Бобби Хатчерсон
Бобби Хатчерсон | |
---|---|
![]() Хатчерсон на фестивале JazzBaltica 2007 года | |
Справочная информация | |
Рожденный | Лос-Анджелес, Калифорния, США | 27 января 1941 г.
Умер | 15 августа 2016 г. Монтана, Калифорния , США | (75 лет)
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты | |
Годы активности | 1961–2016 |
Роберт Хатчерсон (27 января 1941 — 15 августа 2016) — американский джазовый вибрафонист и игрок на маримбе . "Little B's Poem" из Blue Note альбома 1966 года "Components " - одна из его самых известных композиций. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Хатчерсон оказал влияние на молодых вибрафонистов, включая Стива Нельсона , Джо Локка и Стефона Харриса . [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Бобби Хатчерсон родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния , в семье Илая, мастера-каменщика, и Эстер, парикмахера. Хатчерсон познакомился с джазом благодаря своему брату Тедди, который слушал пластинки Арта Блейки в семейном доме со своим другом Декстером Гордоном . Его старшая сестра Пегги была певицей в Джеральда Уилсона оркестре . Хатчерсон записал несколько записей Джеральда Уилсона Pacific Jazz, а также играл в своем оркестре. Сестра Хатчерсона лично познакомила Хатчерсона с Эриком Долфи (её в то время парнем) и Билли Митчеллом . Хатчерсон был вдохновлен взять в руки вибрафон, когда примерно в 12 лет он услышал, как Милт Джексон с Телониусом Монком , Перси Хит , Кенни Кларком и Майлзом Дэвисом играли « Bemsha Swing » на альбоме Miles Davis All Stars, Volume 2 (1954). [ 8 ] Еще будучи подростком, Хатчерсон начал свою профессиональную карьеру в конце 1950-х годов, работая с тенор-саксофонистом Кертисом Эми и трубачом Кармеллом Джонсом , а также с Долфи и тенор-саксофонистом Чарльзом Ллойдом в «Ящике Пандоры» на Сансет-Стрип . [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ]
Он дебютировал в записи 3 августа 1960 года, записав две песни для 7-дюймового сингла с трио Леса Макканна для Pacific Jazz (выпущенного в 1961 году), за которым последовал пластинка Groovin' Blue Кертиса Эми и Фрэнка Батлера с секстетом . 10 декабря (также выпущен Pacific Jazz в 1961 году). В январе 1962 года Хатчерсон присоединился к группе Билли Митчелл - Эл Грей на концертах в The Jazz Workshop в Сан-Франциско и Birdland в Нью-Йорке (напротив Арта Блейки). После годичного турне с группой Митчелл-Грей Хатчерсон поселился в Нью-Йорке (на 165-й улице в Бронксе ), где подрабатывал таксистом, прежде чем полностью войти на джазовую сцену через своего друга детства, басиста Херби. Льюис . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Синие ноты
[ редактировать ]Льюис работал с The Jazztet и устраивал джем-сейшны в своей квартире. Услышав игру Хатчерсона на одном из мероприятий Льюиса, Джазтет и Джеки Маклина участник группы Грачан Монкур III почувствовали, что Хатчерсон хорошо подходит для группы Маклина, что привело к первой записи Хатчерсона для Blue Note Records 30 апреля 1963 года, McLean's One . Шаг за пределы . [ 9 ] Вскоре за этим последовали сессии Blue Note с Монкуром, Долфи, Гордоном, Эндрю Хиллом , Тони Уильямсом и Грантом Грином в 1963 и 1964 годах, за которыми позже последовали сессии с Джо Хендерсоном , Джоном Паттоном , Дюком Пирсоном и Ли Морганом . [ 10 ] Несмотря на многочисленные записи пост-бопа , авангарда и фри-джаза , сделанные в этот период, первая сессия Хатчерсона для Blue Note в качестве лидера, The Kicker (записанная в 1963 году, но выпущенная только в 1999 году), продемонстрировала его опыт работы в хард-бопе. и блюз , как и Idle Moments с Грантом Грином.
Хатчерсон получил награду «Талант, заслуживающий более широкого признания» в опросе читателей Down Beat Хатчерсона» 1964 года, а Blue Note выпустила «Диалог в 1965 году. [ 12 ] Пластинка 1966 года Stick-Up! , с участием Джо Хендерсона, Херби Льюиса и Билли Хиггинса , был первым из многих записанных сессий, которые Хатчерсон провел с Маккоем Тайнером за всю свою карьеру. Держись! был также единственным альбомом из десяти, записанных Хатчерсоном в качестве лидера Blue Note в период с 1965 по 1969 год, в котором не было ни барабанщика Джо Чемберса , ни каких-либо композиций Чемберса. [ 2 ] [ 10 ] С 1963 по 1977 годы у Хатчерсона была одна из самых продолжительных карьер звукозаписи с Blue Note, уступающая только карьере Хораса Сильвера . [ 1 ]
Вернитесь на западное побережье
[ редактировать ]Хатчерсон потерял карточку кабаре и лицензию таксиста в 1967 году после того, как он и Джо Чемберс были арестованы за хранение марихуаны в Центральном парке . [ 13 ] поэтому он вернулся в Калифорнию, но продолжил записываться для Blue Note. [ 9 ] Это возвращение на Западное побережье привело к важному партнерству с Гарольдом Лэндом , с которым Хатчерсон записал семь альбомов для Blue Note с постоянно меняющимся составом пианистов, таких как Чик Кориа , Стэнли Коуэлл и Джо Сэмпл , и обычно Чемберс на барабанах. Группа Hutcherson-Land распалась в 1971 году, и в том же году Хатчерсон завоевал титул «Лучшего вибиста мира» по результатам Международного опроса джазовых критиков. [ 2 ] [ 12 ] После выпуска Knucklebean в 1977 году Хатчерсон записал три альбома для Columbia Records в конце 1970-х.

Лэнд и Хатчерсон воссоединились в начале 1980-х для нескольких записей под названием «Timeless All Stars», секстета с участием Кертиса Фуллера , Сидара Уолтона , Бастера Уильямса и Билли Хиггинса , который записал четыре альбома для голландского лейбла Timeless Records . [ 1 ] После переключения между несколькими лейблами в начале 1980-х для своего сольного материала Хатчерсон записал восемь альбомов для Landmark Records с 1980-х по начало 1990-х годов и все это время продолжал стабильно работать в качестве помощника. Его записываемая продукция несколько замедлилась за последние несколько десятилетий, хотя он выпустил альбомы для Atlantic и Verve в 1990-х, три для швейцарского лейбла Kind of Blue в 21 веке и продолжал гастролировать.
Спустя годы
[ редактировать ]В 2004 году Хатчерсон стал первым членом коллектива SFJAZZ , в который вошли , среди прочих, Джошуа Редман , Мигель Зенон , Николас Пэйтон , Рене Роснес и Эрик Харланд . Он гастролировал с ними четыре года и появился на торжественном открытии SFJAZZ Center в 2013 году. [ 9 ] В его квартет 2007 года входили Рене Роснес на фортепиано, Дуэйн Берно на басу и Эл Фостер на барабанах. В его квартет 2008 года входили Джо Гилман на фортепиано, Гленн Ричман на басу и Эдди Маршалл на барабанах. В 2010 году он получил пожизненную стипендию мастера джаза от Национального фонда искусств. [ 14 ] и выступал в Birdland в составе квинтета с участием Гилмана, Бурно, Маршалла и Питера Бернстайна . В 2014 году Хатчерсон вернулся на Blue Note Records с альбомом Enjoy the View , записанным в Ocean Way Studios в Голливуде с Джоуи ДеФранческо , Дэвидом Сэнборном и Билли Хартом . В феврале, перед выпуском альбома, квартет отыграл четыре аншлаговых концерта в SFJAZZ Center. [ 15 ] [ 16 ]
Актерская карьера
[ редактировать ]Периодическая актерская карьера Хатчерсона включала в себя роль руководителя оркестра в фильме « Они стреляют в лошадей, не так ли?» (1969) и в роли Эйса в «Полночи» (1986). [ 17 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Хатчерсона есть сын Барри от первого брака с Бет Бьюфорд. Хатчерсон написал для Барри вальс «Little B's Poem» в 1962 году. [ 3 ] Благодаря успеху «Ummh» из альбома San Francisco , одной из немногих записей Хатчерсона в стиле джаз-фьюжн , он смог купить акр земли, на котором построил дом в Монтаре, штат Калифорния , в 1972 году. [ 2 ] [ 9 ] В том же году он женился на Розмари Зунига, билетерше клуба Both/And в Сан-Франциско. [ 7 ] У пары родился сын Тедди, который работает менеджером по производству в SFJAZZ. В юности Хатчерсон посещал Африканскую методистскую епископальную церковь обратился в католицизм . , а позже [ 3 ]
Заядлый курильщик всю свою жизнь, Хатчерсон страдал эмфиземой с 2007 года. [ 18 ] Он умер от этого заболевания в Монтаре, Калифорния, 15 августа 2016 года. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Стиль и критический прием
[ редактировать ]Доскональное владение гармонией и аккордами Бобби в сочетании с его виртуозностью и исследовательской интуицией позволило ему выполнить функцию, традиционно возложенную на фортепиано, а также оставаться голосом на передовой. Он делал это в совершенстве в группах Долфи, Маклина и Арчи Шеппа . Его подход к вибрации был всеобъемлющим; он был пианистическим в смысле мелодии и гармонии и ударным в плане ритмической атаки и расположения. Он вернул в инструмент огонь и страсть, утраченные со времен расцвета Лайонела Хэмптона . Он прочно укоренился в традиции бибопа , но постоянно экспериментировал и расширял эту традицию.
Я люблю играть с Бобби. Он исключительно одаренный джазовый импровизатор... Играть с ним всегда очень весело, всегда поучительно, эмоционально и интеллектуально сложно. Бобби очень честный человек. Без этой честности он не смог бы играть так, как играет. В нем есть какая-то детская невинность. Он великий игрок и замечательный человек, и это помогает немного повысить человечность.
Сотрудник AllMusic Стив Хьюи заявил, что «свободные, открытые аккорды и гармонически продвинутые соло Хатчерсона были важной частью шедевра Долфи 1964 года Out to Lunch! », и назвал Dialogue «классикой модернистского пост-бопа», объявив Хатчерсона «одним из величайшие вибрафонисты джаза». Далее Хьюи сказал: «Вместе с Гэри Бертоном , другим выдающимся талантом вибрафона 60-х, Хатчерсон помог модернизировать свой инструмент, по-новому определив, что с ним можно сделать – в звуковом, техническом, мелодическом и эмоциональном плане. В процессе он стал одним из определяющих (хотя и недооцененных) голосов в так называемой «новой» части славного состава Blue Note 60-х». [ 2 ]
В своих примечаниях к выпуску «Медины» 1980 года продюсер Ричард Сайдел ( Verve , Sony Masterworks ) писал, что «из всех вибистов, появившихся на сцене одновременно с Хатчерсоном, ни один не был в состоянии совместить ритмическую ловкость, эмоциональную атаку и разносторонние музыкальные интересы, которыми обладает Бобби». Зайдель согласился с тем, что Хатчерсон был «частью авангарда новых джазовых событий шестидесятых годов. Он внес огромный вклад в несколько ключевых сессий, документирующих эти события». [ 22 ]
В интервью Джесси Хэмлину для статьи о Хатчерсоне в San Francisco Chronicle в 2012 году соавтор Джошуа Редман сказал: «Мы много говорим о том, как музыка выражает универсальные ценности, переживания и чувства. глубоко, как и вы с Бобби. Его музыка выражает радость жизни. Он связан с источником того, о чем музыка». [ 3 ]
В обзоре Down Beat журнала за апрель 2013 года Дэн Уэллетт написал, что «Хатчерсон вывел атмосферу джаза на новый уровень утонченности благодаря своим гармоническим изобретениям и своим молниеносно-быстрым движениям с четырьмя молотками... Сегодня он является знаменосцем джаза. инструмент и имеет множество эмуляторов, подтверждающих это». Уэллетт процитировала Джоуи ДеФранческо , который сказал: «Бобби - величайший игрок всех времен… Милт Джексон был тем парнем, но Бобби вывел это на новый уровень. Как будто Милт был Чарли Паркером , а Бобби был Джоном Колтрейном ». [ 9 ]
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мортенсен, Скотт (2006). «Бобби Хатчерсон — Биографический очерк» . Мьюзиквеб Интернэшнл . Проверено 26 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хьюи, Стив. «Бобби Хатчерсон» . Вся музыка . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хэмлин, Джесси. « Бобби Хатчерсон, увлеченный музыкой и жизнью ». СФГейт. Hearst Communications, Inc., 15 января 2012 г. Интернет. 17 марта 2014 г.
- ^ Хьюи, Стив. «Компоненты – Бобби Хатчерсон». Вся музыка. Веб. 17 марта 2014 г.
- ^ Мусто, Расс. «Стив Нельсон: Вибрация». Все о джазе. 1 августа 2006 г. Интернет. 23 мая 2014 г.
- ^ Хендерсон, Алекс. «Джо Локк | Биография». Вся музыка. Веб. 27 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Росс, Дэвид. «Бобби Хатчерсон: Мастер вибраций». КАЛЬВ. 27 марта 2012 г. Интернет. 17 марта 2014 г.
- ↑ Эндрю Гилберт, «Бобби Хатчерсон: Интервью JazzTimes» , JazzTimes , 12 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уэллетт, Дэн. «Калифорнийские мечты». DownBeat 80.4 (2013): 30–33. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б с д и Кускуна, Майкл. Примечания к вкладышу. Хатчерсон, Бобби. Узоры . Голубая нота, 1980. LP.
- ^ "Дискография Pacific Jazz Records: 1959–1960". Проект джазовой дискографии . Эд. Нобуаки Тогаши, Коджи Мацубаяси и Масаюки Хатта. Веб. 16 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Татум, Дуг. «'99–2000: В путь». Журнал «Послы джаза». Kansas City Jazz Ambassadors, Inc., октябрь 1999 г. Интернет. 16 февраля 2014 г.
- ^ Хатчерсон, Бобби; Мерфи, Молли; Болл, Дон (13 августа 2009 г.). «Интервью для АЯЭ» . Бобби Хатчерсон Джаз Джайентс . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ «Мастера джаза NEA | Бобби Хатчерсон» , Национальный фонд искусств, 2010.
- ^ « Хатчерсон удостоен награды Jazz Master Fellowship Award в 2010 году » . Arts.endow.gov. Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года . Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ Отчеты Blue Note. БОББИ ХАТЧЕРСОН ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ГОЛУБОЙ НОТЕ С КОЛЛЕКТИВОМ ВСЕХ ЗВЕЗД ДЛЯ «НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ВИДОМ» 24 июня. Нп, 17 марта 2014 г. Интернет. 17 марта 2014 г.
- ^ «Бобби Хатчерсон». IMDb. Веб. 27 февраля 2014 г.
- ^ Хэмлин, Джесси (15 января 2012 г.). «Бобби Хатчерсон увлечен музыкой и жизнью» . San Francisco Chronicle/SF Gate . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ Эндрю Гилберт (15 августа 2016 г.). «Бобби Хатчерсон, джазовая легенда вибрафона, умер в возрасте 75 лет» . KQED Искусство . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ Асевес, Расти (15 августа 2016 г.). «Бобби Хатчерсон: 1941-2016» . Сан-Франциско Джаз . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ Чинен, Нейт (16 августа 2016 г.). «Бобби Хатчерсон, вибрафонист с колористическим диапазоном звука, умер в возрасте 75 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ Зайдель, Ричард. Примечания к вкладышу. Хатчерсон, Бобби. Медина . Голубая нота, 1980. LP.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1941 года рождения
- смертей в 2016 г.
- Американские джазовые вибрафонисты
- Джазовые музыканты из Лос-Анджелеса
- Американские маримбисты
- Американские джазовые композиторы
- Исполнители Timeless Records
- Артисты Atlantic Records
- Исполнители Landmark Records
- Артисты Columbia Records
- Артисты Verve Records
- Исполнители Blue Note Records
- Американские таксисты
- Афро-американские католики
- Члены коллектива SFJAZZ
- Джазовые вибрафонисты