Bildungsroman
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
В литературной Bildungsroman критике ( Немецкое произношение: [ˈbɪldʊŋs.ʁoˌmaːn] , множественное число Bildungsromane , Немецкое произношение: [ˈbɪldʊŋs.ʁoˌmaːnə] ) — литературный жанр , ориентированный на психологический и нравственный рост главного героя от детства до взрослой жизни ( взросления ), [1] в котором важно изменение характера. [2] [3] [4] [а] Термин происходит от немецких слов Bildung («образование», альтернативно «формирование») и Roman («роман»).
Источник
[ редактировать ]Этот термин был придуман в 1819 году филологом Иоганном Карлом Симоном Моргенштерном в его университетских лекциях, а позже был широко повторен Вильгельмом Дильтеем , который узаконил его в 1870 году и популяризировал в 1905 году. [5] [6] Жанр также характеризуется рядом формальных, актуальных и тематических особенностей. [7] Термин « роман о взрослении» иногда используется как синоним bildungsroman, но его использование обычно более широкое и менее техническое.
Рождение bildungsroman обычно приурочено к публикации книги «Ученичество Вильгельма Мейстера» Иоганном Вольфгангом фон Гете в 1795–1796 годах. [8] или, иногда, к Кристофа Мартина Виланда » «Истории Агафона 1767 года. [9] Хотя bildungsroman возник в Германии, он имел обширное влияние сначала в Европе, а затем и во всем мире. Томасом Карлейлем Английский перевод романа Гете (1824), сделанный , и его собственный Сартор Ресартус (1833–1834), первый английский bildungsroman, вдохновили многих британских романистов. [10] [11] [12] В 20 веке он распространился во Франции. [13] [14] и ряде других стран мира. [15]
Барбара Уитмен отметила, что «Илиада» может быть первым Bildungsroman. Это не просто «история Троянской войны. Троянская война, по сути, является фоном для истории развития Ахилла . Вначале Ахиллес все еще опрометчивый юноша, принимающий необдуманные решения, которые дорого обходятся ему и всем вокруг него». . (...) История достигает своего завершения, когда Ахилл достигает зрелости и позволяет царю Приаму вернуть тело Гектора». [16]
Жанр практически напрямую переводится в кинематографическую форму, в фильм о взрослении .
Схема сюжета
[ редактировать ]Bildungsroman — это взросление или «взросление» обычно наивного человека, который отправляется на поиски ответов на жизненные вопросы с ожиданием, что в результате они приобретут опыт мира. Жанр развился из фольклорных сказок о глупце или самом младшем ребенке, отправляющемся в поисках счастья. [17] Обычно в начале истории происходит эмоциональная потеря, которая заставляет главного героя отправиться в путешествие. В bildungsroman цель — зрелость, и главный герой достигает ее постепенно и с трудом. В этом жанре часто происходит основной конфликт между главным героем и обществом. Обычно ценности общества постепенно принимаются главным героем и в конечном итоге принимаются обществом — ошибки и разочарования главного героя остались позади. В некоторых произведениях главный герой, достигнув зрелости, способен протянуть руку помощи другим.
Франко Моретти «утверждает, что главный конфликт в « Bildungsroman» — это миф о современности с его переоценкой молодости и прогресса, поскольку он сталкивается со статическим телеологическим видением счастья и примирения, обнаруженным в финалах гетевских « Вильгельма Мейстера» и даже Джейн Остин ». « Гордость и предубеждение ». [18]
Существует множество вариаций и поджанров bildungsroman, ориентированных на рост человека. Entwicklungsroman . («роман о развитии») — это история общего роста, а не самосовершенствования Erziehungsroman ( «образовательный роман») фокусируется на обучении и формальном обучении. [19] в то время как Künstlerroman («роман художника») рассказывает о развитии художника и показывает его рост. [20] Более того, некоторые мемуары и опубликованные журналы можно рассматривать как bildungsroman, хотя они и претендуют на то, чтобы быть преимущественно основанными на фактах (например, «Бродяги Дхармы» Джека Керуака или «Дневники мотоциклиста» Эрнесто «Че» Гевары ). [21] Этот термин также более широко используется для описания фильмов о взрослении и связанных с ними произведений в других жанрах.
Примеры
[ редактировать ]Прекурсоры
[ редактировать ]- Хайй ибн Якдан , картина Ибн Туфаила (12 век) [22]
- Ласарильо де Тормес (первое издание 1554 г.) [23]
- El Criticón Бальтасара Грасиана (первое издание 1651 г.). Обычно считается новаторской работой в ее современном виде.
18 век
[ редактировать ]- Мемуары женщины удовольствия ( Фанни Хилл ) Джона Клеланда (1748) [24] [25]
- История подкидыша Тома Джонса ( Генри Филдинга 1749 г.) [26]
- Кандид , Вольтер (1759) [27]
- Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена , Лоуренс Стерн (1759) [26]
- «История Агатона» , написанная Кристофом Мартином Виландом (1767 г.), часто считается первым «истинным» bildungsroman. [9]
- Ученичество Вильгельма Мейстера ( Иоганна Вольфганга Гете 1795–96) [28]
19 век
[ редактировать ]- «Обрученные» , Алессандро Мандзони (1827) [29]
- Красное и черное» Стендаль « (1830 г.) [30]
- Сартор Ресартус , Томас Карлайл (1833–1834 гг.) [12]
- Джейн Эйр , Шарлотта Бронте (1847) [31] [32]
- «Грозовой перевал» , Эмили Бронте (1847) [33]
- Netochka Nezvanova , by Fyodor Dostoevsky (1849) [34]
- Дэвид Копперфильд , Чарльз Диккенс (1850) [32]
- Зеленый Генри , Готфрид Келлер (1855 г.) [35]
- Моргесоны , Элизабет Стоддард (1862)
- Большие надежды Чарльза Диккенса (1861) [36] [32]
- «Маленькие женщины» , Луиза Мэй Олкотт (1869) [37]
- Сентиментальное воспитание , Гюстав Флобер (1869). [32]
- «Подросток » Федора Достоевского (1875). [38]
- Приключения Гекльберри Финна Марка Твена (1884 г.)
- Что знала Мейси , Генри Джеймс (1897) [39]
20 век
[ редактировать ]- Ким , Редьярд Киплинг (1901) [40]
- «Под колесом» , Герман Гессе , 1906 год.
- Мартин Иден , Джек Лондон (1909) [41]
- Книга Халида Амина Рихани (1911 г.) [42]
- Сыновья и любовники , Д. Х. Лоуренс (1913) [43]
- Портрет художника в молодости Джеймса Джойса (1916) [20] [32]
- Демиан , Герман Гессе (1919) [44]
- Эта сторона рая , Ф. Скотт Фицджеральд (1920) [45]
- Волшебная гора Томаса Манна (1924) [32]
- Патер Панчали , Бибхутибхушан Бандиопадхьяй (1929) [46]
- Их глаза смотрели на Бога , Зора Нил Херстон (1937) [47]
- «Над пропастью во ржи» , Дж. Д. Сэлинджер (1951). [48]
- Человек-невидимка , Ральф Эллисон , (1952)
- Дети насилия , Дорис Лессинг (1952–1969) [49]
- В замке моей кожи , Джордж Ламминг (1953) [50]
- «Отдельный мир» , Джон Ноулз (1956)
- «Прощай, Колумб» , Филип Рот (1959) [51]
- «Убить пересмешника» , Харпер Ли (1960) [48]
- Пробуждение в страхе , Кеннет Кук (1961) [52]
- «Император мороженого» , Брайан Мур (1965) [53]
- Дюна , Фрэнк Герберт (1965) [54]
- Аутсайдеры , С. Э. Хинтон (1967) [55]
- Волшебник Земноморья , Урсула К. Ле Гуин (1968) [56]
- Яркие огни, большой город , Джей Макинерни (1984) [57]
- Как убить быка , Анна-Леена Харконен (1984) [58]
- Игра Эндера , Орсон Скотт Кард (1985) [55]
- Апельсины — не единственные фрукты , Жанетт Уинтерсон (1985) [59]
- Норвежский лес , Харуки Мураками (1987) [60]
- Английская музыка Питера Экройда (1992) [61]
- Гарри Поттер , Джоан Роулинг (1997) [62]
- «Хорошо быть тихоней» , Стивен Чбоски (1999) [63]
- Наруто , Масаси Кисимото (1999) [64]
- Персеполис , Маржан Сатрапи (2000) [65]
21 век
[ редактировать ]- Тайная жизнь пчел , Сью Монк Кидд (2002) [66]
- «Бегущий за воздушным змеем» , Халед Хоссейни (2003) [67]
- Крепость одиночества , Джонатан Летем (2003) [68]
- Никогда не отпускай меня , Кадзуо Исигуро (2005) [48]
- Нерешительность , Бенджамин Канкель (2005) [69]
- Зеленый лебедь черного цвета , Дэвид Митчелл (2006) [70]
- «Возмущение» , Филип Рот (2008) [б]
- Спутник Каледония , Эндрю Крами (2008) [71]
- Неаполитанские романы Елены Ферранте (2011–2014) [72]
- Вашингтон Блэк , Еси Эдугян (2018) [73]
- Мальчик проглатывает вселенную , Трент Далтон (2018) [74]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Энгель поясняет, что в последние годы этот термин применялся к самым разным романам, но первоначально означал роман о формировании персонажа, отдельной личности в процессе взаимодействия (в том числе конфликта) с обществом. Он также указывает, что это был, как и «роман образования» ( Erziehungsroman ), поджанр «романа развития» ( Entwicklungsroman ). [5]
- ^ Обратная сторона французского перевода в сборнике «Фолио» (издания Gallimard, 2010): «[...] В этом учебном романе Филип Рот продолжает свой анализ истории Америки - истории 1950-х годов, табу и сексуальных разочарований. – и его влияние на жизнь молодого, изолированного, уязвимого человека .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линч 1999 .
- ^ Бахтин 1996 , с. 21.
- ^ Джефферс 2005 , с. 2.
- ^ «Bildungsroman: немецкий литературный жанр» . Британская энциклопедия . 22 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Энгель 2008 , стр. 263–266.
- ^ Саммерфилд и Даунвард 2010 , с. 1.
- ^ Иверсен, Анникин Тейнес (2010). Изменение и непрерывность; Bildungsroman на английском языке (доктор философии). Университет Тромсё. hdl : 10037/2486 – через открытый исследовательский архив Мунина.
- ^ Джефферс 2005 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Суэйлс, Мартин. Немецкий Bildungsroman от Виланда до Гессена . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1978. 38.
- ^ Бакли, Дж. Х. (1974). Сезон молодости: Bildungsroman от Диккенса до Голдинга , Harvard Univ Press, ISBN 978-0-67479-640-9 .
- ^ Эллис, Л. (1999). Кажется, уменьшается: женское развитие и британский Bildungsroman. Архивировано 26 апреля 2023 г. в Wayback Machine , 1750–1850 гг ., Лондон: Bucknell University Press, ISBN 978-0-83875-411-5
- ^ Jump up to: а б Голбан, Петру (декабрь 2013 г.). «Адаптация Bildungsroman в рамках философского трактата: Sartor Resartus и истоки английского романа о формации» . Журнал факультета литературы . 30 (2). Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Моретти, Франко и Альберт Сбрагиа (1987), Путь мира: Bildungsroman в европейской культуре , Лондон: Verso, ISBN 978-0-86091-159-3 .
- ^ Хирш, Марианна. «Роман о формировании как жанр: между большими ожиданиями и утраченными иллюзиями». Архивировано 11 декабря 2014 года в Wayback Machine , Genre Vol. 12 (осень 1979 г.), стр. 293–311, Университет Оклахомы.
- ^ Слотер, младший (2006). «Новые темы и стимулирующие вымыслы: формальная формулировка международного права прав человека», Human Rights, Inc.: Мировой роман, повествовательная форма и международное право , гл. 2 (2007), Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета, ISBN 978-0-82322-817-1 ; дои : 10.5422/fordham/9780823228171.001.0001 .
- ^ Уитмен, Барбара К. «Илиада как Bildungsroman». В материалах пятого ежегодного круглого стола по классической Греции (ред. Виктор Кромберг и Амалия Стэнтон, стр. 71, 73.
- ^ «Франко Моретти и Джон Нойбауэр, историки литературы, оба настаивали на фундаментальной роли, которую роман играл с конца 18 века до Первой мировой войны в построении возраста жизни, подросткового возраста и юности. Если, до этого периода молодые люди остаются позади в романтической литературе, это позднее вступление компенсируется центральным местом, которое они занимают в учебном романе конца XIX века, когда этот жанр вступил в кризис, на смену молодым людям пришли подростки, новые. По мотивам произведений Жан-Жака Руссо был придуман обучающий роман, или Bildungsroman, апогей которого находится между «Годами ученичества Вильгельма Мейстера» (1795–1796) и «Сентиментальным воспитанием» Флобера (1869). литературный образ молодого человека-путешественника, следовательно, именно из этого периода мы должны найти некоторые черты вымышленных путешествий, которые я называю матрицами, которые все еще преследуют наше воображение и которые мы находим в современных пребываниях Эразма» (Чикчелли Винченцо, «Наследие тренировочной поездки в космополитичный Bildung». Архивировано 4 июня 2018 г. в Wayback Machine , Le Télémaque , 2010/2 (№ 38), стр. 57–70. DOI: 10.3917/теле.038.0057.
- ^ Лаззаро-Вейс, Кэрол. «Женский «Bildungsroman»: ставя это под сомнение», NWSA Journal , Vol. 2, № 1 (зима, 1990 г.), стр. 16–34. JSTOR 4315991
- ^ Мэлоун, Дэвид Х. Развитие факультета, или Жизнь преподавателя как «Bildungsroman» , Профессия (1979), стр. 46–50. JSTOR 25595312
- ^ Jump up to: а б Верлок, Джеймс П. (2010). Факты в файле, сопутствующем американскому рассказу . Том. 2. Информационная база. п. 387. ИСБН 9781438127439 .
- ^ « Дневники мотоциклистов Че Гевары – HSC English Discovery. Архивировано 14 июля 2016 г. в Wayback Machine », Настоящие наставники . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Палмер, Джой; Лиора Бреслер; Дэвид Эдвард Купер, ред. (2001). Пятьдесят крупнейших мыслителей образования: от Конфуция до Дьюи . Routledge Ключевые руководства . п. 34. ISBN 0-415-23126-4 .
- ^ «Эль Ласарильо де Тормес» (PDF) (на испанском языке). Министерство образования, культуры и спорта (Испания). 2004. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2022 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Хэнлон, Аарон (2019). «Фанни Хилл и разборчивость согласия» . ЭЛХ . 86 (4): 941–966. дои : 10.1353/elh.2019.0035 . S2CID 213479222 . Архивировано из оригинала 23 января 2022 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
- ^ Маккракен, Дэвид (2016). «Бёрковский анализ величия и красоты фаллоса в «Фанни Хилл» Джона Клеланда». АНК . 29 (3): 138–141. дои : 10.1080/0895769X.2016.1216388 . S2CID 164429385 .
- ^ Jump up to: а б Маквильямс, Эллен (2009). Маргарет Этвуд и женский Bildungsroman . Издательство Эшгейт. п. 14. ISBN 978-0-7546-6027-9 .
Два ранних английских Bildungsromane уже упомянутых , « Том Джонс» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» , представляют собой примеры повествований о взрослении, которые предшествовали общим ожиданиям немецкой традиции.
- ^ Федер, Хелена (2014). Экокритицизм и идея культуры: биология и Bildungsroman . Рутледж. п. 30. ISBN 9781315578644 .
Кандид демонстрирует некоторые черты «традиционного» или германского Bildungsroman, особенно изображение развития личности в путешествиях. Как каталог ужасов современного мира, «Кандид» — возможно, больше, чем любой другой текст, рассматриваемый в этой книге, — соответствует формулировке Моретти Bildungsroman как «символической формы» современности» (5). Прочитанный с экокультурной точки зрения, этот философский Bildungsroman предлагает ограничения диалектических концепций Просвещения и субъекта с моделью, хотя и скромной, для взаимодействия с миром за пределами логики доминирования рационализма.
- ^ Робисон, Джеймс (1 июня 2016 г.). «Неправильный ход: полная отстраненность, полная правда» . Коллекция критериев . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ Дагради, Серджио (1999). «Bildungsroman Ренцо: Заметка о «Promessi Sposi» » . Итальянистика: Журнал итальянской литературы . 28 (3: сентябрь/декабрь 1999 г.): 421–425. JSTOR 23937196 . Архивировано из оригинала 15 ноября 2022 года . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Стевич и Прендергаст 2017 .
- ^ Лоллар, Кортни (1996). «Джейн Эйр: Bildungsroman» . Викторианская паутина. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 8 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стевич и Прендергаст 2017 , с. 433.
- ^ Викторианская художественная литература как Bildungsroman: ее расцвет и сложность . Издательство Кембриджских ученых. 2019. ISBN 9781527540798 .
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский, его жизнь и творчество . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 114 . ISBN 9780691128191 .
- ^ «Bildungsroman в литературной критике девятнадцатого века» . Enotes.com. Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ Тафт, Мэтью (2020). «Работа любви: большие надежды и английский Bildungsroman». Текстовая практика . 34 (12): 1969–1988. дои : 10.1080/0950236X.2020.1834700 . S2CID 227034524 .
- ^ Трампенер, Кэти (2020). «Актеры, куклы, девушки : маленькие женщины и коллектив Bildungsroman». Текстовая практика . 34 (12): 1911–1931. дои : 10.1080/0950236X.2020.1834709 . S2CID 227033016 .
- ^ Кнапп, Лиза. «Достоевский и роман о прелюбодеянии: Подросток» (PDF) . Основной . Архивировано (PDF) из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Мартин Койл; и др., ред. (1990). «Формализм и роман: Генри Джеймс». Энциклопедия литературы и критики . Нью-Йорк: Рутледж Флоренция. п. 593.
- ^ Эсти, Джед (2012). «Несвоевременная молодежь: модернизм, колониализм и фикция развития» . Оксфордская стипендия онлайн . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195305746.013.0030 . ISBN 978-0-19-985797-5 . Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Резюме Мартина Идена - Джек Лондон - Мастер-сюжеты II: Американский художественный сериал, исправленное издание» . Enotes.com. Архивировано из оригинала 3 октября 2012 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ Нэш, Джеффри (1994). Амина Рихани « Книга Халида и голос Томаса Карлайла». Новый сравнительный журнал (17). Колчестер, Великобритания: Британская ассоциация сравнительного литературоведения, Университет Эссекса.
- ^ «Сыновья и любовники» Роман Лоуренса как Bildungsroman . Enotes.com. Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ «Демиан — Оксфордский справочник» . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Хендриксен, Джек (1993). Эта сторона рая как Bildungsroman . П. Ланг. ISBN 0-8204-1852-8 .
- ^ Мукерджи, Минакши (1985). Реализм и реальность: роман и общество в Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 128 . ISBN 0-19-561648-0 .
- ^ Тределл, Николас (1 июля 2017 г.). «Смешение: форма, стиль и тема в книге Зоры Нил Херстон «Их глаза смотрели на Бога»» (PDF) . Критические подходы к литературе : 92–106 - через библиотеку Википедии.
Во введении к изданию Virago 1986 года Холли Эли называет его «в первую очередь историей любви», а также «отчетом о шагах сильной, умной (хотя и необразованной) женщины к самореализации» (Херстон VII). В общих чертах, это последнее определение сделало бы роман Херстона Bildungsroman, историей (само)образования в жизни.
- ^ Jump up to: а б с «13 лучших романов о взрослении» . Топ-13. 9 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 г. Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ «Нобелевская премия по литературе 2007 г. – Биобиблиография» . www.nobelprize.org . Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ «Джордж Ламминг, писатель из Вест-Индии». Архивировано 2 июня 2022 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
- ^ Керчеваль, Джесси Ли (1997). «Продолжающийся конфликт» . Строительная фантастика . История Пресс. п. 101 . ISBN 1-884910-28-9 .
- ^ Питерс-Литтл, Фрэнсис; Куртойс, Энн; Докер, Джон (сентябрь 2010 г.). «Эпистемологическое головокружение и аллегория» . Страстные истории: миф, память и коренная Австралия . АНУ Э Пресс. п. 62. ИСБН 9781921666650 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Хикс, Патрик (июль – декабрь 1999 г.). «История и мужественность в «Императоре мороженого» Брайана Мура ». Канадский журнал ирландских исследований . 25 (1/2): 400–413. дои : 10.2307/25515283 . JSTOR 25515283 .
- ^ МакГрегор, Гейл (1987). «Техномиф в переходный период: чтение американской популярной культуры» . Журнал американских исследований . 21 (3): 387–409. дои : 10.1017/S0021875800022891 . S2CID 145732487 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2013 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Мелани Кинчен; и др. (13 июля 2006 г.). «Bildungsroman Романы для молодежи» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Гриффин, Ян М. «Волшебный мир Земноморья Урсулы ЛеГуин» . Обзор АЛАН . 23 (3). Архивировано из оригинала 16 апреля 2011 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Джей Макинерни. «Хорошая жизнь» . стенограмма подкаста . Архивировано из оригинала 8 февраля 2013 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Колси, Эева-Каарина (29 июня 2020 г.). «Анна-Леена Херконен была подростком, когда написала «Как убить быка», но ей все равно удавалось заставить людей содрогнуться – сексуальные сцены посрамили даже ее собственную бабушку» [Анна-Леена Херконен была подростком, когда она написала «Как убить быка», но ей все же удалось шокировать людей – сексуальные сцены посрамили даже ее собственную бабушку!]. Ильта-Саномат (на финском языке) . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Апельсины — не единственные фрукты: контекст» . Спаркноты . 27 августа 1959 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2011 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ Розенберг, Алисса (30 июля 2010 г.). «Норвежский лес: о девушке и ее потере» . Атлантический Ежемесячник . Архивировано из оригинала 13 июня 2017 года . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ Льюис, Барри (2007). Мои слова эхом звучат таким образом: обладание прошлым у Питера Экройда . Издательство Университета Южной Каролины . ISBN 978-1570036682 .
- ^ «Романы Bildungsroman: определение и примеры» . 22 января 2021 г.
- ^ Марти Бекерман. «Интервью со Стивеном Чбоски» . Слово бунт . Архивировано из оригинала 13 января 2005 года . Проверено 27 мая 2012 г.
- ^ «Наруто — типичный Bildungsroman» . Лаврентийский . 2 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2020 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Тара Энн Картер (6 октября 2013 г.). «Чтение Персеполя: определение и переопределение культуры, пола и жанра» (PDF) . Средняя школа Джона Бартрама . Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2018 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ «Тайная жизнь пчел-Анализ характера» . Архивировано из оригинала 3 мая 2011 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ Халед Хоссейни (4 марта 1965 г.). «Рецензия Кэтрин К. (Бервин, Пенсильвания) на книгу «Бегущий за воздушным змеем»» . Goodreads.com. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 21 апреля 2011 г.
- ^ Курт, Питер (12 сентября 2003 г.). «Мечтатель Бруклина» . Салон . Архивировано из оригинала 20 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Макинерни, Джей (28 августа 2005 г.). «Нерешительность: собраться вместе» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ «Год чудес (Зеленый лебедь Черного лебедя» Дэвида Митчелла) . Нью-Йорк Таймс . 16 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ «Дэвид Голди, «Современная шотландская художественная литература: рассказывать истории, чтобы жить». См. также «Кембриджский справочник британской художественной литературы с 1945 года » (PDF) . п. 55. Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Коробочный набор неаполитанских романов - Елена Ферранте» . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Шоулз, Люси (18 августа 2018 г.). «Вашингтон Блэк» — это история рабства, рассказанная с новым чувством безотлагательности» . Национальный . Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ Кайли Нортовер (9 января 2024 г.). «Обзор Boy Swallows Universe: адаптация Netflix невероятна» . Проверено 11 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абель, Элизабет ; Хирш, Марианна ; Лэнгленд, Элизабет (1983), Путешествие: Фантастики о женском развитии , Ганновер, Нью-Хэмпшир: Университетское издательство Новой Англии .
- Бахтин, Михаил (1996), «Bildungsroman и его значение в истории реализма», в Эмерсоне, Кэрил; Холквист, Майкл (ред.), «Речевые жанры и другие поздние эссе» , Остин, Техас: University of Texas Press, стр. 10–59, ISBN. 978-0-292-79256-2 , OCLC 956882417 .
- Болаки, Стелла (2011), Тревожа Bildungsroman: чтение современной художественной литературы об этнических американских женщинах , Амстердам и Нью-Йорк: Родопи .
- Энгель, Манфред (2008), «Варианты романтического «Bildungsroman» (с краткой заметкой о «художественном романе»)», Джеральда Гиллеспи; Манфред Энгель; Бернар Дитерле (ред.), Романтическая проза , Сравнительная история литератур на европейских языках, том. XXIII, Филадельфия: Джон Бенджаминс, стр. 263–295, ISBN. 978-90-272-3456-8 .
- Эсти, Джед (2011), Несвоевременная молодежь: модернизм, колониализм и фикция развития , Oxford University Press .
- Фэн, Пин-чиа Кингстон А. (1997), Женский Bildungsroman Тони Моррисон и Максин Хонг Кингстон: Постмодернистское чтение , Современная американская литература: новые подходы , Нью-Йорк: Питер Лэнг .
- Фоли, Барбара (1993), Радикальные представления: политика и форма в пролетарской художественной литературе США, 1929–1941 , Дарем, Северная Каролина: Duke University Press .
- Гегель, GWF (1988), Эстетика: Лекции по изобразительному искусству, Том первый , перевод Т.М. Нокса, Оксфорд: Clarendon .
- Иверсен, Анникен Тельнес (2009), Изменение и преемственность: Bildungsroman на английском языке (PDF) (доктор философии), Университет Тромсё, заархивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года .
- Джапток, Мартин Майкл (2005), Взросление этнических групп: национализм и Bildungsroman в афроамериканской и еврейско-американской художественной литературе , University of Iowa Press .
- Джефферс, Томас Л. (2005), Ученичество: Bildungsroman от Гете до Сантаяны , Нью-Йорк: Пэлгрейв, ISBN 1-4039-6607-9 .
- Карафилис, Мария (1998), «Пересекая границы жанра: пересмотры Bindungsroman в « Доме на улице Манго » Ямайки Кинкейд » Сандры Сиснерос и «Энни Джон », Журнал Ассоциации современного языка Среднего Запада , 31 (2): 63–78, doi : 10.2307/1315091 , JSTOR 1315091 .
- Приходите, Катрин (1997), «Роман о развитии», Фридерика Эйглер; Сюзанна Корд (ред.), Феминистская энциклопедия немецкой литературы , Wesport: Greenwood Press .
- Ле Сёр, Гета Дж. (1995), Десять — это эпоха тьмы: Черный Bildungsroman , University of Missouri Press .
- Линч, Джек (1999), «Глоссарий литературных и риторических терминов» , Путеводитель по литературным терминам , Университет Рутгерса, заархивировано из оригинала 5 августа 2011 года , получено 24 мая 2020 года .
- Минден, Майкл (1997), Немецкий Bildungsroman: Инцест и наследование , Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Моретти, Франко (1987), Путь мира: Bildungsroman в европейской культуре , Лондон: Verso .
- Ньятету-Вайгва, Вангари ва (1996), Пограничный роман: исследования франкоязычно-африканского романа как Bildungsroman , Нью-Йорк: Питер Ланг .
- Отано, Алисия (2005), «Говоря о прошлом: детский взгляд в азиатско-американском Bildungsroman», Вклад в азиатско-американские литературные исследования , Lit Verlag .
- Стевич, Александр; Прендергаст, Кристофер (2017), «Реализм, Bildungsroman и искусство самоизобретения: Стендаль и Бальзак», История современной французской литературы , Princeton University Press, стр. 414–435 .
- Саммерфилд, Джованна; Вниз, Лиза (2010), Новые перспективы европейского Bildungsroman , Лондон; Нью-Йорк: Континуум, ISBN 978-1441108531 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абрамс, Миннесота (2005). Словарь литературных терминов (8-е изд.). Бостон: Томсон Уодсворт. ISBN 1-4130-0218-8 .
- Мэдден, Дэвид (1980). «Бильдунгсроман». Букварь романа: для читателей и писателей . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. стр. 18–19. ISBN 978-0810812659 .
Переработанное издание с библиографическими обновлениями Чарльза Бэйна и Шона М. Флори (Scarecrow Press, 2006). ISBN 978-0810857087 - Слотер, Джозеф Р. (2011). «Bildungsroman/Künstlerroman». В «Логане», Питер Мелвилл (ред.). Энциклопедия романа . Том. 1. Оксфорд; Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. стр. 93–97. ISBN 978-1-4051-6184-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- The Bildungsroman Project - академический цифровой гуманитарный проект, включающий присланные пользователями статьи об образцах жанров и современных личных рассказах под редакцией профессора английской литературы Кэтрин Карлсон.