коренное население
Коренное население ( испанский: [indixenismo] ) — политическая идеология в ряде латиноамериканских стран, которая подчеркивает отношения между национальным государством и коренными народами и коренными народами . [1] В некоторых современных значениях это относится к стремлению к большей социальной и политической интеграции коренных народов в Латинской Америке , будь то посредством общенациональных реформ или общерегиональных альянсов. [2] В любом случае этот тип индигенизма направлен на оправдание культурных и языковых различий коренных народов, отстаивание прав коренных народов и поиск признания, а в некоторых случаях и компенсации за прошлые проступки колониальных и республиканских государств. [3] Тем не менее, некоторые исторические личности, такие как Хосе Марти, классифицируются как коренные народы и латиноамериканцы. [4]
Коренное население Мексики
[ редактировать ]Первоначально индигенизм был компонентом мексиканского национализма, который укрепился после Мексиканской революции . Этот индигенизм восхвалял некоторые аспекты культурного наследия коренных народов, но в первую очередь как пережиток прошлого. В рамках более широкого национального повествования о мексиканской нации как продукте европейских и индейских метисов , индигенизм был компонентом мексиканского национального строительства и выражением свободы воображаемой, восстановленной идентичности, которая была лишена во время испанской колонизации Мексики .
Во время правления Плутарко Элиаса Кальеса (1924–28) Моисес Саенс , который имел докторскую степень Колумбийского университета и был последователем Джона Дьюи образовательных методов , реализовал аспекты индигенизма в Департаменте народного образования. Первоначально Саенс занимал ассимиляционистскую позицию по «индийской проблеме», но после периода проживания в общине Пурепеча в Карапане он изменил свою позицию, сосредоточив внимание на материальных условиях, влияющих на коренное население. Он оказал влияние на администрацию Ласаро Карденаса (1934–40), которая в 1936 году установила должность Департамента по делам коренных народов на уровне кабинета министров. [5] Основные усилия отдела были направлены в экономическую и образовательную сферы. [6] Карденас высоко ценил коренное население, о чем свидетельствует создание должности на уровне кабинета министров и ресурсы, вложенные в общины коренных народов. В 1940 году в Мексике состоялась многонациональная встреча по вопросам коренных народов — Конгресс межамериканских коренных народов, проходивший в Пацкуаро , где перед собравшимися выступил сам Карденас. [7] Президент Мигель Алеман реорганизовал политику мексиканского правительства, направленную на коренное население, создав Национальный институт коренных народов ( Instituto Nacional Indigenista или INI). В администрации Висенте Фокса подразделение было реорганизовано и переименовано.
Повышение ценности коренного населения редко распространялось на современных коренных жителей, которые были нацелены на ассимиляцию в современное мексиканское общество. Хотя авторы политики коренного населения считали себя стремящимися защитить коренное население и оказать ему помощь, их усилия не привели к полному разрыву с практикой принудительной ассимиляции дореволюционного прошлого. [8]
Коренное население Перу
[ редактировать ]В Перу оно первоначально было связано с движением APRA , основанным Виктором Раулем Хайя де ла Торре (1924). Тогдашняя левая APRA десятилетиями доминировала в перуанской политике как единственная хорошо организованная политическая партия в Перу, не сосредоточенная на одном человеке. Для некоторых АПРА или «Апризмо» в своей первоначальной форме означали национализацию предприятий, принадлежащих иностранцам, и прекращение эксплуатации коренных народов. По мнению других, речь шла о сочетании современной экономики и технологий с историческими традициями сельской местности и коренного населения для создания новой и уникальной модели социального и экономического развития. [9]
Этнокацеризм — этническое националистическое политическое движение коренных народов в Перу, связанное с Антауро Умалой , братом экс-президента Ольянты Умалы, с которым он совершил Андауайлазо , неудавшийся государственный переворот.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Энгл, Карен (2010). Неуловимые перспективы развития коренных народов . Издательство Университета Дьюка.
- ^ См., например, Альсида Рита Рамос, Коренное население: этническая политика в Бразилии , University of Wisconsin Press, 1998.
- ^ Монтойя Ириарте, Урпи (1988). «Испанизм и индигенизм: культурный дуализм в перуанской общественной мысли (1900-1930). Необходимый обзор» . Журнал антропологии (на португальском языке). 41 (1). дои : 10.1590/S0034-77011998000100005 . Проверено 30 января 2016 г. - через SciELO.
- ^ Серна, Мерседес (2011). «Испанизм, коренное население и американизм в построении национального единства и дискурсах идентичности Боливара, Марти, Сармьенто и Родо» (PDF) . Philologia Hispalensis (на испанском языке). 25 (15): 201–217. дои : 10.12795/PH.2011.v25.i01.12 . hdl : 2445/144660 . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Александр С. Доусон, «Мойзес Саенс», в Энциклопедии Мексики , том. 2, с. 1325. Чикаго: Фицрой и Дирборн 1997.
- ^ Правительство Мексики, Шесть лет правления на службе Мексики, 1934-40 . Мексика: Национальный принтер 1940, стр. 351-382.
- ^ Шесть лет , с. 382.
- ^ Алан Найт, «Расизм, революция и коренной народ», в книге «Идея расы в Латинской Америке, 1870–1940» , под редакцией Ричарда Грэма, University of Texas Press, 1990.
- ^ Латиноамериканское коренное население в сравнительной перспективе Луис А. Марентес
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барнет-Санчес, Холли. «Индигенизм и доиспанское возрождение» в Оксфордской энциклопедии мезоамериканской культуры . том. 2, стр. 42–44. Издательство Оксфордского университета, 2001.
- Бод, Мишель (2009). Коренные народы, гражданское общество и неолиберальное государство в Латинской Америке. Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 19–42. ISBN 1845455975 .
- Бонфил Баталла, Гильермо (1996). Глубокая Мексика: восстановление цивилизации / Гильермо Бонфил Баталья; перевод Филипа А. Денниса. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 0292708440 .
- Брэдинг, Д.А. «Мануэль Гамио и официальный коренной народ в Мексике» Бюллетень латиноамериканских исследований 7.1 (1988), 75–89.
- Коронадо, Хорхе (2009). Воображаемые Анды: коренной народ, общество и современность. Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822973560 .
- Доусон, Александр (май 1998 г.). «От моделей нации к образцовым гражданам: коренной народ и «возрождение» мексиканских индейцев, 1920–40». Журнал латиноамериканских исследований. 30 (2): 279–308.
- Гарсия, Мария Елена (2005). Создание коренных граждан: идентичность, образование и мультикультурное развитие в Перу. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804750157 .
- Найт, Алан , «Расизм, революция и коренной народ», в книге «Идея расы в Латинской Америке, 1870–1940 » , под редакцией Ричарда Грэма, University of Texas Press, 1990.
- Льюис, Стивен Э. (2005). Амбивалентная революция: формирование государства и нации в Чьяпасе, 1910–1945 гг. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0826336019 .
- Лопес, Рик Энтони (2010). Создание Мексики: интеллектуалы, ремесленники и государство после революции. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0822347032 .
- Муньос, Мэри ЛО; Киддл, Амелия (2010). Популизм в Мексике двадцатого века: президентство Ласаро Карденаса и Луиса Эчеверрии. Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0816529183 .
- Постеро, Нэнси Грей; Замостье, Леон (2004). Борьба за права коренных народов в Латинской Америке. Брайтон [Англия]; Портленд, штат Орегон: Sussex Academic Press. ISBN 1845190637 .
- Салдивар, Эмико (1 апреля 2011 г.). «Повседневная практика коренных народов: этнография антропологии и государства в Мексике». Журнал антропологии Латинской Америки и Карибского бассейна. 16 (1): 67–89. doi:10.1111/j.1935-4940.2011.01125.x.