, которую человек мог получить, а также показать силу, которой он обладал. [ 14 ]
Особенно часто встречающаяся в одежде элиты набедренная ткань, называемая xiuht-lulpill, была одной из самых часто используемых и престижных частей одежды элиты. [ 14 ] Эта конкретная набедренная ткань также включала бирюзовый цвет, что указывает на общую важность и уважение, которые придавались этой одежде. [ 14 ]
Одежда ацтекской королевской семьи также отличалась от одежды элиты. По словам ученого Патрисии Рифф Анавальт, одежда ацтекской королевской семьи была самой роскошной из всей одежды, которую носили ацтеки. [ 16 ] Их изысканное платье также носили в сочетании с украшениями из драгоценностей, особенно в торжественных случаях . [ 14 ] Одним из основных отличий является тот факт, что их одежда имеет такие аспекты, как знаки различия , а также демонстрирует еще больше бирюзового материала. [ 14 ] В мирное время император ацтеков носил уникальную одежду, состоящую из сине-белой мантии с королевскими знаками отличия. [ 15 ]
Прически
[ редактировать ]Различные прически ацтеков также строго соответствуют законам о роскоши. Ацтекские женщины заплетали волосы в две косы, которые выступали вперед, как рога. [ 11 ] и эта прическа называлась неастлауалли [neɑʃtɬɑːˈwɑɬːi] . [ 11 ] Женщины иногда создают фиолетовый оттенок волос с помощью травы под названием xiuhquílitl , а иногда полностью сбривают волосы. [ 17 ] Мальчики до 10 лет обязаны брить голову, а к 10 годам им разрешается отращивать волосы на затылке. [ 17 ] Мужчины обычно стригли волосы до шеи, иногда с челкой. Высокопоставленные воины носили волосы в стиле темиллотль, что переводится как «Каменная колонна». [ 2 ]
Ювелирные изделия
[ редактировать ]Виды ацтекских беруш Накочтли [naˈkot͡ʃt͡ɬi] [ 12 ] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
И | Н | НАСИЛИЕ | Английский | Науатль | Примечания | |
золото | теокуитлатл | [teoːˈkʷit͡ɬat͡ɬ] | золотые беруши | Теокуитланакочтли | особенно престижно | |
Теосиуитль | [teoːˈʃiwit͡ɬ] | бирюзовые беруши | ксиунакочтли | особенно престижно | ||
Июньский жук | майатль | [маджаːt͡ɬ] | зеленые беруши June Beetle | Майананакочтли | ||
обсидиан | ицтли | [ˈiːt͡st͡ɬi] | обсидиановые беруши | Ицнакочтли | более распространенный, менее престижный | |
кожа | куэтлакстли | [kʷeˈt͡ɬaʃt͡ɬi] | кожаные беруши | Куэтлакснакохтли | вручается воинам высших званий | |
кетсаль | кетцалли | [кетсальи] | изогнутые зеленые подвески для ушей с колокольчиками | кетцалькойолнакохтли | вручался купцам, участвовавшим в завоевании | |
тростник | акатль | [ˈaːkat͡ɬ] | тростниковые беруши | аканакохтли | ||
грязь | сокитль | [сокит͡ɬ] | керамические беруши | зокинакочтли | ||
зеркало | чайник | [ˈteːskat͡ɬ] | беруши из зеркального камня | Тесканакочтли | ||
работоспособный металл | тепостли | [teˈpost͡ɬi] | медные беруши | тепозначочтли | ||
кристалл | техуилотль | [teˈwiːloːt͡ɬ] | хрустальные беруши | Теуилонакочтли | ||
древесина | Куауитль | [ˈkʷawit͡ɬ] | деревянные беруши | Куаунакочтли | ||
янтарь | апозональный | [aposoˈnalːi] | янтарные беруши | апозональныйнакочтли |
Ацтеки (женщины и мужчины) всегда украшали себя золотыми браслетами, ожерельями, колье и т. д. Такие украшения носили, чтобы показать, насколько они богаты; Ацтеки низшего класса, как правило, носили меньше украшений, чем ацтеки более высокого положения и богатства.
Ювелирные изделия, которые носили ацтеки, были богаты разнообразием. Ацтеки довели обработку металлов до высокого искусства. Золотые и серебряные украшения носили наряду с украшениями из перьев, ракушек, кожи и камней. У ацтеков строго соблюдались законы о том, какие украшения можно носить. Например, только члены королевской семьи могли носить головные уборы с золотыми перьями и перьями кетцаля (птицы с блестящими сине-зелеными перьями, достигающими трех футов в длину).
Боевые регалии
[ редактировать ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2008 г. ) |
Все воины носили набедренные повязки и базовые военные доспехи, называемые ичкауипилли . Когда они были признаны государством за их храбрость в бою, их статус повысился (независимо от первоначального класса), и они были вознаграждены украшениями из ракушек и стеклянных бус. Если воин был более почетным или более высокого ранга, он носил боевые костюмы, называемые Тлауизтли; эти костюмы были специально украшены для престижных воинов и членов воинских обществ. Они служили способом идентифицировать воинов в соответствии с их боевыми достижениями, а также рангом, союзом и социальным статусом, например, священством или дворянством.
На ранг и статус ацтекских воинов влияло то, сколько пленников или пленников взял отдельный воин: чем выше это число, тем более украшенной была его одежда. [ 15 ] Обычно они представляли собой единый предмет одежды с отверстием сзади, закрывали все туловище и большую часть конечностей воина и обеспечивали дополнительную защиту владельцу. Тлауизтли изготавливался с использованием элементов из шкур животных, кожи и хлопка. Ученым не хватает информации о деталях хлопковых доспехов, хотя, как сообщила ученая Фрэнсис Ф. Бердан, эти стеганые хлопковые доспехи, возможно, носили и продавали на поле боя. [ 8 ]
Покрытая перьями одежда под названием Эуатль представляла собой закрытую сшитую одежду, которая использовалась для обозначения ранга воинов в определенном отряде воинов. [ 2 ] В дополнение к волокну воинам также разрешалось носить сандалии по мере продвижения по служебной лестнице. Кроме того, некоторые из этих обычаев включают головные уборы . Эти головные уборы часто напоминают койота, ягуара или страшное привидение. [ 2 ]

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анавальт, Патрисия (1980). «Костюм и контроль: ацтекские законы о роскоши». Археология . 33 (1): 33–43. JSTOR 41726816 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Анавальт, Патрисия Рифф (1990). Индийская одежда до Кортеса: мезоамериканские костюмы из кодексов . Норман. ISBN 978-0806116501 . OCLC 990362509 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брамфилд, Элизабет М. (2006). «Ткань, пол, преемственность и изменения: создание единства в антропологии». Американский антрополог . 108 (4): 862–877. дои : 10.1525/aa.2006.108.4.862 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 4496525 .
- ^ Хассиг, Росс (1985). Торговля, дань и транспорт: полит. XVI века. Экономика долины Мехико . унив. Оклахома Пр. ISBN 978-0806119113 . OCLC 630804180 .
- ^ Jump up to: а б Миллер, Мэри Эллен (2012). Искусство Мезоамерики: от ольмеков до ацтеков (Пятое изд.). Лондон. ISBN 9780500204146 . OCLC 792747355 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Старк, Барбара Л.; Хеллер, Линетт; Онерзорген, Майкл А. (март 1998 г.). «Люди с тканью: мезоамериканские экономические изменения с точки зрения хлопка в южно-центральном Веракрусе». Латиноамериканская древность . 9 (1): 7. дои : 10.2307/972126 . JSTOR 972126 . S2CID 163451303 .
- ^ МакКорристон, Джой (август 1997 г.). «Текстильная экстенсификация, отчуждение и социальное расслоение в Древней Месопотамии». Современная антропология . 38 (4): 517–535. дои : 10.1086/204643 . ISSN 0011-3204 . S2CID 154123464 .
- ^ Jump up to: а б Бердан, Фрэнсис Ф. (июль 1987 г.). «Хлопок в ацтекской Мексике: производство, распространение и использование». Мексиканские исследования/Estudios Mexicanos . 3 (2): 235–262. дои : 10.2307/1051808 . JSTOR 1051808 .
- ^ Jump up to: а б «Ацтекская одежда и платье» . ИСТОРИЯ CRUNCH — исторические статьи, биографии, инфографика, ресурсы и многое другое . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Древняя одежда ацтеков. (2012). Ацтекская история. Ацтеки использовали в своей одежде множество различных видов перьев. Получено 30 августа 2012 г. по ссылке.
- ^ Jump up to: а б с д Мерселл, И. Что носили ацтеки? (без даты). Мексикалор. Получено 31 августа 2012 г. по ссылке .
- ^ Jump up to: а б Словарь науатля. (1997). Проводной гуманитарный проект. Университет Орегона. Получено 31 августа 2012 г. по ссылке . Архивировано 3 декабря 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мурселл, И. Детская одежда ацтеков. (без даты). Мексикалор. Получено 31 августа 2012 г. по ссылке .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Агилера, Кармен (март 1997 г.). «О королевских мантиях и синей бирюзе: значение мантии императора Мексики». Латиноамериканская древность . 8 (1): 3–19. дои : 10.2307/971589 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 971589 . S2CID 163344916 .
- ^ Jump up to: а б с д Ван Туренхаут, Дирк Р. (2005). Ацтеки: новые перспективы . АВС-КЛИО. ISBN 978-1576079249 . ОСЛК 60820918 .
- ^ Анавальт, Патрисия Рифф (апрель 1990 г.). «Плащ императора: ацтекская пышность, обстоятельства тольтеков». Американская древность . 55 (2): 291–307. дои : 10.2307/281648 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 281648 . S2CID 163197572 .
- ^ Jump up to: а б Морено, Мануэль (2006). Справочник по жизни в мире ацтеков . Нью-Йорк, США: факты в архиве. стр. 368 . ISBN 0-8160-5673-0 .