Оренбургский платок
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2014 г. ) |

Оренбургская шаль — русское вязаное кружевное полотно с использованием козьего пуха и выступает одним из классических символов русского ремесла, наряду с тульскими самоварами , матрёшкой , хохломской росписью , гжельской керамикой, палехской миниатюрой , вологодским кружевом , дымковской игрушкой , ростовской финифть (эмаль) и уральский малахит .
Происхождение
[ редактировать ]Этот вид тонковязанной кружевной пухом шали с возник в Оренбургской области около 250 лет назад, в XVIII веке. Оренбургская оренбургские область России славится своими платками, известными как шали /шарфы/ по-русски «Оренбургский платок». В англоязычном мире их часто называют «шалями для обручальных колец», потому что, хотя шали довольно большие, шаль, связанная традиционным способом, настолько тонка, что ее можно протянуть через обручальное кольцо.
Состав
[ редактировать ]Шали изготовлены из смеси шелка и козьего волокна , похожего на кашемир или мохер . Суровый климат и особенности местности создали идеальные условия для успешного разведения губерлинской породы, обладающей легким, теплым, мягким, шелковистым и длинноволокнистым пухом. Именно этот тип шерсти свойственен исключительно этой породе. [1] Каждую весну коз расчесывают, чтобы собрать волокна. Каждая коза выделяет около фунта клетчатки. Затем волокно прядут вручную с помощью поддерживаемого шпинделя . Затем его прикладывают к коммерческой шелковой нити . Шелк помогает удерживать форму шнурка, предотвращая его частую блокировку , как это было бы без шелка. Первоначально шали делались полностью из козьего волокна, но ситуация изменилась. За счет использования одного шелкового одинарного и одного козлика цена шалей снизилась, поскольку уменьшилась трудозатрата, необходимая для изготовления шали. Шелк также увеличивал прочность шали.
Платки
[ редактировать ]После того, как пряжа скручена и сложена, шаль вяжут перед стиркой пряжи. Пряжа и волокна не стираются до тех пор, пока шаль не будет связана и не будет готова к блокировке и продаже. Шали связаны спицами с различными геометрическими узорами. Платки бывают разных форм; прямоугольные, квадратные и треугольные. Размер варьируется от квадратных шалей размером 5 на 5 футов до платков размером с головной платок. Цвет варьируется в зависимости от окраса коз. Некоторые шали содержат более одного цвета.
Качества
[ редактировать ]Пух оренбургских коз один из самых тонких в мире – 16–18 микрометров (волокно ангорского кролика – 14–17 микрометров, квивьют овцебыка – 11–17 микрометров). Поэтому изделия из оренбургского пуха получаются особенно мягкими и тонкими. Редкость шерсти отчасти обусловлена суровыми снежными зимами уральских горных степей , а также особенностями корма и условий жизни. Оренбургскую породу коз можно разводить только в Оренбургской области. Несмотря на то, что волокно такое тонкое, оно очень прочное, даже больше, чем шерсть. Попытки французов XIX века импортировать оренбургских коз не увенчались успехом, так как теплый климат Франции не подходил для развития тонкого пуха. Соответственно, оренбургские козы во Франции деградировали в обычных коз с жесткой густой пуховой шерстью. В XVIII–XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов (старинная русская мера веса, равная примерно 36 фунтам) пуха оренбургских коз, который ценился выше, чем кашемир . Оренбургская шаль стала популярной в Европе благодаря предприятию «Имитация по-оренбургски», организованному английской фирмой «Липнер». [2]
20 век
[ редактировать ]В ХХ веке войны и железный занавес советской эпохи оборвали эпоху всемирной славы оренбургского ремесла. Однако это не означало конец пухового ремесла в регионе. Одним из новшеств того времени было совместное использование пуха оренбургских и волгоградских коз . Местные вязальщицы поняли, что пух волгоградских коз очень хорош для вязания белых шалей. Еще одним достижением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Снова, как и в XIX веке, привлекли внимание оренбургские шали, на этот раз в пределах СССР. Вернуться из Оренбурга без пухового платка считалось неуместным. Западная Европа по-прежнему закупает большие объемы пуха оренбургских коз.
Вариации
[ редактировать ]«Паутинчатая» структура шали придает ткани особое изящество. Несмотря на большие размеры и вес 250-300 грамм, шаль легко продевается через обручальное кольцо и легко помещается в скорлупу гусиного яйца. [3] Существует несколько видов оренбургских шалей. Первый — серые (редко белые) толстые пуховые шали. Эти шали положили начало традиции оренбургского пухового вязания. Второе — довольно плотные платки и паутинки . Их используют для повседневной носки и они придают теплоту, аналогичную шалям. Такие паутинки вяжут в Орской области . «паутинка» Третий вид оренбургских шалей очень тонкий (по сравнению с паутинками и палантинами ). Тонкие паутинки, как правило, имеют причудливый узор и используются в качестве украшения в особых случаях. Лучшие тонкие паутинки вяжут в селениях Жолтое и Шушма Сарахташского района. Такие паутинки считаются прекрасным украшением вечернего наряда любого фасона.
В качестве основы для паутинок вязальщицы используют вискозную шелковую нить, а для шалей — хлопчатобумажную нить. Каждая вязальщица прядет нитки разной толщины. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть вискозной шелковой нити. Помимо шалей и косынок, сегодня из оренбургского пуха вяжут и другие изделия: безрукавки, пончо, пуховые и очень теплые свитера.
Специальные возможности
[ редактировать ]Качественная шаль вяжется из пряжи ручного прядения: вязальщица прядет прочную пряжу из пуха, а затем прокладывает ее промышленной шелковой нитью. Такая шаль или косынка не будет выглядеть пуховой в первом случае. Когда их носят, на них начинает образовываться ореол, и они прослужат долгие годы. Хорошая вязальщица может связать две косынки-паутинки («паутинки») среднего размера или три палантина в месяц. На вязание большой шали или косынки с узором или надписью уйдет месяц и больше. Из-за высокой стоимости пуха и пряжи оригинальный оренбургский платок или косынка ручной работы – дорогой предмет роскоши.
Ссылки по теме
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Попова, О (1984). Русские художественные промыслы . народный университет факультет литературы и искусства М.:Знание. pp. 86–90.
- ^ Славина И. Народные орнаменты // Аргументы и факты, N50 – 2008.
- ^ "Orenburg about" . город Оренбург официальный портал .