Нат Эддерли
Нат Эддерли | |
---|---|
![]() Аддерли в 1966 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Натаниэль Карлайл Эддерли |
Рожденный | Тампа, Флорида , США | 25 ноября 1931 г.
Умер | 2 января 2000 г. Лейкленд, Флорида , США | (68 лет)
Жанры | Джаз |
Род занятий |
|
Инструменты | |
Годы активности | 1940–1995 гг. |
Этикетки | |
Родственники | Кэннонболл Эддерли (брат) |
Натаниэль Карлайл Аддерли (25 ноября 1931 - 2 января 2000) [ 1 ] был американским джазовым трубачом. [ 2 ] Он был младшим братом саксофониста Джулиана «Пушечное ядро» Аддерли , которого он поддерживал и с которым играл на протяжении многих лет. [ 1 ]
Композиция Аддерли « Work Song » (1960) является джазовым стандартом , а также стала успешной в поп-чартах после того, как текст к ней написал певец Оскар Браун-младший .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нат Эддерли родился в Тампе , штат Флорида, но переехал в Таллахасси, когда его родителей наняли преподавать во Флоридском университете A&M . Его отец профессионально играл на трубе в молодые годы, и он передал свою трубу Кэннонболлу. [ 3 ] Когда Кэннонболл взял в руки альт-саксофон, он передал трубу Нату, который начал играть в 1946 году. Он и Кэннонболл играли с Рэем Чарльзом в начале 1940-х годов в Таллахасси. [ 4 ] и на любительских концертах по всему району.
Аддерли учился в Университете Флориды по специальности социология и музыка. [ 5 ] Он перешел на корнет в 1950 году. С 1951 по 1953 год он служил в армии и играл в армейском оркестре под руководством своего брата, совершив по крайней мере один тур по Корее, прежде чем вернуться на станцию в Соединенных Штатах. [ 6 ] Вернувшись домой, он поступил в A&M Флориды, намереваясь стать учителем.
Незадолго до того, как Эддерли должен был начать преподавать студентам, Лайонел Хэмптон отыграл концерт во Флоридском A&M. Уверенный в своих силах, он играл за Хэмптона, и Хэмптон пригласил его присоединиться к группе. [ 7 ] Отложив учебу в школе, он играл под руководством Хэмптона с 1954 по 1955 год и посетил Европу с турне. Вернувшись, он намеревался вернуться в школу, чтобы стать учителем. [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]1950-е годы
[ редактировать ]Поворотный момент в карьере братьев Аддерли произошел во время поездки в Нью-Йорк в 1955 году. Братья зашли в кафе Bohemia басист Оскар Петтифорд в Гринвич-Виллидж, когда играл . Оба они пришли готовыми к игре. Кэннонболла попросили присутствовать, потому что постоянного саксофониста Джерома Ричардсона не было, и он ошеломил музыкантов. Затем Ната вытащили на сцену, и все были одинаково впечатлены. [ 3 ] Этого появления оказалось достаточно, чтобы возобновить карьеру. Предложения о работе начали поступать, и в том году Нэт впервые записался. [ 5 ]
Братья переехали в Нью-Йорк, основав в 1956 году бибоп-группу Cannonball Adderley Quintet. Из-за отсутствия народного интереса они распустили группу в 1957 году. Нэт играл у тромбониста Джей Джей Джонсона Пару лет и в итоге оказался в группе Woody. Германский секстет. Cannonball приобрел более высокий статус и присоединился к секстету Майлза Дэвиса вместе с Джоном Колтрейном как раз вовремя, чтобы записать альбом Kind of Blue .
В 1959 году квинтет Cannonball Adderley воссоединился. На этот раз группа добилась большего успеха и выпустила свой первый хит «This Here», написанный пианистом Бобби Тиммонсом . [ 5 ] Звучание группы стало известно как соул-джаз , положив начало этому жанру. Квинтет также играл хард-боп , поскольку все в группе находились под влиянием бибопа и хотели продолжить виртуозную традицию. Соул-джаз сохранил популярность группы, а хард-боп дал музыкантам шанс бросить вызов самим себе и продемонстрировать свои способности.
1960-е годы
[ редактировать ]
В 1960-е годы Аддерли выступал в качестве корнетиста, композитора и менеджера квинтета. [ 3 ] Поддерживая порядок в группе, он также написал некоторые из самых успешных песен группы. Его самой успешной песней была « Work Song » (январь 1960 г.), хард-боп. Аддерли назвал ее своей «песней социального обеспечения» из-за стабильного потока доходов на протяжении многих лет от выплат роялти, когда другие записывали эту песню. [ 5 ] «Рабочая песня» сейчас считается джазовым стандартом. Среди других его популярных песен — « Jive Samba », « Hummin’ », «Sermonette» и «The Old Country». [ 8 ]
Хотя он был неотъемлемой частью квинтета Cannonball Adderley, это был не единственный проект, который занимал его время в карьере профессионального джазового музыканта. После переезда в Нью-Йорк он записывался вне группы Аддерли. [ 8 ] Он работал с Кенни Кларком , Уэсом Монтгомери и Уолтером Букером .
Среди других проектов - фильм «Человек по имени Адам» (1966). В фильме Сэмми Дэвиса-младшего персонаж играет на трубе. Поскольку Дэвис сам не умел играть на трубе, Аддерли был нанят для создания призраков всего, что играл персонаж. [ 6 ] Другим его значимым проектом в это время стал мюзикл. Он и его брат написали «Shout Up a Morning» по мотивам народного героя Джона Генри . Хотя этот проект начинался как совместная работа, работа была прервана, когда Кэннонболл умер от инсульта. [ 8 ]
1970-е годы
[ редактировать ]После смерти Кэннонболла в 1975 году квинтет распался. Нэт Аддерли гастролировал по Европе в качестве хедлайнера. [ 7 ] Он гастролировал по Японии, затем вернулся в США и преподавал курсы в Гарварде, одновременно выступая и записываясь со своим квинтетом, в который входили Уолтер Букер , Джимми Кобб и Винсент Херринг . [ 9 ] [ 6 ] Аддерли зарекомендовал себя самостоятельно. Он также работал с Роном Картером , Сонни Фортьюном , Джонни Гриффином и Антонио Хартом . [ 1 ]
1980-е и последующие годы
[ редактировать ]Аддерли создал Братство Аддерли, секстет, в который входили несколько членов квинтета Кэннонболл Аддерли. Эта группа гастролировала по Европе в 1980 году. Shout Up a Morning после концертного выступления в Карнеги-холле вскоре после смерти Кэннонболла была поставлена в нескольких местах США в 1986 году. [ 8 ] В течение следующего десятилетия Эддерли стал участвовать в нескольких других ансамблях, включая Paris Reunion Band и группу под названием Riverside Reunion Band (по названию лейбла Riverside ), боп-группу, которая сформировалась на джазовом фестивале в Монтерее в 1993 году, а затем гастролировала по Европе в 1994 году. . [ 6 ]
Аддерли провел половину года в туре, а другую половину дома в Лейкленде , Флорида, сочиняя и записывая. Он думал, что многие из его лучших поклонников живут в Японии, но европейцы также были в восторге от музыки. [ 10 ]
В 1997 году он поступил на факультет Южного колледжа Флориды в качестве постоянного художника. Он также участвовал в создании и развитии ежегодного джазового фестиваля «Дитя Солнца», проводимого ежегодно в университете, хедлайнером которого он был более десяти лет. [ 11 ] В том же году он был введен в Зал славы джаза в Канзас-Сити. [ 8 ]
Он жил на 112-й улице в Гарлеме в 1960-х и в Тинеке, штат Нью-Джерси , в 1970-х, прежде чем переехать в Лейкленд. [ 12 ] Он также жил рядом со своим братом в Короне, Квинс . [ 13 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Нэт Аддерли умер в результате осложнений, вызванных диабетом, в возрасте 68 лет в Лейкленде, штат Флорида. [ 14 ] Он был похоронен рядом со своим братом на кладбище Саутсайд в Таллахасси, Флорида. У него осталась жена Энн; сын Нэт Аддерли-младший из Вест-Оринджа, штат Нью-Джерси; дочь Элисон Аддерли-Питтман из Палм-Бэй , Флорида; и пятеро внуков. [ 14 ]
Он был новатором в популяризации соул-джаза и одним из самых плодовитых джазовых исполнителей своего времени, записавшим около 100 альбомов. [ 10 ] Он доказал, что корнет может быть современным джазовым инструментом.
Стиль
[ редактировать ]Хотя Аддерли начал играть на трубе, он перешел на менее распространенный корнет . Он предпочитал более темный тон конического корнета более яркому звуку цилиндрической трубы. Он мог воспроизводить богатый, землистый тон, который стал его фирменным звуком, который мог исходить только от корнета. Ему также понравилось историческое качество корнета, которое вдохнуло новую жизнь в инструмент, на котором играли ранние джазовые музыканты. [ 8 ]
Аддерли широко приписывают развитие и утверждение стиля соул-джаза 1960-х годов вместе с остальными участниками Cannonball Adderley Quintet. Этот стиль характеризуется простыми гармониями, тяжелым блюзовым оттенком, запоминающимися риффами и присутствием церкви. [ 15 ] Целью соул-джаза было вернуть более простой тип джаза, который имел прямое влияние блюза и церковной музыки .
Однако это не единственный стиль, который написал и исполнил Аддерли. Квинтет также был широко известен своим хард-бопом , который составлял примерно половину их записанных работ. [ 8 ] Это более грубый и острый стиль, произошедший от бибопа , и для его исполнения необходимы виртуозные способности.
Как солист и композитор Аддерли обладал широким спектром способностей. Он мог импровизировать более простые и душевные соло для соул-джазовых номеров, но мог экспериментировать и демонстрировать все свои способности в хард-бопе. Особенно при игре в хард-боп, он не боялся использовать диапазон инструмента, часто играя ниже типичного диапазона корнета для коротких очередей, прежде чем вернуться к нормальному диапазону. Хотя к концу 1960-х его диапазон начал уменьшаться, это не помешало ему продолжать играть до конца своей жизни. [ 5 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]Дата записи | Заголовок | Этикетка | Год выпуска | Примечания |
---|---|---|---|---|
1955-06-26 | Это Нэт | Савойя | 1955 | |
1955-09-06 | Представляем Ната Эддерли | Крыло | 1955 | |
1956-07-12, -18, -23 | В Лигу Плюща от Нэта | ЭмАрси | 1956 | |
1958-09 | Разветвление | Риверсайд | 1956 | |
1959-03-23, -27 | Много латуни | Риверсайд | 1959 | |
1960-01-25, -27 | Рабочая песня | Риверсайд | 1960 | |
1960-08-09 1960-09-15 |
Это верно! | Риверсайд | 1960 | |
1961-06-20 1961-07-19 |
Естественно! | Джазлэнд | 1961 | |
1962-05-19 | В сумке | Джазлэнд | 1962 | |
1963-09-23 1963-10-04 |
Маленький Большой Рог | Риверсайд | 1963 | |
1964-12-21 – 1965-01-07 |
Автобиография | Атлантический | 1965 | |
1966-02-16 | Говорю что-нибудь | Атлантический | 1966 | |
1966-10-31 | В прямом эфире на переулке памяти | Атлантический | 1967 | Жить |
1968-01-18, -19 | Мусорщик | Веха | 1968 | |
1968-03-26, -28 1968-04-04 |
Ты, детка | CTI | 1968 | |
1968-11-19, -21 1968-12-04 |
Вызов вслух | CTI | 1969 | |
1972 | Душа Зодиака | Капитолий | 1972 | |
1972 | Душа Библии | Капитолий | 1972 | [2LP] |
1974 | Двойная экспозиция | Престиж | 1975 | [2LP] |
1976-08-09 | Не оглядывайся назад | Стипл Чейз | 1976 | |
1976 | напевать' | Маленький Дэвид | 1976 | |
1978-09-18, -19 | Немного музыки из центра Нью-Йорка | Галактика | 1979 | |
1982-10 | В движении | Тереза | 1983 | Жить |
1982-10 | Голубая осень | Тереза | 1983 | Жить |
1989-11-18 | Мы помним Кэннон | Вход и выход | 1991 | |
1990-05-12, -13 | Осенние листья | Сладкий базилик | 1991 | Жить |
1990-05-12, -13 | Рабочая песня: Live at Sweet Basil | Сладкий базилик | 1993 | Жить |
1990-11-08, -09 | Говоря о тебе | Ориентир | 1991 | |
1990-12-05, -06 | Старая страна | Альфа Джаз | 1991 | |
1992-03-26 | Работаю | вневременной | 1993 | |
1994-06-20, -21 | Хорошая компания | Испытание | 1994 | |
1994-10-25, -27 | Вживую на плавучем джазовом фестивале 1994 года. | Светотень | 1996 | [2CD] Концерт |
1995-12-18, -19 | Милосердие, Милосердие, Милосердие | Альфа Джаз | 2007 |
Сборник:
- В прямом эфире на планете Земля ( Западный ветер , 2008) — в прямом эфире
Как помощник
[ редактировать ]
|
С другими
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Яноу, Скотт. «Нэт Эддерли» . Вся музыка . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Кук, Ричард (2005). Джазовая энциклопедия Ричарда Кука . Лондон: Книги Пингвина. п. 4 . ISBN 0-141-00646-3 .
- ^ Jump up to: а б с Крикорян, Дэйв. «Аддерли, Нэт (Натаниэль)» . Энциклопедия джазовых музыкантов . Архивировано из оригинала 30 августа 2013 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Лайдон, Майкл, Рэй Чарльз: Человек и музыка , Рутледж, ISBN 0-415-97043-1 , 22 января 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Яноу, Скотт (2001). Короли трубы: музыканты, которые сформировали звучание джазовой трубы . Корпорация Хэла Леонарда. стр. 9–10. ISBN 0879306408 .
- ^ Jump up to: а б с д ДеВо, Скотт; Барри Кернфельд (2002). «Нэт Эддерли». У Барри Кернфельда (ред.). Джазовый словарь New Grove (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б Мур, Эми Дж. (апрель 2000 г.). «Нэт Аддерли, 1931–2000: своими словами». ДаунБит . 67 (4): 18–19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэтисон, Кенни. «Нэт Эддерли» . .jazztrumpetsolos.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ «Интервью Винсента Херринга с Алексом Хендерсоном» . ДЖАЗОВЫЙ РЕКОРД НЬЮ-ЙОРКА . Август 2017. стр. 6 и 38 . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ганний, Джоан (март 1996 г.). «Звонок Нэта Эддерли». ДаунБит . Том. 63, нет. 3. п. 39.
- ^ Грейбоу, Стив (15 января 2000 г.). « Умер создатель «Соул-джаза» Нэт Эддерли». Рекламный щит . Том. 112, нет. 3. п. 6.
- ^ Уэбб, Стив. «Нэт Эддерли помнит Диззи — как в музыкальном, так и в социальном плане», The Ledger , 9 января 1993 года.
- ^ Берман, Элеонора (1 января 2006 г.). «Джаз Квинса включает в себя музыкальную королевскую власть» . old.post-gazette.com . Проверено 1 октября 2009 г.
Когда тур на троллейбусе продолжается, г-н Найт указывает на близлежащие дома Дори Миллер, кооперативный жилой комплекс в Короне, где жили Кларк Терри, Кэннонболл и Нэт Аддерли и где до сих пор проживает саксофонист Джимми Хит.
- ^ Jump up to: а б Рэтлифф, Бен (4 января 2000 г.). «Нэт Эддерли, джазовый корнетист, умер в 68 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Логан, Венделл (осень 1984 г.). «Идея остинато в черной импровизированной музыке: предварительное исследование». Черная перспектива в музыке . 12 (2): 193–215. дои : 10.2307/1215022 . JSTOR 1215022 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1931 рождений
- 2000 смертей
- Джазовые музыканты из Флориды
- Музыканты из Тампы, Флорида
- Музыканты из Манхэттена
- Люди из Гарлема
- Люди из Короны, Квинс
- Музыканты из Лейкленда, Флорида
- Музыканты из Тинека, Нью-Джерси
- Выпускники Флоридского университета A&M
- Исполнители A&M Records
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские джазовые корнеты
- Американские джазовые трубачи
- Американские трубачи-мужчины
- Трубачи в стиле бибоп
- Трубачи в стиле хард-боп
- Трубачи соул-джаза
- Музыканты армейского оркестра США
- Военные из Флориды
- Артисты Atlantic Records
- Артисты Capitol Records
- Исполнители Challenge Records
- Исполнители Chiaroscuro Records
- Артисты EmArcy Records
- Художник Enja Records
- Исполнители Fantasy Records
- Артисты Galaxy Records
- Исполнители Landmark Records
- Артисты Milestone Records
- Артисты Prestige Records
- Исполнители Riverside Records
- Артисты Savoy Records
- Исполнители лейбла SteepleChase Records
- Исполнители Timeless Records
- Артисты Verve Records
- Трубачи 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Участники квинтета Cannonball Adderley
- Исполнители CTI Records
- Смертность от диабета в США
- Джазовые музыканты из Нью-Йорка (штат)
- Афроамериканские музыканты 20-го века