Адальберт Штифтер
Адальберт Штифтер | |
---|---|
Рожденный | 23 октября 1805 г. Оберплан , Богемия |
Умер | 28 января 1868 г. (62 года) Линц , Австро-Венгрия |
Место отдыха | Кладбище Святой Варвары в Линце , Австрия |
Занятие | Писатель, поэт, художник, педагог |
Язык | немецкий |
Национальность | австрийский |
Альма-матер | Венский университет |
Период | 1830–1868 |
Жанр | Поэтический реализм |
Известные работы | Горный Кристалл , Послелето , Витико |
Супруг | Амелия Мохаупт (1837–1868) |
Подпись | |
Адальберт Штифтер (англ. Немецкий: [ˈʃtɪftɐ] ; 23 октября 1805 — 28 января 1868) — чешско - австрийский писатель, поэт, художник и педагог . Он отличался яркими природными пейзажами, изображенными в его произведениях, и долгое время пользовался популярностью в немецкоязычном мире, оставаясь при этом почти совершенно неизвестным английским читателям.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Оберплане в Богемии (ныне Горни-Плана в Чехии ) и был старшим сыном Иоганна Штифтера, богатого льна ткача , и его жены Магдалены. Иоганн умер в 1817 году, будучи раздавлен перевернутой повозкой. Штифтер получил образование в бенедиктинской гимназии в Кремсмюнстере и в 1826 году поступил в Венский университет, чтобы изучать право. В 1828 году он влюбился в Фанни Грейпль, но после пятилетних отношений ее родители запретили дальнейшую переписку, утрату, от которой он так и не оправился. В 1835 году он обручился с Амалией Мохаупт, и в 1837 году они поженились, но брак не был счастливым. Штифтер и его жена, не сумев зачать ребенка, в разное время пытались усыновить трех племянниц Амалии. Одна из них, Юлиана, несколько раз убегала и, наконец, исчезла, но четыре недели спустя ее нашли утонувшей в Дунае .
Краеугольным камнем философии Штифтера как человека с сильными либеральными убеждениями, который приветствовал революции 1848 года и позволил своему имени выдвинуться в качестве кандидата во франкфуртский парламент , хотя другие подозревали его в радикализме, было Bildung . [1] [2] Вместо того, чтобы стать государственным чиновником, он стал наставником аристократов венских и пользовался большим уважением как таковой. Среди его учеников были принцесса Мария Анна фон Шварценберг и Рихард Меттерних , сын Клеменса Венцеля фон Меттерниха . Он также заработал немного денег на продаже картин и опубликовал свой первый рассказ «Кондор» в 1840 году. Немедленный успех положил начало устойчивой писательской карьере.
Штифтер посетил Линц в 1848 году, а год спустя переехал туда навсегда, где стал редактором « Linzer Zeitung» и «Wiener Bote» . В 1850 году он был назначен руководителем начальных школ Верхней Австрии .
Его физическое и психическое здоровье начало ухудшаться в 1863 году, а в 1867 году он тяжело заболел циррозом печени. В глубокой депрессии он порезал себе шею бритвой. [3] в ночь на 25 января 1868 г. и умер через три дня.
Работа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |
Работы Штифтера характеризуются стремлением к красоте; его персонажи стремятся быть нравственными и перемещаются по великолепным, роскошно описанным пейзажам. Зло, жестокость и страдание редко появляются на поверхности его произведений, но Томас Манн отмечал, что «за тихой, внутренней точностью его описаний Природы, в частности, скрывается склонность к чрезмерному, стихийному и катастрофическому, патологический». Хотя некоторые считают его одномерным по сравнению с его более известными и реалистическими современниками, его видения идеальных миров отражают его неформальную преданность движению Бидермейер в литературе. Как говорит Карл Шорске: «Чтобы проиллюстрировать и пропагандировать свою концепцию Bildung , состоящую из бенедиктинского мирового благочестия, немецкого гуманизма и бидермейеровской условности, Штифтер подарил миру свой роман Der Nachsommer ». [4]
Большинство его произведений представляют собой рассказы или короткие романы, многие из которых были опубликованы в нескольких версиях, иногда радикально измененных. Его основные произведения — длинные романы «Нахсоммер» и «Витико» .
Штифтера «Der Nachsommer» (1857) и Келлера Готфрида «Люди Зельдвилы» ( нем . Die Leute von Seldwyla двумя величайшими немецкими романами XIX века ) были названы Фридрихом Ницше . [5] Der Nachsommer считается одним из лучших образцов Bildungsroman , но в то время получил неоднозначную оценку критиков. Фридрих Геббель предложил польскую корону тому, кто сможет ее закончить, и назвал Штифтера писателем, которого интересуют только «жуки и лютики». Чрезмерная детализация, за которую Хеббель высмеивал роман, по словам Кристины Эртель Сьёгрен, «именно является источником восхищения для современных ученых, которые хватаются за количество объектов как отличительную черту этого романа и придают ему большое значение из-за само значение «вещей» в нем. Объекты искусства и природы не являются посторонними элементами, как их считал Геббель, а создают богатую красоту и зеркальный фон для человеческой истории на переднем плане». [3]:20
«Витико» — исторический роман, действие которого происходит в XII веке, странное произведение, раскритикованное многими критиками, но высоко оцененное Германом Гессе и Томасом Манном. [ нужна ссылка ] . Дитрих Бонхеффер находил большое утешение в чтении Витико, находясь в тюрьме Тегель под нацистским арестом. [6]
Влияние
[ редактировать ]В немецком издании своих «Воспоминаний » Карл Шурц вспоминает свою встречу с дочерью хозяина швейцарской гостиницы, у которой он остановился, любимой книгой которой была « Studien » Штифтера . [7] Этот инцидент произошел до 1852 года.
назвал его человеком, оказавшим на него влияние У. Г. Зебальд , и У. Х. Оден , и Марианна Мур восхищались его работами, последняя вместе перевела «Бергкристалл как горный хрусталь с Элизабет Майер » в 1945 году. Оден включил Штифтера в свое стихотворение « Академические граффити » как одного из знаменитости, литературные и другие, запечатленные в клерихью : Адальберт Штифтер / Не был штангистом: / Он нанимал старых бревен / Чтобы нести свои сумки. [8]
В Германа Гессе главный «Степном волке» герой Гарри Галлер задается вопросом, «не пора ли последовать примеру Адальберта Штифтера и попасть в аварию во время бритья».
Томас Манн также был поклонником Штифтера, называя его «одним из самых необыкновенных, самых загадочных, самых тайно смелых и самых странно захватывающих рассказчиков в мировой литературе».
Рильке [9] и Гуго фон Гофмансталь [10] были глубоко обязаны его искусству. [ нужна ссылка ]
Недавнее производство
[ редактировать ]В 2007 году немецкий театральный режиссер Хайнер Геббельс , вдохновленный произведениями Адальберта Штифтера, сочинил и поставил музыкальную инсталляцию под названием Stifters Dinge ( «Вещи Штифтера» ), премьера которой состоялась в 2007 году в Театре Види-Лозанна в Лозанне , Швейцария. [11]
Работает
[ редактировать ]- Юлий (1830)
- Дер Кондор (3 тома, 1839 г.)
- Фельдблюмен («Полевые цветы») (1841 г.)
- Старая печать (1844)
- Замок дурака (1844)
- Этюды (6 томов 1844–1845 гг.)
- Дас Хайдедорф («Деревня на пустоши») (1840 г.)
- Высокий лес (1841)
- Абдиас (1842)
- Бриджит (1844)
- Дер Хагештольц («Холостяки») (1845)
- Вальдштайг (1845)
- Описанный Теннлинг (1846 г.)
- Der Waldgänger («Странник в лесу») (1847)
- Бедный благодетель (1848)
- Прокопий (1848)
- Сестры («Сестры») (1850)
- Bunte Steine («Разноцветные камни») (2 тома, 1853 г.)
- Гранит («Гранит»)
- Калькштейн («Известняк»)
- Турмалин («Турмалин»)
- Бергкристалл («Горный хрусталь»)
- Каценсильбер («Москвич»)
- Бергмильх («Лунное молоко»)
- Послелето («Бабье лето») (1857)
- Портфель моего прадеда (1864 г.)
- Потомство (1865)
- Витико (3 тома, 1865–1867) о Витико из Прчице и доме Розенбергов.
- Поцелуй Сентце (1866)
- Сказки (1869)
- Портфолио моего прадеда (первый и второй тома (неоконченные)) (1939)
Работает в переводе
[ редактировать ]- Замок Сумасшедший; и, Марошель , тр. неизвестный 1851.
- Горный Кристалл , тр. Ли М. Холландер, 1914 год.
- Горный Кристалл , тр. Элизабет Майер и Марианна Мур , 1945 год. Переиздано издательством Pushkin Press в 2001 году и New York Review of Books в 2008 году.
- Бриджит, тр. Ильза Бареа, 1960 год.
- Известняк и другие истории , Harcourt, Brace & World , тр. Дэвид Люк , 1968 год.
- Отшельник , Джонатан Кейп , Cape Editions, тр. Дэвид Люк , 1968 год. [12]
- Бабье лето , Питер Лэнг , тр. Уэнделл Фрай , 1985 год.
- Бригитта и другие сказки , Penguin Press , тр. Хелен Ватанабэ-О'Келли , 1995 год.
- Витико , Питер Ланг , тр. Венделл Фрай , 1999 год.
- Бакалавры , Пушкин Пресс , тр. Дэвид Брайер, 2009.
- Сказки старой Вены и другая проза , Ариадна Пресс , тр. Александр Стиллмарк, 2016.
- Motley Stones , New York Review Books , тр. Изабель Фарго Коул, 2021 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Суэйлс, Мартин (1984). Адальберт Штифтер: критическое исследование . Издательство Кембриджского университета. стр. 2–3 . ISBN 9780521259729 .
- ^ Майер, Матиас (2015). Адальберт Штифтер: Повествование как признание . Издательство Релам. стр. 16–18.
- ^ «Самоубийства отвратительны» . Дер Шпигель . 10 сентября 2001 года . Проверено 2 мая 2009 г.
- ^ Шорске, Карл Э. (1981). Вена Fin-De-Siecle: политика и культура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 283. ИСБН 0-521-28516-Х .
- ^ Сокровище немецкой прозы. eKGWB/WS-109 — Человек, слишком человеческий II: § WS — 109. Впервые опубликовано 18 декабря 1879 г.
- ^ Работы Дитриха Бонхеффера, Том. 8: Письма и документы из тюрьмы (Миннеаполис: Fortress Press, 2009), стр. 175, 278. ISBN 978-0-8006-9703-7
- ^ Карл Шурц, воспоминания до 1852 года , Берлин: Георг Раймер, 1911, гл. 7, с. 160 (в немецком Wikisource)
- ^ Оден, Вашингтон; ред. Эдвард Мендельсон (1991). Сборник стихов . Нью-Йорк: Винтаж Интернэшнл. п. 684. ИСБН 0-679-73197-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Райан, Джудит (25 ноября 1999 г.). Рильке, Модернизм и поэтическая традиция . Издательство Кембриджского университета. п. 35. ISBN 978-1-139-42666-4 .
- ^ Хофмансталь, Хьюго фон (2011). Гуго фон Хофмансталь и австрийская идея: избранные очерки и обращения, 1906–1927 гг . Дэвид С. Люфт (редактор и переводчик). Издательство Университета Пердью. стр. 11–12. ISBN 978-1-55753-590-0 .
- ^ "Стифтеры Диндж / Вещи Стифтера" . Сайт Хайнера Геббельса . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Список изданий Cape, в «Смерти Лисанды» , Ицхак Орпаз , Лондон: Джонатан Кейп , 1970, стр. 110.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэколл, Эрик (1948). Адальберт Штифтер: критическое исследование . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фредерик, Сэмюэл (2012). Рассказы неурегулированные. Отступление к Роберту Вальзеру, Томасу Бернхарду и Адальберту Штифтеру . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета.
- Гамп, Маргарет (1974). Адальберт Штифтер . Нью-Йорк: Издательство Туэйн.
- Палм, Курт (1999). Суп из голубиной спаржи очень-очень хорош . Фрайштадт: Лёккер (о чрезмерных привычках Штифтера в еде) ( ISBN 3-85409-313-6 )
- Шорске, Карл Э. (1981). Вена Fin-De-Siecle: политика и культура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Суэйлс, Мартин и Эрика Суэйлс (1984). Адальберт Штифтер: критическое исследование . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Шегрен, Кристин Эртель (1972). Мраморная статуя как идея. Сборник очерков по произведению Адальберта Штифтера «Послелето». Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арендт, Ханна (2007). «Великий друг реальности». В: Размышления о литературе и культуре . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, стр. 110–114.
- Кэрролл Джетер, Джозеф (1996). Красочные камни Адальберта Штифтера. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
- Девлин, Ф. Роджер (2008). «Адальберт Ситфтер и воображение «бидермейер», Modern Age, Vol. Л, № 2, стр. 110–119.
- Гроссманн Стоун, Барбара С. (1990). Адальберт Штифтер и идиллия: исследование Витико. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
- Рэгг-Киркби, Хелена (2000). Поздняя проза Адальберта Штифтера: мания умеренности. Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ссылки на проекты WMF
- СМИ, связанные с Адальбертом Штифтером, на Викискладе?
- В немецком Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей: Адальберт Штифтер.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Общие источники
- Сайт Адальберта Штифтера (на немецком языке)
- Работает онлайн
- Работы Адальберта Штифтера в Project Gutenberg
- Работы Адальберта Штифтера в Faded Page (Канада)
- Работы Адальберта Штифтера или о нем в Internet Archive
- Работы Адальберта Штифтера в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)