Jump to content

Централизм (Перу)

(Перенаправлено с Централизма (Перу) )
Сан-Исидро (слева), современный финансовый центр Лимы.
Кахамарка (справа), один из беднейших городов Перу, расположенный рядом с в мире. четвертым по величине золотым рудником [1] [2]

Централизм ( испанский : Centralismo ) — это обычный акт социальной элиты Перу , аккумулирующий или централизующий богатство и развитие вдоль побережья Тихого океана , особенно в столице Лиме . [3] [4] Эта практика имела место на протяжении всей истории Перу и привела к большому уровню экономического неравенства , политического отчуждения и других различий в сельских регионах, при этом Лима получила большую часть социально-экономических благ в стране. [3] [4]

Вице -королевство Перу было самой централизованной колонией Испанской империи , администрация которой была ограничена за пределами Лимы, особенно на всей территории Анд. [5] отчасти это произошло из-за унаследования формы экономической организации в Империи инков (централизованной в городе Куско ). [6] [7] [8] [9] [10] После обретения Перу независимости от Испанской империи экономическая элита сосредоточила свою власть на прибрежных регионах, в то время как сельские провинции управлялись существующими крепостного права практиками землевладельцами гасиенд . [4] [11] [12] [13] Эта централизация в основном принесла пользу элитам криолло . [14] Создавая нацию, элиты стремились к культурной гегемонизации и гомогенизации , обеспечивая контроль Лимы над более мелкими местными органами власти. [15] Одним из методов достижения этой цели было создание системы образования в Перу ; аристократы организовали национальную систему образования, которая продвигала консерватизм и авторитаризм, а также защищала социальную иерархию , которая препятствовала социальной мобильности . [16] [17]

Правительство Перу практически не вмешивалось в государственный сектор на протяжении всей истории страны, поскольку в Перу часто наблюдался сырьевой бум , который приносил выгоду белой элите на побережье, а не коренному большинству в сельских районах, а предприятия сосредотачивались на доставке товаров из внутренних районов Перу для экспорта в другие страны. побережье. [11] В эпоху гуано в середине 1800-х годов доходы, полученные от гуано и других ресурсов, использовались для того, чтобы «[поставить] остальную часть страны под влияние ее централизованной армии и бюрократии ». [18] [19] Президент Рамон Кастилья будет использовать государственное финансирование для обеспечения контроля над местными органами власти, поскольку Перу переживает экономический рост. [20] До середины двадцатого века правительство в Лиме проводило политику в отдаленных районах через посредника, известного как гамонал , обычно известного местного человека, при этом штат и гамонал достигали своих целей, в то время как коренное население имело мало влияния на местные решения. . [5]

По мере усиления глобализации в двадцатом веке расстояния между городскими и сельскими районами увеличивались: более крупные города увеличивали свои возможности подключения к экономике и увеличивали свое благосостояние, в то время как меньшие города испытывали бегство ресурсов и человеческого капитала в более крупные города. [21] Президент Хосе Пардо-и-Барреда в период Аристократической республики пытался обеспечить централизованную поддержку своего правительства, продвигая перуанский национализм . [20] Когда Фернандо Белаунде выиграл всеобщие выборы в Перу в 1963 году , его правительство добилось скромных улучшений за счет ускорения индустриализации и строительства автомагистралей, ведущих в Анды. [22] Белаунде придерживался доктрины под названием « Завоевание Перу перуанцами », которая способствовала эксплуатации ресурсов Амазонки и других отдаленных районов Перу посредством завоевания . [23] В одном инциденте 1964 года, названном геноцидом матсе [ es ] , администрация Белаунде нацелилась на матсес после того, как были убиты два лесозаготовителя, а перуанские вооруженные силы и американские истребители сбросили напалм на группы коренного населения, вооруженные луками и стрелами, в результате чего погибли сотни людей. [23]

Были попытки со стороны децентрализации управления. Одним из них стала борьба с «лимским централизмом» президента Алехандро Толедо . [24] который в контексте приватизации государственных компаний в 1990-х годах отвечал за «национальный общественный бюджет» и за реформирование Конституции 1993 года для развития субнациональных образований. [25] Однако различия в доходах между столицей и остальной частью страны не уменьшились. [26] [27] Правительство президента и военного Хуана Веласко Альварадо в то время стремилось решить эту проблему с помощью аграрной реформы 1969 года . [28] [29] помимо попыток децентрализовать средства массовой информации за пределами Лимы из-за географических и языковых трудностей. [30] Однако из-за большого количества национализаций монополизация и политический контроль на общем уровне требовались только от военных. [31] [32]

Многие перуанцы в сельских районах не могли голосовать до 1979 года, когда конституция разрешила голосовать неграмотным людям, при этом одиннадцать из восемнадцати демократически избранных президентов Перу были выходцами из Лимы в период с 1919 по 2021 год. [33] Богатство, заработанное в период с 1990 по 2020 год, не было распределено по всей стране; уровень жизни показал различия между более развитой столицей Лимой и аналогичными прибрежными регионами, в то время как сельские провинции оставались бедными. [33] [34] [35]

Во время всеобщих выборов в Перу 2021 года кандидатура Педро Кастильо привлекла внимание к расколу в централизме, причем большая часть его поддержки была получена во внешних регионах страны. [33] В мае 2021 года журнал Americas Quarterly написал: « Продолжительность жизни в Уанкавелике, например, регионе, где Кастильо получил наибольшую долю голосов в первом туре, на семь лет короче, чем в Лиме. В Пуно, где Кастильо получил более 47% голосов. голосов уровень детской смертности почти в три раза выше, чем в Лиме». [33] По словам Асенсио, существующие различия в Перу вызвали «усталость от глобализации», что привело к поляризации между сельскими и городскими районами, в которых были разные приоритеты в образе жизни, экономике и политике. [21] Асенсио пишет, что Кастильо, которого его сторонники признали «истинным перуанцем», смог извлечь выгоду из настроений «усталости от глобализации», разделяемых сельским населением, и заручиться поддержкой, заявив, что он откажется от фаворитизма Лимы и защитит региональные права. [21] Этот раскол, созданный централизмом, станет фактором, способствующим перуанским протестам 2022–2023 годов . [36]

Централизм препятствовал развитию Перу, препятствуя прогрессивным движениям и делая невозможным создание национальной экономики. [11] Это также способствовало системному расизму в Перу , поскольку богатство и образование, централизованное в Лиме, ​​создали среди лименьо представление о том, что коренные жители сельских районов находятся на более низком уровне. [37] [36] Более молодые и более мобильные люди также переехали из сельских районов в Лиму, что способствовало замедлению развития отдаленной провинции среди стареющего населения. [4]

Централизм был описан как «одно из структурных зол, сопровождавших Республику с момента ее создания до настоящего времени», при этом различия между провинциями и Лимой являются одним из крупнейших примеров неравенства доходов в Латинской Америке. [4] Начиная с начала 1900-х годов перуанские интеллектуалы из сельских провинций начали реагировать на централизм, продвигая регионализм или распространение развития из Лимы в отдаленные регионы. [3] [4] Тщательный анализ этого явления начался с -марксиста-лениниста философа Хосе Карлоса Мариатеги в его эссе « Регионализм и централизм » из его « Семи интерпретативных эссе о перуанской реальности» . [4]

В контексте социально-экономического кризиса в Перу во время пандемии COVID-19 в Перу Каххат заявил, что «рыночные реформы в Перу дали положительные результаты с точки зрения сокращения бедности… Но что пандемия обнажила, особенно в Перу, так это то, что бедность сократилась, оставив при этом плачевное состояние государственных услуг неизменным – наиболее ярко это видно в случае со здравоохранением». [35] Некоторые социологи описывают, что перуанцы видят, что все природные ресурсы находятся в сельской местности, но все блага сосредоточены в основном в Лиме. [34]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Борьба студентов подтолкнула учителя Перу баллотироваться на пост президента» . Ассошиэйтед Пресс . 18 апреля 2021 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
  2. ^ Сантаулалия, Инес; Фаукс, Жаклин (12 апреля 2021 г.). «Перу движется к борьбе за пост президента между радикалом Педро Кастильо и Кейко Фухимори» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 13 апреля 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с де ла Кадена, Марисоль (май 1998 г.). «Тихий расизм и интеллектуальное превосходство в Перу». Бюллетень латиноамериканских исследований . 17 (2): 143–164. дои : 10.1111/j.1470-9856.1998.tb00169.x .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Миранда Вальдивия, Франклин Рамиро (15 июня 2015 г.). «Централистская децентрализация в Перу: между кризисом и ростом 1970-2014» . Социальные исследования . 19 (34): 153–167. дои : 10.15381/is.v19i34.11758 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Мосери, Филип (зима 1995 г.). «Государственная реформа, коалиции и неолиберальный «автогольп» в Перу» . Обзор латиноамериканских исследований . 30 (1): 7–37. дои : 10.1017/S0023879100017155 . S2CID   252749746 .
  6. ^ Д'Олтрой, Теренс Н. (1995). «Провинциальная власть в империи инков» . Издательство Университета Дьюка . dukeupress.edu . стр. 258–259: Историческое обозрение латиноамериканцев (1995) 75 (2). дои : 10.1215/00182168-75.2.258 . Проверено 24 апреля 2023 г.
  7. ^ Загальский, Паула К. (сентябрь 2014 г.). «ПОЛОВИНА ПОТОСИ: НЕПЕРЕМЕННОЕ КОЛОНИАЛЬНОЕ НАВЯЗАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МНОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (XVI-XVII ВЕКИ; ЧАРКАС, ВИРРЕИНАТО ПЕРУ)» (PDF) . Чунгара, Журнал чилийской антропологии (на испанском языке). 46 (3): 375–395. дои : 10.4067/S0717-73562014000300005 . ISSN   0717-7356 . Несомненно, как предположил Натан Вахтель (1980), он, должно быть, был вдохновлен доиспанскими системами, такими как та, которая организовала инков Уайна Капак в кукурузных долинах Кочабамбы, мобилизовав рабочий контингент мужчин очень похожих пропорций [.. .]
  8. ^ Макьюэн, Гордон Ф. (2006). Инки: новый взгляд . WW Norton & Company: Нью-Йорк. Макьюэн, стр. 102, 132, 217.
  9. ^ Роу, Джон Хоуленд (1982). Политика и институты инков, связанные с культурным объединением империи . Исследования по антропологии (Академическая пресса). Впоследствии опубликовано в World Cultures . Мировые культуры . ISBN  978-0-12-181180-8 .
  10. ^ Веттер Пароди, Луиза (01 апреля 2017 г.). «Завоевание Тауантинсуйо и его последствия: постоянство и инновации в металлообработке в переходный период (16 век)» . Bulletin de l'Institut français d'études andines (на испанском языке) (46 (1)): 133–149. дои : 10.4000/bifea.8183 . ISSN   0303-7495 . Как ремесленники [инки] имели множество ограничений, поэтому они мобилизовали целые популяции ремесленников, называемых митмами, из места их происхождения в Куско для производства предметов, необходимых элите.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Ориуэла, Хосе Карлос (январь – июнь 2020 г.). «Лимский консенсус и его недовольство: от ограниченного олигархического развития к революционным структурным реформам» . Исторический журнал . 27 (1). Консепсьон, Чили : 77–100.
  12. ^ Левицкий, Стивен (осень 2014 г.). «Первый взгляд: парадоксы перуанской демократии: политический кризис на фоне экономического бума?» . РеВиста . Архивировано из оригинала 22 ноября 2014 года.
  13. ^ Гутьеррес Санин, Франциско; Шенвальдер, Герд (2010). Экономическая либерализация и политическое насилие: утопия или антиутопия? . Международный исследовательский центр развития . стр. 256–284. ISBN  978-0745330631 .
  14. ^ Ориуэла, Хосе Карлос (январь – июнь 2020 г.). «Лимский консенсус и его недовольство: от ограниченного олигархического развития к революционным структурным реформам» . Исторический журнал . 27 (1). Консепсьон, Чили : 77–100.
  15. ^ Эспиноза 2013 , стр. 11–12. «Перуанским элитам приходилось взаимодействовать с подчиненными группами, чтобы достичь периодов гегемонии различной стабильности и устойчивости. Формирование нации в Перу требовало определенного развития государственной структуры, поскольку элиты стремились гомогенизировать население».
  16. ^ Эспиноза 2013 , стр. iv. «Элиты в Перу часто продвигали школы для укрепления социального порядка, а не социальной мобильности»
  17. ^ Эспиноза 2013 , стр. 3. «Элиты воспринимали школьное образование как средство воспроизводства социальных иерархий, поощрения авторитаризма и нетерпимости»
  18. ^ Джиягон Вильянуэва, Хосе Карлос (2017). «Генезис централизма в Перу: восстание Виванко и поражение перед Лимой» . Журнал многопрофильных исследований CTSCAFE (на испанском языке). 1 (2): 10. ISSN   2521-8093 . Проверено 16 марта 2023 г.
  19. ^ Брук, Ларсон (2008). Испытания создания нации: либерализм, раса и этническая принадлежность в Андах, 1810–1910 гг . Кембриджский университет. Нажимать. п. 151. OCLC   551697287 . Проверено 16 марта 2023 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Espinoza 2013 , стр. 12. «Было два момента, когда национальные власти достигли большего [контроля]… как часть… процессов построения гегемонии. … Президент Рамон Кастилья… стремился обрести стабильность, утверждают власть режимов и создавать союзы с местными властями путем увеличения государственных расходов и увеличения бюрократии ... Президент Хосе Пардо, возглавляющий Второй Цивилизм, ... стремился расширить базу поддержки ... подтверждая власть правительства над. местные власти»
  21. ^ Перейти обратно: а б с Асенсио и др. 2021 , стр. 27–71.
  22. ^ «Командные высоты: Перу» . PBS NewsHour . Проверено 14 октября 2021 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Дорожанни, Марк Дж. (12 июня 2017 г.). «Белаунде в Амазонке» . Центр антропологии и практического применения Amazon (CAAAP) (на испанском языке) . Проверено 14 октября 2021 г.
  24. ^ Релеа, Франческ (3 апреля 2000 г.). «Феномен Толедо » . Эль Паис (на испанском языке). ISSN   1134-6582 . Проверено 16 марта 2023 г.
  25. ^ «Децентрализация начала двигаться вперед» . Перуанец . 7 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2003 г. Проверено 24 марта 2023 г.
  26. ^ О'Бойл, Брендан (3 мая 2021 г.). «Педро Кастильо и 500-летняя Лима против разделения сельской местности» . Ежеквартальный журнал Америки . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  27. ^ «Buenos Aires Times | Неравенство подпитывает маловероятную попытку сельского учителя перевернуть Перу» . Буэнос-Айрес Таймс . Блумберг . 3 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
  28. ^ Диес Уртадо, Алехандро (2003). «Элиты и местные власти: региональные общества перед лицом децентрализации: случаи Пуно и Аякучо» (PDF) . п. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2006 г. Проверено 22 апреля 2023 г.
  29. ^ «CIDOB - Демократия, власть элиты и гражданское общество: сравнение Боливии и Перу» . СИДОБ (на испанском языке). дои : 10.24241/rcai.2020.126.3.139 . S2CID   234571536 . Проверено 22 апреля 2023 г.
  30. ^ Вейт, Ричард; Догерти, Дуглас (1973). "Перу". В Дрейпере, Бенджамин (ред.). Радиовещание тихоокеанских стран II . Конференция индустрии телерадиовещания Университет штата Сан-Франциско. стр. 207–210 . Проверено 15 апреля 2023 г. До недавнего времени радиовещание оказывало относительно небольшое влияние на социальную структуру Перу за пределами столицы Лимы. Это объясняется множеством взаимосвязанных причин, но выделяются две: чрезвычайно разнообразная и часто пересеченная местность послужила изоляции больших слоев населения; и почти все передачи велись на испанском языке, в то время как почти половина из 13,6 миллионов жителей страны - индийцы, говорящие в основном на кечуа и аймара и очень мало на испанском. В 1971 году, отчасти из-за стремления охватить граждан, не говорящих по-испански, правительство взяло на себя фактический контроль над всеми радиовещательными станциями, радикально изменив почти все аспекты телерадиоиндустрии.
  31. ^ Мартин Санчес, Хуан (2002). "Популизм." Перуанская революция: идеология и политическая практика военного правительства, 1968-1975 гг . Высший совет научных исследований, Школа латиноамериканских исследований. п. 242. OCLC   51329607 . Проверено 16 марта 2023 г.
  32. ^ Посо, Хосе Вегас (30 декабря 2013 г.). «Первоначально децентрализовано, после регионализации» . Investigaciones Sociales (на испанском языке). 17 (31): 21–25. дои : 10.15381/is.v17i31.7897 . ISSN   1818-4758 . [Работа Розмари Торп (1981) из Оксфордского университета об эволюции перуанской экономики, специализирующаяся на исследованиях экономики Латинской Америки и опубликованная в тексте «Военное правительство, перуанский опыт 1968-1980 годов», указывает: «военные утверждали, что монополизация и нерациональное распределение экономических ресурсов со стороны олигархии и иностранных инвесторов были ответственны за экономический застой, растущий дисбаланс и неспособность должным образом фильтровать выгоды через систему». ..] Торп критикует, что действительно имело место плохое распределение ограниченных ресурсов, слабость местной бизнес-группы, генерирующей инвестиции, рост цен на основные импортные продукты, реальное падение заработной платы, формирование внутреннего экономический кризис 1975-76 годов, который на национальном уровне проявляется в забастовках, мобилизациях и политической неопределенности [...]
  33. ^ Перейти обратно: а б с д О'Бойл, Брендан (3 мая 2021 г.). «Педро Кастильо и 500-летняя Лима против разделения сельской местности» . Ежеквартальный журнал Америки . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б «Buenos Aires Times | Неравенство подпитывает маловероятную попытку сельского учителя перевернуть Перу» . Буэнос-Айрес Таймс . Блумберг . 3 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Николас (1 июня 2021 г.). «Педро Кастильо может помочь положить конец неолиберализму в Перу» . Якобинец . Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б «Демократия в Перу на грани» . Хьюман Райтс Вотч . 24 января 2023 г. Проверено 27 января 2023 г.
  37. ^ Жирудо, Лаура (2018). «Каста (ы), «кастовое общество» и коренное население: интерпретация колониального прошлого в 20 веке» . Новый Свет Новые Миры . дои : 10.4000/newworld.72080 . hdl : 10261/167130 . S2CID   165569000 . Проверено 23 сентября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af1ed96b540f7be992216cb539890acc__1722216120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/cc/af1ed96b540f7be992216cb539890acc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Centralism (Peru) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)