Настройка основных третей
Основные трети | |
---|---|
Основная информация | |
Псевдонимы | Настройка на все трети (M3) Расширенный тюнинг |
Интервал | Основная треть |
Полутона | 4 |
Пример(ы) | Г ♯ –C–E–G ♯ –C–E |
Дополнительная информация | |
Повторение | После 3 струн |
Преимущества | Октава на 4 ладах, Мажорно-минорные аккорды на 2 |
Недостатки | Уменьшенный диапазон на 6 струнах. |
Левосторонний тюнинг | Настройка минорных шестых |
Обычные настройки ( полутона ) | |
Тривиальный ( 0 ) | |
Малые трети ( 3 ) | |
Основные трети ( 4 ) | |
Все четверти ( 5 ) | |
Дополненные четверти ( 6 ) | |
Новый стандарт ( 7 , 3 ) | |
Все пятые ( 7 ) | |
Малые шестые ( 8 ) | |
Гитарные настройки |
Среди альтернативных строев для гитары строй мажорной трети — это обычная настройка , в которой каждый интервал между последовательными открытыми струнами представляет собой мажорную треть («М3» в музыкальной аббревиатуре). [ 1 ] Другие названия настройки мажорной трети включают настройку мажорной трети , настройку M3 , настройку всех третей и расширенную настройку . По определению, интервал мажорной трети разделяет две ноты, которые отличаются ровно на четыре полутона из двенадцати нот (одна треть октавы ).
испанской гитары Настройка включает в себя четыре идеальные четверти (пять полутонов) и одну мажорную треть, причем последняя находится между струнами G и B:
- Э–А–Г– Г – Б –Е.
Этот строй, используемый для акустических и электрогитар, на английском языке называется « стандартным », и в этой статье он соблюдается. В то время как стандартная настройка нерегулярна и включает в себя четыре четверти и одну большую треть, настройки M3 являются регулярными: между последовательными струнами настроек M3 встречаются только интервалы мажорной трети, например, открытая расширенная C. настройка
- Г ♯ –C–E–G ♯ –C–E.
Для каждой настройки M3 открытые струны образуют расширенное трезвучие в две октавы.
Для гитар с шестью струнами каждая настройка мажорной трети повторяет три открытые ноты в двух октавах, что обеспечивает множество вариантов аппликатуры аккордов . Повторяя ноты на открытой струне и имея одинаковые интервалы между струнами, настройка мажорных третей упрощает обучение новичкам. продвинутым гитаристам Эти функции также облегчают импровизацию . [ 2 ] [ 3 ] Именно к этой цели стремился джазовый гитарист Ральф Патт , когда он начал популяризировать настройку мажорной трети между 1963 и 1964 годами.
Как избежать нерегулярных интервалов стандартной настройки
[ редактировать ]В стандартной настройке последовательные открытые струны смешивают два типа интервалов: четыре идеальных четверти и основную треть между струнами G и B:
- Е2–А2–D3– G3 – B3 –E4.
Только мажорные трети встречаются как интервалы открытой струны для настройки мажорной трети, которую также называют « настройкой мажорной трети ». [ 4 ] [ 5 ] « на все третьи », Тюнинг [ 6 ] и « Тюнинг М3 ». [ 7 ] Наиболее жизнеспособные настройки M3:
- E2-G#2-C3-E3-G#3-C4
- F2-A2-C#3-F3-A3-C#4
- Ф#2-А#2-Д3-Ф#3-А#3-Д4
- Г2-Б2-Д#3-G3-Б3-Д#4
- G#2-C3-E3-G#3-C4-E4
Все эти настройки немного уменьшают общий диапазон инструмента: первая убирает M3 с верхней границы диапазона, а последняя — с нижней части диапазона. Одна популярная настройка M3 имеет открытые струны:
который некоторые гитаристы применили к шести верхним струнам семиструнной гитары , при этом нижняя седьмая струна была настроена на нижнюю ноту E, чтобы восстановить стандартный диапазон E – E. [ 8 ] [ 9 ] Хотя при настройке M3 можно использовать стандартные наборы гитарных струн. [ 8 ] специальные струн . калибры были рекомендованы [ 6 ] [ 10 ] Средние настройки представляют собой компромисс, каждая из которых теряет пару нот как в верхней, так и в нижней части диапазона. Например, для шестиструнной гитары строй М3:
- Ф ♯ 2–А ♯ 2–Д3–Ф ♯ 3–А ♯ 3–Д4
теряет два самых низких полутона на струне с низким ми и два самых высоких полутона на струне с высоким ми при стандартной настройке; он может использовать наборы струн для стандартной настройки. [ 8 ]
Обратите внимание, что независимо от того, какая нота выбрана для начала последовательности настройки, существует только четыре различных набора открытых нот классов высоты тона . Строения мажорной трети соответственно имеют открытые ноты: {E, G#, C}, {F, A, C#}, [ 5 ] {F#, A#, D} и {G, B, D#} [ 8 ] [ 5 ]
Характеристики
[ редактировать ]Настройка мажорной трети требует меньше усилий, чем другие настройки, поскольку каждая настройка M3 объединяет двенадцать нот октавы в четыре последовательных лада. [ 2 ] [ 11 ] Интервалы мажор-терция позволяют мажорные и минорные аккорды двумя-тремя последовательными пальцами на двух последовательных ладах. играть [ 12 ] Каждая настройка мажорной трети является регулярной и повторяющейся — два свойства, которые облегчают обучение новичкам и импровизацию опытным гитаристам. [ 2 ] [ 3 ] [ 13 ]
Четыре лада для четырех пальцев
[ редактировать ]При настройке мажорной трети хроматическая гамма располагается на трех последовательных струнах на четырех последовательных ладах. [ 2 ] [ 11 ] Эта аранжировка с четырьмя ладами облегчает игру левой рукой на классической (испанской) гитаре : [ 11 ] Для каждого положения руки с четырьмя ладами рука неподвижна, а пальцы двигаются, причем каждый палец отвечает за один лад. [ 14 ] Следовательно, три положения рук (охватывающие лады 1–4, 5–8 и 9–12) разделяют накладку грифа классической гитары. [ 9 ] у которого ровно 12 ладов. [ примечание 1 ]
необходимы всего два или три лада Для гитарных аккордов — мажорные, минорные и доминирующие септаккорды, — на которых особое внимание уделяется введении в игру на гитаре и в основах музыки . [ 15 ] [ 16 ] Каждый мажорный и минорный аккорд можно сыграть на двух последовательных ладах трех последовательных струн, поэтому на каждой нужно всего два пальца. Остальные аккорды — секунды , четвертые , седьмые и девятые — играются только на трех последовательных ладах. [ 12 ] Что касается аппликатур основного аккорда, простота и последовательность настройки мажорных третей не свойственны стандартной настройке, аппликатура седьмого аккорда которой обсуждается в конце этого раздела.
Повторение
[ редактировать ]Каждая настройка мажорной трети повторяет свои открытые ноты после каждых двух струн, в результате чего создаются две копии нот трех открытых струн, каждая в другой октаве. Такое повторение снова упрощает изучение аккордов и импровизацию. [ 2 ] [ 3 ] Это преимущество не разделяется двумя популярными обычными настройками: настройкой на все четверти и на все пятые . [ 3 ]
Обращение аккорда особенно просто при настройке мажорных третей. Аккорды инвертируются простым повышением одной или двух нот на три струны. Приподнятые ноты играются тем же пальцем, что и исходные. Таким образом, в настройке М3 мажорные и минорные аккорды играются на двух ладах, даже если они перевернуты. Напротив, для обращения аккордов в стандартной настройке требуется три пальца на четырех ладах. [ 17 ] в стандартной настройке форма инверсий зависит от участия нерегулярной мажорной терции. [ 18 ]
Регулярные музыкальные интервалы
[ редактировать ]В каждой обычной настройке музыкальные интервалы одинаковы для каждой пары последовательных струн. Другие обычные настройки включают настройки на все четверти , расширенные четверти и все квинты . Для каждой обычной настройки аккордовые образцы можно перемещать по грифу. [ 13 ] свойство, которое упрощает изучение аккордов новичками и импровизацию продвинутых игроков. [ 2 ] [ 3 ] [ 13 ]
Напротив, аккорды нельзя перемещать по грифу при стандартной настройке, которая требует четырех форм аккордов для мажорных аккордов: существуют отдельные аппликатуры для аккордов, имеющих основные ноты на одной из четырех струн с третьей по шестую. [ 19 ]
Смещение аккордов: вертикальные и диагональные.
[ редактировать ]Повторение настройки мажорных третей позволяет поднять ноты и аккорды на одну октаву за счет смещения по вертикали на три струны. [ 5 ] Ноты и аккорды можно смещать по диагонали при настройке мажорных третей, комбинируя вертикальный сдвиг одной струны с горизонтальным сдвигом на четыре лада: [ 1 ] [ 20 ] «Как и все обычные строи, аккорды мажора третью настройку можно перемещать по грифу (вверх или вниз на большую треть для каждой нить)...." [ 1 ]
В стандартной настройке для игры гамм в одну октаву требуются три паттерна, которые зависят от струны основной ноты. [ 21 ] Аккорды нельзя смещать по диагонали без изменения рисунка пальцев. Стандартная настройка имеет четыре рисунка пальцев для музыкальных интервалов. [ 19 ] четыре формы основных мажорных аккордов, [ 22 ] и три формы обращения основных мажорных аккордов. [ 18 ]
Открытые аккорды и начинающие исполнители
[ редактировать ]Строй мажорной трети — это нетрадиционный открытый строй , в котором открытые струны образуют расширенное трезвучие . В настройках M3 расширенная квинта заменяет идеальную квинту мажорного трезвучия, которая используется в обычных открытых настройках. [ 1 ] Например, до-дополненное трезвучие (C, E, G ♯ ) имеет G ♯ вместо G до-мажорного трезвучия. (Нота G ♯ энгармонически эквивалентна A ♭ , как отмечалось выше.) Следовательно, M3 настройки также называются (открытыми) настройками расширенной квинты (по-французски « La Guitare # 5, majeure quinte augmentée». "). [ 23 ]
В учебной литературе используется стандартная настройка. [ 3 ] Традиционно курс начинается с руки в первой позиции . [ 24 ] то есть с левыми ладами 1–4. [ 14 ] сначала разучивают открытые аккорды мажорных тональностей C , G и D. Начинающие музыканты Гитаристы, которые играют в основном открытые аккорды в этих трех мажорных тональностях и относительных минорных тональностях ( Am , Em , Bm ), могут предпочесть стандартную настройку настройке M3. [ 25 ] В частности, стандартная настройка хорошо подойдет любителям, играющим народную музыку у костра. Такие любители могут также играть настройку мажорной трети, в которой также есть много открытых аккордов с нотами на пяти или шести струнах; [ 26 ] [ 27 ] аккорды с пятью-шестью струнами имеют большую громкость, чем аккорды с тремя-четырьмя струнами, и поэтому полезны для акустических гитар (например, электроакустических гитар без усиления ).
Гитаристы среднего уровня не ограничиваются одной позицией рук, и, следовательно, открытые аккорды являются лишь частью их аккордового репертуара. В современной музыке мастера-гитаристы «думают по диагонали и двигаются вверх и вниз по струнам»; свободное владение всем грифом особенно необходимо гитаристам, играющим джаз . [ 24 ] По словам его изобретателя Ральфа Патта , настройка мажорных третей
делает сложные вещи легкими, а легкие – сложными. ... Она никогда не заменит фолк-гитару и не предназначена для этого. Для сложной музыки, а также для фри-джаза и даже старого би-бопа, это гораздо более простой способ игры. [ 9 ]
Аккорды для левой руки
[ редактировать ]Настройка мажорной трети тесно связана с настройкой минорной сексты , которая представляет собой обычную настройку, основанную на минорной шестой части . [ 28 ] интервал восемь полутонов. Либо поднимаясь на большую треть, либо опускаясь на второстепенную шестую, человек достигает одного и того же класса высоты звука , одной и той же ноты, представляющей высоту звука в разных октавах. называются « обратными интервалами ». Интервалы, спаренные попарно, например, интервалы мажор-терция и минор-секта , в теории музыки [ 29 ] Следовательно, таблицы аккордов для строев минорных шестых могут использоваться для строев мажорных третей для левшей; и наоборот, таблицы аккордов для настроек мажорных третей могут использоваться для настроек второстепенных шестых для левой руки. [ 28 ]
Аппликатура септаккордов
[ редактировать ]Настройка мажорной трети облегчает воспроизведение аккордов с закрытым звучанием . Напротив, стандартная настройка потребует большего растягивания рук для воспроизведения септаккордов с закрытым голосом, и поэтому стандартная настройка использует открытые голоса для многих четырехнотных аккордов, например, для доминантных септаккордов. [ 12 ] По определению, доминантная септаккорд — это аккорд из четырех нот, объединяющий мажорный и минорный септаккорд . Например, септаккорд C7 сочетает в себе аккорд до мажор {C, E, G} с B ♭ . В стандартной настройке расширение основного басового аккорда до-мажор (C, E, G) до аккорда C7 (C, E, G, B ♭ ) будет охватывать шесть ладов (3–8); [ 30 ] такие септаккорды «содержат довольно серьезные растяжки в левой руке». [ 31 ] На иллюстрации показано звучание C7 (C, E, G, B ♭ ), которое было бы чрезвычайно сложно воспроизвести при стандартной настройке. [ 30 ] помимо открыто звонкого аккорда C7: традиционного в стандартной настройке [ 30 ] Этот аккорд C7 в открытой позиции называется аккордом C7 drop 2 второй инверсии (C, G, B ♭ , E), потому что вторая по высоте нота (C) в аккорде C7 второй инверсии (G, B ♭ , C , E) понижается на октаву. [ 30 ] [ 32 ] [ примечание 2 ]
Недостатки
[ редактировать ]Хотя настройка основных третей дает многочисленные преимущества, подробно описанные выше, она также имеет определенные недостатки по сравнению со стандартной настройкой инструмента:
- Настройка M3 уменьшает общий диапазон гитары (именно поэтому некоторые музыканты в конечном итоге прибегают к использованию 7- и 8-струнных инструментов, чтобы восстановить утраченный диапазон).
- M3 упрощает произнесение аккордов в тесной гармонии , но делает некоторые общие голоса в открытой гармонии более трудными или даже невозможными.
- M3 позволяет перемещать 3- и 4-нотные аккорды вверх или вниз на октаву, но делает аппликатуры для 5- и 6-нотных многооктавных аккордов более сложными и неуклюжими.
История
[ редактировать ]Настройка мажорной трети была введена в 1964 году джазовым гитаристом Ральфом Паттом . Он учился у Гюнтера Шуллера , чья двенадцатитоновая техника была изобретена для атональной композиции его учителем Арнольдом Шенбергом . [ 4 ] Патт также был вдохновлен фри-джазом Орнетта Коулмана и Джона Колтрейна . [ 4 ] В поисках настройки гитары , которая облегчила бы импровизацию с использованием двенадцати тонов, к 1964 году он представил настройку мажорной трети. [ 3 ] [ 7 ] [ 33 ] возможно, в 1963 году. [ 4 ] Чтобы достичь диапазона открытой струны E-E стандартной (испанской) настройки, [ 9 ] Патт начал использовать семиструнные гитары в 1963 году, прежде чем остановился на восьмиструнных гитарах с высокой солью ♯ ( что эквивалентно ля ♭ ) в качестве самых высоких открытых нот. [ 4 ] Патт использовал настройку мажорной трети на протяжении всей своей работы в качестве сессионного музыканта после 1965 года в Нью-Йорке. [ 4 ] Патт разработал веб-страницу с обширной информацией о настройке основных третей. [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]- Настройка малых третей
- Повторяющиеся открытые настройки приблизительно соответствуют настройкам M3:
- Неиспанские классические гитары :
- Другие открытые настройки
- Открытая настройка A : E–A–C ♯ –E–A–C ♯ приближается к F–A–C ♯ –F–A–C ♯
- Настройка Open B : F ♯ –B–D ♯ –F ♯ –B–D ♯ приближается к G–B–D ♯ –G–B–D ♯
- Открытая настройка C : C–E–G–C–E–G приближается к C–E–G ♯ –C–E–G ♯
- Открытая настройка D : D–F ♯ –A–D–F ♯ –A приближает D–F ♯ –A ♯ –D–F ♯ –A ♯
- Настройка Open E : E–G ♯ –B–E–G ♯ –B приближает E–G ♯ –C–E–G ♯ –C
- Открытая настройка F : F–A–C–F–A–C приближает F–A–C ♯ –F–A–C ♯
- Настройка Open G : G–B–D–G–B–D приближается к G–B–D ♯ –G–B–D ♯
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Классические гитары имеют 12 ладов, а акустика со стальными струнами — 14 или более ( Деньер 1992 , стр. 45). У электрогитар больше ладов, например 20 ( Деньер 1992 , стр. 77).
- ^ Перейти обратно: а б На иллюстрации B ♭ обозначается его энгармоническим эквивалентом A ♯ . В грифах гитары используется ( двенадцатитоновая ) равнотемперированная настройка, в которой B ♭ и A ♯ обозначают одинаковую высоту звука. Эти ноты представляют собой отдельные высоты звука в системах настройки, которые не одинаково темперированы.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Сетарес (2001 , «Большая третья настройка» (стр. 56–57), стр. 56)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Петерсон (2002 , стр. 36–37)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Черч-Сити (2012)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Петерсон (2002 , стр. 36)
- ^ Перейти обратно: а б с д Гриванк (2010 , стр. 3)
- ^ Перейти обратно: а б Патт, Ральф (4 апреля 2004 г.). «Настройка во все трети» . Rec.music.makers.guitar.jazz . Проверено 10 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гриванк (2010 , стр. 1)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гриванк (2010 , стр. 4)
- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон (2002 , стр. 37)
- ^ Киркеби (2012 , «Струны» )
- ^ Перейти обратно: а б с Гриванк (2010 , стр. 9)
- ^ Перейти обратно: а б с Гриванк (2010 , стр. 2)
- ^ Перейти обратно: а б с Сетарес (2001 , стр. 52)
- ^ Перейти обратно: а б Денайер (1992 , стр. 72)
- ^ Мид (2002 , стр. 28 и 81)
- ^ Дакворт (2007 , стр. 339)
- ^ Гриванк (2010 , стр. 10)
- ^ Перейти обратно: а б Денайер (1992 , стр. 121)
- ^ Перейти обратно: а б Денайер (1992 , стр. 119)
- ^ Гриванк (2010 , стр. 9–10)
- ^ Денайер (1992 , стр. 105)
- ^ Денайер (1992 , стр. 74–75)
- ^ Земб, Патрик (15 августа 2007 г.). «Sommaire du site music (фр.: Краткое содержание музыкального сайта)» . Английский машинный перевод . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 29 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Белый (2005)
- ^ Гриванк (2010 , стр. 5)
- ^ Гриванк (2010 , стр. 13, список на стр. 20–21)
- ^ Sethares (2001 , «Основная третья настройка» (стр. 56–57), список на стр. 57)
- ^ Перейти обратно: а б Сетарес (2001 , стр. 53)
- ^ Дакворт (2007 , стр. 128–129)
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит (1980 , стр. 92–93 )
- ^ Колб (2005 , стр. 37)
- ^ Фишер (2002 , стр. 30–33 )
- ^ Патт (2008)
- ^ Сетарес (2012)
Библиография
[ редактировать ]- Денайер, Ральф (1992) [1982]. «Игра на гитаре». Справочник по игре на гитаре: незаменимая энциклопедия для каждого гитариста . Специальные авторы Исаак Гиллори и Аластер М. Кроуфорд (Полностью переработанное и обновленное издание). Лондон и Сидней: Pan Books. стр. 65–160. ISBN 978-0330327503 .
- Дакворт, Уильям (2007). Творческий подход к основам музыки: включает вставку для клавишных и гитары (девятое изд.). Томсон Ширмер. стр. 1–384 . ISBN 9780495090939 .
- Фишер, Джоди (2002). «Глава пятая: Расширение словарного запаса из 7 аккордов». Гармония джазовой гитары: раскройте тайну джазовой гармонии . Альфред Музыкальное Издательство . стр. 26–33. ISBN 9780739024683 .
- Гриванк, Андреас (1 января 2010 г.), Настройка гитар и чтение музыки в мажорных терциях , препринты Matheon, том. 695, Берлин: Исследовательский центр DFG «МАТЕОН, Математика для ключевых технологий», Классификация MSC 97M80 Arts. Музыка. Язык. Архитектура. урна : nbn:de:0296-матеон-6755 . Файл Postscript и файл PDF
- Киркеби, Оле (1 марта 2012 г.). «Настройка мажорных третей» . m3guitar.com. цитируется Сетаресом (2012) и Гриванком (2010 , стр. 1). Архивировано из оригинала 30 октября 2015 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- Колб, Том (2005). Теория музыки . Гитарный метод Хэла Леонарда. Корпорация Хэла Леонарда. стр. 1–104. ISBN 978-0634066511 .
- Мид, Дэвид (2002). Аккорды и гаммы для гитаристов . Лондон: Bobcat Books Limited: SMT. ISBN 978-1860744327 .
- Патт, Ральф (14 апреля 2008 г.). «Майорный 3-й тюнинг» . Джазовая веб-страница Ральфа Патта . ralphpatt.com. цитируется Сетаресом (2012) и Гриванком (2010 , стр. 1) . Проверено 10 июня 2012 г.
- Петерсон, Джонатон (2002). «Настройка терций: новый подход к игре ведет к новому виду гитары» . Американская лютерия: Ежеквартальный журнал Гильдии американских мастеров . 72 (Зима). Такома, Вашингтон: Гильдия американских мастеров: 36–43. ISSN 1041-7176 . Архивировано из оригинала 21 октября 2011 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- Сетарес, Билл (2001). «Регулярные настройки». Альтернативное руководство по настройке (PDF) . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина; Кафедра электротехники. стр. 52–67 . Проверено 19 мая 2012 г.
- Сетарес, Уильям А. (18 мая 2012 г.). «Альтернативное руководство по настройке» . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина; Кафедра электротехники . Проверено 8 декабря 2012 г.
- Смит, Джонни (1980). «XVII: Инверсии верхней структуры доминирующих септаккордов». Полный подход Джонни Смита к игре на гитаре Мела Бэя . Полный. Публикации Мела Бэя . стр. 1–256. ISBN 978-15622-2239-0 .
- Уайт, Марк (2005). «Навыки чтения: враг гитариста?» . Беркли сегодня . 72 . Бостон, Массачусетс: Музыкальный колледж Беркли . ISSN 1052-3839 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сетарес, Билл (10 января 2009 г.) [2001]. Альтернативное руководство по настройке (PDF) . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина; Кафедра электротехники . Проверено 19 мая 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вулфовиц, Кифер (2 мая 2013 г.) [26 августа 2012 г.]. «Схемы аккордов для настройки мажорных третей» (PDF) . Викисклад . Фонд Викимедиа. Словарь аккордов (мажорные, минорные, доминантные септаккорды); диаграммы септимных (мажорных, минорных, доминантных, полууменьшенных), возникающих при терциальном гармонизации мажорной гаммы на C; и т. д . Проверено 30 апреля 2013 г.
- Профессора Андреас Гриванк и Уильям Сетарес рекомендуют обсудить настройку мажорных третей двумя джазовыми гитаристами ( Сетарес 2012 , « Регулярные настройки ») и ( Гриванк 2010 , стр. 1):
- Оле Киркеби для 6- и 7-струнной гитары : Таблицы интервалов , мажорных , минорных и доминантных аккордов ; Рекомендуемые калибры струн .
- Ральф Патт для 6-, 7- и 8-струнных гитар : Таблицы гамм , аккордов и последовательностей аккордов ; струнные калибры .
- Три других сайта о джазовой гитаре:
- Оберлин, Александр (3 октября 2012 г.). «Настройка гитары в мажорных терциях: настраивайтесь заново и импровизируйте!» . Четкие аккордовые диаграммы. (Доступно на французском языке) . Архивировано из оригинала 19 марта 2014 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- Земб, Патрик (15 августа 2007 г.). «Sommaire du site music (фр.: Краткое содержание музыкального сайта)» . Английский машинный перевод . Архивировано из оригинала 24 июня 2013 года . Проверено 29 августа 2012 г.
- Корман, Тони (23 августа 2021 г.). «Гитара М3» . Бесплатно скачиваемая методическая книга. Архивировано из оригинала 23 августа 2021 года . Проверено 23 августа 2021 г.
- База данных гитарных настроек (2012). «Большие трети» . Тюнер, гаммы и аккорды для строев М3: G ♯ -CEG ♯ -CE («самые популярные») и F ♯ -A ♯ -DF ♯ -A ♯ -D («для начинающих») . Проверено 21 декабря 2012 г.
- Видеоурок по мажорным и минорным аккордам в настройке мажорных третей на YouTube
- Бромли, Кейт (октябрь 2013 г.). Формы аккордов для настройки мажорных третей (M3) на 7-струнной гитаре (PDF) . Проверено 9 ноября 2013 г.