Jump to content

Анархизм и Фридрих Ницше

Отношения между анархизмом и Фридрихом Ницше были неоднозначными. Хотя Ницше критиковал анархистов, [1] его мысль оказала влияние на многих из них. [2] Таким образом, «[t] здесь было много вещей, которые привлекли анархистов к Ницше: его ненависть к государству; его отвращение к бессмысленному социальному поведению «стад» ; его антихристианство ; его недоверие к влиянию как рынка, так и Государство о культурном производстве; его стремление к « сверхчеловеку », то есть к новому человеку, который не должен был быть ни господином, ни рабом ». [2]

Фридрих Ницше

В последнее десятилетие XIX века Ницше часто ассоциировался с анархистскими движениями, несмотря на то, что в своих произведениях он, похоже, придерживался отрицательного взгляда на анархистов. [1] Возможно, это результат популярной в тот период ассоциации между его идеями и идеями Макса Штирнера . [3] [4]

Спенсер Саншайн пишет, что «[t] было много вещей, которые привлекли анархистов к Ницше: его ненависть к государству; его отвращение к бессмысленному социальному поведению «стад»; его антихристианство; его недоверие к эффекту как рынка, так и и государство в отношении культурного производства; его стремление к «сверхчеловеку», то есть к новому человеку, который не должен был быть ни господином, ни рабом, его восхваление экстатического и творческого «я», с художником в качестве его прототипа, который мог бы сказать; «Да» самосозданию нового мира на основе ничего и его выдвижение «переоценки ценностей» как источника перемен, в отличие от марксистской концепции классовой борьбы и диалектики линейной истории; ". [2]

Для Саншайн «список не ограничивается анархистами, ориентированными на культуру, такими как Эмма Гольдман , которая прочитала десятки лекций о Ницше и крестила его как почетного анархиста. В число проницшеанских анархистов также входят видные испанские CNT FAI, члены такие как как Сальвадор Сеги и анархо-феминистка Федерика Монтсени ; анархо-синдикалистские активисты, такие как Рудольф Рокер и даже Мюррей Букчин -младший , который цитировал концепцию Ницше о «переоценке ценностей» в поддержку испанского анархистского проекта». Кроме того, в европейских индивидуалистических анархистских кругах его влияние очевидно среди мыслителей/активистов, таких как Эмиль Арманд. [5] и Ренцо Новаторе [6] среди других. Также в последнее время в пост-левой анархии Ницше присутствует в мыслях Альбера Камю , [7] Хаким Бей , Мишель Онфре и Вольфи Ландстрейхер.

Как упоминалось выше, Ницше резко критиковал государство, что является общей темой в анархистском мышлении, а также в его критике общепринятой морали, написав в «Так говорил Заратустра» , что «Государство — это имя самого холодного из всех холодных монстров. Холодно оно говорит ложь, и эта ложь вылезает из его уст: «Я, государство, есть народ». Также он говорил: «Это знамение я даю вам: каждый народ говорит на своем языке добра и зла: этого сосед не понимает. Он изобрел свой собственный язык обычаев и прав». . [8]

Макс Штирнер и Ницше

[ редактировать ]
Карикатура на Макса Штирнера , сделанная по эскизу Фридриха Энгельса во время одного из заседаний Die Freien .

Макс Штирнер был гегельянским философом, чье имя «с привычной регулярностью появляется в исторически ориентированных обзорах анархистской мысли как одного из самых ранних и самых известных представителей индивидуалистического анархизма ». [9] В 1844 году вышла его книга «Эго и его собственность» ( Der Einzige und sein Eigentum, что буквально можно перевести как «Уникальный человек и его собственность»). [10] ) был опубликован, который считается «основополагающим текстом традиции индивидуалистического анархизма». [9]

Идеи немецких философов XIX века Макса Штирнера и Фридриха Ницше часто сравнивали, и многие авторы обсуждали очевидное сходство в своих трудах, иногда поднимая вопрос о влиянии. [3] В Германии в первые годы становления Ницше как известной фигуры единственным мыслителем, обсуждавшимся в связи с его идеями чаще, чем Штирнер, был Шопенгауэр . [11] Несомненно, Ницше читал о книге Штирнера «Эго и его собственное» ( Der Einzige und sein Eigentum , 1845), которая упоминалась в Ланге «Истории материализма» (1866) и фон Гартмана Эдуарда «Философии бессознательного» (1869). о которых молодой Ницше знал очень хорошо. [12] Однако нет неопровержимых указаний на то, что он действительно читал его, поскольку, как известно, нигде в публикациях, статьях или переписке Ницше не существует упоминаний о Штирнере. [13]

И все же, как только работы Ницше стали достигать более широкой аудитории, был поднят вопрос о том, обязан ли он своим влиянием Штирнеру. Еще в 1891 году (когда Ницше был еще жив, хотя и недееспособен из-за психического заболевания) Эдуард фон Гартманн зашел так далеко, что предположил, что он занимался плагиатом Штирнера. [14] На рубеже веков мнение о том, что Ницше находился под влиянием Штирнера, было настолько широко распространено, что стало чем-то вроде банальности, по крайней мере, в Германии, что побудило одного наблюдателя отметить в 1907 году: «Влияние Штирнера в современной Германии приняло поразительные размеры, и движется в целом параллельно с движением Ницше. Оба мыслителя считаются представителями, по существу, одной и той же философии». [15]

Тем не менее, с самого начала того, что было охарактеризовано как «большие дебаты», [16] Что касается возможного влияния Штирнера на Ницше - положительного или отрицательного, - были отмечены серьезные проблемы с этой идеей. [17] К середине 20-го века, если Штирнер вообще упоминался в работах о Ницше, идея влияния часто полностью отвергалась или оставлялась как неопровержимая. [18]

Но идея о том, что Штирнер каким-то образом повлиял на Ницше, продолжает привлекать значительное меньшинство, возможно, потому, что кажется необходимым каким-то разумным образом объяснить часто отмечаемые (хотя, возможно, поверхностные) сходства в их трудах. [19] В любом случае наиболее существенные проблемы с теорией возможного влияния Штирнера на Ницше не ограничиваются трудностью установить, знал ли один человек другого или читал ли его. Они также заключаются в том, чтобы точно установить, как и почему именно Штирнер мог оказать существенное влияние на такого читаемого человека, как Ницше. [20]

Индивидуалистический анархизм

[ редактировать ]

Индивидуалистический анархизм в США

[ редактировать ]

Французские «литературные анархисты» часто сравнивали этих двух мужчин, и анархистские интерпретации идей Ницше, похоже, также имели влияние в Соединенных Штатах. [21] Один исследователь отмечает: «Действительно, переводы сочинений Ницше в Соединенных Штатах, скорее всего, впервые появились в Liberty , анархистском журнале, редактируемом Бенджамином Такером ». Он добавляет: «Такер предпочитал стратегию использования своих сочинений, но действовал с должной осторожностью: «Ницше говорит великолепные вещи – часто, действительно, анархистские вещи – но он не анархист. этого потенциального эксплуататора можно использовать с пользой, но не пророчески». [22]

Индивидуалистический анархизм в Европе

[ редактировать ]

В европейских индивидуалистических анархистских кругах его влияние могло быть сильнее. Таким образом, французский анархист-индивидуалист и свободной любви пропагандист Эмиль Арманд пишет на смешанном штирнеровском и ницшеанском языке. [23] когда он описывает анархистов как тех, кто «являются пионерами, не привязанными ни к какой партии, нонконформистами, стоящими за пределами стадной морали и общепринятых «добрых» и «злых», «асоциальных». Можно сказать, «отдельного вида». Они идут вперед, спотыкаясь, иногда падая, иногда торжествуя, иногда побежденные. Но они идут вперед, и, живя для себя, эти «эгоисты», роют борозду, открывают протяжку, через которую пройдут отрицающие архизм. уникальные люди, которые станут их преемниками». [5]

Итальянский анархист-индивидуалист и нелегал Ренцо Новаторе также демонстрирует сильное влияние Ницше. «Написанная около 1921 года книга «К творческому Ничто» , в которой зримо чувствуется влияние влияния Ницше на автора, нападает одно за другим на христианство , социализм , демократию , фашизм , показывая материальную и духовную нищету в них». [6] В этом поэтическом очерке он пишет: «Для вас великие дела в добре, как и во зле. Но мы живем вне добра и зла, потому что все великое принадлежит красоте» и «[e]даже дух Заратустры — самого истинного любитель войны и самый искренний друг воинов, — должно быть, остался достаточно отвращенным и презрительным, поскольку кто-то услышал его восклицание: «Для меня вы, должно быть, те, кто тянет глаза в поисках врага вашего врага, и в некоторых из вас. ненависть пылает с первого взгляда. Вы должны искать своего врага, вести свою войну. И это за ваши идеи! И если ваша идея терпит неудачу, ваша прямота кричит о триумфе! Но, увы! Героическая проповедь освободительного варвара не принесла результатов». [6]

Индивидуалистический анархизм в Латинской Америке

[ редактировать ]

Аргентинский историк-анархист Анхель Каппеллетти сообщает, что в Аргентине: «Среди рабочих, приехавших из Европы во два первых десятилетия века, было любопытно несколько штирнеровских индивидуалистов, находящихся под влиянием философии Ницше , которые видели в синдикализме потенциального врага анархистской идеологии. Они основали [...] группы по интересам , число которых в 1912 году, по словам Макса Неттлау , достигло 20. В 1911 году в Колоне появилось периодическое издание El Único , которое называло себя «Publicación uniqueista». [24]

Висенте Рохас Лискано (псевдоним Биофило Панкласта ) — колумбийский писатель -анархист-индивидуалист и активист. В 1904 году он начинает использовать имя Биофило Панкласта. «Биофило» по-испански означает «любитель жизни», а «панкласта» — «враг всех». [25] Он посетил более пятидесяти стран, пропагандируя анархизм, который в его случае находился под сильным влиянием идей Макса Штирнера и Фридриха Ницше . Среди его письменных работ - Siete años enterrado vivo en una de las mazmorras de Gomezuela: Horripilante relato de un resucitado (1932) и Mis prisiones, mis destierros y mi vida (1929), в которых рассказывается о его многочисленных приключениях, когда он жил жизнью авантюрист, активист и бродяга , а также его мысли и то, сколько раз он был заключен в тюрьму в разных странах.

Анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты

[ редактировать ]

Американское анархистское издание Anarchy: A Journal of Desire Armed немецкого анархиста Густава Ландауэра сообщает, что « основной труд « За социализм » также полностью основан на ницшеанских идеях». [26] Однако это утверждение было пересмотрено политологом Домиником Митингом. Он утверждает, что, хотя это правда, что «чтение Ландауэром Фридриха Ницше представляет нам наиболее глубокое усвоение немецкого философа в рамках исторической анархистской традиции», [27] Ландауэр провел четкую линию ницшеанских представлений об антигуманизме, элитарности и «жесткости», считая их несовместимыми с позитивными идеалами анархизма.

Рудольф Рокер был еще одним анархистским поклонником Ницше. Сторонник анархо-синдикализма , «Рокер неоднократно ссылается на Ницше в своей книге «Национализм и культура» , цитируя его, в частности, в подтверждение своих утверждений о том, что национализм и государственная власть оказывают разрушительное влияние на культуру, поскольку «Культура всегда созидательна», но «власть никогда не бывает творческим». Рокер даже заканчивает свою книгу цитатой Ницше». [2] Рокер начинает «Национализм и культуру», используя теорию воли к власти для опровержения марксизма , заявляя, что «чем глубже мы прослеживаем политические влияния в истории, тем больше мы убеждены в том, что « воля к власти » до сих пор была одним из них. Идея о том, что все политические и социальные события являются лишь результатом данных экономических условий и могут быть ими объяснены, не выдерживает тщательного рассмотрения». [28] Интерпретация Рокером Ницше не только направлена ​​против правых экстремистов и нацистских присвоений трудов немецкого философа, но и служит явным опровержением детерминистского Освальда Шпенглера взгляда на историю в его главной книге «Закат Запада» . [29] Рокер также перевел «Так говорил Заратустра» на идиш .

Саншайн говорит, что «испанские анархисты также смешали свою классовую политику с ницшеанским вдохновением». Мюррей Букчин в книге «Испанские анархисты » описывает выдающегося члена CNT-FAI Сальвадора Сеги как «поклонника ницшеанского индивидуализма, суперчеловека, которому «все дозволено»». Букчин в своем предисловии к книге Сэма Долгоффа « Анархистские коллективы » в 1973 году даже описывает реконструкцию общества рабочими как ницшеанский проект. Букчин говорит, что «рабочие должны видеть себя людьми, а не классовыми существами; творческими личностями, а не «пролетариями», самоутверждающимися личностями, а не «массами». гуманизироваться именно путем привнесения «близости дружбы» в трудовой процесс, путем уменьшения роли обременительного труда в жизни производителей, а также путем тотальной «переоценки ценностей» (если использовать фразу Ницше) применительно к производству и потреблению. а также общественная и личная жизнь». [2]

«Алан Антлифф документирует [в книге « Я не человек, я динамит »], как индийский искусствовед и антиимпериалист Ананда Кумарасвами объединил индивидуализм Ницше и чувство духовного обновления как с сочетание экономикой Кропоткина, так и с азиатской идеалистической религиозной мыслью. Это был предложен в качестве основы для противостояния британской колонизации, а также индустриализации». [2]

Анархо-феминистки

[ редактировать ]

Хотя Ницше обвиняли в женоненавистничестве , он, тем не менее, вызвал восхищение двух важных писателей и активисток анархо-феминистского движения . Это случай Эммы Гольдман [30] и Федерика Монтсени . [2]

Эмма Голдман

[ редактировать ]

Эмма Гольдман находилась под глубоким влиянием Ницше «настолько, что все книги Ницше можно было заказать по почте через ее журнал «Мать-Земля ». [26] В конечном итоге взгляд Гольдман на Ницше можно резюмировать, когда она излагает ее в своей автобиографии « Живи своей жизнью »: «Я указала, что Ницше был не социальным теоретиком, а поэтом, бунтовщиком и новатором. Его аристократия не была ни по рождению, ни по кошельку; В этом отношении Ницше был анархистом, а все истинные анархисты были аристократами, сказал я» и «[в] Вене можно было услышать интересные лекции о современной немецкой прозе и поэзии. Можно было прочитать произведения молодых иконоборцев. в искусстве и литературе, самым смелым из которых был Ницше. Магия его языка, красота его видения вознесли меня на невообразимые высоты, мне хотелось проглотить каждую строчку его сочинений, но я был слишком беден, чтобы купить его. их." [30] Гольдман даже дошел до того, что «крестил» Ницше «почетным анархистом». [2] Эмма Гольдман «всегда сочетала свою защиту самотворящейся личности с своего рода кропоткинским анархо-коммунизмом ». [2]

Эмма Гольдман во вступительном эссе под названием «Анархизм: что он на самом деле означает» из книги «Анархизм и другие эссе» страстно защищает Ницше и Макса Штирнера от нападок внутри анархизма, заявляя, что «самая обескураживающая тенденция, распространенная среди читателей, - это вырвать из произведения одно предложение как критерий идей или личности писателя, например, Фридриха Ницше осуждают как ненавистника слабых, потому что он верил в сверхчеловека . Это не приходит в голову поверхностным интерпретаторам этого гиганта. Имейте в виду, что это видение сверхчеловека также призывало к такому состоянию общества, которое не будет порождать расу слабаков и рабов ». [31]

Эмма Гольдман , около 1911 года.

Другое подобное применение Ницше к феминистской критике происходит в «Жертвах морали», где она заявляет: «Нравственность не страшит той, кто поднялась за пределы добра и зла. И хотя мораль может продолжать пожирать своих жертв, она совершенно бессильна в лицо современного духа, сияющее во всей своей славе на челе мужчины и женщины, освобожденных и бесстрашных». [32]

Позже, в феминистском прочтении Ницше, она пишет следующее: «Запоминающаяся максима Ницше: «Когда идешь к женщине, бери с собой кнут» считается очень жестокой, однако Ницше выразил в одном предложении отношение женщины к своим богам [. ...]. Религия, особенно христианская, обрекла женщину на жизнь неполноценной, рабыни. Она расстроила ее природу и сковала ее душу, однако у христианской религии нет большего сторонника и более набожного, чем женщина. Действительно, можно с уверенностью сказать, что религия давно бы перестала быть фактором жизни людей, если бы не поддержка, которую она получает от женщин. женщины, всегда приносящие жертвы на алтаре богов, сковавших ее дух и поработивших ее тело». [31]

В противоречивом эссе «Меньшинства против большинства» ясные ницшеанские темы проявляются, когда она заявляет, что «[если] я должен был дать краткое изложение тенденций нашего времени, я бы сказал: «Количество». Множество, массовый дух доминируют. повсюду, разрушая качество». [31] «Сегодня, как и тогда, общественное мнение является вездесущим тираном; сегодня, как и тогда, большинство представляет собой массу трусов, желающих принять того, кто отражает его собственную душу и бедность ума». [31] «Что масса истекает кровью, что ее грабят и эксплуатируют, я знаю не хуже наших избирателей. Но я настаиваю на том, что не горстка паразитов, а сама масса ответственна за это ужасное положение вещей. своих хозяев, любит кнут и первым кричит: «Распни!» [31]

Федерика Монтсени

[ редактировать ]

Федерика Монтсени была редактором испанского индивидуалистического анархистского журнала La Revista Blanca , которая позже добилась дурной славы, когда в качестве важного члена CNT-FAI была одной из четырех анархистов, занявших посты в правительстве Народного фронта Испании . [2] «Ницше и Штирнер, а также драматург Ибсен и анархист-географ Элизе Реклю — были ее любимыми писателями, по словам Ричарда Керна (в книге «Красные годы / Черные годы: политическая история испанского анархизма», 1911–1937). Керн говорит, что она считал, что «эмансипация женщин приведет к более быстрой реализации социальной революции» и что «революция против сексизма должна будет исходить от интеллектуальных и воинственных «женщин будущего». Согласно этой ницшеанской концепции Федерики Монтесени, женщины могли через искусство и литературу осознать необходимость пересмотра своей роли». [2]

Экзистенциалистский анархизм

[ редактировать ]
Альбер Камю

Альбера Камю часто называют сторонником экзистенциализма (философии, с которой он был связан при жизни), но сам Камю отказался от этого конкретного ярлыка. [33] Камю также известен как ярый критик марксизма и основанных на нем режимов и присоединился к анархизму. [7] одновременно являясь критиком современного капиталистического общества и фашизма . [7] » Камю « Бунтарь (1951) представляет анархистский взгляд на политику. [7] находился под сильным влиянием Ницше и Макса Штирнера . «Как и Ницше, он питает особое восхищение греческими и персидскими героическими ценностями и пессимистично относится к классическим добродетелям, таким как мужество и честь. То, что можно было бы назвать романтическими ценностями, также заслуживает особого уважения в его философии: страсть, погруженность в бытие, чувственный опыт, слава. момента, красота мира». [34] «Генеральный секретарь Анархической федерации Жорж Фонтени также сделал рецензию на книгу Камю [ Бунтарь ] в Le Libertaire . На заглавный вопрос: «Является ли восстание Камю таким же, как наше?», Фонтени ответил, что да». [7]

В Соединенном Королевстве Герберт Рид , находившийся под сильным влиянием Макса Штирнера и позже приблизившийся к экзистенциализму (см. экзистенциалистский анархизм), сказал о Ницше: «Именно Ницше впервые заставил нас осознать значение личности как термина в эволюционный процесс — в той части эволюционного процесса, которая еще должна произойти». [35]

Постлевая анархия и повстанческий анархизм

[ редактировать ]

Пост-левый анархист Хаким Бей , объясняя свою основную концепцию иммедиатизма , говорит, что «проникновение в повседневную жизнь чудесного — создание « ситуаций » — принадлежит «материально-телесному принципу» и воображению, и к живой ткани настоящего [...]. Индивидуум, осознающий эту непосредственность, может до некоторой степени расширить круг удовольствия, просто пробуждаясь от гипноза «Призраков» (так Штирнер называл все абстракции); большего можно достичь с помощью «преступления»; и еще больше — путем удвоения Самости в сексуальности. От Штирнера «Союза самообладающих» Ницше мы переходим к кругу «Свободных духов» , а затем к Шарлю Фурье. «Страстная серия», удваивая и удваивая самих себя, в то время как Другой умножает себя в эросе группы ». [36]

Ницшеанская критика политики идентичности была представлена ​​мятежным анархистом Фералом Фавном в «Идеологии виктимизации», когда он утверждает, что существует «феминистская версия идеологии виктимизации — идеология, которая поощряет страх, индивидуальную слабость (и, следовательно, зависимость от идеологически обоснованной поддержки). группы и патерналистская защита со стороны властей)", [37] но, в конце концов, «как и все идеологии, разновидности идеологии виктимизации являются формами ложного сознания. Принятие социальной роли жертвы – в любой из ее многочисленных форм – означает выбор даже не создавать свою жизнь для Все движения частичного освобождения — феминизм , движение за освобождение геев , расовое освобождение , рабочие движения и т. д. — определяют людей с точки зрения их социальных ролей. только не включайте в себя изменение взглядов, которое разрушает социальные роли и позволяет людям создавать практику, основанную на их собственных страстях и желаниях; они на самом деле противостоят такому изменению взглядов. остается субъектом». [37]

Постанархизм

[ редактировать ]
Мишель Онфрей

Постанархизм — это современный гибрид анархизма и постструктурализма . Постструктурализм сам по себе находится под глубоким влиянием Ницше и его главных мыслителей, таких как Мишель Фуко и Жиль Делёз , а также раннего влияния Жоржа Батая на этих авторов. Тем не менее, в рамках постанархизма британец Сол Ньюман написал статью под названием «Анархизм и политика ресентимента». [38] в котором он отмечает, что Ницше «считает анархизм отравленным в корне ядовитым сорняком ресентимента — злобной политикой слабых и жалких, моралью раба» [38] и поэтому его эссе решает «серьезно отнестись к его обвинениям против анархизма». [38] И поэтому он предлагает, как «анархизм мог бы стать новой «героической» философией, которая больше не является реактивной, а, скорее, создаёт ценности». [38] и предлагает понятие сообщества, которое представляет собой «активную силу» — сообщество «господ», а не «рабов». Это будет сообщество, которое стремится преодолеть себя — постоянно трансформируя себя и упиваясь знанием своей силы, чтобы сделать это. " [38] С другой стороны, сторонник постмодернистского анархизма Льюис Колл написал эссе под названием «К анархии становления: Ницше». [39] в котором он утверждает, что «несмотря на враждебность Ницше к анархизму, его произведения содержат все элементы анархистской политики девятнадцатого века [...] Ницше развязывает другой вид анархии, анархию становления. Уча нас, что мы должны стремиться к вечному В проекте самопреодоления и самотворения, постоянно теряющих и обнаруживающих себя в реке становления, Ницше гарантирует, что наша субъективность будет текучей и рассеянной, множественной и плюралистической, а не фиксированной и центрированной, единичной и тоталитарной. Эти двойные анархии, критическая анархия субъекта и утвердительная анархия становления составляют основу постмодернистского ницшеанского анархизма». [40]

Недавно французский анархист и гедонист философ- Мишель Онфрэ использовал термин «постанархизм» для описания своего подхода к политике и этике. [41] Он сказал, что восстания 68 мая были «ницшетовским восстанием с целью положить конец раскрытой «Единой» истине и доказать разнообразие истин, чтобы заставить исчезнуть аскетические христианские идеи и помочь возникнуть новые возможности существования». [42] В 2005 году он опубликовал эссе « О трагической мудрости – очерк о Ницше». [43] что можно перевести как «О трагической мудрости – Очерк Ницше» .

Согласно более позднему исследованию Доминика Митинга, который сравнил анархистское прочтение философии Ницше в Германии, Великобритании и США между 1890 и 1947 годами, «неправда, что постанархисты ввели что-то существенно новое, когда они включили Ницшеанские идеи в их варианты анархизма. Скорее, многие классические анархисты, которые учились у Ницше, уже отвергли типичные современные идеи, например, эссенциалистские онтологии. Просто постанархистам не хватает детального знания классической анархистской мысли [...]». . [44]

  1. ^ Jump up to: а б В «По ту сторону добра и зла» (6.2:126) он обращается к «собакам-анархистам».
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Спенсер Саншайн: «Ницше и анархисты» (2005)» . www.radikalarchives.org . 18 мая 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Возможное прочтение, знание и плагиат Ницше книги Макса Штирнера «Эго и его собственные» (1845) было спорным вопросом и часто обсуждалось вот уже более века». Томас Х. Бробьер, «Philologica: возможное решение вопроса Штирнера-Ницше», в «Журнале исследований Ницше », выпуск 25, весна 2003 г., стр. 109–114.
  4. ^ Бернд А. Ласка: первоначальный кризис Ницше. Новый взгляд на вопрос Штирнера/Ницше в: Германские заметки и обзоры, том. 33, н. 2, осень/Herbst 2002, стр. 109–133 (немецкий оригинал).
  5. ^ Jump up to: а б Анархизм Эмиля Армана Эмиль Арманд
  6. ^ Jump up to: а б с К творческому ничто, Ренцо Новаторе
  7. ^ Jump up to: а б с д и «Камю также поддерживал Группы международной связи, которые стремились оказать помощь противникам фашизма и сталинизма и которые отказались встать на сторону американского капитализма». «Альбер Камю и анархисты» от ORGANISE! Архивировано 16 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Ницше, Фридрих (2005). Так говорил Заратустра . Оксфордская мировая классика . п. 43.
  9. ^ Jump up to: а б Леопольд, Дэвид (4 августа 2006 г.). «Макс Штирнер» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
  10. ^ Моггач, Дуглас. Новые гегельянцы. Издательство Кембриджского университета. п. 177
  11. ^ Хотя обсуждение возможного влияния никогда полностью не прекращалось, период наиболее интенсивных дискуссий произошел между ок. 1892 и 1906 годы в немецкоязычном мире. За это время наиболее полный отчет о рецепции Ницше на немецком языке, четырехтомный труд Рихарда Франка Круммеля: Nietzsche und der deutsche Geist , содержит 83 записи, в которых обсуждаются Штирнер и Ницше. Единственный мыслитель, который в это время чаще обсуждался в связи с Ницше, - это Шопенгауэр, число упоминаний которого примерно вдвое больше. После этого дискуссия постепенно снижается, но все еще остается значимой. Ницше и Штирнер показывают 58 записей между 1901 и 1918 годами. С 1919 по 1945 год есть 28 записей, касающихся Ницше и Штирнера.
  12. Ницше обнаружил книгу Ланге сразу после ее появления и похвалил ее как «самую важную философскую работу за десятилетия» (письмо Герману Мюшаке, середина ноября 1866 г.); что касается Гартмана, который также развивал идеи Шопенгауэра, то Ницше в своем втором «Несвоевременном размышлении» выделил его книгу для едкой критики и сосредоточился именно на главе, посвященной Штирнеру, хотя он ни разу не упомянул имя Штирнера; Гартманн писал: «Ницше нигде не упоминает имя Штирнера или его сочинений. То, что он должен был знать мой решительный намек на точку зрения Штирнера и ее значение в «Философии бессознательного», вытекает из его полемической критики именно той главы, которая в ней содержится. То, что он не видел, чтобы этот намек побудил его ближе познакомиться с этим столь близким ему по духу мыслителем, малоправдоподобно». Эдуард фон Хартманн, Ethische Studien , Лейпциг: Haacke 1898, стр. 34–69.
  13. ^ Альберт Леви, Штирнер и Ницше , Париж, 1904, с. 9
  14. ^ Эдуард фон Хартманн, «новая мораль» Ницше, в «Прусских ежегодниках », том 67, выпуск 5, май 1891 г., стр. 501–521; дополненная версия с более выраженным упреком в плагиате в: Ethische Studien , Leipzig, Haacke 1898, стр. 34–69.
  15. ^ Эвальд, Оскар (июль 1908 г.). «Немецкая философия в 1907 году». Философское обозрение . 17 (4): 400–426. дои : 10.2307/2177913 . JSTOR   2177913 . Автор считает, что следует быть осторожным при сравнении этих двух мужчин. Однако он отмечает: «Именно этот интенсивный нюанс индивидуализма, по-видимому, указывает на Макса Штирнера, автора замечательного труда Der Einzige und sein Eigentum . Влияние Штирнера в современной Германии приняло поразительные размеры и движется в целом параллельно. с Ницше. Оба мыслителя считаются представителями одной и той же философии.
  16. ^ Николлс, Р.А. (август 1958 г.). «Начало ницшеанской моды в Германии». Современная филология . 56 (1): 29–30. дои : 10.1086/389239 . S2CID   162027605 . [в последние годы XIX века] Вопрос о том, читал ли Ницше Штирнера, был предметом больших споров.
  17. В 1904 году Леви отметил, что сходство в письмах этих двух мужчин оказалось поверхностным. Альберт Леви, Штирнер и Ницше , Париж, 1904 год.
  18. ^ Николлс, Р.А. (август 1958 г.). «Начало ницшеанской моды в Германии». Современная филология . 56 (1): 24–37. дои : 10.1086/389239 . S2CID   162027605 .
  19. ^ Ньюман, Сол (2001). От Бакунина до Лакана: антиавторитаризм и дислокация власти . Лексингтонские книги . п. 56. Штирнер, как и Ницше, находившийся под его явным влиянием, интерпретировался по-разному ; Самек, Р.А. (1981). Метафеномен . Нью-Йорк. п. 70. Мы даже не знаем наверняка, читал ли Ницше Штирнера. Однако сходство слишком поразительно, чтобы его можно было объяснить. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) ; Том Гойенс (имеется в виду книга Штирнера «Эго и его собственное») «Эта книга оказала влияние на Фридриха Ницше, и даже Маркс и Энгельс уделили ей некоторое внимание». Т. Гойенс, Пиво и революция: немецкое анархистское движение в Нью-Йорке , стр. 197, Иллинойс, 2007 г.
  20. ^ «У нас есть все основания предполагать, что Ницше обладал глубокими знаниями гегелевского движения, от Гегеля до самого Штирнера. Философская ученость автора не оценивается ни количеством цитат, ни всегда причудливыми и предположительными контрольными списками библиотек, а апологетическим или полемическим направлением его творчества». Жиль Делёз (перевод Хью Томлинсона), Ницше и философия , 1962 (переиздание 2006 г., стр. 153–154)
  21. ^ О. Эвальд, «Немецкая философия в 1907 году», в The Philosophical Review, Vol. 17, № 4, июль 1908 г., стр. 400–426; Т. А. Райли, «Антиэтатизм в немецкой литературе на примере творчества Джона Генри Маккея», в PMLA, Vol. 62, № 3, сентябрь 1947 г., стр. 828–843; CE Форт, «Ницше, упадок и возрождение во Франции, 1891-95», в журнале «История идей», Vol. 54, № 1, январь 1993 г., стр. 97–117; см. также книгу Роберта Голуба «Ницше: социалист, анархист, феминистка» , эссе, доступное в Интернете на веб-сайте Калифорнийского университета в Беркли.
  22. ^ Роберт К. Голуб, Ницше: социалист, анархист, феминистка. Архивировано 21 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  23. ^ «Жизнь Эмиля Армана (1872–1963) охватывала историю анархизма. На него повлияли Лев Толстой и Бенджамин Такер и, в меньшей степени, Уитмен и Эмерсон. Позже Ницше и Штирнер стали важными в его пути. мышления». Введение в «Анархизм Эмиля Армана» Эмиля Армана
  24. ^ Рама, Карлос М. (24 декабря 1990 г.). Анархизм в Латинской Америке . Библиотечный фонд Аякуча. ISBN  9789802761173 – через Google Книги.
  25. ^ ПАНКЛАСТА, Биофило (1928): Психологические таблички креольских революционеров . Газета Claridad, Богота, № 52, 53, 54, 55 и 56.
  26. ^ Jump up to: а б «Ответ на рецензию Брайана Морриса на книгу «Я не мужчина, я динамит!» » . Анархия: журнал вооруженного желания . № 70–71. Архивировано из оригинала 06 марта 2012 г. Проверено 8 декабря 2011 г.
  27. ^ Митинг, Доминик (2 апреля 2016 г.). «Преодоление проповедников смерти: чтение Густавом Ландауэром Фридриха Ницше» . Обзор интеллектуальной истории . 26 (2): 285–304. дои : 10.1080/17496977.2016.1140404 . ISSN   1749-6977 . S2CID   170389740 .
  28. ^ Рокер, Рудольф (1937). Национализм и культура . Посмотреть онлайн. Архивировано 4 ноября 2009 г. на Wayback Machine.
  29. ^ Митинг, Доминик Ф. (2016). Анархистские интерпретации философии Фридриха Ницше: Германия, Великобритания, США (1890-1947) . Компания Nomos Verlagsgesellschaft mbH & Co. KG. дои : 10.5771/9783845280127 . ISBN  978-3-8452-8012-7 .
  30. ^ Jump up to: а б «Живу своей жизнью» . www.revoltlib.com . 23 января 2017 г.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Гольдман, Эмма . Анархизм и другие эссе - через Wikisource.
  32. ^ « Жертвы морали» Эммы Гольдман . Архивировано из оригинала 20 февраля 2001 г. Проверено 4 ноября 2009 г.
  33. ^ Соломон, Роберт С. (2001). От рационализма к экзистенциализму: экзистенциалисты и их история в девятнадцатом веке . Роуман и Литтлфилд. п. 245. ИСБН  0-7425-1241-Х .
  34. ^ «Альбер Камю (1913–1960)» Интернет-энциклопедия философии.
  35. ^ «Философия анархизма» .
  36. ^ « Иммедиатизм Хаким-бея» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2009 года.
  37. ^ Jump up to: а б «Идеология виктимизации» от Feral Faun
  38. ^ Jump up to: а б с д и «Анархизм и политика ресентимента» Сола Ньюмана
  39. ^ Льюис Колл . Постмодернистский анархизм . Лексингтон: Лексингтонские книги. 2002.
  40. ^ Льюис Колл . Постмодернистский анархизм . Лексингтон: Лексингтонские книги. 2002. Стр. 33
  41. ^ «Мишель Онфре: пост-анархизм объяснил моей бабушке – журнал, который ей нравится» (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 ноября 2009 года.
  42. ^ "который он рассматривает как ницшеанский бунт за то, что он положил конец "Единой" Истине, раскрытой посредством выделения многообразия истин, за то, что заставил христианские аскетические идеалы исчезнуть и возникли новые возможности существования". Мишель Онфре: объяснение постанархизма моей бабушке. Архивировано 22 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
  43. ^ О трагической мудрости - Очерк Ницше (Карманный) Мишеля Онфре (Автор)
  44. ^ Сейферт, Питер (2021). «Обзор Доминика Ф. Митинга, Анархистские интерпретации философии Фридриха Ницше (1890–1947), Баден-Баден: Nomos, 2016; 533 стр.; ISBN 9783848737116» . Анархистские исследования . 29 (1): 118–119.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61d666b48c45d4cdaf04579032cb0316__1700658300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/16/61d666b48c45d4cdaf04579032cb0316.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism and Friedrich Nietzsche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)