Оскар Петтифорд
Оскар Петтифорд | |
---|---|
Справочная информация | |
Рожденный | Окмалджи , Оклахома , США | 30 сентября 1922 г.
Умер | 8 сентября 1960 г. Копенгаген , Дания | ( 37 лет
Жанры | Джаз , бибоп , третий поток |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент(ы) | Контрабас, виолончель |
Годы активности | 1942–1960 |
Этикетки | Дебют , Вифлеем , ABC |
Оскар Петтифорд (30 сентября 1922 г. - 8 сентября 1960 г.) [ 1 ] был американским джазовым контрабасистом, виолончелистом и композитором. Он был одним из первых музыкантов, работавших в стиле бибоп .
Джазовый басист Кристиан Макбрайд назвал Петтифорда «вероятно, самым важным басистом того поколения бибопа с точки зрения создания нового языка для баса». [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Петтифорд родился в Окмалджи, Оклахома , США. [ 1 ] Его мать идентифицировала себя как выходец из племени чокто , а его отец Гарри «Док» Петтифорд идентифицировал себя как наполовину чероки , наполовину афроамериканец . [ 3 ]
Он вырос, играя в семейной группе, в которой пел и танцевал, прежде чем в 12 лет переключился на фортепиано, а в 14 лет — на контрабас. [ 1 ] Джамела Петтифорд, певица из Сент-Пола, штат Миннесота , и потомок семьи Петтифорд, рассказала Общественному радио Миннесоты в 2022 году, что семейная группа Петтифорд какое-то время путешествовала в качестве роуд-музыкантов, прежде чем обосноваться на севере Миннеаполиса . [ 2 ]
Цитируется, что Петтифорд сказал, что ему не нравилось, как люди играют на басу, поэтому он разработал свой собственный способ игры. им восхищались такие люди, как Милт Хинтон Несмотря на то, что в 14 лет , он сдался в 1941 году, потому что не верил, что сможет зарабатывать на жизнь. Через пять месяцев он снова встретил Хинтон, которая уговорила его вернуться к музыке.
Карьера
[ редактировать ]В 1942 году Петтифорд присоединился к группе Чарли Барнета , а в 1943 году привлек к себе более широкое внимание общественности после записи с Коулманом Хокинсом его песни « The Man I Love ». [ 1 ] Примерно в это же время Петтифорд также записывался с Эрлом Хайнсом и Беном Вебстером . [ 1 ] После переезда в Нью-Йорк он был одним из музыкантов (вместе с Диззи Гиллеспи , Телониусом Монком , Кенни Кларком ), которые в начале 1940-х годов джемовали в Minton's Playhouse , где развился музыкальный стиль, позже получивший название бибоп. [ 1 ] Петтифорд и Диззи Гиллеспи возглавили боп-группу в 1943 году. [ 1 ] В 1945 году Петтифорд отправился с Хокинсом в Калифорнию, где он появился в «Багровой канарейке» , детективном фильме, известном своим джазовым саундтреком, в котором также участвовал Джош Уайт . Затем он работал с Дюком Эллингтоном с 1945 по 1948 год и с Вуди Херманом в 1949 году, прежде чем в 1950-х годах работать в основном в качестве лидера. [ 1 ]
Будучи лидером, он случайно обнаружил Пушечное ядро Эддерли . После того, как один из его музыкантов обманом заставил его позволить Эддерли, неизвестному учителю музыки, подняться на трибуну, он заставил Эддерли соло в сложной пьесе, на которой Аддерли выступил впечатляюще.
Петтифорд считается пионером виолончели как сольного инструмента в джазовой музыке. [ 4 ] [ 5 ] Впервые он сыграл на виолончели, чтобы подшутить над лидером своей группы (Вуди Херманом), когда тот ушел со сцены во время своего сольного выступления и неожиданно вернулся с виолончелью и играл на ней. В 1949 году, сломав руку, Петтифорд обнаружил, что не может играть на бас-гитаре, поэтому он экспериментировал с виолончелью, которую ему одолжил друг. Настроив ее по четвертям, как контрабас, но на октаву выше, Петтифорд нашел возможным выступать во время реабилитации (во время которой его рука была на перевязи) и сделал свои первые записи на этом инструменте в 1950 году. Таким образом, виолончель стала его второстепенный инструмент, и он продолжал выступать и записываться на нем до конца своей карьеры. [ 1 ]
В 1950-е годы он много записывался для лейблов Debut , Bethlehem и ABC Paramount , среди других. В середине 1950-х он сыграл на первых трех альбомах, которые Телониус Монк записал для лейбла Riverside .
Между 1954 и 1958 годами Петтифорд также возглавлял секстеты, биг-бэнды и джазовые оркестры, которые давали концерты на площадках Манхэттена, таких как Birdland , где он продолжал исследовать необычное инструментальное звучание , включая валторны и арфу. Ридист и композитор Джиджи Грайс вместе с Петтифордом работали над новыми аранжировками для Hi-Fi-альбомов оркестра.
В 1958 году Петтифорд переехал в Копенгаген , Дания. [ 1 ] и начал записываться для европейских компаний. После переезда в Европу он часто выступал с европейскими музыкантами, такими как Аттила Золлер , а также с другими американцами, обосновавшимися в Европе, включая Бада Пауэлла и Кенни Кларка .
Смерть
[ редактировать ]Петтифорд умер в 1960 году в Копенгагене, незадолго до своего 38-летия. [ 1 ] от вируса, тесно связанного с полиомиелитом.
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Басовые хиты (Топаз, 1943–46)
- Новый секстет Оскара Петтифорда (дебют, 1953)
- Секстет Оскара Петтифорда (Vogue, 1954)
- Оскар Петтифорд (Вифлеем, 1954)
- В основном герцог (Вифлеем, 1954)
- Еще один (Вифлеем, 1955)
- Оскар Петтифорд, том 2 (1956)
- Оркестр Оскара Петтифорда в Hi-Fi (ABC-Paramount, 1956)
- Оркестр Оскара Петтифорда во втором томе Hi-Fi (ABC-Paramount, 1957)
- Открытия (Савой, 1952–57 [1986])
- Круг победителей ( Вифлеем , 1957) с Джоном Колтрейном
- Венский блюз – Полная сессия (Черный лев, 1959) с Хансом Коллером, Аттилой Золлером , Джимми Праттом
- Полный концерт джазового фестиваля в Эссене (Черный лев, 1960) с Коулманом Хокинсом , Бадом Пауэллом , Кенни Кларком
- My Little Cello (дебют, 1960) также выпущен как Last Recordings of the Late Great Bassist и Montmartre Blues.
- Первый бас (IAJRC, 1953–60 [2000])
- Blue Brothers (Черный лев, 1959–60 [1973])
Как помощник
[ редактировать ]- Ральф Бернс и Леонард Физер : Зимний эпизод (MGM, 1954)
- Кенни Баррелл : Swingin' (Blue Note, 1956 [отн. 1980])
- Арт Блейки : Барабанная сюита (Колумбия, 1957)
- Птицеземцы: Том. 2 (OJC, 1954) с Каем Виндингом, Элом Коном, Тэлом Фарлоу, Дюком Джорданом , Максом Роучем, Дензилом Бестом
- Сид Кэтлетт : 1944–1946 (Классика)
- Тедди Чарльз : 3 за Дьюка (Юбилейный/Лондон, 1957)
- Джимми Кливленд : Представляем Джимми Кливленда и его всех звезд (EmArcy, 1955)
- Эрл Коулман : Эрл Коулман возвращается (Престиж, 1956)
- Крис Коннор и квартет Джона Льюиса : Крис Коннор (Атлантика)
- Майлз Дэвис : Размышления Майлза (Престиж)
- Майлз Дэвис: Майлз Дэвис, том 1 / Майлз Дэвис, том 2 (Blue Note, 1952–54)
- Кенни Дорэм : Джазовые контрасты (OJC, 1957) афро-кубинский (Blue Note, 1955)
- Дюк Эллингтон: Концерт в Карнеги-холле, январь 1946 г. (Престиж)
- Дюк Эллингтон: Концерт в Карнеги-холле, декабрь 1947 г. (Престиж); 1947–1948 (Классика), 1949–1950 (Классика), Великие времена! (OJC, 1950) (включает « Пердидо », «Блюз для Блэнтона»)
- Тал Фарлоу: Jazz Masters 41 (Verve 1955–58); Звездный час (Verve, 1955–58)
- Леонард Физер : 1937–1945 (классика)
- Диззи Гиллеспи: 1945 (Классика)
- Урби Грин : Серия Восточного побережья, том. 6 (Вифлеем, 1956 г.)
- Джимми Гамильтон и Нью-Йоркский джазовый квинтет (Fresh Sound Rec.)
- Коулман Хокинс : Радужный туман (Дельмарк, 1944 [1992]), Ястреб летает высоко (OJC, 1957)
- Эрни Генри : Последний припев (Риверсайд, 1956–57)
- Вуди Херман : Хранитель пламени (Капитолий, 1948–49)
- Трио Эрла Хайнса : Мемориал Фэтса Уоллера (подпись SI-l-lA/B и т. д.)
- Джонни Ходжес : Караван (Престиж, 1947–51)
- Хелен Хьюмс : 1927–1945 (классика)
- Милт Джексон : Баллады и блюз (Атлантика, 1956)
- Милт Джексон: Много, много души (Атлантика, 1957)
- Милт Джексон: «Братья по душам» (с Рэем Чарльзом) (Атлантика, 1958)
- Ли Конитц / Квинтет Уорна Марша (Атлантика, 1955)
- Херби Манн : Знойная серенада (Риверсайд, 1957), Салют флейте (Эпик, 1957)
- Хелен Меррилл : Хелен Меррилл (Эмарси, 1954), Мечта о тебе (Эмарси, 1957)
- Телониус Монк : Телониус Монк играет герцога Эллингтона (Риверсайд, 1955), Уникального Телониуса Монка (Риверсайд, 1956), Блестящие углы (Риверсайд, 1956)
- Финеас Ньюборн-младший : Вот Финеас (Атлантика, 1956)
- Джо Ньюман и Зут Симс : Сцепляющиеся рога (Рама, 1957)
- Лео Паркер : Первые сеансы престижа: Том 1 (Престиж, 1950)
- Красный Родни: Красный Родни (ONYX 1957)
- Макс Роуч : Дела, а не слова (Риверсайд, 1958)
- Джо Роланд : Джо Роланд (Савой, 1955)
- Сонни Роллинз : Сюита свободы (Риверсайд, 1958)
- Чарли Роуз : Les Jazz Modes (Рассвет, 1956)
- Сахиб Шихаб : Джаз Сахиб (Савой, 1957)
- Сонни Ститт : Сонни Ститт играет аранжировки пера Куинси Джонса (Руст, 1955)
- Билли Стрейхорн : Отличные времена! (Риверсайд, 1950)
- Арт Татум : Искусство Татум (ASV, 32–44)
- Кларк Терри : Кларк Терри (EmArcy, 1955)
- Лаки Томпсон: Акцент на тенор-саксофоне (FSR, 1954)
- Счастливчик Томпсон: Трикотизм (Импульс, 1956)
- Джордж Уоллингтон : Трио Джорджа Уоллингтона (Престиж, 1952–53)
- Джулиус Уоткинс : Секстет Джулиуса Уоткинса (Blue Note, 1954–55)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1945/6. ISBN 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б Нельсон, Тим (30 сентября 2022 г.). «Рожденный 100 лет назад и выросший в Миннесоте, Оскар Петтифорд изменил звучание американской музыки» . Архив общественного радио Миннесоты . Сент-Пол, Миннесота . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Голдсби, Джон (4 октября 2002 г.). Книга «Джаз-бас: техника и традиции» . Корпорация Хэла Леонарда. п. 56. ИСБН 9780879307165 . Получено 4 октября 2021 г. - через Google Книги.
- ^ «Оскар Петтифорд: Бас за пределами бопа» . NPR.org . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Оскар Петтифорд | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 4 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1922 рождения
- 1960 смертей
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты 20-го века
- Виолончелисты 20-го века
- Контрабасисты 20-го века
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские джазовые виолончелисты
- Американские джазовые контрабасисты
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Американцы, считающие себя выходцами из чероки
- Американцы, которые идентифицируют себя как выходцы из племени чокто.
- Бибоп-виолончелисты
- Бибоп-контрабасисты
- Артисты Bethlehem Records
- Артисты Black Lion Records
- Члены оркестра Дюка Эллингтона
- Американские мужчины-контрабасисты
- Артисты Manor Records
- Жители Окмалджи, Оклахома