Гибсон Л-5
1. Известен промежуточный вид этих моделей:
1935 года L-5 Special с кузовом Special 400/18 дюймов. [ 2 ]
2. У одного из самых ранних Super 400 (серийный номер 91809) сохраняется путаница в обозначениях названий моделей: « Deluxe » и « L-5 » на этикетке, « Super L-5 » на крышке анкерного стержня и « Super 400 » на пяточная пластина шеи. [ 3 ]
Gibson L-5 — гитара с полым корпусом, впервые выпущенная в 1923 году компанией Gibson Guitar Corporation , затем в Каламазу, штат Мичиган . L-5, первая гитара с F-образными отверстиями , была разработана под руководством инженера-акустика и дизайнера Ллойда Лоара и с тех пор находится в производстве. она считалась лучшей гитарой компании В эпоху биг-бэндов . Первоначально он предлагался как акустический инструмент, а полуакустические модели появились только в 1940-х годах.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Во всем мире L-5 была первой гитарой с F-образными отверстиями . [ нужна ссылка ] Тогда, как и сегодня, конструкция L-5 по конструкции, резьбе, распоркам и настройке аналогична конструкции виолончели. Эта гитара, как и виолончель, спроектированы аналогичным образом, чтобы усиливать и проецировать акустическую вибрацию струн по резному и настроенному дереву, используя эфы в качестве точек проецирования. С 1922 по 1934 год Л-5 выпускался с шириной нижнего бута 16 дюймов. В 1934 году ширина нижнего бута была увеличена до 17 дюймов; эта ширина используется до сих пор. Также в 1934 году была выпущена более крупная 18-дюймовая гитара с арочной декой под названием «L5 Super», которая позже была переименована в Gibson Super 400. Эти две богато украшенные акустические гитары являются лучшими инструментами Gibson с резной арктопом. С 1930-х годов Гибсон разработал несколько других 17-дюймовых арктопов, в том числе представленные варианты, которые представляют собой более доступные и менее богато украшенные модели. [ 5 ]
Предвоенные годы (1922–1940).
[ редактировать ]С момента своего появления в 1922–23 годах до 1940-х годов L-5 выпускался в разных конфигурациях (все строго акустические):
- Type one, 16 дюймов. Как это впервые появилось в прейскуранте Gibson (апрель 1923 г.), L-5 имел 16-дюймовый корпус с коричневой отделкой Cremona, боковинами из березы или клена, одинарной 20-ладовой накладкой грифа. с заостренным концом, точечными вставками, наклонным логотипом «The Gibson» на грифе и серебристой фурнитурой. Большинство из этих L-5 первого типа также имели встроенный продюсер Virzi Tone Producer; это была (по сути) дополнительная дека овальной формы, подвешенная внутри корпуса инструмента. Основной внешней отличительной чертой этих ранних Гибсонов эпохи Лоара является несвязанная накладка. [ 6 ] [ нужен лучший источник ]
- Второй тип 16 дюймов. Между 1925 и 1929 годами L-5 имел 16-дюймовый корпус, нижнюю и обечайки из клена, тройную накладку грифа и отсутствие устройства Virzi Tone Producer. К концу этого периода логотип на грифе мог быть наклонным или горизонтальным. Фурнитура была позолочена, а накладка закреплена. [ 7 ] [ нужен лучший источник ]
- Тип третий, 16 дюймов. Между 1929 и 1935 годами последняя итерация 16-дюймового L-5 имела вставки в форме морского ушка на накладке грифа (которые отныне стали визитной карточкой модели), а логотип на головке грифа постепенно стал горизонтальным. Гибсон» без статьи «The». В некоторых экземплярах этого периода также отсутствует острие на конце грифа, которое вместо этого имеет прямоугольную форму. [ 8 ]
- 17-дюймовый L-5 Advanced. Начиная с 1935 года L-5 выпускался с 17-дюймовым кузовом. [ 4 ] В первые два года хвостовая часть представляла собой немного более широкую версию предыдущей версии, украшенную надписью «L 5». К 1937 году ставшая культовой позолоченная головка в стиле ар-деко с серебряным центральным элементом стала нормой. Кроме того, начиная с 1936 года были связаны F-дыры. 17-дюймовая модель L-5 была также первой моделью L-5, которая имела натуральный светлый оттенок, а также венецианский вырез в качестве опции. Эта модель, более или менее неизменная, также появляется в первые послевоенные годы (примерно до 1947). [ 9 ]
Послевоенные годы
[ редактировать ]Когда после войны на заводе Gibson возобновилось регулярное производство, L-5 выглядел более или менее идентично 17-дюймовому акустическому инструменту, выпущенному в конце предыдущего десятилетия. Если не считать перехода от шрифта к «блочному» логотипу Gibson на самым значительным изменением в последующие годы стало появление электрического L-5. В 1951 году 17-дюймовый L-5 был оснащен парой звукоснимателей P-90 , чтобы соответствовать музыкальным требованиям того времени. Обозначение этой версии инструмента было L-5 CES, что означает Cutaway Electric Spanish. Этот инструмент может быть выполнен в стандартном цвете «солнечные лучи» или в светлом, естественном цвете. Однако полностью акустическая версия L-5 не была заменена этой новой моделью и оставалась доступной в качестве параллельной опции. Начиная с 1958 года звукосниматели P-90 были заменены хамбакерами .
Конец 1950-х годов и наши дни
[ редактировать ]Сегодня стандартной моделью L-5 является L-5 CES, электрическая версия, разработанная для минимизации обратной связи, которой подвержены хорошо вырезанные арктопы при усилении.
Компания Gibson периодически выпускает варианты L-5 ограниченными сериями разного размера. Одним из примеров является тонкокорпусный «L-5 CT» (тонкий в разрезе), который имеет те же общие характеристики, за исключением толщины корпуса. Модель CT была впервые создана для Джорджа Гобеля, который хотел менее громоздкую гитару.
Еще одна вариация L-5 — модель Уэса Монтгомери , названная в честь популярного джазового гитариста 1950-х и 1960-х годов. Модель Уэса Монтгомери имеет один звукосниматель Classic 57 в грифе и параллельную распорку, поддерживающую верхнюю часть. Параллельная распорка является стандартной, а более популярная — это немного более яркая «параллельная распорка», которая, как считается, передает звук дальше, чем арка с X-образными распорками.
1955 года Модель Gibson Byrdland — это еще одна вариация L-5, разработанная Билли Бердом и Хэнком Гарландом . Гитара Byrdland имеет тонкий корпус в стиле L-5 и изначально имела более узкий гриф с относительно короткой мензурой в 23 1/2 дюйма, что помогало играть сложные аккорды.
За прошедшие годы появилось несколько различных моделей L-5 с полым корпусом, в том числе L-5 Signature и L-5 Studio. ES -5 была первой заводской моделью гитары с тремя звукоснимателями. ES-5 был создан на основе L-5, представленного в 1949 году и позже модифицированного как Gibson ES-5 Switchmaster. В отличие от L-5, у которого была верхняя дека из массивной резной ели, а обечайки и задняя часть из цельного клена, корпус ES-5 был изготовлен из прессованной ламинированной древесины, чтобы предотвратить обратную связь. Гибсон также считал, что лучшие тона не нужны для электрической модели, и прессовал Ламинированное дерево позволило бы создать более доступную в производстве модель и, таким образом, могло бы попасть в руки гораздо большего числа игроков, чем резные инструменты.
L-5 CES был электрической версией L-5, представленной в 1951 году. Первоначально в них использовались звукосниматели P-90 , но -хамбакеры . с 1958 года использовались звукосниматели [ 10 ] С 1961 по 1969 год большинство серийных гитар L-5CES имели «флорентийский» (острый) вырез, заменяющий «венецианский» (закругленный) дизайн выреза.
Известные исполнители
[ редактировать ]L-5 на протяжении нескольких поколений находился в руках многих исполнителей. Во многих записях RCA пятидесятых годов заметное место занимает гитара, в том числе пластинки Элвиса Пресли , в которых присутствует звучание Скотти Мура L-5 . Сессионный гитарист из Нэшвилла Хэнк Гарланд , который также записал известные джазовые альбомы до почти смертельной автомобильной аварии, часто играл на L-5, как и джазовый гитарист Уэс Монтгомери. Малоизвестный факт: L-5 — это гитара, которую Граучо Маркс держал под рукой на протяжении всей своей личной жизни. Хотя Маркс и не был широко известен, он хорошо играл на гитаре. Современные гитаристы, которые играют и играли на L-5 на известных записях, а также вживую, включают Така Андресса из Tuck and Patti , Мелвина Спаркса , Ли Ритенура , Джорджа Ван Эпса и Говарда Робертса (который использовал свой L-5 для записи вступительной части). такты культовой темы «Сумеречной зоны» ). Джон Майер использует один из них на своем концертном компакт-диске/DVD 2008 года «Where the Light Is» . Эрик Клэптон использовал L-5 для записи Reptile (2001), а также для своего концертного CD/DVD 2002 года. One More Car, One More Rider во время песен « Reptile » и « Somewhere Over the Rainbow ».
Среди первых игроков L-5 — Эдди Лэнг и Мэйбел Картер из «Семьи Картер» , которая большую часть своей карьеры играла свою ставшую знаменитой модель 1928 года. L-5 Мэйбел Картер сейчас хранится в Зале славы кантри-музыки в Нэшвилле, штат Теннесси . Джанго Рейнхардт играл на L-5, оснащенном звукоснимателем DeArmond, во время своего тура с Дюком Эллингтоном в ноябре 1946 года. [ 11 ] Граучо Маркс играет на своем L-5 в братьев Маркс фильме 1932 года «Лошадиные перья» . [ 12 ] Клинт Иствуд использовал L-5 в фильме 1982 года «Человек из Хонкитонка» . У него был вырез (введенный в 1939 году), что маловероятно в истории, действие которой происходит во время Великой депрессии .
У комика и певца Джорджа Гобеля была специальная версия гитары Gibson L-5 с арктопом, специально разработанная и подаренная ему его другом Милтоном Берлом в 1958 году, "L-5CT" (в разрезе, тонкая) с уменьшенными размерами грифа ( 24 3/4 дюйма и глубина тела (2 3/8 дюйма), соответствующая его небольшому росту, а также вишнево-красная отделка (для оптимального появления в новом цветном телешоу Гобеля). С 1958 по 1963 год было произведено около 45 L-5CT, что сделало их одной из самых редких моделей Gibson. Большинство из них были акустическими гитарами, хотя некоторые поставлялись со звукоснимателями. Самая редкая модель L5 была близким родственником L-5CT. Он назывался «Герб»*. Он был задуман сотрудником Gibson Энди Нельсоном (который помог разработать L-5CT) в 1961 году. Он имел тот же тонкий корпус, что и L-5CT, но новую для 1961 года «флорентийскую» форму в разрезе в стиле Super 400. вставки на грифе и уникальный дизайн герба рыцаря/щита на грифе. Всего было выпущено шесть Crest (все в 1961 году), и не было двух одинаковых. В 1969–70 годах компания Gibson выпустила еще одну модель под названием «Crest», но это был инструмент другого типа, похожий на ES-330, но с корпусом из палисандра и плавающими звукоснимателями.
В 1970-х годах компания Gibson выпустила L-5S , которая фактически представляла собой цельнокорпусную версию арки L-5. Его использовали Пэт Мартино , Пол Саймон и, с 1973 по 1976 год, Марк Фарнер из Grand Funk Railroad (его можно увидеть с гитарой на обложках концертного альбома группы 1975 года Caught in the Act ); а изготовленная на заказ версия с одним звукоснимателем была сделана для Ронни Вуда , который одолжил ее Киту Ричардсу для его тура 1988 года с X-Pensive Winos. [ 13 ] [ 14 ] Недавно на рынке была представлена версия L-5 с двойным вырезом. Глубина корпуса уменьшена до 2 3/8 дюйма. Верхний вырез носит чисто косметический характер, поскольку основание грифа или пятка препятствуют более высокому доступу к ладам.
Галерея
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит неэнциклопедическую или чрезмерную галерею изображений . |
Варианты моделей, упомянутые выше
[ редактировать ]-
[Электрические модели серии ES]
ES-5 Switchmaster ([1949]/1955–1962)
(Стрелочник с Р-90 был (1955–1957)) -
[Электрический L-серии]
L-5 CES (1951–) Электрогитара
-
[ тонкая линия, короткая версия. ]
см. Бердленд (1957–)
(тонкая линия, более узкий гриф, 23 ½ дюйма ) укороченная версия -
[твердая гитарная версия]
L5-S (1972–1980-е) Цельнокорпусная гитара
-
[подписная модель]
L-5 Ли Ритенура Подпись (2003–) [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Алькантара, Пол. «85558-Гибсон Л-5» . prewargibsonl-5.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2017 года . Проверено 20 мая 2018 г.
Джо Спанн... Путеводитель Спанна по Гибсону... Я делаю вывод, что гитара Мэйбел была отправлена в январе 1930 года.
- ^ Грюн, Джордж (2015). «От L-5 до Super 400 - История больших ароктопов Гибсона» . Винтажная гитара (журнал) . № январь 2015 г. (архивировано на Gruhn Gutiars (guitars.com ) «При первом осмотре этот Gibson 1935 года выглядит как гриф L-5 на корпусе Super 400. Он имеет маркировку L-5 Special и, скорее всего, является самой ранней арктопом шириной 18 дюймов. модель отверстия, сделанная любым строителем. Это также, скорее всего, прототип Super 400, поскольку она предшествует выпуску этой модели на несколько месяцев ... Представленный здесь L-5 Special имеет модель Super 400 / 18 дюймов. корпус, верхняя дека из ели с отверстиями f, фигурная нижняя дека и обечайки из клена с отделкой в виде солнечных лучей, несколько креплений корпуса, кленовый гриф в стиле L-5 с задней полосой из ореха, накладка грифа из черного дерева с инкрустациями из перламутровых блоков и перламутровые вставки на головке пластинок Gibson, что указывает на то, что он был отправлен. Кою Дэвисону 6 сентября 1935 года. ...»
- ^ «Gibson Super 400 – Super 400, серийный номер 91809» . Довоенный Гибсон L-5 (PreWarGibsonL-5.com) . 13 июня 2021 года.
Изображенный здесь экземпляр был внесен в бухгалтерские книги Gibson в апреле 1935 года (серийный номер 91809), что делает его одной из первых двух гитар Super 400, поставленных заводом Gibson (это самый ранний из сохранившихся экземпляров, известных на данный момент). время). / На этикетке сверху написано «Deluxe», а для модели — «L-5», а на черной крышке анкерного стержня в форме декора выгравирована надпись «Super L-5». В отличие от более поздних серийных экземпляров, на хвостовой части не выгравирована надпись Super 400, хотя на пятке имеется надпись Super 400. ...
.
См. изображение 1 : логотип «SUPER L-5» на крышке анкерного стержня и изображение 3 : логотип «Super 400» на пяточной пластине грифа. - ^ Перейти обратно: а б Ахард, Кен (1990). «Глава 2 Между войнами - i) Установление традиции Гибсона» . История и развитие американской гитары . Смелый Страммер. п. 8 - 9 . ISBN 978-0-933224-18-6 .
... следующее драматическое событие произошло в 1934 году. ... Именно в это время появилась усовершенствованная модель. Усовершенствованная модель L5, теперь с 17-дюймовым корпусом и повышенной мощностью, стала самой распространенной рабочей гитарой в танцевальных залах того времени.
- ^ Путеводитель Грюна по старинным гитарам , 2-е издание, стр. 140
- ^ «16-дюймовый Л-5 Тип Один» . Клуб владельцев довоенных Gibson L-5 . Архивировано из оригинала 29 мая 2015 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «16-дюймовый Л-5 Тип Два» . Клуб владельцев довоенных Gibson L-5 . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «Галерея третьего типа – Гибсон L-5» . www.prewargibsonl-5.com . Архивировано из оригинала 23 января 2015 года . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ «17-дюймовая временная шкала, продолжение - Гибсон L-5» . www.prewargibsonl-5.com . Архивировано из оригинала 23 января 2015 года . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ «Л5-ЦЕС» . Гибсон.
- ↑ «Джанго» Майкла Дрегни, Oxford University Press, 2004. Тони Романо, игравший с джазовым скрипачом Джо Венути , также играл на L-5. Фактически, он играл L-5 Эдди Лэнга, которая была первой выпущенной.
- ^ Джерри Маккалли, Удивительно серьезная история о комике Граучо Марксе и его пожизненном стремлении овладеть гитарой.
- ^ Картер, Уолтер. «Приключения в архивах: Каменный след ведет к Гибсону S-1» . Музыкальные инструменты Гибсона. Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ Кейт Ричардс и X-задумчивые алкаши (1988). Концерт в Hollywood Palladium (DVD). Девственные отчеты.
- ^ Картер, Уолтер (2007). Книга об электрогитаре Gibson - Семьдесят лет классическим гитарам . Книги о бэкбите. п. 156. ИСБН 978-0-87930-895-7 .
Lee Ritenour L-5 Signature (с 2003 г. по настоящее время) Одинарная арка, закругленный рупор, уменьшенный размер L-5 Как L-5 Signature с плавающим звукоснимателем, струнодержатель с точной настройкой TP-6. • 1 плавающий мини-хамбакер (некоторые с ...
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ингрэм, Адриан (1997). Гибсон L5 . Издательство Центрстрим. ISBN 9781574240474 .
