Берта фон Зуттнер
Берта фон Зуттнер | |
---|---|
![]() Саттнер ок. 1906 год | |
Рожденный | Берта Софи Фелиситас, графиня Кински Виниц и Теттау 9 июня 1843 г. |
Умер | 21 июня 1914 г. | (71 год)
Род занятий | Пацифист , писатель |
Супруг | Артур Гундакар фон Зуттнер |
Награды | Нобелевская премия мира , 1905 г. |
Подпись | |
![]() |
Берта Софи Фелиситас Фрейфрау [1] от Саттнера ( произносится [ˈbɛʁtaː fɔn ˈzʊtnɐ] ; урожденная графиня Кински Виниц и Теттау ; [2] 9 июня 1843 — 21 июня 1914) — австро-чешская дворянка , пацифистка и писательница . В 1905 году она стала второй женщиной- лауреатом Нобелевской премии (после Марии Кюри в 1903 году). [3] первая женщина, удостоенная Нобелевской премии мира , а также первый австрийский и чешский лауреат.
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Берта Кински родилась 9 июня 1843 года во дворце Кинских в районе Обечный двор (Чехия) в Праге . [4] Ее родителями были австрийский генерал-лейтенант ( нем . Feldmarschall-Leutnant ) Франц Михаэль де Паула Йозеф граф Кински фон Виниц и Теттау (1769–1843), недавно умерший в возрасте 75 лет, и его молодая жена Софи Вильгельмина фон Кёрнер (1815). –1884), который был почти на пятьдесят лет моложе его. [5] [6]
Ее отец был членом прославленного Дома Кинских по происхождению от графа Вильгельма Кински (1574–1634), будучи младшим сыном графа Франца Фердинанда Кински фон Виниц и Теттау (1738–1806) и его жены, принцессы Марии Кристины Анны фон унд. цу Лихтенштейн (1741–1819), дочь принца Эмануэля Лихтенштейна . Мать Берты происходила из семьи, принадлежавшей к дворянству значительно более низкого статуса, будучи дочерью товарища мужа, Йозефа фон Кёрнера ( капитана кавалерийского безымянному императорской армии ), дальнего родственника поэта Теодора Кёрнера . Через мать Берта также была родственницей Теодора Кёрнера, Эдлера фон Зигрингена , тезки и внучатого племянника поэта, который впоследствии занимал пост 4-го президента Австрии . [7]
Всю оставшуюся жизнь Берта была исключена из австрийской высшей знати из-за своего «смешанного» происхождения; например, только те, кто имел незапятнанную аристократическую родословную, восходящую к их прапрадедушкам, имели право быть представленными к императорскому двору. Она также находилась в невыгодном положении, потому что ее отец, как третий сын, не имел больших поместий или других финансовых ресурсов, которые можно было бы завещать. Берту крестили в пражской церкви Снежной Богоматери – нетрадиционный выбор для аристократии. [5]
Вскоре после ее рождения мать Берты переехала жить в Брно к опекуну Берты, ландграфу Фридриху Михаэлю цу Фюрстенберг-Тайковиц (1793–1866). Ее старший брат, граф Артур Франц Кински фон Вхиниц унд Теттау (1827–1906), был отправлен в военное училище в возрасте шести лет и впоследствии мало общался с семьей. В 1855 году к дому присоединились тетя Берты по материнской линии Шарлотта (Лотта) Бюшель, урожденная фон Кёрнер (де) (тоже вдова), и ее дочь Эльвира. [8] Эльвира, чей отец был частным ученым и чьим официальным опекуном после смерти ее отца стал граф Иоганн Карл Август фон Гюн (де) , была ровесницей Берты и интересовалась интеллектуальными занятиями, знакомя своего кузена с литературой и философия. [9] Помимо чтения, в подростковом возрасте Берта освоила французский, итальянский и английский языки под руководством нескольких частных репетиторов; она также стала опытной пианисткой-любителем и певицей. [10]
Мать и тетя Берты, считая себя ясновидящими, отправились играть в Висбаден летом 1856 года , надеясь вернуться с состоянием. Их потери оказались настолько тяжелыми, что они были вынуждены двинуться в Вену . Во время этой поездки Берта получила предложение руки и сердца от принца Филиппа цу Сайн-Витгенштейн-Берлебург (1836–1858), третьего сына принца Августа Людвига цу Сайн-Витгенштейн-Берлебург (де) ( государственного министра герцогства Нассау ) и его жена, Франциска Аллесина, генант фон Швейцер (1802–1878), от которой было отказано из-за ее юного возраста. [11] Семья вернулась в Висбаден в 1859 году; вторая поездка оказалась столь же неудачной, и им пришлось переехать в небольшой дом в Клостернойбурге . Вскоре после этого Берта написала свое первое опубликованное произведение — повесть Erdenträume im Monde , которая появилась в Die Deutsche Frau . Продолжающееся плохое финансовое положение привело Берту к краткой помолвке с богатым Густавом, бароном Гейне фон Гельдерном , на 31 год старше ее и членом банкирской семьи Гейне (де) , которого она нашла непривлекательным и отвергнутым; в ее мемуарах записана ее реакция отвращения на попытку пожилого мужчины поцеловать ее. [10]
В 1864 году семья провела лето в Бад-Гомбурге , модном месте для азартных игр среди аристократии той эпохи. Берта подружилась с грузинской аристократкой Екатериной Дадиани, принцессой Мегрелии , и познакомилась с царем Александром II , с которым она была очень дальней родственницей. [12] [13] В поисках карьеры оперной певицы в качестве альтернативы замужеству из-за денег она прошла интенсивный курс уроков, работая над своим голосом более четырех часов в день. Несмотря на обучение у выдающегося Жильбера Дюпре в Париже в 1867 году и у Полины Виардо в Баден-Бадене в 1868 году, ей так и не удалось добиться профессиональной работы. Она страдала от страха перед сценой и не могла хорошо выступать. [14] [15] [16] Летом 1872 года она обручилась с принцем Адольфом цу Сайн-Витгенштейн-Гогенштайн (1839–1872), сыном принца Александра цу Сайн-Витгенштейн-Гогенштайн (1801–1874) и графини Амалии Луизы фон Бентхайм-Текленбург-Реда ( 1802–1887). Принц Адольф умер в море в октябре того же года, когда путешествовал в Америку, чтобы избежать долгов. [17]
Воспитатель в семье Саттнеров, жизнь в Джорджии.
[ редактировать ]
Опекун Берты ( ландграф Фридрих цу Фюрстенберг ) и ее двоюродная сестра Эльвира умерли в 1866 году, и она (теперь выше типичного возраста вступления в брак) чувствовала себя все более стесненной эксцентричностью своей матери и плохим финансовым положением семьи. [18] В 1873 году она нашла работу наставником и компаньонкой для четырех дочерей Карла, фрейгера фон Зуттнера, которым было от 15 до 20 лет. Семья Зуттнер (де) жила во Внутреннем городе Вены три сезона в году, и провел лето в замке Хармансдорф (де) в Нижней Австрии . У нее были нежные отношения со своими четырьмя молодыми учениками, которые из-за ее размера прозвали ее «Булот» (толстая) - имя, которое она позже приняла в качестве литературного псевдонима в форме «Б. Уло». [19] [20]
Вскоре она влюбилась в старшего брата девочек, барона Артура Гундакара фон Зуттнера (1850–1902), младшего сына Карла Гундакара фрейгера фон Зуттнера (1819–1898) и его жены Каролы Кнольц (р. 1822). , который был на семь лет младше ее. Они были помолвлены, но не смогли пожениться из-за неодобрения его родителей. В 1876 году, при поддержке своих работодателей, она откликнулась на газетное объявление, в результате которого она ненадолго стала секретарем и экономкой Альфреда Нобеля в Париже . [21] За несколько недель ее работы у них с Нобелем сложилась дружба, и у Нобеля, возможно, были романтические предложения. [22] Однако она осталась верной Артуру и вскоре вернулась в Вену, чтобы тайно выйти за него замуж, в церкви Святой Эгиды в Гумпендорфе . [23]
Молодожены сбежали в Мингрелию на западе Грузии, Российская империя , недалеко от Черного моря, где она надеялась использовать свои связи с бывшим правящим Домом Дадиани . По прибытии их развлекал принц Нико . Супруги поселились в Кутаиси , где нашли работу, обучая языкам и музыке детей местной аристократии. Однако, несмотря на свои социальные связи, они испытывали значительные трудности, живя в простом трехкомнатном деревянном доме. [20] [24] Их положение ухудшилось в 1877 году с началом русско-турецкой войны , хотя Артур работал репортером о конфликте в Neue Freie Presse . [25] В этот период Зуттнер также часто писала для австрийской прессы и работала над своими ранними романами, в том числе «Es Löwos» , романтизированным рассказом о ее жизни с Артуром. После войны Артур попытался открыть лесной бизнес, но безуспешно. [26]
Артур и Берта фон Зуттнер
[ редактировать ]Артур и Берта фон Зуттнер были в значительной степени социально изолированы в Джорджии; их бедность ограничивала их общение с высшим обществом, и ни один из них никогда не мог свободно говорить на мегрельском или грузинском языках . Чтобы прокормить себя, оба начали писать в качестве карьеры. Хотя в творчестве Артура в этот период преобладают местные темы, в творчестве Саттнера грузинская культура не оказала такого влияния. [27]
В августе 1882 года Екатерина Дадиани умерла. Вскоре после этого пара решила переехать в Тбилиси . Там Артур брался за любую работу, которую мог (в области бухгалтерского учета, строительства и дизайна обоев), в то время как Саттнер в основном сосредоточился на писательстве. Она стала корреспондентом Михаэля Георга Конрада , в конечном итоге внося статью в издание 1885 года его публикации Die Gesellschaft . Произведение под названием «Правда и ложь» представляет собой полемику в пользу натурализма Эмиля Золя . [28] [29] Ее первая значительная политическая работа, Inventarium einer Seele («Опись души»), была опубликована в Лейпциге в 1883 году. В этой работе Зуттнер занимает прогрессивную позицию в поддержку разоружения, доказывая неизбежность мира во всем мире благодаря технологическому прогрессу. ; эта возможность также рассматривалась ее другом Нобелем из-за все более сдерживающего эффекта более мощного оружия. [ нужна ссылка ]
В 1884 году мать Саттнера умерла, в результате чего у пары остались долги. [30] Артур подружился с грузинским журналистом в Тбилиси М. [31] и пара согласилась сотрудничать с ним над переводом грузинского эпоса «Витязь в тигровой шкуре» . Саттнер должен был улучшить дословный перевод М. с грузинского на французский, а Артур — с французского на немецкий. [30] Этот метод оказался трудным, и они работали по несколько часов каждый день, поскольку их отвлекала мегрельская сельская местность вокруг дома М.. Артур опубликовал несколько статей о своей работе в грузинской прессе, а Михай Зичи подготовил для издания несколько иллюстраций. [30] но М. не смог выплатить ожидаемый платеж, и после начала болгарского кризиса в 1885 г. пара чувствовала себя все более небезопасно в грузинском обществе, которое из-за российского влияния становилось все более враждебным по отношению к австрийцам. Наконец они примирились с семьей Артура и в мае 1885 года смогли вернуться в Австрию, где пара жила в Хармансдорф замке в Нижней Австрии . [32]
Берта нашла прибежище в браке с Артуром, о котором она заметила, что «третье поле моих чувств и настроений лежит внутри нашего супружеского счастья. В этом был мой особенно неотъемлемый дом, мое убежище для всех возможных условий жизни, […] и поэтому листы моего дневника полны не только всевозможных домашних политических записей, но и записок о наших веселых шутках, наших конфиденциальных приятных прогулках, нашем воодушевляющем чтении, часах совместной музыки и вечерних играх в шахматы. Лично с нами ничего не могло случиться. Мы были друг у друга – вот и все». [33]
Мирный активизм
[ редактировать ]
После их возвращения в Австрию Саттнер продолжила свою журналистскую деятельность и сосредоточилась на вопросах мира и войны, переписываясь с французским философом Эрнестом Ренаном и находясь под влиянием Международной ассоциации арбитража и мира, основанной Ходжсоном Праттом в 1880 году.

В 1889 году Зуттнер стала ведущей фигурой движения за мир, опубликовав свой пацифистский роман Die Waffen nider! ( «Сложите оружие!» ), что сделало ее одной из ведущих фигур австрийского движения за мир . Книга вышла 37 изданиями и переведена на 12 языков. Она стала свидетельницей основания Межпарламентского союза 1891 года призвала к созданию австрийской пацифистской организации Gesellschaft der Friedensfreunde и в редакционной статье Neue Freie Presse . Зуттнер стала председателем, а также основала Немецкое общество мира в следующем году . Она стала известна во всем мире как редактор международного пацифистского журнала Die Waffen nider! , названного в честь ее книги, с 1892 по 1899 год. В 1897 году она представила императору Австрии Францу Иосифу I список подписей, призывающих к созданию Международного суда , и приняла участие в Первой Гаагской конвенции в 1899 году с помощью Теодор Герцль , оплативший ее поездку в качестве корреспондента газеты Сионистская газета «Ди Вельт» . [34]
После смерти мужа в 1902 году Зуттнер была вынуждена продать замок Хармансдорф и вернуться в Вену. В 1904 году она выступила на Международном конгрессе женщин в Берлине и в течение семи месяцев путешествовала по Соединенным Штатам, посетив всеобщий мирный конгресс в Бостоне и встретившись с президентом Теодором Рузвельтом .
Хотя ее личный контакт с Альфредом Нобелем был недолгим, она переписывалась с ним до его смерти в 1896 году, и считается, что фон Зуттнер оказал большое влияние на его решение включить премию мира в число премий, предусмотренных в его завещании. Берта фон Зуттнер была удостоена Нобелевской премии мира пятого срока 10 декабря 1905 года вместе со своим товарищем, ученым-юристом Тобиасом Ассером (1838–1913) за их помощь в развитии международного порядка, основанного на мире, а не на войне. Презентация состоялась 18 апреля 1906 года в Кристиании .

В 1907 году фон Зуттнер была единственной женщиной, присутствовавшей на Второй Гаагской мирной конференции , которая в основном касалась права войны . Фон Зуттнер на самом деле резко критиковал конференцию 1907 года и предупреждал о грядущей войне. Принимая Нобелевскую премию мира , она сказала: «(…) станет ли наша Европа образцом руин и неудач, или же мы сможем избежать этой опасности и таким образом скорее войти в грядущую эпоху надежного мира и закона, в которой цивилизация будет развиваться невообразимая слава. Многие аспекты этого вопроса - это то, что должна обсуждать вторая Гаагская конференция, а не предложенные темы, касающиеся законов и практики войны на море, бомбардировок портов, городов и деревень, установки мин и т. д. и так далее. Содержание этой повестки дня показывает, что, хотя сторонники существующей структуры общества, допускающей войну, приходят на мирную конференцию с готовностью изменить природу войны, они, по сути, пытаются сохранить существующую систему в неприкосновенности». . [35]
Примерно в это же время она также пересеклась с Анной Бернхардиной Экстайн , еще одним немецким борцом за мир во всем мире , которая повлияла на повестку дня Второй Гаагской мирной конференции. Год спустя она посетила Международный конгресс мира в Лондоне, где впервые встретила Кэролайн Плейн , английскую антивоенную активистку, которая позже напишет первую биографию Саттнера. [36]
В преддверии Первой мировой войны Саттнер продолжал кампанию против международного вооружения. В 1911 году она стала членом консультативного совета Фонда мира Карнеги . [37] В последние месяцы своей жизни, страдая от рака , она помогла организовать следующую Мирную конференцию, которая должна была состояться в сентябре 1914 года. Однако конференция так и не состоялась, так как она умерла от рака 21 июня 1914 года и через семь дней позже наследник престола ее страны Франц Фердинанд был убит, что спровоцировало Первую мировую войну .
Саттнера На пацифизм повлияли сочинения Иммануила Канта , Генри Томаса Бакла , Герберта Спенсера , Чарльза Дарвина и Льва Толстого (Толстой восхвалял Die Waffen nieder! ). [38] представление о мире как о естественном состоянии, нарушенном человеческими отклонениями войны и милитаризма . В результате она утверждала, что право на мир может быть востребовано в соответствии с международным правом и необходимо в контексте эволюционной дарвинистской концепции истории. Саттнер была уважаемой журналисткой, и один историк назвал ее «самым проницательным и искусным политическим комментатором». [38]
Письмо
[ редактировать ]Как карьерному писателю, Саттнер часто приходилось писать романы и повести, в которые она не верила или которые действительно не хотела писать, чтобы прокормить себя. Однако и в этих романах есть следы ее политических идеалов; часто романтические герои влюблялись, понимая, что они оба борются за одни и те же идеалы, обычно за мир и терпимость. [ по мнению кого? ]
Чтобы продвигать свою писательскую карьеру и идеалы, она использовала свои связи в аристократии и дружбу с богатыми людьми, такими как Альфред Нобель, чтобы получить доступ к главам международных государств, а также завоевать популярность благодаря своим произведениям. Чтобы увеличить финансовый успех своей писательской деятельности, в начале своей карьеры она использовала мужской псевдоним. Кроме того, Саттнер часто работала журналистом, чтобы публиковать свое послание или продвигать свои собственные книги, события и дела.
существует большое сходство Как заметил Толстой и с тех пор согласились другие, между Саттнером и Гарриет Бичер-Стоу . И Бичер-Стоу, и Саттнер «не были ни просто авторами популярных развлечений, ни авторами тенденциозной пропаганды… [Они] использовали развлечения в идеалистических целях». [39] Для Саттнера мир и принятие всех людей и всех народов были величайшим идеалом и темой.
Саттнер также писал о других проблемах и идеалах. Двумя общими вопросами в ее работах, помимо пацифизма, являются религия и гендер.
Религия
[ редактировать ]Есть две основные проблемы религии, о которых часто писал Саттнер. Она презирала зрелищность и помпезность некоторых религиозных обрядов. В сцене из фильма «Сложи оружие» она подчеркнула странную театральность некоторых религиозных обрядов. В этой сцене император и императрица омывают ноги обычным гражданам, чтобы показать, что они такие же смиренные, как Иисус, но они приглашают всех стать свидетелями их демонстрации смирения и драматически войти в зал. Главная героиня Марта отмечает, что это «на самом деле была имитация стирки». [40]
Еще одна проблема, которая часто встречается в ее произведениях, — это идея о том, что война справедлива для Бога , и лидеры часто используют религию как предлог для войны. Саттнер раскритиковал это рассуждение на том основании, что оно ставит государство в качестве важной сущности для Бога, а не отдельного человека, тем самым делая смерть в бою более славной, чем другие формы смерти или выживание в войне. Большая часть книги «Сложи оружие» посвящена этой теме.
Этот тип религиозного мышления также приводит к сегрегации и борьбе на почве религиозных различий, которые Берта и Артур фон Зуттнер отказались принять. Будучи набожным христианином , Артур основал Лигу против антисемитизма в ответ на погромы в Восточной Европе и растущий антисемитизм по всей Европе. [41] Семья Саттнер призывала к принятию всех людей и всех вероисповеданий, при этом Саттнер писала в своих мемуарах, что «религия была соседской любовью, а не соседской ненавистью. Любой вид ненависти, против других наций или против других вероисповеданий, умаляет гуманность человечества. " [33]
Пол
[ редактировать ]Саттнер часто считают лидером женского освободительного движения. [42]
Фон Зуттнер преодолела гендерные барьеры своей работой писательницы и активистки. Она была откровенным лидером в обществе, в котором женщин нужно было видеть, а не слышать. Но, например, она не принимала активного участия в движениях за избирательное право женщин, что объясняла нехваткой времени. Вместо этого она сосредоточилась на общении с другими женщинами в международном движении за мир, хотя и поддерживала тесные контакты с женским избирательным движением . Например, в знак общей солидарности фон Зуттнер стала видной участницей « Международной женской конференции » («Internationale Frauen-Kongress») 1904 года в Берлине. Однако фон Зуттнер знал, что конфликта можно избежать только в том случае, если и мужчины, и женщины будут вместе бороться за мир, что требует абсолютной веры в гендерное равенство . «Задачи, связанные с продолжающимся облагораживанием человечества, таковы, что их можно выполнить только посредством справедливого и равноправного сотрудничества между полами», - написала она. [35]
В «Сложи оружие» главная героиня Марта часто конфликтует со своим отцом по этому поводу. Марта не хочет, чтобы ее сын играл с игрушечными солдатиками и прививался мужским идеям войны. Отец Марты пытается вернуть Марту в рамки женского пола, предполагая, что сыну не нужно будет просить одобрения у женщины, а также заявляет, что Марте следует снова выйти замуж, потому что женщины ее возраста не должны оставаться одни. [40]
Это произошло не просто потому, что она настаивала на том, что женщины равны мужчинам, но и потому, что она смогла показать, как сексизм влияет как на мужчин, так и на женщин. Подобно тому, как Марта помещается в женскую гендерную коробку, персонаж Тиллинга также помещается в мужскую стереотипную коробку и находится под ее влиянием. Персонаж даже обсуждает это, говоря: «Мы, мужчины, должны подавлять инстинкт самосохранения. Солдатам также приходится подавлять сострадание, сочувствие к гигантской беде, которая захватывает как друзей, так и врагов; нам позорна всякая сентиментальность, все эмоциональное». [40]
Наследие
[ редактировать ]Хотя Саттнер при жизни не добилась финансового успеха, ее работа оставалась влиятельной для тех, кто участвовал в движении за мир. [ нужна ссылка ]
- она была удостоена Нобелевской премии мира . В 1905 году
Ее память также была отмечена на нескольких монетах и марках:
- Она была выбрана в качестве основного мотива для дорогой коллекционной монеты: Европейского талера 2008 года , на которой изображены важные люди в истории Европы. На монете также изображены Мартин Лютер , Антонио Вивальди и Джеймс Уатт .
- Памятную серебряную монету номиналом 10 евро выпустили в Германии в честь столетия со дня получения ею Нобелевской премии. [43]
- Она изображена на австрийской монете в 2 евро и на старой австрийской банкноте в 1000 шиллингов.
- Ее память была отмечена на австрийской почтовой марке 1965 года и немецкой почтовой марке 2005 года.
- 10 декабря 2019 года Google отметил ее дудлом Google . [44]
- Статуи в ее честь установлены в Вене и в Граце.
Он фильм
[ редактировать ]- «Сложите оружие» , Хольгер Мэдсен и Карл Теодор Дрейер. Выпущен компанией Nordisk Films Kompagni в 1914 году. [45] [46]
- Нет большей любви ( нем . Herz der Welt ), фильм 1952 года. [47] Берта - главная героиня.
ТВ
[ редактировать ]- Мадам Нобель ( Любовь к миру - Берта фон Зуттнер и Альфред Нобель ), телебиографический фильм , ORF / Degeto / BR 2014, по пьесе «Мистер и миссис Нобель» Эстер Вилар .
Работы переведены на английский язык
[ редактировать ]
- Мемуары Берты фон Зуттнер: Записи насыщенной событиями жизни . Том. 1. Бостон; Лондон: Опубликовано Джинном и Ко для Международной школы мира, 1910 г. OCLC 1000449 .
- Мемуары Берты фон Зуттнер: Записи насыщенной событиями жизни . Том. 2. Бостон; Лондон: Опубликовано Джинном и Ко для Международной школы мира, 1910 г. OCLC 1000449 .
- Когда мысли взлетят: роман о ближайшем будущем . Бостон; Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin. 1914. OCLC 975993521 .
- Сложите оружие: автобиография Марты фон Тиллинг . Перевод Холмса Т. (2-е изд.). Нью-Йорк: Longmans, Green & Co., 1914 г. [впервые опубликовано в 1906 г.]. OCLC 944424434 .
- Варваризация неба . Маунт-Плезант, Мичиган (США): Проект Берты фон Саттнер. 2016. OCLC 993005782 . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 27 июня 2020 г.
См. также
[ редактировать ]- Пацифизм
- Список борцов за мир
- Список австрийцев
- Список австрийских писателей
- Список женщин-лауреатов Нобелевской премии
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты и примечания
[ редактировать ]- ^ Что касается личных имен: Фрейфрау (в переводе « баронесса» ) — это титул, а не имя или отчество. Оно обозначает жену фрейгера .
- ^ Немецкий : Графиня Кински Виниц и Теттау
- ^ Список женщин-лауреатов Нобелевской премии.
- ^ Хаманн, с. 1
- ^ Jump up to: а б Хаманн, с. 2
- ^ Смит, Дигби ; Кудрна, Леопольд (2008). «Биографический словарь всех австрийских генералов во время французских революционных и наполеоновских войн, 1792–1815: Кински фон Виниц и Теттау, Франц де Паула Йозеф Граф» . napoleon-series.org.
- ^ Кемпф, стр. 7–8.
- ^ Плейн, с. 16
- ^ Хаманн с. 5
- ^ Jump up to: а б Хаманн, стр. 9–10.
- ^ Хаманн, стр. 5–6.
- ^ Хаманн с. 11
- ^ https://www.genealogics.org/relationship.php?altprimarypersonID=I00364947&savedpersonID=& SecondpersonID=I00006398&maxrels= 1&disallowspouses=1&generations=8&tree=LEO&primarypersonID=I00364947
- ^ Плейн, с. 29
- ^ Кемпф, с. 9
- ^ Хаманн с. 13
- ^ Хаманн с. 15
- ^ Плейн, с. 28
- ^ Хаманн, стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Плейн, с. 45
- ^ Хаманн, с. 24
- ^ Хаманн, с. 26
- ^ Хаманн, с. 27
- ^ Хаманн, стр. 30–31.
- ^ Хаманн, стр. 32–33.
- ^ Хаманн, стр. 34–37.
- ^ Хаманн, с. 37
- ^ Кемпф, стр. 15–16
- ^ Хаманн, стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б с Хаманн, стр. 42–43.
- ↑ Саттнер не смогла вспомнить полное имя журналиста при написании мемуаров, и его личность неизвестна.
- ^ Хаманн, с. 45
- ^ Jump up to: а б фон Зуттнер, Берта (2010). Мемуары Берты фон Зуттнер: Записи насыщенной событиями жизни. Авторизованный перевод . Чарльстон: Набу Пресс. п. 340. ИСБН 978-1147075816 .
- ^ Левенсон, Алан Т. (1994). «Теодор Герцль и Берта фон Зуттнер: критика, сотрудничество и утопизм». Журнал истории Израиля . 15 (2): 213–222. дои : 10.1080/13531049408576037 .
- ^ Jump up to: а б «Международный женский день: Янне Нейман уделяет внимание борцу за мир Берте фон Зуттнер (1843–1914)» . Институт Ассера . 8 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2024 г.
- ^ Сибил Олдфилд (2004). «Плейн, Кэролайн Элизабет (1857–1948)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/38530 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью, изд. (1922). «Саттнер, Берта» . Британская энциклопедия . Том. 32 (12-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Британская энциклопедия. п. 628.
- ^ Jump up to: а б Берта фон Зутнер , Ирвин Адамс . Всемирная энциклопедия мира Под редакцией Эрвина Ласло , Лайнуса Полинга и Чон Юль Ю. Оксфорд: Пергамон, 1986. ISBN 0-08-032685-4 (т. 3, стр. 201–204).
- ^ Брейкер, Регина (январь 1991 г.). «Берта фон Зуттнер как автор: Гарриет Бичер-Стоу из Движения за мир». Мир и перемены . 16 : 74–96. дои : 10.1111/j.1468-0130.1991.tb00566.x .
- ^ Jump up to: а б с фон Зуттнер, Берта (2015). Сложите оружие . Независимая издательская платформа CreateSpace. стр. 95–96. ISBN 978-1514744314 .
- ^ Лонгьел, Эмиль (1975). Все ее пути были мирными: жизнь Берты фон Зуттнер . Шотландия: Издательство Томаса Нельсона. ISBN 978-0840764508 .
- ^ Брейкер, Регина (1995). «Духовные дочери Берты фон Зуттнер: феминистский пацифизм Аниты Аугспург, Лиды Густавы Хейманн и Хелен Штекер на Международном конгрессе женщин в Гааге, 1915 год». Международный форум женских исследований . 18 (2): 103–111. дои : 10.1016/0277-5395(95)80047-с . ISSN 0277-5395 .
- ^ «100 лет Нобелевской премии Берте фон Зуттнер, серебряная монета номиналом 10 евро 2005 г., Доказательство» . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Празднование Берты фон Зуттнер» . Google . 10 декабря 2019 г.
- ^ Келли, А. (1991). «Кино как антивоенная пропаганда». Мир и перемены . 16 : 97–112. дои : 10.1111/j.1468-0130.1991.tb00567.x .
- ^ Долой оружие (1914) - IMDb
- ↑ Сердце мира (1952) – IMDb
Библиография
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 171.
- Плейн, Кэролайн Элизабет (1936). Берта фон Зуттнер и мировая война . Джордж Аллен Анвин.
- Ирвин Абрамс: «Берта фон Зуттнер и Нобелевская премия мира». В: Журнал по делам Центральной Европы. Бд. 22, 1962, С. 286–307.
- Кемф, Беатрикс (1972). Суфражистка за мир: жизнь Берты фон Зуттнер . Освальд Вольф. ISBN 978-0854962556 .
- Лоуренс, Ричард Р. «Берта фон Зуттнер и движение за мир в Австрии до Первой мировой войны». Ежегодник истории Австрии 23 (1992): 181–201.
- Лендьель, Эмиль (1975). И все ее пути были мирными: жизнь Берты фон Зуттнер . Томаса Нельсона, Inc. ISBN 978-0840764508 .
- Хаманн, Бриджит (1996). Берта фон Зуттнер – жизнь ради мира . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0815603764 .
- Бриджит Хаманн : Берта фон Зуттнер. Жизнь ради мира. Пайпер, Мюнхен, 2002 г., ISBN 3-492-23784-3
- Лори Р. Коэн (ред.): «Именно потому, что вы женщина…». Исследования о Берте фон Зуттнер, неизвестной лауреатке Нобелевской премии мира. Браумюллер, Вена 2005 г., ISBN 3-7003-1522-8 .
- Мария Энихльмайр: Авантюристка Берта фон Зуттнер: Неизвестная Грузия, 1876–1885 годы. Ред. Реснер, Мария Энцерсдорф 2005, ISBN 3-902300-18-3 .
- Беатрикс Мюллер-Кампель (ред.): «Война — это убийство по команде». Концепции гражданского и анархического мира. Берта фон Зуттнер и Пьер Рамюс . Массовая революция, Неттерсхайм, 2005 г., ISBN 3-9806353-7-6 .
- Беатрикс Кемпф: «Берта фон Зуттнер и «буржуазное» движение за мир». В: Мир – Прогресс – Женщины. Лауреат Нобелевской премии мира Берта фон Зуттнер в замке Хармансдорф. ЛИТ-Верлаг, Вена, 2007 г., стр. 45 и далее.
- Валентин Беленщиков: Берта фон Зуттнер и Россия (= сравнительные исследования славянских языков и литератур ). Ланг, Франкфурт-на-Майне и др. ISBN 978-3-631-63598-8 .
- Симона Петер: «Берта фон Зуттнер (1843–1914)». В: Бардо Фассбендер, Энн Питерс (ред.): Оксфордский справочник по истории международного права. Oxford University Press, Оксфорд, 2012, S. 1142–1145 (Воршау) .
- Стефан Франкенбергер (ред.): Неизвестный солдат - Памяти Берты фон Зуттнер. Моно, Вена 2014, ISBN 978-3-902727-52-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биографические сведения
- Берта фон Зуттнер на Nobelprize.org включая Нобелевскую лекцию 18 апреля 1906 г. Эволюция движения за мир
- Берта Фрейфрау (баронесса), автор Саттнер на nobel-winners.com
- Еще одна биография Саттнера
- Цифровые издания
- Работы Берты фон Зуттнер в форме электронной книги в Standard Ebooks
- Работы Берты фон Зуттнер в Project Gutenberg
- Работы Берты фон Зуттнер или о ней в Internet Archive
- Работы Берты фон Зуттнер в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Берты фон Зуттнер в Открытой библиотеке
- Берта фон Зуттнер (1910). Мемуары Берты фон Зуттнер . Джинн и компания.
- Онлайн-текст книги «Сложи оружие» , archive.org
- Берта фон Зуттнер, « Визит к Альфреду Нобелю, заархивированный 9 января 2017 г. в Wayback Machine », в «Мемуарах Берты фон Зуттнер: записи насыщенной событиями жизни ». Том. 1. 2 т. Бостон: Джинн и компания, 1910.
- Проект Берты фон Зуттнер (хранилище печатных и мультимедийных ресурсов на английском языке)
- Другие ссылки
- «Баронесса Берта фон Зуттнер; автор книги «Сложи оружие» и лауреат Нобелевской премии мира» . Обзор книг New York Times . 5 февраля 1911. стр. BR61. (PDF полного обзора мемуаров )
- Клаус Бернет (2005). «Берта фон Зуттнер». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 24. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 1435–1471. ISBN 3-88309-247-9 .
- 2005 год – Год Берты фон Зуттнер
- 1843 рождения
- 1914 смертей
- Писатели из Праги
- Чехи XIX века
- Австрийские романисты XIX века.
- Чешские нобелевские лауреаты
- Австрийские нобелевские лауреаты
- Лауреаты Нобелевской премии мира
- Члены Немецкого общества мира
- Австрийские пацифисты
- Австрийские женщины-активистки
- Австрийские женщины-писательницы
- Австрийские журналисты
- Австрийские женщины-писательницы
- Писатели Австро-Венгрии
- Нобелевские лауреаты из Австро-Венгрии
- Австрийцы чешского происхождения
- Австрийские баронессы
- Габсбургское чешское дворянство
- Дом Кински
- Женщины-лауреаты Нобелевской премии
- Женщины-писательницы XIX века
- Международный конгресс женщин