Анархизм в Японии
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Японии начал зарождаться в конце 19 - начале 20 веков, когда западная анархистская литература начала переводиться на японский язык. Она существовала на протяжении всего 20-го века в различных формах, несмотря на репрессии со стороны государства, которые стали особенно жесткими во время двух мировых войн, и достигла своего апогея в 1920-е годы с такими организациями, как Кокурен и Зенкоку Цзирен .
В японском анархизме было несколько известных ведущих деятелей, которые доминировали в движении в разное время. Первым из этих лидеров был Котоку Сюсуй , который возглавил развитие анархистской фракции в рамках существующих левых движений, которые затем раскололись на собственное независимое движение в первом десятилетии 1900-х годов. Котоку был казнен за государственную измену в 1911 году, и в течение десятилетия движение подвергалось жестоким репрессиям. Следующей ведущей фигурой был Осуги Сакаэ , который активно поддерживал анархо-синдикализм и помогал вывести движение из «зимнего периода», пока не был убит военной полицией в 1923 году.
Другой ведущей фигурой был Хатта Сюдзо , который в конце 1920-х годов переориентировал анархистское движение в более анархо-коммунистическое направление, выступив против профсоюзов как инструмента революции. Это привело к расколу между анархо-синдикалистами и анархо-коммунистами, которые доминировали в анархистской политике и ослабили движение. С 1931 года анархистское движение подавлялось более жестко из-за военной политики Японской империи . После войны снова появилось анархистское движение ( Японская анархистская федерация ), которое возглавили важные довоенные анархисты, такие как Иваса Сакутаро и Исикава Санширо , но оно снова было ослаблено расколом между двумя фракциями.
С самого начала истории японского анархизма движение находилось в тесном контакте с анархистами из Европы, Америки и других стран Азии. Японские анархо-синдикалистские идеи часто вдохновлялись французскими синдикалистами, а работы таких писателей, как Питер Кропоткин и Эмма Гольдман, оказали большое влияние на японское анархистское движение.
Происхождение [ править ]
Андо Сёки , японский врач и философ восемнадцатого века, иногда считается протоанархистом по мышлению. [1] Он защищал то, что Боуэн Раддекер описал как «то, что мы могли бы назвать взаимопомощью », и бросил вызов иерархическим отношениям в японском обществе, включая иерархию между полами. В 1908 году ранняя социалистическая и анархистская японская газета «Нихон Хеймин Синбун» назвала его анархистом. [2]
Коммуналистская структура некоторых сельскохозяйственных деревень в эпоху Токугава также считается протоанархической. [2] Один человек, который в своей взрослой жизни стал анархистом, Иваса Сакутаро, родился в фермерской деревне в раннюю эпоху Мэйдзи . Его дед использовал свое влияние в качестве старосты для поощрения общинного ведения сельского хозяйства, что привело к созданию «полукоммунистической деревни». Это помогло вдохновить Ивасу поверить в возможность анархистского общества. [3]
Современные анархистские идеи впервые оказали влияние в Японии на крайние точки японского либерального движения. В 1880-х годах подъем продемократического движения за свободу и права народа совпал с известным убийством Александра II в России левыми экстремистами, и историк Цузуки утверждал, что «идеальной фигурой для либеральных экстремистов считался убийца». ." [4] Котоку Сюсуи, который позже стал ведущим анархистом, начинал как сторонник либеральных партий, включая Риккен Дзиюто , в 1890-х годах, и даже в течение двух лет работал английским переводчиком в их газете. Однако, когда в 1900 году либеральная фракция присоединилась к новой правой партии Риккен Сэйюкай , Котоку разочаровался в либерализме. Вместо этого его привлек социализм , и он быстро включился в зарождающееся социалистическое движение. [5]
движение социалистическое Раннее
В 1898 году Котоку присоединился к коллективу газеты «Ёродзу Тюхо» , где в 1900 году опубликовал статью, осуждающую войну в Маньчжурии. В 1901 году он опубликовал свою первую книгу под названием «Империализм , монстр двадцатого века» , которая была монументальным трудом в истории японского левого движения, критикуя как японский, так и западный империализм с точки зрения революционного социалиста. [6] В мае 1901 года Котоку участвовал в основании первой социал-демократической партии в Японии. Оно было немедленно объявлено вне закона в соответствии с Законом о сохранении мира 1900 года , несмотря на его приверженность парламентской тактике. [7] В 1903 году он также написал книгу «Квинтэссенция социализма» , признавая влияние Карла Маркса . [8]
Когда Япония приближалась к войне с Россией, Котоку сотрудничал с товарищем-социалистом Сакаи Тосихико и христианским пацифистом Учимурой Канзо , чтобы противостоять войне. После того, как редактор Ёродзу Тюхо поддержал идею войны с Россией в 1903 году, они вышли из газеты. [8] Вместе с другим социалистом, Исикавой Санширо, [9] Котоку и Сакаи основали антивоенную группу Хэймин-ша и связанную с ней газету Хэймин Синбун (буквально «Газета простолюдинов») в ноябре 1903 года. [8]
Когда русско-японская война в феврале 1904 года все же разразилась , она оказала значительное влияние на японских радикалов. Иваса Сакутаро, живший в тот момент в Соединенных Штатах, особенно радикализировался по отношению к анархо-коммунизму . в результате войны [10] Хеймин Синбун заявил о своем отсутствии неприязни к русским социалистам, а Котоку «Коммунистический манифест» Маркса, опубликованный в юбилейном номере газеты, за что был оштрафован. впервые перевел на японский язык [11]
Газета была закрыта правительством и прекратила выпуск в январе 1905 года. Ее последний выпуск был полностью напечатан красными чернилами. [8] За его довольно короткий срок Котоку был приговорен к короткому тюремному заключению, которое он отбывал с февраля по июль 1905 года. [12] После окончания русско-японской войны в ноябре 1905 года группа Хэйминь-ша распалась. [13]
анархизма ( Возникновение 1905–1911 )
Заключение Котоку только дало ему дополнительные возможности читать левую литературу, такую как « Поля, фабрики и мастерские» Петра Кропоткина , и в августе 1905 года он заявил, что «действительно, я отправился [в тюрьму] как марксистский социалист, а вернулся радикальным анархистом. " [14] Он решил покинуть Японию из-за ограничений свободы слова и в ноябре 1905 года отправился в Соединенные Штаты, где прожил до июня 1906 года. [15]
Находясь в Америке, он большую часть времени проводил в Калифорнии, и его идеология еще больше сместилась в сторону анархизма. [16] Он написал анархо-коммунисту Кропоткину, который дал ему разрешение переводить его произведения на японский язык. [2] Котоку также вступил в контакт с «Промышленными рабочими мира» , анархо-синдикалистским профсоюзом, и узнал об анархистской газете Эммы Гольдман « Мать-Земля» . [17]
Прежде чем покинуть Калифорнию, Котоку основал Социал-революционную партию ( Сякай Какумей То ) среди американских иммигрантов японского происхождения. К партии присоединилось более 50 человек, в том числе Иваса Сакутаро. Партия была вдохновлена русскими эсерами, которые часто использовали насильственную тактику, и японская партия быстро радикализировалась в сторону использования этой тактики для осуществления анархической революции. [16] Партия начала издавать журнал под названием «Какумей» ( «Революция» ), в котором регулярно делались такие заявления, как «единственное средство [достижения революции] — это бомба». [18] Они также опубликовали «Открытое письмо», адресованное императору Мэйдзи, с угрозами его убийства в 1907 году, что спровоцировало японских политиков на более жесткие репрессии против левых групп. [19]
Котоку вернулся в Японию 28 июня 1906 года, где выступил на собрании на тему «Прилив мирового революционного движения». [20] В этой речи он рассказал об идеях, которые он разработал во время пребывания в США, и, в первую очередь, поднял вопрос о том, является ли реформа или революция подходящим подходом для японских левых. [21] Эта речь оказала большое влияние на японских социалистов и заставила многих серьезно усомниться в целесообразности участия в парламентских выборах. [22]
В сентябре 1906 года Котоку получил письмо от самого Кропоткина, которое он опубликовал в социалистической прессе в ноябре 1906 года, в котором пропагандировался отказ от парламентской тактики в пользу того, что он назвал «антиполитическим синдикализмом». [23] В начале 1907 года он опубликовал серию статей, развивающих эту идею, в том числе самую известную, озаглавленную «Изменение в моей мысли», в которой он утверждал, что «настоящая социальная революция не может быть достигнута посредством всеобщего избирательного права». и парламентская политика. Не существует другого способа достичь нашей цели — социализма, кроме как прямым действием рабочих, объединенных в одно целое». [24]
Откол от Социалистической партии [ править ]
В социалистическом движении прочно возникла анархистская фракция, во многом благодаря влиянию Котоку. Тем не менее, объединенные организации анархистов и более реформистских социал-демократов все еще существовали, такие как Японская социалистическая партия , основанная в 1906 году. Эта организация обязалась защищать социализм только в пределах закона, и ей было разрешено делать это. более умеренным правительством Сайонджи Кинмоти . [17] Сакаи Тосихико также приложил большие усилия для воссоединения анархистов и социалистов для возобновления издания « Хеймин Синбун» , что ему удалось сделать в январе 1907 года. [25]
В феврале 1907 года Социалистическая партия Японии провела партийную конференцию в Токио. Идеи, продвигаемые Котоку, серьезно бросили вызов программе партии и ее обещанию соблюдать реформистскую тактику, и между «мягкой» пропарламентской фракцией и «жесткой» фракцией, выступающей за прямые действия, разгорелись энергичные дебаты . [26] Компромисс в конечном итоге преобладал над резолюцией Котоку с перевесом 28 против 22 голосов, но демонстрация силы анархистского движения привлекла внимание правительства. В результате партия была запрещена всего через несколько дней после конференции; Хеймин Синбун закрылся в апреле 1907 года из-за раскола. [27]
«Жесткая» фракция столкнулась со многими проблемами в годы после 1907 года. В июне 1908 года произошел инцидент «Красный флаг» , когда анархо-коммунистическая демонстрация подверглась нападению со стороны полиции. Многие важные деятели зарождающегося движения были арестованы, в том числе Осуги Сакаэ, Хитоси Ямакава , Канно Сугако и Кансон Арахата . [28]
Котоку попытался перевести американскую анархо-синдикалистскую брошюру под названием « Всеобщая социальная забастовка» . Однако профсоюзы были запрещены Законом о сохранении мира 1900 года, и большая часть анархистских дискуссий, особенно вокруг профсоюзов, носила скорее теоретический, чем практический характер. [29] Цель революционной всеобщей забастовки, полученная от синдикалистской ИРМ, была сорвана как из-за неспособности организовать рабочих, так и из-за подавления рабочих движений. [30]
Котоку также перевел на японский язык основополагающий труд Кропоткина «Завоевание хлеба» . [31] закончил в 1909 году. Ему помогали Осуги и Ямакава, работа которых была прервана их заключением. [29]
В 1910 году Акаба Хадзиме написал брошюру под названием « Крестьянское Евангелие» ( Nômin no Fukuin ), в которой приводил доводы в пользу создания анархистского рая посредством анархистского коммунизма, демонстрируя влияние Кропоткина на движение. Он был вынужден уйти в подполье после незаконного распространения брошюры, но в конце концов был пойман и заключен в тюрьму, где умер в заключении в 1912 году. [32]
Инцидент государственной изменой с
Японское анархистское движение существовало в жестких и репрессивных условиях, ограничивающих диапазон деятельности его участников. У них была обширная историческая связь с терроризмом и насилием, например, их идеологическая близость к убийствам и насильственной тактике русских социалистов-революционеров. Поэтому некоторые боевики-анархисты начали строить планы бомбардировок в 1909 году. [33]
Когда Такити Мияшита не добился большого успеха при распространении брошюры буддийского анархиста Утиямы Гудо , критикующей императора , он от разочарования решил убить номинального главу японского государства. Он заручился активной поддержкой троих других, в том числе Канно Сугако, который теперь был освобожден из тюрьмы и имел роман с уже женатым Котоку. Последний даже ненадолго поддержал его усилия по приобретению бомбы. [34]
Котоку отказался от участия в заговоре в конце 1909 года, решив не становиться мучеником за это дело; остальные четверо, несмотря ни на что, продолжили путь без него. В мае 1910 года заговор был раскрыт, и, несмотря на его отказ, Котоку также был арестован и обвинен в июне. [35] Инцидент перерос в идеологические репрессии, и сотни радикалов были арестованы, хотя они вообще не имели никакого отношения к заговору. [33] В конечном итоге обвинения были предъявлены 26 анархистам, и все они были осуждены; только четыре (или пять, если считать Котоку) имели какое-либо прямое отношение к сюжету. 12 из них были приговорены к смертной казни и казнены в январе 1911 года, в том числе Котоку, Канно и Утияма. [35]
Некоторые из тех, кто был заключен в тюрьму за инцидент с «Красным флагом» в 1908 году, все еще находились в тюрьме на момент раскрытия заговора и поэтому не могли быть причастны к инциденту с государственной изменой. [36] Осуги Сакаэ был одной из этих фигур, и, помимо отказа от насильственных методов, после своего освобождения он взял на себя ведущую роль в анархистском движении после 1911 года. [37]
«Зимний период» и возрождение ( 1911–1923 )
Суд по делу о государственной измене и его последствия ознаменовали начало «зимнего периода» ( 冬時代 , фую дзидай ) японского анархизма, в течение которого левые организации находились под строгим наблюдением и контролем, а за боевиками и активистами круглосуточно следили полиция. [33] Некоторые анархисты, такие как Исикава Санширо, бежали из страны, чтобы избежать преследований. [36] Когда Иваса Сакутаро вернулся из США в Японию в 1914 году, его немедленно поместили под домашний арест. Он оставался под постоянным наблюдением в течение пяти лет, а те, кто его посещал, часто подвергались насилию со стороны полиции. [38] Кансон Арахата, который был одним из тех, кто находился в тюрьме во время инцидента, в зимний период уединился в сельской местности и не возвращался в Токио до 1916 года. [36]
Осуги и Арахата оба были анархо-синдикалистами и помогли подтолкнуть анархистское движение в этом направлении. Осуги понимал французский язык, и его переводы французских СМИ стали основным источником информации в Японии о французском профсоюзе CGT , пионере синдикалистской тактики. [36] Вместе они в октябре 1912 года начали издавать журнал под названием « Современная мысль» ( Киндай Шисо ), в котором анархистский синдикализм исследовался через литературную и философскую призму, чтобы избежать преследований со стороны правительства. [39]
За этим последовало формирование «Общества по изучению синдикализма» в 1913 году, которое читало лекции о ВКТ и усилиях британского синдикалиста Тома Манна . В обоих этих изданиях дискуссия тяготела к абстрактному и оставалась оторванной от рабочих, которых она якобы касалась, что было естественным следствием ограничений зимнего периода. [39] Вообще говоря, на тот момент усилия Осуги носили строго академический и теоретический характер, а в своей литературной деятельности на него повлияли такие мыслители, как Анри Бергсон , Жорж Сорель , Макс Штирнер и Фридрих Ницше . [40]
В октябре 1914 года Осуги и Арахата попытались заменить «Современную мысль» возрождением старой газеты «Хеймин Синбун» , но это было встречено неоднократным подавлением ее выпусков и было вынуждено закрыться в марте 1915 года. Несколько попыток других анархистов издавать радикальные газеты журналы в этот период также неоднократно запрещались, а некоторые редакторы подвергались тюремному заключению. [39]
Теоретический раскол между анархо-коммунизмом и анархо-синдикализмом, возникший в европейском анархизме, еще не был серьезной проблемой в японском анархизме, особенно из-за того, что профсоюзы все еще были незаконными. [41] Однако, когда Кропоткин, ведущий защитник бывшей фракции, подписал Манифест Шестнадцати в поддержку дела союзников в Первой мировой войне, это резко подорвало его репутацию среди японских анархистов. Японское движение было резко антимилитаристским , поэтому реакция на Кропоткина также подорвала репутацию коммунистической фракции. [42]
В зимний период Bluestocking был основан феминистский журнал . Анархо -феминистка Ито Ноэ стала редактором этого журнала в 1915 году, и одним из видов деятельности, которую она предприняла в этой роли, был перевод некоторых произведений Эммы Гольдман. [43]
Осуги Сакаэ, как и многие анархисты, верил в доктрину свободной любви . Он лично жил в соответствии со своими ценностями, вступая в два отношениях вне брака: с Ито и другой женщиной по имени Камичика Ичико . Это вызвало скандал в ноябре 1916 года, когда Камичика нанес удар Осуги ножом из-за ее неудовлетворенности отношениями. Он выжил и позже женился на Ито. [44]
Конец зимнего периода [ править ]
«Зимний период» подошел к концу в 1918 году, когда строгие репрессии против левых движений, введенные японским правительством, столкнулись с растущими социальными волнениями. Во время Первой мировой войны японская промышленность быстро расширялась, и в сочетании с вдохновением от Русской революции 1917 года это привело к огромному росту рабочего движения . [40] Более 66 000 рабочих были вовлечены в трудовые споры, несмотря на то, что забастовки по-прежнему были технически незаконными. Инфляция также привела к экономическим беспорядкам в форме рисовых бунтов 1918 года . [45] Преследование активистов-анархистов не закончилось в 1918 году, но оно уже не было таким всеобъемлющим, как в предыдущие годы. [46]
Растущие профсоюзы были встречены с энтузиазмом анархистским движением и быстро закрепились. Идеологически анархисты выступали за децентрализованную структуру профсоюзов, что встретило сопротивление со стороны других фракций внутри профсоюзов: реформистов, которые на раннем этапе возглавляли большинство профсоюзов; и японские большевики, которые стремились подражать революции, достигнутой Владимиром Лениным . [47] Ядро анархистского профсоюзного движения составляли профсоюзы печатников, общая численность которых к 1924 году составляла 3850 человек. [48]
В начале 1920-х годов анархисты были в некоторой степени готовы сотрудничать с большевистской фракцией из-за (хотя и ограниченного) идеологического родства. Кансон Арахата был среди тех анархо-синдикалистов, которые обратились к большевизму после 1917 года, а позже лично участвовал в основании Коммунистической партии Японии в 1922 году . Эти связи позволили двум фракциям реализовать совместные проекты, такие как совместный союз профсоюзов и совместные демонстрации в Первомай 1920 года. [49] Еще одна такая связь возникла через журнал «Родо Ундо» , основанный Осуги Сакаэ в октябре 1919 года для освещения и поддержки рабочего движения. В 1920 году Коминтерн сам помог профинансировать вторую серию публикаций журнала в 1921 году. [50]
К 1922 году произошел раскол между анархистами и большевиками, названный по-японски Ана-Бору Ронсо . [40] Идеологические разногласия, особенно анархистское настойчивое требование децентрализации профсоюзного движения, внесли значительный вклад в этот раскол и усугубились правительственными репрессиями. [51] Анархисты также возражали против действий российских большевиков, а сам Осуги пересмотрел свое сотрудничество с большевистской фракцией после советских атак на махновщину и кровавого подавления Кронштадтского восстания . [52]
Некоторые анархисты снова были вынуждены пойти на терроризм, когда были разочарованы правительственным подавлением. В их число входили «Гирочинша» (Общество гильотины), японская анархистская группа родом из Осаки. [53] которые были причастны к убийствам из мести японским лидерам в середине 1920-х годов. [54] Накахама Тецу, поэт-анархист и член Гирочинша , был казнен в 1926 году за свою деятельность. [55]
Осуги Сакаэ был переводчиком и сыграл важную роль в поддержании тесных контактов между японскими анархистами и остальным миром. он участвовал в собрании Международной ассоциации рабочих в 1923 году. Незадолго до своего убийства [37]
Инцидент в Амакасу [ править ]
К 1923 году Осуги стал явным лидером анархистского движения. В ответ государство использовало беспорядки вокруг Великого землетрясения Канто 1923 года как предлог для задержания Осуги и Ито Ноэ, которая теперь была его женой. По словам писателя и активиста Харуми Сетучи , Ито, Осуги и его 6-летний племянник были арестованы, избиты до смерти и брошены в заброшенный колодец отрядом военной полиции под руководством лейтенанта Масахико Амакасу . [56] По словам литературоведа Патрисии Морли, Ито и Осуги были задушены в своих камерах. [57]
Однако оба отчета сходятся в том, что оба или все заключенные были жестоко казнены даже без формального суда, где осуждение и смертный приговор в случае двух взрослых, вероятно, были бы предрешены. Это стало известно как инцидент в Амакасу и вызвало много гнева, включая террористические действия со стороны таких групп, как Гирочинша . Историк Джон Крамп утверждал, что «самый способный анархист своего поколения снова был убит», повторяя казнь Котоку Сюсуя всего двенадцатью годами ранее. [58]
Развитие «чистого» анархизма 1923–1945 ( )
После смерти Осуги доминирующей тенденцией в японском анархизме стал «чистый» анархизм. [59] Эта тенденция, которая была формой анархо-коммунизма, была реакцией на анархо-синдикализм, который поддерживал Осуги. Его отстаивали Иваса Сакутаро и другой анархист по имени Хатта Сюдзо. [2] Ярлык «чистого» анархизма не был самоописанием, а возник как попытка высмеять кажущееся высокомерие идеологии. [60] считал его «чистым» который стал привлекательным для многих анархистов из-за того, что марксизм . [2] Развитие чистого анархизма способствовало расколу анархистского движения на чистых анархистов и анархо-синдикалистов. [61]
Хатта Сюзо стал самой влиятельной фигурой в японском анархизме после 1923 года, участвуя в движении с 1924 по 1932 год. [62] Он был христианским пастором и защитником левых идей в своей общине, но был изгнан из-за проведения поминальной службы по Осуги Сакаэ. [63] Таким образом, влияние Хатты в анархистском движении было обусловлено использованием им своих навыков публичных выступлений. [64]
Хатта был типичным чистым анархистом, стремившимся, в частности, устранить влияние капитализма и большевизма. [65] Он интерпретировал эти два понятия как по сути схожие, поскольку большевистская индустриализация в России включала в себя те же эксплуататорские элементы, что и капитализм, а именно разделение труда и неспособность сосредоточиться на средствах к существованию людей. [66] Во многом так же, как он критиковал большевизм, он выступал против анархо-синдикализма, поскольку он включал в себя профсоюзы и, следовательно, был зеркальным отражением капиталистического разделения труда. [67] Вместо этого Хатта выступал за децентрализованное общество, в котором местные общины занимались в основном сельским хозяйством и мелкой промышленностью, что он считал единственным способом избежать неравномерного распределения власти. [67]
Кокурен и Зенкоку Дзирен [ править ]
В конце 1920-х годов в японском анархистском движении существовало две основные организации: федерация Кокурен и союз Зенкоку Дзирен . Эти двое были тесно связаны, их отношения сравнивали с отношениями между испанской федерацией FAI и союзом CNT (хотя японские и испанские анархисты различались по идеологии). [68]
Кокурен уходит корнями в развитие демократии в эпоху Тайсё . В декабре 1925 года коалиция левых сформировала Фермерско-лейбористскую партию , чтобы воспользоваться преимуществами демократического развития. Анархисты выступили против этого, считая политические партии всех видов оппортунистами, которые в конечном итоге укрепляют государство, и поэтому сорвали первую конференцию. Партия была запрещена властями в день ее основания, но анархисты воодушевились своим успехом и начали формировать собственную организацию. [69] В результате этого процесса возникла федерация Кокусёку Сэйнэн Рэнмей («Лига черной молодежи»), или Кокурен , которая была образована в январе 1926 года. сокращенно [70]
Хотя его название указывало на ориентацию на молодежные ассоциации, оно получило поддержку из различных источников, включая рабочее движение и профсоюзы. На ранних этапах своего существования она открыто поддерживала эти профсоюзы наряду с синдикалистской идеей классовой борьбы , хотя чистые анархисты, такие как Хатта Сюзо, также были частью организации с самого начала. [71] Кокурен быстро расширился, и по всей Японии появились региональные федерации, распространившиеся даже на оккупированные японцами Корею и Тайвань. [72] Ее информационным органом была газета «Кокусёку сэйнэн» («Черная молодежь»), выходившая с апреля 1926 года. [73]
Зэнкоку Дзирен — федерация профсоюзов, образованная в мае 1926 года. Полностью она называлась Зэнкоку Родо Кумиай Дзию Рэнгокай («Всеяпонская либертарианская федерация профсоюзов»). [74] и началось с 8 372 членов. [68] Анархо-синдикалист Исикава Санширо помог основать его. [61] и при своем основании он сильно опирался на синдикалистскую идеологию, особенно отражая французский профсоюз CGT. [75] Ее приверженность «либертарианской федерации», которая давала членским профсоюзам автономию и возможность свободно решать свои собственные споры, привлекала потенциальных членов. [76] Это означало, что Zенкоku Jiren быстро рос после своего основания, и его члены были активно вовлечены в трудовые споры. [77] Медиа-органом этой организации был «Дзию Рэнго» , который выходил с июня 1926 года. [78]
Кокурен и Зенкоку Дзирен часто сотрудничали в активизме, например, в совместной кампании против казни Сакко и Ванцетти , двух итальянских анархистов в Соединенных Штатах. [79] Тем не менее, эти двое различались: Кокурен был более теоретизирован по своей природе и, следовательно, более не желал идти на компромисс. [79] Этот теоретический характер был подчеркнут влиянием Хатты Сюдзо в организации. статью В конце 1927 года Хатта опубликовал в журнале Kokushoku Seinen под названием «Исследование синдикализма», в которой резко критиковал анархо-синдикализм, и Кокурен быстро стал оплотом чистого анархизма. [80]
Дивизия и подавление в военное время [ править ]
Напряженность между анархо-синдикалистской фракцией и чисто анархистской фракцией росла с 1927 года. Когда Зэнкоку Цзирен по ошибке отправил делегатов на конференцию, организованную большевистским Профинтерном в 1927 году, Кокурен отнесся к их действиям крайне скептически и открыто осудил «оппортунистические» элементы внутри своего коллеги. [81] Обе стороны укрепились, поскольку в июне 1927 года синдикалисты в Кокурене начали издавать собственную газету в ответ на усиливающиеся нападки со стороны чистого анархистского большинства. [82] Брошюра Ивасы Сакутаро под названием «Анархисты отвечают вот так», опубликованная в июле 1927 года, еще больше спровоцировала раскол, критикуя анархо-синдикалистскую теорию, такую как идея классовой борьбы. [82]
В марте 1928 года Зэнкоку Цзирен состоялась вторая национальная конференция . Напряженность между двумя фракциями только росла, несмотря на призыв к единству в письме Огюстена Суши , секретаря анархистской Международной ассоциации рабочих, в январе 1928 года. [83] В ответ на яростный тон дебатов и насмешки со стороны членов Кокурен на конференции анархо-синдикалисты решили выйти из Зенкоку Дзирен и уйти. [84] В течение следующих нескольких лет все анархистские группы приняли участие в процессе, который включал разделение чистых и анархо-синдикалистских фракций. [85]
Зэнкоку Цзижэнь , в котором сейчас доминируют чистые анархисты, отвергавшие синдикалистскую тактику, считал, что профсоюзы не являются революционными по своей сути. В результате, когда они были вовлечены в трудовые споры, организация отвлекала внимание от непосредственных обстоятельств и обращала внимание на свою долгосрочную цель — анархистскую революцию. [86] Кокурен , с другой стороны, предпринял безрассудные и насильственные действия, чтобы вызвать эту революцию, что привело к коллапсу членства. Каждый выпуск «Кокусёку Сэйнэн» был запрещен к продаже, и эта радикализация лишь способствовала его превращению из общенациональной федерации в небольшую группу радикалов. Группа окончательно исчезла в 1931 году. [87]
Анархо-синдикалисты сформировали несколько отдельных групп, кульминацией которых в конечном итоге стала объединенная организация, названная Дзикё . сокращенно [88] В 1931 году в Дзикё насчитывалось 3000 членов по сравнению с 16300 членами Зенкоку Дзирен . Это был пик членства для обеих групп. [89] начиная с 1931 года японское государство все активнее подавляло политическое инакомыслие после начала войны в Маньчжурии . [90] Хатта Сюдзо опубликовал свою последнюю работу в 1932 году. [91]
В 1934 году две анархистские профсоюзные федерации решили воссоединиться в отчаянной попытке выживания. Однако в 1934 году воссоединившаяся Зэнкоку Цзижэнь насчитывала всего четыре тысячи членов, а к 1935 году она сократилась вдвое до 2000. [92] Другой организацией, созданной в попытке противостоять государственному угнетению, была «Анархистская коммунистическая партия» ( Нихон Мусейфу Кёсанто ), образованная в январе 1934 года. [93] Он пошел на компромисс с анархистскими принципами и подвергся резкой критике, в частности, со стороны Ивасы Сакутаро, который утверждал, что они были «большевиками» за приверженность партийной организации. [94]
В конце 1935 года партия предприняла попытку ограбления банка с целью получения средств. Это не удалось, и последующее расследование раскрыло ранее секретную Анархистскую Коммунистическую партию. В ответ на это открытие японские власти арестовали около 400 анархистов, независимо от того, были ли они членами партии. [95] Это опустошило анархистское движение, и Зэнкоку Цзижэнь был вынужден распуститься в начале 1936 года. [95] Позже в 1936 году еще 300 анархистов были арестованы после того, как государство сфабриковало «инцидент Носейша», названный в честь другой, несуществующей организации. [96]
Такого рода репрессии продолжались и, по сути, лишили анархистов возможности организоваться. Последней выжившей группой был анархо-синдикалистский Токийский союз печатников, исчезнувший в 1938 году. [90] Даже после подавления некоторые японские анархисты продолжали сражаться в гражданской войне в Испании на стороне CNT. [97]
После Второй мировой войны [ править ]
После войны Исикава Санширо написал «Япония 50 лет спустя» , представляя японское общество после анархистской революции. В этой работе он выступал за мутуалистическую экономику на кооперативной основе. Он также поддерживал нудизм как выражение свободы и, в отличие от своих современных анархистов, поддерживал сохранение японского императора как символа общественной привязанности. [98]
федерация анархическая Японская
Анархисты объединились в новую Японскую анархистскую федерацию в мае 1946 года. К ней присоединились как анархо-коммунисты, так и анархо-синдикалисты, стремясь исправить свое довоенное разделение. [99] Многие из ведущих фигур были такими же, как и до войны, в них участвовали Исикава Санширо и Иваса Сакутаро. Иваса был избран председателем Национального комитета Федерации, выполняя в основном организационную роль. [100] В июне 1946 года они начали издавать журнал, названный «Хеймин Синбун» в честь журнала Котоку Сюсуи. [101]
Тем не менее организации не удалось получить широкой поддержки со стороны широкой общественности из-за ряда факторов. Анархисты подвергались дискриминации из-за политики антикоммунизма, проводимой оккупационными силами союзников под руководством Америки , а анархисты также столкнулись с противодействием со стороны Коммунистической партии Японии и ее сильного присутствия профсоюзов . [102] Земельная реформа, начатая после войны, также эффективно уничтожила класс фермеров-арендаторов, которые составляли основную базу довоенного анархистского движения. [99] Анархисты внутри JAF также были разделены по поводу своей политической стратегии и часто ссорились между собой. оказался идеализм, а не практические соображения населения, В центре внимания Хеймин Синбун и это препятствовало их способности заручиться общественной поддержкой. [101]
Напряженность между «чистыми» и анархистами-синдикалистами возобновилась из-за отсутствия у них успеха. В мае 1950 года образовалась расколовшаяся организация «Анархо-синдикалистская группа» (Анаруко Санджикарисуто Гурупу) . [99] К октябрю 1950 года организация окончательно раскололась и была распущена. [103] В июне 1951 года анархо-коммунисты создали «Японский анархистский клуб» (Нихон Анакисуто Курабу) . Примечательно, что Иваса последовал за коммунистами и присоединился к клубу, лишив Федерацию центральной фигуры. [99]
Переосмысление [ править ]
К 1956 году Японская анархическая федерация была реформирована. [104] хотя и без воссоединения с коммунистической фракцией. [99] В том же году JAF начал издавать новый журнал Kurohata («Черный флаг»), который позже был переименован в Jiyu-Rengo («Либертарианская федерация»). [97] Среди последних новый теоретик анархизма по имени Осава Масамичи стал приобретать известность . Он выступал за более постепенную революцию, уделяя особое внимание социальным и культурным, а не политическим вопросам. Его идеи были противоречивыми, некоторые осуждали их как «ревизионистские», но он прочно утвердил более реформистское направление в анархистском движении. [105]
Будучи анархистским движением, Федерация неоднократно поддерживала прямые действия на протяжении своего существования. Одним из наиболее значительных из них было его участие в массовых протестах Анпо против пересмотра американо-японского договора о безопасности в 1960 году. Огромные демонстрации охватили крупные города, а федерация труда Сохё и другие устроили забастовки, в которых приняли участие от 4 до 6 миллионов человек. рабочие. Тем не менее, договор был продавлен правительством. Разочарование в конституционной политике привело к тому, что «основная» фракция студенческого движения Дзенгакурен присоединилась к JAF и призвала к политическому насилию как форме протеста. [106] Аналогичный протест вспыхнул в 1965 году против договора с Южной Кореей и имел аналогичный результат.
Осава прокомментировал в Jiyu-Rengo , что действия правительства были «возмутительными», но это происходило неоднократно – и что каждый раз, когда журналисты говорили об «угрозе парламентской демократии», два лагеря партийных политиков яростно осуждали действия друг друга. , но затем заключил перемирие и проигнорировал проблему. [107] Из-за этого разочарования анархизм получил распространение в протестном движении, включая студенческое движение Дзэнкиото, созданное во время протестов против войны во Вьетнаме. Рост групп протеста побудил Японскую анархистскую федерацию провозгласить в 1968 году «Начало эры прямого действия». [108] Кульминацией этого стала оккупация Токийского университета студентами-анархистами на несколько месяцев в 1968 году. [109]
Несмотря на это, анархизм, поддерживаемый этими студентами, не соответствовал анархизму JAF. «Совет единой борьбы» в университете объявил их «аристократическими анархистами», борющимися не от имени рабочих, а за себя, пытающимися отрицать свои аристократические атрибуты, участвуя в политической борьбе. [109] Осава, например, одобрял использование насильственной тактики, но опасался, что она слишком отделена от масс, утверждая, что «это приведет к новому сталинизму», даже если это действительно удастся. [110]
Отделение Японской анархической федерации от современных политических протестов продемонстрировало слабость организации. В 1968 году организация была окончательно расформирована. [111] Он решил «творчески распуститься» в попытке сформулировать новые формы организации и официально объявил о своем роспуске в Джию-Ренго 1 января 1969 года. [112]
Его анархо-коммунистический соперник, Японский анархистский клуб, продолжал активную деятельность и после этого, издавая журнал до марта 1980 года. [99]
с анархизмом Связь корейским
Корейский и японский анархизм развивались в тесной связи друг с другом. Пока Корея находилась под японской оккупацией , корейские радикалы впервые познакомились с анархизмом в Китае и Японии. [113] Благодаря развитию японской левой мысли и переводам основных произведений корейцы в Японии часто имели больший доступ как к социалистическим, так и к анархистским материалам, что способствовало распространению этих идеологий. [114] Например, корейский анархист И Юнджун был привлечен к анархизму благодаря переводам Осуги Сакаэ работ анархистского теоретика Петра Кропоткина, и находился под влиянием как Котоку Сюсуи , так и китайского анархиста Лю Шифу . [115]
Одной из основных целей корейского анархистского движения была независимость от японского колониального господства . [116] Несмотря на это, их конечной целью во все времена была социальная революция , а не просто национальная независимость. Попытки создать анархистские организации в Корее регулярно подавлялись японским колониальным правительством, поэтому корейский анархизм часто развивался в самой Японии. [117] Корейские активисты в Японии часто работали в тесном сотрудничестве со своими японскими коллегами, и несколько японских анархистов, в том числе Сакаи Тошихико , Осуги Сакаэ, Хатта Сюдзо и Иваса Сакутаро, поддерживали усилия этих проживающих в Японии корейцев. [118] Осуги пользовался особым влиянием среди этой группы и был сторонником независимости Кореи. [119]
Эти базирующиеся в Японии корейские анархисты создали несколько организаций. В их число входило Братское общество корейцев ( Чосонин чинмохоэ ), «первая корейская организация, ориентированная на анархизм в Японии», которая была создана в Осаке в 1914 году. [120] Общество «Черная волна» ( Heukdo hoe ) было основано в Токио в 1921 году, и ему также помогали японские анархисты. [121]
Информационный орган Общества «Черная волна» под названием «Черная волна» издавался на японском языке и редактировался корейским анархистом Пак Ёлем . Он провозгласил поддержку объединения Японии и Кореи, а в конечном итоге и всего мира. [122] идея, которая возникла из выдающегося транснационалистического аспекта корейской анархистской мысли того времени. [117] Японский анархист Фумико Канеко присоединилась к Обществу. [122] и завязала романтические отношения с Бак Ёлем, который лично разделял ее склонность к самоописанию как нигилистки, а не анархистки. [123]
Корейские анархисты даже принимали непосредственное участие в деятельности японских анархистов. Основанное в 1926 году Общество чёрного движения ( Хёксаек ундонгса ) стало зарегистрированным членом Японской лиги чёрной молодёжи ( Кокурен ). [124] Эта тесная связь означала, что раскол между «чистыми» анархистами и анархо-синдикалистами, который произошел в японских организациях, был воспроизведен и в корейском движении. [123]
В Китае и Восточной Азии [ править ]
Японские и корейские анархисты одинаково участвовали в анархистской борьбе в Китае . Иваса Сакутаро был среди приглашенных в Китай. [125] провел там два года с 1927 по 1929 год. [126] Иваса вместе с другими японскими, тайваньскими, корейскими и китайскими активистами работал вместе над совместными проектами, такими как Шанхайский университет труда, эксперимент с новыми образовательными учреждениями и теориями. [127]
Во время своего пребывания в Китае Иваса планировал создать «Большой альянс анархистов Восточной Азии». Идея была первоначально предложена китайским анархистом Ю Со в 1926 году, который выступал против «безумной волны» патриотизма среди корейских, индийских , филиппинских , вьетнамских и тайваньских анархистов, демонстрируя огромный размах идеи. [128] В сентябре 1927 года это было реализовано на практике, когда около 60 анархистов из Китая, Тайваня, Японии, Кореи, Вьетнама и Индии собрались в Нанкине, чтобы организовать «Восточную анархистскую лигу». Лига основала штаб-квартиру в Шанхае, создала сеть, объединяющую анархистов всего региона, и издала журнал под названием «Восток» ( Дунбанг ), первый номер которого вышел в августе 1928 года. [129]
Хронология [ править ]
- 1907-1909: Ассоциация восстановления прав женщин активно действует среди китайской диаспоры в Японии.
- 1908: Инцидент с красным флагом
- 1910: Инцидент с государственной изменой
- 1920-е годы: Гирочинша замышляет убить японскую императорскую семью.
- 1923: Инцидент в Амакасу привел к гибели Осуги Сакаэ и Ито Ноэ , а также шестилетнего племянника Осуги от рук военной полиции.
- 1926–1935: Национальная либертарианская федерация профсоюзов . Действует
- 1946–1968: Японская анархическая федерация . Действует
- анархистская и партизанская группа «Новых левых» Восточноазиатский антияпонский вооруженный фронт . 1972–1975: Активна
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Боуэн Раддекер 2009 , с. 1; Маршалл 1993 , с. 523-524.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Боуэн Раддекер 2009 , с. 1.
- ^ Крамп 1996a , стр. 158–159.
- ^ Цузуки 1966 , стр. 30.
- ^ Цузуки 1966 , стр. 31-32.
- ^ Цузуки 1966 , стр. 32.
- ^ Элисон 1967 , с. 440.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Цузуки 1966 , стр. 33.
- ^ Нельсон 2009a , с. 1.
- ^ Крамп 1996a , с. 160.
- ^ Элисон 1967 , стр. 445; Цузуки 1966 , стр. 33.
- ^ Нотехельфер 1971 , стр. 106–107.
- ^ Элисон 1967 , с. 448.
- ^ Элисон 1967 , с. 445.
- ^ Элисон 1967 , стр. 438; Цузуки 1966 , стр. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамп 1996a , стр. 160–161.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цузуки 1966 , стр. 34.
- ^ Крамп 1996a , с. 161.
- ^ Элисон 1967 , с. 454.
- ^ Элисон 1967 , с. 455.
- ^ Элисон 1967 , с. 457.
- ^ Крамп 1993 , с. 21.
- ^ Крамп 1993 , стр. 23–24.
- ^ Крамп 1993 , с. 22.
- ^ Эллисон 1967 , с. 458–459.
- ^ Крамп 1993 , с. 24; Цузуки 1966 , с. 34.
- ^ Элисон 1967 , с. 465.
- ^ Цузуки 1966 , стр. 35–36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамп 1993 , с. 26.
- ^ Цузуки 1966 , стр. 35.
- ^ Элисон 1967 , с. 439.
- ^ Крамп 1993 , стр. 27–28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крамп 1993 , с. 30.
- ^ Цузуки 1966 , стр. 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цузуки 1966 , стр. 37.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Крамп 1993 , с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нельсон 2009b , с. 1.
- ^ Крамп 1996a , стр. 162–163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Крамп 1993 , с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Цузуки 1970 , стр. 503.
- ^ Крамп 1993 , с. 34.
- ^ Крамп 1993 , с. 33.
- ^ Нельсон 2009c , с. 1.
- ^ Нельсон 2009b , с. 1; Цузуки 1966 , стр. 39–40.
- ^ Крамп 1993 , с. 35.
- ^ Крамп 1993 , с. 36.
- ^ Крамп 1993 , стр. 36–37.
- ^ Крамп 1993 , с. 38.
- ^ Крамп 1993 , стр. 38–39; Цузуки 1966 , стр. 40–41.
- ^ Крамп 1993 , стр. 38–39.
- ^ Цузуки 1966 , стр. 41.
- ^ Крамп 1993 , стр. 40–41.
- ^ Крамп 1993 , с. 42; Цузуки 1970 , с. 503.
- ^ Боуэн Раддекер 1997 , с. 131.
- ^ Мортон 2004 , стр. 45–46.
- ^ Сетуши 1993 , стр. 18–19.
- ^ Морли 1999 , с. 19.
- ^ Крамп 1993 , с. 43.
- ^ Крамп 1996a , с. 164.
- ^ Крамп 1996a , с. 165.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 1993 , с. 525.
- ^ Крамп 1993 , с. 45.
- ^ Крамп 1993 , стр. 54–55.
- ^ Крамп 1993 , с. 58.
- ^ Крамп 1993 , с. 61.
- ^ Крамп 1993 , стр. 61–62.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамп 1993 , с. 63.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамп 1993 , с. 75.
- ^ Крамп 1993 , с. 69; Маршалл 1993 , с. 525.
- ^ Крамп 1993 , стр. 69–70; Крамп 1996а , с. 167.
- ^ Крамп 1993 , стр. 69–72.
- ^ Крамп 1993 , с. 70.
- ^ Крамп 1993 , стр. 70–71.
- ^ Крамп 1993 , стр. 74–75; Крамп 1996а , с. 167.
- ^ Крамп 1993 , с. 77.
- ^ Крамп 1993 , стр. 77–78.
- ^ Крамп 1993 , стр. 79–80.
- ^ Крамп 1993 , с. 78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамп 1993 , с. 80.
- ^ Крамп 1993 , с. 74.
- ^ Крамп 1993 , с. 81.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамп 1993 , с. 82.
- ^ Крамп 1993 , стр. 84–85.
- ^ Крамп 1993 , стр. 83–87.
- ^ Крамп 1993 , стр. 87–89.
- ^ Крамп 1993 , стр. 89–90.
- ^ Крамп 1993 , стр. 93–94.
- ^ Крамп 1993 , с. 96.
- ^ Крамп 1993 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуэн Раддекер 2009 , с. 2.
- ^ Крамп 1993 , с. 161.
- ^ Крамп 1993 , с. 171.
- ^ Крамп 1993 , стр. 180–184.
- ^ Крамп 1996a , с. 168.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крамп 1993 , с. 184.
- ^ Крамп 1993 , с. 185.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 1993 , с. 526.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 505–506.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Крамп 1996а , с. 170.
- ^ Крамп 1996a , с. 169.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цузуки 1970 , стр. 506.
- ^ Крамп 1996a , стр. 169–170.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 507.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 508.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 511.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 509.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 512–513.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 516–517.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маршалл 1993 , с. 527.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 519–520.
- ^ Боуэн Раддекер 2009 , стр. 2–3.
- ^ Цузуки 1970 , стр. 501.
- ^ Хван 2010 , стр. 96–97.
- ^ Хван 2010 , стр. 100–101.
- ^ Хван 2010 , с. 102.
- ^ Хван 2010 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хван 2009 , с. 1.
- ^ Хван 2009 , с. 2; Хван 2010 , с. 109.
- ^ Хван 2010 , стр. 102–103.
- ^ Хван 2010 , с. 109.
- ^ Хван 2009 , стр. 1–2; Хван 2010 , с. 110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хван 2010 , с. 110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хван 2010 , с. 104.
- ^ Хван 2009 , с. 2; Хван 2010 , с. 110.
- ^ Хван 2010 , с. 119.
- ^ Крамп 1996a , с. 167.
- ^ Хван 2010 , стр. 117, 119.
- ^ Хван 2010 , стр. 120–121.
- ^ Хван 2010 , с. 121.
Библиография [ править ]
- Боуэн Раддекер, Элен (1997). Коварные женщины императорской Японии: патриархальные вымыслы, отцеубийственные фантазии . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415171120 .
- Боуэн Раддекер, Элен (2009). «Анархизм, Япония». В Нессе, И. (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–3. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0062 . ISBN 9781405198073 .
- Крамп, Джон (1993). Хатта Сюдзо и чистый анархизм в межвоенной Японии . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1007/978-1-349-23038-9 . ISBN 978-1-349-23040-2 .
- Крамп, Джон (1996a), «Анархистский коммунизм и лидерство: случай Ивасы Сакутаро», в книге Нири, Ян (ред.), Лидеры и лидерство в Японии , Японская библиотека, стр. 155–174.
- Элисон, Джордж (1967). «Котоку Сюсуй: Изменение мышления». Памятник Ниппонике . 22 (3/4): 437–467. дои : 10.2307/2383076 . JSTOR 2383076 .
- Хане, Микисо (2003) [1982]. «Женщины-бунтовщики». Крестьяне, повстанцы, женщины и изгои: обратная сторона современной Японии (2-е изд.). Мэриленд : Издательство Rowman & Littlefield. стр. 246–293. ISBN 0-7425-2525-2 . LCCN 2002151950 .
- Хван, Донён (2009). «Анархизм, Корея». В Нессе, И. (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–3. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0063 . ISBN 9781405198073 .
- Хван, Донён (2010), «Корейский анархизм до 1945 года: региональный и транснациональный подход», Хирш, Стивен; ван дер Вальт, Люсьен (ред.), Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870–1940: Практика национального освобождения, интернационализма и социальной революции , стр. 95–130, ISBN 978-90-04-18849-5
- Кониси, Шо (2007). «Возобновление «Открытия Японии»: русско-японская революционная встреча и видение анархического прогресса» . Американский исторический обзор . 112 (1): 101–130. дои : 10.1086/ahr.112.1.101 . ISSN 1937-5239 .
- Маршалл, Питер Х. (1993). "Япония". Требование невозможного . Лондон : Фонтана Пресс . стр. 523–527. ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 1042028128 .
- Морли, Патрисия (1999). Гора движется: жизнь японских женщин . Издательство Университета Британской Колумбии. ISBN 9780774806756 .
- Мортон, Лейт (2004). Модернизм на практике: введение в послевоенную японскую поэзию . Гавайский университет Press. ISBN 9780824827380 . JSTOR j.ctvvn3p8 .
- Нельсон, Дэвид Г. (2009a). «Исикава Санширо (1876–1956)». В Нессе, И. (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Джон Вили и сыновья, ООО с. 1. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0784 . ISBN 9781405198073 .
- Нельсон, Дэвид Г. (2009b). «Осуги Сакаэ (1885–1923)». В Нессе, И. (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–2. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1132 . ISBN 9781405198073 .
- Нельсон, Дэвид Г. (2009c). «Ито Ноэ (1895–1923)». В Нессе, И. (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–2. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0802 . ISBN 9781405198073 .
- Нохельфер, Фредерик Джордж (1971). «Глава 4: Пацифистская оппозиция Русско-японской войне 1903–1905 годов» . Котоку Сюсуй: Портрет японского радикала . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-07989-1 . LCCN 76134620 . OCLC 142930 .
- Сетучи, Харуми (1993). Красота в беспорядке (1-е изд.). Ратленд, Вермонт: Компания Чарльза Э. Таттла. ISBN 0-8048-1866-5 .
- Сиверс, Шэрон Л. (1983). Цветы в соли: Начало феминистского сознания в современной Японии . Стэнфорд : Издательство Стэнфордского университета . стр. 114–188. ISBN 0-8047-1165-8 . ЛЦН 82-60104 .
- (1966). «Котоку, Осуги и японский анархизм». социальных исследований Хитоцубаши . 3 (1): Цузуки, Чушичи Журнал 30–42 .
- Цузуки, Чушичи (1970). «Анархизм в Японии». Правительство и оппозиция . 5 (4): 501–522. дои : 10.1111/j.1477-7053.1970.tb00513.x . S2CID 144716648 . (Также опубликовано в Аптер, Дэвид Э.; Джолл, Джеймс, ред. (1971). Анархизм сегодня . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 105–126. ISBN 978-0-333-12041-5 . OCLC 195124 . )
Дальнейшее чтение [ править ]
- Крамп, Джон (апрель 1992 г.). «Анархистская оппозиция японскому милитаризму, 1926–1937». Японский форум . 4 (1): 73–79. дои : 10.1080/09555809208721445 . ISSN 0955-5803 – через Тейлора и Фрэнсиса .
- Крамп, Джон (1996b). Анархистское движение в Японии, 1906–1996 гг . Лондон: Анархо-коммунистическая федерация. OCLC 51959102 .
- Грэм, Роберт (2005). «Анархизм в Японии и Корее». Анархизм: документальная история либертарианских идей, том первый . Монреаль: Книги Черной розы. ISBN 1-55164-250-6 .
- Лардж, Стивен С. (1977). Романтика революции в японском анархизме и коммунизме периода Тайсё . Издательство Кембриджского университета.
- Крамм, Роберт (март 2021 г.). «Трансимперский анархизм: кооперативистская коммуналистская теория и практика в имперской Японии» . Современные азиатские исследования . 55 (2): 552–586. дои : 10.1017/S0026749X19000337 . ISSN 0026-749X . S2CID 218922170 . ПроКвест 2575744065 .
- Сиота, Сёби (1965). Котоку Сюсуи но Никки то Шокан [Дневники и письма Котоку Сюсуи] .
Внешние ссылки [ править ]
- Запись в библиографии японского анархизма в Архиве анархии
- Японский раздел - Анархическая библиотека
- Раздел Японии - Libcom.org
- Кристофер Вонг (28 апреля 2022 г.). «Японские анархисты» . Это могло произойти здесь (подкаст). Классная Зона Медиа . Проверено 2 мая 2022 г.