Вашингтонский консенсус
Часть серии о |
Капитализм |
---|
Вашингтонский консенсус представляет собой набор из десяти рецептов экономической политики, которые считаются «стандартным» пакетом реформ, продвигаемым для охваченных кризисом развивающихся стран базирующимися в Вашингтоне учреждениями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Департамент США. Казначейства . [1] Этот термин впервые был использован в 1989 году английским экономистом Джоном Уильямсоном . [2] Рецепты включали политику содействия свободному рынку, такую как либерализация торговли, приватизация и финансовая либерализация. [3] [4] Они также повлекли за собой фискальную и монетарную политику, направленную на минимизацию бюджетного дефицита и минимизацию инфляции. [4]
После использования Уильямсоном этой терминологии и, несмотря на его решительную оппозицию, фраза «Вашингтонский консенсус» стала довольно широко использоваться во втором, более широком смысле, обозначая более общую ориентацию на строго рыночный подход (иногда описываемый как рыночный фундаментализм или неолиберализм ). Подчеркивая величину разницы между двумя альтернативными определениями, Уильямсон утверждал, что [а] что его десять первоначальных, узко определенных рецептов в значительной степени приобрели статус «материнства и яблочного пирога» (т.е. в целом воспринимаются как нечто само собой разумеющееся), тогда как последующее более широкое определение, представляющее собой форму экономического либерального манифеста, «никогда не пользовалось консенсусом [ в Вашингтоне] или где-либо еще», и можно с полным основанием сказать, что он мертв.
Обсуждение Вашингтонского консенсуса уже давно вызывает споры. Частично это отражает отсутствие согласия относительно того, что подразумевается под этим термином, но существуют также существенные различия в отношении достоинств и последствий соответствующих политических рекомендаций. Некоторые критики не согласны с акцентом первоначального Консенсуса на открытии развивающихся стран для глобального рынка и переходе к формирующемуся рынку , что они считают чрезмерным акцентом на усилении влияния внутренних рыночных сил, возможно, за счет управления , которое будет влияют на ключевые функции государства. По мнению других комментаторов, проблема заключается скорее в том, чего не хватает , включая такие области, как институциональное строительство и целенаправленные усилия по улучшению возможностей для самых слабых членов общества посредством равных возможностей , социальной справедливости и сокращения бедности .
История
[ редактировать ]Оригинальный смысл: Десять очков Уильямсона.
[ редактировать ]Концепция и название Вашингтонского консенсуса были впервые представлены в 1989 году Джоном Уильямсоном , экономистом из Института международной экономики , международного экономического аналитического центра , базирующегося в Вашингтоне, округ Колумбия. [5]
Консенсус, как первоначально заявил Уильямсон, включал десять широких наборов относительно конкретных политических рекомендаций: [1] [3]
- Дисциплина налогово-бюджетной политики , позволяющая избегать крупных бюджетных дефицитов по отношению к ВВП;
- Перенаправление государственных расходов с субсидий («особенно неизбирательных субсидий») на широкое предоставление ключевых услуг, способствующих экономическому росту и ориентированных на бедных, таких как начальное образование, первичная медико-санитарная помощь и инвестиции в инфраструктуру;
- Налоговая реформа , расширение налоговой базы и введение умеренных предельных налоговых ставок;
- Процентные ставки , определяемые рынком и положительные (но умеренные) в реальном выражении;
- Конкурентоспособные обменные курсы ;
- Либерализация торговли : либерализация импорта с особым упором на устранение количественных ограничений (лицензирование и т. д.); любая торговая защита должна обеспечиваться низкими и относительно единообразными тарифами ;
- Либерализация ввоза прямых иностранных инвестиций ;
- Приватизация государственных предприятий ;
- Дерегулирование : отмена правил, которые препятствуют выходу на рынок или ограничивают конкуренцию, за исключением тех, которые оправданы соображениями безопасности, окружающей среды и защиты потребителей, а также пруденциального надзора за финансовыми учреждениями ;
- Юридическое обеспечение прав собственности .
Истоки политической повестки дня
[ редактировать ]Хотя название Вашингтонского консенсуса, данное Уильямсоном, привлекает внимание к роли базирующихся в Вашингтоне агентств в продвижении вышеуказанной программы, ряд авторов подчеркивают, что политики Латинской Америки пришли к своим собственным пакетам политических реформ, главным образом, на основе собственного анализа. ситуации в своих странах. Так, по мнению Джозефа Станислава и Дэниела Ергина , авторов книги «Командные высоты» , политические рецепты, описанные в Вашингтонском консенсусе, были «разработаны в Латинской Америке латиноамериканцами в ответ на то, что происходило как внутри региона, так и за его пределами». [6] Джозеф Стиглиц написал, что «политика Вашингтонского консенсуса была разработана для реагирования на вполне реальные проблемы в Латинской Америке и имела значительный смысл» (хотя Стиглиц временами откровенно критиковал политику МВФ применительно к развивающимся странам). [7] Ввиду того, что термин «Вашингтонский консенсус» подразумевает, что политика имела в основном внешнее происхождение, Станислав и Ергин сообщают, что создатель этого термина, Джон Уильямсон, «с тех пор сожалеет об этом термине», заявляя, что «трудно подумать о менее дипломатический ярлык». [6]
Уильямсон выразил сожаление по поводу использования слова «Вашингтон» в Вашингтонском консенсусе, поскольку оно ошибочно предполагало, что политика развития исходит из Вашингтона и навязывается извне другим. [8] В 2002 году Уильямсон сказал: «Фраза «Вашингтонский консенсус» — это испорченный бренд... Аудитория во всем мире, похоже, верит, что это означает набор неолиберальной политики, навязанной несчастным странам базирующимися в Вашингтоне международными финансовыми институтами. и привели их к кризису и страданиям. Есть люди, которые не могут произнести этот термин без пены у рта. Моя собственная точка зрения, конечно, совершенно иная. Основные идеи, которые я пытался обобщить в Вашингтонском консенсусе, продолжают получать более широкое признание. за последнее десятилетие до такой степени, что Луле пришлось поддержать большинство из них, чтобы быть избранным. По большей части это материнство и яблочный пирог, поэтому они и добились консенсуса». [9]
Согласно исследованию 2011 года, проведенному Нэнси Бердсолл , Аугусто де ла Торре и Фелипе Валенсией Кайседо , политика первоначального консенсуса была в значительной степени творением латиноамериканских политиков и технократов, а роль Уильямсона заключалась в том, чтобы собрать десять пунктов в одном месте для в первый раз, а не «создавать» пакет политик. [10] Кейт Геохеган из Гарвардского университета выразила Центра Дэвиса по изучению России и Евразии признательность перуанскому неолиберальному экономисту Эрнандо де Сото за то, что он вдохновил Вашингтонский консенсус. [11] Уильямсон частично отдал должное самому де Сото за эти рецепты, заявив, что его работа была «результатом мировых интеллектуальных тенденций, которым способствовала Латинская Америка», и сказал, что де Сото несет прямую ответственность за рекомендации по юридическому обеспечению прав собственности. [11]
Широкий смысл
[ редактировать ]Вашингтонский консенсус не является взаимозаменяемым с термином «неолиберализм». [3] Уильямсон признает, что этот термин обычно используется в значении, отличном от его первоначального предписания; он выступает против альтернативного использования этого термина, который стал обычным после его первоначальной формулировки, для обозначения более широкого рыночного фундаментализма или « неолиберальной » повестки дня. [12]
Я, конечно, никогда не предполагал, что мой термин подразумевает такую политику, как либерализация счета операций с капиталом (... я совершенно сознательно исключил это), монетаризм , экономика предложения или минимальное государство (устранение государства от обеспечения социального обеспечения и перераспределения доходов), которые Я считаю их типичными неолиберальными идеями. Если этот термин интерпретируется именно так, то мы все можем наслаждаться его следами, хотя давайте, по крайней мере, проявим порядочность и признаем, что эти идеи редко доминировали в мысли в Вашингтоне и уж точно никогда не вызывали консенсуса там или где-либо еще... [9]
- Джон Уильямсон, Вашингтонский консенсус провалился?
В частности, Уильямсон утверждает, что первые три из десяти его рецептов не вызывают споров в экономическом сообществе, признавая при этом, что остальные вызвали некоторые споры. Он утверждает, что один из наименее спорных рецептов – перенаправление расходов на инфраструктуру, здравоохранение и образование – часто игнорируется. Он также утверждает, что, хотя предписания были направлены на сокращение определенных функций правительства (например, как владельца производственных предприятий), они также укрепили бы способность правительства предпринимать другие действия, такие как поддержка образования и здравоохранения. Уильямсон говорит, что он не поддерживает рыночный фундаментализм и считает, что рецепты Консенсуса, если их правильно реализовать, принесут пользу бедным слоям населения. [13] В книге, изданной совместно с Педро-Пабло Кучински в 2003 году, Уильямсон изложил расширенную программу реформ, уделив особое внимание обеспечению устойчивости экономики к кризисам, реформам «второго поколения» и политике, направленной на решение неравенства и социальных проблем. [14]
Как уже отмечалось, несмотря на оговорки Уильямсона, термин «Вашингтонский консенсус» использовался в более широком смысле для описания общего сдвига в сторону политики свободного рынка, который последовал за сменой кейнсианства в 1970-х годах. В этом широком смысле иногда считается, что Вашингтонский консенсус начался примерно в 1980 году. [15] [16] Многие комментаторы считают, что консенсус, особенно если интерпретировать его в более широком смысле этого слова, был наиболее сильным в 1990-е годы. Некоторые утверждают, что консенсус в этом смысле прекратился на рубеже веков или, по крайней мере, стал менее влиятельным примерно после 2000 года. [10] [17] Чаще всего комментаторы предполагают, что Консенсус в более широком смысле просуществовал до мирового финансового кризиса 2008 года . [16] После решительного вмешательства, предпринятого правительствами в ответ на провалы рынка , ряд журналистов, политиков и высокопоставленных чиновников глобальных институтов, таких как Всемирный банк, начали говорить, что Вашингтонский консенсус мертв. [18] [19] В их число входил бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун , который после лондонского саммита «Большой двадцатки» в 2009 году заявил, что «старому Вашингтонскому консенсусу пришел конец». [20] спросила Уильямсона, В апреле 2009 года The Washington Post согласен ли он с Гордоном Брауном в том, что Вашингтонский консенсус мертв. Он ответил:
Это зависит от того, что понимать под Вашингтонским консенсусом. Если иметь в виду те десять пунктов, которые я пытался изложить, то это явно неправильно. Если использовать интерпретацию, которую навязывали ей многие люди, в том числе Джо Стиглиц, в первую очередь, о том, что это неолиберальный трактат, то я думаю, что это правильно. [21]
После того, как на саммите «Большой двадцатки» в Сеуле в 2010 году было объявлено о достижении соглашения по Сеульскому консенсусу в области развития , газета Financial Times написала в редакционной статье, что «ее прагматичный и плюралистический взгляд на развитие достаточно привлекателен. гроб давно умершего Вашингтонского консенсуса». [22]
Контекст
[ редактировать ]Широкое принятие правительствами Вашингтонского консенсуса было в значительной степени реакцией на макроэкономический кризис, поразивший большую часть Латинской Америки и некоторые другие развивающиеся регионы в 1980-е годы. Кризис имел несколько причин: резкий рост цен на импортируемую нефть после появления ОПЕК , растущий уровень внешнего долга, рост процентных ставок в США (и, следовательно, международных) процентных ставок и — как следствие вышеизложенных проблем — потеря доступа к нефти. к дополнительному иностранному кредиту. Политика импортозамещения, которую правительства многих развивающихся стран Латинской Америки и других стран проводили в течение нескольких десятилетий, оставила их экономики плохо подготовленными к быстрому расширению экспорта, чтобы оплатить дополнительные расходы на импорт нефти (напротив, многие страны В Восточной Азии, которая следовала стратегиям, более ориентированным на экспорт , было сравнительно легко еще больше расширить экспорт, и поэтому им удалось справиться с внешними потрясениями с гораздо меньшими экономическими и социальными потрясениями). Не имея возможности ни дальше расширять внешние заимствования, ни легко наращивать доходы от экспорта, многие страны Латинской Америки не столкнулись с очевидными устойчивыми альтернативами сокращению общего внутреннего спроса за счет повышения финансовой дисциплины, одновременно проводя политику по снижению протекционизма и повышению экспортной ориентации своей экономики. [23]
Многие страны пытались реализовать различные компоненты пакетов реформ, реализация которых иногда является условием для получения кредитов от МВФ и Всемирного банка. [15]
Эффекты
[ редактировать ]Согласно исследованию 2020 года, реализация политики, связанной с Вашингтонским консенсусом, значительно увеличила реальный ВВП на душу населения в перспективе от 5 до 10 лет. [24] Согласно исследованию 2021 года, реализация Вашингтонского консенсуса в Бразилии, Чили и Мексике дала «неоднозначные результаты»: «макроэкономическая стабильность значительно улучшилась, но экономический рост был неоднородным и в целом разочаровывающим, несмотря на улучшение по сравнению с 1980-ми годами». [25] Другое исследование 2021 года показало, что реализация Вашингтонского консенсуса в странах Африки к югу от Сахары привела к «первоначальному снижению экономического роста на душу населения в 1980-х и 1990-х годах», но «заметному увеличению роста реального ВВП на душу населения в период после 2000 года». [26] Исследование показало, что «способность проводить политику в интересах бедных слоев населения наряду с рыночно-ориентированными реформами сыграла центральную роль в успешной реализации политики». [26]
Уильямсон охарактеризовал общие результаты экономического роста, занятости и сокращения бедности во многих странах как «мягко говоря, разочаровывающие». Он объяснил это ограниченное воздействие тремя факторами: а) Консенсус сам по себе не уделял особого внимания механизмам предотвращения экономических кризисов, которые оказались очень разрушительными; б) реформы — как перечисленные в его статье, так и, тем более , реально осуществленные — были незавершенными; и (c) упомянутые реформы были недостаточно амбициозными с точки зрения улучшения распределения доходов и должны быть дополнены более активными усилиями в этом направлении. Однако вместо того, чтобы аргументировать отказ от первоначальных десяти рецептов, Уильямсон заключает, что это «материнство и яблочный пирог» и «не заслуживающие обсуждения». [9]
Латинская Америка
[ редактировать ]Результатом Вашингтонского консенсуса стало La Década Perdida или «Потерянное десятилетие» в Латинской Америке, когда многие страны региона столкнулись с кризисом суверенного долга . [27] Утверждалось, что Вашингтонский консенсус привел к социально-экономической изоляции и ослаблению профсоюзов в Латинской Америке, что привело к волнениям в регионе. [28] [29] Страны, которые следовали консенсусу, первоначально смягчили высокую инфляцию и чрезмерное регулирование, хотя экономический рост и сокращение бедности были незначительными. [30] Консенсус привел к сокращению среднего класса в Латинской Америке, что вызвало недовольство неолиберализмом, поворот к политическим левым и популистским лидерам к концу 1990-х годов, при этом экономисты заявили, что консенсус обеспечил поддержку Уго Чавеса в Венесуэле и Эво Моралеса в Боливии. и Рафаэль Корреа в Эквадоре . [4] [29] [30]
Аргентина
[ редактировать ]Аргентинский экономический кризис 1999–2002 годов приводится в качестве примера экономических последствий, которые, по мнению некоторых, были вызваны применением Вашингтонского консенсуса. Однако многие экономисты оспаривают мнение, что неудача Аргентины может быть объяснена строгим соблюдением Вашингтонского консенсуса. Принятие страной своеобразного режима фиксированного обменного курса ( план конвертации ), который становился все более неконкурентоспособным, а также неспособность страны добиться эффективного контроля над своими бюджетными счетами противоречили основным положениям Консенсуса и проложили путь непосредственно к окончательный макроэкономический коллапс. Тем временем рыночно-ориентированная политика первых лет правления Менема-Кавалло вскоре сошла на нет из-за внутриполитических ограничений (включая озабоченность Менема обеспечением переизбрания). [31]
В октябре 1998 года МВФ пригласил президента Аргентины Карлоса Менема рассказать об успешном опыте Аргентины на ежегодном собрании Совета управляющих. [32] Министр экономики президента Менема (1991–1996) Доминго Кавалло , архитектор экономической политики администрации Менема, в частности, включая «конвертируемость», сказал:
Во втором полугодии 1998 года Аргентина считалась в Вашингтоне самой успешной экономикой среди стран, реструктурировавших свой долг в рамках плана Брейди. Никто из спонсоров Вашингтонского консенсуса не был заинтересован указывать на то, что экономические реформы в Аргентине расходятся с его 10 рекомендациями. Напротив, Аргентина считалась лучшим учеником МВФ, Всемирного банка и правительства США. [33]
Проблемы, возникающие при использовании механизма фиксированного обменного курса (см. выше), обсуждаются в докладе Всемирного банка « Экономический рост в 1990-е годы: уроки десятилетия реформ» , в котором ставится вопрос, можно ли «положительно повлиять на ожидания, связав руки правительству». . В начале 1990-х годов существовала точка зрения, что странам следует перейти либо к фиксированным, либо к полностью гибким обменным курсам, чтобы убедить участников рынка в полной отмене государственного усмотрения в валютных вопросах. После коллапса в Аргентине некоторые наблюдатели полагают, что устранение произвола правительства путем создания механизмов, налагающих большие штрафы, может, напротив, само по себе подорвать ожидания. Веласко и Нейт (2003) [34] «Утверждают, что если мир неопределенен и существуют ситуации, в которых отсутствие осмотрительности приведет к большим потерям, устройство предварительного обязательства может фактически усугубить ситуацию». [35] В главе 7 своего доклада (« Финансовая либерализация: что пошло правильно, что пошло не так?» ) Всемирный банк анализирует, что пошло не так в Аргентине, обобщает уроки из опыта и формулирует предложения для своей будущей политики. [35]
МВФ Независимый отдел оценки опубликовал обзор уроков Аргентины для этого учреждения, резюмированный в следующей цитате:
Аргентинский кризис преподносит МВФ ряд уроков, некоторые из которых уже усвоены и включены в пересмотренную политику и процедуры. Эта оценка предполагает десять уроков в области надзора и разработки программ, кризисного управления и процесса принятия решений. [36]
президента Нестора Киршнера Хотя опора на контроль над ценами и аналогичные административные меры (часто направленные в первую очередь на компании с иностранными инвестициями , такие как коммунальные предприятия) явно противоречила духу Консенсуса, его администрация фактически вела чрезвычайно жесткую финансовую политику и поддерживала высококонкурентный плавающий обменный курс; Немедленное восстановление Аргентины после кризиса, чему еще способствовало аннулирование ее долгов и случайный бум цен на сырьевые товары, оставляет открытыми вопросы долгосрочной устойчивости. [37] The Economist утверждает, что администрация Нестора Киршнера станет еще одним в долгой истории популистских правительств Аргентины. [38] В октябре 2008 года жена Киршнера и его преемница на посту президента Кристина Киршнер объявила о намерении своего правительства национализировать пенсионные фонды из приватизированной системы, внедренной Менемом-Кавалло. [39] Появились обвинения в манипулировании официальной статистикой при Киршнерах (наиболее печально известном в отношении инфляции) с целью создания неточной позитивной картины экономических показателей. [40] The Economist исключил показатели инфляции Аргентины из своих официальных показателей, заявив, что они больше не являются надежными. [41]
В 2003 году президенты Аргентины и Бразилии Нестор Киршнер и Луис Инасиу Лула да Силва подписали «Буэнос-Айресский консенсус» — манифест, выступающий против политики Вашингтонского консенсуса. [42] Однако скептически настроенные политические обозреватели отмечают, что риторику Лулы в подобных публичных мероприятиях следует отличать от политики, фактически реализуемой его администрацией. [43]
Венесуэла
[ редактировать ]В 1980-х годах падение цен на нефть и начало латиноамериканского долгового кризиса принесли Венесуэле экономические трудности. Кроме того, экономическая политика президента Луиса Эрреры Кампинса привела к девальвации венесуэльского боливара по отношению к доллару США в день, который впоследствии стал известен как Viernes Negro (англ. «Черная пятница »). [44] После кризиса цен на нефть правительство Эрреры Кампинса объявило международному банковскому сообществу о банкротстве, а затем ввело валютные ограничения. [44] Политика была сосредоточена на установлении режима обменного курса , налагающего ограничения на движение валют, и против нее решительно возражал тогдашний президент Центрального банка Венесуэлы Леопольдо Диас Брузуаль . [45] Валютный контроль девальвировал покупательную способность Венесуэлы на 75% за считанные часы; [46] банки не открылись на Вьернес-Негро, и даже у Центрального банка не было больших резервов иностранной валюты, в результате чего правительство девальвировало боливар на 100%. [44]
Карлос Андрес Перес основал свою кампанию на всеобщих выборах в Венесуэле 1988 года на наследии изобилия во время своего первого президентского периода. [47] и первоначально отверг политику либерализации. [48] На момент избрания Переса президентом международные резервы Венесуэлы составляли всего 300 миллионов долларов США; Перес решил отреагировать на долг, государственные расходы, экономические ограничения и государство-рантье путем либерализации экономики. [47] и приступил к реализации реформ Вашингтонского консенсуса. [49] [48] Он объявил о создании технократического кабинета и группы экономической политики для исправления макроэкономических дисбалансов, известных как El Gran Viraje (английский: Великий поворот ), названных недоброжелателями El Paquetazo Económico (английский: Экономический пакет ). Среди мер политики было сокращение топливных субсидий и повышение стоимости проезда на общественном транспорте на тридцать процентов (VEB 16 венесуэльских боливаров , или 0,4 доллара США). [50] [51] [52] Предполагалось, что повышение цен будет осуществлено 1 марта 1989 года, но водители автобусов решили применить повышение цен 27 февраля, за день до дня зарплаты в Венесуэле. В ответ утром 27 февраля 1989 года в Гуаренасе , городе недалеко от Каракаса, начались протесты и беспорядки; [53] Отсутствие своевременного вмешательства со стороны властей, поскольку столичная полиция Каракаса объявила забастовку , привело к протестам и беспорядкам, быстро распространившимся на столицу и другие города по всей стране. [54] [48] [49]
К концу 1991 года в рамках экономических реформ администрация Карлоса Андреса Переса продала три банка, верфь, два сахарных завода, авиакомпанию, телефонную компанию и группу сотовых телефонов, получив в общей сложности 2 287 миллионов долларов США. [55] Самым примечательным аукционом стал CANTV 's, телекоммуникационная компания, которая была продана за 1,885 миллиона долларов США консорциуму, состоящему из американской AT&T International, General Telephone Electronic и венесуэльских Electricidad de Caracas и Banco Mercantil . Приватизация положила конец монополии Венесуэлы в сфере телекоммуникаций и превзошла даже самые оптимистичные прогнозы: более чем на 1000 миллионов долларов США выше базовой цены и на 500 миллионов долларов США больше, чем предложение, предложенное группой конкурентов. [56] К концу года инфляция упала до 31%, международные резервы Венесуэлы теперь составляли 14 миллиардов долларов США, а экономический рост составил 9% (так называемый «азиатский рост»), самый высокий в то время в Латинской Америке. . [55] Каракасо и предыдущее неравенство в Венесуэле были использованы для оправдания последующих попыток государственного переворота в Венесуэле в 1992 году и привели к подъему Уго Чавеса Революционного боливарианского движения-200 . [57] которые в 1982 году пообещали свергнуть двухпартийные правительства. [58] После избрания в 1998 году Чавес начал менять политику своих предшественников. [59]
Критика
[ редактировать ]По состоянию на 2000-е годы несколько латиноамериканских стран возглавлялись социалистическими или другими левыми правительствами, некоторые из которых, включая Аргентину и Венесуэлу, проводили кампании (и в некоторой степени принимали) политику, противоречащую политике Вашингтонского консенсуса. Другие страны Латинской Америки с левыми правительствами, в том числе Бразилия, Чили и Перу, на практике приняли большую часть политики, включенной в список Уильямсона, даже несмотря на то, что они критиковали рыночный фундаментализм, с которым они часто ассоциируются.
Общая критика экономики консенсуса сейчас более широко распространена, например, изложенная американским ученым Дэни Родриком , профессором международной политической экономии Гарвардского университета , в его статье « Прощай, Вашингтонский консенсус, здравствуй, Вашингтонская путаница?» . [60]
Как отметил Уильямсон, этот термин стал использоваться в более широком смысле, чем его первоначальный смысл, как синоним рыночного фундаментализма или неолиберализма. В этом более широком смысле, утверждает Уильямсон, его критиковали такие люди, как Джордж Сорос и Джозеф Стиглиц . [13] Вашингтонский консенсус также подвергается критике со стороны других политиков Латинской Америки и неортодоксальных экономистов , таких как Эрик Рейнерт . [61] Этот термин стал ассоциироваться с неолиберальной политикой в целом и вошел в более широкую дискуссию о растущей роли свободного рынка , ограничениях государства , влиянии Соединенных Штатов и глобализации в более широком смысле на национальный суверенитет стран . [ нужна ссылка ]
Некоторые американские экономисты, такие как Джозеф Стиглиц и Дэни Родрик , бросили вызов тому, что иногда называют «фундаменталистской» политикой МВФ и Казначейства США, за то, что Стиглиц называет «один размер подходит всем» в отношении отдельных экономик. По мнению Стиглица, метод лечения, предложенный МВФ, слишком прост: одна доза, и быстрая – стабилизация, либерализация и приватизация, без расстановки приоритетов и без наблюдения за побочными эффектами. [62]
Реформы не всегда приводили к желаемому результату. Хотя рост в целом улучшился во многих странах Латинской Америки, в большинстве стран он оказался ниже, чем первоначально надеялись реформаторы (и «кризис переходного периода», как отмечалось выше, был более глубоким и устойчивым, чем надеялись в некоторых из бывших социалистических стран). Истории успеха в странах Африки к югу от Сахары в 1990-е годы были относительно немногочисленны и разрозненны, а рыночные реформы сами по себе не предлагали формулы для решения растущей чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, в которую оказался втянутым континент. Критики, тем временем, утверждают, что разочаровывающие результаты подтвердили их обеспокоенность по поводу неуместности стандартной программы реформ. [63]
Помимо чрезмерной веры в рыночный фундаментализм и международные экономические институты, объясняющие провал Вашингтонского консенсуса, Стиглиц дал дополнительное объяснение того, почему он потерпел неудачу. В своей статье «Пост-Вашингтонский консенсус» [64] он утверждает, что политика Вашингтонского консенсуса не смогла эффективно управлять экономическими структурами в развивающихся странах. Примеры стран Восточной Азии, таких как Корея и Тайвань, известны как история успеха, в которой их выдающийся экономический рост был обусловлен большей ролью правительства, проводящего промышленную политику и увеличивающего внутренние сбережения на их территории. Эти примеры показали, что роль правительства имеет решающее значение на начальном этапе динамичного процесса развития, по крайней мере, до тех пор, пока рынки сами по себе не смогут давать эффективные результаты. [ нужна ссылка ]
Политика, проводимая международными финансовыми институтами, которая стала называться политикой Вашингтонского консенсуса или неолиберализмом, предусматривала гораздо более ограниченную роль государства, чем это было принято большинством стран Восточной Азии. можно назвать государством развития . [64]
Критика, изложенная в исследовании Всемирного банка « Экономический рост в 1990-е годы: уроки десятилетия реформ» (2005 г.) [65] показывает, насколько далеко дискуссия ушла от первоначальных идей Вашингтонского консенсуса. Гобинд Нанкани, бывший вице-президент Всемирного банка по Африке, написал в предисловии: «Не существует уникального универсального набора правил… Нам нужно уйти от формул и поиска неуловимого «лучшего». практики»...» (стр. xiii). Новый акцент Всемирного банка делается на необходимости скромности, разнообразия политики, выборочных и скромных реформ и экспериментов. [66]
В докладе Всемирного банка «Уроки реформ» показаны некоторые события 1990-х годов. В некоторых (хотя далеко не во всех) странах, осуществлявших переход от коммунизма к рыночной экономике, произошел глубокий и продолжительный спад производства (многие страны Центральной и Восточной Европы, напротив, осуществили адаптацию относительно быстро). Академические исследования показывают, что спустя более чем два десятилетия после начала переходного периода некоторые бывшие коммунистические страны, особенно части бывшего Советского Союза, все еще не достигли уровня производства, существовавшего до 1989 года. [67] [68] В исследовании 2001 года, проведенном экономистом Стивеном Роузфилдом, утверждается, что с 1990 по 1998 год в России произошло 3,4 миллиона преждевременных смертей, в которых он винит шоковую терапию, навязанную Вашингтонским консенсусом. [69] Неолиберальная политика, связанная с Вашингтонским консенсусом, включая приватизацию пенсий, введение единого налога, монетаризм, снижение корпоративных налогов и независимость центральных банков, продолжалась и в 2000-е годы. [70] Экономика многих стран Африки к югу от Сахары не смогла добиться успеха в 1990-е годы, несмотря на усилия по реформированию политики, изменения в политической и внешней среде и продолжающийся значительный приток иностранной помощи. Уганда , Танзания и Мозамбик были среди стран, добившихся определенного успеха, но они оставались хрупкими. В Латинской Америке, Восточной Азии, России и Турции произошло несколько последовательных и болезненных финансовых кризисов. Восстановление Латинской Америки в первой половине 1990-х годов было прервано кризисами в конце десятилетия. В Латинской Америке рост ВВП на душу населения был меньшим, чем в период быстрого послевоенного расширения и открытости мировой экономики (1950–1980 годы). Аргентина , которую некоторые называют «мальчиком с плаката латиноамериканской экономической революции», [71] рухнул в 2002 году. [66]
Значительная часть экономистов и политиков утверждает, что недостатки Вашингтонского консенсуса, первоначально сформулированного Уильямсоном, были связаны не столько с тем, что было включено, сколько с тем, чего не хватало . [72] Эта точка зрения утверждает, что такие страны, как Бразилия, Чили, Перу и Уругвай, которыми в последние годы в значительной степени управляли левые партии, — какой бы ни была их риторика — на практике не отказались от большинства существенных элементов Консенсуса. Страны, добившиеся макроэкономической стабильности посредством бюджетной и монетарной дисциплины, не хотели от нее отказываться: Лула, бывший президент Бразилии (и бывший лидер Рабочей партии Бразилии ), прямо заявил, что победа над гиперинфляцией [73] был одним из наиболее важных положительных вкладов за годы его президентства в благосостояние бедных слоев населения страны, хотя остающееся влияние его политики на борьбу с бедностью и поддержание стабильно низкого уровня инфляции обсуждается и подвергается сомнению после бразильского кризиса. Экономический кризис в настоящее время происходит в Бразилии. [74]
Однако эти экономисты и политики в подавляющем большинстве согласились бы с тем, что Вашингтонский консенсус был неполным и что странам Латинской Америки и других стран необходимо выйти за рамки макроэкономических и торговых реформ «первого поколения» и сосредоточить внимание на реформах, повышающих производительность , и прямых программы поддержки бедных. [75] Это включает в себя улучшение инвестиционного климата и устранение бюрократической волокиты (особенно для небольших фирм), укрепление институтов (в таких областях, как системы правосудия), прямую борьбу с бедностью посредством программ обусловленных денежных трансфертов, принятых в таких странах, как Мексика и Бразилия, повышение качества начальное и среднее образование, повышение эффективности стран в разработке и освоении технологий, а также удовлетворение особых потребностей исторически находящихся в неблагоприятном положении групп населения, включая коренные народы и группы населения африканского происхождения по всей Латинской Америке. [ нужна ссылка ]
В книге, изданной совместно с будущим Перу президентом Педро Пабло Кучински в 2003 году, Джон Уильямсон изложил расширенную программу реформ, уделив особое внимание обеспечению устойчивости экономики к кризисам, реформам «второго поколения» и политике, направленной на решение неравенства и социальных проблем. [14]
Нобелевский лауреат Майкл Спенс защищал Вашингтонский консенсус, утверждая: «Я по-прежнему считаю, что, если его правильно интерпретировать как руководство к формулированию стратегий развития конкретной страны, Вашингтонский консенсус довольно хорошо выдержал испытание временем». [8] По словам Спенса, «Вашингтонский консенсус никогда не задумывался как законченная или универсальная программа развития». [8] Однако он отмечает, что Вашингтонский консенсус «был уязвим для злоупотреблений из-за отсутствия сопутствующей и четкой модели развития». [8]
Антиглобалистское движение
[ редактировать ]Многие критики либерализации торговли , такие как Ноам Хомский , Тарик Али , Сьюзан Джордж и Наоми Кляйн , рассматривают Вашингтонский консенсус как способ открыть рынок труда слаборазвитых стран для эксплуатации компаниями из более развитых стран. Предписанные снижения тарифов и других торговых барьеров позволяют свободное перемещение товаров через границы в соответствии с рыночными силами , но рабочей силе не разрешается свободно перемещаться из-за требований наличия визы или разрешения на работу. Это создает экономический климат, в котором товары производятся с использованием дешевой рабочей силы в слаборазвитых странах, а затем экспортируются в богатые страны Первого мира для продажи, как утверждают критики, с огромными наценками, причем остальная часть наценки, как утверждается, достается крупным транснациональным корпорациям. Критика заключается в том, что рабочие в экономике третьего мира, тем не менее, остаются бедными, поскольку любое повышение заработной платы, которое они могли получить по сравнению с тем, что они получали до либерализации торговли, как говорят, компенсируется инфляцией, тогда как рабочие в странах первого мира становятся безработными, а богатые владельцы транснациональной корпорации становятся еще богаче. [76]
Несмотря на макроэкономические достижения, бедность и неравенство в Латинской Америке остаются на высоком уровне. Примерно каждый третий человек — всего 165 миллионов человек — по-прежнему живет менее чем на 2 доллара в день. Примерно треть населения не имеет доступа к электричеству и базовым санитарным услугам, а около 10 миллионов детей страдают от недоедания. Эти проблемы, однако, не новы: Латинская Америка была регионом с самым экономическим неравенством в мире в 1950 году и продолжала оставаться таковым до сих пор, в периоды как государственного импортозамещения, так и (впоследствии) рыночно-ориентированного периода. либерализация. [77]
Некоторые социалистические политические лидеры в Латинской Америке активно и широко критиковали Вашингтонский консенсус, например, покойный президент Венесуэлы Уго Чавес , экс-президент Кубы Фидель Кастро , президент Боливии Эво Моралес и Рафаэль Корреа , президент Эквадора . В Аргентине также недавнее Партии юстициалистов правительство Нестора Киршнера и Кристины Фернандес де Киршнер предприняло политические меры, которые представляли собой отказ, по крайней мере, от некоторых политик Консенсуса. [78]
Сторонники «европейской модели» и «азиатского пути»
[ редактировать ]Некоторые европейские и азиатские экономисты предполагают, что «экономики с развитой инфраструктурой», такие как Норвегия , Сингапур и Китай, частично отвергли основополагающую неоклассическую «финансовую ортодоксальность», которая характеризует Вашингтонский консенсус, вместо этого инициировав прагматический путь развития. собственный [79] на основе устойчивых, крупномасштабных, финансируемых государством инвестиций в стратегические инфраструктурные проекты: «Успешные страны, такие как Сингапур, Индонезия и Южная Корея, до сих пор помнят жесткие механизмы корректировки, внезапно навязанные им МВФ и Всемирным банком в течение 1997–1998 годов. «Азиатский кризис» […] То, чего они достигли за последние 10 лет, тем более примечательно: они незаметно отказались от Вашингтонского консенсуса, вкладывая огромные средства в инфраструктурные проекты […] этот прагматичный подход оказался очень успешным». [80]
Хотя мнения экономистов различаются, Родрик указал на то, что, по его словам, было фактическим парадоксом: хотя Китай и Индия в ограниченной степени увеличили зависимость своей экономики от сил свободного рынка, их общая экономическая политика оставалась полной противоположностью основным рекомендациям Вашингтонского консенсуса. . В обеих странах на протяжении 1990-х годов наблюдался высокий уровень протекционизма , отсутствие приватизации , обширное планирование промышленной политики и слабая налогово-бюджетная и финансовая политика. Если бы они потерпели печальное поражение, они представили бы веские доказательства в поддержку рекомендованной политики Вашингтонского консенсуса. Однако они оказались успешными. [81] По словам Родрика: «Хотя уроки, извлеченные сторонниками и скептиками, различаются, справедливо будет сказать, что никто больше не верит в Вашингтонский консенсус. Вопрос сейчас не в том, мертв ли Вашингтонский консенсус или жив; вопрос в том, что придет ему на смену. ". [60]
Представление Родрика о политике Китая и Индии в тот период не является общепринятым. Среди прочего, эта политика включала в себя серьезные повороты в направлении большей зависимости от рыночных сил, как внутри страны, так и за рубежом. [82]
Субсидии для сельского хозяйства
[ редактировать ]Вашингтонский консенсус, сформулированный Уильямсоном, включает положение о перенаправлении государственных расходов с субсидий («особенно неизбирательных субсидий») на широкомасштабное предоставление ключевых услуг, способствующих экономическому росту и ориентированных на бедных, таких как начальное образование, первичная медико-санитарная помощь и инвестиции в инфраструктуру. Это определение оставляет место для дискуссий по поводу конкретных программ государственных расходов. Одна из областей общественных разногласий сосредоточена на вопросах субсидий фермерам на удобрения и другие современные сельскохозяйственные ресурсы: с одной стороны, их можно критиковать как субсидии, с другой - можно утверждать, что они создают положительные внешние эффекты, которые могут оправдать речь идет о субсидии. [ нужна ссылка ]
Некоторые критики Вашингтонского консенсуса ссылаются, например, на опыт Малави в области сельскохозяйственных субсидий как на пример предполагаемых недостатков в предписаниях пакета. На протяжении десятилетий Всемирный банк и страны-доноры оказывали давление на Малави , преимущественно сельскую страну в Африке, с требованием сократить или отменить государственные субсидии фермерам на удобрения. Эксперты Всемирного банка также призвали страну заставить фермеров Малави перейти к выращиванию товарных культур на экспорт и использовать валютные поступления для импорта продуктов питания. [83] В течение многих лет Малави находилась на грани голода; после особенно катастрофического урожая кукурузы в 2005 году почти пять миллионов из 13 миллионов человек нуждались в чрезвычайной продовольственной помощи. Новоизбранный президент Малави Бингу ва Мутарика затем решил изменить политику. Введение крупных субсидий на удобрения (и меньших на семена), чему способствовали хорошие дожди, помогло фермерам получить рекордные урожаи кукурузы в 2006 и 2007 годах; Согласно правительственным отчетам, производство кукурузы подскочило с 1,2 миллиона метрических тонн в 2005 году до 2,7 миллиона в 2006 году и 3,4 миллиона в 2007 году. Распространенность острого детского голода резко снизилась, и Малави недавно отказалась от чрезвычайной продовольственной помощи. [ нужна ссылка ]
В комментарии к опыту Малави, подготовленном для Центра глобального развития , [84] экономисты по вопросам развития Виджая Рамачандран и Питер Тиммер утверждают, что субсидии на удобрения в некоторых частях Африки (и Индонезии) могут принести выгоды, которые существенно превышают их затраты. Однако они предупреждают, что то, как будут использоваться субсидии, имеет решающее значение для их долгосрочного успеха, и предостерегают от превращения распределения удобрений в монополию. Рамачандран и Тиммер также подчеркивают, что африканским фермерам нужно больше, чем просто субсидии на производственные ресурсы — им нужны более качественные исследования для разработки новых ресурсов и новых семян, а также лучшая транспортная и энергетическая инфраструктура. Сообщается, что Всемирный банк теперь иногда поддерживает временное использование субсидий на удобрения, предназначенных для бедных слоев населения и осуществляемых таким образом, чтобы способствовать развитию частных рынков: «В Малави представители Банка говорят, что они в целом поддерживают политику Малави, хотя они критикуют правительство за отсутствие стратегии по конечному прекращению субсидий, задается вопросом, не завышены ли ее оценки производства кукурузы в 2007 году, и говорят, что еще есть много возможностей для улучшения в том, как осуществляется субсидирование». [83]
Альтернативное использование по отношению к внешней политике
[ редактировать ]В начале 2008 года термин «Вашингтонский консенсус» использовался в другом смысле как показатель для анализа освещения в американских средствах массовой информации США внешней политики в целом и политики на Ближнем Востоке в частности. Марда Дански пишет: «Снова и снова, за чрезвычайно редкими исключениями, средства массовой информации повторяют это без вопросов и не могут бросить вызов «Вашингтонскому консенсусу» — официальному мышлению правительств США относительно миротворчества на Ближнем Востоке с течением времени». [85] По мнению обозревателя синдицированного журнала Уильяма Пфаффа , центризм «Кольцевой дороги» в освещении международных отношений в ведущих американских СМИ является скорее правилом, чем исключением: «Освещение международных дел в США почти полностью управляется Вашингтоном. Вопросы Вашингтона, сформулированные с точки зрения внутренней политики и устоявшихся политических позиций, предполагают неинформативные ответы и препятствуют нежелательным или неприятным взглядам». [86]
См. также
[ редактировать ]- Американский империализм
- Пекинский консенсус
- Бреттон-Вудская система
- Соглашение о свободной торговле в Центральной Америке (CAFTA)
- Демократический капитализм
- Экономический рост
- Конец истории и последний человек
- Андре Гундер Франк
- Валовой внутренний продукт
- Гиперинфляция
- Иммануэль Валлерстайн
- Лимский консенсус
- Макроэкономика
- Мумбаи Консенсус
- Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
- Документ о стратегии сокращения бедности
- Структурная перестройка
- Теория мировых систем
Примечания
[ редактировать ]- ^ См . § Истоки политической повестки дня и § Широкий смысл ниже.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильямсон, Джон: «Что Вашингтон подразумевает под политической реформой». Архивировано 8 ноября 2017 г., в Wayback Machine , в: Уильямсон, Джон (ред.): Латиноамериканская перестройка: сколько всего произошло , Вашингтон: Институт международной экономики Петерсона , 1989 г. .
- ^ «Вашингтонский консенсус» . Центр международного развития | Гарвардская школа государственного управления Кеннеди. Апрель 2003. Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Бэбб, Сара; Кентикеленис, Александр (2021). «Рынки повсюду: Вашингтонский консенсус и социология глобальных институциональных изменений» . Ежегодный обзор социологии . 47 (1): аннурев–soc–090220-025543. doi : 10.1146/annurev-soc-090220-025543 . ISSN 0360-0572 . S2CID 235585418 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон, Джон (2008), Серра, Нарцисс; Стиглиц, Джозеф Э. (ред.), «Краткая история Вашингтонского консенсуса» (PDF) , Пересмотр Вашингтонского консенсуса (1-е изд.), Оксфорд: Oxford University Press, стр. 14–30, номер домена : 10.1093/acprof:oso/9780199534081.003.0002 , ISBN. 978-0-19-953408-1 , заархивировано из оригинала 20 марта 2017 г.
- ^ Уильямсон, Джон. «Путеводитель по сочинению Джона Уильямсона» . www.piie.com . Петерсоновский институт международной экономики . Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ергин, Дэниел ; Станислав, Иосиф (2002). Командные высоты: битва за мировую экономику . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . п. 237 . ISBN 9780743229630 . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ Джозеф Стиглиц, Глобализация и ее недовольство (2002), с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Спенс, Майкл (2021). «Некоторые мысли о Вашингтонском консенсусе и последующем опыте глобального развития» . Журнал экономических перспектив . 35 (3): 67–82. дои : 10.1257/jep.35.3.67 . ISSN 0895-3309 .
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон Дж. (2002). Вашингтонский консенсус провалился? Архивировано 29 августа 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Бердсолл, Нэнси; Торре, Аугусто Де Ла; Кайседо, Фелипе Валенсия (2011). Окампо, Хосе Антонио; Рос, Джейме (ред.). «Вашингтонский консенсус: оценка «испорченного бренда» » . Оксфордский справочник по латиноамериканской экономике . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199571048.001.0001 . ISBN 978-0-19-957104-8 . Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Пи, Роберт (2018). Администрация Рейгана, холодная война и переход к демократии . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 168–187. ISBN 978-3319963815 .
- ^ Мойзес Наим, Причуды и мода в экономических реформах: Вашингтонский консенсус или Вашингтонская путаница? Архивировано 30 июля 2005 года в Wayback Machine . 26 октября 1999 г.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон Дж. (2000). Что банку следует думать о Вашингтонском консенсусе? Архивировано 7 марта 2018 года в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б Уильямсон 2003 .
- ^ Jump up to: а б Эрик Хеллейнер; Луи В. Поли (2005). Джон Рэйвенхилл (ред.). Глобальная политическая экономия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 193, 328–333. ISBN 9780199265848 . OCLC 238441625 .
- ^ Jump up to: а б Роберт Скидельски (2009). Кейнс: Возвращение Мастера . Аллен Лейн. стр. 101, 102, 116–117 . ISBN 978-1-84614-258-1 .
- ^ Нагеш Нараяна (11 ноября 2010 г.). «Сосредоточение внимания «Большой двадцатки» на валютном споре может оставить позади цели развития, говорят неправительственные организации» . ибТаймс. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Хелен Купер и Чарли Сэвидж (10 октября 2008 г.). «Немного из фразы «Я же вам говорил» вне переговоров Всемирного банка» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 января 2018 года . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ Энтони Пейнтер (10 апреля 2009 г.). «Вашингтонский консенсус мертв» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 17 ноября 2010 г.
- ^ « Премьер-министр Гордон Браун: G20 вкачает триллионы долларов в мировую экономику » . Небесные новости . 2 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 20 января 2012 г.
- ^ «Разговор с Джоном Уильямсоном, экономистом» . Вашингтон Пост . 12 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 5 августа 2011 г.
- ^ «Большая двадцатка покажет, как не надо управлять миром» . Файнэншл Таймс . 12 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2010 года . Проверено 12 ноября 2010 г. ( требуется регистрация )
- ^ См., например, Патрис Франко, «Загадка развития Латинской Америки» (3-е издание, 2007 г.) или Майкл Рид, «Забытый континент» (2007).
- ^ Гриер, Кевин Б.; Гриер, Робин М. (8 сентября 2020 г.). «Вашингтонский консенсус работает: причинные последствия реформ, 1970-2015 гг.» . Журнал сравнительной экономики . 49 : 59–72. дои : 10.1016/j.jce.2020.09.001 . ISSN 0147-5967 . S2CID 225260879 . Архивировано из оригинала 25 марта 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Гольдфайн, Илан; Мартинес, Лоренца; Вальдес, Родриго О. (2021). «Вашингтонский консенсус в Латинской Америке: от сырой модели к соломенному человеку» . Журнал экономических перспектив . 35 (3): 109–132. дои : 10.1257/jep.35.3.109 . ISSN 0895-3309 .
- ^ Jump up to: а б Арчибонг, Белинда; Кулибали, Брахима; Оконджо-Ивеала, Нгози (2021 г.). «Реформы Вашингтонского консенсуса и уроки экономического развития в странах Африки к югу от Сахары» . Журнал экономических перспектив . 35 (3): 133–156. дои : 10.1257/jep.35.3.133 . ISSN 0895-3309 .
- ^ Лампа, Роберто (2014). «Венесуэла и экономические потрясения: предварительный баланс (1998–2013 годы)». Иль Политико . 79 (2). Университет Павии : 129–132.
- ^ Мейсон, Майк (1997). Развитие и беспорядок: история третьего мира с 1945 года . Ганновер: Университетское издательство Новой Англии. п. 428 . ISBN 0-87451-829-6 .
- ^ Jump up to: а б Ровира Кальтвассер, Кристобаль (2010). «Выход за рамки Вашингтонского консенсуса: возрождение левых в Латинской Америке». Международная политика и общество . 3 . Фонд Фридриха Эберта : 52–62.
- ^ Jump up to: а б «Чавес строит свою сферу влияния» . Новости Эн-Би-Си . 23 февраля 2007 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
Поддерживая такие экономические принципы, как приватизация и либерализация торговли, консенсус искоренил раздутую бюрократию и помог обуздать гиперинфляцию. Тем не менее, даже те страны, которые управляли своей экономикой в соответствии с принципами вашингтонского консенсуса, в целом столкнулись с разочаровывающими темпами экономического роста и углублением бедности. Успех на выборах таких левых лидеров, как Чавес, Ортега, Эво Моралес в Боливии и Рафаэль Корреа в Эквадоре, отчасти является результатом неспособности предыдущей политики обеспечить экономический рост и повысить доходы, говорят экономисты.
- ^ См., например, Перри и Сервен, «Анатомия множественного кризиса» (2003); Мусса, «Аргентина и Фонд» (2002); Блюштейн, «И деньги продолжали течь... и уходить» (2005).
- ^ Менем, Карлос (октябрь 1998 г.). «Выступление Его Превосходительства г-на Карлоса Сауля Менема, президента Аргентинской Республики, перед Советами управляющих Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка на совместных ежегодных обсуждениях» (PDF) . МФО. Архивировано (PDF) из оригинала 6 мая 2011 г. Проверено 7 июня 2009 г.
- ^ Кавалло, Доминго (2004). «Класс № 6. Аргентина до бразильского кризиса» (PDF) . Гарвардский университет. Архивировано (PDF) из оригинала 16 августа 2009 г. Проверено 7 июня 2009 г.
Ко второй половине 1998 года Аргентина считалась в Вашингтоне самой успешной экономикой из всех тех, кто реструктуризировал свой долг в рамках плана Брейди. Никто из авторов «Вашингтонского консенсуса» не удосужился подчеркнуть, что экономические реформы Аргентины отличаются от его 10 рекомендаций. Напротив, Аргентина считалась «лучшей ученицей» МВФ, Всемирного банка и правительства США.
- ^ Веласко, Андрес; Нойт, Алехандро (2003). «Жесткая политика, невероятная политика?» . дои : 10.3386/w9932 . S2CID 6764956 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) Рабочий документ NBER № 9932. Национальное бюро экономических исследований, Кембридж,Массачусетс - ^ Jump up to: а б «Ошибка сервера» . www1.worldbank.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2008 года . Проверено 1 декабря 2008 г.
- ^ «Независимое бюро оценки (НОО) МВФ — Отчет об оценке роли МВФ в Аргентине, 1991–2001 годы» . www.imf.org . Архивировано из оригинала 28 марта 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ «Перспективы мировой экономики 2006/2007» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 13 марта 2007 г.
- ^ См., например, The Economist. 12 апреля 2006 г. Латинская Америка — Возвращение популизма.
- ^ Моффетт, Майкл Дж. Кейси и Мэтт (28 октября 2008 г.). «Пенсионный план Аргентины продолжается, обрушивая рынки и песо» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ Фореро, Хуан (16 августа 2009 г.). «Подтасованные данные ставят под сомнение Аргентину» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ «Официальная статистика: Не ври мне, Аргентина» . Экономист . 25 февраля 2012. Архивировано из оригинала 20 января 2013 года . Проверено 21 января 2013 г.
- ^ Массалди, Джулиан, «Буэнос-Айресский консенсус: соглашение Лулы и Киршнера« против неолиберализма »». Архивировано 27 сентября 2012 г., в Wayback Machine , Znet, 20 ноября 2003 г.
- ^ См., например, Financial Times по следующей ссылке: Поворот налево вперед? Как недостатки плана Лулы могут обречь Бразилию на отставание от своих коллег ( требуется регистрация ) «Ошибка приложения» . Архивировано из оригинала 5 июня 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . - ^ Jump up to: а б с «В годовщину Черной пятницы: девальвация и инфляционный кризис Венесуэлы с 1983 по 1998 год» . Ось логики . Архивировано из оригинала 10 апреля 2022 года . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Бун, Лиссет (18 февраля 2013 г.). «В такой день, как сегодня, боливар потерял свою силу » . El Mundo — Веб-сайт экономики и бизнеса . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ «Корни несостоятельного государства Венесуэлы: экономический кризис и распад партийной власти» . Истоки: культурные события в исторической перспективе . Июнь 2017. Архивировано из оригинала 1 апреля 2022 года . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Маркес и Санабриа 2018 , с. 131
- ^ Jump up to: а б с Фастенберг, Дэн (10 января 2011 г.). «Карлос Андрес Перес» . Время . ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 29 сентября 2021 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Эра Чавеса в Венесуэле» . Совет по международным отношениям . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Маркес и Санабриа 2018 , с. 132
- ^ Риверо 2011 , с. 102
- ^ Маргарита Лопес Майя, 2003. «Венесуэльский Каракасо 1989 года: народный протест и институциональная слабость», Журнал латиноамериканских исследований , том 35, № 1 (2003), стр. 120-121 (см. #Дальнейшее чтение).
- ↑ Дело Эль Каракасо, решение от 11 ноября 1999 г. Архивировано 4 июня 2016 г., в Wayback Machine , Межамериканский суд по правам человека, по состоянию на 1 мая 2007 г.
- ^ Риверо 2011 , с. 109
- ^ Jump up to: а б Риверо 2011 , стр. 180–181.
- ^ Риверо 2011 , с. 179
- ^ Хеллингер, Дэниел (2014). Сравнительная политика Латинской Америки: наконец-то демократия? . Рутледж. ISBN 9781134070077 .
- ^ Маркес и Санабриа 2018 , с. 124
- ^ «Чавес строит свою сферу влияния» . Новости Эн-Би-Си . 23 февраля 2007 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Родрик 2006 г.
- ^ Рейнерт, Эрик С. (2000) Неразвитость Монголии в 1990-е годы: почему глобализация — это еда для одной нации и яд для другой. Архивировано 5 августа 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Стиглиц, Джозеф; Шенфельдер, Линдси (2003). «Вызов Вашингтонскому консенсусу» (PDF) . Коричневый журнал мировых отношений . 9 (2): 33–40. JSTOR 24590462 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2003 г. Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ Родрик 2006 , с. 2
- ^ Jump up to: а б Джозеф Стиглиц . «Пост-Вашингтонский консенсус» (PDF) . policydialogue.org . Инициатива политического диалога. Архивировано (PDF) из оригинала 10 мая 2013 г. Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Всемирный банк. Экономический рост в 1990-е годы: уроки десятилетия реформ Вашингтон, округ Колумбия, 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Всемирный банк, Экономический рост в 1990-е годы: уроки десятилетия реформ, Вашингтон, округ Колумбия, 2005 г.
- ^ Годси, Кристен (2017). Красное похмелье: наследие коммунизма двадцатого века . Издательство Университета Дьюка . п. 63. ИСБН 978-0822369493 . Архивировано из оригинала 4 августа 2018 года . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Миланович, Бранко (2015). «После падения стены: плохой баланс перехода к капитализму». Испытание . 58 (2): 135–138. дои : 10.1080/05775132.2015.1012402 . S2CID 153398717 .
Итак, каков баланс перехода? Можно сказать, что только три или максимум пять или шесть стран находятся на пути к тому, чтобы стать частью богатого и (относительно) стабильного капиталистического мира. Многие другие страны отстают, а некоторые настолько отстают, что не могут мечтать вернуться к той точке, где они находились, когда стена пала на несколько десятилетий.
- ^ Роузфилд, Стивен (2001). «Преждевременная смерть: радикальный экономический переход в России с советской точки зрения». Европа-Азиатские исследования . 53 (8): 1159–1176. дои : 10.1080/09668130120093174 . S2CID 145733112 .
- ^ Аппель, Хилари; Оренштейн, Митчелл А. (2018). От триумфа к кризису: неолиберальная экономическая реформа в посткоммунистических странах . Издательство Кембриджского университета . п. 3. ISBN 978-1108435055 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2022 года . Проверено 5 июня 2022 г.
- ^ Родрик 2006 , стр. 3–4
- ^ См. примеры из гораздо более обширной литературы, например, Бердсолла и де ла Торре. Вашингтон спорный (2003); Кучински и Уильямсон (2003) .
- ^ «Как Бразилия победила гиперинфляцию» . Архивировано из оригинала 18 мая 2004 года.
- ^ «МВФ говорит, что экономика Бразилии должна сократиться» . Блумберг . 6 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ См., например, Бердсолл и де ла Торре, Washington Contentious (2003); де Ферранти и Оди, Ключевые экономические и социальные проблемы Латинской Америки (2006 г.):
- ^ Хомский, Ноам (1999). Прибыль превыше людей: неолиберализм и глобальный порядок . Семь Историй Пресс. ISBN 9781888363821 . ОСЛК 39505718 .
- ^ Майкл Рид, «Забытый континент» (2007), стр. 156.
- ^ Чарли Деверо и Рэймонд Колитт, Качество жизни венесуэльцев улучшилось в индексе ООН при Чавесе. Архивировано 7 ноября 2014 года в Wayback Machine Bloomberg News от 7 мая 2013 года.
- ^ (на английском языке) см. М. Николас Дж. Фирзли, «Прогнозирование будущего: G7, BRICs и китайская модель», JTW/Ankara & An-Nahar/Beirut, 9 марта 2011 г. , заархивировано из оригинала 14 марта 2011 г. , получено 9 марта 2011 г.
- ^ М. Николас Дж. Фирзли, цитируется Эндрю Мортимером (14 мая 2012 г.). «Страновой риск: Азия меняется местами с Западом» . Страновой риск евроденег . . Архивировано из оригинала 28 мая 2020 года . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ Родрик 2006 , стр. 3–5
- ↑ Обзор истоков китайских реформ и их реализации примерно в течение первого десятилетия реформ представлен Гарри Хардингом в книге « Вторая революция Китая: реформа после Мао» . Брукингс, 1987.
- ^ Jump up to: а б New York Times, 2 декабря 2007 г., « Покончить с голодом, просто игнорируя мнения экспертов. Архивировано 20 ноября 2018 г. в Wayback Machine ».
- ^ Виджая Рамачандран (7 июля 2012 г.). «Глобальное развитие: взгляд из центра: ценность отказа от советов экспертов» . cgdev.org . Центр глобального развития. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 24 апреля 2015 г.
- ^ Марда Дански, Ручки и мечи: Как основные СМИ сообщают об израильско-палестинском конфликте , 2008, Columbia University Press , ISBN 978-0-231-13349-4 , стр.36
- ^ Вики О'Хара, Реакция на инициативу Большого Ближнего Востока, которая поощряет демократию в арабских странах, NPR / Morning Edition , 23 марта 2004 г.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Ускоренное развитие в странах Африки к югу от Сахары: программа действий , Элиот Берг, координатор (Всемирный банк, 1981).
- Дух демократического капитализма , Майкл Новак (1982).
- Эль Отро Сендеро (Другой путь) Эрнандо де Сото (1986).
- «На пути к возобновлению экономического роста в Латинской Америке », Бела Баласса, Херардо М. Буэно, Педро-Пабло Кучински и Марио Энрике (Институт международной экономики, 1986).
- Латиноамериканская корректировка: сколько всего произошло , под редакцией Джона Уильямсона (Институт международной экономики, 1990).
- Макроэкономика популизма в Латинской Америке под редакцией Рюдигера Дорнбуша и Себастьяна Эдвардса (1991).
- Глобальные связи: макроэкономическая взаимозависимость и сотрудничество в мировой экономике , Джеффри Сакс и Уорвик МакКиббин (1991).
- «Доклад о мировом развитии, 1991 год: проблемы развития» , Лоуренс Саммерс, Винод Томас и др. (Всемирный банк, 1991).
- «Развитие и «Вашингтонский консенсус»», в журнале World Development Vol 21:1329–1336 Джона Уильямсона (1993).
- «Недавние уроки развития», Лоуренс Х. Саммерс и Винод Томас (1993).
- Путь Латинской Америки к рынку: от макроэкономических шоков к институциональной терапии , Мойзес Наим (1994).
- Экономисты и политики: Политика экономических реформ , Агустин Фальяс-Сантана (1996).
- Кризис глобального капитализма: открытое общество под угрозой , Джордж Сорос (1997).
- За пределами компромиссов: рыночная реформа и справедливый рост в Латинской Америке , под редакцией Нэнси Бердсолл, Кэрол Грэм и Ричарда Сабота (Институт Брукингса, 1998).
- Третий путь: к обновлению социал-демократии , Энтони Гидденс (1998).
- «Лексус и оливковое дерево: понимание глобализации» , Томас Фридман (1999).
- «Причуды и мода в экономических реформах: Вашингтонский консенсус или Вашингтонская путаница?» , Моисес Наим (МВФ, 1999).
- Вашингтон спорный: экономическая политика ради социального равенства в Латинской Америке , Нэнси Бердсолл и Аугусто де ла Торре (Фонд Карнеги за международный мир и межамериканский диалог, 2001 г.)
- «Вашингтонский консенсус провалился?» , Джон Уильямсон (выступление на PIIE, 2002 г.).
- Кучинский, Педро-Пабло; Уильямсон, Джон, ред. (2003). После Вашингтонского консенсуса: возобновление роста и реформ в Латинской Америке . Вашингтон, округ Колумбия: Институт международной экономики. ISBN 9780881324518 .
- Уильямсон, Джон (2003). «Программа возобновления роста и реформ» (PDF) . В Кучинском, Педро-Пабло; Уильямсон, Джон (ред.). После Вашингтонского консенсуса: возобновление роста и реформ в Латинской Америке . Вашингтон, округ Колумбия: Институт международной экономики. ISBN 9780881324518 .
- Реализация экономических реформ в Мексике: Вашингтонский консенсус как дорожная карта для развивающихся стран Терренс Флюхарти (2007) Реализация экономических реформ в Мексике: Вашингтонский консенсус как дорожная карта для развивающихся стран
Вторичные источники
[ редактировать ]- Ай, Грег. (2021) «Как биденомика стремится пересмотреть экономический консенсус: объявляя конец неолиберализму, новые мыслители преуменьшают ограничения дефицита, инфляции и стимулов» Wall Street Journal , 7 апреля 2021 г.
- Восставший, Клэй. (2021) «Джон Уильямсон, 83 года, умирает; экономист дал определение «Вашингтонскому консенсусу»: осторожный прагматик, он сожалел о том, что его термин, нацеленный на развивающиеся страны, был неверно истолкован идеологами свободного рынка и активистами антиглобализма». Нью-Йорк Таймс , 15 апреля 2021 г.
- Бэбб, Сара и Александр Кентикеленис. (2021) «Люди давно предсказывали крах Вашингтонского консенсуса. Он продолжает появляться под новыми обликами: 30 лет спустя глобальные финансовые институты все еще обусловливают кредиты такой политикой, как «структурные реформы»» Washington Post , 16 апреля 2021 г.
- Клеффлинг, Дэвид. (2021) «Быстрый и новый: Вашингтонский консенсус 2.0? Вашингтонский консенсус долгое время был символом рыночного либерализма. Теперь может возникнуть «новый Вашингтонский консенсус», пишет Мартин Сандбу из Financial Times, основываясь на том, что Международный Валютный фонд и Всемирный банк спорят в недавних публикациях по поводу своих традиционных весенних встреч». Новая парадигма (12 апреля 2021 г.)
- Родрик, Дэни (2006). «Прощай, Вашингтонский консенсус, здравствуй, Вашингтонская путаница? Обзор экономического роста Всемирного банка в 1990-е годы: уроки десятилетия реформ» (PDF) . Журнал экономической литературы . 44 (4): 973–987. дои : 10.1257/jel.44.4.973 . JSTOR 30032391 .
- Ергин, Дэниел ; Станислав, Иосиф (2002). Командные высоты: битва за мировую экономику . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . ISBN 9780743229630 . Проверено 3 июля 2015 г.
- Сантисо, Карлос (2004). «Спорный Вашингтонский консенсус: реформирование реформ на развивающихся рынках». Обзор международной политической экономии . 11 (4): 828–844. дои : 10.1080/0969229042000279810 . JSTOR 4177523 . S2CID 153363966 .
- [1] Стабильность с ростом: макроэкономика, либерализация и развитие (Инициатива по политическому диалогу, серия C); Джозеф Э. Стиглиц, Хосе Антонио Окампо, Шари Шпигель, Рикардо Френч-Дэвис и Дипак Найяр; Oxford University Press, 2006 ] Архивировано 5 апреля 2016 года в Wayback Machine.
- Экономический кризис и выбор политики: политика адаптации в странах третьего мира , под редакцией Джоан М. Нельсон (1990).
- Кризис и реформы в Латинской Америке: от отчаяния к надежде , Себастьян Эдвардс (1995).
- Линии разлома демократии в Латинской Америке после переходного периода , Фелипе Агуэро и Джеффри Старк (1998).
- Какая демократия? Какой рынок? Латинская Америка в эпоху неолиберализма , Филип Д. Оксхорн и Грасиела Дукатенцейлер (1998).
- Преобразованная Латинская Америка: глобализация и современность , Роберт Н. Гвинн и Кристобаль Кей (1999).
- Интернационализация дворцовых войн: юристы, экономисты и борьба за преобразование латиноамериканских государств , Ив Дезале и Брайант Г. Гарт (2002).
- ФОНДАД: Разнообразие в развитии: пересмотр Вашингтонского консенсуса , под редакцией Яна Йоста Теуниссена и Эйджа Аккермана (2004).
- Вашингтонский консенсус как политический рецепт развития (Всемирный банк)
- Что Всемирному банку следует думать о Вашингтонском консенсусе? , Джон Уильямсон.
- Фабианский глобальный форум прогрессивной глобальной политики: Вашингтонский консенсус , Адам Лент.
- Разгадывая Вашингтонский консенсус, интервью с Джозефом Стиглицем
- Развивающаяся Бразилия: преодоление провала Вашингтонского консенсуса / Луис Карлос Брессер-Перейра / Lynne Rienner Publishers, 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Маркес, Лауреано Санабриа, Эдуардо (2018). «Демократия теряет энергию». Мультфильм Венесуэлы: от Макуро до Мадуро (1-е изд.). Педрасас Графика. ISBN 978-1-7328777-1-9 .
- Риверо, Мирта (2011). Восстание потерпевших кораблекрушение (9-е изд.). Альфа. ISBN 978-980-354-295-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Вашингтонский консенсус» . Гарвардский институт международного развития . Апрель 2003. Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 13 мая 2020 г.
- Стиглиц, Джозеф Э .; Серра, Нарсис , ред. (2008). Пересмотр Вашингтонского консенсуса (PDF) . Издательство Оксфордского университета . Проверено 13 мая 2020 г.
- За пределами Вашингтонского консенсуса Джереми Клифт