Чарли Берд
Чарли Берд | |
---|---|
![]() Чарли Берд выступает со своим трио в июле 1997 года. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Чарли Ли Берд |
Рожденный | Саффолк, Вирджиния , США | 16 сентября 1925 г.
Источник | Вашингтон, округ Колумбия |
Умер | 2 декабря 1999 г. Аннаполис, Мэриленд , США | (74 года)
Жанры | Боссанова , латинский джаз , свинг |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент(ы) | Гитара |
Годы активности | 1957–1999 |
Этикетки | Савой , Риверсайд , Колумбия , Конкорд Джаз |
Ранее из | Кэл Тьядер , Кетер Беттс , Стэн Гетц , Херб Эллис , Барни Кессель , Духовой квинтет Аннаполиса |
Чарли Ли Берд (16 сентября 1925 — 2 декабря 1999) — американский джазовый гитарист. Берд был наиболее известен своей связью с бразильской музыкой, особенно с босса-новой . В 1962 году он сотрудничал со Стэном Гетцем над альбомом Jazz Samba , запись которого сделала босса-нову мейнстримом североамериканской музыки.
Берд играл пальцами на классической гитаре.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Чарли Берд родился в 1925 году в Саффолке, штат Вирджиния , и вырос в районе Чакатак . Его отец, мандолинист и гитарист, научил его играть на акустической стальной гитаре в 10 лет. У Берда было три брата: Оскар, Джек и Джин «Джо» Берд, басист . В 1942 году Берд поступил в Политехнический институт Вирджинии и играл в школьном оркестре. В 1943 году он был призван в армию Соединенных Штатов , участвовал в боях во Второй мировой войне и в 1945 году был размещен в Париже. Там он играл в оркестре армейских спецслужб и гастролировал по оккупированной Европе в постановке «Джи Кармен» , состоящей исключительно из солдат .
После войны Берд вернулся в Соединенные Штаты и изучал композицию и теорию джаза в Национальной музыкальной школе Харнетта на Манхэттене , Нью-Йорк. В это время он начал играть на классической гитаре. Переехав в Вашингтон, округ Колумбия, в 1950 году, он изучал классическую гитару у Софокла Папаса несколько лет . В 1954 году он стал учеником испанского классического гитариста Андреса Сеговии и учился у него в Италии.
Самым ранним и наибольшим влиянием на Берда был цыганский гитарист Джанго Рейнхардт , выступление которого он видел в Париже. [1] [2] [3]
Карьера
[ редактировать ]В 1957 году Берд познакомился с контрабасистом Кетером Беттсом в клубе Vineyard в Вашингтоне, округ Колумбия. Двое мужчин начали вместе давать концерты, а к октябрю часто выступали в клубе Showboat. В 1959 году они присоединились к группе Вуди Хермана и в течение трех недель гастролировали по Европе в рамках тура доброй воли, спонсируемого Государственным департаментом . Другими участниками группы были Винс Гуаральди , Билл Харрис , Нэт Эддерли и барабанщик Джимми Кэмпбелл. [4] Берд возглавлял свои собственные группы, в которых иногда участвовал его брат Джо. Берд также работал учителем в конце 1950-х годов; он обучал студентов-гитаристов у себя дома в Вашингтоне, округ Колумбия, каждый из которых должен был пройти прослушивание, прежде чем он согласился стать их учителем.
Берда познакомил с бразильской музыкой Феликс Грант , друг и радиоведущий, имевший контакты в Бразилии в конце 1950-х годов и ставший там хорошо известным к 1960 году благодаря усилиям бразильского радиоведущего Пауло Сантоса. После дипломатического турне по Южной Америке (включая Бразилию) весной 1961 года для Государственного департамента Берд вернулся домой и встретился со Стэном Гетцем в Showboat Lounge. Берд пригласил Гетца к себе домой, чтобы послушать несколько босса-новы записей Жоау Жилберту и Антонио Карлоса Жобима, которые он привез. Гетцу понравилось то, что он услышал, и они оба решили, что хотят записать альбом песен. Однако задача создания аутентичного звука оказалась гораздо более сложной, чем они ожидали. [5] [6]
Гетц убедил Крида Тейлора из Verve Records продюсировать альбом. Тейлор и Берд собрали группу из знакомых им музыкантов. Эти ранние сессии не понравились ни одному из мужчин, поэтому Берд собрал группу музыкантов, которые ранее были с ним в Бразилии, и репетировал с ними в Вашингтоне, округ Колумбия, пока он не почувствовал, что они готовы к записи. В состав группы входили его брат Джин («Джо») Берд, а также Кетер Беттс , Билл Райхенбах и Бадди Деппеншмидт . Райхенбах и Деппеншмидт были барабанщиками, и эта комбинация облегчила достижение ритма самбы . В конце концов группу признали готовой, и Гетц и Тейлор прибыли в Вашингтон, округ Колумбия, 13 февраля 1962 года. Они записывались в здании, примыкающем к унитарной церкви All Souls, из-за превосходной акустики этого здания. [5]
Jazz Samba был выпущен в апреле 1962 года и к сентябрю вошел в чарт поп-альбомов Billboard . К марту следующего года альбом поднялся на первое место. Термин «босса-нова» стал использоваться лишь позже. Альбом оставался в чартах семьдесят недель, и вскоре Гетц победил Джона Колтрейна в опросе DownBeat . Одной из самых популярных мелодий альбома стал хит Jobim под названием « Desafinado ». [5]
После успеха Jazz Samba Берд подписал контракт с Riverside Records , которая переиздала шесть его альбомов, записанных для небольшого лейбла Offbeat, дочерней компании Washington Records. [7]
13, 14, 15, 16 марта 1963 года Берд отправился в два часа к югу от Вашингтона, округ Колумбия, в Университет Вирджинии в Шарлоттсвилле, чтобы написать музыку для оригинального мюзикла « Плач по гитаре и двух любовников» . Спектакль поставил Ли Девин из драматического факультета UVa, а музыку для ансамбля из 10 человек написал Сидни Ходкинсон из музыкального факультета UVa. Двумя вечерами позже, 18 марта, трио Берда отыграло концерт «Плач по гитаре и двум любовникам» в Кэбелл-холле, акустической аудитории университета. [8] Солисткой концерта была Джоселин Анкер Мосс.
В 1963 году Берд гастролировал по Европе с Лесом Макканном и Зутом Симсом . [9] Между 1964 и 1965 годами он выступал на джазовом фестивале в Ньюпорте вместе с епископальным священником Малкольмом Бойдом , сопровождая молитвы из своей книги « Ты бежишь со мной, Иисус?» с гитарой. [10] В 1967 году Берд подал иск против Стэна Гетца и MGM , утверждая, что ему несправедливо заплатили за вклад в создание альбома 1962 года Jazz Samba . Жюри согласилось с Бердом и присудило ему половину гонорара за альбом. [11]
В 1973 году Берд переехал в Аннаполис, штат Мэриленд альбом , и в сентябре того же года он записал с Кэлом Тьядером под названием Tambu , единственную запись, которую они сделали вместе. [12] В том же году Берд присоединился к гитаристам Хербу Эллису и Барни Кесселу и сформировал группу Great Guitars , в которую также входил барабанщик Джонни Рэй. [12] [13] Берд сотрудничал с венесуэльским пианистом и композитором Альдемаро Ромеро над альбомом Onda Nueva/The New Wave .
С 1980 по 1996 год он выпустил несколько своих аранжировок для джазового и классического гитарного сообщества через Guitarist's Forum (gfmusic.com), в том числе «Рождественские гитарные соло Чарли Берда» , «Моцарт: семь вальсов для классической гитары» и «Библиотеку Чарли Берда», в которой представлена музыка. Джорджа Гершвина и Ирвинга Берлина . Он также сотрудничал с духовым квинтетом Аннаполиса в конце 1980-х, выступив с ними на более чем 50 концертах по Соединенным Штатам и выпустив два альбома.
Берд несколько лет играл в джаз-клубе The Showboat II в Силвер-Спринг, штат Мэриленд , которым владел и управлял его менеджер Питер Ламброс. Он также работал дома в ночном клубе King of France Tavern в отеле Maryland Inn в Аннаполисе с 1973 года до своей смерти в 1999 году. В 1992 году книгу «Джазовые повара Стюарт, Табори и Чанг опубликовали » Боба Янга и Эла Станкуса. , сборник рецептов, в который входят несколько рецептов Берда. [14] Он также является автором публикации 1973 года « Мелодический метод Чарли Берда для гитары» .
Личная жизнь
[ редактировать ]Берд был женат трижды. Его первой женой была певица Вирджиния «Джинни» Мари Берд, которая исполняла вокал на ряде его ранних записей. [15] и который умер в 1974 году. У них было двое детей: Кэрол М. Роуз и Джеффри. Джеффри погиб в 1973 году после автокатастрофы. Его второй брак с Мэгги Берд закончился разводом; у них была дочь, Шарлотта Э. Берд. [16]
На момент смерти Берд был женат на Ребекке Берд из Аннаполиса в течение одного года. У него остались жена, дочери от первого и второго брака, два брата: Джек Р. Берд из Саффолка, штат Вирджиния, и Джин Х. «Джо» Берд из Эджуотера, а также внучка. [16]
Он любил заниматься парусным спортом и владел двадцатишестифутовой лодкой под названием «I'm Hip», на которой плавал в разные части света.
Смерть
[ редактировать ]Чарли Берд умер от рака легких 2 декабря 1999 года в своем доме в Аннаполисе, штат Мэриленд , в возрасте 74 лет. [17]
Награды
[ редактировать ]- 1999 - посвящено Правительство Бразилии в рыцари Рио-Бранку.
- 1997 - признан «Сокровищем искусства Мэриленда» Альянсом общественных искусств Мэриленда.
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]Записано | Заголовок | Этикетка | Выпущенный | Примечания |
---|---|---|---|---|
1957 | Джазовый концерт | Савойя | 1957 | |
1957 | Блюз для ночных людей | Савойя | 1957 | |
Все делают Босса Нову | Риверсайд | 1960 | ||
1960 | Четыре сюиты Людовико Ронкалли | Вашингтон Рекордс | 1960 | |
1962 | Латинские впечатления | Риверсайд | 1962 | |
1962 | Джазовая самба | Воодушевление | 1962 | Совместно со Стэном Гетцем |
1960 | Мистер Гитара | Риверсайд | 1962 | Первоначально выпущено как Jazz at the Showboat, Vol. 3 (Необычный) |
1962 | Босса Нова у птиц | Риверсайд | 1962 | |
1958 | Слово Берда! | Риверсайд | 1962 | Первоначально выпущено как Jazz at the Showboat (Offbeat). |
1960 | Гитарное мастерство Чарли Берда | Риверсайд | 1963 | Первоначально выпущен как Charlie's Choice (Offbeat). |
1961 | Чарли Берд в Village Vanguard | Риверсайд | 1963 | Первоначально выпущено на Offbeat |
1961 | Блюзовая соната | Риверсайд | 1963 | Первоначально выпущено на Offbeat |
1963 | Еще раз! Босса Нова Чарли Берда | Риверсайд | 1963 | |
1963 | Берд у ворот | Риверсайд | 1963 | |
1959 | Берд на ветру | Риверсайд | 1963 | Первоначально выпущено на Offbeat |
1964 | Берд Сонг | Риверсайд | 1964 | |
1963 | Гитара/Гитара | Колумбия | 1965 | Совместно с Хербом Эллисом |
1965 | Путешествующий человек | Колумбия | 1965 | |
1965 | Бразильский Берд | Колумбия | 1965 | |
Бердленд | Колумбия | 1966 | ||
1965 | Прикосновение золота | Колумбия | 1966 | |
1966 | Рождественские гимны для гитары соло | Колумбия | 1966 | |
1967 | Голливуд Берд | Колумбия | 1967 | |
1965 | Одиночный полет | Риверсайд | 1967 | |
1967 | Еще бразильский Берд | Колумбия | 1967 | |
1967 | Зарисовки Бразилии: Музыка Вилья-Лобоса | Колумбия | 1968 | |
1968 | Хит-трип | Колумбия | 1968 | |
1968 | Деликатно | Колумбия | 1968 | |
Великий Берд | Колумбия | 1968 | ||
1969 | Водолей | Колумбия | 1969 | |
Отпустить | Колумбия | 1969 | ||
Будь как будет | Колумбия | 1970 | ||
1971 | Насколько мы знаем | Колумбия | 1971 | |
1971 | Удар гения | Колумбия | 1971 | |
Новая волна | Колумбия | 1972 | Совместно с Альдемаро Ромеро | |
1973 | Кристальная тишина | Фантастика | 1973 | |
1973 | Tambu | Фантастика | 1974 | Совместно с Кэлом Тьядером |
1974 | Берд у моря | Фантастика | 1974 | |
1975 | Отличные гитары | Конкорд Джаз | 1975 | Совместно с Барни Кесселем и Хербом Эллисом |
1975 | Цилиндр | Фантастика | 1975 | |
1976 | Чарли Берд качается в центре города | Improv | 1976 | |
1976 | Отличные гитары 2 | Конкорд Джаз | 1976 | Совместно с Барни Кесселем и Хербом Эллисом |
1977 | Чарли Берд | Кристально чистые записи | 1977 | |
1977 | Выступление на бис в гостинице Мэриленд | НИИ | 1977 | |
1979 | Блю Берд | Конкорд Джаз | 1979 | |
Люкс «Сахарная голова» | Конкорд Джаз | 1979 | ||
Отличные гитары на винодельне | Конкорд Джаз | 1980 | Совместно с Барни Кесселем и Хербом Эллисом | |
Бразильская душа | Конкорд Джаз | 1981 | Совместно с Лауриндо Алмейдой | |
1981 | Бразильвилль | Конкорд Джаз | 1982 | Совместно с Бадом Шэнком |
1982 | Рождественский альбом Чарли Берда | Конкорд Джаз | 1982 | |
1984 | Разве это не романтично | Конкорд Джаз | 1984 | |
1985 | Удалять | Конкорд | 1985 | Совместно с Лауриндо Алмейдой |
1986 | Берд и Брасс | Конкорд Джаз | 1986 | Совместно с духовым квинтетом Аннаполиса. |
1988 | Это чудесный мир | 1988 | ||
Музыка бразильских мастеров | Конкорд | 1989 | Совместно с Лауриндо Алмейдой и Карлосом Барбосой-Лимой. | |
1992 | Вашингтонский гитарный квинтет | Конкорд Джаз | 1992 | |
1994 | Такие моменты | Конкорд | 1994 | |
1993 | Акварель | Конкорд | 1994 | |
1994 | Я держу мир на веревке | вневременной | 1994 | |
1995 | Из Горячего Клуба Согласия | Конкорд Джаз | 1995 | |
1996 | Возвращение великих гитар | Конкорд Джаз | 1996 | Совместно с Хербом Эллисом и Манделлом Лоу. |
1997 | Осведомленный | Конкорд Джаз | 1998 | |
1999 | Мое вдохновение | Конкорд | 1999 | |
2000 | Для Луи | Конкорд | 2000 |
Как помощник
[ редактировать ]- Бамба Самба Босса Нова (Эверест, 1958 г.)
- Секстет Вуди Германа за круглым столом (Рулетка, Форум, 1959)
С Баком Клейтоном и Томми Гвалтни «Канзас-Сити 9»
- Еду в Канзас-Сити (Риверсайд, 1960)
- Артистизм Хелен Меррилл ( Mainstream , 1965)
- Мусор и другие песни нашего времени (Коллекционер, 1971)
- Ты бежишь со мной, Иисус? (Колумбия, 1965 г.)
- Происходит: Молитвы о настоящем (Колумбия, 1965)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гурвиц, Тобиас. «Улетай домой» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Салон.com. «Джазовый гитарист Чарли Берд умер в 74 года» . Архивировано из оригинала 8 октября 2008 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ сайт norfolk.gov. «Чарли Берд: Легенды музыки» . Архивировано из оригинала 12 июня 2007 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Прайс, Сьюзи. «Легендарный басист Кетер Беттс» . Архивировано из оригинала 2 июля 2007 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гелли, Дэйв (2004). Стэн Гетц: Никто, кроме меня (Музыкальная биография) . Книги о бэкбите. п. 120 . ISBN 0-87930-729-3 .
- ^ Робертс, Джон Сторм (1999). Латинский оттенок: влияние латиноамериканской музыки на Соединенные Штаты . Издательство Оксфордского университета . п. 171 . ISBN 0-19-512101-5 .
- ↑ Каталог Offbeat Records , по состоянию на 31 октября 2012 г.
- ^ Театральная программа из постановки
- ^ Дорщук, Роберт Л. (2001). 88: Гиганты джазового фортепиано . Книги о бэкбите. п. 133 . ISBN 0-87930-656-4 .
- ^ Бойд, Малькольм (2001). Простая грация: Руководство для наставника по взрослению . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 104. ИСБН 0-664-22373-7 .
- ^ Холли, Джо. «Джеймс Годинг; юрист по делу о роялти» . Вашингтон Пост . Проверено 7 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Яноу, Скотт (2000). Афро-кубинский джаз . Книги о бэкбите. п. 144 . ISBN 0-87930-619-Х .
- ^ Саллис, Джеймс (1996). Гитара в джазе: Антология . Издательство Университета Небраски . п. 114. ИСБН 0-8032-4250-6 .
- ^ Фабрикант, Флоренция (8 июля 1992 г.). «Создатели джаза переходят от ветчины к здоровой пище» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ «Джинни Берд | Кредиты» . Вся музыка . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Умер джазовый музыкант Чарли Берд (washingtonpost.com)» . www.washingtonpost.com . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ «Умер легенда джаза Берд» . Новости Би-би-си . 3 декабря 1999 года . Проверено 7 июня 2007 г.
- 1925 рождений
- 1999 смертей
- Американские гитаристы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские акустические гитаристы
- Американские джазовые гитаристы
- Американские гитаристы-мужчины
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Гитаристы Босса Новы
- Бразильские джазовые (жанровые) гитаристы
- Артисты Columbia Records
- Артисты Конкорд Рекордс
- Смертность от рака легких в Мэриленде
- Исполнители Fantasy Records
- Американские гитаристы, играющие в стиле фингерстайл
- Участники группы Great Guitars
- Гитаристы из Вирджинии
- Джазовые музыканты из Вирджинии
- Латинские джазовые гитаристы
- Люди из Саффолка, Вирджиния
- Исполнители Riverside Records
- Свинг-гитаристы
- Персонал армии США времен Второй мировой войны
- Выпускники Технологического института Вирджинии