Jump to content

Адальберт Штифтер

Адальберт Штифтер
Фундамент
Фундамент
Рожденный 23 октября 1805 г.
Оберплан , Богемия
Умер 28 января 1868 г. (62 года)
Линц , Австро-Венгрия
Место отдыха Кладбище Святой Варвары в Линце , Австрия
Занятие Писатель, поэт, художник, педагог
Язык немецкий
Национальность австрийский
Альма-матер Венский университет
Период 1830–1868
Жанр Поэтический реализм
Известные работы Горный Кристалл , Послелето , Витико
Супруг Амелия Мохаупт (1837–1868)
Подпись

Адальберт Штифтер (англ. Немецкий: [ˈʃtɪftɐ] ; 23 октября 1805 — 28 января 1868) — чешско - австрийский писатель, поэт, художник и педагог . Он отличался яркими природными пейзажами, изображенными в его произведениях, и долгое время пользовался популярностью в немецкоязычном мире, оставаясь при этом почти совершенно неизвестным английским читателям.

Дом, где родился Адальберт Штифтер в Горни-Плане.
Амалия Мохаупт

Он родился в Оберплане в Богемии (ныне Горни-Плана в Чехии ) и был старшим сыном Иоганна Штифтера, богатого льна ткача , и его жены Магдалены. Иоганн умер в 1817 году, будучи раздавлен перевернутой повозкой. Штифтер получил образование в бенедиктинской гимназии в Кремсмюнстере и в 1826 году поступил в Венский университет, чтобы изучать право. В 1828 году он влюбился в Фанни Грейпль, но после пятилетних отношений ее родители запретили дальнейшую переписку, утрату, от которой он так и не оправился. В 1835 году он обручился с Амалией Мохаупт, и в 1837 году они поженились, но брак не был счастливым. Штифтер и его жена, не сумев зачать ребенка, в разное время пытались усыновить трех племянниц Амалии. Одна из них, Юлиана, несколько раз убегала и, наконец, исчезла, но четыре недели спустя ее нашли утонувшей в Дунае .

Краеугольным камнем философии Штифтера как человека с сильными либеральными убеждениями, который приветствовал революции 1848 года и позволил своему имени выдвинуться в качестве кандидата во франкфуртский парламент , хотя другие подозревали его в радикализме, было Bildung . [1] [2] Вместо того, чтобы стать государственным чиновником, он стал наставником аристократов венских и пользовался большим уважением как таковой. Среди его учеников были принцесса Мария Анна фон Шварценберг и Рихард Меттерних , сын Клеменса Венцеля фон Меттерниха . Он также заработал немного денег на продаже картин и опубликовал свой первый рассказ «Кондор» в 1840 году. Немедленный успех положил начало устойчивой писательской карьере.

Штифтер посетил Линц в 1848 году, а год спустя переехал туда навсегда, где стал редактором « Linzer Zeitung» и «Wiener Bote» . В 1850 году он был назначен руководителем начальных школ Верхней Австрии .

Его физическое и психическое здоровье начало ухудшаться в 1863 году, а в 1867 году он тяжело заболел циррозом печени. В глубокой депрессии он порезал себе шею бритвой. [3] в ночь на 25 января 1868 г. и умер через три дня.

Кабинет Штифтера в его доме в Линце

Работы Штифтера характеризуются стремлением к красоте; его персонажи стремятся быть нравственными и перемещаются по великолепным, роскошно описанным пейзажам. Зло, жестокость и страдание редко появляются на поверхности его произведений, но Томас Манн отмечал, что «за тихой, внутренней точностью его описаний Природы, в частности, скрывается склонность к чрезмерному, стихийному и катастрофическому, патологический». Хотя некоторые считают его одномерным по сравнению с его более известными и реалистическими современниками, его видения идеальных миров отражают его неформальную преданность движению Бидермейер в литературе. Как говорит Карл Шорске: «Чтобы проиллюстрировать и пропагандировать свою концепцию Bildung , состоящую из бенедиктинского мирового благочестия, немецкого гуманизма и бидермейеровской условности, Штифтер подарил миру свой роман Der Nachsommer ». [4]

Большинство его произведений представляют собой рассказы или короткие романы, многие из которых были опубликованы в нескольких версиях, иногда радикально измененных. Его основные произведения — длинные романы «Нахсоммер» и «Витико» .

Штифтера «Der Nachsommer» (1857) и Келлера Готфрида «Люди Зельдвилы» ( нем . Die Leute von Seldwyla двумя величайшими немецкими романами XIX века ) были названы Фридрихом Ницше . [5] Der Nachsommer считается одним из лучших образцов Bildungsroman , но в то время получил неоднозначную оценку критиков. Фридрих Геббель предложил польскую корону тому, кто сможет ее закончить, и назвал Штифтера писателем, которого интересуют только «жуки и лютики». Чрезмерная детализация, за которую Хеббель высмеивал роман, по словам Кристины Эртель Сьёгрен, «именно является источником восхищения для современных ученых, которые хватаются за количество объектов как отличительную черту этого романа и придают ему большое значение из-за само значение «вещей» в нем. Объекты искусства и природы не являются посторонними элементами, как их считал Геббель, а создают богатую красоту и зеркальный фон для человеческой истории на переднем плане». [3]:20

«Витико» — исторический роман, действие которого происходит в XII веке, странное произведение, раскритикованное многими критиками, но высоко оцененное Германом Гессе и Томасом Манном. [ нужна ссылка ] . Дитрих Бонхеффер находил большое утешение в чтении Витико, находясь в тюрьме Тегель под нацистским арестом. [6]

Портрет Адальберта Штифтера (1863 г.)

В немецком издании своих «Воспоминаний » Карл Шурц вспоминает свою встречу с дочерью хозяина швейцарской гостиницы, у которой он остановился, любимой книгой которой была « Studien » Штифтера . [7] Этот инцидент произошел до 1852 года.

назвал его человеком, оказавшим на него влияние У. Г. Зебальд , и У. Х. Оден , и Марианна Мур восхищались его работами, последняя вместе перевела «Бергкристалл как горный хрусталь с Элизабет Майер » в 1945 году. Оден включил Штифтера в свое стихотворение « Академические граффити » как одного из знаменитости, литературные и другие, запечатленные в клерихью : Адальберт Штифтер / Не был штангистом: / Он нанимал старых бревен / Чтобы нести свои сумки. [8]

В Германа Гессе главный «Степном волке» герой Гарри Галлер задается вопросом, «не пора ли последовать примеру Адальберта Штифтера и попасть в аварию во время бритья».

Томас Манн также был поклонником Штифтера, называя его «одним из самых необыкновенных, самых загадочных, самых тайно смелых и самых странно захватывающих рассказчиков в мировой литературе».

Рильке [9] и Гуго фон Гофмансталь [10] были глубоко обязаны его искусству. [ нужна ссылка ]

Недавнее производство

[ редактировать ]

В 2007 году немецкий театральный режиссер Хайнер Геббельс , вдохновленный произведениями Адальберта Штифтера, сочинил и поставил музыкальную инсталляцию под названием Stifters Dinge ( «Вещи Штифтера» ), премьера которой состоялась в 2007 году в Театре Види-Лозанна в Лозанне , Швейцария. [11]

Работает

[ редактировать ]
Статуя Штифтера в Горни-Плане
Табличка Штифтер во Фримбурке (Чехия)

Работает в переводе

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Суэйлс, Мартин (1984). Адальберт Штифтер: критическое исследование . Издательство Кембриджского университета. стр. 2–3 . ISBN  9780521259729 .
  2. ^ Майер, Матиас (2015). Адальберт Штифтер: Повествование как признание . Издательство Релам. стр. 16–18.
  3. ^ «Самоубийства отвратительны» . Дер Шпигель . 10 сентября 2001 года . Проверено 2 мая 2009 г.
  4. ^ Шорске, Карл Э. (1981). Вена Fin-De-Siecle: политика и культура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 283. ИСБН  0-521-28516-Х .
  5. ^ Сокровище немецкой прозы. eKGWB/WS-109 — Человек, слишком человеческий II: § WS — 109. Впервые опубликовано 18 декабря 1879 г.
  6. ^ Работы Дитриха Бонхеффера, Том. 8: Письма и документы из тюрьмы (Миннеаполис: Fortress Press, 2009), стр. 175, 278. ISBN   978-0-8006-9703-7
  7. ^ Карл Шурц, воспоминания до 1852 года , Берлин: Георг Раймер, 1911, гл. 7, с. 160 (в немецком Wikisource)
  8. ^ Оден, Вашингтон; ред. Эдвард Мендельсон (1991). Сборник стихов . Нью-Йорк: Винтаж Интернэшнл. п. 684. ИСБН  0-679-73197-0 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Райан, Джудит (25 ноября 1999 г.). Рильке, Модернизм и поэтическая традиция . Издательство Кембриджского университета. п. 35. ISBN  978-1-139-42666-4 .
  10. ^ Хофмансталь, Хьюго фон (2011). Гуго фон Хофмансталь и австрийская идея: избранные очерки и обращения, 1906–1927 гг . Дэвид С. Люфт (редактор и переводчик). Издательство Университета Пердью. стр. 11–12. ISBN  978-1-55753-590-0 .
  11. ^ "Стифтеры Диндж / Вещи Стифтера" . Сайт Хайнера Геббельса . Проверено 27 ноября 2011 г.
  12. ^ Список изданий Cape, в «Смерти Лисанды» , Ицхак Орпаз , Лондон: Джонатан Кейп , 1970, стр. 110.
  • Блэколл, Эрик (1948). Адальберт Штифтер: критическое исследование . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Фредерик, Сэмюэл (2012). Рассказы неурегулированные. Отступление к Роберту Вальзеру, Томасу Бернхарду и Адальберту Штифтеру . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета.
  • Гамп, Маргарет (1974). Адальберт Штифтер . Нью-Йорк: Издательство Туэйн.
  • Палм, Курт (1999). Суп из голубиной спаржи очень-очень хорош . Фрайштадт: Лёккер (о чрезмерных привычках Штифтера в еде) ( ISBN   3-85409-313-6 )
  • Шорске, Карл Э. (1981). Вена Fin-De-Siecle: политика и культура . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Суэйлс, Мартин и Эрика Суэйлс (1984). Адальберт Штифтер: критическое исследование . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Шегрен, Кристин Эртель (1972). Мраморная статуя как идея. Сборник очерков по произведению Адальберта Штифтера «Послелето». Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Арендт, Ханна (2007). «Великий друг реальности». В: Размышления о литературе и культуре . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, стр. 110–114.
  • Кэрролл Джетер, Джозеф (1996). Красочные камни Адальберта Штифтера. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
  • Девлин, Ф. Роджер (2008). «Адальберт Ситфтер и воображение «бидермейер», Modern Age, Vol. Л, № 2, стр. 110–119.
  • Гроссманн Стоун, Барбара С. (1990). Адальберт Штифтер и идиллия: исследование Витико. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
  • Рэгг-Киркби, Хелена (2000). Поздняя проза Адальберта Штифтера: мания умеренности. Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус.
[ редактировать ]
Немецкая марка, посвященная 200-летию со дня рождения Штифтера
Ссылки на проекты WMF
Общие источники
Работает онлайн
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e964a6743ff93f77831ad913ed50784__1721023260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/84/1e964a6743ff93f77831ad913ed50784.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adalbert Stifter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)