Человеческий, слишком человеческий
![]() Титульный лист первого издания. | |
Автор | Фридрих Ницше |
---|---|
Оригинальное название | Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных духом |
Переводчик | Александр Харви (1-е издание) [ 1 ] |
Язык | немецкий |
Опубликовано | Апрель 1878 г. (первая часть) (Эрнст Шмейцнер) [ 2 ] |
Место публикации | Германия |
Опубликовано на английском языке | 1908 [ 1 ] |
Страницы | 182 стр. |
ОКЛК | 3359010 |
Класс ЛК | Б3313.М53 [ 1 ] |
Предшественник | Несвоевременные размышления (1873–1876) |
С последующим | Рассвет (1881) |
Текст | Человек, слишком человеческий в Wikisource |
Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных духов ( нем . Menschliches, Allzumensches: Ein Buch für frei Geists ) — книга философа XIX века Фридриха Ницше , первоначально опубликованная в 1878 году. Вторая часть — «Разные мнения и максимы» ( Vermischte) Мнения и поговорки ), была опубликована в 1879 году, а третья часть, Странник « и его тень» , последовала в 1880 году. [ 3 ]
Эта книга является первой книгой Ницше, написанной в афористическом стиле, который стал доминировать в его произведениях, обсуждая различные концепции в коротких абзацах или высказываниях. Отражая восхищение Вольтером как свободомыслящим человеком, а также разрыв его дружбы с композитором Рихардом Вагнером двумя годами ранее, Ницше посвятил оригинальное издание « Человеческого, слишком человеческого » 1878 года «памяти Вольтера в празднование годовщины его смерть 30 мая 1778 г.». Вместо предисловия в первую часть первоначально была включена цитата из « Декарта Рассуждений о методе» . Позже Ницше переиздал все три части в двухтомном издании в 1886 году, добавив предисловие к каждому тому и удалив цитату Декарта, а также посвящение Вольтеру.
Фон
[ редактировать ]В 1876 году Ницше порвал с Вагнером, и в том же году его ухудшающееся здоровье (возможно, ранние последствия опухоли головного мозга) [ 4 ] [ 5 ] вынудил его попросить отпуск от своих академических обязанностей в Базельском университете . Осенью 1876 года он присоединился к своему другу Полю Ре в Сорренто , в доме богатой покровительницы искусств Мальвиды фон Мейзенбуг , и начал работу над «Человеческим, слишком человеческим» . [ 6 ]
Вдохновение
[ редактировать ]Жанр афоризма уже прочно утвердился на момент написания этой книги: в немецкой традиции важнейшим предшественником Ницше был деятель Просвещения Георг Кристоф Лихтенберг , чьими произведениями Ницше очень восхищался. [ 7 ] : хв Работы Ницше также обязаны работам Шопенгауэра, особенно его «Афоризмам практической мудрости» (1851). Прежде всего, это «долг французской традиции афоризмов, поскольку творчество Ницше представляет собой преднамеренный поворот на запад». [ 7 ] : хв Ницше цитирует французских афористов Жана де Лабрюйера и Проспера Мериме , а в «Афоризме 221» прославляет Вольтера.
В начале второго раздела Ницше упоминает Ларошфуко — названного здесь как образец, воплощение афориста, — и известно, что Ницше имел экземпляр «Сентенсов и максим в своей библиотеке » Ларошфуко (1665). Он прочитал ее незадолго до того, как начал писать «Человеческое, слишком человеческое» , когда ехал на поезде в Сорренто. В большей степени, чем работы других упомянутых французских афористов, именно творчество Ларошфуко стоит за творчеством Ницше. [ нужна ссылка ]
Стиль
[ редактировать ]В отличие от его первой книги «Рождение трагедии », написанной в стиле эссе , «Человеческое, слишком человеческое» представляет собой сборник афоризмов , стиль, который Ницше будет использовать во многих своих последующих работах.
Афоризмы « Человеческого, слишком человеческого» занимают от нескольких слов до нескольких страниц, но большинство из них представляют собой короткие абзацы. 638 афоризмов первой части разделены по темам на девять разделов с коротким стихотворением в качестве эпилога. Сама одноименная фраза появляется в Афоризме 35 (первоначально задуманном как первый афоризм), «когда Ницше отмечает, что максимы о человеческой природе могут помочь в преодолении трудных моментов жизни». Неявным также является стремление преодолеть то, что является человеческим, слишком человеческим, через понимание этого, через философию. [ 7 ] : XIX Вторая и третья части представляют собой дополнительные 408 и 350 афоризмов соответственно.
Работа Ницше, хотя и вдохновлена работами афористов, таких как Ларошфуко, живших до него, «уникальна»;
[Он] охватывает ряд проблем, гораздо более широких, чем социальная и психологическая область, интересующая Ларошфуко. нигилистической энергии Типичному для этого жанра цинизму Ницше придаёт новое измерение благодаря сочетанию с историческим сознанием. Наконец, он расширяет жанр, включив в него не только идеи, но и аргументы». [ 7 ] : XIX
Афоризм «позволяет создать слабо организованное, меняющееся целое, содержащее конкретные идеи, но не имеющее железного объяснения всего, - [он] составляет стиль, который лучше всего представляет его философию». [ 7 ] : xiv
Эта книга представляет собой начало «среднего периода» Ницше, с отходом от немецкого романтизма и Вагнера и с определенным позитивистским уклоном. Не желая создавать систематическую философию , эта книга представляет собой скорее собрание опровержений необоснованных предположений, чем их интерпретацию; он «содержит семена концепций, имеющих решающее значение для позднейшей философии Ницше, таких как необходимость превзойти традиционную христианскую мораль ». [ 7 ] : задняя страница Он использует свой перспективизм и идею воли к власти как объяснительные средства, хотя последняя остается менее развитой, чем в его более поздних размышлениях.
Структура и содержание
[ редактировать ]О первых и последних вещах
[ редактировать ]В этом первом разделе Ницше рассматривает метафизику , в частности ее происхождение в отношении снов, неудовлетворенности собой, а также языка.
К истории нравственных чувств
[ редактировать ]В этом разделе, названном в честь книги своего друга Поля Ре « О происхождении моральных ощущений» , Ницше бросает вызов христианской идее добра и зла. [ 8 ] как это философствовал Артур Шопенгауэр .
У водопада. Когда мы видим водопад, нам кажется, что мы видим свободу воли и выбора в бесчисленных поворотах, извилистых, разбивающихся волнах; но все необходимо; каждое движение можно рассчитать математически. То же самое и с человеческими действиями; если бы человек был всеведущ, он мог бы заранее просчитать каждое отдельное действие, каждый шаг в прогрессе познания, каждую ошибку, каждый злой поступок. Разумеется, действующий человек пойман в иллюзию своей воли; если бы колесо мира остановилось на мгновение и всеведущий, расчетливый разум воспользовался бы этим перерывом, он был бы в состоянии предсказать самое отдаленное будущее каждого существа и описать каждую колею, по которой катится колесо. . Заблуждение действующего человека относительно самого себя, его предположение о существовании свободы воли также являются частью расчетного механизма. [ 9 ]
Из души художников и писателей
[ редактировать ]Ницше использует этот раздел, чтобы осудить идею божественного вдохновения в искусстве, утверждая, что великое искусство является результатом упорного труда, а не высшей силы или « гения ». [ 10 ] Это можно интерпретировать как завуалированную атаку на его бывшего друга Вагнера (твердо верящего в гениальность), хотя Ницше никогда не называет его по имени, а просто использует термин «художник». [ 11 ]
Признаки высшей и низшей культуры
[ редактировать ]Здесь Ницше критикует Чарльза Дарвина , как он часто это делает, за наивность и производную от Томаса Гоббса и ранних английских экономистов, а также за отсутствие объяснения жизни «изнутри». Рассмотрим в этом свете собственное введение Дарвина к первому изданию « Происхождения» ; также критика Ницше о том, что дарвинизм в его обычном понимании торгует новой версией Провидения :
Везде, где должен наступить прогресс , отклоняющаяся природа имеет величайшее значение. Всякому прогрессу целого должно предшествовать частичное ослабление. Самые сильные натуры сохраняют тип, более слабые способствуют его развитию. Нечто подобное происходит и с человеком. Редко бывает вырождение, усечение или даже порок или любая физическая или «моральная» потеря без преимущества где-то еще. Например, в воинственном и беспокойном клане более болезненный человек может иметь возможность побыть в одиночестве и поэтому может стать спокойнее и мудрее; у одноглазого будет один глаз сильнее; слепой человек может видеть глубже и, конечно, слышать лучше. В этом смысле знаменитая теория выживания наиболее приспособленных, по-видимому, не является единственной точкой зрения, с помощью которой можно объяснить прогресс в усилении человека или расы. [ 12 ]
Ницше пишет о «свободном духе» или « свободном мыслителе » ( нем . freigeist ) и его роли в обществе; [ 13 ] своего рода прото- сверхчеловек , составляющий основу концепции, которую он подробно исследует в своей более поздней работе «Так говорил Заратустра» . Свободный дух — это тот, кто идет против стада и «идет по пути мудрости», чтобы улучшить общество. [ 14 ] «Лучшее» для Ницше, по-видимому, означает приказ к созданию редкого гения, и его вряд ли следует путать с тем, чего ожидал бы «читатель газеты», как мог бы выразиться Ницше. , в частности, важно иметь в виду При рассмотрении Заратустры , что Ницше представляет Заратустру как неудачника .
Мужчина в обществе и женщины и дети
[ редактировать ]Эти два раздела составлены из очень коротких афоризмов о мужской, женской и детской природе или об их «эволюции» в тонком, антидарвинистском смысле Ницше. Ученый Рут Эбби так прокомментировала работы Ницше «среднего периода»: «Вопреки общепринятой классификации Ницше как женоненавистника, работы среднего периода не принижают открыто и не отвергают женщин... Взгляды Ницше на женщин были именно такими. время более нюансированное и менее язвительное, чем они стали». [ 15 ] В этом разделе Ницше отмечает, что идеальная женщина — это «человеческое существо более высокого типа, чем идеальный мужчина: тоже нечто гораздо более редкое».
Человек наедине с собой
[ редактировать ]Как и шестой и седьмой разделы, афоризмы Ницше здесь по большей части кратки, но также поэтичны и временами могут быть истолкованы как полуавтобиографические, в преддверии следующих томов: «Тот, кто лишь частично пришел к свободе разума, не может чувствовать себя на землю иначе, чем как странник». [ 16 ]
Ницше также отличает мракобесие метафизиков , утверждая, что мракобесие — это то , и теологов от более тонкого мракобесия и Канта критической философии современного философского скептицизма что затемняет существование, а не только затемняет идеи: «Существенный элемент в черном искусстве мракобесия Дело не в том, что оно хочет затемнить индивидуальное понимание, а в том, что оно хочет очернить нашу картину мира и затемнить наше представление о существование". [ 17 ]
Прием
[ редактировать ]При его жизни, до его психического расстройства в 1889 году, лишь немногие книги Ницше продавались особенно хорошо, и «Человеческое, слишком человеческое» не было исключением. Первоначально первый выпуск был напечатан тиражом 1000 экземпляров в 1878 году, на тот момент было продано только 120 экземпляров, а к 1886 году было продано менее половины, когда он был перепродан как полный двухтомный комплект. [ 18 ] Хотя его дружба с Рихардом Вагнером почти закончилась, Вагнер действительно получил подписанный экземпляр. Хотя сначала он не стал ее читать, сказав, что однажды Ницше поблагодарит его за это, [ 19 ] Позже Вагнер процитировал его и ответил на него в ряде работ.
Олер и нацизм
[ редактировать ]Наиболее печально известно, что книга «Человеческое, слишком человеческое» использовалась архивариусом Максом Олером , ярым сторонником Гитлера , как предполагаемое свидетельство поддержки Ницше национализма и антисемитизма , против которых он выступает. Олер написал целую книгу Friedrich Nietzsche und die Deutsche Zukunft («Фридрих Ницше и будущее Германии»), в которой рассказывается о Ницше и его связи с национализмом (особенно национал-социализмом ) и антисемитизмом, используя цитаты из книги «Человеческое, слишком человеческое» : хоть и вне контекста. [ 20 ] Ницше выступал против антисемитизма в других произведениях, включая «Так говорил Заратустра» и, наиболее решительно, в «Антихристе» : [ 21 ] «Антисемит, конечно, не становится более порядочным, потому что он лжет из принципа». [ 22 ] В «Заратустре» Ницше выставил Вагнера подставным человеком , высмеивая при этом его антисемитизм.
Олер также контролировал архив Ницше во время правления нацистов, который он делил с сестрой Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше , которая сама была сторонницей Гитлера, до ее смерти, когда он взял его на себя. Лишь в большей части работ Вальтера Кауфмана в 1950-1970-х годах Ницше смог избавиться от этой связи с национализмом и антисемитизмом.
Переводы
[ редактировать ]Впервые произведение было переведено на английский язык в 1908 году Александром Харви, американским журналистом бельгийского происхождения. [ 3 ] и был опубликован в Чикаго Чарльзом. Х. Керр — небольшое, но заметное издательство социально-прогрессивной литературы. [ 23 ] После этого в 1909 году был опубликован перевод писательницы Хелен Циммерн как часть полного издания книг Ницше на английском языке.
Книга не была переведена полностью Вальтером Кауфманом, когда он переводил большинство произведений Ницше на английский язык в 1950-х и 1960-х годах. Однако Кауфман включил отрывки из него в свое издание «Портативного Ницше» (Нью-Йорк: Thr Viking Press, 1954).
В 1980-е годы первая часть книги была переведена Мэрион Фабер , а весь труд — Р. Дж. Холлингдейлом . Фабер критиковала «устаревший викторианский стиль» Циммерна, который, по ее мнению, заставляет Ницше читаться «как затхлый современник Мэтью Арнольда ». Фабер также отметил неточности и ошибки в работе Циммерна. Например, в афоризме 61 Шаф («овца») переводится Циммерном как дурак , где имеется в виду Софокла « пьеса Аякс» , в которой герой нападает на стадо овец. [ 7 ] : xxiv – xxv
В популярной культуре
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ницше, Фридрих. [1878] 1908. Человек, слишком человеческий: Книга для свободных духом , перевод А. Харви. Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания LCCN 08-7591 . ОСЛК 3359010 . ХатиТраст : 001386232 . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Браун, Малькольм (5 мая 2011 г.). «1878 год» . Ницше Хроники . Дартмутский колледж. Архивировано из оригинала 11 июля 2013 года . Проверено 5 июля 2013 г.
В конце апреля [1878 г.] Шмейцнер выпускает новую книгу Ф.Н. « Menschlisches, Allzumensches»; Книга для свободных духом. Посвящается памяти Вольтера в годовщину его смерти, 30 мая 1778 г. [Человеческое, слишком человеческое; Книга для свободных духом. Посвящается памяти Вольтера в день его смерти, 30 мая 1778 г.]
- ^ Jump up to: а б Ницше, Фридрих. [1878] 1908. Человек, слишком человеческий: Книга для свободных духом , перевод А. Харви. Чикаго: Чарльз Х. Керр и компания LCCN 08-7591 . ОСЛК 3359010 . ХатиТраст : 001386232 . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Мэтьюз, Роберт. 4 мая 2003 г. « Безумие Ницше было раком, а не сифилисом (требуется подписка) ». Телеграф .
- ^ Сакс, Леонард . 2003. « Что было причиной слабоумия Ницше? » Журнал медицинской биографии 11:47–54.
- ^ Шаберг, Уильям Х (1995). «Четвертое: Книги для свободных духом» . Канон Ницше: история публикаций и библиография . Чикаго, США: Издательство Чикагского университета. стр. 55–64. ISBN 9780226735757 . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ницше, Фридрих (2004). Человеческий, слишком человеческий . Пингвинская классика. Перевод Мэрион Фабер. Книги о пингвинах. ISBN 9780140446173 .
- ^ Ницше (1984) , стр. 43–44, 67–68. §39, 96
- ^ Ницше (1984) , с. 74 §106
- ^ Ницше (1984) , стр. 107–08, §155–57.
- ^ Ницше (1984) , стр. 103–04, §146.
- ^ Ницше (1984) , стр. 138–39, §224.
- ^ Ницше (1984) , с. 139, §225
- ^ Ницше (1984) , с. 174, §292
- ^ Эбби, Рут (2000). Средний период Ницше . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 107. ИСБН 0-19-513408-7 .
- ^ Ницше (1984) , с. 266, §638
- ^ Ницше (1996) , с. 220, §27
- ^ Ницше (1996) , с. xii
- ^ Таннер, Майкл и др. 1997. Немецкие философы: Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 370
- ^ Кауфманн (1974) , стр. 288–292.
- ^ Кауфманн (1974) , с. 298
- ^ Ницше, Фридрих В. Портативный Ницше . Пер. Уолтер А. Кауфманн. Нью-Йорк: Viking Press, 1954. С. 641, §55.
- ^ Запись в каталоге: Человек, слишком человек; книга для свободных духом . Цифровая библиотека HathiTrust . 1908.
Библиография
[ редактировать ]- Кауфманн, Уолтер А. (1974). «Раса господ» . Ницше: философ, психолог, антихрист (4-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691019833 .
- Ницше, Фридрих В. (1984) [1878]. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом . Перевод Мэрион Фабер и Стивена Леманна. Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски .
- Ницше, Фридрих В. (1996) [1878]. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом . Перевод Р. Дж. Холлингдейла. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
Источники
[ редактировать ]- Коплстон, Фредерик К. [1963] 2003. Современная философия: от посткантианских идеалистов до Маркса, Кьеркегора и Ницше , История философии, том. VII. Лондон: Континуум. ISBN 9780826469014 .
- Крейг, Гордон А. 1978. Германия: 1866–1945 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Кауфманн, Уолтер А. 1974. Ницше: философ, психолог, антихрист (4-е изд.). Принстон: Издательство Принстонского университета.
- —— ред. и транс. 1954. Портативный Ницше . Нью-Йорк: Викинг Пресс.
- —— ред. и транс. 2000. Основные сочинения Ницше . Нью-Йорк: Современная библиотека.
- Ницше, Фридрих В. [1878] 1984. Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духов , перевод М. Фабера и С. Лемана. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- —— 1996. Человек, слишком человеческий: Книга для свободных духом , перевод Р. Дж. Холлингдейла . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Таннер, Майкл и др. 1997. Немецкие философы: Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом, часть I в Project Gutenberg
- Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом, часть II в Project Gutenberg
Человеческое, слишком человеческое: Аудиокнига в общественном достоянии «Книга для свободных духов» на LibriVox
- Человеческое, слишком человеческое: книга для свободных духом в Project Gutenberg
- Человек, слишком человеческий в цифровой библиотеке HathiTrust
- Фридрих Ницше Роберта Уикса. Стэнфордская энциклопедия философии под редакцией Эдварда Н. Залты.