Джазовый гитарист
Джазовые гитаристы — это гитаристы, которые играют джаз, используя подход к аккордам, мелодиям и импровизационным сольным партиям, который называется игрой на джазовой гитаре . Гитара выполняла функции аккомпаниатора ( ритм-гитары ) и солиста в малых и больших ансамблях, а также как сольный инструмент без аккомпанемента.
До 1930-х годов джаз-бэнды использовали банджо, потому что металлический звук банджо было легче услышать, чем акустическую гитару, когда они конкурировали с трубами, тромбонами и барабанами. Банджо также было легче услышать на восковых цилиндрах на заре аудиозаписи. Изобретение арктопа увеличило громкость гитары. В руках Эдди Ланга он впервые стал сольным инструментом. Следуя примеру Ланга, музыканты заменили банджо гитарами, и к 1930-м годам банджо уже почти не существовало как джазовый инструмент.
Чарли Кристиан был первым гитаристом, исследовавшим возможности, открываемые усилением. Хотя его карьера была недолгой, она оказала достаточное влияние на критиков, чтобы разделить историю джазовой гитары на дохристианскую и постхристианскую эпохи.
Ранние годы: 1880-1920-е гг.
[ редактировать ]На заре джаза в Новом Орлеане в большинстве групп были гитаристы, но записей Лоренцо Стаульца нет. [1] [2] Рене Батист, Доминик Барокко, Джо Гиффр, Кучи Мартин и Брок Мамфорд. Бадди Болден , один из первых джазовых музыкантов, играл в 1889 году в группе, которую возглавлял гитарист Чарли Гэллоуэй. Кинг Оливер , еще одна важная фигура раннего периода, в 1910 году принадлежал к группе, которую возглавлял гитарист Луи Кеппард , брат Фредди Кеппарда . [3]
Хотя в те годы существовала джазовая гитара, банджо было более популярным инструментом. Металлический звук банджо было легче услышать в группе, чем акустическую гитару или фортепиано, и его было легче услышать при записи на восковых цилиндрах . [3] [4] Первым, кто сделал сольные записи на гитаре, был Ник Лукас , доминирующий гитарист 1920-х годов, когда он выпустил «Pickin' the Guitar» и «Teasin' the Frets» в 1922 году. [3] Десять лет назад он экспериментировал с восковыми цилиндрами. Он стал первым человеком, в честь которого была названа специальная гитара Gibson Nick Lucas Special. [5] Тем не менее, его карьера была построена на репутации певца. Он был популярен на радио, Бродвее и в водевиле. Благодаря своему высокому голосу он продал восемь миллионов копий своей фирменной песни « Tiptoe Through the Tulips ». И песня, и стиль пения десятилетия спустя были позаимствованы Тайни Тимом . [5]
Замена банджо
[ редактировать ]
Ранние джазовые гитаристы должны были быть частью ритм-секции. Фредди Грин играл на ритм-гитаре в оркестре графа Бэйси с 1930-х годов до смерти Бэйси в 1980-х. [4] [6] способствуя свингу группы путем инвертирования аккордов, также известного как revoicing , [7] на каждом ударе. [8] Как и Грин, Эдди Кондон всю свою карьеру играл на ритм-гитаре, не играя соло. Аллан Ройсс предоставил ритм-гитаре место в биг-бэнде Бенни Гудмана . [9]
Первым джазовым гитаристом, покинувшим ритм-секцию, был Эдди Лэнг . Желая сделать для группы нечто большее, чем просто игру на аккордах, Лэнг играл соло на одной струне. Он привлек к себе внимание еще будучи участником оркестра Пола Уайтмена и как популярный студийный музыкант . Как и большинство гитаристов того времени, он начинал с банджо, а когда он переключился на гитару, за ним последовали многие другие. Его арктоп Gibson L-5 стал популярной моделью среди джазовых гитаристов. К 1934 году, во многом благодаря Лангу, гитара заменила банджо как джазовый инструмент. [8] [10]
Яркий стиль Джанго Рейнхардта выделялся среди первых ритм-гитаристов. Он родился в Бельгии в цыганской семье. На его цыганский джаз повлияла гитара фламенко испанских цыган и скрипка венгерских цыган. В 1930-х годах он сформировал Квинтет Hot Club of France , состоящий из трёх акустических гитар, скрипки и контрабаса. Он гастролировал по США в 1946 году с Дюком Эллингтоном. [6] [9] [11] [12] У цыганской джазовой традиции есть небольшое, но преданное наследие, которое продолжилось в творчестве семьи Ферре , семьи Шмиттов , Анджело Дебарре , Кристиана Эскуде , Фапи Лафертена , Бирели Лагрена , Джона Ларсена , Джимми Розенберга и Стефана Рембеля .
Усиление
[ редактировать ]
Игра на гитаре Archtop без усилителя возможна для аккомпанемента ритм-гитары в некоторых небольших группах, играющих на небольших площадках. Однако громкое исполнение однонотных гитарных соло без усилителя является непростой задачей в больших ансамблях и больших залах. » Джанго Рейнхардта представлял «Горячий клуб Франции собой струнный квинтет, в котором быть услышанным среди других инструментов редко было проблемой. Аргентинец Оскар Алеман , находившийся в Париже одновременно с Рейнхардтом, пытался преодолеть проблему слышимости с помощью резонаторной гитары , как и Эдди Дарем , аранжировщик и тромбонист оркестра Джимми Лансфорда , который также играл на гитаре. Дарем экспериментировал с усилением и стал первым человеком, сделавшим аудиозаписи с помощью электрогитары, когда он записывался с Kansas City Five в 1930-х годах. Он играл на арочной деке Gibson ES-150 , которую компания Gibson начала производить пару лет назад. [4] [8] [9] Дарем уговорил Флойда Смита купить электрогитару, а во время турне показал свой усилитель Чарли Кристиану . [9]
Многие музыканты были вдохновлены взять в руки гитару после прослушивания Чарли Кристиана с оркестром Бенни Гудмана . Кристиан был первым, кто исследовал возможности электрогитары. У него была большая аудитория, когда он играл соло с переходными аккордами . [8] По словам джазового критика Леонарда Физера , Кристиан сыграл однонотную партию вместе с трубой и саксофоном, отодвигая гитару от ее второстепенной роли в ритм-секции. Он пробовал уменьшенные и увеличенные аккорды. Его ритм напоминал бибоп . Находясь в Нью-Йорке, он провел много часов допоздна в Minton's Playhouse в Гарлеме, играя с такими музыкантами, как Телониус Монк и Диззи Гиллеспи . [9]
Постхристианская эпоха
[ редактировать ]Хотя у Чарли Кристиана была короткая карьера, его влияние было настолько велико, что некоторые критики делят историю джазовой гитары на дохристианскую и постхристианскую эпохи. Мэри Осборн увидела выступление Кристиана, когда он посетил ее родной штат Северная Дакота в 1938 году. Выступление вдохновило ее на покупку электрогитары. До Кристиана Джордж Барнс экспериментировал с усилением в 1931 году. Он утверждал, что был первым электрогитаристом и первым, кто записался на электрогитаре, 1 марта 1938 года на сессиях с блюзовым гитаристом Биг Биллом Брунзи за пятнадцать дней до того, как Эдди Дарем записал с Пятеркой Канзас-Сити. [1]
Оскар Мур , [13] Ирвинг Эшби и Джон Коллинз были последовательными гитаристами трио Ната Кинга Коула , которые помогли установить формат джазового трио. В начале 1940-х годов Эл Кейси внес свой вклад в оживление трио Фэтса Уоллера , а Тайни Граймс играл на электрической четырехструнной тенор-гитаре с трио Арта Татума . Кенни Баррелл зарекомендовал себя в формате гитара-бас-барабаны в 1950-х годах, как и Барни Кессель и Херб Эллис с трио Оскара Петерсона. Кессел продолжил свинговую составляющую музыки Кристиана до 1950-х годов. [9]
Когда эра свинга сменилась бибопом, гитаристы отошли от стиля Чарли Кристиана. Два пионера бибопа, Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи , записали с молодыми гитаристами Биллом ДеАранго. [14] и Ремо Палмье и вдохновил Чака Уэйна изменить свой подход. После игры в биг-бэндах с Вуди Херманом и Бенни Гудманом Билли Бауэр исследовал нетрадиционную территорию с Ленни Тристано и Ли Конитцем . [15] абстракцию Конитиза и Уорна Марша играя диссонирующие аккорды и пытаясь адаптировать к гитаре . Хотя Джимми Рэйни находился под влиянием Тристано, его гармонии были более тонкими и логичными. Джонни Смит перенес эту любовь к гармонии в романтический, аккордовый стиль, как в своей популярной балладе « Лунный свет в Вермонте ». Тэл Фарлоу избегал абстракции Тристано. Фарлоу объяснил свою способность быстро играть необходимостью не отставать от лидера оркестра Рэда Норво . [16] [9]
Ленни Бро выступал, используя ансамблевую импровизационную игру, а также более оркестровую соло-джазовую гитару в стиле пальцев. Он использовал множество разнообразных элементов музыки, в том числе закрытые голоса, гитару в стиле фламенко , использование разнообразных ритмов, пальцевых гармоник, модальную джазовую гармонию, глубокое знание инверсий и замен тритонов, а также отличное понимание бибопа. [ нужна ссылка ]
Боссанова стала популярной в начале 1960-х годов, отчасти благодаря альбому «Jazz Samba» и Стэна Гетца Чарли Берда и песне « The Girl from Ipanema » Антонио Карлоса Жобима . Хотя боссанова не является синонимом джаза, смешение боссановы с джазом было плодотворным для обоих жанров. Бразильские гитаристы включают Антонио Карлоса Жобима , Луиса Бонфа , Оскара Кастро-Невеса , Жоао Жилберту , Бадена Пауэлла де Акино и Бола Сете . [9]
Слияние, техника и изобретения
[ редактировать ]
Когда рок-гитарист Джими Хендрикс стал популярным в 1960-х годах, он создал образ гитарного героя, харизматичного соло-гитариста, ослепляющего публику. Он создал возможности игры на гитаре за счет использования блоков электронных эффектов . Хендрикс вдохновил многих музыкантов взять в руки электрогитару.
Одним из них был Ларри Кориелл , который объединил джаз и рок в 1960-х годах, еще до того, как термин «джаз-фьюжн» стал обычным явлением. Английский гитарист Джон Маклафлин последовал за Кориеллом и Хендриксом, но он также исследовал и другие стили, такие как блюз , электроника, фолк, фри-джаз , цыганский джаз и индийская музыка . Маклафлин записал альбом акустического джаза в начале 1980-х с гитаристами Пако де Люсия и Элом Ди Меолой . Английский гитарист Аллан Холдсворт в 1980-х годах играл джаз-рок, вдохновленный Джоном Колтрейном. Ли Ритенур – один из самых популярных гитаристов в стиле джаз-фьюжн. [16] Он заработал себе имя в 1970-х годах как занятой студийный музыкант, записывавшийся с исполнителями во многих жанрах. [17]

В 1980-е годы Стэнли Джордан был первым, кто распространил технику удара молотком на весь свой стиль игры. Джордан постукивал по грифу кончиками пальцев обеих рук, играя на грифе гитары, как на фортепиано. Энвер Измайлов , уроженец Узбекистана, использовал подобную технику игры двумя руками, чтобы адаптировать народную музыку своей страны к джазу. Среди других, использующих технику постукивания в меньшей степени, были Дэвид Торн и Так Андресс . Некоторые фьюжн-гитаристы отреагировали на излишества своих предшественников, играя в более сдержанном стиле. В их число входили Ларри Карлтон , Стив Хан и Терье Рипдал . [16] Майк Стерн начал свою карьеру с группы Blood, Sweat & Tears , затем в 1980-х годах был участником группы Майлза Дэвиса. [18]
Чарли Хантер изобрел восьмиструнную электрогитару , производящую впечатление двух гитаристов одновременно. Он адаптировал для гитары Hammond B3 органные грувы Джимми Смита и Ларри Янга . [16]
1960-е-2010-е годы
[ редактировать ]Влияние фри-джаза 1960-х годов проникло и в гитару. Сонни Шаррок использовал устройства диссонанса, эффекты искажения и другое электронное оборудование для создания звуковых «потоков шума», которые отпугивали некоторых слушателей, когда он выступал на фестивалях. Он отказался играть на аккордах, называя себя валторнистом, и именно здесь он черпал вдохновение. [19] Английский гитарист Дерек Бэйли заработал себе репутацию представителя европейской фри-джазовой сцены. Как и Шаррок, он стремился к освобождению ради самого освобождения и к разрушению всех условностей во имя оригинальности. В 1970-е годы он принадлежал к ансамблю спонтанной музыки. Начиная с 1990-х годов он сформировал дуэты с ди-джеями, китайскими пипа- музыкантами и Пэтом Метени . [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Яноу, Скотт (2013). Великие джазовые гитаристы . Сан-Франциско: Бэкбит. стр. xi – xii. ISBN 978-1-61713-023-6 .
- ^ Маркиз, Дональд М. (1 сентября 2005 г.). В поисках Бадди Болдена: первого джазового человека . ЛГУ Пресс. стр. 114–. ISBN 978-0-8071-3093-3 . Проверено 23 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Январь 2013 , с. xii.
- ^ Перейти обратно: а б с Саммерфилд, Морис Дж. (1998). Джазовая гитара: ее эволюция, исполнители и личности с 1900 года (4-е изд.). Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Эшли Марк. ISBN 9781872639260 .
- ^ Перейти обратно: а б Январь 2013 , стр. 125–127.
- ^ Перейти обратно: а б Берендт, Иоахим Э. (1996). Саллис, Джеймс (ред.). Гитара в джазе: Антология . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. п. 147. ИСБН 0803242506 .
- ^ «Основы гитары: 11 других способов играть распространенные аккорды» . Гитарист . 16 декабря 2016 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фергюсон, Джим (2002). Кернфельд, Барри (ред.). Джазовый словарь New Grove . Том. 2 (2-е изд.). Нью-Йорк: Grove's Dictionaries Inc., стр. 110–113. ISBN 1-56159-284-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Перо, Леонард (1996). «Гитара в джазе». В Саллисе, Джеймс (ред.). Гитара в джазе: Антология . Линкольн, Небраска: Univ. из Небраски Пресс. стр. 3–. ISBN 0-8032-4250-6 .
- ^ Яновский 2013 , с. xi.
- ^ Делоне, Шарль (1981). Джанго Рейнхардт . Великобритания: Эшли Марк.
- ^ Дрегни, Майкл (2004). Джанго: Жизнь и музыка цыганской легенды . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Гитаристы» . Классическая джазовая гитара . Архивировано из оригинала 6 мая 2008 г. Проверено 1 июня 2008 г.
- ^ Классическая джазовая гитара - гитаристы. Архивировано 20 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Классическая джазовая гитара – Гитаристы» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 г. Проверено 1 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Берендт, Иоахим-Эрнст; Хюсманн, Гюнтер (2009). Джазовая книга: от рэгтайма до 21 века (7-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Книги Лоуренса Хилла. стр. 426–430. ISBN 978-1-55652820-0 .
- ^ Деминг, Марк. «Ли Ритенур» . Вся музыка . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Томас, Фред. «Майк Стерн» . Вся музыка . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Дроздовски, Тед (20 августа 2016 г.). «Следы Сонни Шаррока на Луне» . Премьер-гитара . Проверено 24 января 2018 г.