Jump to content

русская гитара

русская гитара
Русская семиструнная гитара.
Струнный инструмент
Классификация Щипковый струнный инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321
(Композитный хордофон )
Диапазон игры
Связанные инструменты
классическая гитара , шестиструнная гитара

Русская гитара (иногда называемая «цыганской гитарой») — акустическая семиструнная гитара , разработанная в России в конце XVIII века: она разделяет большинство своих органологических особенностей с испанской гитарой, хотя некоторые историки настаивают об английском гитарном происхождении. [1] На русском языке она известна как семиструнная гитара ( семиструнная гитара ) или ласково как семиструнка ( семиструнка ), что переводится как «семиструнная». Эти гитары чаще всего настраиваются на открытый аккорд G следующим образом: D 2 G 2 B 2 D 3 G 3 B 3 D 4 . В классической литературе самая нижняя струна (D) иногда настраивается до ноты C.

Хотя в ряде источников изобретение русской гитары приписывают Андрею Сихре (1773–1850), есть веские основания полагать, что этот инструмент уже использовался, когда Сихра начал свою карьеру. Действительно, Сыхра оказал большое влияние на создание школы русской игры на гитаре. Он оставил свыше тысячи сочинений, семьдесят пять из которых были переизданы в 1840-х годах Стелловским , а затем вновь в 1880-х годах Гутейлем . Некоторые из них были снова опубликованы в Советском Союзе в 1926 году.

Первая известная письменная инструкция по игре на семиструнной гитаре была опубликована в Санкт-Петербурге 15 декабря 1798 года и написана Игнацем Хельдом (1766–1816). [2] [3]

Русская версия семиструнной гитары использовалась профессионалами из-за своей большой гибкости, но пользовалась популярностью и у любителей для аккомпанемента (особенно у русских бардов ) из-за относительной простоты некоторых основных аккордов и легкости игры на попеременном басу. линии. [4]

Строительство

[ редактировать ]
Русская гитара Ивана Краснощекова.
Русская гитара Ивана Краснощекова.

Конструкция русской гитары очень похожа на конструкцию западной 6-струнной гитары, за исключением дополнительной струны. Присутствуют те же основные компоненты: передняя бабка; орех; тюнеры; шея; гриф; лады; вставки; анкерный стержень (в современных инструментах); пятка; тело; бридж и бридж-седло; дека (сверху); звуковое отверстие и розетка; назад; стороны; струны. Используемая древесина и схема внутренних распорок также аналогичны.

Существует два основных типа русской гитары: «классическая» модель и «цыганская». Классическая модель очень напоминает западную 6-струнную классическую гитару и имеет нейлоновые или жильные струны. Цыганская модель имеет стальные струны и напоминает западную шестиструнную акустическую гитару со стальными струнами, хотя среди цыганских гитар встречается больше вариаций размера и формы.

Когда-то был популярен и двугрифовый вариант русской гитары; у этих гитар обычно было 11 или 12 струн: один гриф с семью струнами с ладами, а другой с четырьмя или пятью струнами без ладов. Есть также несколько редких экземпляров с овальным корпусом. [5]

Головка или «головка грифа» расположена на самом дальнем от корпуса конце грифа гитары. Современные инструменты оснащены колками машинной головки , хотя более старые инструменты (особенно XIX века) имеют фрикционные колышки. Расположение тюнера обычно имеет одну из двух форм: «4 + 3», с четырьмя тюнерами на стороне басовой струны и тремя на стороне высоких струн; или «3+1+3», с тремя колками с каждой стороны грифа и одним посередине. Гайка представляет собой небольшую полоску, традиционно сделанную из кости, но иногда можно встретить пластик, латунь и другие материалы.

Головка грифа, накладка грифа (гриф) и анкерный стержень (если есть) прикреплены к длинному деревянному удлинителю, который вместе образует гриф. Древесина, используемая для изготовления грифа, обычно отличается от древесины остальной части грифа. Гриф или пятка — это точка, в которой гриф крепится к корпусу гитары.

Накладка на гриф

[ редактировать ]

Накладка грифа изготовлена ​​из твердой древесины (обычно черного или палисандра) и снабжена металлическими ладами из латуни или стали. Расстояние между ладами почти всегда соответствует западной двенадцатитоновой равнотемперированной системе (12-тет). [6] Поверхность грифа может быть плоской или слегка изогнутой («радиусной»), хотя радиус изгиба на русской гитаре обычно несколько меньше, чем у эквивалентной западной 6-струнной гитары. [7] Инкрустированные маркеры положения являются обычным явлением и появляются в тех же местах, что и 6-струнные гитары (например, обычно на 5-м, 7-м, 9-м и 12-м ладах и других).

Дека обычно изготавливается из ели или кедра, по размеру и форме очень похожа на шестиструнную гитару. Общие пропорции классических семиструнных инструментов (нейлоновые струны) аналогичны пропорциям шестиструнных гитар. «Цыганские» инструменты (стальные струны) могут иметь аналогичные пропорции, но часто могут иметь более узкую верхнюю часть и увеличенное звуковое отверстие. Доступны инструменты как традиционной формы, так и инструменты с вырезанным корпусом.

Бридж сделан из твердой древесины, аналогичной той, что используется для изготовления грифа, а седло бриджа обычно делается из кости, а иногда и из пластика; на старых инструментах иногда использовалась слоновая кость.

Накладка, или «царапинная пластина» — обычно кусок ламинированного пластика — часто встречается на «цыганских» инструментах со стальными струнами; на классических инструментах с нейлоновыми струнами он обычно отсутствует.

Как отмечалось выше, русские гитары могут иметь либо нейлоновые (или эквивалентные неметаллические) струны, либо стальные (или эквивалентные металлические) струны, в зависимости от того, является ли инструмент классической или цыганской гитарой. На классических инструментах четыре струны более низкого тона обычно намотаны, а три более высокие струны изготовлены из простого материала. На цыганских инструментах намотаны пять струн, причем две верхние — простые.

Измерения

[ редактировать ]

Пропорции русских гитар обычно не сильно отличаются от западных 6-струнных инструментов. Поскольку дальность действия инструментов обоих типов сопоставима, это имеет акустический смысл. Однако одно заметное физическое различие касается расстояния между струнами: поскольку русские гитары имеют практически такую ​​же ширину грифа, как и шестиструнные гитары, семь струн на русских инструментах обязательно расположены ближе друг к другу. [8]

Сравнение размеров:

Классическая 6-струнная Русская 7-струнная
Общая длина 990 мм (39 дюймов) 1000 мм (39 дюймов)
Длина тела 490 мм (19 дюймов) 490 мм (19 дюймов)
Ширина, нижняя часть 368 мм (14,5 дюйма) 365 мм (14,4 дюйма)
Ширина, талия 245 мм (9,6 дюйма) 245 мм (9,6 дюйма)
Ширина, верхняя часть 270 мм (11 дюймов) 260 мм (10 дюймов)
Глубина тела 112 мм (4,4 дюйма) 114 мм (4,5 дюйма)
Диаметр звукового отверстия 89 мм (3,5 дюйма) 90 мм (3,5 дюйма)
Шкала грифа 630–650 мм (25–26 дюймов) 610–650 мм (24–26 дюймов)
Ширина шейки у гайки 49–51 мм (1,9–2,0 дюйма) 46–50 мм (1,8–2,0 дюйма)
Тип грифа плоский радиальный [7]
Тип шеи круглые углы годовые кольца [9]

Левосторонние русские гитары существуют, но встречаются крайне редко.

У семиструнной русской гитары открытые струны образуют аккорд соль мажор.

Традиционно русские и испанские гитары настраиваются по-разному. На испанской гитаре аккорд открытой струны — Em11, а на русской — соль мажор . В то время как испанская гитара настраивается по четвертям с одной (большой) терцией (G 3 –B 3 ), русская гитара настраивается по терциям (G 2 –B 2 , B 2 –D 3 , G 3 –B 3 и B 3 –D 3 ) с двумя четвертями (D 2 –G 2 и D 3 –G 3 ):

Д 2 Г 2 Б 2 Д 3 Г 3 Б 3 Д 4
Сестра («Немецкая гитара») около 1800 г.
«Сестра» (Deutsche Guitarre) Иоганна Вильгельма Биндернагеля, около 1800 г. [10]

Считается, что этот строй произошел от барочной цитры типа Вальдзитера . Согласно исторической статье Валериана Русанова, «в Лейпциге был гитарист по имени Шайдлер, который улучшил настройку, добавив басовую струну». [11] Эти музыкальные инструменты, изготовленные Жераром Ж. Делепланком, Ж. Леблоном, Иоганном Георгом Охстерманом и Иоганном Вильгельмом Биндернагелем, были доставлены через Эльбу и до сих пор ждут признания любителей русского романса в Музее Глинки в Москве. [12] а также в Лейпцигском музыкальном музее. [13] Известная как «Немецкая гитара», [14] Двести лет назад они уже имели некоторые отличительные черты современной семиструнной гитары, в том числе «венские» распорки и радиальную накладку грифа. Одним из первых исполнителей на семиструнных гитарах в Германии был Иоганн Давид Шайдлер. [15] и Иоганн Клавдий Ханф, [16] второй позже работал в Санкт-Петербурге в России.

Спустя годы после Иоганна Давида Шайдлера появился еще один гитарист, Кристиан Готлиб Шайдлер. [17] которые также играли в открытой настройке соль на лютне в Майнце , но нет никаких доказательств того, что они были родственниками.

Реверберация и эхо

[ редактировать ]

Некоторые историки гитары утверждают, что русский семиструнный строй был придуман в 1793 году признанным арфистом XVIII века Андреем Сыхрой с целью адаптации строя арфы под гитару и облегчения игры арпеджиоподобных арпеджио :

Сыхра также играл на шестиструнной гитаре. И будучи большим музыкально одаренным человеком и талантливым виртуозом игры на арфе, он в конце XVIII в Москве из 6-струнной гитары сконструировал инструмент, близкий к арфе, особенно по арпеджиоподобным арпеджио, и в то же время время более мелодично, чем арфа. Он прикрепил к гитаре седьмую струну, а также изменил настройку.

Стахович М. А., Очерк истории семиструнной гитары, Журнал «Москвич» , 1854, т. IV, № 13, стр. 3–5.

Этот звук, напоминающий беглый поток чистых квинт, был открыт Сихрой.

Практика исполнения

[ редактировать ]
«Гитарист» В. А. Тропинина (1823 г.)

На русской гитаре традиционно играют без медиатора, используя пальцы для игры или игры.

Открытая настройка G позволяет играть мажорные аккорды только одним пальцем раздражающей руки (левой рукой для гитар-правшей) в качестве баррэ-аккордов . Аккорд ля-мажор легче всего играть как барре на втором ладу, си-мажор как барре на четвертом, до-мажор на пятом, ре-мажор на седьмом ладу и так далее (хотя есть и другие, более сложные мажорные аккорды). формы также используются для изменения голоса). В большом количестве форм аккордов открытой G используются шесть или пять струн, поэтому эти формы требуют, чтобы игрок приглушал или не играл на определенных струнах.

Пожалуй, самая заметная разница между испанской и русской настройкой заключается в возможности играть аккорды с более плотным , более фортепианным звучанием на последней. Например, аккорд ми-минор на испанской гитаре (как 022000) обычно исполняется в порядке от нижнего к высокому: E (основной тон), B (пятая), E (основной тон), G (минорная терция), Б (пятая) и снова Е (корень) . На русской гитаре можно играть ми минор (2002002) как E (основной тон), G (минорная терция), B (пятая), E (основной), G (минорная терция), B (пятая) и E. (основной тон) — или сыграть ее с тем же звучанием, что и шестиструнную ми минор (используя 99X9989).

Этот более плотный звук особенно слышен с септаккордами , включая септаккорд без корня (септаккорд без основной ноты , на самом деле уменьшенный аккорд ).

Русские гитаристы (особенно аккомпанирующие себе при пении, например, барды) довольно часто повышают или понижают настройку на несколько ступеней по желанию, либо для соответствия голосу, либо для изменения натяжения струн. Владимир Высоцкий часто настраивал на целый тон, а иногда даже на полтора шага до открытой ми. Также довольно распространены вариации открытой настройки G, например, Булат Окуджава использовал настройку D 2 G 2 C 3 D 3 G 3 B 3 D 4 для исполнения песен, написанных до мажором, а бард Сергей Никитин настраивал гитару на открытую соль минор: D 2 G 2 C 3 D 3 G 3 B 3 D 4 .

Для стандартной открытой настройки G доступно более 1000 различных аккордов и множество различных школ для левой руки ( вибрато ) и правой руки ( игра пальцами ), а также огромные архивы музыкальных транспозиций классической музыки и музыки, написанной для русской 7-струнной гитары для 200 человек. лет в России. Поскольку большая часть этой музыки была издана в годы Советского Союза, мало что покинуло Россию, а печатные партитуры для русской гитары трудно найти в Европе или Северной Америке.

Шесть струнных адаптаций

[ редактировать ]

Обычной практикой для шестиструнных гитаристов русских романсов и бардовской музыки является перестройка гитары с использованием вариаций семиструнной настройки, таких как:

  • G 2 B 2 D 3 G 3 B 3 D 4 (без басовой струны D, также известной как «добро открытая соль»)
  • D 2 B 2 D 3 G 3 B 3 D 4 (без низкой G)
  • D 2 G 2 D 3 G 3 B 3 D 4 (без low B, стандартный шестиструнный открытый строй G, используемый бардом Александром Розенбаумом )
  • D 2 G 2 B 2 G 3 B 3 D 4 (без среднего D, использовал Булат Окуджава в последние годы своей жизни, когда перешел на шестиструнную гитару) [18]

и так далее.

Популярность

[ редактировать ]

На протяжении многих лет семиструнная гитара была гораздо популярнее в России, чем обычная шестиструнная испанская гитара; последнее было редкостью в России до революции 1917 года . Русская гитара приобрела значительную популярность во второй половине XIX века с ростом популярности гитарных песен в стиле «городской романс».

Шестиструнная гитара впервые приобрела серьезную известность в мире русской классической гитары, когда Андрес Сеговия гастролировал по Советской России в 1926 году. -string и настройка EADGBE. Классический гитарист Петр Агафошин переключился и написал на русском языке книгу о шестиструнной технике, которая остается стандартом и по сей день. [5]

Русская гитара оставалась стандартом для популярных музыкантов до 1960-х годов, когда развился сильный интерес к андеграундной музыке, такой как джаз, и западным рок-исполнителям, таким как Битлз и Элвис Пресли .

Однако параллельное появление русской бардовской музыки , которая во многом опиралась на популярную русскую гитарную технику, используемую в «городских романсах», сохранило актуальность семиструнной гитары. Актер Владимир Высоцкий , возможно, самый выдающийся российский бард, сохранял моногамность с семиструнной игрой до своей смерти в 1980 году. Бард-новатор Булат Окуджава перешел на шестиструнную музыку в начале 1990-х годов, но продолжал настраивать ее в открытой соль (пропуская середину). Д).

Благодаря «бардовскому буму» и дешевому заводскому производству, в 1970-е годы русскую гитару новую можно было купить всего за 12 рублей . Советские заводы продолжали производить исключительно семиструнные гитары в течение довольно долгого времени, прежде чем в середине-конце 1970-х годов постепенно перешли на шестиструнные гитары. До этого у западных гитаристов, ориентированных на поп и рок, была традиция модифицировать дешевые советские семиструнные гитары фабричного производства в шестиструнные (или иногда в бас-гитары) и перенастраивать их на настройку EADGBE, или в качестве 7-струнной использовать настройку BEADGBE.

И наоборот, русские гитаристы-эмигранты, живущие в западных странах, где были доступны только шестиструнные гитары, как известно, модифицировали шестиструнные (а иногда и двенадцатиструнные) акустические гитары до семиструнных инструментов, чтобы лучше играть свои любимые русские песни.

Недавно репертуар для русской гитары стал предметом нового научного исследования, и его исполнение возросло благодаря творчеству Олега Тимофеева , который раскопал и записал произведения композитора Матвея Павлова-Азанчеева (1888−1963). [19]

Известные композиторы для русской гитары

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беллоу, Александр (1970). Иллюстрированная история гитары . Публикации Коломбо.
  • Кейси, Фред (2003). «Из России, при каких-то условиях» . Американская лютерия: Ежеквартальный журнал Гильдии американских мастеров . Номер 75 (Осень). Такома, Вашингтон: Гильдия американских мастеров. ISSN   1041-7176 . План №48, Русская 7-струнная гитара. Нарисовано Фредом Кейси и сотрудниками Гильдии. Один лист размером 24 х 42 дюйма . Проверено 9 октября 2012 года .
  • Офи, Матанья (ред.). Этюды XIX века для русской семиструнной гитары соль мажор . Русская коллекция. Том. 9. Издания Орфей. ПР.494028230.
  • Офи, Матанья (ред.). Избранные концертные произведения для русской 7-струнной гитары в открытом строе соль . Русская коллекция. Том. 10 («Х»). Издания Орфей. ПР.494028240.
  • Смит, Джеральд Стэнтон (1984). Песни для семи струн: русская гитарная поэзия и советская «массовая песня» . Советская история, политика, общество и мысль. Издательство Университета Индианы. стр. 1–271. ISBN  0253353912 . ISBN   9780253353917 .
  • Тимофеев, Олег В. (1999). Золотой век русской гитары: Репертуар, исполнительская практика и социальная функция русской семиструнной гитарной музыки, 1800-1850 гг . Университет Дьюка, факультет музыки. стр. 1–584. Университетские микрофильмы (UMI), Анн-Арбор, Мичиган, номер 9928880.
  1. ^ Анатолий Ширялин, "Гитарная поэма", Москва, 1994 с.11
  2. ^ Yablokov, Mikhail; 'Klassicheskaia gitara v Rossii i SSSR' (The classical guitar in Russia and USSR); Ekaterinburg: Russkaia entsiklopedia, 1992.
  3. ^ "Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь" . Abc-guitar.narod.ru . Retrieved 19 April 2021 .
  4. ^ «Тимофеев О. и Баццотти М. «Семиструнная гитара в русской культуре XIX века » . Justclassicalguitar.com . Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Офи, Матанья. «Краткая история русской семиструнной гитары» . Академия.edu . Проверено 19 апреля 2021 г.
  6. ^ Моттола, Р.М. «Информация о Лютери — расчет позиций ладов» .
  7. ^ Перейти обратно: а б Написал Роджер Хэггстрем 23 декабря 2016 г. в 14:00 в Luthier Talk; Обсуждения, Просмотр. «Русская семиструнная гитара» . Fretsnet.ning.com . Проверено 19 апреля 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Иванов, Михаил; «Русская семиструнная гитара»; Москва: Музгиз, 1948.
  9. ^ Ян Уочорн, русская 7-струнная гитара
  10. ^ Андреас Мишель. «Сестра («Немецкая гитара»)» . Studia-instrumentorum.de . Проверено 11 августа 2020 г.
  11. ^ "Русская семиструнная гитара" . Lute.ru . Retrieved 19 April 2021 .
  12. ^ Музей М.И. Глинки, Москва, Россия.
  13. ^ Музыкальный музей, Лейпциг, Германия.
  14. ^ Deutsche Guitarre, статья Андреаса Мишеля
  15. ^ Изготовление гитар в Центральной Германии до 1850 года.
  16. ^ Российская научная библиотека, Музыкальный архив.
  17. ^ de:Christian_Gottlieb_Scheidler Шайдлер, Кристиан Готлиб
  18. ^ Dmitry Bykov , Bulat Okudzhava . Moscow: Molodaya Gvardiya , 2009, 784 pages. ISBN   978-5-235-03255-2
  19. ^ "Главная - русская гитара RU" . Russian-guitar.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 351104831aa86e015735ff29de231cdc__1692105060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/dc/351104831aa86e015735ff29de231cdc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian guitar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)