Jump to content

Социальная рыночная экономика

(Перенаправлено с Рейнского капитализма )

Социальная рыночная экономика ( SOME ; нем . soziale Marktwirtschaft ), также называемая рейнским капитализмом , рейнско-альпийским капитализмом , рейнской моделью и социальным капитализмом , [1] Это социально-экономическая модель, сочетающая в себе свободного рынка капиталистическую экономическую систему с социальной политикой и достаточным регулированием , чтобы установить как честную конкуренцию на рынке, так и вообще государство всеобщего благосостояния . [2] [3] Иногда ее классифицируют как регулируемую рыночную экономику . [4] Социальная рыночная экономика была первоначально продвинута и внедрена в Западной Германии Христианско -демократическим союзом под руководством канцлера Конрада Аденауэра в 1949 году. [5] и сегодня этот термин используется ордолибералами , социальными либералами и социал-демократами , которые обычно отвергают полную государственную собственность на средства производства , но поддерживают эгалитарное распределение всех товаров и услуг в определенном сегменте рынка. Ее истоки можно проследить до межвоенной фрайбургской школы экономической мысли. [6]

Социальная рыночная экономика была задумана как средний путь между либеральными формами капитализма и социалистической экономикой . [7] Он был сильно вдохновлен ордолиберализмом . [8] находившееся под влиянием политической идеологии христианской демократии . [7] [9] Социальный рынок воздерживается от попыток планирования и управления производством, рабочей силой или продажами, но поддерживает запланированные усилия по влиянию на экономику посредством органических средств комплексной экономической политики в сочетании с гибкой адаптацией к исследованиям рынка. Сочетая денежную, кредитную, торговую, налоговую, таможенную, инвестиционную и социальную политику, а также другие меры, этот вид экономической политики направлен на создание экономики, которая служит благосостоянию и потребностям всего населения, тем самым выполняя свою конечную цель. [10]

часто ошибочно путают социальный сегмент с социализмом . Правые критики [11] [12] Хотя некоторые аспекты были вдохновлены демократическим социализмом и социал-демократией , подход социального рынка отвергает коммунистические идеи замены частной собственности и рынков общественной собственностью и экономическим планированием . Вместо этого социальный элемент модели относится к поддержке предоставления равных возможностей и защиты тех, кто не может выйти на рынок рабочей силы из-за старости, инвалидности или безработицы. [13]

Некоторые авторы используют термин «социальный капитализм» примерно в том же значении, что и социальная рыночная экономика. [14] [15] [16] Его еще называют «рейнским капитализмом». [17] обычно при сравнении его с англосаксонской моделью капитализма. [18] [19] [20] Вместо того, чтобы рассматривать его как антитезу, некоторые авторы описывают рейнский капитализм как успешный синтез англо-американской модели с социал-демократией. [21] Немецкая модель противопоставляется и сравнивается с другими экономическими моделями, некоторые из которых также описываются как срединные пути или региональные формы капитализма, включая Тони Блэра » «Третий путь , французский дирижизм , голландскую модель польдера , скандинавскую модель , японский корпоративный Восток. Азиатская модель капитализма и современная китайская социалистическая рыночная экономика . [22] 2012 года В учебнике сравнительной политики проводится различие между « консервативно - корпоративистским государством всеобщего благосостояния» (возникшим из немецкой социальной рыночной экономики) и «социал-демократическим государством всеобщего благосостояния, возглавляемым трудящимися». [23] С тех пор концепция модели была расширена до идеи экосоциальной рыночной экономики , учитывающей не только социальную ответственность человечества, но и устойчивое использование и защиту природных ресурсов. К странам с социальной рыночной экономикой относятся Австрия, Чехия, Хорватия, Германия, Польша и Япония.

Модель [ править ]

Социальная рыночная экономика направлена ​​на объединение свободной инициативы и социального благосостояния на основе конкурентоспособной экономики. [24] Социальная рыночная экономика противостоит политике невмешательства и социалистическим экономическим системам. [25] и сочетает частное предпринимательство с регулированием и государственным вмешательством для установления честной конкуренции, поддержания баланса между высокими темпами экономического роста , низкой инфляцией , низким уровнем безработицы , хорошими условиями труда, социальным обеспечением и общественными услугами . [26] Термин «социальный» был введен Аденауэром для предотвращения дальнейших ссылок на христианский социализм . [27] который использовался в ранней партийной программе Аленера в 1947 году. [28]

Хотя модель социальной рыночной экономики развилась из ордолиберализма , эта концепция не была идентична концепции фрайбургской школы , поскольку она подчеркивала ответственность государства активно работать над улучшением рыночных условий и одновременно добиваться социального баланса. В отличие от Вальтера Ойкена , который искал ответ на социальный вопрос путем установления функционирующего конкурентного порядка в конституционных рамках, Альфред Мюллер-Армак рассматривал социальную рыночную экономику как идею регулирующей политики, направленную на объединение свободного предпринимательства с социальной программой, которая подкреплена рыночными экономическими показателями. [29] Поставив социальную политику на один уровень с экономической политикой, концепция Мюллера-Армака была более решительной в отношении социально-политических целей, чем ордолиберальная экономическая концепция. Этот двойственный принцип появился и в названии модели. Хотя прилагательное «социальный» часто вызывало критику как декоративный фиговый листок или, наоборот, как ворота для антилиберального интервенционизма, [30] это означало нечто большее, чем простое отличие этой концепции от концепции капитализма laissez-faire , с одной стороны, и ордолиберальных концепций, с другой. [31] Опираясь на Вильгельма Рёпке антропосоциологический подход к экономическому гуманизму, ведущему к Civitas Humana , [32] Мюллер-Армак придерживался «социального гуманизма» или «социальной иреники» - понятие «иреники» происходит от греческого eirēnē (εἰρήνη), что означает содействие или стремление к миру, умеренности или примирению - для преодоления существующих различий в обществе. Социальная рыночная экономика как продолжение неолиберальной мысли представляла собой не определенный экономический порядок, а целостную концепцию, преследующую полный гуманистический общественный порядок как синтез, казалось бы, противоречивых целей, а именно экономической свободы и социальной безопасности . [33] Этот социально-экономический императив активно управляется сильным государством — в отличие от ордолиберального минимального государства, защищающего исключительно экономический порядок. [34] - часто обозначается двусмысленным, но историческим термином Der Dritte Weg («Третий путь»).

Концепция социальной рыночной экономики получила фундаментальный импульс в результате размышлений и критики исторических экономических и социальных порядков, а именно смитианского либерализма laissez-faire, с одной стороны, и марксистского социализма, с другой. Более того, различные концепции «третьего пути» подготовили почву для социально-экономической концепции. Уже в конце 19 века Kathedersozialisten («Кафедерные социалисты») занимались социальными реформами в Verein für Socialpolitik , отвернувшись от чистого либерализма и потребовав целенаправленной государственной политики, направленной на регулирование экономической жизни, и выступая за средний курс между анархическим индивидуализмом, Традиционалистический корпоративизм и бюрократический этатизм . [35] В начале 20 века франкфуртский социолог и экономист Франц Оппенгеймер постулировал так называемый либеральный социализм (т.е. социализм, достигнутый посредством либерализма) как стремление к общественному порядку, при котором экономические интересы сохраняют свою силу и сохраняются в условиях свободной конкуренции. [36] Этот желательный порядок свободы и равенства был назван в более поздней программной публикации под названием « Ведер так – ноч так». Der dritte Weg ( Ни так, ни так. Третий путь ). [37]

Эту позицию широко разделял докторант и друг Оппенгеймера Людвиг Эрхард , [38] хотя последний вытеснил прилагательное и подлежащее, продвигая социальный либерализм , [39] и ему никогда не нравилось выражение «Третий путь». [40] По его мнению, этот термин был испорчен, слишком сильно напоминая ему идеи смешанной экономики , где-то между рыночной экономикой и централизованным планированием . Он яростно и последовательно выступал против мнения о сходимости моделей. [41]

Далее, в отличие от Мюллера-Армака, который подчеркивал социальный аспект, для Эрхарда социальная рыночная экономика всегда была прежде всего рыночной экономической системой. [42] Заявляя, что «чем свободнее экономика, тем она более социальна», [43] Эрхард однажды сказал Фридриху Хайеку , что экономику свободного рынка не нужно делать социальной, но что она социальна по своему происхождению. [44] Эрхард был скорее склонен к ордолиберальному конкурентному рыночному порядку Уолтера Ойкена. Хотя он даже считал себя ордолибералом, [45] Эрхард основывал свою экономическую концепцию ни на Эйкене, ни на Мюллере-Армаке. Фактически, его научный руководитель Оппенгеймер и особенно Рёпке, как и Эрхард, ученик Оппенгеймера, были его источником вдохновения. [46] Эрхард воспринимал книги Рёпке как произведения откровения и считал экономиста своим братом по духу. [47] 17 августа 1948 года Эрхард упомянул Мюллера-Армака, который произвел на него наибольшее впечатление не как теоретика, а как человека, который хотел перенести теорию на практику. [48] а также его концепция социальной рыночной экономики. Вскоре после этого, на втором партийном съезде Христианско-демократического союза Германии (ХДС) в британской зоне в Реклингхаузене 28 августа 1948 года, Эрхард охарактеризовал эту концепцию как «социально ориентированную рыночную экономику». [49] В то время как большинство неолиберальных экономистов рассматривали эту концепцию не только как экономический путь между Сциллой необузданного чистого капитализма laissez-faire и Харибдой коллективистской плановой экономики, но также и как целостный и демократический социальный порядок, Эрхард и, в частности, Мюллер-Армак подчеркивали общественное признание и гражданская активность как предпосылки успеха социально-экономической модели. [50] Например, Мюллер-Армак подчеркнул, что под «большим социализмом» он имел в виду социальную активность для людей и вместе с ними. [51] Точно так же Эрхард отметил, что принципы социальной рыночной экономики могут быть достигнуты только в том случае, если общественность будет полна решимости отдать им приоритет. [52]

Важными фигурами в разработке концепции являются Ойкен, Рёпке, Александр Рюстоу , Франц Бём , Оппенгеймер, Эрхард, Константин фон Дитце и Мюллер-Армак, которые первоначально ввели термин «социальная рыночная экономика» . [53] Они разделяют участие в Антинацистской оппозиции, поиск которой постнацистского порядка в Германии является важным фоном для развития этой концепции. Первые протагонисты имели тесные контакты с оппозиционным церковным движением Bekennende Kirche и Дитрихом Бонхеффером и подчеркивали связь своей концепции с католической и протестантской социальной этикой. [54]

Рейнский капитализм [ править ]

Мишель Альбер описал аналогичную концепцию «Рейнский капитализм». Он сравнил так называемую «неоамериканскую модель» капиталистической рыночной экономики, представленную администрациями Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер, с тем, что он называл рейнским капитализмом, существующим в Германии, Франции и некоторых странах Северной Европы.

В то время как неоамериканская модель во многом основывается на идеях Фридриха фон Хайека и Милтона Фридмана , рейнский капитализм, по мнению Альберта, имеет в своей основе государственно организованное социальное обеспечение . Альберт анализирует рейнскую модель как более справедливую, эффективную и менее жестокую. Однако, по мнению Альберта, сложные психологические явления и функционирование прессы позволяют американской модели казаться широкой публике более привлекательной и динамичной. [55]

Модель социального капитализма

Социальный капитализм как теория, политическая или философская позиция бросает вызов идее о том, что капиталистическая система по своей сути враждебна социальным целям или политической экономии, характеризующейся большим экономическим равенством. [16] Суть социальной рыночной экономики заключается в том, что частные рынки являются наиболее эффективным механизмом распределения, но что объем производства максимизируется за счет разумного государственного макроэкономического управления экономикой. Социальная рыночная экономика утверждает, что сильная сеть социальной поддержки менее обеспеченных слоев населения увеличивает объем производства капитала. За счет снижения бедности и расширения благосостояния большого среднего класса участие на рынке капитала расширяется. Социально-рыночная экономика также утверждает, что государственное регулирование и даже поддержка рынков могут привести к превосходным экономическим результатам, о чем свидетельствует государственная поддержка Интернета или базовое регулирование ценных бумаг.

Основные элементы [ править ]

Основными элементами социальной рыночной экономики в Германии являются следующие: [56]

  • Социальный рынок содержит центральные элементы свободной рыночной экономики, такие как частная собственность, свободная внешняя торговля, обмен товарами и свободное ценообразование.
  • В отличие от ситуации в свободной рыночной экономике, государство не пассивно и активно реализует меры регулирования . [57] Некоторые элементы, такие как пенсионное страхование , всеобщее медицинское обслуживание и страхование по безработице, являются частью системы социального обеспечения. Эти страховки финансируются за счет взносов работников, взносов работодателей и государственных субсидий. Цели социальной политики включают политику занятости, жилья и образования, а также социально-политически мотивированное балансирование распределения роста доходов. Кроме того, существуют положения, ограничивающие свободный рынок (например, антимонопольный кодекс, законы против злоупотребления рыночной властью и т. д.). Эти элементы помогают уменьшить многие из возникающих проблем свободной рыночной экономики. [58]

История [ править ]

Германия [ править ]

Социальная рыночная экономика зародилась и сформировалась во времена тяжелых экономических, но в равной степени и социально-политических кризисов. Его концептуальная архитектура была задана конкретным историческим опытом и политическими предпосылками: озабоченностью Германии социальным вопросом с конца XIX века, критикой либерального капитализма, вызванной мировым экономическим кризисом начала 1930-х годов, а также ярко выраженным антитоталитаризмом, а также анти-политическими предпосылками. - коллективизм , сформированный опытом Третьего рейха . Это привело к конечному развитию социальной рыночной экономики как жизнеспособной социально-политической и экономической альтернативы между крайностями капитализма laissez-faire и коллективистской плановой экономикой не как компромисса, а как комбинации, казалось бы, противоречивых целей, а именно: большего государственного обеспечения социальная безопасность и сохранение свободы личности. [59]

Одним из основных факторов возникновения немецкой модели капитализма было улучшение условий труда рабочих при капитализме и, таким образом, предотвращение угрозы Карла Маркса воинствующего социалистического движения . Германия реализовала первую в мире программу государства всеобщего благосостояния и всеобщего здравоохранения в 1880-х годах. Канцлер Отто фон Бисмарк разработал программу, в рамках которой промышленность и государство тесно сотрудничают, чтобы стимулировать экономический рост, обеспечивая работникам большую безопасность. Чтобы превзойти воинствующих социалистов, Бисмарк предоставил рабочим корпоративный статус в правовых и политических структурах Германской империи . [60] В марте 1884 года Бисмарк заявил:

Настоящая обида рабочего — это неуверенность в его существовании; он не уверен, что у него всегда будет работа, он не уверен, что всегда будет здоров, и предвидит, что однажды состарится и станет нетрудоспособным. Если он впадает в нищету, хотя бы в результате продолжительной болезни, то он тогда совершенно беспомощен, предоставлен самому себе, и общество не признает в настоящее время никаких реальных обязательств по отношению к нему, кроме обычной помощи бедным, даже если он был работая все время очень добросовестно и старательно. Обычная помощь бедным, однако, оставляет желать лучшего, особенно в крупных городах, где она гораздо хуже, чем в деревне. [61]

Программа Бисмарка была сосредоточена исключительно на обеспечении всеобщих программ социального страхования, призванных повысить производительность и сосредоточить политическое внимание немецких рабочих на поддержке кайзера Вильгельма I. Программа включала всеобщее здравоохранение, обязательное образование, страхование по болезни, страхование от несчастных случаев, страхование по инвалидности и пенсию по старости, чего тогда в значительной степени не существовало больше нигде в мире.

После краха тоталитарного Третьего рейха с его этатистской и корпоративистской экономической политикой экономисты и ученые из Университета Фрайбурга в Брайсгау в Германии выступали за неолиберальный или новый либеральный и социально-экономический порядок. В этом контексте важно различать ордолиберальную фрайбургскую школу (или фрайбургскую школу права и экономики) и фрайбургские кружки . Часто считалось, что обе школы мысли совпадают. [62] хотя первые возникли из вторых, и среди членов фрайбургской школы только основатели Вальтер Ойкен и Франц Бём принадлежали к фрайбургским кружкам и, наоборот, ни один член фрайбургских кружков не может быть отнесен к фрайбургской школе, которая отчасти отстаивала иные экономические цели. . Обе школы экономической мысли считали, что определенная форма планирования необходима в переходный период после войны. Однако, в то время как ключевые члены Фрайбургских кружков Эрвин фон Бекерат , Адольф Лампе и Йенс Йессен выступали за продуктивное государственное вмешательство, то есть экономику, регулируемую относительно сильным государством, [63] Ойкен, Бём и Константин фон Дитце верили в саморегулирование рыночных сил и ограниченное косвенное вмешательство государства. [64] Согласно Эйкену и его конкурентному порядку, названному ордолиберализмом, государство должно исключительно создавать надлежащую правовую среду для экономики и поддерживать здоровый уровень конкуренции посредством мер, которые следуют рыночным принципам. Таким образом, важнейшим средством, с помощью которого экономическая политика может стремиться улучшить экономику, является улучшение институциональной структуры или «ordo». [ нужна ссылка ]

Опираясь как на ордолиберальный конкурентный порядок Эйкена, так и на экономический гуманизм Вильгельма Рёпке, ведущий к «Civitas Humana», [65] Ордолиберальный конкурентный порядок получил дальнейшее развитие в Кельнской школе вокруг экономиста и антрополога Альфреда Мюллера-Армака , который поэтому ввел термин Soziale Marktwirtschaft («социальная рыночная экономика») в публикации в декабре 1946 года. [66] Хотя эта концепция развилась из ордолиберализма как нового варианта неолиберализма , она не была идентична концепции фрайбургской школы. В отличие от Ойкена, который выступал за строго процедурный или ориентированный на правила либерализм, при котором государство единолично устанавливает институциональные рамки и вообще воздерживается от вмешательства в рынок, Мюллер-Армак подчеркивал ответственность государства активно улучшать состояние рынка и одновременно преследовать социальный баланс. [67] Поставив социальную политику в один ряд с экономической политикой, концепция Мюллера-Армака была более выразительной в отношении социально-политических целей, чем ордолиберальная экономическая концепция. Будучи продолжением неолиберальной мысли, социальная рыночная экономика сознательно представляла собой не определенный экономический порядок, а регулируемую целостную концепцию, преследующую полный гуманистический общественный порядок как синтез, казалось бы, противоречивых целей, а именно экономической свободы и социальной безопасности. [33] Хотя ее часто рассматривают как смесь социально-политических идей, а не как четко очерченный теоретический порядок, концепция обладала эффективным лозунгом, который облегчал ее донесение как до политиков, так и до общественности. Однако для окончательной реализации потребовалась не только коммуникация, но и политическая поддержка. [ нужна ссылка ]

Концепция Мюллера-Армака вскоре встретилась с концепцией тогдашнего председателя Sonderstelle Geld und Kredit (Специального бюро денег и кредита) в Управлении финансов, то есть экспертной комиссии, готовившей денежную реформу в тогдашней англо-американской Бизоне , Людвига Эрхард . Хотя Эрхард был скорее склонен к ордолиберальному конкурентному рыночному порядку Эйкена, [68] и даже считал себя ордолибералом, [69] на него сильное впечатление произвел Мюллер-Армак, прежде всего, не как теоретик, а как человек, который хотел перенести теорию на практику. [48]

Когда 2 марта 1948 года Эрхард сменил Йоханнеса Земмлера на посту директора экономического управления Двухзонального экономического совета , социальная рыночная экономика вошла в политическую сферу. Вскоре после этого, 21 апреля 1948 года, Эрхард проинформировал парламент о своей экономической политике и представил концепцию социальной рыночной экономики. [70] Хотя единодушных аплодисментов не последовало, и либеральные демократы, и консерваторы широко приветствовали переход к более рыночной экономике. [71] Конрад Аденауэр , председатель ХДС в британской зоне оккупации, предложил Эрхарду также проинформировать членов партии о своей социально-экономической концепции на съезде партии в Реклингхаузене, Германия, 28 августа 1948 года. В дальновидной и волнующей речи, озаглавленной Marktwirtschaft im Streit der Meinungen («Рыночная экономика в споре»), [72] Эрхард защищал свою концепцию социальной рыночной экономики, ссылаясь на дуализм между контролируемой экономикой и рыночной экономикой. [73] Ввиду предстоящих региональных и федеральных выборов Аденауэр, поначалу скептически относившийся к Эрхарду, [74] был впечатлен не только противоречивым лозунгом, таким как «Контролируемая или рыночная экономика», но и эффективностью Эрхарда и его программы. [75] Была заложена основа успешного политического альянса. [ нужна ссылка ]

Конрад Аденауэр, сторонник социальной рыночной экономики

Канцлер Аденауэр из правящего ХДС внедрил новый экономический порядок, объединяющий продвижение свободной конкуренции с ответственностью социального правительства. Wirtschaftswunder . или экономическое чудо Западной Германии не могло быть осуществлено без обеспечения социального мира в стране Программа Аденауэра была сосредоточена на законодательстве, устанавливающем совместное определение в угольной и сталелитейной промышленности, системе формирования собственности работников, выравнивании бремени, создании субсидированного жилья, детских пособий, сельскохозяйственном «Зеленом плане» и динамизме пенсий. [76] 20 июня 1948 года принципы социальной рыночной экономики, поддерживаемые ХДС, стали основой современной экономической политики Германии:

«Социальная рыночная экономика» — это социально закрепленный закон индустриальной экономики, согласно которому достижения свободных и способных людей интегрируются в систему, обеспечивающую высший уровень экономической выгоды и социальной справедливости для всех. Эта система создается свободой и ответственностью, которые находят выражение в «социальной рыночной экономике» посредством подлинной конкуренции, основанной на результатах, и независимого контроля монополий. Подлинная конкуренция, основанная на результатах, существует тогда, когда правила конкуренции гарантируют, что в условиях честной конкуренции и равных возможностей вознаграждается лучший результат. Рыночные цены регулируют взаимодействие между всеми участниками рынка. [77]

После того, как Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС) также выразил свою приверженность рыночной экономике с социальным балансом, и недавно избранный министр экономики Баварии Ханс Зайдель выступил в защиту либеральной и социально-экономической модели Эрхарда на партийном съезде ХСС в Штраубинге в мае 1949 года. , [78] экономические принципы, разработанные Рабочим комитетом ХДС/ХСС в качестве органа связи и информационного центра двух политических партий, обычно называемых «Союзом», сосредоточили социальную рыночную экономику. [79] Наконец, эти принципы были приняты в качестве партийной платформы и манифеста для предстоящих федеральных выборов на партийной конференции ХДС в Дюссельдорфе 15 июля 1949 года. [80] В отличие от предыдущей идеологической программы Аленера, предполагавшей довольно абстрактное и антиматериалистическое Gemeinwirtschaft , [81] Эти Düsseldorfer Leitsätze не только предоставили конкретную, прагматичную и материалистическую экономическую программу, но и привлекательный лозунг для достижения консенсуса внутри партии и общественности. Хотя в конечном итоге союз двух недавно созданных политических партий (т.е. ХДС и ХСС) обладал последовательной и объединяющей экономической программой, обеспечивающей более последовательный общественный фронт, старейшая политическая партия Германии, Социал-демократическая партия (СДПГ), возглавляемая Сторонник экономического планирования и широкой социализации Курт Шумахер не ввел собственную экономическую концепцию. Это не только усложняло парламентскую работу партии в Экономическом совете , но и ограничивало связи партии с общественностью в целом, особенно во время предвыборной кампании, когда частично сложные политические программы упрощались и популяризировались. [ нужна ссылка ]

В преддверии федеральных выборов в августе 1949 года ХДС/ХСС последовательно согласовали свои партийные платформы, политику и манифесты и провели кампанию с социальной рыночной экономикой. В частности, бывший менеджер по рекламе потребительских товаров Людвиг Эрхард, который заявил, что «подойдет к предстоящим столкновениям политических партий с особой энергией для ХДС», [82] осознали потенциал тонкого и систематического маркетинга, позволяющего превратить эту концепцию из экономической теории или даже абстрактной экономической политики в основу пропаганды и общественного имиджа политической партии, которая имела широкую привлекательность. В конце концов, в воскресенье 14 августа 1949 года около 31 миллиона немцев были призваны проголосовать за первый немецкий Бундестаг и сделать выбор между социальной рыночной экономикой и контролируемой экономикой, за которую выступает СДПГ. Из тех, кто имел право голоса, 25 миллионов, или 78,5 процента, фактически пошли к урнам для голосования и продемонстрировали явную приверженность зарождающейся послевоенной демократии. [ нужна ссылка ]

Хотя СДПГ оказалась самой успешной партией, набрав 29,12 процента голосов, ХДС/ХСС в совокупности набрали больше голосов, в общей сложности 31 процент и 139 мандатов по сравнению со 131 у СДПГ. Однако на самом деле обе народные партии понесли большие процентные потери по сравнению с общими показателями на предыдущих земельных выборах, так как не смогли охватить сопоставимую долю расширенного электората. Самый выдающийся прогресс, набравший более миллиона дополнительных голосов и набравший 11,9% от общего числа голосов, был достигнут либеральной Свободной демократической партией (СвДП) во главе с председателем Теодором Хойссом . Экономически либеральная СвДП была фактически единственной политической партией, последовательно набиравшей процент голосов в период с 1946 по 1949 год. Хотя эти результаты подтвердили общую тогдашнюю прорыночную тенденцию в общественном мнении, в конечном итоге электорат поставил свое решение в зависимость от удовлетворения своих практических потребностей. потребностей, а не какой-либо конкретной теоретической экономической системы. Преимущество ХДС и ХСС заключалось именно в том, что они квазиуправляли на всей территории страны. Бизон и, таким образом, все больше отождествляют себя с восстановлением экономики и улучшением экономических условий. Хотя на внедрение социальной рыночной экономики повлияли и другие решающие факторы, в том числе конфликт между Востоком и Западом, а также благоприятный политический и социальный климат внутри Германии и за рубежом, стабилизирующийся союз между консервативными и либеральными партиями, прорыночный состав партии (Основной закон) Федеративной Республики Экономический совет и даже Grundgesetz , в которых подчеркивалась свобода личности, человеческое достоинство и субсидиарность общественной организации, именно последовательные усилия по политической коммуникации кооперативной и корпоративной модели привели к реализации и, в конечном итоге, к электоральное подтверждение социальной рыночной экономики в послевоенной Западной Германии. [83]

Поначалу вызывавшая споры, эта модель становилась все более популярной в Западной Германии и Австрии, поскольку в обеих странах экономический успех ( Wirtschaftswunder с ней отождествляли ). С 1960-х годов социальная рыночная экономика была основной экономической моделью в континентальной Западной Европе, которой следовали администрации как правоцентристских ( во главе с ХДС/ХСС), так и левоцентристских (во главе с СДПГ). Концепция социальной рыночной экономики по-прежнему является общей экономической основой основных политических партий Германии, включая ХДС. [84] СвДП, [85] и СПД, [86] а приверженность той или иной форме социальной рыночной экономики присутствует в статье 3 Договора о Европейском Союзе . [ нужна ссылка ]

Соединенное Королевство [ править ]

В Соединенном Королевстве концепция социальной рыночной экономики была впервые предложена консервативным политиком Китом Джозефом . [87] После Второй мировой войны основные политические партии договорились о национализации промышленности и жестком экономическом регулировании. В 1970-х годах Джозеф представил эту идею как альтернативу послевоенному консенсусу, разрешающую свободные рынки для конкуренции и инноваций, в то время как роль правительства заключалась в том, чтобы помочь удержать кольцо, обеспечить инфраструктуру, поддерживать стабильную валюту, систему законов, реализацию правопорядка, обеспечение системы социальной защиты (государства всеобщего благосостояния), защита прав собственности и всех других прав, вовлеченных в экономический процесс. На протяжении всей своей политической карьеры Джозеф использовал свое положение, чтобы вновь заявить о принципах социальной рыночной экономики и изменить направление консервативной политики в Великобритании. [88] В конце концов, в 1974 году Джозеф создал аналитический центр для изучения этой модели и первоначально назвал его «Фонд Людвига Эрхарда» и «Институт социальной рыночной экономики», прежде чем остановился на названии « Центр политических исследований» . [89]

Европейский Союз [ править ]

Договор о Европейском Союзе установил следующие цели в статье 3(3):

Союз создает внутренний рынок . Он будет способствовать устойчивому развитию Европы, основанному на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен , высококонкурентной социальной рыночной экономике, нацеленной на полную занятость и социальный прогресс , а также на высоком уровне защиты и улучшения качества окружающей среды. Оно будет способствовать научно-техническому прогрессу. [90]

Заблуждения [ править ]

Хотя одним из главных факторов возникновения европейской модели капитализма была попытка улучшить условия труда рабочих при капитализме и тем самым предотвратить появление социализма или социалистической революции, [91] Американские критики и евроскептики отождествляют модель социального рынка с понятиями государства всеобщего благосостояния и иногда ошибочно считают ее социалистической. [11] [12] [16]

Экономические показатели

В 1996 году номинальный ВВП на душу населения в США составлял 29 968 долларов, а номинальный ВВП ЕС на душу населения составлял 19 752 доллара. [92] Двадцать четыре года спустя, в 2020 году, номинальный ВВП на душу населения в США составлял 63 544 доллара, а номинальный ВВП ЕС на душу населения — 33 928 долларов. В 1996 году номинальный ВВП ЕС на душу населения составлял около двух третей (66%) от ВВП США. В 2020 году номинальный ВВП ЕС на душу населения упал с двух третей до примерно половины (53%) от ВВП США. В номинальном выражении гражданин Европы стал на 20% беднее гражданина США за период 1996-2020 гг. За 24 года, с 1996 по 2020 год, гражданину США стало относительно дешевле оставаться в ЕС, а гражданину ЕС стало относительно дороже оставаться в США. [92] За этот период в 24 года, с 1996 по 2020 год, индекс потребительских цен в США вырос на 65%. [93] и на 51% в ЕС. [94] Согласно индексу потребительских цен, несмотря на то, что расходы на средства к существованию для гражданина ЕС выросли на 14% меньше, чем для гражданина США, в период 1996-2020 годов гражданин ЕС номинально стал на 20% беднее.

Однако отчасти это можно объяснить тем, что ряд более бедных стран присоединились к ЕС в 2000-х годах. Группа Всемирного банка написала, что европейская модель роста эффективно достигла экономической конвергенции, помогла бедным европейским странам достичь уровня своих более богатых соседей и стать экономикой с высоким уровнем дохода. Индермит Гилл говорит: «Можно без преувеличения сказать, что Европа изобрела «машину конвергенции», которая поглощает бедные страны и помогает им стать экономикой с высоким уровнем дохода». [95]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Тристан Кларидж (9 мая 2017 г.). «Социальный капитализм и социальный капитал – определения и обсуждение» . Socialcapitalresearch.com . Проверено 1 марта 2020 г.
  2. ^ «Социальный рынок» . Экономический словарь. Экономист .
  3. ^ Ральф М. Врубель, Социальная рыночная экономика как альтернативный подход к капитализму после финансового и экономического кризиса (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2020 г. , получено 21 октября 2015 г.
  4. ^ Коппштейн и Лихбах 2005 , с. 156
  5. ^ Спицка 2007 , с. 2.
  6. ^ Штеффен Мау (2003). Моральная экономика государств всеобщего благосостояния . Рутледж. п. 74 . ISBN  978-1-134-37055-9 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абельшаузер 2004 , с. 89-93.
  8. ^ Нильс Гольдшмидт, Герман Раухшвандтнер (2007). Философия социальной рыночной экономики: анализ ордолиберализма Мишеля Фуко . Фрайбургский университет, Фрайбургские дискуссионные доклады по регулятивной экономике. ЛПВП : 10419/4374 .
  9. ^ Ламбертс, Эмиэль (1997). Христианская демократия в Европейском Союзе, 1945/1995: Материалы Левенского коллоквиума, 15–18 ноября 1995 г. Издательство Левенского университета. п. 478. ИСБН  9789061868088 .
  10. ^ «GHDI — Документ — Страница» . Немецкая история . Проверено 10 октября 2022 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнольдс, Дэвид Б. (2002). На правильном пути: сообщества организуются ради экономических перемен . Я Шарп. п. 31 . ISBN  978-0-7656-0745-4 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван Ши, PGC; Воерманн, Геррит (2006). Разделительная линия между успехом и неудачей: сравнение либерализма в Нидерландах и Германии в 19 и 20 веках . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 103 . ISBN  978-3-8258-7668-5 .
  13. ^ Марктаннер, Маркус (июнь 2010 г.). «Решение маркетинговой проблемы социальной рыночной экономики» (PDF) . Фонд Конрада Аденауэра . Проверено 10 октября 2022 г.
  14. ^ Матиас Циммер (1997). Германия – Феникс в беде? . Университет Альберты. п. 157 . ISBN  978-0-88864-305-6 .
  15. ^ Лоуэлл Тернер (1998). Борьба за партнерство: труд и политика в объединенной Германии . Издательство Корнельского университета. п. 18 . ISBN  0-8014-8483-9 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стивен Хилл (2010). Обещания Европы: почему европейский путь — лучшая надежда в эпоху нестабильности . Издательство Калифорнийского университета. стр. 19–20 . ISBN  978-0-520-24857-1 .
  17. ^ Наоши Ямаваки (2002). «Вальтер Ойкен и Вильгельм Рёпке. Переоценка их экономической мысли и политики ордолиберализма». В Юичи Сионоя (ред.). Немецкая историческая школа . Рутледж. п. 199. ИСБН  1-134-62044-6 .
  18. ^ Эбигейл Б. Бакан; Элеонора Макдональд (2002). Критические политические исследования: дебаты и диалоги слева . McGill-Queen's Press. стр. 69–70 . ISBN  978-0-7735-6956-0 .
  19. ^ Салли Уилер (2002). Корпорации и третий путь . Харт Паблишинг. п. 17 . ISBN  978-1-901362-63-3 .
  20. ^ Тадеуш Ковалик (2003). «Системное разнообразие в условиях глобализации и интеграции». В Гжегоже В. Колодко (ред.). Страны с формирующимся рынком: глобализация и развитие . Издательство Эшгейт. стр. 214–215 . ISBN  978-0-7546-3706-6 .
  21. ^ Сьюзен Альберс Морман; Филип Х. Мирвис; Кристофер Г. Уорли; Авраам Б. Шани (2013). Создание сетей для устойчивой эффективности . Издательство Изумрудной группы. п. 16 . ISBN  978-1-78190-887-7 .
  22. ^ Мелани Уокер; Джон Никсон (2004). Возвращение университетов из беглого мира . МакГроу-Хилл Интернэшнл. п. 78 . ISBN  978-0-335-21291-0 .
  23. ^ Лоуэлл Баррингтон (2012). Сравнительная политика: структуры и выбор (2-е изд.). Cengage Обучение. стр. 43 , 71 . ISBN  978-1-133-71036-3 .
  24. ^ Мюллер-Армак, А., Социальная рыночная экономика - Краткий словарь социальных наук, том. 9, Геттинген, 1956, с. 249.
  25. ^ Джеймс К. Ван Хук, Восстановление Германии: создание социальной рыночной экономики 1945–1957, Cambridge University Press, 2004, ISBN   0-521-83362-0 , с. 185
  26. ^ Габлер Wirtschaftslexikon: Социальная рыночная экономика
  27. ^ Марк Э. Спицка (2007), Продажа экономического чуда: экономическая реконструкция и политика в Западной Германии, 1949–1957 , Berghahn Books, ISBN  978-1-84545-223-0 п. 80
  28. ^ Марк Э. Спицка (2007), Продажа экономического чуда: экономическая реконструкция и политика в Западной Германии, 1949–1957 , Berghahn Books, ISBN  978-1-84545-223-0 п. 53
  29. ^ Мюллер-Армак, А., Социальная рыночная экономика - Краткий словарь социальных наук , том. 9, Геттинген, 1956, с. 390; То же, экономический порядок и экономическая политика, исследования и концепции социальной рыночной экономики и европейской интеграции, Фрайбург-им-Брайсгау, 1966, с. 245.
  30. ^ Хайек, Ф.А. против, «Что такое и что означает слово «социальное»?», в: Хунольд, А. (ред.), Масса и демократия , Эрленбах-Цюрих/Штутгарт, 1957, стр. 71 и далее. вклад желаний, HF, Какая рыночная экономика заслуживает эпитета «социальная»? и Уортин, К., О социальных измерениях систем рыночной экономики, в: Хоманн, К.; Шенвиц, Д.; Вебер, Х.Дж.; Вунш, Х.Ф. (ред.), «Основные тексты по социальной рыночной экономике», том 2, «Социальное в социальной рыночной экономике», Штутгарт/Нью-Йорк, 1988, стр. 21–31 и стр. 411–415.
  31. ^ Николлс, А.Дж., Боннская республика - западногерманская демократия 1945–1990, Лондон/Нью-Йорк, 1997, стр. 59 и далее.
  32. ^ Репке, В., Civitas Humana - Основные вопросы социального и экономического порядка, Эрленбах-Цюрих, 1944.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мюллер-Армак А. На пути в Европу. Воспоминания и перспективы, Тюбинген/Штутгарт, 1971, стр. 50 и далее.
  34. ^ Что касается различных концепций государства, см. исследование Lange-von Kulessa, J.; Реннер А., Социальная рыночная экономика Альфреда Мюллера-Армака и ордолиберализм фрайбургской школы – О несовместимости двух взглядов на государство, в: ORDO 49, Штутгарт, 1998, стр. 79–104.
  35. ^ Ниппердей, Т., История Германии 1866–1918 гг. Первый том: Трудовой мир и гражданский дух, Мюнхен, 1993, с. 336.
  36. ^ Оппенгеймер, Ф., Система социологии (III/1). Том 3: Теория чистой и политической экономии, Часть 1: Основы, Йена, 1910, с. 9. Экономист Франц Оппенгеймер (1864–1943) также опубликовал свою экономическую концепцию в журнале Sprung über ein Jahrhundert , Берн/Лейпциг, 1935 г. под псевдонимом Ф.Д. Пелтон.
  37. ^ Оппенгеймер Ф., Ни так, ни так. Третий путь, Потсдам, 1933 год.
  38. ^ Оппенгеймер руководил докторской диссертацией Эрхарда под названием «Wesen und Inhalt der Werteinheit», а именно исследованием восприятия характера и содержания ценностей различными историческими школами в период с 1922 по 1925 год.
  39. ^ Эрхард, Л., Франц Оппенгеймер, учитель и друг (1964), в: Хоманн, К. (ред.), Людвиг Эрхард. Мысли пяти десятилетий, речи и письма, Дюссельдорф/Вена/Нью-Йорк, 1988b, с. 861.
  40. ^ О влиянии Оппенгеймера на Эрхарда см. Вунш, HF, Влияние Оппенгеймера на Эрхарда и его концепцию социальной рыночной экономики, в: Каспари, В.; Шефолд Б. (ред.), Франц Оппенгеймер и Адольф Лоу, два экономиста Франкфуртского университета, Марбург, 1996, стр. 141–161; Хазельбах Д., Теория капитализма и третьего пути Франца Оппенгеймера, в: Козловски П. (ред.), Теория капитализма в немецкой экономической традиции. Историзм, Ордо-либерализм, Критическая теория, Солидаризм, Берлин и др., 2000, стр. 54-86.
  41. ^ Эрхард, Л., Экономика и образование (17 августа 1957 г.), перепечатано в: Хоманн, К. (ред.), LC, 1988b, стр. 515.
  42. ^ Сравнительное исследование Гольдшмидт Н., Альфред Мюллер-Армак и Людвиг Эрхард: Либерализм социального рынка, в: CREPHE-CREA Histoire du Liberalisme en Europe, Brochure no. 21, Париж, 2004.
  43. ^ Эрхард, Л., Работая и разговаривая, Людвигсбург, 1966, с. 320.
  44. ^ Ф.А. Хайек, Фатальное самомнение: ошибки социализма (University of Chicago Press, 1991), стр. 117.
  45. ^ Эрхард, Л., Экономическая политика Германии - путь социальной рыночной экономики, Дюссельдорф/Вена/Нью-Йорк/Москва, 1992 (первоначально опубликовано в 1962 году), стр. 592.
  46. ^ Николлс, AJ, LC, 1994
  47. ^ Хентшель, В., Людвиг Эрхард - Жизнь политика, Берлин, 1998, стр. 75-78.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хентшель В., Людвиг Эрхард - Жизнь политика, Берлин, 1998, с. 25.
  49. ^ Эрхард Л., Рыночная экономика в конфликте мнений, напечатано в: Эрхард Л., Экономическая политика Германии - Путь социальной рыночной экономики, Дюссельдорф/Вена/Нью-Йорк/Москва, 1992, с. 70. Наконец, Эрхард использовал и описал этот термин в статье в газете Berliner Tagesspiegel от 23 апреля 1949 года.
  50. ^ Мюллер-Армак, А., Социальная рыночная экономика как экономический и социальный порядок, в: Обзор социальной экономики 36, Вашингтон, округ Колумбия, 1978, стр. 326 f.
  51. ^ Мюллер-Армак, А., Религия и экономика, Берн/Штутгарт, 1950, стр. 559 и далее.
  52. ^ Эрхард, Л., Процветание для всех, Гютерсло, 1963, с. 11.
  53. ^ Фридрих, Карл Дж. (1955). «Политическая мысль неолиберализма». Американский обзор политической науки . 49 (2). Американская ассоциация политических наук: 509–525. дои : 10.2307/1951819 . JSTOR   1951819 . S2CID   145643424 .
  54. ^ Кристина Блюменталь-Лампе: Программа экономической политики округов Фрайбурга: проект либерально-социальной послевоенной экономики, Берлин, 1973; Харальд Юнг: Социальная рыночная экономика и светский порядок, Берлин, 2009 г.
  55. ^ Мишель Альберт. Капитализм против капитализма . Урр; 1993. ISBN   978-1-870332-54-5 .
  56. ^ Институт Романа Герцога: Социальная рыночная экономика в Германии. Архивировано 24 февраля 2011 г. в Wayback Machine (немецкий).
  57. ^ ключевое слово «социальная рыночная экономика» = «Социальная рыночная экономика» Дюден Экономика от А до Я. Базовые знания для школы и учебы, работы и повседневной жизни. 2-е издание Мангейм: Библиографический институт и Ф.А. Брокгауз, 2004 г. Лицензионное издание Бонн: Федеральное агентство гражданского образования, 2004 г.
  58. ^ Gabler Wirtschaftslexikon: Запись: ключевое слово «социальная рыночная экономика» = социальная рыночная экономика.
  59. ^ Глосснер, CL; Грегош Д. «Формирование и реализация социальной рыночной экономики», Альфред Мюллер-Армак и Людвиг Эрхард, Санкт-Августин/Берлин, 2011, стр. 32.
  60. ^ EP Хеннок. «Социальная политика в условиях Империи: мифы и доказательства» German History 1998 16 (1): 58–74; Герман Бек, Истоки авторитарного государства всеобщего благосостояния в Пруссии. Консерваторы, бюрократия и социальный вопрос, 1815–70 . 1995.
  61. ^ Фредерик Б.М. Холлидей, Бисмарк (1970), с. 65
  62. ^ Например, Гетц, Х.Х., Духовные отцы социальной рыночной экономики, в: Эйк, Дж. (ред.), Как использовать деловой раздел ежедневной газеты, Франкфурт-на-Майне, 1971, стр. 57-61 или Ритер. , Х.; Шмольц М., Идеи немецкого ордолиберализма 1938–1945: указывая путь к новому экономическому порядку, в: Европейский журнал истории экономической мысли 1, Лондон, 1993, стр. 87–114.
  63. ^ Блюменберг-Лампе, К. (ред.), Путь к социальной рыночной экономике: презентации, протоколы, отчеты рабочей группы Эрвина фон Бекерата 1943–1947, Штутгарт, 1986, стр. 192.
  64. ^ Гросскеттлер, Х., Адольф Лампе, проблемы трансформации между мирной и военной экономикой и рабочая группа Эрвина фон Бекерата, в: Гольдшмидт, Н. (ред.), Экономика, политика и свобода, Фрайбург-им-Брайсгау, 2005, стр. 104 и Блюменберг-Лампе, К., Программа экономической политики «Фрайбургского края», Берлин, 1973, с. 64.
  65. ^ Репке, В., Основные вопросы рациональной экономической политики, в: Журнал швейцарской статистики и экономики, № 1, 1941, стр. 112; То же, Civitas Humana - Основные вопросы социального и экономического порядка, Эрленбах-Цюрих, 1944.
  66. ^ Мюллер-Армак, А., Экономический контроль и рыночная экономика, Гамбург, 1946, с. 88. Однако вопрос о происхождении термина «социальная рыночная экономика» до сих пор остается спорным. В своей автобиографии «Правда и реальность». Путь от мировых войн к социальной рыночной экономике и будущему мировому порядку, Homburg-Saarplatz, 1996, стр. 571 и далее, Карл Гюнтер Вайс, академический помощник бывшего постоянного представителя государственного секретаря в рейхсском министерстве экономики. Отто Олендорф утверждает, что термин «социальная рыночная экономика» стал результатом дискуссии с Людвигом Эрхардом 12 января 1945 года. Есть также некоторые свидетельства того, что Гарольд Раш, который в 1946/47 году был заместителем руководителя межзонального экономического управления, администрация Миндена использовала этот термин в конце 1947 и начале 1948 годов независимо от Мюллера-Армака (1901–1978); ср. Раш Х., Основы экономической конституции, Бад-Годесберг, 1948.
  67. ^ Мюллер-Армак, А., Социальная рыночная экономика - Краткий словарь социальных наук, том. 9, Геттинген, 1956, с. 390; То же, экономический порядок и экономическая политика, исследования и концепции социальной рыночной экономики и европейской интеграции, Фрайбург-им-Брайсгау, 1966, с. 245.
  68. ^ Коммун, П., Обращение Эрхарда к ордолиберализму: фундаментальная важность дискурса экономической политики во времена потрясений, в: Фрайбургские дискуссионные документы по конституционной экономике, 04/04, Фрайбург-им-Брайсгау, 2004.
  69. ^ Эрхард, Л., Экономическая политика Германии - путь социальной рыночной экономики, Дюссельдорф/Вена/Нью-Йорк/Москва, 1992 (первоначально опубликовано в 1962 году), стр. 592.
  70. ^ Стенографические отчеты за 1-40 гг. Генеральная ассамблея Экономического совета Объединенной экономической зоны (двухзонный Экономический совет) во Франкфурте-на-Майне, 8 томов, Висбаден/Франкфурт-на-Майне, 1947–1949, стр. 436 и далее.
  71. ^ Гёртемакер, М., История Федеративной Республики Германия: от основания до наших дней, Мюнхен, 1999, с. 148.
  72. ^ Столтенберг, Г., Конрад Аденауэр и социальная рыночная экономика, в: Политическое мнение, под редакцией Konrad-Adenauer-Stiftung (KAS), vol. 45 (373), Санкт-Огин, 2000, стр. 21 f.
  73. ^ Эрхард, Л., LC, 1992, стр. 69-85.
  74. ^ Мюллер-Армак, А., LC, 1971, с. 247.
  75. ^ Шварц, Х.-П., Аденауэр. Подъем. 1876–1952, Штутгарт, 1986, с. 602.
  76. ^ «Биография Конрада Аденауэра, Фонд Конрада Аденауэра» .
  77. ^ Христианско-демократический союз, ХДС и социальная рыночная экономика: Дюссельдорфские руководящие принципы экономической политики, сельскохозяйственной политики, социальной политики и жилищного строительства (1949)
  78. ^ Руководящие принципы экономической политики ХСС в Баварии (предположительно конец 1948 г.).
  79. ^ Принципы экономической политики рабочей группы ХДС/ХСС (предположительно, апрель 1949 г.).
  80. ^ Нарр, В.-Д., ХДС-СДПГ. Программа и практика с 1945 г., Штутгарт, 1966 г., с. 95.
  81. ^ Программа Аленера, в: Хек, Б. (ред.), ХДС и его программа - программы, декларации, резолюции, Melle/Sankt Augin, 1979, стр. 3-5.
  82. ^ Венгст, У., ХДС/ХСС в федеральной избирательной кампании 1949 года, в: Ежеквартальные буклеты по современной истории (VfZ) 34, № 1, Мюнхен, 1986, стр. 25.
  83. ^ Глосснер, CL, Создание немецкой послевоенной экономики - политическая коммуникация и общественное восприятие социальной рыночной экономики после Второй мировой войны, Лондон, 2010.
  84. ^ «60 лет социальной рыночной экономики». Архивировано 14 марта 2013 года в Wayback Machine . Христианско-демократический союз Германии. Проверено 10 октября 2022 г.
  85. Висбаденская программа СвДП. Архивировано 3 августа 2017 года в Wayback Machine . Свободная демократическая партия Германии. п. 14. Проверено 10 октября 2022 г.
  86. ^ Гамбургская программа СДПГ . Социал-демократическая партия Германии. п. 24. Архивировано 11 сентября 2008 г. на Wayback Machine. Проверено 10 октября 2022 г.
  87. ^ Эсмонд Бирни (1994). «Христианство и социальная рыночная экономика в Великобритании, Германии и Северной Ирландии» (PDF) . Журнал Ирландского христианского исследовательского центра . 5 .
  88. ^ Биффен, Джон (12 декабря 1994 г.). «Кит Джозеф» . Хранитель .
  89. ^ «Почему лейбористы до сих пор так одержимы немецкой моделью?» .
  90. ^ Договор о Европейском Союзе, статья 3 , параграф 3.
  91. ^ Грегори, Пол Р.; Стюарт, Роберт С. (2003). «Европейская модель». Сравнение экономических систем в XXI веке (7-е изд.). Юго-Западное издательство. п. 207. ИСБН  0-618-26181-8 . Карл Маркс также косвенно повлиял на европейскую модель через свои предупреждения о присущей капитализму нестабильности. Западная Европа, состоящая из процветающих стран, управляемых ненавистной Марксом буржуазией, боялась, что, если экономику предоставить самой себе, предсказание Маркса о крахе сбудется и пролетариат свергнет правящий класс [...] Канцлер Отто фон Бисмарк ввел законодательство о социальном обеспечении в Германии между 1883 и 1888 годами, несмотря на ожесточенную политическую оппозицию, как прямую попытку предотвратить социалистическую революцию Маркса.
  92. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Сравнение США и Европейского Союза по экономике» .
  93. ^ «Федеральный резервный банк Миннеаполиса, Исторические данные эпохи современного индекса потребительских цен США (ИПЦ)» .
  94. ^ «Федеральный резервный банк Сент-Луиса, Гармонизированный индекс потребительских цен» .
  95. ^ Золотой рост: восстановление блеска европейской экономической модели

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c74a2ff0d969db6b4963dcd539c7f0db__1719344460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/db/c74a2ff0d969db6b4963dcd539c7f0db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social market economy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)