Готфрид Келлер
Готфрид Келлер | |
---|---|
![]() Келлер около 1885 г. | |
Рожденный | Цюрих , Швейцария | 19 июля 1819 г.
Умер | 15 июля 1890 г. Цюрих , Швейцария | (70 лет)
Подпись | |
![]() |
Готфрид Келлер (19 июля 1819 — 15 июля 1890) — швейцарский поэт и писатель немецкой литературы . Наиболее известный своим романом «Зеленый Генрих» (нем. Der grüne Heinrich ) и циклом новелл под названием « Люди Селдвилы» ( Die Leute von Seldwyla ), он стал одним из самых популярных рассказчиков литературного реализма в конце 19 века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Его отцом был Рудольф Келлер (1791–1824), токарь из Глатфельдена ; его матерью была женщина по имени Элизабет Шейхцер (1787–1864). У пары было шестеро детей, четверо из которых умерли, то есть у Келлера осталась только сестра Регула (*1822). После того, как его отец умер от туберкулеза , семья Келлера жила в постоянной бедности и из-за трудностей Келлера с учителями в постоянных разногласиях со школьными властями. Позже Келлер хорошо описал свои переживания этого периода в своем длинном романе «Грюн Генрих» (1850–55; 2-я версия, 1879). Мать, по-видимому, воспитывала его в как можно более беззаботных условиях, избавляя его от скудной еды и предоставляя ему максимально возможную свободу в распоряжении своим временем, выборе профессии и т. д. С некоторыми изменениями описание ее отношений с ним можно найти в его рассказе «Frau Regel Amrain und ihr jüngster» (в сборнике Die Leute von Seldwyla ).
Карьера
[ редактировать ]Первой настоящей страстью Келлера была живопись. Исключенный по политической путанице из Индустриальной школы в Цюрихе , он стал учеником в 1834 году у художника-пейзажиста Штайгера, а в 1837 году — у акварелиста Рудольфа Мейера (1803–1857). В 1840 году он отправился в Мюнхен (Бавария), чтобы какое-то время изучать искусство в Королевской академии изящных искусств . [1]
Келлер вернулся в Цюрих в 1842 году и, обладая художественным талантом, занялся писательством. Свои первые стихи «Гедихте » он опубликовал в 1846 году. Якоб Виттмер Хартман характеризует эти шесть лет в Цюрихе (1842–1848) как время почти полного бездействия, когда Келлер сильно склонялся к радикализму в политике, а также был подвержен слишком большому искушению. и побаловал себя. С 1848 по 1850 год учился в Гейдельбергском университете . Там он попал под влияние философа Фейербаха и распространил свой радикализм также на вопросы религии.
С 1850 по 1856 год работал в Берлине. Гартманн утверждает, что главным образом именно это пребывание в Берлине сформировало характер Келлера в окончательную форму, смягчило его довольно горький пессимизм до более умеренной формы и подготовило его (не без лишений голода) к жизни в суете большого города. для наслаждения более ограниченными удовольствиями своего родного Цюриха. Именно в Берлине он окончательно отвернулся от других занятий и занялся литературой как карьерой.

В этот период Келлер опубликовал полуавтобиографический роман Der grüne Heinrich ( «Зеленый Генрих» ). Это самое личное из всех его произведений. Под влиянием учения Жан-Жака Руссо о возвращении к природе эта книга изначально задумывалась как краткое повествование о крахе жизни молодого художника. По мере того, как его состав развивался, он превратился в огромную работу, посвященную юности и карьере Келлера (или, точнее, некарьере ) художника до 1842 года. Литературный мир воспринял его прохладно, но вторая версия 1879 года представляет собой округлый и удовлетворительный художественный продукт.
Он также опубликовал свой первый сборник рассказов Seldwyla Folks ( нем . Die Leute von Seldwyla ). В него вошли пять рассказов объемом в среднем по 60 страниц каждый: «Панкрац Шмоллер», «Госпожа Регель Амрайн и ее младшая», «Три справедливых Каммахера», «Ромео и Джульетта в деревне» и «Зеркальный котенок». Хартманн характеризует два рассказа в «Селдвилских людях » как бессмертные: «Три справедливых каммахера» он рассматривает как самую сатирическую и едкую атаку на отвратительную мелкобуржуазную мораль, когда-либо написанную каким-либо писателем, а «Ромео и Джульетту в деревне» — как одну из них. из самых трогательных сказок в литературе ( сюжет Шекспира « Ромео и Джульетта» в швейцарской деревне).
Келлер снова вернулся в Цюрих и стал первым официальным секретарем кантона Цюрих ( Erster Zürcher Staatsschreiber ) в 1861 году. Обычные обязанности на этой должности были своего рода фиксированной точкой, вокруг которой могла вращаться его художественная деятельность, но Хартманн полагает, что он произвел в эти годы мало что имело постоянную ценность. В 1872 году Келлер опубликовал «Семь легенд» ( Sieben Legenden ), в которых речь шла о раннехристианской эпохе. Проработав 15 лет на этом посту, он вышел в отставку в 1876 году и начал период литературной деятельности, который продлился до его смерти, живя жизнью старого холостяка со своей сестрой Регулой в качестве экономки. Несмотря на его часто несимпатичную манеру поведения, крайнюю сдержанность и своеобразие в обращении с другими, перед смертью он завоевал любовь своих соотечественников и почти всеобщую репутацию.
Оценка
[ редактировать ]Хартманн прославил Келлера главным образом на 15 рассказах, пять из которых упомянуты выше; пять из них вошли во второй том «Seldwyla Folks» (1874): «Die Missbrauchten Liebesbriefe», «Der Schmied seines Glücks», «Dietegen», «Kleider machen Leute» и «Das verlorene Lachen»; и пять в Цюрихском Новеллене (1878 г.): «Хадлауб», «Нарр на Манегге», «Ландфогт фон Грайфензее», «Дас Фенляйн дер Зибен Ауфрехтен» и «Урсула». Среда всегда представляет собой упорядоченное буржуазное существование, в котором развиваются самые многообразные человеческие судьбы, самые юмористические отношения, проявляются самые своеобразные и выносливые типы выдержки и скрытности. Некоторые из рассказов содержали ноту, которая была новой для немецкой литературы и которая особенно понравилась немцам как воплощение идеала, еще не реализованного в их собственной стране: они повествуют о развитии характера в относительно свободных условиях маленькой Швейцарии, изображая небюрократического человека. гражданская жизнь и независимость деловой инициативы.
Также заслуживают внимания его Сборник стихов ( Gesammelte Gedichte ) (1883) и роман Мартина Саландер (1886).
Фонд Готфрида Келлера
[ редактировать ]В 1890 году, незадолго до конца своей трагической жизни, Лидия Эшер (1858–1891) вложила состояние Эшера в фонд, названный в честь Готфрида Келлера , которому ее отец оказывал последовательную поддержку. Имея оставшийся значительный актив – виллу Бельвуар , включая колебательные и рыночные ценные бумаги на общую номинальную сумму 4 миллиона швейцарских франков – Лидия Эшер создала основу фонда. Согласно завещанию Лидии Эшер, фонд был основан 6 июня 1890 года и находился под управлением Федерального совета Швейцарии , таким образом, Лидия Эшер желала осуществить патриотическую работу . Фонд также должен способствовать «независимому труду женщин, хотя бы в области прикладного искусства», согласно первоначальному замыслу учредителя. Эта цель была принята, но по настоянию Эмиля Вельти, а не в документе фонда. Хотя Фонд Готфрида Келлера стал важным учреждением по сбору произведений искусства, но феминистские опасения Лидии Эшер не были удовлетворены.
Фонд, на сегодняшний день базирующийся в Винтертуре, внесен в список швейцарских культурных ценностей национального и регионального значения . [2]
200-летие со дня рождения Келлера было отмечено в 2019 году содержательной биографией Ульриха Китштейна. [3]
Работает в английском переводе
[ редактировать ]- Легенды давних времен (1911, перевод Чарльза Харта Хэндщина).
- Seldwyla Folks (1919, перевод Вольфа фон Ширбранда ).
- Люди Селдвилы и семь легенд (1970, перевод М.Д. Хоттингера ).
- Деревенские Ромео и Джульетта (1952).
- Зеленый Генри (1960, перевод А. М. Холта).
- Мартин Саландер (1963, перевод Кеннета Халваса).
- Две истории (1966, под редакцией Лайонела Томаса).
- Знамя Семерки прямодушных и Урсулы; Две новеллы (1974, перевод Баярда Куинси Моргана).
- «Неправильно использованные любовные письма» и «Регула Амрайн и ее младший сын»; Две новеллы (1974, перевод Энн Фримантл и Майкла Баллока).
- Взгляды на людей: пять историй (1977, перевод Лоуренса М. Вашингтона).
- Рассказы (1982, под редакцией Фрэнка Г. Райдера).
См. также
[ редактировать ]- Деревенские Ромео и Джульетта — опера Фредерика Делиуса.
- Премия Готфрида Келлера
- Лирическая поэзия
- Notturno , песенный цикл Отмара Шока 1933 года , который завершается постановкой стихотворения Келлера «Heerwagen, могучий звездный образ немцев».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Келлер, Готфрид» . hls-dhs-dss.ch (на немецком языке) . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ «А-объекты инвентаризации сомов» (на немецком языке). Швейцарская Конфедерация, Управление гражданской защиты. 2009. Архивировано из оригинала 28 июня 2010 г. Проверено 29 ноября 2014 г.
- ^ Йохен Куртен (19 июля 2019 г.). «Готфриду Келлеру 200 лет: непреходящее литературное наследие» . DW.com . Проверено 3 июля 2023 г.
- Якоб Виттмер Хартманн (1920). Американская энциклопедия . . В Райнсе, Джордж Эдвин (ред.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грант, Чарльз (1883). «Готфрид Келлер: современный роман в Германии», The National Review, Vol. II, стр. 168–188.
- Хакен, Ричард (2019). «Готфрид Келлер и беллетризация Швейцарии», Обзор швейцарско-американского исторического общества , том. 55, нет. 1, стр. 38–71.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Готфрида Келлера в Project Gutenberg
- Работы Готфрида Келлера в Faded Page (Канада)
- Работы Готфрида Келлера или о нем в Internet Archive
- Работы Готфрида Келлера в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Публикации Готфрида Келлера и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- eHKKA (Электронная версия Hist.Krit. Keller-Edition (немецкий)) (Загрузка клиент-серверного приложения, работа в стадии разработки)
- «Произведения Готфрида Келлера» . Zeno.org (на немецком языке).
- Фонд Готфрида Келлера , Федеральное ведомство культуры (на немецком языке)
- 1819 рождений
- 1890 смертей
- Писатели из Цюриха
- Швейцарские романисты-мужчины
- Швейцарские поэты на немецком языке
- Швейцарские драматурги и драматурги
- Швейцарские драматурги и драматурги-мужчины
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Выпускники Академии изящных искусств Мюнхена
- Швейцарские поэты-мужчины
- Швейцарские писатели на немецком языке
- Швейцарские поэты XIX века
- Швейцарские романисты XIX века.
- Драматурги и драматурги XIX века
- Писатели-мужчины XIX века