Взгляды Фридриха Ницше на женщин.
![]() | Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( сентябрь 2017 г. ) |

Взгляды Фридриха Ницше на женщин вызвали споры, начавшиеся еще при его жизни и продолжающиеся по настоящее время.
Оценки современников
[ редактировать ]Ида фон Мясковски была женой экономиста Августа фон Мясковского, который преподавал в Базельском университете. Между 1874 и 1876 годами Ницше имел близкие отношения с ее семьей. В своих мемуарах о Ницше, опубликованных через семь лет после его смерти, она отметила:
В восьмидесятые годы, когда появились более поздние сочинения Ницше, содержащие некоторые часто цитируемые резкие слова в адрес женщин, мой муж иногда в шутку говорил мне не рассказывать людям о моих дружеских отношениях с Ницше, поскольку это мне не очень лестно. Это была просто шутка. Мой муж, как и я, всегда хранил дружеские воспоминания о Ницше [···] его поведение именно по отношению к женщинам было настолько чутким, таким естественным и товарищеским, что я даже сегодня, в старости, не могу считать Ницше презирателем женщин. [ 1 ]
Несмотря на то, что многие считают сочинения Ницше женоненавистническими, другие, такие как Энтони Людовичи , настаивают на том, что он всего лишь антифеминист , а не женоненавистник. [ 2 ]
Отношения с Саломе
[ редактировать ]Лу Андреас-Саломе , очень хорошо знавшая Ницше, утверждала, что он сделал ей предложение (по ее словам, она ему отказала) и что в «духовной природе» Ницше было что-то женское. По ее словам, Ницше считал гением женский гений. [ 3 ] [ нужны разъяснения ] [ 4 ]
Сочинения
[ редактировать ]Ницше конкретно написал о своих взглядах на женщин в разделе VII книги « Человеческое, слишком человеческое» , где, похоже, женщины высоко ценятся; но, учитывая некоторые другие его комментарии, его общее отношение к женщинам двойственное. Например, хотя в книге «Человеческое, слишком человеческое » он утверждает, что «совершенная женщина — это более высокий тип человека, чем идеальный мужчина, а также нечто гораздо более редкое», в мысли Ницше в других местах есть ряд противоречий и тонкостей, которые не легко согласуются. Временами он мог говорить как о похвале, так и о презрении к женщине, как в следующем отрывке: «Что внушает уважение к женщине, а зачастую даже страх, так это ее природа, которая более «естественна», чем мужская, искренняя, хитрая. гибкость хищного зверя, коготь тигра под перчаткой, наивность ее эгоизма, ее необучаемость и внутренняя дикость, непонятность, размах и движение ее желаний и добродетели». ( По ту сторону добра и зла , раздел 239.)
Его отношение иногда может быть совершенно пренебрежительным: «С самого начала ничто не было более чуждым, отвратительным и враждебным женщине, чем истина: ее великое искусство — это ложь, ее высшая забота — это просто внешний вид и красота». Почему я пишу такие превосходные книги» в книге Ecce Homo , он утверждает, что «доброта» в женщинах является признаком «физиологического вырождения» и что женщины в целом умнее и злее мужчин, что, по мнению Ницше, взгляд, представляет собой комплимент. Тем не менее, он продолжает утверждать, что феминистская кампания за эмансипацию женщин была просто негодованием некоторых женщин против других женщин, которые были физически лучше развиты и могли рожать детей.
Другие сочинения включают:
"Женская любовь предполагает несправедливость и слепоту ко всему, что она не любит... Женщина еще не способна к дружбе: женщины - еще кошки и птицы. Или в лучшем случае коровы... ( "Так говорил Заратустра" , "О друге")
«Женщина! Половина человечества слаба, типично больна, изменчива, непостоянна... ей нужна религия слабости, которая прославляет слабость, любовь и смирение как божественность; или, лучше сказать, она делает сильных слабыми — она правит. когда ей удается одолеть сильного... Женщина всегда вступала в заговор с типами декаданса, священниками, против «сильных», «сильных», мужчин» ( «Воля к власти », 864, второе немецкое издание 1906)
«Если «эмансипация женщин» означает «равенство», то есть утверждение и рекомендацию участия женщин в «мужском мире», то, очевидно, с точки зрения Ницше, это представляет собой не шаг вперед, а фактически регрессивный упадок и потеря власти. Если бы женские черты можно было охарактеризовать как: игривость, нарядность, инстинктивность, непредсказуемость, чувственность, заботливость и мужские черты, с другой стороны; стороны, как: серьезность, разумность, упорядоченность, десенсуализация, «карьера», то Ницше как бы говорит, что отказ от женских черт в пользу мужских есть обмен силы на слабость». [ 5 ]
Философские влияния
[ редактировать ]Исследователи Аристотеля сравнили взгляды Аристотеля на женщин и взгляды Ницше. Они утверждали, что Ницше, возможно, позаимствовал большую часть своей политической философии у последнего. [ 6 ]
Степень важности
[ редактировать ]Считать, что женоненавистнические высказывания имеют большое значение
[ редактировать ]Келли Оливер и Мэрилин Пирсолл даже предположили, что философию Ницше нельзя понять и проанализировать без его замечаний о женщинах. Они полагают, что, хотя работа Ницше была полезна в развитии некоторой феминистской теории, ее нельзя считать феминистской как таковой: «В то время как Ницше бросает вызов традиционным иерархиям между разумом и телом, разумом и иррациональностью, природой и культурой, правдой и вымыслом — иерархии, которые использовались для унижения и исключения женщин — его замечания о женщинах и использование им женских и материнских метафор в своих произведениях сбивают с толку попытки просто провозгласить Ницше — поборник феминизма и женщин». [ 7 ]
Предостережение Ницше
[ редактировать ]Корнелия Клингер утверждает в своей книге «Континентальная философия в феминистской перспективе» : «Ницше, как и Шопенгауэр, известный ненавистник женщин, по крайней мере, делает релятивизирующими свои дикие высказывания о женщине как таковой». [ 8 ] В поддержку этого утверждения цитируется одно из собственных высказываний Ницше:
«Всякий раз, когда речь идет о кардинальной проблеме, говорит неизменное «это я»; о мужчине и женщине, например, мыслитель не может переучиться, а лишь доучиться — лишь открыть в конечном счете, как это «урегулировалось в нем». мы находим определенные решения проблем, которые вселяют в нас сильную веру ; некоторые отныне называют их своими «убеждениями». Позже — мы видим в них только шаги к самопознанию, указатели на проблему, которой мы являемся , — скорее, на ту, которой мы являемся. мы очень глупы по отношению к нашему духовному фатуму , к тому, что необучаемо очень «глубоко внутри».
После этой обильной любезности, которую я только что продемонстрировал по отношению к самому себе, мне, возможно, будет позволено с большей готовностью высказать несколько истин о «женщине как таковой» – предполагая, что теперь с самого начала известно, насколько это в конечном итоге всего лишь – мои истины» (« По ту сторону добра и зла» , раздел 231).
Явное женоненавистничество как риторическая стратегия
[ редактировать ]Фрэнсис Несбитт Оппель интерпретирует отношение Ницше к женщинам как часть риторической стратегии.
Ницше ...Очевидное женоненавистничество является частью его общей стратегии, призванной продемонстрировать, что наше отношение к полу-гендеру является полностью культурным, часто разрушает наш собственный потенциал как личности и как вид и может быть изменено. То, что выглядит как женоненавистничество, можно понимать как часть более широкой стратегии, согласно которой «женщина как таковая» (универсальная сущность женщины с вечными чертами характера) оказывается продуктом мужского желания, конструктом. [ 9 ]
Кэтлин Мерроу пишет: «Метафоры Ницше о «женщине» — далеко не женоненавистнические — раскрывают позитивную, утвердительную «женщину». Использование им этой метафоры радикально разрушает традиционные концепции отношений мужского и женского начала, поскольку оно нарушает «истину» метафизики. Я утверждаю, что метафора «женщина» занимает центральное место в нападках Ницше на традиционную философию и понятия истины». [ 10 ]
Истинный, но самокритичный женоненавистник
[ редактировать ]Бабетта Бабич использует ту же цитату, что и выше , признавая, что «хотя Ницше так же щедро, как всегда, экономит своим комментаторам труд интерпретации, проблема возникает снова из-за природы того, что он продолжает называть своими истинами». Но вместо того, чтобы сосредоточиться на предполагаемом женоненавистничестве, она высказывает мнение:
Надо думать, что гораздо больше [...] влияет на все, что Ницше пишет о женщине. Философское выражение Ницше природы женщины, а не просто психологические раскопки и конструкции, а не простое выражение его собственного женоненавистничества, отражает и повторяет возможности утверждения или отрицания иллюзий. Таково понимание истины Ницше, и в этой степени Ницше смог эксплуатировать свое собственное женоненавистничество, стильно прослеживая платоновскую метафору как таковую. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ида фон Мясковски, «Воспоминания о молодом Ф. Ницше», Neue Freie Presse (Вена), 12 сентября 1907 г., цитируется в С.Л. Гилмане (ред.), DJ Parent (перевод), «Беседы с Ницше», «Жизнь в Слова его современников , Oxford University Press, 1987, стр. 52.
- ^ Людовичи, Энтони (1948). Враги женщин (Истоки в очерке англосаксонского феминизма) . Лондон: Кэрролл и Николсон Лимитед. п. VII.
- ^ Бидди Мартин, Женщины и современность: стили (жизни) Лу Андреас-Саломе, Итака, издательство Корнельского университета, 1991, стр. 98
- ^ Андреас-Саломе, Лу (1894). Фридрих Ницше в своих произведениях . Издано Карлом Конегеном, Вена. п. 43.
- ^ Хатаб, Лоуренс. «Ницше о женщине» . philarchive.org . ОДУ.
- ^ Дюрант, Уилл (1926 (2006). История философии. США: Simon & Schuster, Inc., стр. 86, ISBN 978-0-671-73916-4 .
- ^ Келли Оливер, Мэрилин Пирсолл, «Введение: почему феминистки читают Ницше», в феминистских интерпретациях Фридриха Ницше, Penn State Press, 1998, стр. 1-4
- ^ Корнелия Клингер, Герта Нагл-Дочекал, Континентальная философия в феминистской перспективе, Penn State Press, 2002, стр. 224
- ^ Фрэнсис Несбитт Оппель, Ницше о гендере, University of Virginia Press, 2005, стр. 1
- ^ Мерроу, Кэтлин. «Женщина» Ницше: метафора без перерывов .
- ^ Бабетта Э. Бабич, Философия науки Ницше , SUNY Press, 1994, стр. 241.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Майкл Дж. МакНил (редактор) (2023). Ницше о женщинах и вечно-женственном: критика истины и ценностей. Академик Блумсбери.
Кэролайн Джоан С. Пикарт (1999). Обида и «женское» в политико-эстетике Ницше. Издательство Пенсильванского государственного университета.
Пол Паттон (1993). Ницше, Феминизм и политическая теория . Рутледж.