Графтон-саксофон
Саксофон Grafton представлял собой отлитый под давлением акриловый пластиковый альт-саксофон кремового цвета с металлическими клавишами, производившийся в Лондоне, Англия, компанией Grafton, а затем компанией John E. Dallas & Sons Ltd. Графтон делал только альты из-за производственных проблем, связанных с более крупными моделями (например, тенором ) с использованием пластиковых технологий 1950-х годов. Производство началось в 1950 году и закончилось примерно через десять лет. Однако несколько последних экземпляров были собраны из остатков примерно в 1967 году. Все инструменты, оборудование и приспособления, необходимые для производства Grafton, были проданы на металлолом и впоследствии уничтожены в 1968 году.
Дизайн
[ редактировать ]Саксофон, разработанный Этторе Соммаруга, итальянцем, живущим в Лондоне, был назван в честь «Grafton Way», его адреса в начале 1950-х годов. Базовая конструкция саксофона была запатентована в конце 1945 года. Создание первого нерабочего прототипа состоялось в 1946 году, а коммерческое производство началось в 1950 году. Продажная цена Grafton составляла 55 фунтов стерлингов, т.е. примерно половину стоимости обычного духового саксофона в 1950 году. в тот раз. [ 1 ] Современная маркетинговая литература описывает Графтон как « тональную поэму из слоновой кости и золота». Решение сделать его в основном из акрилового стекла, такого как плексиглас, было мотивировано просто его гораздо более низкой стоимостью и простотой производства, а не улучшением тональных качеств. [ 1 ] Серийный номер Grafton находится в необычном месте: он выбит на корпусе саксофона (и выделен черным цветом) спереди, примерно на 2 см над передней клавишей F, которой управляет левая рука игрока. Серийные номера могут состоять максимум из пяти цифр. Известно, что существуют серийные номера до 13 571. [ 2 ]
Недостатки
[ редактировать ]Саксофон Графтона, несмотря на известность, полученную благодаря его использованию Чарли Паркером и Орнеттом Коулманом , не получил признания среди профессиональных саксофонистов по ряду причин.
Акриловый пластик, используемый для изготовления корпуса, хрупкий , в результате чего инструмент становится чрезвычайно хрупким. Любые детали, изготовленные из пластика, могут легко треснуть, сломаться или отломиться при обычном использовании. Мало того, что Графтоны используют нестандартный пружинный механизм для управления затвором, но и недоступны запасные части. [ 1 ] Неудивительно, что капитальный ремонт и ремонт Graftons сложны и дороги по сравнению с саксофонами, полностью изготовленными из металла. [ 3 ]
Механическое действие Graftons имеет необычное «губчатое» ощущение, без быстрого, «резкого», позитивного ощущения, свойственного другим более традиционным действиям саксофона, что смущало игроков. [ 1 ]
Пластиковый корпус и раструб Grafton, хотя и приобрели общие характеристики звука саксофона, придавали звуковые качества, которые колебались между тупостью и резкостью, что делало его несовместимым с работой секций. [ 1 ] Резкий аспект звука Grafton был использован для художественного эффекта Орнеттом Коулманом в его альбоме The Shape of Jazz to Come .
По этим причинам, а также из-за их сравнительной редкости, редко можно увидеть, как Графтона играют исполнители 21 века. Как правило, Графтоны теперь рассматриваются исключительно как предметы коллекционирования, то есть только для демонстрации. Это связано с тем, что они хрупкие и их очень легко повредить, что снижает их денежную ценность.
Известные игроки
[ редактировать ]Чарли Паркер
[ редактировать ]Самым известным игроком на саксофоне Графтона был Чарли Паркер . Находясь в Торонто, Чарли Паркер и «квинтет» должны были выступить в Massey Hall , но Паркер заложил свой саксофон – некоторые источники [ ВОЗ? ] скажем, купить героин . Торговый представитель Grafton (или владелец компании, в зависимости от источника) попросил Паркера использовать Grafton для концерта в Мэсси-холле в мае 1953 года. Хотя у Паркера был эксклюзивный контракт на использование только одного типа саксофона во время выступления в В Соединенных Штатах, за пределами США он мог свободно использовать любой саксофон, какой пожелает. Паркера (указанного как Чарли Чан из-за проблем с контрактом) можно услышать играющим этот Графтон на альбоме Jazz at Massey Hall с Бадом Пауэллом , Диззи Гиллеспи , Чарльзом Мингусом и Максом Роучем , хотя и на записи с низким качеством воспроизведения. Саксофон Grafton, который использовал Паркер (серийный номер 10265), был продан на аукционе Christie's в Лондоне в сентябре 1994 года за 93 500 фунтов стерлингов. Покупателем стал Музей американского джаза , расположенный в родном городе Паркера Канзас-Сити, штат Миссури . [ 4 ]
Орнетт Коулман
[ редактировать ]Орнетт Коулман играл на Grafton (который он купил в 1954 году) изначально потому, что это был самый дешевый саксофон, которым он мог заменить свой первый тенор после того, как он сломался. В конце пятидесятых и начале шестидесятых Коулмана иногда называли «человеком с пластиковым рогом». Однако впоследствии Коулман заменил свой Grafton на альт Selmer с белым лаком . [ 5 ] [ 6 ]
Джон Данкуорт
[ редактировать ]Английский джазовый композитор, саксофонист и кларнетист Джон Данкуорт был одним из первых сторонников. Компания Grafton предоставила ему два альта, специально настроенные под его требования. Во время Британского фестиваля в 1951 году «Семерка Джона Данкворта» (с Данквортом, играющим на Графтоне) выступила в недавно открывшемся Королевском фестивальном зале в Лондоне.
Аде Монсбур
[ редактировать ]Австралийке Аде Монсбур подарили акриловый альт-саксофон от Grafton Saxophone Company UK во время второго тура Bell в 1951–1952 годах. Мультиинструменталист, пожалуй, наиболее известен своей работой с Грэма Белла группой , с которой он дважды гастролировал по Европе и Англии в 1940-х годах. Эти туры оказали значительное влияние, как и собственная игра Монсбура. Действительно, ему предложили работу в группе английского джазового музыканта Хамфри Литтелтона, но он отказался. Вернувшись в Австралию, он играл в группе Лена Барнарда , стал постоянным приглашенным музыкантом в Мельбурнском джаз-клубе, а позже играл и записывался с Невиллом Стриблингом в группе Lazy Ade's Late Hour Boys и композитором Аделаиды Дэйвом Даллвицем . В статье для Oxford Companion to Australian Jazz Брюс Джонсон сказал, что Монсбур, также известный как «Отец» или «Ленивая Аде», был «одним из самых оригинальных и влиятельных джазовых музыкантов Австралии». «Его особый подход, как с точки зрения ритма, гармонической линии, так и, особенно на альте, тембра, занимает центральное место в том, что широко, хотя и противоречиво, считается «австралийским» или «мельбурнским» джазовым стилем». Джонсон также сказал, что Монсбур копируется «более продуктивно, чем любой другой австралийский джазовый музыкант, в том числе зарубежные музыканты». В 2003 году Монсбур выиграл Премию Грэма Белла за карьерные достижения на первой церемонии вручения премии. Премия австралийского джаза .
Дэвид Боуи
[ редактировать ]Дэвид Боуи попросил отца одолжить ему денег, чтобы купить себе саксофон. Его отец купил ему саксофон, но заставил Дэвида согласиться вернуть ему деньги, которые он заработал на подработке. Его можно услышать, обсуждая это в интервью BBC. [ 7 ]
Флориан Трюбсбах
[ редактировать ]С 2011 года Флориан Трюбсбах , профессор Мюнхенского университета музыки и исполнительских искусств, играет исключительно на графтон-альте.
Наследие
[ редактировать ]Саксофон Графтона остается исторической диковинкой и сноской к карьере Чарли Паркера и Орнетта Коулмана среди любителей джаза. Vibratosax представляет собой еще одну попытку создать недорогой саксофон из пластика. Однако еще неизвестно, решило ли это предприятие механические проблемы и проблемы с долговечностью, которые преследовали Grafton. [ 8 ] Можно ли решить различные проблемы, связанные с пластиковыми саксофонами, с помощью более современных пластиков или композитов, чтобы удовлетворить музыкантов и специалистов по ремонту, остается вопросом для размышлений.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор альт-саксофона Grafton
- Подробный отчет о ремонте саксофона Grafton.
- Дополнительная информация о Графтоне
- Видео саксофона Grafton Чарли Паркера на аукционе Christie's - (играет Питер Кинг )
- Видео Лорен Пикфорд, играющей на саксофоне Grafton
- Видео Джеральда Данна, играющего на саксофоне Grafton
- Видео №1 процесса ремонта саксофона Grafton
- Видео №2 процесса ремонта саксофона Grafton
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Пластиковый саксофон Grafton | Sax Gourmet» . saxgourmet.com . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ «Фотогалерея :: SaxPics.com» . saxpics.com . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ «Голый Графтон» . shwoodwind.co.uk. 5 февраля 2011 года . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Браунли, Билл (3 января 2024 г.). «Чарли Паркер на пластиковом саксофоне — одна из причин послушать переизданные записи концерта» . Утренний выпуск . Национальное общественное радио . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ «CBC.ca Arts — Легенда джаза Орнетт Коулман терпит обморок на сцене» . Архивировано из оригинала 18 октября 2007 г.
- ^ «Изображение: Abbott.jpg, (331 × 500 пикселей)» . сайт джазхаус.орг. 29 марта 2007 г. Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ «BBC Radio 4 — Серьезно…, Дэвид Боуи: дословно» .
- ^ Мэтью Сторер. «Обзор ремонтника: пластиковый саксофон вибрато — YouTube» . youtube.com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 3 сентября 2015 г.