Эрик Долфи
Эрик Долфи | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Эрик Аллан Долфи мл. |
Рожденный | Лос-Анджелес , Калифорния, США | 20 июня 1928 г.
Умер | 29 июня 1964 г. Западный Берлин , Западная Германия | ( 36 лет
Жанры | |
Род занятий | |
Инструмент(ы) | |
Годы активности | 1949–1964 |
Этикетки | |
Веб-сайт | www |
Образование | Городской колледж Лос-Анджелеса |
Эрик Аллан Долфи-младший (20 июня 1928 — 29 июня 1964) — американский джазовый мультиинструменталист и руководитель оркестра. В первую очередь альт-саксофонист , бас-кларнетист и флейтист . [1] Долфи был одним из нескольких мультиинструменталистов, получивших известность в ту же эпоху. Его использование бас-кларнета помогло утвердиться в джазе как нетрадиционный инструмент. [2] [3] Долфи расширил словарный запас и границы альт-саксофона и был одним из первых значительных солистов джазовой флейты. [4] [3]
Его импровизационный стиль характеризовался использованием широких интервалов , а также использованием множества расширенных техник для имитации звуков человеческих голосов и животных. [5] [6] [7] Он использовал мелодические линии, которые были «угловатыми, зигзагообразными, от интервала к интервалу, делая крутые повороты в неожиданных моментах, совершая резкие скачки от нижнего регистра к верхнему». [6] Хотя творчество Долфи иногда классифицируют как фри-джаз , его композиции и соло часто основывались на традиционной (хотя и весьма абстрактной) тональной бибопа . гармонии [8] [9] [10]
Ранняя жизнь, семья и образование
[ редактировать ]Эрик Долфи родился и вырос в Лос-Анджелесе , Калифорния . [11] [12] Его родителями были Сэди и Эрик Долфи-старшие. [13] иммигрировавший в США из Панамы . [1] Он начал уроки музыки в возрасте шести лет, изучая кларнет и саксофон в частном порядке. [14] Еще учась в средней школе, он начал учиться игре на гобое, стремясь к профессиональной симфонической карьере. [14] и получил двухлетнюю стипендию для обучения в музыкальной школе Университета Южной Калифорнии . [12] В 13 лет он получил награду «Superior» по игре на кларнете на фестивале Калифорнийского школьного оркестра и оркестра. [14] Он учился в средней школе Дорси , где продолжил музыкальное обучение и изучил дополнительные инструменты. [14] К 1946 году он был соруководителем Молодежного хора Вестминстерской пресвитерианской церкви, которым руководил преподобный Хэмптон Б. Хоуз, отец одноименного джазового пианиста. [14] Он окончил его в 1947 году, затем поступил в городской колледж Лос-Анджелеса , в течение которого он играл современные классические произведения, такие как Стравинского » «История солдата , и вместе с Джимми Неппером и Артом Фармером выступал с Роя Портера » «17 бибопперами . [14] К 1949 году он сделал восемь записей с Портером. [1] На этих ранних сессиях Долфи иногда играл на баритон-саксофоне , а также на альт-саксофоне , флейте и сопрано-кларнете .
Долфи поступил в армию США в 1950 году и находился в Форт-Льюисе , штат Вашингтон. [15] С 1952 года посещал Военно-морскую музыкальную школу . [7] После увольнения в 1953 году он вернулся в Лос-Анджелес, где работал со многими музыкантами, включая Бадди Коллетта , Эдди Била и Джеральда Уилсона . [7] которому он позже посвятил мелодию «GW», записанную на Outward Bound . [16] К Долфи часто приходили друзья, чтобы джемовать, чему способствовал тот факт, что его отец построил для него студию на заднем дворе семьи. [12] Записи, сделанные в 1954 году с Клиффордом Брауном, документируют этот ранний период. [17]
Карьера
[ редактировать ]Большой прорыв у Долфи случился, когда его пригласили присоединиться к Чико Хэмилтона в 1958 году. квинтету [11] Вместе с группой он стал известен более широкой аудитории и смог много гастролировать в течение 1958–59 годов, когда он покинул группу Гамильтона и переехал в Нью-Йорк. [7] Долфи появляется с группой Гамильтона в фильме «Джаз в летний день», играя на флейте во время джазового фестиваля в Ньюпорте 1958 года.
Партнерство
[ редактировать ]Чарльз Мингус
[ редактировать ]Чарльз Мингус знал Долфи еще с тех пор, как он вырос в Лос-Анджелесе. [18] и молодой человек присоединился к джазовой мастерской Мингуса в 1960 году, вскоре после прибытия в Нью-Йорк. [19] Он принимал участие в записи биг-бэнда Мингуса Pre-Bird (иногда переиздаваемого как Mingus Revisited ), а также участвует в записи "Bemoanable Lady". [20] Позже он присоединился к рабочей группе Мингуса на Showplace в 1960 году (увековечено в стихотворении Уильяма Мэтьюза «Мингус на Showplace» ). [21] и появился на двух альбомах лидера Candid, Charles Mingus Presents Charles Mingus и Mingus . Долфи, по словам Мингуса, «был совершенным музыкантом. Он мог вписаться куда угодно. Он был прекрасным ведущим альтом в большой группе. Он мог добиться успеха в классической группе. .... Он освоил джаз. И он овладел всеми инструментами, на которых играл. Фактически, он знал больше, чем можно было делать на них». [22] В том же году Долфи принял участие в проекте Гильдии джазовых артистов под руководством Мингуса и в записи альбома Newport Rebels . [23]
Совершив турне по Европе с Мингусом в 1961 году, Долфи продолжил выступать как сольный исполнитель, и его записывали в Скандинавии и Берлине . (См. «Берлинские концерты» , «Полный концерт в Уппсале» , «Эрик Долфи в Европе», тома 1, 2 и 3 (1 и 3 также были выпущены как «Копенгагенский концерт ») и «Стокгольмские сессии» . [24] ) Позже он был среди музыкантов, работавших над Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus в 1963 году, и участвовал в "Hora Decubitus".
В начале 1964 года Долфи вернулся в рабочую группу Мингуса. [7] теперь в их число входят Джейки Байард , Джонни Коулз и Клиффорд Джордан . Этот секстет работал в Five Spot, а затем выступил в Корнельском университете и в Town Hall в Нью-Йорке (оба были записаны: Cornell 1964 и Town Hall Concert ), а затем совершил тур по Европе. Короткий тур хорошо задокументирован по Revenge! , Большой концерт Чарльза Мингуса , Мингус в Европе, том I , и Мингус в Европе, том II .
Джон Колтрейн
[ редактировать ]Долфи и Джон Колтрейн знали друг друга задолго до того, как официально начали играть вместе: они встретились, когда Колтрейн был в Лос-Анджелесе с Джонни Ходжесом в 1954 году. [25] [26] Они часто обменивались идеями и учились друг у друга. [27] и в конце концов, после многих ночей, проведенных с группой Колтрейна, в начале 1961 года Долфи попросили стать ее полноправным участником. [28] [29] Колтрейн завоевал публику и признание критиков благодаря квинтету Майлза Дэвиса , но оттолкнул некоторых ведущих джазовых критиков, когда начал отходить от хард-бопа . Хотя квинтеты Колтрейна с Долфи (включая сессии Village Vanguard и Africa/Brass ) сейчас принимаются, первоначально они спровоцировали журнал DownBeat назвать музыку Колтрейна и Долфи «антиджазом». Позже Колтрейн сказал об этой критике: «Они создали впечатление, что мы даже не знаем ничего о музыке (...) мне было больно видеть, как [Долфи] пострадал из-за этого». [30]
В первом выпуске резиденции Колтрейна в Vanguard было выбрано три трека , только в одном из которых участвовал Долфи. После бессистемного выпуска в течение следующих 30 лет на Impulse был выпущен обширный бокс-сет с музыкой, записанной в Vanguard ! в 1997 году под названием The Complete 1961 Village Vanguard Recordings . В сете Долфи активно играет как на альт-саксофоне, так и на бас-кларнете, причем Долфи выступает солистом в их исполнении " Naima ". [31] 2001 года Бокс-сет Пабло , основанный на записях выступлений Колтрейна во время его европейских турне начала 1960-х годов, включает мелодии, отсутствующие в материале Village Vanguard 1961 года, такие как " My Favorite Things ", которую Долфи исполняет на флейте. [32]
Букер Литтл
[ редактировать ]У трубача Букера Литтла и Долфи было недолгое музыкальное партнерство. [33] На первом свидании Литтла для Candid , Out Front , Долфи в основном играл на альт-саксофоне, хотя в некоторых ансамблевых отрывках он играл на бас-кларнете и флейте. Кроме того, альбом Долфи Far Cry , записанный для Prestige , включает в себя пять мелодий Little (одна из которых, «Serene», не вошла в оригинальный выпуск пластинки).
Долфи и Литтл также были соруководителями квинтета Five Spot в 1961 году. Ритм-секция состояла из Ричарда Дэвиса , Мэла Уолдрона и Эда Блэквелла . [1] One Night был задокументирован и выпущен как At the Five Spot (плюс мемориальный альбом ), а также как сборник Here and There . Кроме того, и Долфи, и Литтл поддержали Эбби Линкольн на ее альбоме Straight Ahead и сыграли на Макса Роуча Percussion Bitter Sweet . Литтл умер в возрасте 23 лет в октябре 1961 года.
Другие
[ редактировать ]Долфи также выступал на ключевых записях Джорджа Рассела ( Ezz-thetics ), Оливера Нельсона ( Screamin' the Blues , The Blues and the Abstract Truth и Straight Ahead ) и Орнетта Коулмана ( Free Jazz: A Collective Improvisation и Free Jazz) отрывок из . о Близнецах ). Он также работал и записывался с Гюнтером Шуллером ( Jazz Abstractions ), мультиинструменталистом Кеном Макинтайром ( Looking Ahead ) и басистом Роном Картером ( Where? ).
Как лидер
[ редактировать ]Записывающая карьера Долфи как лидера началась с Prestige . Его сотрудничество с лейблом включало 13 альбомов, записанных с апреля 1960 по сентябрь 1961 года, хотя он не был лидером на всех сессиях. В 1995 году Fantasy выпустила бокс-сет из 9 компакт-дисков, содержащий все записи Долфи для Prestige. [34]
Первыми двумя альбомами Долфи в качестве лидера были Outward Bound и Out There ; Обложки обоих выполнены Ричардом «Пророком» Дженнингсом . [35] [1] Первый, по звучанию ближе к хард-бопу, чем некоторые более поздние релизы, [36] [37] был записан в Руди Ван Гелдера студии в Нью-Джерси с трубачом Фредди Хаббардом , который жил в одной комнате с Долфи какое-то время, когда эти двое мужчин впервые приехали в Нью-Йорк. [38] В альбоме представлены три композиции Долфи: «GW», посвящённая Джеральду Уилсону , и блюзовые «Les» и «245». Out There ближе к третьего потока , музыке [39] который также станет частью творчества Долфи и включает Рона Картера на виолончели. «Eclipse» Чарльза Мингуса с этого альбома — один из редких случаев, когда Долфи солирует на кларнете-сопрано (другие — «Warm Canto» из Мэла Уолдрона » «The Quest , [40] «Плотности» из сборника Vintage Dolphy , [41] и "Song For The Ram's Horn" из неизданной записи концерта в ратуше 1962 года).
Долфи иногда записывал соло на саксофоне без аккомпанемента; [42] его единственными предшественниками были тенористы Коулман Хокинс («Пикассо», 1948). [43] и Сонни Роллинз (например, «Тело и душа», 1958), [44] что сделало Долфи первым, кто сделал это на альте. Альбом Far Cry содержит его исполнение стандарта Гросса - Лоуренса « Tenderly » на альт-саксофоне. [45] а во время его последующего турне по Европе песня Билли Холидей « God Bless the Child ». в его сетах прозвучала [46] (Самая ранняя известная версия была записана в Five Spot во время его резиденции с Букером Литтлом .) Он также записал два дубля короткого сольного исполнения «Love Me» в 1963 году, выпущенного на Conversations and Muses .
Классическая музыка двадцатого века также была частью музыкальной карьеры Долфи. Он был хорошо знаком с музыкой таких композиторов, как Антон Веберн и Альбан Берг . [27] имел большую коллекцию пластинок, в которую входила музыка этих композиторов, а также Дебюсси , Равеля , Стравинского и Бартока , [47] и владел партитурами таких композиторов, как Милтон Бэббит , Дональд Эрб , Чарльз Айвз и Оливье Мессиан . [48] [49] [50] Он посетил Эдгара Вареза в его доме. [51] композитора и исполнил «Density 21.5» для флейты соло на музыкальном фестивале в Охай в 1962 году. [52] Долфи также участвовал в усилиях Гюнтера Шуллера и Джона Льюиса « Третий поток » 1960-х годов, появившись на альбоме Jazz Abstractions , и восхищался итальянским флейтистом-виртуозом Северино Гаццеллони , в честь которого он назвал свою композицию Gazzelloni . [53]
Примерно в 1962–63 годах в одну из рабочих групп Долфи входил пианист Херби Хэнкок , которого можно услышать на The Illinois Concert , Gaslight 1962 и неизданном концерте Town Hall с поэтессой Ри Драгонетт .
В июле 1963 года продюсер Алан Дуглас организовал сессии записи, на которых помощниками Долфи были начинающие музыканты того времени, в результате чего были выпущены альбомы Iron Man и Conversations , а также альбом Muses , выпущенный в Японии в конце 2013 года. Эти сессии стали первыми. время Долфи играл с Бобби Хатчерсоном , которого он знал по Лос-Анджелесу и с сестрой которого он когда-то встречался. [54] Эти сессии, пожалуй, наиболее известны тремя дуэтами, которые Долфи исполняет с басистом Ричардом Дэвисом в песнях «Alone Together», «Ode To Charlie Parker» и «Come Sunday»; Вышеупомянутый релиз Muses включает в себя еще один вариант "Alone Together" и оригинальную композицию для дуэта, от которой альбом получил свое название.
В 1964 году Долфи подписал контракт с Blue Note Records и записал Out to Lunch! с Фредди Хаббардом , Бобби Хатчерсоном , Ричардом Дэвисом и Тони Уильямсом . Этот альбом представляет собой полностью развитый авангардный, но структурированный композиционный стиль Долфи, укорененный в традициях. Его часто считают его выдающимся произведением . [55]
Европейская карьера
[ редактировать ]После обеда! и появление на пианиста и композитора Эндрю Хилла альбоме Blue Note Point of Departure , Долфи уехал в Европу с секстетом Чарльза Мингуса в начале 1964 года. Перед концертом в Осло , Норвегия, он сообщил Мингусу, что планирует остаться в Европе после их тур закончился, отчасти потому, что он разочаровался в приеме в Соединенных Штатах музыкантов, которые пробовали что-то новое. Затем Мингус назвал блюз, который они исполняли, «So Long Eric». Долфи намеревался поселиться в Европе со своей невестой Джойс Мордекай, которая работала на балетной сцене в Париже , Франция. [12] Покинув Mingus, он выступил и записал несколько партий с различными европейскими группами и американскими музыкантами, живущими в Париже, такими как Дональд Берд и Натан Дэвис . «Последнее свидание» , первоначально радиотрансляция концерта в Хилверсюме в Нидерландах, с участием Миши Менгельберга и Хана Беннинка , хотя это было не последнее публичное выступление Долфи. Долфи также планировал присоединиться к Альберта Эйлера . группе [11] и, по словам Джин Филлипс, цитируемых в книге « А. Б. Спеллмана » Четыре джазовых жизни , он готовился к игре с Сесилом Тейлором . [56] Он также планировал сформировать группу с Вуди Шоу , Ричардом Дэвисом и Билли Хиггинсом . [57] и писал струнный квартет Suite Love . [1]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Долфи был помолвлен с Джойс Мордекай, танцовщицей с классическим образованием, жившей в Париже. [12] Он не курил [11] и не употреблял наркотики и алкоголь. [11] [58]
Прежде чем отправиться в Европу в 1964 году, Долфи оставил бумаги и другие вещи своим друзьям Хейлу Смиту и Хуаните Смит. В конце концов большая часть этого материала была передана музыканту Джеймсу Ньютону . [12] В мае 2014 года было объявлено, что шесть коробок нотных бумаг были переданы в дар Библиотеке Конгресса . [12] [59]
27 июня 1964 года Долфи отправился в Берлин , Германия, чтобы сыграть с трио под руководством Карла Бергера на открытии джаз-клуба The Tangent. [60] Когда он приехал, он, видимо, был серьезно болен и во время первого концерта едва мог играть. Той же ночью он был госпитализирован, но его состояние ухудшилось. [61] 29 июня Долфи скончался, впав в диабетическую кому . Хотя некоторые детали его смерти до сих пор оспариваются, широко распространено мнение, что он впал в кому из-за невыявленного диабета. В примечаниях к бокс-сету Complete Prestige Recordings говорится, что Долфи «потерял сознание в своем гостиничном номере в Берлине, и когда его доставили в больницу, ему поставили диагноз «диабетическая кома». После инъекции инсулина он впал в инсулиновый шок и умер». Более поздний документальный фильм и аннотации оспаривают это, утверждая, что Долфи потерял сознание на сцене в Берлине и был доставлен в больницу. Якобы лечащие врачи больницы не знали, что Долфи болен диабетом, и предположили, основываясь на стереотипе о джазовых музыкантах, что у него произошла передозировка наркотиков. [11] Согласно этому рассказу, его оставили на больничной койке, чтобы лекарства прошли свой курс. [62] Тед Керсон вспоминал следующее: «Это меня очень расстроило. Когда в тот день [в Берлине] Эрик заболел, а он был чернокожим и джазовым музыкантом, они подумали, что он наркоман . Эрик не употреблял никаких наркотиков. был диабетиком — все, что им нужно было сделать, это сдать анализ крови, и они бы это выяснили. Так что он умер зря. Ему дали какие-то детоксикационные препараты, и он умер, и никто больше никогда не ходил в этот клуб в Берлине. был конец этого клуба». [63] Вскоре после смерти Долфи Керсон записал и выпустил «Tears for Dolphy» с заглавным треком, который послужил элегией его другу.
Чарльз Мингус сказал: «Обычно, когда человек умирает, вы помните — или говорите, что помните — только хорошее о нем. Что касается Эрика, это все, что вы могли вспомнить. Я не помню, чтобы он кому-либо причинял вред. человеку совершенно не было нужды причинять боль». [22]
Долфи был похоронен на кладбище Ангелус-Роуздейл в Лос-Анджелесе. На его надгробии имеется надпись: «Он живет своей музыкой». [64]
Наследие
[ редактировать ]Джон Колтрейн признал влияние Долфи в интервью DownBeat 1962 года , заявив: «После того, как он сел… Мы начали играть некоторые вещи, о которых раньше только говорили. С тех пор, как он был в группе, он оказал на нас все более широкое влияние. . Сейчас мы пробуем много вещей, которые никогда раньше не пробовали. Это помогло мне... Мы играем более свободно, чем раньше». [65] Биограф Колтрейна Эрик Нисенсон заявил: «Влияние Долфи на Колтрейна было глубоким. Соло Колтрейна стали гораздо более авантюрными, с использованием музыкальных концепций, которые без химии продвинутого стиля Долфи он мог бы держать подальше от ушей своей публики». [66] В своей книге «Free Jazz» Эккехард Йост привел конкретные примеры того, как игра Колтрейна начала меняться за время, проведенное с Долфи, отметив, что Колтрейн начал использовать более широкие мелодические интервалы, такие как шестые и седьмые, и сосредоточился на интеграции звуковой окраски и мультифоники в свою музыку. соло. [67] Йост противопоставил соло Колтрейна на "India", записанном в ноябре 1961 года, когда Долфи был с группой, и выпущенном на Impressions , своему соло на " My Favorite Things ", записанном примерно годом ранее и выпущенном на альбоме Atlantic . [68] и заметил, что в «Моих любимых вещах» Колтрейн «воспринял этот режим как более или менее обязательный, иногда стремясь от него... к тонам, чуждым гамме», [69] тогда как в «Индии» Колтрейн, как и Долфи, играл « больше вокруг режима, чем внутри него». [69]
Музыкальное присутствие Долфи также оказало влияние на многих молодых джазовых музыкантов, которые позже стали известными. На протяжении всей своей карьеры Долфи периодически работал с Роном Картером и Фредди Хаббардом , а в последующие годы он нанял Херби Хэнкока , Бобби Хатчерсона и Вуди Шоу для работы в своих концертных и студийных группах. На обед! участвовал еще один молодой исполнитель, барабанщик Тони Уильямс , а участие Долфи в сессии Hill's Point of Departure позволило ему познакомиться с тенором Джо Хендерсоном .
посвященный В колледже Ле Мойн проводится праздник, песне Фрэнка Заппы « The Eric Dolphy Memorial Barbecue », вдохновленной им.
Картер, Хэнкок и Уильямс впоследствии стали одной из наиболее существенных ритм-секций десятилетия, как вместе на своих собственных альбомах, так и в качестве основы Майлза Дэвиса второго великого квинтета . Этот аспект второго великого квинтета является ироничной сноской для Дэвиса, который критически относился к музыке Долфи: в 1964 году в «Blindfold Test» DownBeat Майлз пошутил: «В следующий раз, когда я увижу [Долфи], я наступлю ему на ступня." [70] Однако вся ритм-секция нового квинтета Дэвиса работала под руководством Долфи, таким образом создав группу, чей стиль " out " находился под сильным влиянием Долфи.
Виртуозные инструментальные способности Долфи и уникальный стиль джаза, глубоко эмоциональный и свободный, но сильно укорененный в традициях и структурированной композиции, оказали сильное влияние на таких музыкантов, как Энтони Брэкстон , [71] члены Художественного ансамбля Чикаго , [72] Оливер Лейк , [73] Артур Блайт , [74] Дон Байрон , [75] и Эван Паркер . [76]
Награды, почести и дань уважения
[ редактировать ]В 1964 году Долфи был посмертно занесен в DownBeat . Зал славы журнала [77] Джон Колтрейн отдал должное Долфи в интервью: «Что бы я ни сказал, это было бы преуменьшением. Я могу только сказать, что моя жизнь стала намного лучше благодаря знакомству с ним. Он был одним из величайших людей, которых я когда-либо знал, как человек, друг и музыкант». [78] После смерти Долфи его мать подарила Колтрейну флейту и бас-кларнет, а Колтрейн, который путешествовал с фотографией Долфи и повесил ее на стену своего гостиничного номера, [26] продолжил играть на инструментах на нескольких последующих записях. [79]
Фрэнк Заппа признал, что Долфи оказал музыкальное влияние в примечаниях к альбому 1966 года Freak Out! [80] и включил трибьют Долфи под названием «Барбекю в память Эрика Долфи» в свой альбом 1970 года Weasels Ripped My Flesh .
Пианистка Джери Аллен проанализировала музыку Долфи для своей магистерской диссертации в Питтсбургском университете . [81] и отдала дань уважения Долфи в таких мелодиях, как «Dolphy's Dance», записанных и выпущенных на ее альбоме 1992 года Maroons . [82]
В 1989 году лейбл Po Torch Records выпустил альбом под названием «The Ericle of Dolphi» с участием Эвана Паркера , Пола Резерфорда , Дэйва Холланда и Пола Ловенса . [83]
В 1997 году Венский художественный оркестр выпустил альбом Powerful Ways: Nine Immortal Non-evergreens для Эрика Долфи в рамках своего бокс-сета, посвященного 20-летнему юбилею. [84]
В 2003 году, чтобы отметить 75-летие Долфи, в его честь было исполнено оригинальное произведение Фила Ранелина в Центре искусств Уильяма Гранта Стилла в родном городе Долфи, Лос-Анджелесе. [85] Кроме того, Наблюдательный совет округа Лос-Анджелес объявил 20 июня Днем Эрика Долфи. [85]
В 2014 году, отмечая 50-летие со дня смерти Долфи, берлинские пианисты Александр фон Шлиппенбах и Аки Такасэ возглавили проект под названием «Прощай, Эрик!» , посвященный музыке Долфи, с участием таких музыкантов, как Хан Беннинк , Карл Бергер , Тобиас Делиус , Аксель Дёрнер и Руди Махал . В том же году берлинская группа во главе с Гебхардом Ульманном , который ранее основал квартет Out to Lunch в 1983 году, также увидела дань уважения Долфи. [82] В США в том же году художественная группа Seed Artists представила двухдневный фестиваль под названием «Эрик Долфи: свобода звука» в Монтклере , штат Нью-Джерси. [12] [86]
Композиции Долфи послужили источником вдохновения для многих трибьют-альбомов, включая Оливера Лейка » «Пророк и «Посвящённый Долфи» , Джерома Харриса » «Hidden In Plain View , [87] Отомо Ёсихидэ Переосмысление «Out to Lunch!» , [88] «Поца Лоца » Силке Эберхарда : Полное собрание сочинений Эрика Долфи , [89] и Аки Такасе и Руди Махала дуэтный альбом Duet For Eric Dolphy . [90]
Баллада «Бедный Эрик», написанная пианистом Ларри Уиллисом и вошедшая в композицию Джеки Маклина 1966 года « Прямо сейчас!» . альбом, посвященный Долфи.
Долфи был героем документального фильма 1991 года под названием « Последнее свидание» , снятого Гансом Хилькемой по сценарию Хилькемы и Тьерри Брюно и продюсером Акка Вольта. [91] [92] В фильм вошли видеоклипы из выступлений Долфи на телевидении, а также интервью с участниками трио Миши Менгельберга , с которым Долфи записывался в июне 1964 года, а также комментарии Бадди Коллетта , Теда Керсона , Джейки Байарда , Гюнтера Шуллера и Ричарда Дэвиса. .
Дискография
[ редактировать ]Пожизненные релизы (- июнь 1964 г.)
[ редактировать ]- 1960: Outward Bound ( Новый джаз , 1960)
- 1960: Карибе с квинтетом латинского джаза (New Jazz, 1961)
- 1960: Там (Новый джаз, 1961)
- 1960: Far Cry (Новый джаз, 1962)
- 1961: На пятом месте , Том. 1 (Новый джаз, 1961) - вживую
- 1961: На пятом месте , Том. 2 ( Престиж , 1963) — вживую
- 1963: Беседы ( FM , 1963) - также выпущен как Music Matador (Affinity)
Посмертные релизы (июль 1964 –)
[ редактировать ]- 1959–60: Горячая и крутая латынь (Blue Moon, 1996)
- 1960–61: Кандид Долфи ( Candid , 1989) — альтернативные кадры с сессий в качестве помощника
- 1960–61: Огненный вальс (Prestige, 1978) [2LP] - переиздание « Кена Макинтайра » Looking Ahead (New Jazz, 1961) и Мэла Уолдрона » « The Quest (New Jazz, 1962).
- 1960–61: Dash One (Prestige, 1982) - дубли, ранее не издававшиеся
- 1961: Мемориальный альбом: записанный вживую на Five Spot (Prestige, 1965) - вживую
- 1961: Берлинские концерты (enja, 1978) - вживую
- 1961: Полный концерт в Уппсале (Jazz Door, 1993) - изначально неофициально
- 1960–61: Здесь и там (Престиж, 1966) - вживую
- 1961: Эрик Долфи в Европе, Том. 1 (Престиж, 1964) - вживую
- 1961: Эрик Долфи в Европе, Том. 2 (Престиж, 1965) - вживую
- 1961: Эрик Долфи в Европе, Том. 3 (Престиж, 1965) – вживую. также выпущен как Copenhagen Concert with Eric Dolphy in Europe, Vol. 1 .
- 1961: Стокгольмские сессии ( Enja , 1981)
- 1961: 1961 (Знаток джаза, ?) – концерт в Мюнхене. также выпущен как Live in Germany (Stash); Тихо, как на утреннем рассвете (Наташа Импорт); Мюнхенский джем-сейшн, 1 декабря 1961 года, квартет Эрика Долфи с Маккоем Тайнером (RLR). [93]
- 1962: Квинтет Эрика Долфи с участием Херби Хэнкока: Complete Recordings (Lone Hill Jazz, 2004) - также выпущен как Live In New York (Stash); Остался один (Абсорд); Газовый свет 1962 (Вернись)
- 1963: Концерт в Иллинойсе (Blue Note, 1999) - вживую
- 1962–63: Vintage Dolphy (GM Recordings/enja, 1986) - концерт
- 1963: Железный человек (Douglas International, 1968) - и «Беседы» , и «Железный человек» были выпущены как Jitterbug Waltz (Douglas, 1976) [2LP]; Музыкальный пророк: расширенные сессии Нью-Йоркской студии 1963 года (Resonance, 2019) [3CD].
- 1964: На обед! (Голубая нота, 1964)
- 1964: Последнее свидание (Фонтана, 1964) - для радиопрограммы в Хилверсюме
- 1964: Найма (Jazzway/ West Wind , 1988) — для ОРТФ радиопрограммы в Париже.
- Сборник: Unrealized Tapes (West Wind) - записан в 1964 году для радиопрограммы ОРТФ в Париже. также выпущен как Last Recordings и The Complete Last Recordings In Hilversum & Paris 1964 (Domino).
- Сборник: Другие аспекты ( Blue Note , 1987) - записано в 1960 и 64 годах.
Как помощник
[ редактировать ]
| С другими
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Портер, Льюис (2001). «Долфи, Эрик (Аллан)». В Кун, Лаура (ред.). Биографический словарь музыкантов Бейкера . Том. 2. Нью-Йорк: G. Schirmer, Inc., с. 903. OCLC 313884977 .
- ^ Стефанс, Майкл (2013). Опыт джаза: спутник слушателя . Пресса «Пугало» . п. 237.
- ^ Jump up to: а б Эрлевин, Майкл; Богданов Владимир; Вудстра, Крис; Яноу, Скотт, ред. (1996). Весь музыкальный путеводитель по джазу (2-е изд.). Миллер Фриман. п. 205.
- ^ Стефанс, Майкл (2013). Опыт джаза: спутник слушателя . Пресса «Пугало» . стр. 234–235.
- ^ Стефанс, Майкл (2013). Опыт джаза: спутник слушателя . Пресса «Пугало» . п. 199.
- ^ Jump up to: а б Джоя, Тед (2011). История джаза . Издательство Оксфордского университета . п. 280.
- ^ Jump up to: а б с д и Перо, Леонард; Гитлер, Ира (1999). «Долфи, Эрик Аллан». Биографическая энциклопедия джаза . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 186.
- ^ Уильямс, Мартин (1993). Джазовая традиция . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 249–250.
- ^ Дево, Скотт; Гиддинс, Гэри (2009). Джаз . WW Нортон . п. 424.
- ^ Такой, Дэвид (1993). Джазовые музыканты-авангардисты: исполняют «Out There» . Айова-Сити: Издательство Университета Айовы. стр. 59–61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Броуди, Ричард (25 января 2019 г.). «Как Эрик Долфи пробудил мою любовь к джазу» . Житель Нью-Йорка . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рэтлифф, Бен (27 мая 2014 г.). «Джазовая загадка 60-х выходит на бис» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Симоско, Владимир; Тепперман, Барри (1971). Эрик Долфи: музыкальная биография и дискография . Да Капо. п. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томас, Лоренцо; Нильсен, Олдон (2008). Не отрицай моего имени: слова, музыка и черная интеллектуальная традиция . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 76.
- ^ Уолтон, Питер (9 декабря 2007 г.). «Эрик Долфи (1928–1964)» . BlackPast.org . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Пейн, Дуглас (1 ноября 1999 г.). «Эрик Долфи: Направление наружу» . AllAboutJazz.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Каталано, Ник (2000). Клиффорд Браун: жизнь и искусство легендарного джазового трубача . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 115–116.
- ^ Лутц, Филипп (17 декабря 2018 г.). «Эрик Долфи: «Пророк» свободы» . Downbeat.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Данкель, Марио (2012). Эстетика сопротивления: Чарльз Мингус и движение за гражданские права . ЛИТ Верлаг. п. 56.
- ^ Эрлевин, Майкл; Богданов Владимир; Вудстра, Крис; Яноу, Скотт, ред. (1996). Весь музыкальный путеводитель по джазу (2-е изд.). Миллер Фриман. п. 514.
- ^ Мэтьюз, Уильям (1995). Время и деньги: Новые стихи . Компания Хоутон Миффлин. п. 5.
- ^ Jump up to: а б Последняя дата (примечания). Эрик Долфи. Всеобщее внимание . 1964.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ Гудман, Джон (2013). Говорит Мингус . Издательство Калифорнийского университета. п. 208.
- ^ Эрлевин, Майкл; Богданов Владимир; Вудстра, Крис; Яноу, Скотт, ред. (1996). Весь музыкальный путеводитель по джазу (2-е изд.). Миллер Фриман. п. 206.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 94.
- ^ Jump up to: а б Рэтлифф, Бен (2007). Колтрейн: История звука . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 68.
- ^ Jump up to: а б Томас, Лоренцо; Нильсен, Олдон (2008). Не отрицай моего имени: слова, музыка и черная интеллектуальная традиция . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 80.
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 192.
- ^ Томас, Джей Си (1975). Преследуя Трана . Да Капо Пресс. п. 142.
- ^ Долфи, Эрик (1973). Черный национализм и революция в музыке . Беседовал Фрэнк Кофски . Университет Питтсбурга. п. 242.
- ^ Юрек, Том. «Джон Колтрейн: Полные записи Village Vanguard 1961 года» . AllMusic.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Драйден, Кен. «Джон Колтрейн: Live Trane: Европейские туры» . AllMusic.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Перри, Рассел (4 февраля 2020 г.). «Молчавшие в расцвете сил – Эрик Долфи и Букер Литтл (1961–1964)» . AllAboutJazz.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Эрик Долфи: Полное собрание престижных записей» . AllMusic.com . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ ван де Линде, Франсуа (21 апреля 2016 г.). «Ричард «Пророк» Дженнингс» . FlopHouseMagazine.com . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Персонал Рови. «Квинтет Эрика Долфи / Эрик Долфи: Outward Bound» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Хантер, Дж. (14 ноября 2006 г.). «Квинтет Эрика Долфи: Внешняя граница» . AllAboutJazz.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Яноу, Скотт (2001). Короли трубы: музыканты, которые сформировали звучание джазовой трубы . Книги о бэкбите. п. 195.
- ^ Марш, Питер (2002). «Обзор Эрика Долфи там» . BBC.co.uk. Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Эрик Долфи/Букер Эрвин/Мэл Уолдрон: В поисках» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Эрик Долфи / Винтаж Долфи» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Шумейкер, Билл (25 апреля 2019 г.). «Сольные полеты на саксофоне» . JazzTimes.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Янноу, Скотт. «Коулман Хокинс» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Драйден, Кен. «Сонни Роллинз и большое начальство» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Брантер, Дэвид (2008). Сохраненная мелодия и исследованный звук: элементы структуры и выразительности в исполнении Эрика Долфи (DMus) на альт-саксофоне без аккомпанемента. Университет Индианы.
- ^ Джаннотта, Роджер (1977). « Боже, благослови ребенка: анализ соло на бас-кларнете без аккомпанемента Эрика Долфи». Jazzforschung/Jazz Research (9): 37–48.
- ^ Томас, Лоренцо; Нильсен, Олдон (2008). Не отрицай моего имени: слова, музыка и черная интеллектуальная традиция . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 77.
- ^ «Коллекция Эрика Долфи, 1939–1964» . loc.gov . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Коллекция Эрика Долфи, 1939–1964» . loc.gov . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Айверсон, Итан (6 июня 2017 г.). «Интервью с Джеймсом Ньютоном» . EthanIverson.com . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Дэвис, Ричард (2019). Музыкальный пророк: Расширенные сессии Нью-Йоркской студии 1963 года (примечания). Эрик Долфи. Резонансные записи. п. 46. HCD-2035.
- ^ Кернфельд, Барри Дин (2002). Джазовый словарь New Grove . Макмиллан. п. 632. ИСБН 0-333-69189-Х .
- ^ Стефанс, Майкл (2013). Опыт джаза: спутник слушателя . Пресса «Пугало» . п. 235.
- ^ Чинен, Нейт (16 августа 2016 г.). «Бобби Хатчерсон, вибрафонист с колористическим диапазоном звука, умер в возрасте 75 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Хьюи, Стив. «Выход на обед» . Вся музыка . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Спеллман, AB (2004). Четыре джазовые жизни . Издательство Мичиганского университета. п. 15.
У Эрика были все пластинки Сесила, и вся его фишка в том, что он хотел играть с Сесилом. Эрик... обычно говорил: «Думаю, я учусь играть с Сесилом». Он продолжал говорить это мне, потому что не чувствовал, что сможет сказать это Сесилу... Это была самая странная вещь. Прежде чем Эрик поехал в Европу, он рассказал мне о своей мечте. Ему снилось, что он стоит на эстраде вместе с Сесилом и еще одним кларнетистом... он ждет своей очереди играть. Он сказал, что продолжал говорить себе: «Наконец-то я поиграю с Сесилом». И прежде чем он успел сыграть, он упал замертво на эстраду. Это был последний раз, когда я разговаривал с ним перед его отъездом в Европу, и следующее, что я услышал, — Эрик умер от сердечного приступа на сцене в Берлине. Это была самая странная вещь.
- ^ Аллен, Клиффорд (12 марта 2008 г.). «Впечатления от Эрика Долфи» . Все о джазе . Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Майлз, Майло (1 мая 1996 г.). «Юный святой с рогом» . Салон . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ «Коллекция Эрика Долфи» . loc.gov . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Симоско, Владимир; Тепперман, Барри (1971). Эрик Долфи: музыкальная биография и дискография . Да Капо. п. 3.
- ^ Маргасак, Питер (6 февраля 2015 г.). «Муж и жена, пианисты Шлиппенбах и Такасэ приветствуют Эрика Долфи» . Чикагский читатель . Проверено 30 октября 2020 г.
- ^ Хилькема, Ганс; Брюно, Тьерри (1991). Эрик Долфи: Последнее свидание (видео) . Фильмы-рапсодии.
- ^ Журнал Stop Smiling , Jazz Issue
- ^ Томас, Лоренцо; Нильсен, Олдон (2008). Не отрицай моего имени: слова, музыка и черная интеллектуальная традиция . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 84.
- ^ ДеМайчил, Дон (12 апреля 1962 г.). «Джон Колтрейн и Эрик Долфи отвечают джазовым критикам». Даунбит : 21–22.
- ^ Нисенсон, Эрик (2009). Вознесение: Джон Колтрейн и его поиски . Да Капо. стр. 117–118.
- ^ Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да, Капо. стр. 29–30.
- ^ Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да, Капо. стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Йост, Эккехард (1994). Бесплатный джаз . Да, Капо. стр. 29.
- ^ Перо, Леонард (декабрь 1991 г.). «Третий тест с завязанными глазами Майлза Дэвиса» . Даун Бит . 58 (12). впервые опубликовано в июне 1964 г.: 69 . Проверено 3 марта 2020 г. - через forghieri.net.
- ^ Аллен, Клиффорд (19 января 2009 г.). «Энтони Брэкстон: Энтони Брэкстон: Полное собрание записей Arista» . AllAboutJazz.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Палмер, Роберт (7 февраля 1982 г.). «Выбор критиков: джаз» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Парелес, Джон (15 января 1987 г.). «Джаз: Квартет Оливера Лейка» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Дженкинс, Тодд (2004). Фри-джаз и свободная импровизация: Энциклопедия, Том 1 . Гринвуд. стр. XLII.
- ^ «Джаз: Джаз Билли Тейлора в Центре Кеннеди: Дон Байрон» . NPR.org . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Корбетт, Джон (2015). Microgroove: набеги на другую музыку . Издательство Университета Дьюка. п. 293.
Я думаю, что идея попытаться заставить инструмент говорить в трех разных регистрах одновременно, чтобы весь валторна говорил одновременно, возникла в результате попыток разобраться с Долфи. Но... Стиль Долфи настолько уникален, что если вы играете как Долфи, нет ничего более очевидного. Эту традицию следует продолжать, потому что в каком-то смысле это естественное продолжение Чарли Паркера. Жаль, что с точки зрения линейного развития игры на альте, похоже, дальше этого не пошли. Выйти за его пределы феноменально сложно.
- ^ Мягкий. «Зал славы Даунбита» . Downbeat.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Колтрейн, Джон (2010). Крис ДеВито (ред.). Колтрейн о Колтрейне . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 9781569762875 .
- ^ Портер, Льюис (1999). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Издательство Мичиганского университета. п. 273.
- ^ Матери изобретений (1966). Взбеситься! (примечания к вкладышу). Верве Рекордс .
- ^ Аллен, Джери (1983). Музыкальный анализ трех пьес с краткой биографией (МА). Университет Питтсбурга.
- ^ Jump up to: а б Лутц, Филипп (17 декабря 2018 г.). «Эрик Долфи: «Пророк» свободы» . Downbeat.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ "Po Torch Records PTR/JWD 13/14. Эрик Дельфи" . Дискография По Факела . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Оленик, Брайан. «Венский художественный оркестр: Мощные пути: девять бессмертных вечнозеленых растений для Эрика Долфи» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хекман, Дон (27 июня 2003 г.). «Представляя мелодии, которые могли бы быть» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 марта 2020 г.
- ^ «Художники семян: прошлые события» . SeedArtists.org . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Настос, Майкл. «Джером Харрис: Скрытый на виду» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Линч, Дэйв. «Отомо Ёсихидэ: На обед» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Сильке Эберхард / Поца Лоца: Полное собрание сочинений Эрика Долфи» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ «Аки Такасэ: Дуэт для Эрика Долфи» . AllMusic.com . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Хенкин, Андрей (11 декабря 2005 г.). «Эрик Долфи: Последнее свидание» . Все о джазе . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Симоско, Владимир; Тепперман, Барри (1971). Эрик Долфи: музыкальная биография и дискография . Да Капо. п. х.
- ^ «Квартет Эрика Долфи с Маккоем Тайнером - Мюнхенский джем-сейшн, 1 декабря 1961 года» . Дискогс . 2006.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бельом, Гийом. Эрик Долфи . Марсель: Слово и остальное, 2008. ISBN 978-2-915378-53-5
- Бельом, Гийом. Эрик Долфи . Биографические очерки, Хофхайм: Wolke Verlag, 2023. ISBN 978-3-95593-146-9
- Хоррикс, Рэймонд. Как важно быть Эриком Долфи . Великобритания: Издательство DJ Costello, 1989. ISBN 0-7104-3048-5
- Симоско Владимир и Тепперман Барри. Эрик Долфи: музыкальная биография и дискография . Нью-Йорк: Да Капо Пресс, 1979. ISBN 0-306-80107-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эрик Долфи на adale.org
- Эрика Долфи на JazzDisco.org Сессия и дискография
- Страницы Эрика Долфи Алана Сола (в архиве)
- Коллекция Эрика Долфи в Библиотеке Конгресса
- 1928 рождений
- 1964 смертей
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Флейтисты 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Случайные смерти в Германии
- Афро-американские джазовые музыканты
- Американские джазовые альт-саксофонисты
- Американские джазовые бас-кларнетисты
- Американские джазовые кларнетисты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые флейтисты
- Американские джазовые мультиинструменталисты
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские саксофонисты-мужчины
- Американские музыканты панамского происхождения
- Авангардные джазовые кларнетисты
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Бас-кларнетисты
- Исполнители Blue Note Records
- Похороны на кладбище Ангелус-Роуздейл
- Смертность от диабета в Германии
- Джазовые музыканты из Лос-Анджелеса
- Члены оркестра США
- Артисты Prestige Records
- Выпускники средней школы Сьюзен Миллер Дорси
- Исполнители Transatlantic Records