Мануэль Гонсалес Прада
Мануэль Гонсалес Прада | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 22 июля 1918 г. Лима, Перу | ( 74 года
Место захоронения | Кладбище священника Матиаса Маэстро 12 ° 02'34 "ю.ш. 77 ° 00'34" з.д. / 12,042852552053436 ° ю.ш. 77,00957408578998 ° з.д. |
Альма-матер | Королевская победа Сан-Карлоса |
Известный | Влияние на коренной народ и перуанский национализм |
Политическая партия | Национальный союз |
Хосе Мануэль де лос Рейес Гонсалес де Прада-и-Уллоа (Лима, 5 января 1844 — Лима, 22 июля 1918) — перуанский политик и анархист , литературный критик и директор Национальной библиотеки Перу . Первый писатель, критиковавший олигархию в Перу. [ 1 ] его хорошо помнят как социального критика, который способствовал развитию перуанской интеллектуальной мысли в начале двадцатого века, а также академического стиля, известного как модернизм .
Он родился в аристократическом классе. [ 2 ] По духу он был близок Клоринде Матто де Тёрнер, чей первый роман «Вырванный из гнезда» приближался к политическому индигенизму , и Мерседес Кабельо де Карбонера , которая, как и Гонсалес Прада, практиковала позитивизм sui Generis.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Гонсалес Прада родился 5 января 1844 года в Лиме в богатой, консервативной, аристократической испанской семье. [ 1 ] [ 3 ] [ 2 ] Его отцом был судья и политик Франсиско Гонсалес де Прада Маррон-и-Ломбрера, который был членом Верховного суда Лимы и мэром Лимы. Его матерью была Мария Хосефа Альварес де Уллоа и Родригес де ла Роса. Его дед был важной административной фигурой в вице-королевстве Перу. [ 2 ]
Из-за политической ссылки отца семья временно поселилась в Вальпарисо , где он начал образование в английской школе. В юности Гонсалес Прада удалил часть своего имени с буквой «де», отказываясь от аристократического происхождения своей семьи. [ 3 ] По возвращении в Перу его отец был избран мэром Лимы в 1857 году, и он продолжил обучение в семинарии Санто-Торибио. Прада покинул Санто-Торибио и поступил в либеральный Конвикториум Сан-Карлоса , где изучал право и литературу.
Большую часть своей жизни он прожил в Лиме, в городе, полном испанских традиций и консерватизма , хотя и отдалился от большей части своей семьи. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Путешествие на юг, одиночество
[ редактировать ]В течение некоторого времени Гонсалес Прада путешествовал по Южному Перу, особенно вблизи Серро-де-Паско , где он встретился с крестьянами и некоторыми коренными народами Перу , развивая оппозицию централизму в Лиме. [ 2 ] После смерти своего отца в 1863 году Гонсалес Прада жил в гасиенде Тутумо своей семьи до 1869 года. [ 2 ] В этот период одиночества он экспериментировал в химической лаборатории, разрабатывая выгодное соединение крахмала, стал более совершенным поэтом и получал из Европы политическую литературу, которая оказала на него влияние. [ 2 ]
Война на Тихом океане
[ редактировать ]В 1879 году он освободил Куартос де Хора незадолго до вторжения Чили в Перу, нападая на правящий класс и католическую церковь. [ 4 ] Во время надвигающегося поражения Перу от Чили в войне на Тихом океане Гонсалес Прада оставался в своем доме в течение трех лет, отказываясь смотреть на иностранных захватчиков, оккупировавших Перу . [ 1 ] [ 2 ] Конфликт доказал ему, что Перу потерпело неудачу в условиях экономической олигархии и что для улучшения страны необходимы крупные реформы. [ 1 ] Он относил бизнесменов, духовенство, военачальников и политиков к высшему классу, говоря, что их богатство и власть были получены посредством кланового капитализма . [ 1 ] Гонсалес Прада видел политическую элиту двояко; гражданская элита, которая украла государственные средства через группы с особыми интересами , и милитаристские каудильо, которые открыто разграбили государственную казну. [ 1 ] По его словам, для обеспечения соблюдения этой системы элиты использовали политические репрессии через полицию и армию. [ 1 ] В культурном отношении, по его словам, элиты были чужды большинству перуанцев, поскольку они переняли испанские обычаи и продолжили колониальную практику, включая феодализм , сохраняющееся неравенство и плохое развитие в сельских районах . [ 1 ]
Литературный кружок
[ редактировать ]Он был первым партнером Лиманского литературного клуба и участвовал в основании Перуанского литературного кружка , средства продвижения литературы, основанной на науке и будущем. [ 5 ] Литературный кружок считал себя вольнодумцами и считал, что им суждено изменить Перу, обратившись к Гонсалесу Праде, который немедленно переориентировал направление группы. [ 2 ] [ 5 ] Во время своего первого обращения к группе в Атенео он раскритиковал тех, кто смотрел в прошлое, заявив: «Наша свобода будет бесполезна, если мы ограничим себя в мучениях преувеличенным пуризмом Мадрида или если по существу мы подчинимся Программа Рима. Давайте избавимся от тенденции, которая побуждает нас предпочитать листву слов плодам идей». [ 5 ] В 1886 году он стал руководителем Литературного кружка, заявив: [ 2 ]
С этого дня я вижу себя во главе группы, которой суждено стать радикальной партией нашей литературы.
Во время Fiestas Patrias 28 июля 1888 года речь Гонсалеса Прады в Политеаме , зачитанная эквадорским оратором из-за страха перед сценой , вызвала бурные аплодисменты публики, а президент Перу Андрес Авелино Касерес присутствовавший сказал: «Я не знал, арестовать ли его или обнять». [ 5 ] Публикация речи безуспешно подверглась цензуре со стороны правительства Касереса. [ 2 ]
Его самая известная книга « Свободные страницы » вызвала общественный резонанс, который поставил Гонсалеса Прада на опасную грани отлучения от католической церкви . Его мать, набожная католичка, умерла в 1888 году, и впоследствии его критика стала еще более резкой. Он сказал, что Церковь «проповедовала нагорную проповедь и практиковала мораль Иуды». Фактически Гонсалес Прада был частью группы социальных реформаторов, в которую входили Рикардо Пальма , Хуана Мануэла Горрити , Клоринда Матто де Тернер и Мерседес Кабельо де Карбонера . Эти важные авторы были обеспокоены устойчивым влиянием испанского колониализма в Перу. Гонсалес Прада был, пожалуй, самым радикальным из них. Самым радикальным произведением, опубликованным им при жизни, были «Часы битвы» , в переводе « Тяжелые времена» .
Национальный союз
[ редактировать ]
В политической жизни Гонсалес Прада первоначально был членом Партии Цивилиста , но вместе со своими друзьями решил основать радикальную партию, известную как Национальный союз , партию «пропаганды и нападения». В 1891 году Литературный кружок был преобразован в Национальный союз. [ 2 ] Гонсалес Прада был назван кандидатом в президенты, но ему пришлось бежать в Европу из-за преследований . Он проведет семь лет в Европе, посетив Францию и Испанию, и наконец вернется в Перу в мае 1898 года. [ 2 ] По возвращении он призвал к социальной революции и достижению «величайшей свободы» посредством социальных реформ. [ 2 ] Он баллотировался в качестве кандидата в президенты от своей партии на президентских выборах 1899 года и занял третье место с 0,95% голосов, а аристократ Эдуардо Лопес де Романья получил 97% голосов. После президентских выборов ему предложили работать в недавно сформированном правительстве.
В 1902 году Гонсалес Прада покинул Национальный союз и вместо этого решил писать для рабочих газет. [ 2 ] Он начал писать для Los Parias , перуанской анархистской газеты, в 1904 году. [ 2 ] Он также занял пост директора Национальной библиотеки Перу на авеню Абанкай и помог улучшить и реорганизовать библиотеку до уровня библиотеки международного уровня.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Его книги Minúsculas (1901) и Exóticas (1911) часто называют модернистскими, хотя его работы выходят за рамки этого движения. Некоторые критики полагают, что его поэзия является допролетарской . Baladas peruanas (1935), возможно, лучшая его книга, представляет собой защиту индейцев. Его метрические и ритмические новшества и эксперименты примечательны в испано-американской поэзии. «Орас де луча» (1908) — хороший образец его прозы. [ 6 ]
До своей смерти Гонсалес Прада посвятил себя обучению студентов и работников университетов, организовывал дискуссионные группы Luz y Amor («Свет и любовь») и делился с ними своими произведениями. [ 2 ] Гонсалес Прада умер от остановки сердца 22 июля 1918 года и был похоронен на кладбище Пресбитеро Матиас Маэстро как перуанский патриот . [ 7 ] Его сочинения об анархизме « Анаркия » были посмертно опубликованы в 1936 году. [ 8 ]
Политические взгляды
[ редактировать ]По возвращении в Перу из Европы в 1898 году Гонсалес Прада поддержал анархизм , полагая, что он обеспечивает больше свободы по сравнению с либерализмом , который помешал реформам в Перу. [ 2 ] У него были такие же анархистские мысли, как у Пьера-Жозефа Прудона и Бакунина . Атеист, последователь Дарвина , Спенсера и Конта , Мануэль Гонсалес Прада был влиятельным полемистом , объектами которого были католическая церковь, испанская традиция и вообще любая форма консерватизма. Он описал бы анархизм как «новое христианство... без Христа» и что оно обеспечит «неограниченную свободу и величайшее благополучие личности с отменой государства и частной собственности». [ 2 ]
Гонсалес Прада не рассматривал кризис, с которым столкнулся Перу, как классовый конфликт , заявив, что достижение власти одним классом над другим будет лишь имитацией реальной социальной справедливости . [ 2 ] Выступая с обращением « El intelectual y el obrero » к анархистской группе Federación de Obreros Panaderos во время мероприятия, посвященного Международному дню трудящихся в 1905 году, он делал предостерегающее заявление о том, что «революции приходят сверху, но осуществляются снизу… «Каждая революция, однажды успешная, имеет тенденцию превращаться в правительство силы, каждый победивший революционер вырождается в консерватора». [ 2 ]
Увидев неудачи национализма, свои сильные моральные ценности и приняв анархизм, Гонсалес Прада пришел к выводу: [ 2 ]
«Учитывая общую склонность людей злоупотреблять властью, любое правительство является злом, а любая власть означает тиранию».
Наследие
[ редактировать ]Наследие Гонсалеса Прады не было признано до конца 20-го века, оказав влияние на прогрессивные движения в Перу. [ 3 ] Его произведения также оказали влияние на коренное население из-за его критики широко распространенной испанской культуры среди перуанской элиты. [ 1 ] Ученый-лингвист Богдан Пласкач описал Гонсалеса Праду «как одного из величайших эссеистов Латинской Америки, защитника прав перуанских индейцев и духовного отца социалистического движения следующего поколения». [ 9 ] Перуанские интеллектуалы, на которых оказал влияние Гонсалес Прада, включают Хосе Карлоса Мариатеги и Виктора Рауля Хайя де ла Торре . [ 1 ] Виктор Андрес Белаунде находился под влиянием описания Гонсалеса Прады поверхностного элитного класса. [ 1 ] Его интеллектуальный и стилистический след можно найти в произведениях Клоринды Матто де Тернер , Мерседес Кабельо де Карбонера , Хосе Сантос Чокано , Авроры Касерес , Сезара Вальехо , Хосе Карлоса Мариатеги и Марио Варгаса Льосы .
После изменения в 1960-х годах учебной программы обучения перуанских вооруженных сил военные студенты учились произведениям Гонсалеса Прады и разочаровались в политической элите, а офицеры в конечном итоге свергли правительство Фернандо Белаунде в перуанский государственный переворот. 1968 году , когда произошел к проблемам неравенства. [ 1 ]
Томас Уорд, директор отдела латиноамериканских и латиноамериканских исследований в Университете Лойолы в Мэриленде , сказал бы о Гонсалесе Праде: [ 10 ]
«[Каждое] столетие может похвастаться голосом, который звучит в пустыне, кричащим против колониализма, коррупции и его пособников. ... Голос, который на руинах войны на Тихом океане ... восстал против малодушием и беспринципностью ». Креольская концепция Перу, исключая Анды, была концепцией Мануэля Гонсалеса Прады,
Помимо того, что Гонсалес Прада является философом и значительным политическим агитатором, он важен как первый латиноамериканский автор, писавший в Перу в стиле, известном как модернизм (modernista по-испански, в отличие от англо-американского модернизма ), поэт в Перу, предвосхищающий некоторые литературные новшества. который Рубен Дарио вскоре принесет всему латиноамериканскому миру. Он также представил новые приемы, такие как триолет, рондель и малайский пантун, которые оживили испанский стих. Помимо поэзии, он занимался эссе, а совсем недавно Изабель Тозен Кастельянос опубликовала некоторые из его доселе неизвестных произведений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Горман, Стивен М. (сентябрь 1980 г.). «Экономические и социальные основы власти элиты в Перу: обзор литературы». Социально-экономические исследования . 29 (2/3). Университет Вест-Индии : 292–319.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Чаваррия, Хесус (1 мая 1970 г.). «Интеллектуалы и кризис современного перуанского национализма: 1870-1919». Историческое обозрение латиноамериканцев . 50 (2): 257–278.
- ^ Jump up to: а б с д Мид-младший, Роберт Г. (сентябрь 1953 г.). «Мануэль Гонсалес Прада: перуанский судья Испании». Публикации Американской ассоциации современного языка . 68 (4): 696–715.
- ^ Чаваррия, Хесус (1 мая 1970 г.). «Интеллектуалы и кризис современного перуанского национализма: 1870-1919». Историческое обозрение латиноамериканцев . 50 (2): 257–278.
- ^ Jump up to: а б с д Гиллис, Джеймс А. (1967). Гонсалес Прада: его идеи и влияние . Университет Лойолы в Чикаго . п. 17.
- ↑ ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКИЙ СТИХ ПОЭТОВ-ПИНГВИНОВ под редакцией Энрике Караччиоло-Трехо
- ^ «Какие исторические личности похоронены в доме Мастера Пресвитера?» . infobae (на европейском испанском языке). 19 июля 2022 г. Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Books Abroad Volume 14 - Page 12 Рой Темпл Хаус, Эрнст Эрих Нот - 1940 «Что касается его идеологии, Анаркия представляет собой грозное обвинение креольских олигархий и призыв к анархизму, который был позицией перуанских левых в то время. "
- ^ Пласкач, Богдан (1970). «Мануэль Гонсалес Прада и принц Петр Кропоткин — аристократы, ставшие анархистами». Славянские и восточноевропейские исследования . 15 : 83–92.
- ^ Гонсалес Прада, Мануэль (2021). Анархия (первое издание). Мирафлорес, Лима, Перу: Revuelta Editores. стр. 7–10. ISBN 9786124824753 .
- Гонсалес Прада, Мануэль, Бесплатные страницы и трудные времена: анархистские размышления . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2003. ISBN 0-19-511687-9 (твердый переплет) и ISBN 0-19-511688-7 (мягкая обложка).
- Гонсалес Прада, Мануэль, «Рабы церкви». Пер. Кэтлин Кэрис. PMLA 128.3 (май 2013 г.): 765–777.
Вторичная библиография
[ редактировать ]- Руфино Бланко Фомбона, Великие писатели Америки , Мадрид, 1917.
- Эухенио Чанг-Родригес, Политическая литература: От Гонсалеса Прада, Мариатеги и Хая де ла Торре , Мексика, 1957, особенно. стр. 51–125.
- Джон А. Кроу, «Эпос Латинской Америки», четвертое издание, стр. 636–639.
- Жоэль Делом, «Двусмысленность расового вопроса в эссе Мануэля Гонсалеса Прада», в книге « Черные и латиноамериканский дискурс идентичности» , Перпиньян, 1997: 13-39.
- Эфраин Кристал, Городское видение Анд: зарождение и развитие коренного населения в Перу, 1848–1930 гг. , Лима, 1991.
- Роберт Г. Мид-младший, Межамериканские перспективы: литература и свобода , Нью-Йорк, 1967, особенно. стр. 103–184.
- Эдуардо Муратта Бунсен, «Философская мысль дона Мануэля Гонсалеса Прада», в журнале «Философия и общество в Перу » , Лима, 2003: 128–143.
- Луис Альберто Санчес, Наша жизнь — это реки... история и легенда Гонсалеса Прада , Лима, 1977 год.
- Изабель Таузен-Кастелланос, редактор, Мануэль Гонсалес Прада: писатель двух миров , Лима, 2006 г.
- Марсель Веласкес Кастро, Маски репрезентации: рабский субъект и пути расизма в Перу (1775–1895) , Лима, 2005, особенно. стр. 249–264.
- Томас Уорд, Имманентистская анархия Мануэля Гонсалеса Прады . Нью-Йорк, 1998 год.
- Томас Уорд, «Гонсалес Прада: коренной мечтатель нации», в своей книге «Культурное сопротивление: нация в очерке Америки» , Лима, 2004: 160-177.
- Томас Уорд, «Мануэль Гонсалес Прада против. Ригоберта Менчу: Когда индигенизм встречается с коренной мыслью». Hispania 95.3 (сентябрь 2012 г.): 400–423.
- Томас Уорд, редактор, «Будущее должно нам победу». Необычная современность Мануэля Гонсалеса Прада . Лима, 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница Мануэля Гонсалеса Прада . Анархическая энциклопедия Daily Bleed (на английском языке)
- Времена борьбы Продолжающийся проект перевода « Орас де луча»
- Будущее должно нам победу : новый сайт, посвященный Мануэлю Гонсалесу Праде, заменит «Очерки и поэзию».
- Его самые важные сборники эссе и стихов из архива «Ensayos y poesía» Мануэля Гонсалеса Прада.