Лимский консенсус
« Лимский консенсус » ( испанский : consenso de Lima ), термин, приписываемый профессору государственного управления Гарвардского университета Стивену Левицки , [ 1 ] [ 2 ] относится к набору экономической политики , которая преобладала в Перу, начиная с президентства Альберто Фухимори . Этот термин был создан по аналогии с « Вашингтонским консенсусом ». [ 1 ] Лимский консенсус, определяемый своей неолиберальной , дерегулирующей позицией и ориентированным на экспорт ростом с упором на сырье , основан на свободном рыночном капитализме . Экономическая элита Перу открыто поддерживает эту экономическую политику. [ 3 ]
В 1990 году правительство Фухимори применило шоковую терапию, прописанную Эрнандо де Сото , в просторечии известную как «фудзишок». [ 4 ] Следовательно, эти меры повысили привлекательность Перу для иностранных портфельных инвестиций . В то время как в начале 2000-х годов произошел региональный сдвиг в сторону левых правительств, получивший название « розовая волна », Лимский консенсус оставался практически неоспоримым с момента его принятия в начале 1990-х годов. Несмотря на это, президентство Педро Кастильо [ 5 ] (2021–2022 гг.) и, в некоторой степени, Ольянта Умала (2011–2016 гг.) известны своей оппозицией. [ 6 ] Тем не менее, преобладание Консенсуса сохранялось. [ 6 ] [ 7 ]
Критики утверждают, что это усилило экономическое неравенство , клановый капитализм , способствовало росту уровня преступности и политической коррупции в Перу . Они также утверждают, что трудовые права , пострадали [ 3 ] и был отодвинут на второй план в пользу либерализации рынка и интересов капитала, [ 1 ] [ 2 ] в то время как сторонники, которых часто называют фундаменталистами свободного рынка , считают экономический интервенционизм социалистическим или коммунистическим. [ 1 ] [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Вера в ограниченное государственное вмешательство, которой придерживается элита, обусловлена частыми товарными бумами, слабостью правительства, социальным неравенством и нехваткой национальных экономистов. [ 9 ] Правительство Перу практически не вмешивалось в государственный сектор на протяжении всей истории страны, поскольку в Перу часто наблюдался сырьевой бум, который приносил выгоду белой элите на побережье, а не коренному большинству в сельских районах, а предприятия сосредотачивались на доставке товаров из внутренних районов Перу для экспорта в другие страны. побережье. [ 9 ] Сохранение этой модели препятствовало развитию Перу, препятствовало прогрессивным движениям и делало невозможным создание национальной экономики. [ 9 ]
В Перу наблюдалось ограниченное взаимодействие правительства в государственном секторе до 1968 года, когда к власти пришла военная хунта генерала Хуана Веласко Альварадо с установлением государственного капитализма и большими расходами, что привело к большому государственному долгу. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Политические скандалы привели к распаду хунты и началу «потерянного десятилетия» 1980-х годов, когда президент Фернандо Белаунде Терри не смог разработать эффективную экономическую политику, а его преемник Алан Гарсиа испытал полное ухудшение состояния государства из-за коррупции, гиперинфляции и внутреннего кризиса. Конфликт в Перу . [ 10 ]
План Верде
[ редактировать ]Перуанские вооруженные силы были разочарованы неспособностью администрации Гарсии справиться с кризисом в стране и начали разрабатывать план по свержению его правительства. [ 12 ] [ 13 ] По словам перуанского социолога и политолога Фернандо Роспильози, бизнес-элита Перу поддерживала отношения с военными планировщиками, причем Роспильози писал, что бизнес «вероятно, предлагал экономические идеи, с которыми [военные] были согласны, необходимость либеральной экономической программы, а также установление авторитарного правительства, которое наведет порядок». [ 14 ] Таким образом, «План Верде» был разработан в конце президентства Гарсиа; цели превратились в создание гражданско-военного правительства с неолиберальной экономической политикой, геноцид обедневших и коренных перуанцев в попытке устранить истощение ресурсов, а также контроль или цензуру средств массовой информации. [ 15 ] [ 16 ] [ 12 ]
Во время своей предвыборной кампании на в Перу 1990 года всеобщих выборах Альберто Фухимори выразил обеспокоенность предложенной неолиберальной политикой своего оппонента Марио Варгаса Льосы и пообещал не использовать шоковую терапию в экономике Перу. [ 9 ] [ 17 ] Перуанский журнал Oiga сообщил, что после выборов вооруженные силы не были уверены в готовности Фухимори выполнить свои цели, изложенные в Плане Верде, и сообщалось, что они провели с ним переговорную встречу, чтобы гарантировать, что Фухимори последовал их указанию. [ 18 ] [ 13 ] [ 14 ] Фухимори впоследствии принял многие политики, изложенные в «Плане Верде». [ 13 ] [ 14 ]
Выполнение
[ редактировать ]Лимский консенсус, установленный администрацией Фухимори, был сосредоточен на дерегуляции и приватизации с целью создания неолиберальной экономики. [ 1 ] [ 9 ] Фухимори и «Консенсус» получили поддержку, поскольку общественность начала не доверять группам левого крыла после диктатуры Веласко и из-за действий коммунистических партизан во время внутреннего конфликта. [ 1 ] Когда правительство Фухимори приступило к реализации своей экономической политики, его администрация попыталась переписать экономическую историю Перу . преобладание в нашей стране». [ 9 ] Затем Фухимори ввел политику экономической шоковой терапии, названную «Фудзишок»; В Перу наблюдалась макроэкономическая стабильность, хотя миллионы перуанцев мгновенно оказались в нищете. [ 1 ] [ 9 ] Демонтаж политических партий в 1990-х годах привел к тому, что в XXI веке новые политики стали более слабыми, поскольку технократы , существовавшие в правительстве Фухимори, продолжили продвигать Консенсус и доминировать в политике Перу. [ 19 ]
Лимский консенсус является более радикальным проявлением Вашингтонского консенсуса из-за его активного стремления к экономической либерализации и ограниченного – и часто неэффективного – уровня государственного регулирования или институционального укрепления. [ 3 ]
Поскольку Вашингтонский консенсус потерял популярность в 2000-х годах, более определенный Лимский консенсус начал появляться в Перу одновременно с улучшением экономики во время сырьевого бума 2000-х годов . [ 8 ] Однако экономический бум, который пережил Перу, не привел к созданию более сильного правительства: дерегулирование и приватизация стали более устойчивыми благодаря Консенсусу после падения правительства Фухимори, в то время как элиты, поддерживающие Консенсус, получили право вето в правительстве. [ 1 ] [ 8 ] [ 19 ] Правительства в начале двадцать первого века также препятствовали финансированию социальных программ, таких как образование, здравоохранение и программы борьбы с бедностью, при этом расходы Перу были намного ниже среднего показателя по Латинской Америке. [ 19 ] [ 20 ] Алехандро Толедо продолжал способствовать децентрализации Перу. [ 9 ] в то время как бывший социал-демократ Алан Гарсия пошел еще дальше в реализации консенсуса, приняв политику, аналогичную политике Аугусто Пиночета , и борясь с группами коренных народов, выступающими против добычи полезных ископаемых в своих общинах, кульминацией событий стал политический кризис 2009 года , когда гражданские лица выступили против разработки нефти в Амазонии. тропический лес уничтожен. [ 1 ] [ 8 ] Консенсус фактически парализовал правительство Ольянты Умалы . [ 8 ] Кейко Фухимори , дочь Альберто Фухимори, была основным сторонником Лимского консенсуса, используя поддержку неолиберального экономиста Эрнандо де Сото для поддержки своей позиции во время выборов. [ 21 ] В 2020 году Конгресс Перу отказался ратифицировать Соглашение Эскасу об экологических правах из-за убеждений, связанных с Лимским консенсусом, утверждая, что оно нарушит суверенитет Перу. [ 1 ]
После всеобщих выборов в Перу 2021 года левый кандидат Педро Кастильо , на которых президентом был избран , Fitch Solutions предупредило, что его избрание представляет «существенные риски для «Лимского консенсуса», дружественной инвесторам основы экономической политики, которая сохранялась на протяжении последних 20 лет». . [ 7 ]
Анализ
[ редактировать ]Большая часть роста, произошедшего после Лимского консенсуса, произошла благодаря сырьевым бумам, а не дерегуляции и свободной торговле. [ 1 ] Политику консенсуса поддерживают экономическая элита и часть среднего класса, причем сторонники выступают за дерегулирование, приватизацию и отмену социальных программ . [ 20 ] Успешные перуанские политики часто поддерживают левоцентристские идеи, проводя кампанию за получение электорального большинства, а затем после прихода к власти обращаются к поддержке влиятельных правых элит. [ 8 ]
Отсутствие государственного вмешательства, пропагандируемое Консенсусом, привело к слабому правительству с плохой работой, при этом многие перуанцы испытывают недостаток базовых услуг, таких как образование, правосудие и безопасность. [ 19 ] Отсутствие государственного вмешательства также привело к росту коррупции, преступности, кланового капитализма и неравенства, при этом многие политические чиновники часто без надзора перемещаются между деловыми и государственными должностями. [ 1 ] Что касается организации, слабое правительство Перу также стало причиной плохого городского планирования по всей стране. [ 2 ] Консенсус также привел к ухудшению состояния окружающей среды , поскольку предприятия используют дерегулирование для достижения большего роста. [ 1 ] [ 20 ] Подобные недостатки правительства, поддерживаемые экономической элитой, приводят к циклическому недовольству граждан слабым правительством, в то время как правительство остается слабым из-за плохой политической поддержки. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Тегель, Симеон. «Как Перу заложило основу для ликвидации разлива нефти» . Внешняя политика . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Тегель, Симеон (8 мая 2020 г.). «Кризис в области здравоохранения меняет политику Перу» . Ежеквартальный журнал Америки . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Санчес-Сибони, Омар (2022), «Как демократия без партий дает сбои» , Демократия без партий в Перу , Чам: Springer International Publishing, стр. 429–505, doi : 10.1007/978-3-030-87579-4_6 , ISBN 978-3-030-87578-7 , получено 2 января 2024 г.
- ^ Брук, Джеймс; Times, специально для Нью-Йорка (12 августа 1990 г.). «Бедняки Перу чувствуют трудности из-за жесткой экономии Фуджи» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ «Избрание Педро Кастильо в Перу создаст существенные риски для преемственности политики» . Фитч Солюшнс . 11.06.2021 . Проверено 02 января 2024 г.
Президентство Кастильо поставит под угрозу [...] «Лимский консенсус».
- ^ Jump up to: а б «Полицейские репрессии легализованы по мере роста протестов в горнодобывающей промышленности в Перу» . НАКЛА . Проверено 02 января 2024 г.
Несмотря на то, что администрация Ольянты Умалы иногда ищет более политические и переговорные средства, [Лимский консенсус] остается в силе.
- ^ Jump up to: а б Отчет о страновых рисках Перу – четвертый квартал 2021 г. Лондон : Fitch Solutions . 2021. с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Лимский консенсус» . Республика (на испанском языке). 11 мая 2013 г. Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ориуэла, Хосе Карлос (январь – июнь 2020 г.). «Лимский консенсус и его недовольство: от ограниченного олигархического развития к революционным структурным реформам» . Исторический журнал . 27 (1). Консепсьон, Чили : 77–100.
- ^ Jump up to: а б Гутьеррес Санин, Франциско; Шенвальдер, Герд (2010). Экономическая либерализация и политическое насилие: утопия или антиутопия? . Международный исследовательский центр развития . стр. 256–284. ISBN 978-0745330631 .
- ^ «Командные высоты: Перу» . PBS NewsHour . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Берт, Джо-Мари (сентябрь – октябрь 1998 г.). «Неурегулированные счета: милитаризация и память в послевоенном Перу». Отчет NACLA по Америке . 32 (2). Тейлор и Фрэнсис : 35–41. дои : 10.1080/10714839.1998.11725657 .
Растущее разочарование военных в связи с ограничениями, налагаемыми на их противоповстанческие операции демократическими институтами, в сочетании с растущей неспособностью гражданских политиков справиться с нарастающим экономическим кризисом и расширением «Сияющего пути» побудило группу офицеров разработать план государственного переворота. в конце 1980-х годов. План предусматривал роспуск гражданского правительства Перу, военный контроль над государством и полную ликвидацию вооруженных оппозиционных группировок. План, разработанный в серии документов, известных как «План Верде», излагал стратегию проведения военного переворота, в ходе которого вооруженные силы будут управлять страной в течение 15–20 лет и радикально реструктурировать отношения между государством и обществом в соответствии с неолиберальными принципами.
- ^ Jump up to: а б с Альфредо Шульте-Бокхольт (2006). «Глава 5: Элиты, кокаин и власть в Колумбии и Перу». Политика организованной преступности и организованная преступность в политике: исследование преступной власти . Лексингтонские книги. стр. 114–118. ISBN 978-0-7391-1358-5 .
важные члены офицерского корпуса, особенно в армии, подумывали о военном перевороте и установлении авторитарного режима, или так называемой управляемой демократии. Проект был известен как «План Верде», «Зеленый план». ... Фухимори, по сути, принял «План Верде», и военные стали партнерами режима. ... Автогольпе, или самопереворот, произошедший 5 апреля 1992 года, распустил Конгресс и конституцию страны и позволил реализовать наиболее важные компоненты «Плана Верде».
- ^ Jump up to: а б с Авилес, Уильям (весна 2009 г.). «Несмотря на повстанческое движение: сокращение военных прерогатив в Колумбии и Перу». Латиноамериканская политика и общество . 51 (1). Издательство Кембриджского университета : 57–85. дои : 10.1111/j.1548-2456.2009.00040.x . S2CID 154153310 .
- ^ Роспильози, Фернандо (1996). Вооруженные силы и 5 апреля: восприятие диверсионной угрозы как мотивации государственного переворота . Лима, Перу: Институт перуанских исследований. стр. 46–47.
- ^ Гауссенс, Пьер (2020). «Принудительная серилизация коренного населения Мексики в 1990-е годы» . Канадский журнал биоэтики . 3 (3): 180+. дои : 10.7202/1073797ar . S2CID 234586692 .
правительственный план, разработанный перуанской армией в период с 1989 по 1990-е годы для борьбы с восстанием «Сияющего пути», позже известный как «Зеленый план», чей (неопубликованный) текст в явной форме выражает намерения геноцида.
- ^ «Экономность «Камбио 90» и свержение Фредемо» (на испанском языке). Процесс. 14 апреля 1990 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2018 года . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ «Зеленый план. История предательства» . Привет . 647 . 12 июля 1993 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Левицкий, Стивен (осень 2014 г.). «Первый взгляд: парадоксы перуанской демократии: политический кризис на фоне экономического бума?» . РеВиста . Архивировано из оригинала 22 ноября 2014 года.
- ^ Jump up to: а б с Холланд, Линн (30 июля 2014 г.). «Дом на горе: как горнодобывающая промышленность разъедает демократию в Перу» . Совет по делам полушария . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Peru Country Risk Report - Q3 2021 . London: Fitch Solutions . 2021.