Орнетт Коулман
Орнетт Коулман | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Рэндольф Денар Орнетт Коулман |
Рожденный | Форт-Уэрт, Техас , США | 9 марта 1930 г.
Умер | 11 июня 2015 г. Манхэттен , Нью-Йорк , США | (85 лет)
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | |
Годы активности | 1940–2015 гг. |
Этикетки | |
Супруг (а) |
Рэндольф Денар Орнетт Коулман (9 марта 1930 г. - 11 июня 2015 г.) [1] американский джазовый саксофонист, трубач, скрипач и композитор. Он наиболее известен как основоположник жанра фри-джаз — термин, заимствованный из его альбома 1960 года « Free Jazz: A Collective Improvisation» . В его новаторских работах часто отказывались от композиции, основанной на гармонии , тональности , смене аккордов и фиксированном ритме, которые использовались в более ранних джазовых идиомах. [2] Вместо этого Коулман сделал упор на экспериментальный подход к импровизации, основанный на ансамблевой игре и блюзовой фразировке. [3] Том Юрек из AllMusic назвал его «одной из самых любимых и противоречивых фигур в истории джаза», отметив, что, хотя «теперь его прославляют как бесстрашного новатора и гения, первоначально коллеги и критики считали его мятежным, подрывным и даже мошенничество." [3]
Коулман родился и вырос в Форт-Уэрте, штат Техас , и научился играть на саксофоне, когда был подростком. [1] Он начал свою музыкальную карьеру, играя в местных R&B и бибоп- группах, и в конце концов сформировал свою собственную группу в Лос-Анджелесе, в которую вошли такие участники, как Эд Блэквелл , Дон Черри , Чарли Хейден и Билли Хиггинс . В ноябре 1959 года его квартет начал скандальную резиденцию в джаз-клубе Five Spot в Нью-Йорке, и он выпустил влиятельный альбом The Shape of Jazz to Come , свой дебютный альбом на Atlantic Records . Последующие релизы Коулмана в Атлантике в начале 1960-х годов оказали глубокое влияние на направление джаза того десятилетия, а его композиции « Lonely Woman » и « Broadway Blues » стали жанровыми стандартами, которые считаются важными ранними произведениями фри-джаза. [4]
В середине 1960-х Коулман покинул Atlantic и перешёл на такие лейблы, как Blue Note и Columbia Records , и начал выступать со своим маленьким сыном Денардо Коулманом на барабанах. Он исследовал симфонические композиции в своем альбоме 1972 года Skies of America при участии Лондонского симфонического оркестра . В середине 1970-х он сформировал группу Prime Time и исследовал электрический джаз-фанк и свою концепцию гармонической музыки. [3] В 1995 году Коулман и его сын Денардо основали Harmolodic звукозаписывающую компанию . Его альбом 2006 года Sound Grammar получил Пулитцеровскую премию в области музыки , что сделало Коулмана вторым джазовым музыкантом, когда-либо удостоенным этой награды. [5]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Коулман родился Рэндольф Денард Орнетт Коулман 9 марта 1930 года в Форт-Уэрте, штат Техас . [6] где он был воспитан. [7] [8] [9] Он учился в средней школе IM Terrell в Форт-Уэрте, где участвовал в группе, пока его не уволили за импровизацию во время Джона Филипа Соузы марша « The Washington Post ». Он начал исполнять R&B и бибоп на тенор-саксофоне и вместе с принцем Лашей и Чарльзом Моффеттом сформировал The Jam Jivers . [9]
Стремясь покинуть город, он в 1949 году устроился на работу в передвижное шоу Сайласа Грина из Нового Орлеана , а затем в гастрольные ритм-н-блюзовые шоу. После выступления в Батон-Руж, штат Луизиана , на него напали, а его саксофон был уничтожен. [10]
Впоследствии Коулман переключился на альт-саксофон, впервые сыграв на нем в Новом Орлеане после инцидента в Батон-Руж; альт останется его основным инструментом на всю оставшуюся жизнь. Затем он присоединился к группе Пи Ви Крейтона и поехал с ними в Лос-Анджелес. Он работал на разных должностях в Лос-Анджелесе, в том числе лифтером, одновременно продолжая свою музыкальную карьеру. [11]
Коулман нашел в Лос-Анджелесе музыкантов-единомышленников, таких как Эд Блэквелл , Бобби Брэдфорд , Дон Черри , Чарли Хейден , Билли Хиггинс и Чарльз Моффетт . [3] [12] Он записал свой дебютный альбом Something Else!!!! (1958), с Черри, Хиггинсом, Уолтером Норрисом и Доном Пэйном . [13] В том же году он некоторое время принадлежал к квинтету под руководством Пола Блея , который выступал в клубе Нью-Йорка (эта группа записана на Live at the Hilcrest Club 1958 ). [3] К тому времени, вопрос будет в завтрашнем дне! был записан вскоре после этого с Черри, басистами Перси Хитом и Рэдом Митчеллом и барабанщиком Шелли Мэнн , джазовый мир был потрясен инопланетной музыкой Коулмана. Некоторые джазовые музыканты называли его мошенником, а дирижер Леонард Бернштейн хвалил его. [12]
1959: Форма будущего джаза
[ редактировать ]В 1959 году Atlantic Records выпустила третий студийный альбом Коулмана The Shape of Jazz to Come . По словам музыкального критика Стива Хьюи, альбом «стал переломным моментом в зарождении авангардного джаза, глубоко определив его будущий курс и бросив вызов, с которым некоторые до сих пор не справились». [14] Jazzwise поместил его на третье место в своем списке 100 лучших джазовых альбомов всех времен в 2017 году. [15]
Квартет Коулмана получил долгую и порой спорную помолвку в кафе Five Spot Café на Манхэттене. Леонард Бернстайн, Лайонел Хэмптон и Квартет современного джаза были впечатлены и поддержали его. Хэмптон попросил выступить с квартетом; Бернштейн помог Хейдену получить грант на композицию от Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма . Молодой Лу Рид сопровождал квартет Коулмана по Нью-Йорку. [16] Майлз Дэвис сказал, что Коулман «всё облажался внутри». [17] [18] хотя позже он стал сторонником нововведений Коулмана; [19] Диззи Гиллеспи заметил о Коулмане: «Я не знаю, что он играет, но это не джаз». [16]
Раннее звучание Коулмана было отчасти связано с использованием им пластикового саксофона ; он купил его в Лос-Анджелесе в 1954 году, потому что в то время он не мог позволить себе металлический саксофон. [9]
На его записях в Атлантике помощниками Коулмана были Черри на корнете или карманной трубе ; Чарли Хейден, Скотт Лафаро , а затем Джимми Гаррисон на басу; и Хиггинс или Эд Блэквелл на барабанах. Полные записи Коулмана для лейбла были собраны в бокс-сете Beauty Is a Rare Thing в 1993 году. [20]
1960-е: Фри-джаз и Blue Note
[ редактировать ]В 1960 году Коулман записал Free Jazz: A Collective Improvisation , в котором участвовал двойной квартет, в который входили Дон Черри и Фредди Хаббард на трубе, Эрик Долфи на бас-кларнете, Хейден и Лафаро на басу, а также Хиггинс и Блэквелл на барабанах. [21] Альбом был записан в стерео, с квартетом язычков, духовых, баса и ударных, изолированным в каждом стереоканале. Free Jazz продолжительностью 37 минут был самым длинным записанным непрерывным джазовым выступлением на тот момент. [22] и был одним из самых противоречивых альбомов Коулмана. [23] В номере журнала Down Beat от 18 января 1962 года Пит Уэлдинг дал альбому пять звезд, а Джон А. Тайнан оценил его как ноль звезд. [24]
Хотя Коулман задумывал «фри-джаз» просто как название альбома, вскоре фри-джаз стал считаться новым жанром; Коулман выразил дискомфорт по поводу этого термина. [25]
После атлантического периода музыка Коулмана стала более угловатой и соединилась с авангардным джазом , который частично развился вокруг его инноваций. [20] После того, как его квартет распался, он сформировал трио с Дэвидом Изензоном на басу и Чарльзом Моффеттом на барабанах и начал играть на трубе и скрипке в дополнение к саксофону. Его дружба с Альбертом Эйлером повлияла на его развитие игры на трубе и скрипке. Чарли Хейден иногда присоединялся к этому трио, образуя двухбасовый квартет.
В 1966 году Коулман подписал контракт с Blue Note и выпустил двухтомный концертный альбом At the «Golden Circle» Stockholm с участием Изензона и Моффетта. [26] Позже в том же году он записал The Empty Foxhole вместе со своим десятилетним сыном Денардо Коулманом и Хейденом; [27] Фредди Хаббард и Шелли Мэнн расценили появление Денардо на альбоме как опрометчивую рекламу. [28] [29] Позже, в конце 1970-х, Денардо стал основным барабанщиком своего отца.
Коулман сформировал еще один квартет. Появились Хейден, Гаррисон и Элвин Джонс , а Дьюи Редман к группе присоединился , обычно играющий на тенор-саксофоне. 29 февраля 1968 года квартет Коулмана выступил вживую с Йоко Оно в Королевском Альберт-холле , а запись их репетиции впоследствии была включена в альбом Оно 1970 года Yoko Ono/Plastic Ono Band как трек «AOS». [30]
Свой интерес к текстурам струн он проявил в Town Hall в 1962 году , кульминацией которого стал альбом 1972 года Skies of America с Лондонским симфоническим оркестром .
1970–1990-е: Гармолодический фанк и прайм-тайм.
[ редактировать ]Коулман, как и Майлз Дэвис до него, вскоре начал играть на электрических инструментах. В альбоме 1976 года Dancing in Your Head , первой записи Коулмана с группой, которая позже стала известна как Prime Time , заметно участвовали два электрогитариста. Хотя для Коулмана это ознаменовало стилистический отход, музыка сохранила аспекты того, что он назвал гармолодикой .
Альбомы Коулмана 1980-х годов с Prime Time, такие как Virgin Beauty и Of Human Feelings, продолжали использовать ритмы рока и фанка в стиле, который иногда называют фри-фанком . [31] [32] Джерри Гарсия играл на гитаре в трех треках Virgin Beauty : «Three Wishes», «Singing in the Shower» и «Desert Players». Коулман присоединился к Grateful Dead на сцене в 1993 году во время выступления "Space" и остался в "The Other One", "Stella Blue", Бобби Блэнда и вышедшей на бис "Brokedown Palace". "Turn on Your Lovelight" [33] [34]
В декабре 1985 года Коулман и гитарист Пэт Метени записали Song X.
В 1990 году в городе Реджо-Эмилия , Италия, в честь Коулмана прошел трехдневный фестиваль «Портрет художника», на котором он выступил с Черри, Хейденом и Хиггинсом. На фестивале также были представлены исполнения его камерной музыки и «Небеса Америки» . [35] В 1991 году Коулман сыграла в саундтреке к Дэвида Кроненберга фильму «Голый обед »; оркестром дирижировал Говард Шор . [36] Коулман выпустил четыре пластинки в 1995 и 1996 годах и впервые за много лет регулярно работал с пианистами ( Джери Аллен и Йоахимом Кюном ).
2000-е
[ редактировать ]Две записи Коулмана 1972 года, «Happy House» и «Foreigner in a Free Land», были использованы в фильме Гаса Ван Сента 2000 года «В поисках Форрестера ». [37]
В сентябре 2006 года Коулман выпустил альбом Sound Grammar . Записанный вживую в Людвигсхафене , Германия, в 2005 году, это был его первый альбом с новым материалом за десять лет. В 2007 году он получил Пулитцеровскую премию в области музыки, что сделало Коулмана вторым джазовым музыкантом (после Уинтона Марсалиса ), получившим эту премию. [38]
Личная жизнь
[ редактировать ]Джазовая пианистка Джоан Брэкин заявила в интервью Мэриан Макпартленд , что Коулман был ее наставником и давал ей уроки музыки. [39]
Коулман женился на поэтессе Джейн Кортес в 1954 году. Пара развелась в 1964 году. [40] У них был сын Денардо , родившийся в 1956 году. [41]
Коулман умер от остановки сердца на Манхэттене 11 июня 2015 года в возрасте 85 лет. [1] Его похороны представляли собой трехчасовое мероприятие с выступлениями и выступлениями нескольких его сотрудников и современников. [42]
Награды и почести
[ редактировать ]- Стипендия Гуггенхайма , 1967 и 1974 годы. [43]
- даун-бит- джаза, 1969 год. Зал славы
- Стипендия Макартура , 1994 г.
- Императорская премия , 2001 г.
- Премия Дороти и Лилиан Гиш , 2004 г. [44]
- Почетный доктор музыки Музыкального колледжа Беркли , 2006 г. [45]
- Премия «Грэмми» за заслуги перед жанром , 2007 г.
- Пулитцеровская премия в области музыки, 2007 г. [38]
- Премия Майлза Дэвиса, Международный джазовый фестиваль в Монреале , 2009 г. [46]
- Почетный доктор Аспирантуры CUNY , 2008 г. [47] [48]
- Почетный доктор музыки Мичиганского университета , 2010 г. [49]
Дискография
[ редактировать ]В популярной культуре
[ редактировать ]МакКлинтик Сфера , персонаж романа Томаса Пинчона , вышедшего в 1963 году «В.» , создан по образцу Коулмана и Телониуса Монка . [50] [51] [52]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рэтлифф, Бен (11 июня 2015 г.). «Орнетт Коулман, саксофонист, переписавший язык джаза, умер в возрасте 85 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Манделл, Ховард. «Орнетт Коулман, джазовый иконоборец, умер в возрасте 85 лет» . НПР Музыка . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Юрек, Том. «Орнетт Коулман» . Вся музыка . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Хеллмер, Джеффри; Лоун, Ричард (3 мая 2005 г.). Теория и практика джаза: для исполнителей, аранжировщиков и композиторов . Альфред Музыка. стр. 234–. ISBN 978-1-4574-1068-0 . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ «Пулитцеровская премия 2007» . Пулитцер.орг . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Фордхэм, Джон (11 июня 2015 г.). «Некролог Орнетта Коулмана» . Хранитель . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Палмер, Роберт (декабрь 1972 г.). «Орнетт Коулман и круг с дыркой посередине». Атлантический Ежемесячник .
Орнетт Коулман с 19 марта 1930 года, когда он родился в Форт-Уэрте, штат Техас.
- ^ Уишарт, Дэвид Дж. (ред.). «Коулман, Орнетт (р. 1930)» . Энциклопедия Великих равнин. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 26 марта 2012 г.
Орнетт Коулман родилась в Форт-Уэрте, штат Техас, 19 марта 1930 года.
- ^ Jump up to: а б с Литвейлер, Джон (1992). Орнетт Коулман: гармоничная жизнь . Лондон: Квартет. стр. 21–31. ISBN 0-7043-2516-0 .
- ^ Спеллман, AB (1985). Четыре жизни в бизнесе бибопа (1-е изд.). Всеобщее внимание. стр. 98–101. ISBN 0-87910-042-7 .
- ^ Хентофф, Нат (1975). Джазовая жизнь . Да Капо Пресс. стр. 235–236.
- ^ Jump up to: а б «Биография Орнетта Коулмана в Europe Jazz Network» . Архивировано из оригинала 2 мая 2005 года.
- ^ Юрек, Том. «Что-то еще: Музыка Орнетта Коулмана» . Вся музыка . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Хьюи, Стив. «Образ будущего джаза» . Вся музыка . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Флинн, Майк (18 июля 2017 г.). «100 джазовых альбомов, которые потрясли мир» . www.jazzwisemagazine.com . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Штимер, Хэнк (22 мая 2019 г.). «Воспоминания: Орнетт Коулман подводит итог одиночеству в «Одинокой женщине» » . Роллинг Стоун . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ Майлз Дэвис, цитируется по Джону Литвилеру, Орнетт Коулман: Гармолодичная жизнь (Нью-Йорк: У. Морроу, 1992), 82. ISBN 0688072127 , 9780688072124
- ^ Робертс, Рэндалл (11 января 2015 г.). «Почему Орнетт Коулман был так важен? В этом участвуют как живые, так и мертвые мастера джаза» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Кан, Эшли (13 ноября 2006 г.). «Орнетт Коулман: Десятилетия джаза на грани» . NPR.org . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Яноу, Скотт. «Орнетт Коулман» . Вся музыка . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ «С 55-летием: Орнетт Коулман, Фри-джаз: Коллективная импровизация» . Рино Рекордс . 21 декабря 2015 года . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Хьюитт, Иван (11 июня 2015 г.). «Орнетт Коулман: крестный отец фри-джаза» . Телеграф . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Бейли, К. Майкл (30 сентября 2011 г.). «Орнетт Коулман: Фри-джаз» . Все о джазе . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Уэлдинг, Пит (18 января 1962 г.). «Двойной вид на двойной квартет». ДаунБит . 29 (2).
- ^ Говард Райх (30 сентября 2010 г.). Пусть свобода качается: Сборник сочинений о джазе, блюзе и госпеле . Издательство Северо-Западного университета. стр. 333–. ISBN 978-0-8101-2705-0 .
- ^ Фриман, Фил (18 декабря 2012 г.). «Старые добрые времена: Орнетт Коулман на синей ноте» . Отчеты Blue Note . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Чоу, Эндрю Р. (28 июня 2015 г.). «Вспоминая, что сделало Орнетта Коулмана джазовым провидцем» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Габель, Дж. К. «Извлекая знания из звука» (PDF) . www.stopsmilingonline.com . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Спенсер, Роберт (1 апреля 1997 г.). «Орнетт Коулман: Пустой окоп» . Все о джазе . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Криспелл, Джеймс. «Йоко Оно / Пластиковая группа Оно» . Вся музыка . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Аппиа, Кваме Энтони ; Генри Луи Гейтс младший (16 марта 2005 г.). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195170559 . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Берендт, Иоахим-Эрнст; Хюсманн, Гюнтер (1 августа 2009 г.). Джазовая книга: от рэгтайма к 21 веку . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 9781613746042 . Проверено 18 марта 2017 г.
- ^ Скотт, Джон В.; Долгушкин, Майк; Никсон, Стю (1999). DeadBase XI: Полное руководство по спискам песен Grateful Dead . Корниш, Нью-Гэмпшир: DeadBase. ISBN 1-877657-22-0 .
- ^ «Grateful Dead Live в Колизее округа Окленд-Аламеда, 23 февраля 1993 г.» . Интернет-архив . 23 февраля 1993 года.
- ^ «Орнетт Коулман: Воссоединение квартета 1990» . AllAboutJazz.com . 10 января 2011 года . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Миллс, Тед. «Говард Шор / Орнетт Коулман / Лондонский филармонический оркестр: Голый обед [Музыка из оригинального саундтрека]» . Вся музыка . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ «В поисках Форрестера: Музыка из кинофильма» . Discogs.com . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Лауреат Пулитцеровской премии джазовый провидец Орнетт Коулман умирает в возрасте 85 лет» . Вестник Шотландии . 11 июня 2015 года . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Лион, Дэвид (14 марта 2014 г.). «Джоан Брэкин о фортепианном джазе» . NPR.org . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Рубен, Дэвид (26 октября 2007 г.). «Поэт Джейн Кортес создает пьянящую музыку вместе с Орнеттом Коулманом» . sfgate.com . Проверено 13 июля 2020 г.
- ^ Фокс, Маргалит (3 января 2013 г.). «Джейн Кортес, джазовый поэт, умер в возрасте 78 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Ремник, Дэвид (27 июня 2015 г.). «Орнетт Коулман и радостные похороны» . Житель Нью-Йорка . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «Орнетт Коулман - Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма» . www.gf.org . Проверено 26 июня 2024 г.
- ↑ Премия Дороти и Лилиан Гиш . Архивировано 6 октября 2013 года на официальном сайте Wayback Machine .
- ^ «Орнетт Коулман удостоен чести в Беркли - JazzTimes» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 18 апреля 2017 г.
- ↑ Официальная страница Монреальского джазового фестиваля. Архивировано 16 мая 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ «Пресс-релиз: Открытие аспирантского центра CUNY в 2008 году» . www.gc.cuny.edu . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ «Начало CUNY 2008» . cuny.edu . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Мергнер, Ли (3 июня 2010 г.). «Орнетт Коулман удостоен почетной степени Мичиганского университета» . ДжазТаймс . Проверено 16 декабря 2018 г.
- ^ Дэвис, Фрэнсис (сентябрь 1985 г.). «Перманентная революция Орнетта» . Атлантика . Проверено 11 мая 2020 г.
В романе Томаса Пинчона «В.» есть персонаж по имени МакКлинтик Сфера, который играет на альт-саксофоне из слоновой кости ручной работы (у Коулмана был сделан из белого пластика) в клубе под названием V Note.
- ^ Яффе, Дэвид (26 апреля 2007 г.). «Искусство импровизатора» . Нация . Проверено 11 мая 2020 г.
Из всех чернил, пролитых на влияние Коулмана, пожалуй, самое запоминающееся пришло из дебютного романа Томаса Пинчона «В.», вышедшего в 1963 году, в котором персонаж МакКлинтик Сфера (фамилия которого кивает на второе имя Телониуса Монка) ставит мир джаза в тупик. клуб под названием V-Note.
- ^ Байнум, Тейлор Хо (12 июня 2015 г.). «Встреча с Орнеттом Коулманом» . Житель Нью-Йорка . Проверено 11 мая 2020 г.
В романе Томаса Пинчона «В.» 1963 года появляется тонко завуалированный персонаж по имени МакКлинтик Сфера, играющий на саксофоне «белой слоновой кости» в «V Spot». Удивительно лаконичная пародия Пинчона на знаменательные дебаты вокруг музыки Коулмана такова: «Он играет все ноты, которые пропустил Бёрд», — прошептал кто-то перед Фу. Фу молча разбил пивную бутылку о край стола, вставил ее в спину говорящего и выкрутил.
Ссылки
[ редактировать ]- Интервью с Роем Элдриджем , Esquire, март 1961 г.
- Интервью с Энди Хэмилтоном . «Вопрос масштаба», The Wire, июль 2005 г.
- Брукинг, Кристиан (2004). Уважать! . преступник. ISBN 3-935843-38-0 .
- Йост, Эккехард (1975). Свободный джаз (Исследования в области джазовых исследований 4) . Универсальное издание.
- Мандель, Ховард (2007). Майлз, Орнетт, Сесил: Джаз за пределами джаза . Рутледж. ISBN 978-0-415-96714-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Формы и звуки» Итана Айверсона о раннем Коулмане и гармониках.
- Интервью Майкла Джарретта в журнале Cadence , октябрь 1995 г.
- "Интервью Орнетт Коулман, 1996", LA Weekly
- New York Observer , 19 декабря 2005 г.
- 1930 рождений
- смертей в 2015 г.
- Американские композиторы 20-го века
- Американские саксофонисты 20-го века
- Американские скрипачи 20-го века
- Американские саксофонисты XXI века
- Афро-американские саксофонисты
- Возрастные споры
- Американские джазовые саксофонисты
- Американские саксофонисты-мужчины
- Американские джазовые скрипачи
- Американские скрипачи-мужчины
- Авангардные джазовые саксофонисты
- Бесплатные фанк-саксофонисты
- Саксофонисты фриджаза
- Американские джазовые альт-саксофонисты
- Артисты ABC Records
- Исполнители Antilles Records
- Артисты Atlantic Records
- Исполнители Blue Note Records
- Исполнители ESP-Диска
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Макартур Феллоуз
- Пулитцеровская премия для победителей в области музыки
- Члены Американской академии искусств и литературы
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Джазовые музыканты из Техаса
- Музыканты из Форт-Уэрта, Техас
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Члены оркестра США
- Исполнители Black Lion Records
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Участники Prime Time (группы)
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Афроамериканские музыканты XXI века