Jump to content

Анархизм

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница полузащищена

Анархизм – это политическая философия и движение , которое выступает против всех форм власти и стремится упразднить институты, которые, как он утверждает, поддерживают ненужное принуждение и иерархию , обычно включая государство и капитализм . Анархизм выступает за замену государства безгосударственными обществами и добровольными свободными ассоциациями . Будучи исторически левым движением, такое прочтение анархизма помещается в крайне левую , часть политического спектра обычно описываемого как либертарианское крыло социалистического движения ( либертарианский социализм ).

Хотя следы анархистских идей встречаются на протяжении всей истории, современный анархизм возник в эпоху Просвещения . Во второй половине XIX и первых десятилетиях XX века анархистское движение процветало в большинстве частей мира и сыграло значительную роль в борьбе рабочих за освобождение . различные анархистские школы мысли В этот период сформировались . Анархисты принимали участие в нескольких революциях, в первую очередь в Парижской Коммуне , Гражданской войне в России и Гражданской войне в Испании , конец которой ознаменовал конец классической эпохи анархизма . В последние десятилетия 20-го и в 21-м веках анархистское движение снова возродилось, его популярность и влияние росли в антикапиталистических , антивоенных и антиглобалистских движениях.

Анархисты используют разнообразные подходы , которые в целом можно разделить на революционную и эволюционную стратегии ; между ними существует значительное совпадение. Эволюционные методы пытаются смоделировать то, каким могло бы быть анархическое общество, но революционная тактика, которая исторически принимала насильственный характер, направлена ​​на свержение власти и государства. Многие аспекты человеческой цивилизации находились под влиянием анархистской теории, критики и практики .

Этимология, терминология и определение

Вильгельм Вейтлинг — пример писателя, который дополнил анархистскую теорию, не используя точный термин. [1]

Этимологическое происхождение анархизма происходит от древнегреческого анархия (ἀναρχία), что означает «без правителя», состоящего из приставки ан- («без») и слова архос («лидер» или «правитель»). Суффикс -изм обозначает идеологическое течение, благоприятствующее анархии . [2] Анархизм появляется в английском языке с 1642 года как анархизм и анархия с 1539 года; ранние английские обычаи подчеркивали чувство беспорядка. [3] Различные фракции Французской революции называли своих оппонентов анархистами , хотя лишь немногие из обвиняемых разделяли взгляды более поздних анархистов. Многие революционеры XIX века, такие как Уильям Годвин (1756–1836) и Вильгельм Вейтлинг (1808–1871), внесли свой вклад в анархистские доктрины следующего поколения, но не использовали анархизм или анархизм для описания себя или своих убеждений. [4]

Первым политическим философом, назвавшим себя анархистом ( по -французски : anarchiste ), был Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865), что ознаменовало формальное зарождение анархизма в середине 19 века. Начиная с 1890-х годов и начиная с Франции, [5] либертарианство часто использовалось как синоним анархизма. [6] и его использование в качестве синонима до сих пор распространено за пределами Соединенных Штатов. [7] Некоторые варианты использования либертарианства относятся только к индивидуалистической философии свободного рынка , а анархизм свободного рынка, в частности, называется либертарианским анархизмом . [8]

Хотя термин «либертарианец» во многом был синонимом анархизма, [9] его значение в последнее время было разбавлено более широким принятием со стороны идеологически разрозненных групп, [10] включая как « новых левых» , так и либертарианских марксистов , которые не ассоциируют себя с авторитарными социалистами или авангардными партиями , а также крайних культурных либералов , которые в первую очередь озабочены гражданскими свободами . [10] Кроме того, некоторые анархисты используют либертарианскую социалистическую [11] избегать негативных коннотаций анархизма и подчеркивать его связь с социализмом . [10] Анархизм широко используется для описания антиавторитарного крыла социалистического движения . [12] [номер 1] Анархизм противопоставляется социалистическим формам, ориентированным на государство или сверху. [16] Исследователи анархизма обычно подчеркивают социалистические заслуги анархизма. [17] и критиковать попытки создать дихотомию между ними. [18] Некоторые ученые описывают анархизм как имеющий большое влияние либерализма . [10] и быть одновременно либеральным и социалистическим, но в большей степени. [19] Многие ученые отвергают анархо-капитализм как непонимание анархических принципов. [20] [номер 2]

Хотя оппозиция государству занимает центральное место в анархистской мысли, определение анархизма является непростой задачей для ученых, поскольку среди ученых и анархистов ведется много дискуссий по этому вопросу, и различные течения воспринимают анархизм несколько по-разному. [22] [номер 3] Основные элементы определения включают стремление к обществу без принуждения, отказ от государственного аппарата, веру в то, что человеческая природа позволяет людям существовать в таком обществе или продвигаться к нему, а также предложения о том, как действовать для достижения целей. идеал анархии. [25]

История

Домодернистская эпоха

Зенон из Кития ( ок. 334 — ок. 262 до н. э. ), республика которого вдохновила Петра Кропоткина. [26]

Наиболее заметными предшественниками анархизма в древнем мире были Китай и Греция. В Китае философский анархизм (дискуссия о легитимности государства) был изложен даосскими философами Чжуан Чжоу и Лао-цзы . [27] наряду со стоицизмом даосизм «значительно предвкушал» анархизм. Говорят, что [28]

Анархические взгляды выражали также трагики и философы Греции. Эсхил и Софокл использовали миф об Антигоне, чтобы проиллюстрировать конфликт между законами, налагаемыми государством, и личной автономией . Сократ постоянно подвергал сомнению афинские власти и настаивал на праве личности на свободу совести. Циники отвергли человеческий закон ( номос ) и связанные с ним авторитеты, пытаясь жить в соответствии с природой ( физис ). Стоики поддерживали общество, основанное на неофициальных и дружеских отношениях между гражданами без присутствия государства. [29]

В средневековой Европе не было никакой анархической деятельности, за исключением некоторых аскетических религиозных движений. Эти и другие мусульманские движения позже породили религиозный анархизм . В империи Сасанидской Маздак призывал к эгалитарному обществу и отмене монархии , но вскоре был казнен императором Кавадом I. [30]

В Басре религиозные секты проповедовали против государства. [31] В Европе различные секты развили антигосударственные и либертарианские тенденции. [32] Возобновление интереса к античности в эпоху Возрождения и к частным суждениям во время Реформации восстановило элементы антиавторитарного секуляризма, особенно во Франции. [33] Вызовы Просвещения интеллектуальной власти (светской и религиозной) и революции 1790-х и 1848 годов стимулировали идеологическое развитие того, что стало эрой классического анархизма. [34]

современная эпоха

Во время Французской революции партизанские группы, такие как Enrages и санкюлоты, увидели поворотный момент в ферментации антигосударственных и федералистских настроений. [35] Первые анархистские течения возникли в XVIII веке, когда Уильям Годвин поддержал философский анархизм в Англии, морально лишив легитимности государство, мышление Макса Штирнера проложило путь к индивидуализму , а Пьера-Жозефа Прудона теория мутуализма нашла благодатную почву во Франции. [36] К концу 1870-х годов различные анархистские школы мысли стали четко определены, и беспрецедентная на тот момент волна глобализации . с 1880 по 1914 год произошла [37] Эта эпоха классического анархизма длилась до конца гражданской войны в Испании и считается золотым веком анархизма. [36]

Михаил Бакунин выступал против марксистской цели диктатуры пролетариата и объединился с федералистами в Первом Интернационале до его изгнания марксистами.

Опираясь на мутуализм, Михаил Бакунин основал коллективистский анархизм и вступил в Международную ассоциацию рабочих , профсоюз классовых рабочих, позже известный как Первый Интернационал, который сформировался в 1864 году для объединения различных революционных течений. Интернационал стал значительной политической силой, а Карл Маркс был ведущей фигурой и членом его Генерального совета. Фракция Бакунина ( Федерация Юра ) и последователи Прудона (мутуалисты) выступали против государственного социализма , выступая за политическое воздержание и мелкие владения собственностью. [38] После ожесточенных споров бакунисты были исключены из Интернационала марксистами на Гаагском конгрессе 1872 года . [39] Аналогично относились к анархистам и во Втором Интернационале , и в конечном итоге их исключили в 1896 году. [40] Бакунин предсказал, что если революционеры придут к власти на условиях Маркса, они в конечном итоге станут новыми тиранами рабочих. В ответ на исключение из Первого Интернационала анархисты сформировали Сент-Имьерский Интернационал . Под влиянием Петра Кропоткина , русского философа и учёного, анархо-коммунизм совпал с коллективизмом. [41] Анархо-коммунисты, черпавшие вдохновение из Парижской Коммуны 1871 года , выступали за свободную федерацию и распределение товаров в соответствии с потребностями. [42]

К началу 20-го века анархизм распространился по всему миру. [43] Это была примечательная особенность международного синдикалистского движения. [44] В Китае небольшие группы студентов импортировали гуманистическую, пронаучную версию анархо-коммунизма. [45] Токио был горячей точкой для мятежной молодежи из стран Восточной Азии , которая переехала в японскую столицу учиться. [46] В Латинской Америке оплотом была Аргентина анархо -синдикализма , где он стал самой заметной левой идеологией. [47] За это время меньшинство анархистов приняло тактику революционного политического насилия , известную как пропаганда дела . [48] Расчленение французского социалистического движения на множество групп, а также казнь и ссылка многих коммунаров в исправительные колонии после подавления Парижской Коммуны способствовали индивидуалистическому политическому выражению и действиям. [49] Несмотря на то, что многие анархисты дистанцировались от этих террористических актов, движение приобрело позорную славу, и были предприняты попытки предотвратить иммиграцию анархистов в США, включая Закон об иммиграции 1903 года , также называемый Законом об исключении анархистов. [50] Нелегализм был еще одной стратегией, которую некоторые анархисты приняли в этот период. [51]

Нестора Махно видели с членами анархической Революционной повстанческой армии Украины.

Несмотря на опасения, анархисты с энтузиазмом участвовали в русской революции , выступая против Белого движения , особенно в махновщине ; однако они встретили жесткое подавление после большевистского правительства стабилизации , в том числе во время Кронштадтского восстания . [52] Большевистские репрессии против анархистских организаций вызвали серию покушений на российское коммунистическое руководство . [53] Несколько анархистов из Петрограда и Москвы бежали на Украину, прежде чем большевики подавили анархистское движение и там. [52] С репрессиями анархистов в России возникли два новых противоположных течения, а именно платформизм и синтетический анархизм . Первые стремились создать сплоченную группу, которая будет настаивать на революции, в то время как вторые были против всего, что напоминало политическую партию. Видя победы большевиков в Октябрьской революции и последовавшую за ней Гражданскую войну в России , многие рабочие и активисты обратились к коммунистическим партиям , которые выросли за счет анархизма и других социалистических движений. Во Франции и США члены крупных синдикалистских движений, таких как Всеобщая конфедерация труда и «Промышленные рабочие мира», покинули свои организации и присоединились к Коммунистическому Интернационалу . [54]

Во время гражданской войны в Испании 1936–39 анархисты и синдикалисты ( CNT и FAI ) вновь объединились с различными течениями левых. Давняя традиция испанского анархизма привела к тому, что анархисты сыграли ключевую роль в войне, и особенно в Испанской революции 1936 года . В ответ на армейское восстание вдохновленное анархизмом движение крестьян и рабочих при поддержке вооруженных ополчений взяло под свой контроль Барселону и большие территории сельской Испании, где они коллективизировали землю. [55] Советский Союз предоставил некоторую ограниченную помощь в начале войны, но результатом стала ожесточенная борьба между коммунистами и другими левыми в серии событий, известных как Первомайские дни , когда Иосиф Сталин утвердил советский контроль над республиканским правительством, закончившийся очередное поражение анархистов от рук коммунистов. [56]

После Второй мировой войны

Примером усилий Рожавы по поддержке рабочих в создании кооперативов является этот швейный кооператив.

К концу Второй мировой войны анархистское движение было сильно ослаблено. [57] 1960-е годы стали свидетелями возрождения анархизма, вероятно, вызванного предполагаемым провалом марксизма-ленинизма и напряженностью, возникшей в результате холодной войны . [58] В это время анархизм обнаружил присутствие в других движениях, критически настроенных как по отношению к капитализму, так и к государству, таких как антиядерное , экологическое и мирное движения , контркультура 1960-х годов и новые левые . [59] Он также стал свидетелем перехода от своего прежнего революционного характера к провокационному антикапиталистическому реформизму . [60] Анархизм стал ассоциироваться с панк-субкультурой , примером чего являются такие группы, как Crass и Sex Pistols . [61] Устоявшиеся феминистские тенденции анархо-феминизма вернулись с силой во время второй волны феминизма . [62] Черный анархизм начал формироваться в это время и повлиял на отход анархизма от евроцентристской демографии. [63] Это совпало с его неспособностью набрать обороты в Северной Европе и беспрецедентным ростом в Латинской Америке. [64]

На рубеже XXI века популярность и влияние анархизма в антикапиталистических, антивоенных и антиглобалистских движениях возросли. [65] Анархисты стали известны своим участием в протестах против Всемирной торговой организации (ВТО), « Большой восьмерки» и Всемирного экономического форума . Во время протестов специальные анонимные группы без лидеров, известные как черные блоки, участвовали в беспорядках , разрушении собственности и жестоких столкновениях с полицией . Другие организационные тактики, впервые примененные в это время, включают группы по интересам , культуру безопасности и использование децентрализованных технологий, таких как Интернет. Значимым событием этого периода стали противостояния на конференции ВТО в Сиэтле в 1999 году . [65] Анархистские идеи оказали влияние на развитие сапатистов в Мексике и Демократической федерации Северной Сирии, более известной как Рожава , де-факто автономного региона на севере Сирии. [66]

Несмотря на революционные устремления, многие формы анархизма в наши дни не являются конфронтационными. Вместо этого они пытаются построить альтернативный способ социальной организации, основанный на взаимной взаимозависимости и добровольном сотрудничестве. Ученый Карисса Ханивелл берет пример группы коллективов «Еда, а не бомбы» , чтобы подчеркнуть некоторые особенности работы анархистских групп: прямое действие, совместная работа и солидарность с теми, кто остался позади. При этом они сообщают о растущих темпах голода в мире и предлагают политику борьбы с голодом, начиная от прекращения финансирования оружейной промышленности и заканчивая политикой и патентами Monsanto по сохранению семян, помощью фермерам и превращением продуктов питания и жилья в товар. [67] Honeywell также подчеркивает, что современные анархисты заинтересованы в процветании не только людей, но и нелюдей, а также окружающей среды. [68] Honeywell утверждает, что эскалация таких проблем, как непрерывные войны и мировая бедность, показывает, что нынешняя структура не только не может решить эти насущные проблемы человечества, но также является причинным фактором, приводящим к отказу от представительной демократии и государства в целом. [69]

Школы мысли

Анархистские школы мысли обычно группируются в две основные исторические традиции: социальный анархизм и индивидуалистический анархизм , из-за их различного происхождения, ценностей и эволюции. [70] Индивидуалистическое течение подчеркивает негативную свободу в противодействии ограничениям свободной личности, в то время как социальное течение подчеркивает позитивную свободу в стремлении достичь свободного потенциала общества посредством равенства и социальной собственности . [71] В хронологическом смысле анархизм можно разделить на классические течения конца XIX века и постклассические течения ( анарха-феминизм , зеленый анархизм и постанархизм ), развившиеся после этого. [72]

За пределами конкретных фракций анархистских движений, составляющих политический анархизм, лежит философский анархизм, который утверждает, что государству не хватает моральной легитимности, но не обязательно принимает императив революции для его устранения. [73] Особенно компонент индивидуалистического анархизма, [74] Философский анархизм может терпеть существование минимального государства , но утверждает, что у граждан нет морального обязательства подчиняться правительству, когда оно противоречит индивидуальной автономии. [75] Анархизм уделяет значительное внимание моральным аргументам, поскольку этика играет центральную роль в анархистской философии. [76] Акцент анархизма на антикапитализме , эгалитаризме и расширении сообщества и индивидуальности отличает его от анархо-капитализма и других типов экономического либертарианства . [20]

Анархизм обычно занимает крайне левое положение в политическом спектре. [77] Большая часть его экономической и юридической философии отражает антиавторитарные , антиэтатистские , либертарианские и радикальные интерпретации левой и социалистической политики. [13] такие как коллективизм , коммунизм , индивидуализм , мутуализм и синдикализм , среди других либертарианских социалистических экономических теорий. [78] Поскольку анархизм не предлагает фиксированной доктрины, основанной на одном конкретном мировоззрении, [79] Существует множество анархических типов и традиций, а разновидности анархии широко различаются. [80] Одной из реакций против сектантства в анархистской среде был анархизм без прилагательных , призыв к терпимости и единству среди анархистов, впервые принятый Фернандо Тарридой дель Мармолем в 1889 году в ответ на ожесточенные дебаты вокруг анархистской теории того времени. [81] веру в политический нигилизм . Анархисты поддерживают [82] Несмотря на разделение, различные анархистские школы мысли рассматриваются не как отдельные образования, а скорее как тенденции, которые переплетаются и связаны через набор общих принципов, таких как автономия, взаимопомощь, антиавторитаризм и децентрализация. [83]

Классический

Пьер-Жозеф Прудон является основным сторонником мутуализма и оказал влияние на многих будущих мыслителей-индивидуалистов-анархистов и социальных анархистов. [84]

Начальными течениями среди классических анархистских течений были мутуализм и индивидуализм . За ними последовали основные течения социального анархизма ( коллективистское , коммунистическое и синдикалистское ). Они расходятся во мнениях по организационным и экономическим аспектам своего идеального общества. [85]

Мутуализм — это экономическая теория XVIII века, которая была развита в анархистскую теорию Пьером-Жозефом Прудоном. Его цели включают «упразднение государства», [86] взаимность , свободная ассоциация , добровольный договор, федерация и денежная реформа как кредита, так и валюты, которая будет регулироваться народным банком. [87] Ретроспективно мутуализм был охарактеризован как идеологически расположенный между индивидуалистическими и коллективистскими формами анархизма. [88] В книге «Что такое собственность?» (1840) Прудон впервые охарактеризовал свою цель как «третью форму общества, синтез коммунизма и собственности». [89] Коллективистский анархизм — революционная социалистическая форма анархизма. [90] обычно ассоциируется с Михаилом Бакуниным . [91] Анархисты-коллективисты выступают за коллективную собственность на средства производства, которая, как предполагается, может быть достигнута посредством насильственной революции. [92] и чтобы работникам платили в соответствии с отработанным временем, а не распределяли товары в соответствии с потребностями, как при коммунизме. Коллективистский анархизм возник вместе с марксизмом, но отверг диктатуру пролетариата, несмотря на заявленную марксистскую цель создания коллективистского общества без государства . [93]

Анархо-коммунизм — это теория анархизма, которая защищает коммунистическое общество с общей собственностью на средства производства. [94] проводится федеральной сетью общественных объединений , [95] Производство и потребление основаны на руководящем принципе « От каждого по способностям, каждому по потребностям ». [96] Анархо-коммунизм развился из радикальных социалистических течений после Французской революции. [97] но впервые был сформулирован как таковой в итальянской секции Первого Интернационала . [98] Позже это было развито в теоретических работах Петра Кропоткина . [99] чей особый стиль стал доминирующим взглядом анархистов к концу 19 века. [100] Анархо-синдикализм — это ветвь анархизма, которая рассматривает трудовые синдикаты как потенциальную силу революционных социальных изменений, заменяющих капитализм и государство новым обществом, демократически самоуправляемым рабочими. Основные принципы анархо-синдикализма — прямое действие , рабочая солидарность и рабочее самоуправление . [101]

Индивидуалистический анархизм — это совокупность нескольких традиций мышления внутри анархистского движения, которые ставят личность и ее волю выше любых внешних детерминантов. [102] Ранние влияния на индивидуалистические формы анархизма включают Уильяма Годвина , Макса Штирнера и Генри Дэвида Торо . Во многих странах индивидуалистический анархизм привлек небольшую, но разнообразную группу богемных художников и интеллектуалов. [103] а также молодые анархисты-преступники, занимающиеся тем, что стало известно как нелегализм и индивидуальное восстановление . [104]

Постклассический и современный

Лоуренс Джарах (слева) и Джон Зерзан (справа) — два выдающихся современных автора-анархиста, причем Зерзан — видный голос в рамках анархо-примитивизма , а Джарах — известный защитник постлевой анархии .

Анархистские принципы лежат в основе современных радикальных социальных движений левых сил. Интерес к анархистскому движению развивался вместе с усилением антиглобалистского движения. [105] чьи ведущие сети активистов были анархистскими по своей ориентации. [106] Поскольку это движение сформировало радикализм 21 века, более широкое признание анархистских принципов сигнализировало о возрождении интереса. [106] Анархизм продолжал порождать множество философий и движений, порой эклектичных, опирающихся на различные источники и комбинирующих разрозненные концепции для создания новых философских подходов. [107] Антикапиталистическая традиция классического анархизма остается заметной в современных течениях. [108]

Современные новостные репортажи, в которых особое внимание уделяется демонстрациям черного блока , укрепили историческую связь анархизма с хаосом и насилием. Его публичность также побудила больше ученых в таких областях, как антропология и история, присоединиться к анархистскому движению, хотя современный анархизм отдает предпочтение действиям, а не академической теории. [109] Сегодня существуют различные анархистские группы, течения и школы мысли, что затрудняет описание современного анархистского движения. [110] В то время как теоретики и активисты создали «относительно стабильные совокупности анархистских принципов», не существует единого мнения относительно того, какие принципы являются основными, и комментаторы описывают множественные анархизмы , а не единичный анархизм , в котором общие принципы разделяются между школами анархизма, в то время как каждая группа расставляет приоритеты. эти принципы по-разному. Гендерное равенство может быть общим принципом, хотя для анархо-феминисток оно имеет более высокий приоритет, чем для анархо-коммунистов. [111]

Анархисты обычно выступают против принудительной власти во всех формах, а именно «всех централизованных и иерархических формах правления (например, монархия, представительная демократия, государственный социализм и т. д.), системах экономического класса (например, капитализм, большевизм, феодализм, рабство и т. д.). .), авторитарные религии (например, фундаменталистский ислам, римский католицизм и т. д.), патриархат, гетеросексизм, превосходство белой расы и империализм». [112] Анархистские школы расходятся во мнениях относительно методов борьбы с этими формами. [113] Принцип равной свободы ближе к анархической политической этике, поскольку он превосходит как либеральную, так и социалистическую традиции. Это означает, что свобода и равенство не могут быть реализованы внутри государства, что приводит к сомнению всех форм доминирования и иерархии. [114]

Тактика

Тактика анархистов принимает различные формы, но в целом служит двум основным целям, а именно: во-первых, противостоять истеблишменту и, во-вторых, продвигать анархистскую этику и отражать анархистское видение общества, иллюстрируя единство средств и целей. [115] Можно провести широкую классификацию между целями разрушения репрессивных государств и институтов революционными средствами, с одной стороны, и целями изменения общества эволюционными средствами — с другой. [116] Эволюционная тактика предполагает ненасилие, отвергает насилие и постепенно приближается к анархическим целям, хотя между ними существует значительное совпадение. [117]

Тактика анархистов изменилась в течение прошлого столетия. Анархисты начала 20-го века больше внимания уделяли забастовкам и воинственности, в то время как современные анархисты используют более широкий спектр подходов. [118]

Классическая эпоха

Отношения между анархизмом и насилием являются спорной темой среди анархистов, о чем свидетельствует анархистом Леоном Чолгошем убийство Уильяма МакКинли .

В классическую эпоху анархисты имели воинственную тенденцию. Они не только противостояли государственным вооруженным силам, как в Испании и Украине, но некоторые из них также использовали терроризм в качестве пропаганды своих действий . На глав государств предпринимались покушения, некоторые из которых оказались успешными. Анархисты также принимали участие в революциях . [119] Многие анархисты, особенно галлеанисты , считали, что эти попытки станут толчком к революции против капитализма и государства. [120] Многие из этих нападений были совершены отдельными нападавшими, большинство из них произошло в конце 1870-х, начале 1880-х и 1890-х годах, а некоторые все еще происходят в начале 1900-х годов. [121] Снижение их распространенности стало результатом дальнейшего усиления судебной власти, а также выявления и каталогизации со стороны государственных учреждений. [122]

Взгляды анархистов на насилие всегда были противоречивыми. [123] Анархо-пацифисты выступают за ненасильственные средства достижения своих безгосударственных, ненасильственных целей. [124] Другие анархистские группы выступают за прямые действия, тактику, которая может включать акты саботажа или терроризма. Такое отношение было весьма заметно сто лет назад, когда государство считалось тираном , а некоторые анархисты считали, что они имеют полное право противостоять его угнетению любыми возможными способами. [125] Эмма Гольдман и Эррико Малатеста , которые были сторонниками ограниченного применения насилия, заявили, что насилие — это всего лишь реакция на государственное насилие как необходимое зло . [126]

Анархисты принимали активное участие в забастовочных акциях , хотя они были антипатичны формальному синдикализму , считая его реформистским . Они видели в этом часть движения, стремившегося свергнуть государство и капитализм. [127] Анархисты также усилили свою пропаганду в сфере искусства, некоторые из которых практиковали натуризм и нудизм . Эти анархисты также создавали сообщества, основанные на дружбе, и участвовали в работе средств массовой информации. [128]

Революционный

Протестующие из черного блока выставляют напоказ образы анархо-коммунизма, такие как девиз « Нет войны, кроме классовой войны ».

В нынешнюю эпоху итальянский анархист Альфредо Бонанно , сторонник повстанческого анархизма , возобновил дискуссию о насилии, отвергнув тактику ненасилия, принятую с конца 19 века Кропоткиным и впоследствии другими видными анархистами. И Бонанно, и французская группа «Невидимый комитет» выступают за небольшие неформальные группы, в которых каждый член несет ответственность за свои действия, но работает вместе, чтобы свергнуть угнетение, используя саботаж и другие насильственные средства против государства, капитализма и других врагов. Члены «Невидимого комитета» были арестованы в 2008 году по различным обвинениям, включая терроризм. [129]

В целом современные анархисты гораздо менее жестоки и воинственны, чем их идеологические предки. В основном они участвуют в противостоянии полиции во время демонстраций и беспорядков, особенно в таких странах, как Канада, Греция и Мексика . Воинственные группы протеста черного блока известны своими столкновениями с полицией; [130] однако анархисты не только сталкиваются с государственными операторами, они также участвуют в борьбе против фашистов и расистов, предпринимая антифашистские действия и мобилизуясь, чтобы предотвратить митинги ненависти. [131]

Эволюционный

Анархисты обычно применяют прямое действие . Это может принимать форму разрушения и протеста против несправедливой иерархии или форму самоуправления своей жизнью посредством создания контринститутов, таких как коммуны и неиерархические коллективы. [116] Принятие решений часто осуществляется антиавторитарным образом, когда каждый имеет равное право голоса при принятии каждого решения. Этот подход известен как горизонтализм . [132] Анархисты современной эпохи участвуют в различных массовых движениях, которые более или менее основаны на горизонтализме, хотя и не являются явно анархистскими, уважают личную автономию и участвуют в массовой активности, такой как забастовки и демонстрации. В отличие от анархизма «большой А» классической эпохи, недавно придуманный термин « анархизм малого» сигнализирует об их тенденции не основывать свои мысли и действия на анархизме классической эпохи или ссылаться на классических анархистов, таких как Петр Кропоткин и Пьер-Жозеф. Прудону для обоснования своего мнения. Эти анархисты предпочли бы основывать свои мысли и практику на собственном опыте, который они позже теоретизируют. [133]

Процесс принятия решений небольшими анархистскими группами играет важную тактическую роль. [134] Анархисты использовали различные методы, чтобы достичь примерного консенсуса среди членов своей группы без необходимости лидера или ведущей группы. Один из способов состоит в том, чтобы один из членов группы играл роль посредника, помогая достичь консенсуса, не принимая при этом непосредственного участия в обсуждении и не продвигая конкретную точку зрения. Меньшинства обычно принимают грубый консенсус, за исключением случаев, когда они чувствуют, что предложение противоречит анархистской этике, целям и ценностям. Анархисты обычно образуют небольшие группы (5–20 человек) для повышения автономии и дружбы между своими членами. Подобные группы чаще всего взаимодействуют друг с другом, образуя более крупные сети. Анархисты по-прежнему поддерживают забастовки и участвуют в них, особенно в диких забастовках , поскольку это забастовки без лидеров, не организованные централизованно синдикатом. [135]

Как и в прошлом, используются газеты и журналы, а анархисты выходят в Интернет во Всемирную паутину для распространения своих идей. Анархистам стало легче создавать веб-сайты из-за трудностей с распространением и других проблем, размещая электронные библиотеки и другие порталы. [136] Анархисты также участвовали в разработке различного программного обеспечения, которое доступно бесплатно. То, как эти хактивисты работают над разработкой и распространением, напоминает анархистские идеалы, особенно когда речь идет о сохранении конфиденциальности пользователей от государственного надзора. [137]

Анархисты организуются, чтобы сквотировать и вернуть себе общественные места. Во время важных событий, таких как протесты, и когда места оккупируются, их часто называют временными автономными зонами (ВАЗ), местами, где искусство, поэзия и сюрреализм смешиваются, чтобы продемонстрировать анархистский идеал. [138] По мнению анархистов, сквоттинг — это способ вернуть себе городское пространство у капиталистического рынка, служащий прагматическим потребностям, а также являющийся образцовым прямым действием. [139] Приобретение пространства позволяет анархистам экспериментировать со своими идеями и строить социальные связи. [140] Если сложить все эти тактики с учетом того, что не все анархисты разделяют одинаковое отношение к ним, а также различные формы протеста против весьма символических событий, то получится карнавальная атмосфера, которая является частью современной анархической яркости. [141]

Ключевые вопросы

Поскольку анархизм — это философия, которая воплощает в себе множество различных взглядов, тенденций и школ мысли, разногласия по вопросам ценностей, идеологии и тактики являются обычным явлением. Его разнообразие привело к совершенно разному использованию идентичных терминов в различных анархистских традициях, что создало ряд проблем с определениями в анархистской теории . Совместимость капитализма , [142] национализм и религия с анархизмом широко оспариваются, и анархизм имеет сложные отношения с такими идеологиями, как коммунизм, коллективизм , марксизм и профсоюзное движение . Анархисты могут руководствоваться гуманизмом , божественной властью , просвещенным эгоизмом , веганством или любым количеством альтернативных этических доктрин. Такие явления, как цивилизация , технология (например, в рамках анархо-примитивизма) и демократический процесс , могут подвергаться резкой критике в рамках одних анархистских тенденций и одновременно восхваляться в других. [143]

Государство

Протестующие анархисты в Бостоне против войны, развязанной государством

Возражение против государства и его институтов является непременным условием анархизма. [144] Анархисты рассматривают государство как инструмент доминирования и считают его нелегитимным, независимо от его политических тенденций. Вместо того, чтобы люди могли контролировать аспекты своей жизни, важные решения принимаются небольшой элитой. В конечном итоге власть опирается исключительно на власть, независимо от того, является ли эта власть открытой или прозрачной , поскольку она все еще имеет возможность принуждать людей. Еще один аргумент анархистов против государств заключается в том, что люди, составляющие правительство, даже самые альтруистичные среди чиновников, неизбежно будут стремиться получить больше власти, что приведет к коррупции. Анархисты считают идею о том, что государство — это коллективная воля народа, недостижимой фикцией из-за того, что правящий класс отличается от остального общества. [145]

Конкретное анархистское отношение к государству различается. Роберт Пол Вольф считал, что противоречие между властью и автономией будет означать, что государство никогда не сможет быть легитимным. Бакунин понимал, что государство означает «принуждение, господство посредством принуждения, замаскированного, если возможно, но бесцеремонного и открытого, если это необходимо». А. Джон Симмонс и Лесли Грин , склонявшиеся к философскому анархизму, считали, что государство может быть легитимным, если оно управляется на основе консенсуса, хотя они считали это крайне маловероятным. [146] Мнения о том, как упразднить государство, также различаются. [147]

Гендер, сексуальность и свободная любовь

Поскольку гендер и сексуальность несут в себе динамику иерархии, многие анархисты обращаются, анализируют и выступают против подавления автономии, навязанного гендерными ролями. [148]

Коллекция анархо-феминистских протестов, символов и флагов

Сексуальность не часто обсуждалась классическими анархистами, но те немногие, кто это делал, чувствовали, что анархическое общество приведет к естественному развитию сексуальности. [149] Сексуальное насилие вызывало беспокойство у анархистов, таких как Бенджамин Такер , которые выступали против законов о возрасте согласия, полагая, что они принесут пользу мужчинам-хищникам. [150] Историческим течением, которое возникло и процветало в 1890 и 1920 годах внутри анархизма, была свободная любовь . В современном анархизме это течение сохраняется как тенденция поддерживать полиаморию , анархию отношений и квир-анархизм . [151] Сторонники свободной любви были против брака, который они рассматривали как способ навязывания мужчинами власти над женщинами, главным образом потому, что закон о браке в значительной степени благоприятствовал власти мужчин. Понятие свободной любви было гораздо шире и включало критику установленного порядка, ограничивавшего сексуальную свободу и удовольствие женщин. [152] Эти движения свободной любви способствовали созданию общинных домов, где большие группы путешественников, анархистов и других активистов спали вместе в кроватях. [153] Свободная любовь имела корни как в Европе, так и в Соединенных Штатах; однако некоторые анархисты боролись с ревностью, возникшей из-за свободной любви. [154] Анархистские феминистки были защитниками свободной любви, против брака и за выбор (используя современный термин) и имели аналогичную программу. Анархистские и неанархистские феминистки разошлись во мнениях по поводу избирательного права, но поддерживали друг друга. [155]

Во второй половине 20-го века анархизм смешался со второй волной феминизма , радикализировав некоторые течения феминистского движения и также оказавшись под его влиянием. В последние десятилетия 20-го века анархисты и феминистки выступали за права и автономию женщин, геев, гомосексуалистов и других маргинализированных групп, при этом некоторые мыслители-феминистки предлагали слияние двух течений. [156] С третьей волной феминизма сексуальная идентичность и принудительная гетеросексуальность стали предметом изучения анархистов, что привело к постструктуралистской критике сексуальной нормальности. [157] Некоторые анархисты дистанцировались от этого направления мышления, предполагая, что оно склоняется к индивидуализму, который отбрасывает дело социального освобождения. [158]

Образование

Анархистские и этатистские взгляды на образование
Рут Кинна (2019) [159]
Анархическое образование Государственное образование
Концепция Образование как самообладание Образование как услуга
Управление На основе сообщества Государственное управление
Методы Обучение, основанное на практике Профессиональное обучение
Цели Быть критически важным членом общества Быть продуктивным членом общества

Интерес анархистов к образованию восходит к первому появлению классического анархизма. Анархисты считают правильное образование, закладывающее основы будущей автономии личности и общества, актом взаимопомощи . [160] Писатели-анархисты, такие как Уильям Годвин ( «Политическая справедливость ») и Макс Штирнер (« Ложный принцип нашего образования »), критиковали как государственное, так и частное образование как еще одно средство, с помощью которого правящий класс воспроизводит свои привилегии. [161]

В 1901 году каталонский анархист и свободомыслящий Франсиско Феррер основал Escuela Moderna в Барселоне как оппозицию существующей системе образования, которая в значительной степени диктовалась католической церковью. [162] Подход Феррера был светским, отвергая участие как государства, так и церкви в образовательном процессе, но предоставляя ученикам большую степень автономии в планировании своей работы и посещаемости. Феррер стремился дать образование рабочему классу и явно стремился воспитать классовое сознание среди студентов. Школа закрылась из-за постоянных притеснений со стороны государства, а Феррер позже был арестован. Тем не менее, его идеи послужили источником вдохновения для ряда современных школ по всему миру. [163] Христианский анархист Лев Толстой, опубликовавший эссе «Образование и культура» , также основал аналогичную школу, основополагающим принципом которой было то, что «чтобы образование было эффективным, оно должно быть бесплатным». [164] Аналогичным образом, А. С. Нил основал в 1921 году то, что впоследствии стало Школой Саммерхилла, также заявив, что он свободен от принуждения. [165]

Анархистское образование основано в основном на идее о том, что право ребенка развиваться свободно и без манипуляций следует уважать и что рациональность приведет детей к морально хорошим выводам; однако среди анархистских деятелей не было единого мнения относительно того, что представляет собой манипуляцию. Феррер считал, что моральная идеологическая обработка необходима, и открыто учил учеников, что равенство, свобода и социальная справедливость невозможны при капитализме, наряду с другой критикой правительства и национализма. [166]

Писатели конца 20-го века и современные писатели-анархисты ( Пол Гудман , Герберт Рид и Колин Уорд ) усилили и расширили анархистскую критику государственного образования, в основном сосредотачиваясь на необходимости системы, которая фокусируется на творчестве детей, а не на их способности сделать карьеру. или участвовать в потребительстве как часть потребительского общества. [167] Современные анархисты, такие как Уорд, утверждают, что государственное образование служит увековечению социально-экономического неравенства. [168]

Хотя немногие анархистские образовательные учреждения дожили до наших дней, основные принципы анархистских школ, в том числе уважение к детской автономии и использование рассуждений, а не идеологической обработки в качестве метода обучения, распространились среди основных учебных заведений. Джудит Суисса называет три школы явно анархистскими, а именно: Свободную школу Санта-Крус в США, которая является частью более широкой американо-канадской сети школ, Колледж самоуправляемого обучения в Брайтоне, Англия, и Школу Пайдейа в Испания. [169]

Искусство

Картина «Leschataigniers a Osny» (1888) художника-анархиста Камиля Писсарро является ярким примером сочетания анархизма и искусства. [170]

Связь между анархизмом и искусством была довольно глубокой в ​​классическую эпоху анархизма, особенно среди художественных течений, развивавшихся в ту эпоху, таких как футуристы, сюрреалисты и другие. [171] В литературе анархизм чаще всего ассоциировался с новой апокалиптикой и движением неоромантизма . [172] В музыке анархизм ассоциируется с такими музыкальными сценами, как панк. [173] Анархисты, такие как Лев Толстой и Герберт Рид, заявили, что граница между художником и нехудожником, которая отделяет искусство от повседневного действия, является конструкцией, созданной отчуждением, вызванным капитализмом, и мешает людям жить радостной жизнью. [174]

Другие анархисты выступали за искусство или использовали его как средство достижения анархистских целей. [175] В своей книге « Разрушая чары: история кинематографистов-анархистов, партизан с видеокассетами и цифровых ниндзя » Крис Робе утверждает, что «практики с анархистским уклоном все больше структурируют видеоактивизм, основанный на движении». [176] На протяжении 20-го века многие выдающиеся анархисты (Петр Кропоткин, Эмма Гольдман , Густав Ландауэр и Камилло Бернери ) и такие издания, как «Анархия», писали о вопросах, касающихся искусства. [177]

Три пересекающихся свойства сделали искусство полезным для анархистов. Он может изображать критику существующего общества и иерархий, служить префигуративным инструментом для отражения идеального анархического общества и даже превращаться в средство прямого действия, например, в протестах. Поскольку искусство обращается как к эмоциям, так и к разуму, оно может обратиться ко всему человеку и оказать мощное воздействие. [178] движение XIX века Неоимпрессионистское имело экологическую эстетику и представляло собой пример анархистского восприятия пути к социализму. [179] В «Leschataigniers a Osny» художника-анархиста Камиля Писсарро сочетание эстетической и социальной гармонии является прообразом идеального анархического аграрного сообщества. [170]

Критика

Наиболее распространенной критикой анархизма является утверждение, что люди не могут самоуправляться и поэтому для выживания человечества необходимо государство. Философ Бертран Рассел поддержал эту критику, заявив, что «[мир и война, тарифы, регулирование санитарных условий и продажа вредных лекарств, сохранение справедливой системы распределения: это, среди прочего, функции, которые вряд ли можно было бы выступал в сообществе, в котором не было центрального правительства». [180] Другая распространенная критика анархизма заключается в том, что он соответствует миру изоляции, в котором только достаточно небольшие образования могут иметь самоуправление; ответом было бы то, что основные мыслители-анархисты защищали анархический федерализм. [181]

Другая критика анархизма заключается в убеждении, что он по своей сути нестабильен: что анархическое общество неизбежно превратится обратно в государство. Томас Гоббс и другие ранние теоретики общественного договора утверждали, что государство возникает в ответ на естественную анархию, чтобы защитить интересы людей и поддерживать порядок. Философ Роберт Нозик утверждал, что « государство ночного сторожа », или минархия, возникнет из анархии в результате действия невидимой руки , в которой люди будут осуществлять свою свободу и покупать защиту у защитных агентств, превращаясь в минимальное государство. Анархисты отвергают эту критику, утверждая, что люди в естественном состоянии не просто находятся в состоянии войны. Анархо-примитивисты, в частности, утверждают, что людям было лучше в естественном состоянии в небольших племенах, живущих близко к земле, в то время как анархисты в целом утверждают, что негативные последствия государственной организации, такие как иерархия, монополии и неравенство, перевешивают преимущества. [182]

Преподаватель философии Эндрю Дж. Фиала составил список распространенных аргументов против анархизма, который включает в себя критику, например, о том, что анархизм изначально связан с насилием и разрушением не только в прагматическом мире, например, во время протестов, но и в мире этики. Во-вторых, анархизм оценивается как неосуществимый или утопический, поскольку государство практически невозможно победить. Эта линия аргументов чаще всего призывает к политическим действиям внутри системы по ее реформированию. Третий аргумент заключается в том, что анархизм внутренне противоречив как правящая теория, у которой нет правящей теории. Анархизм также призывает к коллективным действиям, одновременно поддерживая автономию личности, поэтому никакие коллективные действия не могут быть предприняты. Наконец, Фиала упоминает критику философского анархизма за его неэффективность (все разговоры и мысли), а между тем капитализм и класс буржуазии остаются сильными. [183]

Философский анархизм встретил критику со стороны членов академических кругов после выпуска проанархистских книг, таких как « Моральные принципы и политические обязательства » А. Джона Симмонса . [184] Профессор права Уильям А. Эдмундсон написал эссе, в котором опровергает три основных философских анархических принципа, которые он считает ошибочными. Эдмундсон говорит, что, хотя человек не обязан государству подчиняться, это не означает, что анархизм является неизбежным следствием и что государство по-прежнему морально легитимно. [185] В книге «Проблема политической власти» Майкл Хьюмер защищает философский анархизм. [186] утверждая, что «политическая власть — это моральная иллюзия». [187]

Одна из самых ранних критических замечаний заключается в том, что анархизм игнорирует и не понимает биологическую склонность к власти. [188] Джозеф Раз утверждает, что принятие власти подразумевает веру в то, что следование их инструкциям приведет к большему успеху. [189] Раз считает, что этот аргумент верен, поскольку он следует как успешным, так и ошибочным указаниям властей. [190] Анархисты отвергают эту критику, потому что вызов или неподчинение власти не влечет за собой исчезновение ее преимуществ, связанных с признанием авторитетов, таких как врачи или адвокаты, как надежные, а также не предполагает полного отказа от независимого суждения. [191] Анархистское восприятие человеческой природы, неприятие государства и приверженность социальной революции подвергались критике со стороны ученых как наивные, чрезмерно упрощенные и нереалистичные соответственно. [192] Классический анархизм подвергался критике за то, что он слишком сильно полагался на веру в то, что упразднение государства приведет к процветанию человеческого сотрудничества. [149]

Фридрих Энгельс , считающийся одним из главных основателей марксизма, критиковал антиавторитаризм анархизма как контрреволюционный по своей сути, потому что, по его мнению, революция сама по себе является авторитарной. [193] Академик Джон Молинье пишет в своей книге «Анархизм: марксистская критика» , что «анархизм не может победить», полагая, что ему не хватает способности правильно реализовать свои идеи. [194] Марксистская критика анархизма заключается в том, что он имеет утопический характер, поскольку все люди должны иметь анархистские взгляды и ценности. Согласно марксистской точке зрения, социальная идея вытекала непосредственно из этого человеческого идеала и по свободной воле каждого человека формировала ее сущность. Марксисты утверждают, что это противоречие было причиной их неспособности действовать. С точки зрения анархистов, конфликт между свободой и равенством разрешался посредством сосуществования и переплетения. [195]

См. также

Анархистские сообщества

Ссылки

Пояснительные примечания

  1. ^ В «Анархизме: от теории к практике» (1970), [13] Историк-анархист Даниэль Герен описал его как синоним либертарианского социализма и написал, что анархизм «на самом деле является синонимом социализма. Анархист — это прежде всего социалист, цель которого — отменить эксплуатацию человека человеком. Анархизм — это лишь одно из течений». социалистической мысли, того течения, основными компонентами которого являются забота о свободе и поспешность упразднения государства». [14] В своих многочисленных работах по анархизму историк Ноам Хомский описывает анархизм, наряду с либертарианским марксизмом , как либертарианское крыло социализма . [15]
  2. ^ Герберт Л. Осгуд утверждал, что анархизм является «крайней противоположностью» авторитарному коммунизму и государственному социализму . [16] Питер Маршалл утверждает, что «[в] целом анархизм ближе к социализму, чем к либерализму. ... Анархизм находится в основном в социалистическом лагере, но у него также есть лидеры в либерализме. Его нельзя свести к социализму, и его лучше всего рассматривать как отдельная и отличительная доктрина». [10] По словам Джереми Дженнингса , «[т] трудно не прийти к выводу, что эти идеи», относящиеся к анархо-капитализму , «описываются как анархистские только на основании неправильного понимания того, что такое анархизм». Дженнингс добавляет, что «анархизм означает не неограниченную свободу личности (как, по-видимому, полагают «анархо-капиталисты»), а, как мы уже видели, расширение индивидуальности и сообщества». [21] Николас Вальтер писал, что «анархизм действительно происходит от либерализма и социализма как исторически, так и идеологически. ... В каком-то смысле анархисты всегда остаются либералами и социалистами, и всякий раз, когда они отвергают то, что хорошо в любом из них, они предают сам анархизм ... Мы либералы, но в большей степени, и социалисты, но в большей степени». [19] Майкл Ньюман включает анархизм как одну из многих социалистических традиций , особенно более социалистической традиции, следующей за Прудоном и Михаилом Бакуниным . [17] Брайан Моррис утверждает, что «концептуально и исторически ошибочно» «создавать дихотомию между социализмом и анархизмом». [18]
  3. ^ Одно общее определение, принятое анархистами, заключается в том, что анархизм - это группа политических философий, противостоящих власти и иерархической организации , включая капитализм , национализм , государство и все связанные с ними институты , в ведении всех человеческих отношений в пользу общества, основанного на децентрализации. , свобода и добровольное объединение . Ученые подчеркивают, что это определение имеет те же недостатки, что и определение, основанное на антиавторитаризме ( апостериорный вывод), антиэтатизме (анархизм – это нечто большее), [23] и этимология (отрицание правителей). [24]

Цитаты

  1. ^ Карлсон 1972 , стр. 22–23.
  2. ^ Бейтс 2017 , с. 128; Длинный 2013 , с. 217.
  3. ^ Merriam-Webster 2019 , «Анархизм»; Оксфордский словарь английского языка , 2005 г. , «Анархизм»; Сильван 2007 , с. 260.
  4. ^ Джолль 1964 , стр. 27–37.
  5. ^ Неттлау 1996 , с. 162.
  6. ^ Герен 1970 , «Основные идеи анархизма».
  7. ^ Уорд 2004 , с. 62; Гудвей 2006 , с. 4; Скирда 2002 , с. 183; Фернандес 2009 , с. 9.
  8. ^ Моррис 2002 , с. 61.
  9. ^ Маршалл 1992 , с. 641; Кон 2009 , с. 6.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Маршалл 1992 , с. 641.
  11. ^ Маршалл 1992 , с. 641; Кон 2009 , с. 6; Леви и Адамс 2018 , с. 104.
  12. ^ Леви и Адамс 2018 , с. 104.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герен 1970 , с. 12.
  14. ^ Арвидссон 2017 .
  15. ^ Отеро 1994 , с. 617.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осгуд 1889 , с. 1.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньюман 2005 , с. 15.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Моррис 2015 , с. 64.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уолтер 2002 , с. 44.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маршалл 1992 , стр. 564–565; Дженнингс 1993 , с. 143; Гей и геи 1999 , с. 15; Моррис 2008 , с. 13; Джонсон 2008 , с. 169; Фрэнкс 2013 , стр. 393–394.
  21. ^ Дженнингс 1999 , с. 147.
  22. ^ Длинный 2013 , с. 217.
  23. ^ Маклафлин 2007 , с. 166; Июнь 2009 г. , с. 507; Фрэнкс 2013 , стр. 386–388.
  24. ^ Маклафлин 2007 , стр. 25–29; Лонг 2013 , стр. 217.
  25. ^ Маклафлин 2007 , стр. 25–26.
  26. ^ Маршалл 1993 , с. 70.
  27. ^ Коутиньо, 2016 ; Маршалл 1993 , с. 54.
  28. ^ Сильван 2007 , с. 257.
  29. ^ Маршалл 1993 , стр. 4, 66–73.
  30. ^ Маршалл 1993 , с. 86.
  31. ^ Кроун 2000 , стр. 3, 21–25.
  32. ^ Неттлау 1996 , с. 8.
  33. ^ Маршалл 1993 , с. 108.
  34. ^ Леви и Адамс 2018 , с. 307.
  35. ^ Маршалл 1993 , с. 4.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маршалл 1993 , стр. 4–5.
  37. ^ Леви 2011 , стр. 10–15.
  38. ^ Додсон 2002 , с. 312; Томас 1985 , с. 187; Чалианд и Блин 2007 , с. 116.
  39. ^ Грэм 2019 , стр. 334–336; Маршалл 1993 , с. 24.
  40. ^ Леви 2011 , с. 12.
  41. ^ Маршалл 1993 , с. 5.
  42. ^ Грэм 2005 , с. xii.
  43. ^ Moya 2015 , p. 327.
  44. ^ Леви 2011 , с. 16.
  45. ^ Маршалл 1993 , стр. 519–521.
  46. ^ Дирлик 1991 , с. 133; Рамнатх 2019 , стр. 681–682.
  47. ^ Леви 2011 , с. 23; Лаурсен 2019 , с. 157; Маршалл 1993 , стр. 504–508.
  48. ^ Маршалл 1993 , стр. 633–636.
  49. ^ Андерсон 2004 .
  50. ^ Маршалл 1993 , стр. 633–636; Лутц и Ульмшнайдер 2019 , с. 46.
  51. ^ Бантман 2019 , с. 374.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аврич 2006 , с. 204.
  53. ^ Гроссман 2020 , с. 230.
  54. ^ Кочевник 1966 , с. 88.
  55. ^ Боллотен 1984 , с. 1107.
  56. ^ Маршалл 1993 , стр. xi, 466.
  57. ^ Маршалл 1993 , с. xi.
  58. ^ Маршалл 1993 , с. 539.
  59. ^ Маршалл 1993 , стр. xi, 539.
  60. ^ Леви 2011 , стр. 5.
  61. ^ Маршалл 1993 , стр. 493–494.
  62. ^ Маршалл 1993 , стр. 556–557.
  63. ^ Уильямс 2015 , с. 680.
  64. ^ Хармон 2011 , с. 70.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Руперт 2006 , с. 66.
  66. ^ Рамнатх 2019 , с. 691.
  67. ^ Honeywell 2021 , стр. 34–44.
  68. ^ Honeywell 2021 , стр. 1–2.
  69. ^ Honeywell 2021 , стр. 1–3.
  70. ^ Маклин и Макмиллан 2003 , «Анархизм»; Остергаард 2003 , с. 14, «Анархизм».
  71. ^ Харрисон и Бойд 2003 , с. 251.
  72. ^ Леви и Адамс 2018 , с. 9.
  73. ^ Эгуменид 2014 , с. 2.
  74. ^ Остергаард 2003 , с. 12; Габарди 1986 , стр. 300-302.
  75. ^ Клоско 2005 , с. 4.
  76. ^ Франкс 2019 , с. 549.
  77. ^ Брукс 1994 , с. хи; Кан 2000 ; Мойнихан 2007 .
  78. ^ Герен 1970 , с. 35, «Критика авторитарного социализма».
  79. ^ Маршалл 1993 , стр. 14–17.
  80. ^ Сильван 2007 , с. 262.
  81. ^ Аврич 1996 , с. 6.
  82. ^ Уолтер 2002 , с. 52.
  83. ^ Маршалл 1993 , стр. 1–6; Ангелбек и Гриер, 2012 , с. 551.
  84. ^ Уилбур 2019 , стр. 216–218.
  85. ^ Леви и Адамс 2018 , с. 2.
  86. ^ Райт, Эдмунд, изд. (2006). Настольная энциклопедия всемирной истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 20–21. ISBN  978-0-7394-7809-7 .
  87. ^ Уилбур 2019 , стр. 213–218.
  88. ^ Аврич 1996 , с. 6; Миллер 1991 , с. 11.
  89. ^ Пирсон 2013 , с. 187.
  90. ^ Моррис 1993 , с. 76.
  91. ^ Шеннон 2019 , с. 101.
  92. ^ Аврич 1996 , стр. 3–4.
  93. ^ Хейвуд 2017 , стр. 146–147; Бакунин 1990 .
  94. ^ Мейн 1999 , с. 131.
  95. ^ Маршалл 1993 , с. 327.
  96. ^ Маршалл 1993 , с. 327; Туркато 2019 , стр. 237–238.
  97. ^ Грэм 2005 .
  98. ^ Перникон 2009 , стр. 111–113.
  99. ^ Туркато 2019 , стр. 239–244.
  100. ^ Леви 2011 , с. 6.
  101. ^ Ван дер Уолт 2019 , с. 249.
  102. ^ Райли 2019 , с. 225.
  103. ^ Маршалл 1993 , с. 440.
  104. ^ Имри 1994 ; Парри 1987 , с. 15.
  105. ^ Эврен 2011 , с. 1.
  106. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эврен 2011 , с. 2.
  107. ^ Уильямс 2007 , с. 303.
  108. ^ Уильямс 2018 , с. 4.
  109. ^ Уильямс 2010 , с. 110; Эврен 2011 , с. 1; Ангелбек и Гриер, 2012 , с. 549.
  110. ^ Фрэнкс 2013 , стр. 385–386.
  111. ^ Фрэнкс 2013 , с. 386.
  112. ^ Июнь 2009 г. , стр. 507–508.
  113. ^ Июнь 2009 г. , с. 507.
  114. ^ Эгуменид 2014 , с. 91.
  115. ^ Уильямс 2019 , стр. 107–108.
  116. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уильямс 2018 , стр. 4–5.
  117. ^ Кинна 2019 , стр. 125.
  118. ^ Уильямс 2019 , с. 112.
  119. ^ Уильямс 2019 , стр. 112–113.
  120. ^ Норрис 2020 , стр. 7–8.
  121. ^ Леви 2011 , с. 13; Нессер 2012 , с. 62.
  122. ^ Хармон 2011 , с. 55.
  123. ^ Картер 1978 , с. 320.
  124. ^ Фиала 2017 , раздел 3.1.
  125. ^ Кинна 2019 , стр. 116–117.
  126. ^ Картер 1978 , стр. 320–325.
  127. ^ Уильямс 2019 , с. 113.
  128. ^ Уильямс 2019 , с. 114.
  129. ^ Кинна 2019 , стр. 134–135.
  130. ^ Уильямс 2019 , с. 115.
  131. ^ Уильямс 2019 , с. 117.
  132. ^ Уильямс 2019 , стр. 109–117.
  133. ^ Кинна 2019 , стр. 145–149.
  134. ^ Уильямс 2019 , стр. 109, 119.
  135. ^ Уильямс 2019 , стр. 119–121.
  136. ^ Уильямс 2019 , стр. 118–119.
  137. ^ Уильямс 2019 , стр. 120–121.
  138. ^ Кинна 2019 , с. 139; Материя 2019 , с. 596; Уильямс 2018 , стр. 5–6.
  139. ^ Кинна 2012 , с. 250; Уильямс 2019 , с. 119.
  140. ^ Уильямс 2019 , с. 122.
  141. ^ Морланд 2004 , стр. 37–38.
  142. ^ Маршалл 1993 , с. 565; Хондерих 1995 , с. 31; Мельцер 2000 , с. 50; Гудвей 2006 , с. 4; Ньюман 2010 , с. 53.
  143. ^ Де Джордж 2005 , стр. 31–32.
  144. ^ Картер 1971 , с. 14; Июнь 2019 г. , стр. 29–30.
  145. ^ Июнь 2019 , стр. 32–38.
  146. ^ Вендт 2020 , с. 2; Эшвуд 2018 , с. 727.
  147. ^ Эшвуд 2018 , с. 735.
  148. ^ Николай 2019 , с. 603.
  149. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Люси 2020 , с. 162.
  150. ^ Люси 2020 , с. 178.
  151. ^ Николай 2019 , с. 611; Джеппесен и Назар 2012 , стр. 175–176.
  152. ^ Джеппесен и Назар 2012 , стр. 175–176.
  153. ^ Джеппесен и Назар 2012 , с. 177.
  154. ^ Джеппесен и Назар 2012 , стр. 175–177.
  155. ^ Кинна 2019 , стр. 166–167.
  156. ^ Николай 2019 , стр. 609–611.
  157. ^ Николай 2019 , стр. 610–611.
  158. ^ Николай 2019 , стр. 616–617.
  159. ^ Кинна 2019 , стр. 97.
  160. ^ Кинна 2019 , стр. 83–85.
  161. ^ Швейцария 2019 , стр. 514, 521; Кинна 2019 , стр. 83–86; Маршалл 1993 , с. 222.
  162. ^ Швейцария 2019 , стр. 511–512.
  163. ^ Швейцария 2019 , стр. 511–514.
  164. ^ Швейцария 2019 , стр. 517–518.
  165. ^ Швейцария 2019 , стр. 518–519.
  166. ^ Аврич 1980 , стр. 3–33; Швейцария 2019 , стр. 519–522.
  167. ^ Кинна 2019 , стр. 89–96.
  168. ^ Уорд 1973 , стр. 39–48.
  169. ^ Швейцария 2019 , стр. 523–526.
  170. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Антлифф 1998 , с. 99.
  171. ^ Материя 2019 , с. 592.
  172. ^ Гиффорд 2019 , с. 577.
  173. ^ Маршалл 1993 , стр. 493–494; Данн, 2012 г .; Эврен, Кинна и Русель 2013 .
  174. ^ Маттерн 2019 , стр. 592–593.
  175. ^ Материя 2019 , с. 593.
  176. ^ Робе 2017 , с. 44.
  177. ^ Миллер и др. 2019 , с. 1.
  178. ^ Маттерн 2019 , стр. 593–596.
  179. ^ Антлифф 1998 , с. 78.
  180. ^ Кримерман и Перри 1966 , с. 494.
  181. ^ Уорд 2004 , с. 78.
  182. ^ Фиала, Эндрю (2021 г.), «Анархизм» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 17 июня 2023 г.
  183. ^ Fiala 2017 , «4. Возражения и ответы».
  184. ^ Клоско 1999 , с. 536.
  185. ^ Клоско 1999 , с. 536; Кристьянссон 2000 , с. 896.
  186. ^ Кинжал 2018 , с. 35.
  187. ^ Роджерс 2020 .
  188. ^ Фергюсон 1886 .
  189. ^ Ганс 1992 , с. 37.
  190. ^ Ганс 1992 , с. 38.
  191. ^ Ганс 1992 , стр. 34, 38.
  192. ^ Бринн 2020 , с. 206.
  193. ^ Такер 1978 .
  194. ^ Доддс 2011 .
  195. ^ Баар и др. 2016 , с. 488.

Общие и цитируемые источники

Первоисточники

Вторичные источники

Третичные источники

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7aa1075e1dc8fcd75f28129ada3b96a4__1720966500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/a4/7aa1075e1dc8fcd75f28129ada3b96a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)