Голый обед (фильм)
Голый обед | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Дэвид Кроненберг |
Написал | Дэвид Кроненберг |
На основе | Голый обед Уильям С. Берроуз |
Продюсер: | |
В главных ролях | |
Кинематография | Питер Сушицкий |
Под редакцией | Рональд Сандерс |
Музыка | |
Производство компания | |
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 115 минут [2] |
Страны |
|
Язык | Английский |
Бюджет | 16–18 миллионов долларов [5] [6] [7] |
Театральная касса | 2,6 миллиона долларов [8] |
«Голый обед» — сюрреалистический научно-фантастический драматический фильм 1991 года, сценарий и режиссёр Дэвид Кроненберг , в главных ролях — Питер Уэллер , Джуди Дэвис , Йен Холм и Рой Шайдер . Это адаптация Уильяма С. Берроуза года одноименного романа , созданная совместно Канадой Японией , Великобританией и 1959 .
Фильм был выпущен 27 декабря 1991 года в США компанией 20th Century Fox и 24 апреля 1992 года в Великобритании компанией First Independent Films . Он получил положительные отзывы критиков, но потерпел неудачу в прокате , собрав всего 2,6 миллиона долларов при бюджете в 17–18 миллионов долларов из-за ограниченного выпуска. Он получил множество наград, в том числе премию Национального общества кинокритиков за лучшую режиссуру и семь премий Genie Awards , в частности за лучший фильм . С тех пор «Голый обед» стал культовым фильмом , известным своими сюрреалистическими визуальными и тематическими элементами.
Сюжет
[ редактировать ]В 1953 году истребитель Уильям Ли обнаруживает, что его жена Джоан крадет его запас инсектицидов, чтобы использовать их в качестве рекреационного наркотика . Ли арестован полицией, и из-за воздействия инсектицида у него начинаются галлюцинации. Ли приходит к выводу, что он секретный агент, и его босс, гигантский говорящий жук , поручает ему убить Джоан, которая предположительно является агентом организации под названием Interzone Incorporated. Ли игнорирует инструкции жука и убивает его. Ли возвращается домой и обнаруживает, что Джоан занимается сексом с Хэнком, одним из его друзей-писателей. Вскоре после этого он случайно убивает ее, пытаясь сбить с ее головы стакан, чтобы подражать Вильгельму Теллю .
Нечаянно выполнив свою миссию, Ли сбегает в Интерзону , расположенную в городе где-то в Северной Африке . Он проводит время за написанием отчетов о своей миссии; эти документы, по настоянию приезжих коллег-литераторов, в конечном итоге составляют титульную книгу. В то время как Ли пристрастился к различным веществам, изменяющим сознание, его заменяющая пишущая машинка, Clark Nova, становится говорящим насекомым, которое говорит ему найти доктора Бенвея, соблазнив Джоан Фрост, двойника его мертвой жены. Возникает ссора под дулом пистолета с мужем Джоан Томом после того, как Ли крадет его пишущую машинку, которую затем уничтожает насекомое Кларк Нова. Ли также встречает Ива Клоке, привлекательного молодого швейцарского джентльмена-гея. Однако позже Ли обнаруживает, что Ив просто замаскирован под человека, и что его истинная форма - огромная чудовищная многоножка, меняющая форму.
Придя к выводу, что доктор Бенвей на самом деле тайно руководит операцией по борьбе с наркотиками с наркотиком под названием «черное мясо», которое предположительно получают из кишок гигантских бразильских многоножек , Ли встречает экономку Тома Фаделу, которая, как ранее считалось, была агентом операции по борьбе с наркотиками. Фадела оказывается замаскированным доктором Бенвеем. После того, как Ли был завербован в качестве двойного агента для операции с черным мясом, он завершает свой отчет и бежит из Интерзоны в Аннексию вместе с Джоан Фрост. Остановленный пограничным патрулем Аннексии и получивший указание доказать, что он писатель, как он утверждает, Ли достает ручку. Когда этого оказывается недостаточно для прохода, Ли, теперь осознавший, что случайное убийство его жены побудило его стать писателем, демонстрирует свою рутину Вильгельма Телля, используя стакан на голове Джоан Фрост. Он снова промахивается и таким образом воспроизводит предыдущее убийство своей жены. Пограничники радостно приветствуют его в Аннексии и в его новой жизни как писателя. Показано, как Ли плачет от этого горько-сладкого достижения.
Бросать
[ редактировать ]- Питер Веллер, как Уильям Ли
- Джуди Дэвис в роли Джоан Фрост/Джоан Ли
- Ян Холм в роли Тома Фроста
- Джулиан Сэндс в роли Ива Клоке
- Рой Шайдер, как доктор Бенвей
- Моник Меркюр в роли Фаделы
- Николас Кэмпбелл, как Хэнк
- Майкл Зельникер, как Мартин
- Роберт А. Сильверман, как Ганс
- Джозеф Скорсиани в роли Кики
- Питер Борецки в роли Существ (голос)
- Юваль Даниэль, как Хафид
- Джон Фризен, как Хаузер
- Шон Макканн, как О'Брайен
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]
Кинорежиссеры, в том числе Стэнли Кубрик и Энтони Балч , используя сценарий Брайона Гайсина , попытались адаптировать Уильяма С. Берроуза » «Голый обед в фильм, но безуспешно. [9] В 1981 году Кроненберг дал интервью Omni во время выпуска «Сканнеров» в США и заявил, что заинтересован в создании фильма по роману Берроуза. [10] Продюсер Джереми Томас встретил Кроненберга на Фестивале фестивалей в Торонто в 1984 году и обсудил возможность экранизации романа. Берроуз, Кроненберг, Томас, Джеймс Грауэрхольц и Геркулес Беллвилл встретились в Танжере в 1985 году. [11] Грауэрхольц показал фильмы Кроненберга Берроузу, и Кроненберг заявил, что Берроуз считает, что он единственный, кто может правильно снять фильм. [9]
Сценарий « Голого обеда » основан не только на романе Берроуза, но и на других его произведениях, а также на автобиографических рассказах о его жизни. [12] Кроненберг сказал, что необходимо «выбросить книгу», поскольку прямая адаптация была бы слишком дорогой и «была бы запрещена во всех странах мира». [5]
Берроуз не участвовал в написании сценария фильма и благословил первый вариант в декабре 1989 года. Эта версия открывала фильм рассказом из « Истребителя» Берроуза! . [13]
Расстрел Джоан Ли основан на смерти в 1951 году Джоан Воллмер , гражданской жены Берроуза. [12] Берроуз застрелил Фоллмера во время пьяной игры в «Вильгельм Телль» на вечеринке в Мехико . Позже он сбежал в Соединенные Штаты. Берроуз был заочно признан виновным в убийстве и приговорен к двум годам заключения с отсрочкой исполнения. Берроуз заявил во введении к своей книге «Квир» , что смерть Джоан была отправной точкой его литературной карьеры, сказав: «Я вынужден сделать ужасный вывод, что я бы никогда не стал писателем, если бы не смерть Джоан». [14]
Первоначально фильм был поддержан японскими инвесторами, но они отказались от участия, и Томас заменил их финансированием от Telefilm Canada и Ontario Film Development Corporation. [15]
Съемки
[ редактировать ]Кроненберг планировал снимать фильм в Танжере, но война в Персидском заливе помешала ему снимать фильм в Северной Африке. [16] поскольку они не могли получить страховку. [15] Кроненберг массово переписал сценарий за несколько дней до съемок из-за того, что не смог сниматься в Танжере. [17] Кроненберг работал над фильмом, одновременно снимая главную роль в Nightbreed . [9] Бюджет фильма составил около 17 миллионов долларов США, а съемки начались 21 января 1991 года в Торонто. [15]
Крис Валас был нанят для создания спецэффектов к фильму. Для фильма потребовалось пятьдесят пишущих машинок-жуков. [15]
Музыка
[ редактировать ]Музыку к фильму написал главный композитор Кроненберга Говард Шор с участием фри-джаза музыканта Орнетта Коулмана . музыка мастеров-музыкантов Джаджуки под руководством Башира Аттара На протяжении всего фильма также звучит . Использование композиции Коулмана «Midnight Sunrise», записанной для его альбома Dancing in Your Head , уместно, поскольку автор Уильям С. Берроуз присутствовал во время записи 1973 года. [18]
Выпускать
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]«Голый обед» был выпущен 27 декабря 1991 года ограниченным тиражом в 5 кинотеатрах и собрал 64 491 доллар за первые выходные. В Северной Америке он заработал 2 641 357 долларов. [8]
Критический прием
[ редактировать ]На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 70% на основе 37 рецензий со средней оценкой 7/10. Консенсус гласит: «Странный, сводящий с ума и порой непонятный « Голый обед» , тем не менее, является захватывающим опытом». [19] На Metacritic он имеет средневзвешенную оценку 67 из 100 на основе отзывов 16 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы». [20]
Роджер Эберт дал фильму две с половиной звезды из четырех и написал: «Хотя я восхищался им в абстрактном смысле, я чувствовал отвращение к материалу на интуитивном уровне. Здесь так много сухости, смерти и отчаяния. , в жизни, которая вращается без радости». [21] Джанет Маслин из «Нью-Йорк Таймс» написала: «По большей части это круто захватывающий фильм и даже мрачно-развлекательный, по крайней мере, для зрителей со стальными нервами, предрасположенностью к мистеру Берроузу и готовностью пойти навстречу мистеру Кроненбергу». ", но похвалил игру Веллера: "Холодный, неулыбчивый мистер Веллер выглядит совершенно правильно и привносит совершенную небрежность в свой обезоруживающий диалог". [22] Ричард Корлисс из Time дал неоднозначную оценку, назвав его «слишком красочным - милым, отталкивающим, с жуткими спецэффектами - и скучным по сравнению с его источником». [23] В своем обзоре для Washington Post Дессон Хоу раскритиковал то, что он считал «отсутствием убежденности». [24]
Newsweek из написал: «Очевидно, что это чашка странного чая не для всех: вы должны Дэвид Ансен иметь вкус к эстетике отвращения. Для тех, кто осмеливается, это невероятно убедительный фильм». [25] Entertainment Weekly поставил фильму оценку «B+», а Оуэн Глейберман похвалил игру Уэллера: «Питер Уэллер, звезда «Робокопа» с покерным лицом , встречает все галлюциногенные странности с печальным, прозаичным невозмутимым выражением лица, которое становится все более приятным по мере того, как фильм продолжается. [26]
В своем обзоре для The Village Voice Дж . Хоберман написал: «Кроненберг сделал замечательную вещь. Он не просто создал мейнстримного Берроуза на чем-то, приближающемся к Берроузу, он создал портрет американского писателя». [27] Джонатан Розенбаум в своей рецензии для Chicago Reader написал: «В высшей степени трансгрессивная и субъективная экранизация Дэвида Кроненберга « Обнаженного обеда »… вполне может быть самым тревожным и восхитительным фильмом о головах со времен «Головы-ластика» . По сути, это фильм о писательстве – даже фильм о писательстве». [28]
Исследователь Берроуза Тимоти С. Мерфи обнаружил, что фильм представляет собой запутанную адаптацию, которая отражает мышление Кроненберга больше, чем роман: он чувствует, что подрывное, аллегорически политическое изображение наркотиков и гомосексуализма Берроузом становится просто эстетическим. Мерфи утверждает, что социальные и политически ориентированные литературные приемы Берроуза становятся в фильме просто галлюцинацией наркомана и что, используя жизнь самого Берроуза в качестве обрамляющего повествования , Кроненберг превращает фрагментированный, неромантичный, резко критический и сатирический роман в обычный bildungsroman . [29]
В 2003 году «Голый обед» был выпущен на DVD Criterion Collection , что стало первым фильмом Кроненберга, сделавшим это. [30]
Похвалы
[ редактировать ]На 13-й церемонии вручения премии Genie Awards « Голый обед» получил 11 номинаций и был признан находящимся в необычайно жесткой конкуренции с » Жан-Клода Лозона «Леоло . [31] Фильм также боролся за Золотого медведя на Берлинском кинофестивале . [32]
Наследие
[ редактировать ]В 1994 году Bomb the Bass выпустили сингл « Bug Powder Dust », который открывается цитатой «Я думаю, пришло время обсудить вашу философию употребления наркотиков в ее отношении к творчеству» и завершается цитатой «Я думаю, что это Пришло время вам, ребята, поделиться моим последним вкусом настоящего черного мяса: плоти гигантской водной бразильской многоножки». В песню также включены различные другие цитаты, предметы и темы из фильма, вплетенные в текст. [37]
В эпизоде «Симпсонов » 1996 года « Барт в дороге » Барт , Нельсон и Милхаус используют поддельные водительские права Барта, чтобы попасть в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм для взрослых. Фильм, который они выбирают, исходя из названия и рейтинга R, — «Голый обед» . [38] Когда они молча выходят из театра, Нельсон смотрит на шатер и говорит: «Я могу придумать как минимум две ошибки в этом названии». [39]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Голый обед» . Библиотека и архивы Канады . 12 мая 2015 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б « ГОЛЫЙ ОБЕД (18)» . Первое независимое кино . Британский совет классификации фильмов . 27 января 1992 года . Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ «Голый обед (1991)» . Классические фильмы Тернера . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Бойд, Сьюзен К. (2009). На крючке: фильмы о войне с наркотиками в Великобритании, Канаде и издательстве Университета Торонто в США. п. 210 . ISBN 978-1442610170 .
- ^ Перейти обратно: а б Регина Вайнрайх (17 января 1992 г.). « Голый обед : За кадром» . Развлекательный еженедельник .
Его адаптация обошлась примерно в 16 миллионов долларов, что не соответствует бюджету и является скромной суммой для фильма с множеством спецэффектов.
- ^ Голый обед - специальное издание двухдискового DVD, второй диск: Добавки, "Голый обед" (1991), интервью с Дэвидом Кроненбергом, 2003, ISBN 1-55940-947-9
- ^ Мельник, Георгий (2007). Великие канадские режиссеры . Университет Альберты. п. 88 . ISBN 978-0-88864-479-4 .
- ^ Перейти обратно: а б « Голый обед » . Касса Моджо . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Родли 1997 , с. 161.
- ^ Родли 1997 , с. 157.
- ^ Родли 1997 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Сеймур, Джин (5 января 1992 г.). «ФИЛЬМЫ: На обед с гуру гросс-аута: Дэвид Кроненберг говорит, что единственный способ сохранить верность знаменитому фильму «Голый обед» Уильяма С. Берроуза — это предать его» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 10 апреля 2017 года . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Родли 1997 , с. 163.
- ^ Шельдал, Питер (26 января 2014 г.). «Преступник: необыкновенная жизнь Уильяма С. Берроуза» . Житель Нью-Йорка . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Родли 1997 , с. 166.
- ^ Родли 1997 , с. XXII.
- ^ Родли 1997 , с. 168.
- ^ Ранальдо, Ли (2012). «Интервью с Уильямом С. Берроузом». В Колин Фаллоуз и Синн Гензмер (ред.), Вырезки, врезки, вырезки , стр. 48. Вена: Кунстхалле Вена. ISBN 3869843152 .
- ^ «Голый обед» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ «Голый обед» . Метакритик . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Эберт, Роджер (10 января 1992 г.). « Голый обед » . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Маслин, Джанет (27 декабря 1991 г.). «Вхождение и выход из кафкианской реальности» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 ноября 2010 года . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Корлисс, Ричард (30 декабря 1991 г.). «Санта оставляет упаковку из шести штук» . Время . Архивировано из оригинала 22 ноября 2007 года . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Хоу, Дессон (10 января 1992 г.). « Голый обед » . Вашингтон Пост . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ Ансен, Дэвид (13 января 1992 г.). «Человек с проблемой насекомых» . Newsweek . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Глейберман, Оуэн (17 января 1992 г.). « Голый обед » . Развлекательный еженедельник . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Хоберман, Дж. (4 марта 2008 г.). « Голая правда» . Деревенский голос . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан (17 января 1992 г.). «Секс и наркотики, смерть и письмо» . Чикагский читатель . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ Мерфи, Тимоти С. (1997). «Умение знаков». Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Mathijs 2008 , с. 174.
- ^ Эйскоу, Сьюзен (14 октября 1992 г.). « Обед», «Леоло» сразятся за высшую награду «Джинн» 92-го года» . Разнообразие . Проверено 25 августа 2016 г.
- ^ «Берлинале: Программа 1992 года» . berlinale.de . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Лауреаты прошлых наград» . Бостонское общество кинокритиков . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Мюррей, Карен (22 ноября 1992 г.). « Обед съедает 8 канадских джиннов» . Разнообразие . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ Фокс, Дэвид Дж. (6 января 1992 г.). « Сладкое» заслужило почести кинокритиков» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Маслин, Джанет (18 декабря 1991 г.). «Кинокритики чтят «Молчание ягнят» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ «Bomb The Bass — Четкий обзор» . Проверено 6 января 2012 года .
- ^ Мартин, Уоррен; Вуд, Адриан. «Барт на дороге» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 11 апреля 2004 года . Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Капсула эпизода «Барт в дороге» . Архив Симпсонов .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Матийс, Эрнест (2008). Кино Дэвида Кроненберга: от барона крови до культурного героя . Уолфлауэр Пресс . ISBN 9781905674657 .
- Родли, Крис, изд. (1997). Кроненберг о Кроненберге . Фабер и Фабер . ISBN 0571191371 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1991 года
- Уильям С. Берроуз
- Научно-фантастические драмы 1990-х годов
- Фильмы 1991 года о ЛГБТ
- Британский авангард и экспериментальные фильмы
- Британские научно-фантастические драмы
- Британские фильмы о ЛГБТ
- Канадский авангард и экспериментальные фильмы
- Канадские научно-фантастические драматические фильмы
- Фильмы о бисексуальности
- Канадские фильмы о ЛГБТ
- Англоязычные канадские фильмы
- Англоязычные японские фильмы
- Англоязычные фильмы 1990-х годов
- Фильмы Дэвида Кроненберга
- Фильмы о наркотиках
- Фильмы о бит-поколении
- Фильмы о писателях
- Кукольные фильмы
- Мужская бисексуальность в кино
- Фильмы, действие которых происходит в 1953 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Танжере
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, снятые в Торонто
- Победители премии Best Picture Genie и Canadian Screen Award
- Научно-фантастические драматические фильмы на тему ЛГБТ
- Фильмы 20th Century Fox
- Фильмы, написанные Говардом Шором
- Фильмы продюсера Джереми Томаса
- Фильмы по американским романам
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1990-х годов
- Фильмы об уксорициде
- Канадские фильмы 1990-х годов
- Британские фильмы 1990-х годов
- научно-фантастические фильмы 1991 года