Челси Бридж (песня)
«Челси Бридж» ( 1941 ) — импрессионистический джазовый стандарт, написанный Билли Стрейхорном .
История
[ редактировать ]Первоначально произведение было записано оркестром Дюка Эллингтона 2 декабря 1941 года со Стрейхорном (а не с самим Эллингтоном) на фортепиано и соло тенор-саксофониста Бена Вебстера и лампового тромбониста Хуана Тизола . С тех пор он был записан Уэбстером несколько раз, в том числе с Джерри Маллиганом в 1959 году, а также Винсом Гуаральди (1956), Томми Фланаганом (1957 и 1975), Джо Хендерсоном (1967), Кенни Барреллом (1975), Стэном Кентоном ( 1978), Бобби Хатчерсон (1988), Лью Табакин (1989), Джо Ловано (1994), Ахмад Джамал (1995), Андре Превен (1999 и жив в 2000 году), Кейт Джарретт (1999) и Уинтон Марсалис (1999), среди многих других. Сам Стрейхорн вернулся к этой пьесе, записав ее как фортепианное соло без аккомпанемента на своем альбоме 1961 года The Peaceful Side . Другая версия появляется на посмертно выпущенном альбоме Lush Life , выпущенном лейблом Red Baron.
В 1958 году текст песни был написан Биллом Комстоком, участником The Four Freshmen для альбома группы Voices in Latin . Элла Фицджеральд записала бессловесную вокальную версию с Эллингтоном на своих альбомах «Элла Фицджеральд поет песенник герцога Эллингтона» (1957) и «Элла и герцог на Лазурном берегу» (1967), а также она была записана другими вокалистками, такими как Сара Вон ( 1979), Кассандра Уилсон (1991), Тина Мэй (1995), [ 1 ] и Дайан Ривз с Дэниелом Баренбоймом (1998).
Состав
[ редактировать ]По словам биографа Эллингтона Джеймса Линкольна Коллиера , во время поездки в Европу Стрейхорн был вдохновлен картиной Дж. М. У. Тернера или Джеймса Макнила Уистлера с изображением моста Баттерси и, возможно, по ошибке назвал песню в честь моста Челси . [ 2 ] Биограф Стрейхорна Дэвид Хайду отмечает, что «[в отличие от традиционных поп- и джазовых номеров того времени, основанных на мелодиях, «Челси Бридж» является« классическим »в своей интеграции мелодии и гармонии как органического целого». Он также отмечает, что оно «ярко напоминает воду под» мостом, а не сам мост, и что произведение обязано работе Клода Дебюсси . Хайду также цитирует слова известного джазового аранжировщика и композитора Гила Эванса : «С того момента, как я впервые услышал «Chelsea Bridge», я решил попытаться сделать это. Это все, что я сделал… пытался сделать то, что сделал Билли Стрейхорн». [ 3 ]
Анализируя захватывающую мелодию произведения, Гюнтер Шуллер пишет: «Что Стрейхорн использовал в теме «Челси Бридж», так это двойственность ее хроматических гармоний. Тема разворачивается в первых трех тактах в минорных шестых аккордах с добавлением мажорного. Однако Стрейхорн заставляет нас слышать эти гармонии так, как если бы они были цельнотоновыми аккордами. Он достигает этого эффекта двумя способами: 1) посредством оркестрового и динамического ударения трех верхних нот [и] 2) путем установки этих шестых аккордов. в их третьих инверсиях этот последний прием лишает гармонии укорененности, позволяя им, так сказать, плавать ближе к вершине своей структуры». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тина Мэй – Это не обязательно так: Обзор» . Вся музыка. Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ "Челси Бридж" в Jazz Standards
- ^ Хайду, Дэвид, Пышная жизнь: биография Билли Стрейхорна, Фаррара, Штрауса и Жиру, 1996, стр. 87-89.
- ^ Шуллер, Гюнтер, Эра свинга: развитие джаза, 1930–1945, Oxford University Press, 1989, стр. 135.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Челси Бридж» на Jazzstandards.com
- «Мост Челси» на Secondhandsongs.com