Централизм (Перу)
Кахамарка (справа), один из беднейших городов Перу, расположенный рядом с в мире. четвертым по величине золотым рудником [1] [2]
Централизм ( испанский : Centralismo ) — это обычный акт социальной элиты Перу , аккумулирующий или централизующий богатство и развитие вдоль побережья Тихого океана , особенно в столице Лиме . [3] [4] Эта практика имела место на протяжении всей истории Перу и привела к большому уровню экономического неравенства , политического отчуждения и других различий в сельских регионах, при этом Лима получила большую часть социально-экономических благ в стране. [3] [4]
История
[ редактировать ]Вице -королевство Перу было самой централизованной колонией Испанской империи , администрация которой была ограничена за пределами Лимы, особенно на всей территории Анд. [5] отчасти это произошло из-за унаследования формы экономической организации в Империи инков (централизованной в городе Куско ). [6] [7] [8] [9] [10] После обретения Перу независимости от Испанской империи экономическая элита сосредоточила свою власть на прибрежных регионах, в то время как сельские провинции управлялись существующими крепостного права практиками землевладельцами гасиенд . [4] [11] [12] [13] Эта централизация в основном принесла пользу элитам криолло . [14] Создавая нацию, элиты стремились к культурной гегемонизации и гомогенизации , обеспечивая контроль Лимы над более мелкими местными органами власти. [15] Одним из методов достижения этой цели было создание системы образования в Перу ; аристократы организовали национальную систему образования, которая продвигала консерватизм и авторитаризм, а также защищала социальную иерархию , которая препятствовала социальной мобильности . [16] [17]
Правительство Перу практически не вмешивалось в государственный сектор на протяжении всей истории страны, поскольку в Перу часто наблюдался сырьевой бум , который приносил выгоду белой элите на побережье, а не коренному большинству в сельских районах, а предприятия сосредотачивались на доставке товаров из внутренних районов Перу для экспорта в другие страны. побережье. [11] В эпоху гуано в середине 1800-х годов доходы, полученные от гуано и других ресурсов, использовались для того, чтобы «[поставить] остальную часть страны под влияние ее централизованной армии и бюрократии ». [18] [19] Президент Рамон Кастилья будет использовать государственное финансирование для обеспечения контроля над местными органами власти, поскольку Перу переживает экономический рост. [20] До середины двадцатого века правительство в Лиме проводило политику в отдаленных районах через посредника, известного как гамонал , обычно известного местного человека, при этом штат и гамонал достигали своих целей, в то время как коренное население имело мало влияния на местные решения. . [5]
По мере усиления глобализации в двадцатом веке расстояния между городскими и сельскими районами увеличивались: более крупные города увеличивали свои возможности подключения к экономике и увеличивали свое благосостояние, в то время как меньшие города испытывали бегство ресурсов и человеческого капитала в более крупные города. [21] Президент Хосе Пардо-и-Барреда в период Аристократической республики пытался обеспечить централизованную поддержку своего правительства, продвигая перуанский национализм . [20] Когда Фернандо Белаунде выиграл всеобщие выборы в Перу в 1963 году , его правительство добилось скромных улучшений за счет ускорения индустриализации и строительства автомагистралей, ведущих в Анды. [22] Белаунде придерживался доктрины под названием « Завоевание Перу перуанцами », которая способствовала эксплуатации ресурсов Амазонки и других отдаленных районов Перу посредством завоевания . [23] В одном инциденте 1964 года, названном геноцидом матсе , администрация Белаунде нацелилась на матсес после того, как были убиты два лесозаготовителя, а перуанские вооруженные силы и американские истребители сбросили напалм на группы коренного населения, вооруженные луками и стрелами, в результате чего погибли сотни людей. [23]
Были попытки со стороны децентрализации управления. Одним из них стала борьба с «лимским централизмом» президента Алехандро Толедо . [24] который в контексте приватизации государственных компаний в 1990-х годах отвечал за «национальный общественный бюджет» и за реформирование Конституции 1993 года для развития субнациональных образований. [25] Однако различия в доходах между столицей и остальной частью страны не уменьшились. [26] [27] Правительство президента и военного Хуана Веласко Альварадо в то время стремилось решить эту проблему с помощью аграрной реформы 1969 года . [28] [29] помимо попыток децентрализовать средства массовой информации за пределами Лимы из-за географических и языковых трудностей. [30] Однако из-за большого количества национализаций монополизация и политический контроль на общем уровне требовались только от военных. [31] [32]
Многие перуанцы в сельских районах не могли голосовать до 1979 года, когда конституция разрешила голосовать неграмотным людям, при этом одиннадцать из восемнадцати демократически избранных президентов Перу были выходцами из Лимы в период с 1919 по 2021 год. [33] Богатство, заработанное в период с 1990 по 2020 год, не было распределено по всей стране; уровень жизни показал различия между более развитой столицей Лимой и аналогичными прибрежными регионами, в то время как сельские провинции оставались бедными. [33] [34] [35]
Во время всеобщих выборов в Перу 2021 года кандидатура Педро Кастильо привлекла внимание к расколу в централизме, причем большая часть его поддержки была получена во внешних регионах страны. [33] В мае 2021 года журнал Americas Quarterly написал: « Продолжительность жизни в Уанкавелике, например, регионе, где Кастильо получил наибольшую долю голосов в первом туре, на семь лет короче, чем в Лиме. В Пуно, где Кастильо получил более 47% голосов. голосов уровень детской смертности почти в три раза выше, чем в Лиме». [33] По словам Асенсио, существующие различия в Перу вызвали «усталость от глобализации», что привело к поляризации между сельскими и городскими районами, в которых были разные приоритеты в образе жизни, экономике и политике. [21] Асенсио пишет, что Кастильо, которого его сторонники признали «истинным перуанцем», смог извлечь выгоду из настроений «усталости от глобализации», разделяемых сельским населением, и заручиться поддержкой, заявив, что он откажется от фаворитизма Лимы и защитит региональные права. [21] Этот раскол, созданный централизмом, станет фактором, способствующим перуанским протестам 2022–2023 годов . [36]
Эффекты
[ редактировать ]Централизм препятствовал развитию Перу, препятствуя прогрессивным движениям и делая невозможным создание национальной экономики. [11] Это также способствовало системному расизму в Перу , поскольку богатство и образование, централизованное в Лиме, создали среди лименьо представление о том, что коренные жители сельских районов находятся на более низком уровне. [37] [36] Более молодые и более мобильные люди также переехали из сельских районов в Лиму, что способствовало замедлению развития отдаленной провинции среди стареющего населения. [4]
Анализ
[ редактировать ]Централизм был описан как «одно из структурных зол, сопровождавших Республику с момента ее создания до настоящего времени», при этом различия между провинциями и Лимой являются одним из крупнейших примеров неравенства доходов в Латинской Америке. [4] Начиная с начала 1900-х годов перуанские интеллектуалы из сельских провинций начали реагировать на централизм, продвигая регионализм или распространение развития из Лимы в отдаленные регионы. [3] [4] Тщательный анализ этого явления начался с -марксиста-лениниста философа Хосе Карлоса Мариатеги в его эссе « Регионализм и централизм » из его « Семи интерпретативных эссе о перуанской реальности» . [4]
В контексте социально-экономического кризиса в Перу во время пандемии COVID-19 в Перу Каххат заявил, что «рыночные реформы в Перу дали положительные результаты с точки зрения сокращения бедности… Но что пандемия обнажила, особенно в Перу, так это то, что бедность сократилась, оставив при этом плачевное состояние государственных услуг неизменным – наиболее ярко это видно в случае со здравоохранением». [35] Некоторые социологи описывают, что перуанцы видят, что все природные ресурсы находятся в сельской местности, но все блага сосредоточены в основном в Лиме. [34]
См. также
[ редактировать ]- Лимский консенсус
- Западное отчуждение , аналогичная концепция в Канаде.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Борьба студентов подтолкнула учителя Перу баллотироваться на пост президента» . Ассошиэйтед Пресс . 18 апреля 2021 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Сантаулалия, Инес; Фаукс, Жаклин (12 апреля 2021 г.). «Перу движется к борьбе за пост президента между радикалом Педро Кастильо и Кейко Фухимори» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с де ла Кадена, Марисоль (май 1998 г.). «Тихий расизм и интеллектуальное превосходство в Перу». Бюллетень латиноамериканских исследований . 17 (2): 143–164. дои : 10.1111/j.1470-9856.1998.tb00169.x .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Миранда Вальдивия, Франклин Рамиро (15 июня 2015 г.). «Централистская децентрализация в Перу: между кризисом и ростом 1970-2014» . Социальные исследования . 19 (34): 153–167. дои : 10.15381/is.v19i34.11758 .
- ^ Перейти обратно: а б Мосери, Филип (зима 1995 г.). «Государственная реформа, коалиции и неолиберальный «автогольп» в Перу» . Обзор латиноамериканских исследований . 30 (1): 7–37. дои : 10.1017/S0023879100017155 . S2CID 252749746 .
- ^ Д'Олтрой, Теренс Н. (1995). «Провинциальная власть в империи инков» . Издательство Университета Дьюка . dukeupress.edu . стр. 258–259: Историческое обозрение латиноамериканцев (1995) 75 (2). дои : 10.1215/00182168-75.2.258 . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Загальский, Паула К. (сентябрь 2014 г.). «ПОЛОВИНА ПОТОСИ: НЕПЕРЕМЕННОЕ КОЛОНИАЛЬНОЕ НАВЯЗАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МНОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (XVI-XVII ВЕКИ; ЧАРКАС, ВИРРЕИНАТО ПЕРУ)» (PDF) . Чунгара, Журнал чилийской антропологии (на испанском языке). 46 (3): 375–395. дои : 10.4067/S0717-73562014000300005 . ISSN 0717-7356 .
Несомненно, как предположил Натан Вахтель (1980), он, должно быть, был вдохновлен доиспанскими системами, такими как та, которая организовала инков Уайна Капак в кукурузных долинах Кочабамбы, мобилизовав рабочий контингент мужчин очень похожих пропорций [.. .]
- ^ Макьюэн, Гордон Ф. (2006). Инки: новый взгляд . WW Norton & Company: Нью-Йорк. Макьюэн, стр. 102, 132, 217.
- ^ Роу, Джон Хоуленд (1982). Политика и институты инков, связанные с культурным объединением империи . Исследования по антропологии (Академическая пресса). Впоследствии опубликовано в World Cultures . Мировые культуры . ISBN 978-0-12-181180-8 .
- ^ Веттер Пароди, Луиза (01 апреля 2017 г.). «Завоевание Тауантинсуйо и его последствия: постоянство и инновации в металлообработке в переходный период (16 век)» . Bulletin de l'Institut français d'études andines (на испанском языке) (46 (1)): 133–149. дои : 10.4000/bifea.8183 . ISSN 0303-7495 .
Как ремесленники [инки] имели множество ограничений, поэтому они мобилизовали целые популяции ремесленников, называемых митмами, из места их происхождения в Куско для производства предметов, необходимых элите.
- ^ Перейти обратно: а б с Ориуэла, Хосе Карлос (январь – июнь 2020 г.). «Лимский консенсус и его недовольство: от ограниченного олигархического развития к революционным структурным реформам» . Исторический журнал . 27 (1). Консепсьон, Чили : 77–100.
- ^ Левицкий, Стивен (осень 2014 г.). «Первый взгляд: парадоксы перуанской демократии: политический кризис на фоне экономического бума?» . РеВиста . Архивировано из оригинала 22 ноября 2014 года.
- ^ Гутьеррес Санин, Франциско; Шенвальдер, Герд (2010). Экономическая либерализация и политическое насилие: утопия или антиутопия? . Международный исследовательский центр развития . стр. 256–284. ISBN 978-0745330631 .
- ^ Ориуэла, Хосе Карлос (январь – июнь 2020 г.). «Лимский консенсус и его недовольство: от ограниченного олигархического развития к революционным структурным реформам» . Исторический журнал . 27 (1). Консепсьон, Чили : 77–100.
- ^ Эспиноза 2013 , стр. 11–12. «Перуанским элитам приходилось взаимодействовать с подчиненными группами, чтобы достичь периодов гегемонии различной стабильности и устойчивости. Формирование нации в Перу требовало определенного развития государственной структуры, поскольку элиты стремились гомогенизировать население».
- ^ Эспиноза 2013 , стр. iv. «Элиты в Перу часто продвигали школы для укрепления социального порядка, а не социальной мобильности»
- ^ Эспиноза 2013 , стр. 3. «Элиты воспринимали школьное образование как средство воспроизводства социальных иерархий, поощрения авторитаризма и нетерпимости»
- ^ Джиягон Вильянуэва, Хосе Карлос (2017). «Генезис централизма в Перу: восстание Виванко и поражение перед Лимой» . Журнал многопрофильных исследований CTSCAFE (на испанском языке). 1 (2): 10. ISSN 2521-8093 . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Брук, Ларсон (2008). Испытания создания нации: либерализм, раса и этническая принадлежность в Андах, 1810–1910 гг . Кембриджский университет. Нажимать. п. 151. OCLC 551697287 . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Espinoza 2013 , стр. 12. «Было два момента, когда национальные власти достигли большего [контроля]… как часть… процессов построения гегемонии. … Президент Рамон Кастилья… стремился обрести стабильность, утверждают власть режимов и создавать союзы с местными властями путем увеличения государственных расходов и увеличения бюрократии ... Президент Хосе Пардо, возглавляющий Второй Цивилизм, ... стремился расширить базу поддержки ... подтверждая власть правительства над. местные власти»
- ^ Перейти обратно: а б с Асенсио и др. 2021 , стр. 27–71.
- ^ «Командные высоты: Перу» . PBS NewsHour . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дорожанни, Марк Дж. (12 июня 2017 г.). «Белаунде в Амазонке» . Центр антропологии и практического применения Amazon (CAAAP) (на испанском языке) . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Релеа, Франческ (3 апреля 2000 г.). «Феномен Толедо » . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Децентрализация начала двигаться вперед» . Перуанец . 7 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2003 г. Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ О'Бойл, Брендан (3 мая 2021 г.). «Педро Кастильо и 500-летняя Лима против разделения сельской местности» . Ежеквартальный журнал Америки . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ «Buenos Aires Times | Неравенство подпитывает маловероятную попытку сельского учителя перевернуть Перу» . Буэнос-Айрес Таймс . Блумберг . 3 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Диес Уртадо, Алехандро (2003). «Элиты и местные власти: региональные общества перед лицом децентрализации: случаи Пуно и Аякучо» (PDF) . п. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2006 г. Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «CIDOB - Демократия, власть элиты и гражданское общество: сравнение Боливии и Перу» . СИДОБ (на испанском языке). дои : 10.24241/rcai.2020.126.3.139 . S2CID 234571536 . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Вейт, Ричард; Догерти, Дуглас (1973). "Перу". В Дрейпере, Бенджамин (ред.). Радиовещание тихоокеанских стран II . Конференция индустрии телерадиовещания Университет штата Сан-Франциско. стр. 207–210 . Проверено 15 апреля 2023 г.
До недавнего времени радиовещание оказывало относительно небольшое влияние на социальную структуру Перу за пределами столицы Лимы. Это объясняется множеством взаимосвязанных причин, но выделяются две: чрезвычайно разнообразная и часто пересеченная местность послужила изоляции больших слоев населения; и почти все передачи велись на испанском языке, в то время как почти половина из 13,6 миллионов жителей страны - индийцы, говорящие в основном на кечуа и аймара и очень мало на испанском. В 1971 году, отчасти из-за стремления охватить граждан, не говорящих по-испански, правительство взяло на себя фактический контроль над всеми радиовещательными станциями, радикально изменив почти все аспекты телерадиоиндустрии.
- ^ Мартин Санчес, Хуан (2002). "Популизм." Перуанская революция: идеология и политическая практика военного правительства, 1968-1975 гг . Высший совет научных исследований, Школа латиноамериканских исследований. п. 242. OCLC 51329607 . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Посо, Хосе Вегас (30 декабря 2013 г.). «Первоначально децентрализовано, после регионализации» . Investigaciones Sociales (на испанском языке). 17 (31): 21–25. дои : 10.15381/is.v17i31.7897 . ISSN 1818-4758 .
[Работа Розмари Торп (1981) из Оксфордского университета об эволюции перуанской экономики, специализирующаяся на исследованиях экономики Латинской Америки и опубликованная в тексте «Военное правительство, перуанский опыт 1968-1980 годов», указывает: «военные утверждали, что монополизация и нерациональное распределение экономических ресурсов со стороны олигархии и иностранных инвесторов были ответственны за экономический застой, растущий дисбаланс и неспособность должным образом фильтровать выгоды через систему». ..] Торп критикует, что действительно имело место плохое распределение ограниченных ресурсов, слабость местной бизнес-группы, генерирующей инвестиции, рост цен на основные импортные продукты, реальное падение заработной платы, формирование внутреннего экономический кризис 1975-76 годов, который на национальном уровне проявляется в забастовках, мобилизациях и политической неопределенности [...]
- ^ Перейти обратно: а б с д О'Бойл, Брендан (3 мая 2021 г.). «Педро Кастильо и 500-летняя Лима против разделения сельской местности» . Ежеквартальный журнал Америки . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Buenos Aires Times | Неравенство подпитывает маловероятную попытку сельского учителя перевернуть Перу» . Буэнос-Айрес Таймс . Блумберг . 3 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Николас (1 июня 2021 г.). «Педро Кастильо может помочь положить конец неолиберализму в Перу» . Якобинец . Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Демократия в Перу на грани» . Хьюман Райтс Вотч . 24 января 2023 г. Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Жирудо, Лаура (2018). «Каста (ы), «кастовое общество» и коренное население: интерпретация колониального прошлого в 20 веке» . Новый Свет Новые Миры . дои : 10.4000/newworld.72080 . hdl : 10261/167130 . S2CID 165569000 . Проверено 23 сентября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Асенсио, Рауль; Камачо, Габриэлав; Гонсалес, Наталья; Громпоне, Ромео; Пахуэло Тевес, Рамонв; Пенья Хименес, Омайра; Москосо, Макарена; Васкес, Йерель; Соса Вильягарсия, Паоло (август 2021 г.). Профессор: Как Педро Кастильо стал президентом Перу и что будет дальше (на испанском языке) (1-е изд.). Лима, Перу: Институт перуанских исследований. стр. 27–71. ISBN 978-612-326-084-2 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- Эспиноза, Дж. Антонио (2013). Образование и государство в современном Перу: начальное образование в Лиме, 1821–1821 гг. 1921 год . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1349464043 .